УДК 94:329.18(417) «19» ББК 66.3(4 Ирл)
БЫЛ ЛИ ФАШИЗМ В ИРЛАНДИИ? ИССЛЕДОВАНИЕ ИРЛАНДСКОГО ПРАВОГО РАДИКАЛИЗМА 30-х — 40-х гг. ХХ ВЕКА
Аннотация. Межвоенный период ХХ в. характеризуется широким распространением в Европе общественно-политических движений крайне правого толка. Они имели много общих черт, но в то же время немало различий. Ирландия не осталась в стороне от общей тенденции. Но в этой стране процесс появления фашизма был обусловлен также логикой исторического развития. Здесь было несколько движений и организаций, близких по своей идеологии и практике к фашистским. Наибольшую известность получило движение «синерубашечников» во главе с Оуэном О'Даффи. Однако в историографии идут споры о том, правомерно ли относить «синерубашечников» к фашистам [1]. В этой статье автор стремится внести свой вклад в дискуссию, утверждая, что они были одной из разновидностей европейского фашизма.
Ключевые слова: Ирландия, национализм, правый радикализм, фашизм, корпоративизм, «синеруба-шечники», «зелёнорубашечники», О. О'Даффи, «Аилтири на Аишейрих».
V. I. Durov,
Candidate of Historical Sciences, Lecturer, Russian Air Force Military-Educational and Scientific Centre, Zhukovsky—Gagarin Air Force Academy, Voronezh, Russia
Annotation. The interwar period is characterized by a wide distribution in Europe of social and political movements of the extreme right. They shared a set of common features, but at the same time were also distinguished by many differences. Ireland did not remain outside this general trend. However, in Ireland the process was driven by the emergence of fascism on the European stage and the logic of historical development. There were several movements and organizations with ideologies and practices which were inspired by those of the National Socialists, in particular, the most well-known of which was the far-right «Blueshirts» movement headed by Owen O'Duffy. That said, historians have disputed how ideologically similar the «Blueshirts» were to the Nazis [1]. In this article, the author aims to contribute to this debate, arguing that they were more comparable to other European fascist movements.
Key words: Ireland, nationalism, right-wing radicalism, fascism, corporatism, Blueshirts, Greenshirts, Owen O'Duffy, Ailtirí na Aiséirighe.
Дуров Виктор Иванович,
кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Воронеж, Россия) wiktor [email protected]
DID FASCISM EXIST IN IRELAND? AN ANALYSIS OF RIGHT-WING RADICALISM IN IRELAND IN THE1930s AND1940s
- 185
Ряд российских исследователей сходятся во мнении, что основополагающими чертами фашизма являются: 1) этнический национализм; 2) агрессивная ксенофобия (например, антисемитизм); 3) мистический этатизм; 4) политическое насилие; 5) внешнеполитический экспансионизм; 6) вера в вождя; 7) социальный патернализм; 8) корпоративизм; 9) ориентация на традиционные ценности (семья, религия); 10) милитаризм; 11) антипарламентаризм; 12) антикоммунизм; 13) мистификация и мифологизация. Отличительной особенностью фашизма является его многоадресность, способность рекрутировать сторонников с самими различными взглядами. Наличие хотя бы четырех компонентов в идеологии движения: радикального этнонациона-лизма, этатизма, расизма и политического насилия как политических методов в борьбе за власть — образует фашизм [2].
Ярко представлены эти признаки в определении фашизма, предложенного итальянским историком Эмилио Джентиле. «Фашизм, — писал он — это современный политический феномен, националистический, революционный, антилиберальный и антимарксистский. Он организован в форме партии-ополчения с тоталитарными взглядами на политику и на государство и с базирующейся на мифе идеологией. Эта маскулинизированная и антигедонистическая идеология сакрализована в политической религии, которая утверждает абсолютный примат нации как этнически гомогенного органического сообщества, иерархически организованного в корпоративное государство с воинствующей миссией добиться могущества, власти и завоеваний с конечной целью создать новый порядок и новую цивилизацию» [3]. Не соглашаясь с автором в оценке революционного характера фашизма, думаю, что в остальном можно считать это определение достаточно полным.
Опираясь на предложенный инструментарий, попытаемся разобраться в вопросе о присутствии фашизма в политической жизни Ирландии межвоенного периода.
Корни ирландского политического
процесса второй четверти ХХ века
Проблемы, которые обозначились в «лихие» 1913—1923 гг., сплели гордиев узел, разрубить который пытались идеологи и акторы основных политических сил Ирландии на протяжении всего прошлого столетия. В ирландской историографии принято называть период 1916—1923 гг. «Ирландской революцией». Ее результатом стало воссоздание ирландской государственности. Эти годы отмечены Первой мировой войной, Дублинским восстанием 1916 г. и англо-ирландской войной 1919—1921 гг.
Закончилась эта война подписанием в Лондоне в декабре 1921 г. договора, по которому появился новый доминион — Ирландское Свободное Государство (далее — ИСГ). Оно несло большие финансовые обязательства перед Англией, депутаты Дойла (ирландского парламента) приносили присягу английской короне, а на острове сохранялись британские военно-морские базы [4]. Кроме того, из девяти графств, составлявших провинцию Ольстер [5], шесть оставались в составе Великобритании. Воссоединение народа стало задачей ирландского национализма, предопределив его историю на следующее столетие.
Ирландия так и не стала республикой, о которой грезили бойцы Ирландской республиканской армии (ИРА). 1922—1923 гг. стали новым этапом ирландской революции. Шла Гражданская война за полную независимость острова. Она закончилась в 1923 г., когда ИРА прекратила борьбу и ушла в подполье. После смерти Президента ИСГ А. Гриффитса и трагической гибели любимца народа М. Коллинза правительство возглавил консерватор Уильям Ко-сгрейв. Осенью 1922 г. он ввел чрезвычайное законодательство. В застенках оказалось 11 тысяч оппозиционеров. Выросло число эмигрантов [6].
У. Косгрейв возглавлял ИСГ около десятилетия (1923—1932 гг.). Он создал партию «Куман на Гэл», опиравшуюся на крупных фермеров, средние городские слои, католических священников, офицеров армии и полиции, чиновников. В эти годы был заложен фундамент ирландской государственности: принята конституция и сформирована парламентская система. Отличительной чертой эпохи «Куман на Гэл» стало торжество католицизма. Консервативный режим Косгрейва и «Куман на Гэл» во многом сохранил зависимость страны от Англии. В 1930 г. ситуацию осложнил мировой кризис, обострились социально-экономические противоречия. По стране прокатилась волна забастовок и стачек, аграрные волнения.
Сложившееся положение изменила новая партия «Фианна Фойл» (по-ирландски «солдаты судьбы»). Многие ее члены и сторонники осознали высокую вероятность прихода к власти конституционным путем. Их возглавил Имон Де Валера. На всеобщих выборах в 1927 г. партия заняла второе место, а в 1932 г. одержала победу над «Куман на Гэл». Новое правительство расширило число своих сторонников, введя пенсии по старости, отменив парламентскую присягу на верность короне и выплаты земельной ренты в английскую казну. Были освобождены политические заключенные, легализованы республиканские газеты и ИРА (даже не принявшие легальные методы И. Де Валеры). Пе-
реориентация аграрного сектора со скотоводческого на зерновой нанесла ущерб крупным фермерам — социальной опоре «Куман на Гэл». Ряды противников Де Валеры пополнили бывшие чиновники и офицеры, чьи привилегии были сведены к минимуму [7]. Политика «Фианна Фойл» вызвала резкую реакцию Англии, которая ввела высокие пошлины почти на весь экспорт ирландской продукции. Ирландия ответила пошлинами на многие британские товары. Началась экономическая война. Ее последствия привели к экспортной катастрофе, ударившей по интересам среднего фермерства. Объем производства с 1931 по 1933 г. сократился в два раза. «Фианна Фойл» начала вводить автаркию.
Выход на политическую сцену крайне правых. Оуэн О'Даффи
Оказавшись в оппозиции, «Куман на Гэл» проводил митинги, критиковал политику Де Валеры, навешивая на нее ярлыки, обвиняя в «незрелом большевизме» и «троцкизме», рассматривая ее как «шаг к ирландской антикулацкой кампании» [8]. На этом фоне начались столкновения между консерваторами и членами ИРА. На защиту ораторов «Куман на Гэл» встала организованная в феврале 1932 г. «Ассоциация товарищей по оружию» (далее — АТО), состоявшая из отставных военных. Ее создателями были полковник Остин Бреннан и комендант Нед Кронин. В организации состояли влиятельные деятели Ирландии, например, бывшие министры Р. Мэлкахи и Э. Блайт. АТО позиционировала себя защитницей «права свободы слова и собраний», которые, по их мнению, ограничивали «Фианна Фойл» и ИРА. Члены движения выступали против отмены некоторых привилегий военных ветеранов. Часто в их риторике слышались предостережения относительно усиления в стране коммунистов [9]. Это было явным преувеличением. Действительно, в 1931 г. сложилась небольшая политическая организация «Саор Эйре» («Свободная Ирландия»), которую организовали выходцы из левого крыла ИРА. Осенью 1931 г. ее запретили, реагируя на призывы клерикалов. В июле 1933 г. была образована Коммунистическая партия Ирландии, вошедшая вскоре в Коминтерн. Однако из-за малочисленности рабочих и успешной политики «Фианна Фойл» КПИ оставалась небольшой и маловлиятельной [10].
