Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СЕКУЛЯРИЗИРУЮЩЕЙСЯ СТРАНЕ: ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА ИРЛАНДИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI В. МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ЖЕНСКИМ ДВИЖЕНИЕМ'

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СЕКУЛЯРИЗИРУЮЩЕЙСЯ СТРАНЕ: ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА ИРЛАНДИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI В. МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ЖЕНСКИМ ДВИЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / ГЕНДЕР / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вершинина Д. Б.

Статья посвящена проблемам эволюции гендерной политики в Ирландии второй половины XX - начала XXI в. и роли в этой эволюции женского движения и Католической церкви - двух акторов, занимавших противоположные позиции в этом процессе. Рассматривается влияние ирландского движения за женское освобождение на изменение гендерной политики государства в борьбе с влиянием Католической церкви. На основе документов женского освободительного движения, законодательных документов и материалов периодической печати выявляется динамика развития гендерной повестки и факторы ее смены. Рассматривается изменение политики в таких вопросах, как контрацепция, аборты, однополые браки, разводы и др. Автор делает вывод о ключевой роли Католической церкви в формировании патриархального общества в независимой Ирландии первой половины - середины XX в. и о значимости разочарования ирландцев в авторитете церкви для смены гендерной повестки. Современная прогрессивная политика Ирландии в вопросах гендера, семьи и сексуальности связана с влиянием освободительных движений в других западных странах, падением влияния Католической церкви, традицией активного женского участия в ирландском национально-освободительном движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VALUES IN A SECULARIZING COUNTRY. IRELAND’S GENDER POLICY IN THE SECOND HALF OF THE 20TH - EARLY 21ST CENTURY BETWEEN THE CATHOLIC CHURCH AND THE WOMEN’S MOVEMENT

The paper deals in the issues of the evolution in the gender policy in Ireland and the role in that evolution of the women’s movement and the Catholic Church - two actors who took opposite positions in the process. It considers an influence of the Irish movement for women’s liberation on the change in the gender policy of the state, fighting the influence of the Catholic Church. Based on documents of the women’s liberation movement, legislative documents and materials from periodicals, the dynamics of the gender agenda development is revealed, as well as the factors of its change. The article reviews the change in policy in such issues as contraception, abortion, same-sex marriage, divorce, etc. The author concludes that there was the key role of the Catholic Church in the formation of a patriarchal society in independent Ireland of the first half - mid 20th century and that the disappointment of the Irish in the authority of the church played a significant role in the change of the gender agenda. Contemporary Ireland’s progressive policy on the gender, family and sexuality is associated with the influence of liberation movements in other Western countries, the fall of the influence of the Catholic Church, and the tradition of active women’s participation in the Irish national liberation movement.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СЕКУЛЯРИЗИРУЮЩЕЙСЯ СТРАНЕ: ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА ИРЛАНДИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI В. МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ЖЕНСКИМ ДВИЖЕНИЕМ»

УДК 329(417)

Б01: 10.28995/2073-6401-2021-1-315-324

Семейные ценности в секуляризирующейся стране: гендерная политика Ирландии второй половины XX - начала XXI в. между Католической церковью и женским движением

Дарья Б. Вершинина Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблемам эволюции гендерной политики в Ирландии второй половины XX - начала XXI в. и роли в этой эволюции женского движения и Католической церкви - двух акторов, занимавших противоположные позиции в этом процессе. Рассматривается влияние ирландского движения за женское освобождение на изменение гендерной политики государства в борьбе с влиянием Католической церкви. На основе документов женского освободительного движения, законодательных документов и материалов периодической печати выявляется динамика развития гендерной повестки и факторы ее смены. Рассматривается изменение политики в таких вопросах, как контрацепция, аборты, однополые браки, разводы и др. Автор делает вывод о ключевой роли Католической церкви в формировании патриархального общества в независимой Ирландии первой половины - середины XX в. и о значимости разочарования ирландцев в авторитете церкви для смены гендерной повестки. Современная прогрессивная политика Ирландии в вопросах гендера, семьи и сексуальности связана с влиянием освободительных движений в других западных странах, падением влияния Католической церкви, традицией активного женского участия в ирландском национально-освободительном движении.