Первая проверка силы АТО состоялась в октябре 1932 г., когда 50 ее активистов под руководством Н. Кронина затеяли схватку с республиканцами [11]. Вскоре такие схватки сторонников ИРА и «Фианна Фойл», с одной стороны, и консерваторов — с другой, стали повседневностью. Обе сто-
роны пускали в ход палки, камни и клюшки для кёрлинга. Враждебность, овладевшую сторонами, лучше всего передают слова одного активиста ИРА: «Пока у нас есть кулаки, руки и ботинки, а если потребуется и оружие, мы не позволим предателям (дела Ирландской республики. — В. Д.) говорить свободно» [12]. Не оставалась в долгу и АТО. Н. Кронин призывал отвечать на каждый полученный удар десятком [13].
К концу 1932 г. АТО стала одной из серьезных политических сил Ирландии. Вскоре у движения появилась униформа. Идея о ее введении принадлежала Н. Кронину. Одобрение получил предложенный Э. Блайтом синий цвет униформы. Выбор этот имел символическое значение. Оттенок синего и ставший эмблемой Х-образный красный крест почитались в стране атрибутами Св. Патрика. Первое официальное появление в униформе произошло на съезде АТО в апреле 1933 г. в графстве Килкенни. Делегаты были одеты в синие рубашки с погонами и черными пуговицами, черным галстуком и в черные береты [14]. За униформу активисты получили прозвище «синерубашечников». Вскоре движение начало издавать газету «Блюшерт» (синяя рубаха).
Многие в Ирландии отмечали иностранное влияние на движение, ссылаясь на «черные рубахи» в Италии, «коричневые рубахи» в Германии, «серые рубахи» в Норвегии. Лидеры АТО отвергали эти сравнения. По их словам, униформа стирала классовые различия и укрепляла товарищество. Присутствовал в этом и практический аспект: так легче было распознать «своих» в темноте и во время стычек.
Ирландским правым требовался национальный лидер, «другой Коллинз». Им нужна была новая фигура, с которой избиратели не ассоциировали бы политику Косгрейва. Таким лидером стал Оуэн О'Даффи.
Карьера О. О'Даффи в какой-то степени была хрестоматийной для ирландской элиты межвоенного периода. В 1917 г. он вступил в организацию ирландских волонтеров, участвовал в англо-ирландской войне, был в руководстве ИРА. В годы Гражданской войны его назначили генералом юго-западного оперативного округа. На этом посту он сблизился с М. Коллинзом. В сентябре 1922 г. стал начальником ирландской полиции, пост которого занимал около 10 лет. О. О'Даффи был хорошо узнаваем благодаря своей общественной деятельности (член Национальной ассоциации атлетики и велоспорта, Гэльской атлетической ассоциации и казначей Совета Ольстера). В 1932 г. генерал О. О'Даффи руководил ирландской командой на Олимпийских играх.
- 187
На посту главного полицейского О'Даффи явно симпатизировал активистам АТО. В правительстве были недовольны его бездействием по наведению порядка. В феврале 1933 г., после сокрушительной победы «Фианна Фойл» на очередных выборах, Де Валера отправил оппозиционного генерала в отставку [15]. Вскоре О'Даффи предложили возглавить «синерубашечников», и он дал на это свое согласие.
В первые месяцы он действительно показал себя как активный и инициативный лидер, добиваясь того, чтобы стать своего рода «ирландским дуче». В организации были насаждены авторитарные принципы руководства. Ее глава стал именоваться генерал-директором. Он, в свою очередь, назначал директоров организации в графствах, а те — капитанов подразделений. Генерал-директор также определял состав Центрального комитета. Организация стала более закрытой. Раньше в нее мог вступить любой мужчина. Теперь в нее не могли попасть евреи и атеисты. Заметно усилилась активность «синерубашечников»: участились демонстрации и шествия. Одной из их целей была демонстрация своей возросшей силы (в них участвовало от нескольких сотен до 14 тыс.). Росло число сторонников организации. Специально для них поэтом У. Б. Йетсом был написан текст марша [16].
В конституцию движения было заложено требование воссоединения Ирландии; провозглашалась оппозиционность коммунизму и иностранному влиянию; поддержка христианских принципов во всех сферах общественной жизни и т. д. Наличествовали в ней и идеи корпоративизма, впервые внесенные в ирландскую политическую повестку дня. Девизом движения стало — «Ирландия, мы служим тебе!» [17]. За полтора года организация последовательно сменила несколько названий: «Национальная гвардия», «Ассоциация Молодой Ирландии», «Лига молодых». Это было связано с запретами движения и стремлением его сохранить.
В движении было много молодежи. Ее привлекала романтика маршей, туристических походов, дух спортивной борьбы (соревнования по гэльскому футболу, кёрлингу, боксу), танцы и «другие развлечения, способствующие социальному взаимодействию вдали от любопытствующих глаз священников и родителей». Молодежь объединялась в отделения для мальчиков в возрасте от 10 до 17 лет. Была также одна секция девушек. Девизом служил лозунг «Служение, Дисциплина, Страна». Политизация молодежи формально отвергалась. Молодых людей, согласно заявленным установкам, приучали дисциплине, упорству, самоконтролю, самопожертвованию, ловкости, физическому
и психологическому бесстрашию. «Мы должны помочь им стать хорошими гражданами», — говорил О'Даффи [18].
Достоверных данных о численности организации нет. Ирландский исследователь М. Мэннинг утверждает, что к концу 1932 г. в рядах АТО было 20—30 тыс. После основания «Национальной гвардии» О'Даффи называл цифру в 62 тыс., а к концу
1933 г. — в 100 тыс. человек. В начале 1934 г. он хвастал тем, что численность его организации возросла до 120 тыс. сторонников. Его соотечественник М. Кронин ссылался иную динамику: в октябре
1932 г. — 8337, марте 1934 г. — 37 937 и в августе
1934 г. — 47 923 членов. Отечественный историк А. О. Наумов называет цифру свыше 60 тыс. Согласно же официальным источникам движение никогда не насчитывало более 20 тыс. членов [19]. Более вероятно, на наш взгляд, что в организации, даже в самые лучшие для нее времена, состояло не более 30—50 тыс. При всём этом она, бесспорно, представляла серьезную политическую силу.
Правительство обратило особое внимание на организацию после того, как ею был назначен парад в Дублине. Он должен был состояться 20 августа 1933 г. с участием 20 тыс. «синерубашечников». Позднее число участников по экономическим причинам было уменьшено до 3—4 тыс. [20].
Накануне парада столкновения между республиканцами и «синерубашечниками» участились. Активность «Национальной гвардии» вызвала беспокойство властей. В полицейских рапортах «си-нерубашечников» именовали «грозной мятежной силой и источником повышенной опасности миру и спокойствию» [21]. Немалую роль играло и то, что планируемый в Дублине парад слишком напоминал марш Муссолини на Рим. В Дублин была стянута полиция, а сам парад запрещен. В сентябре
1933 г. запретили и само движение.
Отечественные историки обычно не сомневаются в том, что О'Даффи всерьез готовился к путчу [22]. Однако в зарубежной историографии подобная точка зрения ставится под сомнение. Отсутствие достоверных источников, подтверждающих существование таких планов, считают исследователи Ф. МакГарри и М. Мэннин, делают их реальность маловероятной, хотя не отрицают опасности, которую таил в себе сам марш, проводимый в городе. Не приходится отрицать и то, что в кругах консерваторов в конце 1932 г., действительно, обсуждалась возможность переворота в случае победы «Фианна Фойла» на повторных выборах, но происходило это до прихода к руководству О'Даффи. Сомнительно, что у О'Даффи хватило решимости на такие поступки. Это подтверждает, в частности,
и то, что генерал так и не осмелился ослушаться запрета парада и пойти на прямую конфронтацию с Де Валерой [23].
Новым этапом в развитии движения стал сентябрь 1933 г., когда была образована коалиционная партия «Фине Гэл» (Объединенная партия). В нее влились «Куман на Гэл» и крохотная «Партия Центра». Лидером «Фине Гэл» стал О. О'Даффи. Фракцию в Дойле возглавил У. Косгрейв. Выбор пал на генерала не случайно. Партийные бонзы учли его амбиции и тщеславие, а также широкую известность. Генерал согласился стать во главе новой партии с условием принятия ею идей корпоративизма [24]. Согласие стало для «Фина Гэл» фатальным. В новую партию движение «синих рубашек» вошло с новым названием — «Ассоциация Молодой Ирландии». По справедливому мнению А. Д. Колпакова, хотя «Ассоциация» и вошла в партию на автономных началах, «ее члены автоматически становились членами более широкого, общего целого...» [25].
Генерал с энтузиазмом приступил к исполнению своих новых обязанностей. Страна покрылась сетью ее отделений. С ноября 1933 г. по февраль 1934 г. их число выросло с 700 до 1038 [26]! Первые шесть месяцев «Фина Гэл» росла и крепла. Ее атрибутика всё чаще мелькала на ирландских улицах.
Вместе с тем политическое насилие продолжилось. Оно проявилось в двух формах. То и дело возникали стычки с республиканцами и рабочими на улицах, дорогах и в общественных зданиях. Так, в сентябре 1933 г. в Лимерике в результате столкновения были госпитализированы 30 человек. В октябре на митинге в Трали толпа забросала митингующих ультраправых камнями. Ранение в голову получил сам генерал. Второй формой насилия стало сопротивление фермеров сбору ренты, налеты на ее сборщиков и их дома.
Официальной реакции правительства на создание в декабре 1933 г. новой правой организации «Лиги молодых» не последовало. Но, когда О'Даффи прибыл в Уэстпорт, его встретил отряд полицейских, запретивших ему участие в митинге. Ситуацию усугубляли агрессивные речи О'Даффи, противоречащие официальной позиции партии «Фина Гэл». Он всё чаще нападал на «Фианна Фойл», обвиняя ее в коррумпированности и антидемократизме [27].
В феврале 1934 г. на рассмотрение в Дойле был предложен билль по ограничению ношения униформы. Его представлял министр юстиции П. Дж. Раттледж. Целью билля было сохранение мира и поддержание порядка. Виновниками беспорядков министр назвал «синерубашечников», которые, по его мнению, желали установления фа-
шистского государства в Ирландии. Законопроект поддержали депутаты от «Фианна Фойл» и лично де Валера.
Депутаты «Фина Гэл» расценили билль как попытку правительства распустить конституционную оппозицию и установить диктатуру [28]. Между тем, в марте 1934 г. билль стал законом, получив большинство в 16 голосов, однако из-за позиции сената его вступление в силу было отложено на полтора года. За это время произошли существенные перемены и принятый окончательно закон подтвердил более решительную линию правительства в отношении «Лиги молодых».
О'Даффи слыл сторонником силового решения вопроса о разделе Ирландии. За эту позицию английская администрация в Белфасте запретила отделения «Национальной гвардии» в Ольстере сразу же после их образования. В августе 1934 г. Ирландию посетил видный функционер норвежских «серых рубашек», что дало новый повод для критики движения и обвинений его в фашизации. Репутация партии «Фина Гэл» серьезно пострадала. В сентябре 1934 г. состоялась встреча ее лидеров Ко-сгрейва, Диллона и Кронина с О'Даффи. Последнему предложили условия, согласно которым ему надлежало проводить еженедельные консультации с вице-президентом партии, ограничить общение с прессой. О'Даффи отказался принять условия и 21 сентября 1934 г. заявил о своей отставке [29]. Уход «ирландского дуче» стал политической сенсацией. Центральный комитет «Лиги молодых» выбрал новым генеральным директором Н. Крони-на, но движение в целом претерпело существенное расстройство.
Что же побудило генерала О'Даффи решиться на отставку? Прежде всего, разногласия с Косгрейвом. Генерал оправдывал использование насилия для достижения цели, в то время как Косгрейв придерживался мнения, что движению следует опираться на конституционные методы. По-разному воспринималась ими корпоративная политика. Не было между ним и согласия по вопросу об Ольстере. «Фина Гэл» стремилась к воссоединению страны как равноправного члена Содружества наций. Генерала же устраивало объединение лишь в качестве суверенного субъекта. Нельзя не учитывать и специфики личности О'Даффи. Авторитарный генерал не мог принять в качестве условия еженедельные встречи с вице-президентом с обязательным согласованием выступлений, тем более — ограничения в общении с прессой. Отсутствие достаточного политического опыта и знакомства с основами парламентской системы не позволяли ему понять механизм функционирования парламентаризма, следо-
- 189
вательно, делали неподходящим для роли лидера большой парламентской партии. Его военное прошлое предопределило его склонность к прямым методам. Он часто отказывался действовать дипломатично и в правовом поле. Из-за его природной неугомонности и вспыльчивости с ним было тяжело работать [30]. В итоге партии, в которой он играл столь видную роль, пришлось заплатить высокую цену — потерю множества сторонников [31].
Некоторое время спустя между генералом и Кронином началась борьба за «Лигу молодежи». Генерал ездил по стране с турами, призывая бывших соратников давать ему клятву на верность. Но Н. Кронину удалось обскакать бывшего «шефа». Это произошло по ряду причин: личные контакты со многими главами местных отделений, поддержка газет «Юнайтед Айришмен», «Блю-шерт» и почти всех влиятельных лиц в движении «синерубашечников» и в «Фина Гэл», контроль над штаб-квартирой организации придавали Н. Крони-ну дополнительную легитимность [32].
Осенью 1934 г. аграрные беспорядки и другие формы насилия достигли апогея. Но на этот раз правительство заняло решительную позицию и сумело навести порядок. От «Фина Гэл» требовали отмежеваться от аграрных беспорядков, которые ассоциировались с «синерубашечниками». Состоялась серия судебных разбирательств, на которых были осуждены многие фермеры и некоторые местные лидеры «синих рубашек». Правительство ужесточило политику и в отношении ИРА. Немалую роль в этом сыграла позиция Де Валера, который позволил ИРА дискредитировать себя в схватках с «синерубашечниками» [33]. Был принят закон о выплате пенсий членам ИРА и всем участникам гражданской войны. Эти меры подорвали социальную опору сторонников беспорядков.
В середине 1935 г. политическое насилие «сине-рубашечников» выдохлось. В «Лиге молодых» произошел окончательный раскол, который серьезно ударил по ее численности. По официальным данным в сентябре 1935 г. она насчитывала 4050 человек [34]. Принятие пакта «об угле и скоте» с Англией, поднявшего экспортные квоты, ослабило недовольство политикой «Фианна Фойл». В 1938 г. экономическая война закончилась подписанием соглашения, по которому Лондон уменьшил ирландскую задолженность и вывел свои военно-морские базы с острова. Дублин в ответ снизил тарифные барьеры для британского импорта. Это был крупный шаг в направлении улучшения англо-ирландских отношений.
В августе 1935 г. в Дублине на конгрессе «Лиги молодых» была проведена реорганизация, поло-
жившая конец автократии. Главное изменение касалось процедуры назначений. Теперь все кандидаты на офицерские должности обязаны были пройти через процедуру выборов. На смену назначаемому Центральному комитету пришел избираемый Национальный совет [35]. Тем не менее общая внутриполитическая обстановка не способствовала упрочению движения. Запрет ИРА, свободное проведение митингов «Фина Гэл», а также трудности с финансированием движения поставили вопрос об его целесообразности. В конце 1936 г. по предложению О'Хиггинса на собрании Национального совета «Лиги молодых» было принято решение о новой реорганизации. Контроль над движением переходил к постоянному комитету «Фина Гэл», который, хотя и состоял из офицеров «Лиги молодых», входил в структуру партии. Так была ликвидирована автономия «синих». Это решение означало конец движения [36].
Деятельность О'Даффи после раскола
После раскола «Лиги молодых» в деятельности О'Даффи прослеживалось три главных направления. Первое — издание еженедельной газеты «Блю-шерт», затем «Нэйшан». Однако попытки распространения своих взглядов через газету не увенчались успехом.
Второе направление — создание и руководство Национальной корпоративной партией (далее — НКП). Партия родилась на конгрессе в Дублине 8 июня 1935 г. Ее лидером был избираемый ежегодно генерал-директор, а высшим органом — Национальный исполнительный комитет, куда входили генерал-директор, сотрудники штаб-квартиры, директора местных отделений, а также делегаты от профессиональных групп, которые предполагалось создать в ближайшие годы. Партийцам разрешалось ношение униформы [37]. Они давали клятву и обязывались не состоять в тайных организациях.
Новая организация считала своими врагами коммунистов, капиталистов и любые формы диктатуры. Она выступала за воссоединение Ирландии. Государство предполагалось строить на республиканских принципах, но на корпоративистских началах с однопартийной системой. Во главе страны должен был находиться президент с широкими полномочиями. Парламент предполагалось преобразовать в Национальный совет корпораций [38]. Программу обещали претворить в жизнь после победы НКП на всеобщих выборах.