Ключевые слова: Ирландия, гендер, женское движение, Католическая церковь, семейные ценности, секуляризация

Для цитирования: Вершинина Д.Б. Семейные ценности в секуляризирующейся стране: гендерная политика Ирландии второй половины XX -начала XXI в. между Католической церковью и женским движением // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1 (ч. 2). С. 315-324. Б01: 10.28995/2073-6401-2021-1-315-324

© Вершинина Д.Б., 2021 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1

Family values in a secularizing country. Ireland's gender policy in the second half of the 20 th - early 21st century between the Catholic Church and the women's movement

Dar'ya B. Vershinina Perm State University, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The paper deals in the issues of the evolution in the gender policy in Ireland and the role in that evolution of the women's movement and the Catholic Church - two actors who took opposite positions in the process. It considers an influence of the Irish movement for women's liberation on the change in the gender policy of the state, fighting the influence of the Catholic Church. Based on documents of the women's liberation movement, legislative documents and materials from periodicals, the dynamics of the gender agenda development is revealed, as well as the factors of its change. The article reviews the change in policy in such issues as contraception, abortion, same-sex marriage, divorce, etc. The author concludes that there was the key role of the Catholic Church in the formation of a patriarchal society in independent Ireland of the first half - mid 20th century and that the disappointment of the Irish in the authority of the church played a significant role in the change of the gender agenda. Contemporary Ireland's progressive policy on the gender, family and sexuality is associated with the influence of liberation movements in other Western countries, the fall of the influence of the Catholic Church, and the tradition of active women's participation in the Irish national liberation movement.

Keywords: Ireland, gender, women's movement, Catholic Church, family values, secularization

For citation: Vershinina, D.B. (2021), "Family values in a secularizing country. Ireland's gender policy in the second half of the 20th - early 21st century between the Catholic Church and the women's movement", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1 (part 2), pp. 315-324, DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-315-324

Введение

Микс прогрессивного подхода к женскому вопросу и влияния Католической церкви определяет специфику гендерной политики в Ирландии рубежа XX и XXI вв. Именно гендерная повестка является полем, на котором проявляется удивительная трансформация Ирландии из «последнего бастиона Католической церкви» в современное секуляризирующееся государство. Кульбиты, ко-

торые происходили в Ирландии с семейными ценностями и представлениями о браке, сексуальности, репродуктивном поведении, демонстрируют, что церковь, которая стала важнейшим актором в процессе конструирования как ирландской идентичности, так и ирландской государственности, сегодня не может похвастаться влиянием на решение вопросов гендерной политики, а женское движение, напротив, стало мощным актором социальной политики, благодаря которому Ирландия сегодня занимает седьмое место в индексе гендерного неравенства1.

Патриархальная Ирландия: роль Католической церкви

Долгое время Ирландия проводила одну из наиболее консервативных линий в вопросах семьи, брака и сексуальности. Когда в 1937 г. в стране была принята Конституция, феминистские организации потерпели крупное поражение, поскольку текст документа был основан на патриархальном социальном учении Католической церкви, в том числе в вопросах, связанных с ролью женщин в семье и обществе. В Конституции шла речь о том, что семья - это

естественный первоисточник и объединяющая основа общества, а также нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему2.

Создатели государства полагали, что роль женщины сводится к домашним занятиям и что необходимо всячески сохранять патриархальный расклад ролей в семье.

Консервативные социальные взгляды И. де Валера и других отцов ирландского государства отразились на их отношении к браку, который оценивался как основа семейной политики, виделся им только гетеросексуальным, к тому же освященным одобрением церкви (а потому в первоначальном тексте Конституции развод был запрещен). Гомосексуальные отношения между мужчинами

1 Global Gender Gap Report 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.weforum.org/reports/gender-gap-2020-report-100-years-pay-equality (дата обращения 25 февраля 2021).

2 Constitution of Ireland (original text) (1937) [Электронный ресурс]. URL: https://en.m.wikisource.org/wiki/Constitution_of_Ireland_(original_ text) (дата обращения 8 октября 2018).

были уголовно наказуемы по закону, принятому в Соединенном Королевстве еще в 1861 г. и продолжавшему действовать в Ирландии, что активно поддерживалось Католической церковью, которая фактически получила карт-бланш на контроль за частной семейно-брачной жизнью ирландцев.

Католические священники и активисты были столь же непримиримо настроены и в вопросе об абортах, которые оказались центральным вопросом для дискуссий вокруг семейно-брачной политики Ирландии начиная с 1967 г., после их легализации в Британии. Уже упомянутый закон 1861 г., все еще действовавший в Ирландии, предполагал уголовное наказание не только за мужские однополые связи, но и за аборты. Однако социальные процессы, происходившие в ирландском обществе начиная с 1940-х гг., неизбежно трансформировали бывшее фермерское общество, хотя темпы секуляризации и демографического сдвига не были в Ирландии столь же высоки, сколь в соседней Британии. Так, увеличивалось количество работающих замужних женщин, однако если в Англии к 1980-м гг. работало 60% женщин, состоявших в браке [Gomulka, Stern 1990, p. 171], то в Ирландии в 1981 г. имели работу 17,4% замужних жительниц страны [Smyth 1988, p. 331].