После раскола делопроизводство не велось. Поэтому численность активистов преобразованной «Лиги молодых» трудно определить. По сообщениям полиции, собрания местных отделений посе-
щало не более 20 членов, но торжественные мероприятия отличались массовостью (в отдельных случаях в них участвовало до четырех тысяч человек). «Юнайтед Айришмен» писала о 10 % оставшихся с генералом «синерубашечниках», что составляло примерно 4800 человек. Видимо, партия была небольшой, однако способной к мобилизации масс. Отметим также резкое изменение ее гендерного состава. Если до раскола среди «синерубашечников» было до 26 % женщин, то теперь их число сократилось в три раза. Британский исследователь М. Уайт объяснял это женоненавистничеством генерала [39].
На ранних этапах НКП не придерживалась антисемитизма, но затем нападки на евреев стали встречаться всё чаще. Однако общим врагом для НКП и ирландских националистов оставалась Британская империя [40]. Главенствующее место в программе НКП занимали вопросы сельского хозяйства. Решение аграрных вопросов предлагалось передать самим фермерам, в их корпорации [41]. Чтобы партия не ассоциировалась с «Фина Гэл», был изменен дизайн униформы. Сначала это были еще голубые рубахи, но с галстуками зеленого цвета, а черные береты сменили волонтерские фуражки образца 1916 г.
На последнем конгрессе НКП летом 1936 г. была принята резолюция, определившая политику партии в случае прихода к власти. Наряду с традиционным антибританизмом она содержала требования заменить общественные работы пособием по безработице; изгнать иностранцев с ключевых позиций в промышленности; выйти из Лиги Наций ввиду дороговизны ее обслуживания; создать военно-промышленный комплекс; лишить университеты мест в Дойле; вывести из сферы политики вопросы экономической войны; прекратить сбор земельной ренты; разделить и распределить земли непродуктивных ранчо.
Новых идей программа не содержала. О'Даффи проявил явную неспособность воссоздать массовую организацию, аналогичную «синим рубахам» на их раннем этапе [42].
После раскола «Лиги молодых» генерал направил свою энергию на международную сферу (третье направление). В конце 1920-х гг. он побывал в Италии и напрямую познакомился с идеями и результатами деятельности фашизма. Итальянское правительство проявляло интерес к генералу. Итальянский посол в Англии Дино Гранди торжественно отнес О'Даффи к числу безусловных фашистов [43].
В декабре 1934 г. О'Даффи посетил конференцию в Цюрихе, спонсируемую германскими нацистами. В том же месяце в швейцарском городе Мон-тре состоялся международный конгресс, на который
прибыли делегаты от большинства корпоративных и фашистских движений Европы (не было лишь представителей Англии и Германии). Конгресс курировал Рим, стремившийся возглавить ультраправых на континенте. Ирландский делегат был избран в состав постоянной «Комиссии за универсальный фашизм», куда также вошли Э. Козельски (Италия), Ф. Клаузен (Дания), М. Бюкар (Франция), В. Квислинг (Норвегия) и др. После конгресса О'Даффи посетил Рим, где встретился с Муссолини, а в 1935 г. присутствовал на собраниях фашистского интернационала в Париже, Женеве и Амстердаме. Затем генерал совершил на немецкие средства ознакомительную поездку по Германии с посещением лагерей немецкой молодежи и штурмовых отрядов [44].
С началом итальянской агрессии в Эфиопии в 1935 г. О'Даффи выступил в поддержку действий Б. Муссолини и осудил Лигу наций за политику санкций в отношении Италии. В сентябре 1935 г. на конгрессе в Монтре он анонсировал создание ирландского легиона в 1000 человек, «которому предстояло сражаться за принципы корпоративной системы, против как марксизма, так и капитализма» [45]. Правда, на родине новые друзья генерала понравились далеко не всем. «Юнайтед Айришмэн» уличала его в неискренности и заверяла: корпоративное государство может быть построено на основе папских энциклик без фашистских черт [46].
Наибольшую известность О'Даффи приобрел своим участием в Гражданской войне в Испании на стороне франкистов. Ирландское население сочувствовало сторонникам Франко, которых местная пресса изображала защитниками христианства от «коммунистической заразы». Католические капелланы призвали паству молиться за националистическую Испанию. Это серьезно повлияло на прихожан. Появились общественные организации «помощи единоверцам». В Дойле всё громче звучали голоса, требовавшие признания Франко законным главой испанского правительства. Внутри страны развернулась «охота на ведьм». Объектом нападок стали рабочие, сочувствующие социал-демократам, которых обвиняли в шпионаже в пользу Советского Союза. Ораторы убеждали слушателей и в том, что коммунисты-ирландцы, которых насчитывалось около 40 тыс., намерены с оружием подняться против веры отцов. Публику пугали перспективой создания «пролетарской республики», которая будет попирать независимость и свободу, уничтожит священнослужителей и монахов и превратит в рабов «трудящиеся классы» [47]. Истерия, направленная против левых идей и испанских республиканцев, казалось, не имела предела.
191
«Ирландский дуче» увидел в испанских событиях дополнительный шанс возвратиться в «большую политику». В газетах публиковались объявления о наборе в добровольческую бригаду «для борьбы за христианство в Испании». Генерал рассчитывал на большой приток добровольцев (до шести тысяч). В сентябре 1936 г. он полетел в Испанию на встречу с генералами Мола и Франко для обсуждения организационных вопросов. По возвращении О'Даффи принялся за формирование легиона. Партийные дела отошли на второй план. Однако сразу возникли трудности логистического и юридического характера. Осенняя промозглая погода была не лучшим временем для экспедиции, испытывающей к тому же нехватку средств и транспорта. Вместе с тем «билль о невмешательстве в испанские дела» и правительственный запрет на участие граждан ИСГ в Гражданской войне на континенте делал его усилия незаконными.
В условиях строгой конспирации «ирландскому дуче» всё же удалось сколотить легион. Отъезд в Испанию несколько раз откладывался, однако, в конце концов, поздней осенью 1936 г. добровольцы попали на Пиренейский полуостров, где ими был сформирован ирландский батальон численностью в 670 человек. Его офицерский состав был исключительно ирландским. По социальному составу преобладали выходы из сельской местности. Большинство приехало по религиозным мотивам. Батальон располагал национальной символикой.
С первых же дней пребывания в Испании ирландцы проявили себя не лучшим образом. Дисциплина в батальоне была слабой. Ирландцы злоупотребляли винным раздольем Иберии.
После месяца тренировок батальон вышел на боевые позиции севернее Мадрида. Первое столкновение произошло 18 февраля 1937 г. Но его противником оказались не республиканцы. По недоразумению в перестрелке приняли участие фалангисты из другого иностранного батальона, который понес серьезные потери. Вскоре батальон перебросили на Харамский участок фронта. Но и здесь ирландцы показали себя плохими бойцами, чему во многом способствовал сам генерал, щедрый на поблажки личному составу. Перевод батальона на новый участок фронта не принес желаемых изменений. Нахождение ирландцев в Испании становилось бессмысленным.
Франко был крайне недоволен ирландским батальоном. В письме О'Даффи он обращал его внимание на низкую подготовку, слабый профессионализм офицеров и «фактическое отсутствие вклада ирландцев в общее дело победы».
Под предлогом окончания 6-месячного контракта, большинство ирландских легионеров покинули страну. Осталось только девять человек. «Крестовый поход» против коммунизма завершился. 17 июня 1937 г. бывшие легионеры прибыли в Дублин [48]. Симпатии к Франко в стране сохранялись, и бригада даже прошла маршем по улицам столицы. Но это не подняло рейтинга партии. Оставшись без своего застрявшего в Испании лидера, она оказалась неспособной к активной политической деятельности [49].
Э. Блайт спустя 40 лет так объяснял участие ирландцев в войне на стороне фалангистов: «О'Даффи хотел привезти в Испанию тысячи ирландцев, чтобы они прошли там военную выучку, немного повоевали и по возвращении домой привели бы его к власти... Он был совершенно необузданным человеком, полным чванства и самодовольства, и считал, что равных ему нет. Тысячи идиотов готовы были отправиться в Испанию «сражаться за бога». Олухи и болваны по всей Ирландии думали, что защищают свою веру» [50]. Однако надежды генерала вновь не оправдались. «Ирландский дуче» позднее напишет: «Наше небольшое подразделение не играло, и не могло играть, очень важной роли в испанской гражданской войне, но мы были убеждены, что нашей стране следует быть представленной в битве с мировым коммунизмом. Мы не искали награды. Мы исполняли наш долг» [51]. Сами же члены легиона были сильно подавлены и видели причины неудач в бездарности командиров (прежде всего самого О'Даффи) и в политизации своей миссии [52].
После испанских событий генерал исчез из политики. Правда, в разгар международной напряженности на континенте в 1939 г., на него, пользуясь его симпатиями к Германии, вышел немецкий агент Оскар Пфаус. Его задача заключалась в установлении контакта с ИРА. Но генерал уже утратил прежние связи. С началом Второй мировой войной Де Валера объявил о нейтралитете страны [53], что одобрило большинство граждан. Старый генерал обратился к Президенту с предложением своих услуг на любом посту, но получил вежливый отказ. Тогда он предпринял попытку стать полезным другой стороне. Искренне веря в победу Германии над СССР и будучи готовым на сотрудничество с нацистами, он отправил немцам предложение о формировании ирландской дивизии добровольцев для борьбы с коммунизмом на советско-германском фронте. Однако оно было оставлено без ответа [54]. Видимо, в Берлине знали об испанских «успехах» генерала. Оказавшись оторванным от активной жизни, он начал пить и умер 30 ноября 1944 г.
В научной литературе нет единого мнения о лидерских качествах Оуэна О'Даффи. Можно ли считать его харизматичным лидером? Копья по этому вопросу продолжают ломаться и сегодня. Так, М. Мэннинг отрицает наличие у него харизмы [55]. Э. Джексон, напротив, называет генерала «харизматическим и сумасбродным дуче» [56]. М. Кро-нин убедительно обращает внимание на противоречие между наличием культа лидера в руководимом генералом движения [57], и его личными качествами, не позволявшими ему стать национальным героем наравне с М. Коллинзом и, тем более, такой сильной личностью, как И. Де Валера.
Идеологические концепты
Одной из узловых в рассмотренных движениях была идея корпоративизма. Корпоративизм выступал против либерализма, отстаивая взгляд на государство как инструмент, обеспечивающий скорее, нужды национальной общности, чем индивидуума. Он появился на рубеже XIX—XX вв., что, по мнению некоторых ученых, было связано не только с развитием капитализма, но также с ростом национализма и образованием национальных государств [58]. Корпоративизм преподносился как третий путь развития, альтернативный капитализму и коммунизму. Он предполагал осуществление принципов классового сотрудничества в экономической области. В его основе лежало несколько достаточно примитивных положений. Во-первых, корпорации организационно объединяют капиталиста и пролетария одной отрасли. Это создает благоприятные условия для сотрудничества классов, преодоления классовой борьбы. Во-вторых, с помощью корпораций может быть создана всеобщая, единая организация народного хозяйства, в основе которой лежали бы пять элементов: регулирование цен, регулирование производства, фиксация заработной платы и условий труда, регулирование сфер деятельности и управление программами социального обеспечения [59]. Третьим положением было создание сильного государства с высокой концентрацией власти и процесса принятия решений. Такую форму корпоративизма в политологии называют авторитарной. Ее примерами были режимы Муссолини, Салазара и Франко.
Другую форму корпоративизма предлагали теоретики социального католицизма. В ее основе лежали папские энциклики «Rerum Novarum» (1891) и «Quadragesimo Anno» (1931). Парламентаризм в этой модели частично сохранялся. В основу правового поля закладывались не права и свободы, но обязанности и дисциплина в отношении иерархического государства. Главной ценностью выступа-
ла частная собственность, на основе которой строилась иерархическая система. Забастовки и локауты объявлялись вне закона, а регулирование классовых противоречий осуществлялось на базе профессиональной солидарности [60]. Эти идеи были известны в Ирландии сравнительно давно, но именно «синие рубахи» стали первой организацией, которая приняла их и сделала центральными в своей политике.
В начале 1930-х гг. на Ирландию обрушился поток статей, в которых рассматривались установки корпоративизма. Появились и его собственные теоретики. К ним относились профессор Джеймс Хо-ган из университета Корка и профессор Майкл Ти-ерни из Национального университета Дублина, а также Э. Блайт и Д. Фитцджеральд [61].
М. Тиерни считал, что классовый конфликт можно разрешить, установив экономическое и социальное равенства, что возможно при реорганизации общества на основе профессиональных групп и создания системы национальных и местных экономических корпораций. Причем для перехода к предлагаемой модели общества этап гражданской войны или диктатуры не обязательны. В политической сфере, по Тиерни, следовало сузить влияние парламента на экономику. Она должна попасть в зону ответственности ассоциаций работников и работодателей по отраслям. Совместное рассмотрение проблемных вопросов устранит классовый конфликт [62]. Явное сходство с итальянским фашизмом Тиерни отрицал, указывая на различные исторические и политические условия в двух странах. Он подчеркивал, что в Ирландии корпоративизм следует строить лишь конституционным путем. Центральной идеей его взглядов были «автономия и равенство», которые должны строиться на принципах субординации и дисциплины [63]. Будущее не только Ирландии, но всего мира — в установлении корпоративизма на христианских ценностях.
Тиерни и Хоган поддерживали авторитарные идеи, характеризующиеся резким антикоммунизмом и верой, что либеральная демократия неадекватна вызовам современности [64]. Влияние на них континентальных влияний не вызывает сомнений.
Радикализация затронула и ряд бывших сторонников договора с Англией, разочаровавшихся в парламентской демократии и занявших крайне правые позиции. К их числу относился, например, бывший министр Д. Фитцджеральд. Он опасался, что вмешательство кабинета Де Валеры в экономику приведет к установлению коммунизма в стране и, будучи сторонником «философии действия», считал фашизм необходимым оплотом против коммунизма [65].
К самому правому краю политического спектра примыкали и воззрения Э. Блайта. Он выступал за
- 193
плановую экономику и строго иерархичное общество во главе с Советом корпораций, выборы в который должны были проходить по уровням — от низшего к высшему. На вершине пирамиды должна была находиться организация «синих рубах» во главе с генерал-директором. «Синие рубахи» являлись, по его мнению, инструментом тотального контроля. Таким образом, идеи Блайта были близки к авторитарному корпоративизму [66].
О'Даффи, впитав взгляды Тиерни, Хогена и других, полагал, что корпоративизм — творение гэльского эпического прошлого. Он верил в «транзит» ирландской древней организации в Европу, где та превратилась в фашизм. Во имя конструкции такой реальности генерал апеллировал к мессианству ирландских средневековых монахов. Подобные ссылки на родство с «золотым веком», героическим прошлым, часто встречаются в фашистских движениях: Древний Рим у итальянских фашистов и тевтонское прошлое у германского нацизма. На основах гэльского корпоративизма должно было произойти национальное возрождение ирландцев, отказавшихся от демократических институтов как чуждых истории, культуре и судьбе страны [67]. В риторике О'Даффи можно было нередко услышать отсылки к Гэльскому возрождению на рубежах XIX—XX вв. и к идеям республики 1916 г. Заимствованная у политического национализма идея построения гэльской Ирландии «от моря до моря» как нельзя лучше ложилась на фашистский фундамент. На смену эгоизму, бесчестию и жестокости партийной политики должно было прийти «полное изменение духа политики., с сильной и всепоглощающей любовью к стране» [68].
Главным недостатком парламентской системы считалось правление одной фракции, которая не могла представлять весь народ, а интересы партии превалировали над интересами нации. Выходом объявлялся корпоративизм. Его можно, по убеждению О'Даффи, построить в ходе электорального процесса. После победы на выборах корпоративное государство учреждалось взамен ушедшей в прошлое парламентской демократии. Выборы по избирательным округам следовало аннулировать и заменить выборами в профессиональных группах, которые будут делегировать из своего круга лучших. О'Даффи считал, что партия, представляющая всю нацию, не может быть деспотичной. Национальное корпоративное государство окончательно устранит культурную и экономическую гегемонию Британии. Когда О'Даффи указывали на схожесть его схемы с устройством фашисткой Италии, он отвечал: «Да, но наше движение фашистское только в этой части» [69].
Многие исследователи считают, что антисемитизм не играл большой роли в идеологии крайне правых Ирландии. В частности, О'Даффи несколько раз в официальной обстановке подчеркивал, что это обусловлено вовсе не соображениями популизма. Европейским коллегам генерал обычно говорил об отсутствии в Ирландии еврейской проблемы. Аналогичную позицию занимали и многие лидеры движения, хотя в организации были и ярые антисемиты. Схожая ситуация наблюдалась и в отношении расизма. Но зато была широко распространена ксенофобия. Однако к середине 1930-х гг. в речах генерала всё чаще встречались и антисемитские нотки [70], что можно объяснить возросшим интересом «ирландского вождя» к германскому нацизму.
В одной из своих речей О'Даффи, говоря об эффективности диктатуры, заявлял: «Гитлер сделал для Германии больше, чем любой другой лидер в мире для своей страны» [71]. Диктатура как политический режим считалась наиболее эффективной. В таком случае «синие рубахи» должны были стать силой, которая приведет к власти своих лидеров и заставит замолчать оппонентов.