Традиции феминизма в Ирландии середины XX в. были достаточно сильны: в ирландском национально-освободительном движении рубежа XIX-XX вв. женщины играли значительную роль, создавая организации в поддержку идеи свободной Ирландии, издавая журналы, участвуя в Пасхальном восстании и в целом утверждая идеал женственности через революционную активность. Однако строители Ирландского государства предпочли сделать ставку на сотрудничество с Католической церковью и стали проводить социальную политику в духе ее учения. В этом смысле возрождение женского движения в Ирландии 1960-х гг. было в значительной степени предопределено общим ощущением предательства со стороны мужчин-политиков, которое проходило красной нитью через деятельность женских организаций межвоенного периода, даже пытавшихся протестовать против проекта новой Конституции, но потерпевших историческое поражение.

Ирландское движение за женское освобождение

К концу 1960-х гг. в значительной степени под влиянием как американских социальных протестов (не только феминизма, но и движения за гражданские права афроамериканцев), так и борьбы

за независимость Северной Ирландии в Ирландии зарождается вторая волна женского движения. Как и в США, она начинается с активности либеральных женских организаций (среди которых были Ассоциация сельских женщин Ирландии или Ассоциация ирландских домохозяек), а в 1970-е гг. приходит к развитию радикального движения за женское освобождение. Это десятилетие совпадает и с государственной активностью в вопросах гендерной политики: неслучайно 1970 г. становится и временем создания Ирландского женского освободительного движения, и моментом, когда правительство формирует Комиссию по положению женщин.

Причины вовлеченности молодых ирландок в женское движение второй волны принципиально не отличались от факторов, приводивших в феминистские организации их американских или британских сестер, за исключением более острого ощущения патриархальности взглядов большинства представителей старшего поколения. Активистка женского освободительного движения М. Кенни отмечала:

...это было юношеским бунтом против того, что я считала душным и архаичным социальным порядком. Те из нас, кто родился в 1940-х гг., выросли в мире, который во многих отношениях все еще оставался викторианским. Наши родители, тети и дяди родились в начале XXI в. (в моем случае мой отец родился в 1877 г., то есть до Джеймса Джойса!). Таким образом, мы унаследовали очень традиционный социальный порядок, который должен был измениться с течением времени3.

В центре внимания начавшегося в 1970 г. со встреч нескольких активисток Ирландского женского освободительного движения оказались вопросы контрацепции. Одной из самых известных акций ирландских феминисток стала поездка до Белфаста в 1971 г., в ходе которой они покупали противозачаточные средства, запрещенные в Ирландии, и открыто декларировали их на въезде в страну. Акция привлекла внимание прессы и способствовала началу обсуждения вопроса о необходимости легализации в стране контрацепции. Тогда же был опубликован манифест ирландского движения под названием «Цепи или изменение? Гражданские

3 Recollections of the Irish Women's Liberation Movement [Электронный ресурс]. URL: https://www.historyireland.com/20th-century-contemporary-history/20th-century-social-perspectives/recollections-of-the-irish-womens-liberation-movement/ (дата обращения 25 февраля 2021).

проступки ирландских женщин», в котором давался детальный анализ дискриминации женщин в разных сферах, от рынка труда до образования и налогообложения4.

Интересно, впрочем, что М. Кенни признается в недостаточном внимании освободительного движения к вопросам абортов и разводов, заявляя, что, по-видимому, в то время (1970-е гг.) обсуждать эти вопросы было еще сложнее, чем добиваться легализации контрацептивов5. И все же феминисткам второй волны удалось добиться принятия ряда законов, продвигающих Ирландию по пути гендерного равенства: была запрещена дискриминация на рынке труда, в середине 1980-х гг. будут разрешены контрацептивы (с 18 лет), и Ирландия подпишет Конвенцию о запрете всех форм дискриминации в отношении женщин.