Ключевое место в движении занимали молодежные отделения. Молодые люди, воспитанные на идеях «синих рубах» и НКП, должны были завершить объединение Ирландской республики. В переходный период им надлежало добиться создания корпоративной республики. Молодым активистам объясняли, что лозунг «служения нации» означает служение корпоративным идеям. Они должны были стать авангардом нации [72].
Стержневой в процессе возрождения у фашистов была политическая литургия. Важными атрибутами для них служили парады, марши, униформа, так как символизировали для них главные идеологические концепты, мобилизующие национальную общность во имя возрождения нации и ее величия. Приветственный салют (поднятая вверх правая рука) и приветствие «Да здравствует О'Даффи!» очень напоминали континентальную традицию. Большое значение придавалась подчеркнутой теа-трализованности мероприятий [73].
Для расширения легитимности движения нередко «эксплуатировался» культа М. Коллинза. Использовалась при этом его прежняя близость к О'Даффи в годы Гражданской войны. М. Коллинзу приписывались слова: «Если меня убьют, у вас есть О'Даффи» [74]. Политическое насилие середины 1930-х гг. создало движение собственно мучеников [75, 76].
Крайне правые стремились к воссоединению Ирландии. Причем их прошлая поддержка догово-
ра 1921 г. не казалась им нелогичной. Договор, говорил генерал, это «оазис на нашей дороге к свободе, где мы можем немного восстановить силы, после чего появится возможность завершить наше путешествие» [77]. О'Даффи был убежден в сохранении плохих отношений с Англией до тех пор, пока Ирландия разделена. Корни национальных проблем связывались им с экономикой. Он верил, что экономический успех Ирландии вернет оль-стерцев под управление Дублина [78].
Идеей фикс движения с самого начала оставалась «красная угроза». В коммунизме они видели разрушителя инициативы и индивидуальной свободы [79]. Но, как уже отмечалось выше, небольшие группы ирландских коммунистов были крайне слабы. Другими столпами «ирландского авторитаризма» были такие консервативные ценности, как право собственности, семья, церковь, армия, правительство (государство) [80].
Последователи и продолжатели
После неудачной попытки реанимировать НКП в 1937 г., казалось, что вскормленное деятельностью О'Даффи политическое направление умрет. Однако пропагандируемые на протяжении четырех лет идеи корпоративизма сохранялись в Ирландии в течение десятилетий. Бывшие члены и сторонники «синих рубах» вновь создали несколько организаций. В основном они были малочисленны и маловлиятельны. Их политическая жизнь была недолгой. Нередко после распада одной из них активисты переходили в другую. Эти организации разделяли профашистские идеи: экстремистский национализм, авторитаризм и корпоративизм. Возможно, относительную малочисленность подобных организаций обусловила цензура, введенная ирландским правительством в годы Второй мировой войны, затруднившая вербовку новых сторонников. Всё это сказалось на рекрутировании сторонников.
Наследниками «синерубашечников» стали «Ирландский христианский фронт», «Ирландские друзья Германии», «Народная национальная партия», «Аилтири на Аишейрих» («творцы возрождения»).
«Ирландский христианский фронт» возник на фоне Гражданской войны в Испании. Он был образован в августе 1936 г. П. Белтоном, который в отличие от О'Даффи считал, что лучшая помощь для фашистской Испании гуманитарная. ИХФ собирал средства для церквей Испании. Но главной его задачей было «инициирование и координация антикоммунистической деятельности» в ИСГ. Массовая поддержка населения позволяла проводить крупные митинги с участием до 40 тыс. человек (Дублин, Корк).
В идеологическом багаже ИХФ были идеи экономической системы, основанной на папских энци-кликах, корпоративизме и антикоммунизме, а также требование контроля за денежным оборотом и управление кредитами, усиления цензуры, возрождения сексуальной морали и антисемитизм. П. Белтон откровенно признавал: «Когда наша работа будет завершена, в Ирландии станет опасно жить любому коммунисту». А «если нужно быть фашистом для защиты христианства, тогда я фашист и мои коллеги тоже» [81].
После принятия в феврале 1937 г. билля о невмешательстве в испанские дела организация вскоре исчезла.
«Ирландские друзья Германии» появились в начале 1940 г. Участие в её создании принял О'Даффи. Численность этой организации не превышала 50— 60 человек. К ее ключевым фигурам следует отнести Френциса Стюарта (позднее он станет вести из Германии пропагандистские радиопередачи) и Джорджа Гриффина [82].
«Ирландские друзья Германии» стояли на позициях чистого прогерманизма и антисемитизма. Подготовленная Э. Блайтом программа предполагала национализацию собственности всех иностранцев, прибывших в страну после 1916 г., их высылку и прекращение благотворительности в отношении безработных. В организации были убеждены, что победа «Третьего рейха» принесет независимость всем 32 графствам Ирландии. В разделе страны они видели сходство с судьбой судетских немцев [83].
Летом 1940 г. организация была преобразована Дж. Гриффиным в «Народную национальную партию» (ННП), занявшую пронацистские позиции. В газетах партии «Пинейпа» и «Дер Штур-мер» велась самая оголтелая антисемитская пропаганда [84]. Партия во многом воспринимала идеи НКП: корпоративизм, государственное планирование и объединение Ирландии [85].
Новую правую партию «Аилтири на Аишйрих» («творцы возрождения») учредил в октябре 1942 г. Джеральд Куннинхэм, экстремист и националист. Накануне войны вынашивал идею создания в Ирландии аналога «гитлерюгенда».
Себя эти организации идентифицировали как движения, но не партии. Их целью провозглашалось воссоздание самостоятельной Гэльской республики на базе ирландской культуры, католицизма, корпоративизма и авторитаризма. В отличие от предшественников, «творцы возрождения» участвовали в выборах на национальном и местном уровнях и даже провели депутатов в несколько местных советов [86]. Но отказались после 1948 г.
- 195
от участия в избирательном процессе, попав в зависимость лишь от покровительства некоторых более-менее известных фигур ирландского политического бомонда. Движение насчитывало около 60 отделений, как в Ирландии, так и в США [87].
«Творцы возрождения» вели активную публицистическую деятельность: распространяли памфлеты, журналы, брошюры. В 1946 г. партийный журнал «Аилтири» выходил тиражом около 10 тыс. экземпляров.
Организация отличалась строгой иерархией. Страна была разделена на территории (дивизии) во главе с офицерами. Члены движения обязаны были выплачивать взносы, иметь на одежде эмблему движения (большая буква «Э», т. е. Эйре — Ирландия, обвивающая христианский крест). Существовали также планы о создании боевой группы организации, но осуществить их не удалось. Опору планируемой новой власти лидеры движения видели в подготовленных молодых активистах. Со временем они должны были сменить «уставших и обрюзгших политиканов», которые управляли ИСГ.
«Творцы возрождения» имели клерикально-фашистскую программу. Ее основу составляли, как обычно, нападки на коммунизм. Христианский корпоративизм определялся как верный путь к построению прогрессивного государства, которое станет примером для всего мира. «Аилтири» предлагала драконовские законы, предусматривавшие уголовное преследование за попытку выехать из страны. В ней также содержалось обещание обеспечить полную занятость и ввести плановую экономику. Программа была также ориентирована на дискриминацию евреев и масонов, а также на создание армии, способной силой воссоединить север и юг острова. Единственным языком общения в государстве объявлялся ирландский [88].
«Творцы возрождения» провели несколько популистских акций. К ним можно отнести обращение в ООН в 1946 г. с требованием принять резолюцию о выводе английский войск из Ольстера и признать декларацию о независимости Ирландии от 1919 г. [89]. Такими методами партия стремилась нарастить свой электорат. Однако их расчеты сошли на нет с появлением летом 1946 г. радикальной республиканской партии «Клан на Поблахта» («дети республики»). Ее лидером стал бывший начальник штаба ИРА Шон МакБрайд. Партия предлагала действовать более решительно, что импонировало многим членам «Аилтири». Движение стало стремительно терять своих сторонников [90]. Небольшая группа продолжала работу до 1950-х гг., после чего движение было распущено, хотя партийная газета издавалась до 1970-х гг.
«Аилтири» была самой радикальной ирландской организацией правого толка. Но оторванность ее программы от реальности была очевидна многим ирландцам, что, в конце концов, и стало причиной провала партии на выборах в 1940-е гг. Открытая приверженность авторитарному режиму пугала избирателя. В Европе тоталитаризм принес много горя, и ирландцы не хотели повторения ее судьбы у себя на родине.
Заключение. Так был ли фашизм в Ирландии?
Трудно не согласиться с мнением многих исследователей, отмечающих сложность анализа, поскольку «синие рубахи» и другие крайне правые организации так и не пришли к власти в Ирландии. Они не раскрылись в полном объеме. Для ответа на поставленный в подзаголовке вопрос вернемся к предложенному инструментарию.
Национализм был обязателен для всех фашистских организаций Европы. Но национализм вообще присущ ирландской политической традиции. Не стали исключением ирландские крайне правые движения, хотя они по ряду показателей уступали в радикализме ИРА и даже Фианна Фойл.
В риторике почти всех лидеров фашистов присутствовал жесткий антикоммунизм. О'Даффи и более поздние движения активно предупреждали о «красной угрозе», хотя коммунизм на острове был представлен крайне слабо. Можно сказать, он не имел политического влияния. Антикоммунизм «синерубашечников», активистов ИХФ, «Аилтири» и других следует рассматривать в свете господствующего в стране католицизма, также яростно выступавшего против коммунистической идеологии. Если реальных коммунистов практически не было, то следовало их найти. И их нашли в ИРА.
Внешнеполитический экспансионизм и тем более империализм в фашистском движении Ирландии в чистом виде не прослеживаются. Исключение — «Аилтири» с ее идеей культурного экспансионизма. Между тем ирредентизм, т. е. идея объединения двух частей Ирландии, был одним из базовых идеологических концептов не только правых, но и республиканцев. Сохранялись лишь отличия в методах конкретного воплощения.
П. Тольятти в «Лекциях о фашизме» писал, что «корпоративизм можно и должно рассматривать как завершение фашизации государственной организации» [91]. Современные исследователи не так категоричны. Корпоративизм лежал в основе всех анализируемых движений. Часто они отрицали связь с европейским фашизмом, подчеркивая свою приверженность идеям папских энциклик [92]. Между тем
О'Даффи и движения 1940-х гг. шли дальше установления лишь экономических и аграрных корпораций.
Антипарламентаризм. Образование АТО проходило под лозунгом защиты свободы слова и собраний, сопротивления диктатуре, чему, как считали его создатели, угрожали ИРА и Фианна Фойл. Хотя в их программе парламент (как Совет корпораций) сохранялся, но они выступали против института прямых выборов, критиковали политический плюрализм. Всё это указывает на неприятие ими основ демократии. Поздние движения (НКП и «Аилтири») были апологетами однопартийной системы с тотальным контролем за населением.
Лидеры «синих рубашек» призывали соратников к применению насилия. Однако политическое насилие являлось частым атрибутом ирландского национализма на всех его стадиях развития [93]. Военизированный характер организаций с четкой структурой не вызывает сомнений. У основ «синих рубашек» стояли бывшие военные. Это типично для фашистов. М. Мэннинг отрицает схожесть ирландских фашистов с континентальными в отношении насилия [94]. Да, они не предпринимали открытой попытки захвата власти. Однако сам факт столкновений с ИРА, агрессивные речи в отношении Великобритании с угрозами объединения страны военным путем, военная подготовка, призывы к насильственным аграрным беспорядкам лишь подчеркивали преклонение «синих рубашек» перед силой.
Мифологизация и мистификация занимали важное место, воплотившись в ношении униформы, приветственном салюте, маршах и парадах. В этот ряд может быть добавлено конструирование собственного пантеона мучеников, религия.
Ирландским крайне правым была присуща ксенофобия. Правда, антисемитизм не имел такого широкого распространения, как на континенте. Евреев на острове было крайне мало. Но к этническим чужакам в целом относились с неприятием, желая ограничить их в правах. Вместе с тем расизм не приобрел массового проявления.
Свою опору лидеры ирландских крайне правых видели в молодежи. Молодежные отделения призваны были выковать новую элиту для будущего корпоративного ирландского государства.
Пожалуй, наиболее слабо в Ирландии проявилась вера в вождя. Выше отмечались различия в оценке харизмы О. О'Даффи. За изменчивость взглядов генерала называли оппортунистом. За теоретическую некомпетентность ирландский поэт У. Б. Йейтса именовал его «безграмотным лунатиком» [95]. Но, на наш взгляд, нельзя умолять организаторские способности и энергию генерала.
Хотя, конечно, его влияние было несравнимо с харизмой Б. Муссолини или А. Гитлера. К тому же в Ирландии был сильный лидер И. Де Валера, которого иногда называли большим фашистом, чем «си-нерубашечников» [96].
Итак, в рассматриваемый период в Ирландии обострились кризисные явления, давшие ростки крайне правым течениям. В начале 1930-х гг. на Зеленом острове прослеживается общеевропейская тенденция, когда реальная угроза демократическим принципам исходила не слева, а справа, от традиционных консерваторов и правых радикалов. Фашизм в 1930-е гг. был новым и модным явлением. Ряд идей ирландских фашистов был заимствован из традиционного ирландского национализма, но это, на наш взгляд, естественно. Слияние Национальной гвардии с Куманн на Гэл остановило фашизацию движения, хотя в Фина Гэл сохранилась парафашистская тенденция [97]. Однако, по верному замечанию В. Виппермана, участие в международных организациях фашизма оттолкнуло консерваторов, опасавшихся за самостоятельность политической линии [98].
Таким образом, в Ирландии на протяжении более 20 лет существовали фашистские организации, которые иногда превращались во внушительную силу. В 1940-е гг. они смогли провести своих делегатов в местные законодательные органы. Национальной особенностью ирландского фашизма является его приверженность католицизму, гэльской культуре, установке воссоединения Ирландии. Общим для фашистских движений были корпоративизм, этатизм, апелляция к молодежи, политическая религия, антипарламентаризм и антикоммунизм. Ирландский фашизм от классического ирландского национализма отличало принятие идей корпоративизма, антипарламентаризма и антикоммунизма.
Примечания:
1. Напр., Р. Гриффин разводит ирландских «синеруба-шечников» и фашизм (Гриффин, Р. Революция Правых: Фашизм. — URL: http://www.fti.dn.ua/~metlov/ griffin.html (дата обращения: 12.04.2015)). Заметим, Р. Гриффин признавал фашизм (нацизм) лишь в Италии и Германии, а фалангу в Испании, движения Дольфуса и Антонеску характеризовал профашистскими движениями. М. Мэннинг видит существование тенденции к фашизму в движении до сентября 1933 г., когда альянс с Куман на Гэл вывел его в конституционное поле (Manning, M. The Blueshirts. — Toronto, Buffalo, 1971). М. Лаффан считает деятельность «синерубашечников» оборонительной и безобидной в сравнении с насилием ре-
- i97
спубликанцев (Laffan, M. The Resurrection of Ireland: The Sinn Fein Party, 1916—1923. — Cambridge, 2004. — Р. 448). М. Кронин относит их к политическому спектру между авторитарным консерватизмом и радикальным фашизмом (Cronin, M. The Blueshirt Movement, 1932—35 : Ireland's Fascists? // Journal of Contemporary History. — Vol. 30. — No. 2. — April 1995. — Р. 329).
2. Галкин, А. А. О фашизме — его сущности, корнях, признаках и формах проявления // Политические исследования. — 1995. — № 2. — С. 6—15 ; Его же. Российский фашизм? // Социологический журнал. — 1994. — № 2. — С. 17—27 ; Бессонов, Б. Н. Фашизм : идеология, политика. — М., 1985. — С. 21, 121, 128, 183 ; Добрынина, М. В. Условия фашизации наций // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. — 2011. — № 9. — С. 153.
3. Джентиле, Э. Фашизм, тоталитаризм и политическая религия : определения и критические размышления над критицизмом интерпретации // Гефтер. — URL: http://gefter.ru/archive/10519 (дата обращения: 14.02.2015).
4. Полякова, Е. Ю. Ирландия в ХХ веке : учеб. пособие. — М., 2009. — С. 52.
5. Административно Ирландия состояла из четырех провинций (Ленстер, Коннахт, Манстер, Ольстер), делившихся на графства.
6. О'Риордан, М. Колонна Коннолли : рассказ об ирландцах, сражавшихся в рядах интернациональных бригад в национально-революционной войне испанского народа, 1936—1939 гг. — М., 1987. — С. 32— 33.
7. О'Риордан, М. Указ. соч. — С. 33 ; Jackson, A. Ireland, 1798—1998 : Politics and War. — Malden, Oxford, Carlton, 2007. — Р. 296 ; McGarry, F. EoinO'Duffy. A Self-Made Hero. — N.Y., 2005. — P. 191—192.
8. McGarry, F. Op. cit. — P. 202—203.
9. Manning, M. Op. cit. — Toronto, Buffalo, 1971. — P. 32.
10. Зимулина, Л. А. Ирландская республиканская армия // Вопросы истории. — 1973. — № 8. — С. 138 ; История Ирландии. — С. 311—314.
11. McGarry, F. Op. cit. — P. 204.
12. Laffan, M. Op. cit. — Р. 448.
13. Manning, M. Op. cit. — P. 238.
14. McGarry, F. Op. cit. — Р. 249; Cronin, M. The Blueshirt Movement, 1932—35. — P. 314—315.
15. Manning, M. Op. cit. — P. 67—70 ; White, M. Op. cit. — P. 17—18.
16. Cronin, M. The Blueshirt Movement, 1932—35. — Р. 316. (Об отношениях У Б. Йетса и «синих рубашек» существует несколько исследований. См., напр.: Cullingford, Е. Yeats, Ireland, and Fascism. —
N.Y., 1981 ; Fryer, G. William Butler Yeats and the Anti-Democratic Tradition. — Totowa, 1981).