Сексуальная революция и последовавшие за ней изменения законодательства в западных странах (особенно в Великобритании) вместе с рождением второй волны феминизма в Ирландии активизировали борьбу католических активистов за сохранение в неизменности патриархальных ценностей, которые частично были закреплены в Конституции, а частично в ней отсутствовали. Это привело к активной борьбе на рубеже 1970-1980-х гг. за добавление в текст основного закона отдельной поправки о запрете прерывания беременности. Появившаяся в 1981 г. «Кампания в защиту поправки за жизнь» добилась проведения в сентябре 1983 г. референдума, на котором 67% избирателей выступили за принятие восьмой поправки, заявлявшей о равенстве женщины и находящегося в ее утробе ребенка в праве на жизнь:

Государство признает право нерожденного на жизнь и с должным учетом равного права матери на жизнь обязуется в своих законах уважать и, насколько это возможно, с помощью законов защищать это право6.

4 Chains - or Change? The Civil Wrongs of Irishwomen [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.atria.nl/epublications/fragen/Irish Women.pdf (дата обращения 25 февраля 2021).

5 Recollections of the Irish Women's Liberation Movement [Электронный ресурс]. URL: https://www.historyireland.com/20th-century-contemporary-history/20th-century-social-perspectives/recollections-of-the-irish-womens-liberation-movement/ (дата обращения 25 февраля 2021).

6 Eighth Amendment of the Constitution Act, 1983 [Электронный ресурс]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1983/ca/8/schedule/enacted/en/ html#sched-part1 (дата обращения 7 июля 2019).

Почему же женское движение потерпело поражение в борьбе против поправки? К 1980-м гг., как и в соседней Британии, сошел на нет радикальный импульс женского движения, а само движение раскололось, в том числе потому, что изначально выбрало путь децентрализации. Значительную роль в кризисе феминизма сыграла и экономическая рецессия, которая привела к власти во многих европейских странах неоконсервативные силы. В ирландском случае это означало усиление позиций Католической церкви и победу ее сторонников не только на упомянутом референдуме 1983 г., но и на референдуме о легализации разводов в 1986 г.

Лишь в 1990-е гг. семейно-брачная политика Ирландии стала претерпевать изменения в сторону либерализации: в 1995 г. были разрешены разводы, а в 2000-е гг. женщины получили право использовать экстренную контрацепцию. Либерализация была вызвана секуляризацией сознания ирландцев и падением популярности если не католической веры, то Католической церкви, которая запятнала себя многочисленными секс-скандалами. Женское движение также сыграло свою роль в процессе пересмотра политики, занимаясь, в частности, активной юридической практикой, связанной с жалобами в Европейский суд по правам человека.

Ирландия на пути к прогрессивной гендерной политике

Последние громкие референдумы прошли в Ирландии в 2010-х гг.: так, в 2015 г. население страны проголосовало за разрешение однополых браков, а в 2018 г. - за разрешение искусственного прерывания беременности по желанию женщины до 12 недель. Референдум 2015 г. был подготовлен предшествующими либеральными решениями, в частности декриминализацией гомосексуальности в 1993 г. В 2011 г. в Ирландии были введены гражданские партнерства для однополых пар, а на референдуме в мае 2015 г. чуть более 62% пришедших на избирательные участки ирландцев высказались в поддержку легализации однополых браков. Принятая по итогам референдума 34-я поправка к Конституции, заявляющая, что «брак может быть заключен в соответствии с законом двумя лицами без различия их пола»7, сделала Ирландию первой страной в мире, легализовавшей однополые браки на национальном уровне по итогам

7 Government announces wording for Marriage Equality referendum [Электронный ресурс]. URL: http://www.justice.ie/en/JELR/Pages/ PR15000009 (дата обращения 30 апреля 2020).

народного голосования8, а с 2017 г. однополые пары в Ирландии получили право усыновления. Интересно, что единственная зарегистрированная праворадикальная партия - Национальная партия Ирландии - включает в свою программу пункт о запрете абортов, однако ничего не говорит о запрете гомосексуальности. В 2017-2020 гг. премьер-министром Ирландии являлся открытый гей - лидер «Фине Гэл» Лео Варадкар, который заявил о своей гомосексуальной ориентации в 2015 г., когда занимал пост министра здравоохранения9, и тем самым, по-видимому, способствовал более открытому обсуждению вопроса об однополых браках, поскольку высказался в поддержку поправки.