17. Manning, M. Op. cit. — P. 73—74 ; McGarry, F. Op. cit. — P. 209, 214.
18. Cronin, M. Blueshirts, Sports and Socials // History Ireland. — URL: http://www.historyireland.com/20th-cen-tury-contemporary-history/blueshirts-sports-and-so-cials-by-mike-cronin/ (дата обращения: 12.04.2015) ; McGarry F. Op. cit. — P. 215, 250.
19. Manning, M. Op. cit. — P. 135 ; Наумов, А. О. Указ. соч. — С. 18 ; Cronin, M. Blueshirts, Sports and Socials. ; McGarry, F. Op. cit. — P. 216.
20. Manning, M. Op. cit. — P. 78.
21. Цит. по: McGarry, F. Op. cit. — P. 216.
22. См., напр.: История Ирландии . — С. 322 ; Зимулина, Л. А. Указ. соч. — С. 139 ; Наумов, А. О. Указ. соч. — С. 19.
23. Manning, M. Op. cit. — P. 212; McGarry, F. Op. cit. — P. 189—190, 217.
24. White, M. The Greenshirts : Fascism in the Irish Free State, 1935—1945. PhD dissertation. Queen Mary University of London. — L., 2004. — Р. 214.
25. История Ирландии. — С. 327.
26. Manning, M. Op. cit. — P. 96—102.
27. Cronin, M. Catholicising Fascism, Fascistising Catholicism? The Blueshirts and the Jesuits in 1930s Ireland // Clerical Fascism in Inter Europe. — N.Y., 2008. — P. 191.
28. Manning, M. Op. cit. P. 119—125.
29. Ibid. — P. 151—152.
30. Ibid. — P. 156—161.
31. Фина Гэл сможет вернуться к власти только в 1948 г.
32. Manning, M. Op. cit. — P. 167—169.
33. Boyce, D. G. Nationalism in Ireland. 3rd. — L., N.Y., 1995. — P. 347.
34. White, M. Op. cit. — Р 76.
35. Manning, M. Op. cit. — P. 186.
36. Ibid. — P. 193—194.
37. White, M. Op. cit. — Р. 71, 92—93.
38. McGarry, F. Op. cit. — Р. 280 ; White, M. Op. cit. — Р. 146—149; 277.
39. White, M. Op. cit. — Р. 76—79, 82—83.
40. Manning, M. Op. cit. — P. 199—200 ; White, M. Op. cit. — P. 65—70.
41. White, M. Op. cit. — Р. 171—172.
42. Ibid. — Р. 111—112, 178—179.
43. Ibid. — Р. 32
44. Науман, А. О. Указ. соч. — С. 43—47 ; McGarry, F. Op. cit. — Р. 275 ; White, M. Op. cit. — Р. 32—33, 38— 40. Универсальный фашизм основывался на идеях и ценностях итальянского варианта в противовес германскому нацизму.
45. McMahon, C. Eoin O'Duffy's Blueshirts and the Abyssinian crisis // History Ireland. — URL: http:// www.historyireland.com/20th-century-contemporary-
198 -
history/eoin-oduffys-blueshirts-and-the-abyssinian-crisis/ (дата обращения: 15.03.2015).
46. Manning, M. Op. cit. — P. 172.
47. О'Риордан, М. Указ. соч. — С. 40.
48. Подробнее о деятельности Ирландской бригады в Испании см.: Наумов, А. О. Указ. соч. — С. 365— 374 ; McGarry, F. Op. cit. — Р. 283—315.
49. White, M. Op. cit. — Р. 277.
50. Цит. по: О'Риордан, М. Указ. соч. — С. 57, прим. 12.
51. Цит. по: Manning, M. Op. cit. — Р. 207.
52. О'Риордан, М. Указ. соч. — С. 122—123. В Гражданской войне в Испании принимал участие также добровольческий отряд из ирландских коммунистов во главе с Фрэнком Райеном, который сражался на стороне республиканцев. Он получил почетное наименование «Колонна Коннолли» в честь лидера ирландских рабочих и героя Ирландской республики 1916 г.) (Подробнее об истории колонны Коннолли см.: Наумов, А. О. Указ. соч. — С. 374—378 ; О'Риордан, М. Указ. соч.).
53. В стране водилось чрезвычайное законодательство, означавшее фактически военное положение. См.: Полякова, Е. Ю. Ирландия в годы Второй мировой войны // Новая и новейшая история. — 2008. — № 1. — С. 90.
54. McGarry, F. Op. cit. — Р. 339 ; White, M. Op. cit. — Р. 245, 249 (Прогерманизм имел глубокие корни в ирландском национализме. См: Дуров, В. И. Германский фактор в развитии идеологии и практики ирландского национализма (1900—1919 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. — Воронеж, 2010).
55. White, M. Op. cit. — Р. 118—119.
56. Jackson, A. Op. cit — Р. 296.
57. Cronin, M. The Blueshirt Movement, 1932—35. — Р. 316.
58. White, M. Op. cit. — Р. 183.
59. Тольятти, П. Лекции о фашизме. — М., 1974. — С. 172—191.
60. White, M. Op. cit. — Р. 184—186.
61. Cronin, M. Catholicising Fascism, Fascistising Catholicism? ... — P. 192.
62. Manning, M. Op. cit. — P. 221—226.
63. White, M. Op. cit. — Р. 202—204.
64. Manning, M. Op. cit. — P. 227—228; White, M. Op. cit. — Р. 209.
65. McGarry, F. Op. cit. — Р. 205—207.
66. White, M. Op. cit. — Р. 232—233.
67. McGarry, F. Op. cit. — Р. 211—212.
68. Ibid. — Р. 236—238.
69. White, M. Op. cit. — Р. 134, 143, 167 ; Manning, M. Op. cit. — P. 84, 215.
70. McGarry, F. Op. cit. — Р. 213, 252—254.
71. Цит. по: Ibid. — Р. 257.
72. White, M. Op. cit. — Р. 135—138.
73. McGarry, F. Op. cit. — Р. 244.
74. Ibid. — Р. 235.
75. Ibid. — Р. 245—250 ; White, M. Op. cit. — Р. 164. Здесь прослеживается влияние идей П. Пирса об «очищении нации кровью». В диссертации М. Уайта, методологически опирающегося на идеи Р. Гриф-фина, детально продемонстрировано политическое мифотворчество «зеленорубашечников» и палингенез (выражение идеи возрождения) ирландцев в межвоенный период (White, M. Op. cit. — Р. 286— 313, 322).
76. Manning, M. Op. cit. — P. 229.
77. Цит. по: White, M. Op. cit. — Р. 155.
78. Ibid. — Р. 158—160.
79. Ibid. — Р. 131.
80. McGarry, F. Op. cit. — Р. 243.
81. White, M. Op. cit. — P. 242.
82. Ibid. — P. 245—248.
83. Douglas, R. M. Ailtiri na hAiseirghe: Ireland's fascist New Order // History Ireland. — URL: http://www. historyireland.com/20th-century-contemporary-history/ ailtiri-na-haiseirghe-irelands-fascist-new-order (дата обращения: 12.04.2015).
84. White, M. Op. cit. — P. 250—253.
85. Party program for PNP for national planning // White, M. Op. cit. — P. 354—355.
86. На первых местных выборах после отмены чрезвычайных законов в июне 1945 г. они провели в совет девять депутатов из 26 (Douglas, R. M. Op. cit.).
87. Ibidem.
88. Ibidem; White, M. Op. cit. — P. 261—272.
89. White, M. Op. cit. — P. 259—261.
90. Douglas, R. M. Op. cit.
91. Тольятти, П. Указ. соч. — С. 169.
92. М. Кронин показал, что между католицизмом и фашизмом существовало взаимовлияние. После Первой мировой войны и кризиса 1929 г. Церковь заимствовала в фашизме идеи для теоретических построений перед новыми угрозами, например коммунизмом. См.: Cronin, M. Catholicising Fascism, Fascistising Catholicism? . — P. 195.
93. См.: Townshend, Ch. Political Violence in Ireland: Government and Resistance Since 1849. — Oxford, 1983.
94. Manning, M. Op. cit. — P. 239.
95. McGarry, F. Op. cit. — P. 213.
96. Cronin, M. The Blueshirt Movement, 1932—35 ... — Р. 328.
97. Ibid. — P. 329; Manning, M. Op. cit. — P. 243—244.
98. Випперман, В. Европейский фашизм в сравнении (1922—1982). — Новосибирск, 2000. — С. 173— 174.
- 199