Интересно, что референдум 2015 г. и голосование 2018 г. показали, что приверженность католической вере и в еще большей степени активное участие в религиозных практиках (посещение служб и т. д.) являлись факторами, влиявшими на выбор позиции: если в Дублине за легализацию однополых браков выступили более 70% избирателей, то в сельской местности, где сохраняется влияние церкви, уровень поддержки поправки был гораздо ниже, а в округе Литрим большинство избирателей вообще выступили против легализации гей-браков (впрочем, это был единственный округ, жители которого проголосовали против по-правки)10. Поколенческий (молодежь восприняла референдум с большим энтузиазмом), географический и поведенческий разрывы позволили комментаторам утверждать, что референдум - это «яркий пример такого поляризующего, элитарного разделения городского и сельского населения на "мы и они"»11. В то же время

8Johnston C. Ireland becomes first country to legalise same-sex marriage by popular vote - as it happened // The Guardian. 2015. 23 May [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/global/live/2015/may/ 23/counting-underway-for-irelands-referendum-on-marriage-equality (дата обращения 30 апреля 2020).

9 Gibson M. Irish Minister for Health Announces He's Gay // Time. 2015. 19 January [Электронный ресурс]. URL: https://time.com/3673451/leo-varadkar-gay-ireland/ (дата обращения 30 апреля 2020).

10 Results received at the Central Count Centre for the referendum on the Thirty-fourth Amendment of the Constitution (Marriage Equality) Bill 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20150809115721/ http://www.referendum.ie/results.php?ref=10 (дата обращения 30 апреля 2020).

11 Why did Roscommon-South Leitrim vote No? [Электронный ресурс]. URL: https://www.thejournal.ie/roscommon-south-leitrim-voted-no-why-2121899-May2015/ (дата обращения 30 апреля 2020).

католические священники по итогам референдума не могли не задуматься о том, что церкви необходимо признать перемены, происходящие в ирландском обществе, и пытаться адаптировать свое социальное учение в соответствии с ними. Так, архиепископ Дублина Д. Мартин отмечал после референдума необходимость для церкви восстановить связь с молодежью и с реальностью в целом, а также признавал революционный характер решения ирландских граждан12.

Как результат, референдум 2018 г. о легализации абортов был выигран активистами феминистской кампании «Пересмотрим 8-ю» с существенным перевесом. Поэтому, если на референдуме по введению 8-й поправки в начале 1980-х гг. католики смогли одержать победу, то ее отмена в конце 2010-х гг. ярко свидетельствует об активности ирландского гражданского общества, которое стремится превратить родную страну в секулярное государство со значимым влиянием феминистских ценностей.

Заключение

Историческое решение ирландского общества, принятое на референдуме 2015 г., свидетельствует о существенной эволюции представлений жителей Ирландии о том, кто и как должен определять вопросы семьи, брака, сексуального и репродуктивного поведения. Сегодня Ирландия - страна, в которой лидеры всех ключевых партий независимо от своей половой принадлежности определяют себя как феминистов и феминисток13, и тем ценнее вклад женского движения, которое пятьдесят лет назад впервые поднимало сложные и болезненные вопросы пребывания ирландок «в цепях» патриархата.

12 Church in Ireland needs 'reality check' after gay marriage vote // BBC News. 2015. 24 May [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/ news/world-europe-32862824 (дата обращения 30 апреля 2020).

13 'I'm unequivocally a feminist': Party leaders have their say on inequality and other issues facing Irish women // Independent.ie. 2020. January 26 [Электронный ресурс]. URL: https://www.independent.ie/irish-news/ election-2020/im-unequivocally-a-feminist-party-leaders-have-their-say-on-inequality-and-other-issues-facing-irish-women-38892347.html (дата обращения 25 февраля 2021).

Литература

Gomulka, Stein 1990 - Gomulka J., Stern N. The Employment of Married Women in the United Kingdom 1970-83 // Economica, New Series. 1990. Vol. 57. № 226. P. 171-199.

Smyth 1988 - Smyth A. The contemporary Women's Movement in the Republic of Ireland // Women's Studies International Forum. 1988. № 11 (4). P. 331-341.

References

Gomulka, J. and Stern, N. (1990), "The Employment of Married Women in the United

Kingdom 1970-83", Economica, New Series, vol. 57, no. 226, pp. 171-199. Smyth, A. (1988), "The contemporary Women's Movement in the Republic of Ireland", Women's Studies International Forum, no. 11 (4), pp. 331-341.

Информация об авторе

Дарья Б. Вершинина, кандидат исторических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; 614090, Россия, Пермь, ул. Букирева, д. 15; [email protected]

Information about the author

Dar'ya B. Vershinina, Cand. of Sci. (History), associate professor, Perm State University, Perm, Russia; bld. 15, Bukirev Street., Perm, Russia, 614090; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.