УДК 37
ББК 71.4(2)+ 83.3(2Рос5)
Лариса Дмитриевна Титарева,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: lora-titareva@mail. ru
Женская проза Забайкалья как социокультурный феномен
Автор, одним из первых исследуя женскую прозу как феномен культуры в сопоставлении общероссийского и регионального уровней, привлекает к исследованию ряд подходов и методов (комплексный, системный, гендерный, аналитический, сравнительно-исторический).
В статье прослеживается, что начиная с XIX в. возможно выделить параллели в развитии женской прозы в России и в Забайкальском крае. Женское литературное творчество возникает в России в начале XIX в. В Забайкалье женская проза в этот период представлена тремя именами: П. Е. Анненковой, М. Н. Волконской, Е. О. Дубровиной. В начале XX в., когда Чита являлась столицей ДВР, в рамках группы «Творчество» работала О. Петровская, в ЧЛХО входила М. Соколова, кроме того, в литературном процессе того времени участвовали Н. Малькова и А. Литвинцева. В послевоенные годы женская проза представлена военной, патриотической и производственной темами в книгах И. H. Гуро и Л. А. Покровской. Активно женщины-писательницы в Забайкалье заявляют о себе после социальных изменений в 1980-е гг. В начале XXI в. женская проза в Забайкалье, имея ряд региональных особенностей, активно развивается. Творчество и общественная деятельность женщин-писательниц выступает основой для сохранения и развития культуры в крае.
Ключевые слова: женская проза, революция, декабристы, женщины-писательницы, культура, литература.
Larisa Dmitrievna Titareva,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039), e-mail: lora-titareva@mail.ru
Female Prose in Transbaikal Region as a Sociocultural Phenomenon
The author, one of the first, exploring female prose as a cultural phenomenon in comparison of nationwide and regional levels uses a number of approaches and methods (comprehensive, systematic, gender, analytical, comparative-historical).
It is possible to trace parallels in the development of female prose in Russia and in the Transbaikal region by the time of XIX century and the beginning of XX century. Female prose occured in Russia at the beginning of XIX century. In the Transbaikal territory female prose in XIX century was represented by three names: P. E. Annenkova, M. N. Volkonskaya, and E. O. Dubrovina. In the early XX century when Chita was the capital of the DVR in the Transbaikal region O. Petrovskaya worked within the group "Creativity", M. Sokolova was a member of CHLHO, N. Malkova and A. Litvintseva took an active part in the literary process of that time. During the postwar years, military, patriotic and industrial themes were represented in the books of I. R. Guro and L. A. Pokrovskaya. Women-writers of Transbaikal made themselves known after the social changes in the 1980s. At the beginning of the twenty-first century women's prose in the Transbaikal, with a number of regional characteristics , is actively developing. Creativity and social activities of women writers is the basis for the preservation and development of culture in the province.
Keywords: revolution, Decembrists, culture, female prose, women-writes, culture, literature.
© Л. Д. Титарева, 2015
109
В Забайкальском крае, как и в России в целом, с конца 1980-х гг. появляется плеяда женщин-писательниц (Г. Д. Ахме-това, Д. Б. Батоболотова, В. В. Измайлова, О. М. Коваленко, Е. Ф. Куренная-Берцик, Л. В. Мутовина, А. Г. Озорнина, Е. В. Стефанович, О. В. Стефанович, М. А. Тимошенко, Д.-Х. Цынгуева и др.). Данный феномен, имея свои региональные особенности, начинает занимать свою нишу в культуре края, а также оказывать активное влияние на её развитие.
Отметим, что изучение возникновения и развития женской прозы на региональном уровне, т. е. в контексте развития забайкальской культуры, особенно актуально в связи с тем, что подобные исследования ранее не проводились. Анализ женской прозы как феномена культуры в сопоставлении общероссийского и регионального уровней позволит привлечь к исследованию ряд подходов и методов (комплексный, системный, гендерный, аналитический, сравнительно-исторический). Они помогут выявить и проследить причины появления на рубеже веков этого культурного явления, проанализировать преемственность, взаимовлияние и взаимозависимость женской прозы как феномена культуры на двух уровнях, предоставят возможность более полно и объективно отразить картину возникновения и развития женской прозы в России конца ХХ - начала XXI в.
Первые произведения в России, созданные женщинами, появляются в начале XIX в. В Москве и Петербурге в это время женщины активно начинают заниматься литературой. В 1820-е гг. становятся популярными литературные салоны С. Д. Пономарёвой и З. А. Волконской. В 18301840-е гг. в русской литературе возникает целая плеяда женских имён (Е. А. Ган, Н. А. Дурова, М. С. Жукова, С. А. Закре-вецкая, А. В. Зражевская, А. О. Ишимова, А. Я. Марченко и др.). Эти писательницы выражают и исследуют своё «Я», описывают женскую судьбу, используя в основном эпистолярный жанр (повесть-дневник, роман в письмах, воспоминания).
В Забайкалье женское творчество представлено воспоминаниями жён декабристов, приехавших вслед за мужьями: П. Е. Анненковой («Записки жены декабриста», 1888) и М. Н. Волконской («Записки Марии Николаевны Волконской», 1904). Отметим, что из двенадцати жён декабристов,
разделивших с мужьями ссылку, свои воспоминания оставили только эти две женщины. Они сохранили для истории всё то, что видели и пережили в Сибири. Благодаря их литературному творчеству стали известны многие детали жизни и быта декабристов.
Кроме того, в середине XIX в. в Забайкальском крае жила Е. О. Дубровина - дочь начальника Петровского и Нерчинского заводов, которая активно занималась литературой («Каторжница», 1884; «На Петровском Заводе», 1898 и др.).
Таким образом, в Забайкалье в XIX в. женская проза представлена тремя именами: П. Е. Анненковой, М. Н. Волконской, Е. О. Дубровиной. Несмотря на то что они не являются коренными жительницами края, можно с полным правом назвать их первыми женщинами, оставившими след в забайкальской литературе. Они так же, как и столичные писательницы, в своих произведениях рассказывали о женской судьбе, используя письма и воспоминания. Следовательно, процессы возникновения и развития русской женской прозы в XIX в. происходят одновременно на общероссийском и региональном уровнях.
Далее женские имена в истории литературы Забайкальского края появляются в начале XX в., когда все культурные процессы происходят в русле политических событий. Революция 1917 г. обусловила исторический момент, требующий создания новой культуры, которая бы обслуживала идеи коммунизма. Литература, как один из самых доступных для масс элементов культуры, выступает орудием формирования нового сознания. В ноябре 1917 г. под руководством А. В. Луначарского учреждается Наркомпрос, который становится главным проводником культурной политики и существенно влияет на литературное развитие в России [4].
В 1920 г. создаётся Дальневосточная Республика (1920-1922). С октября 1920 г. её столицей становится Чита, которая выступает и культурным центром ДВР1. Уже в ноябре 1920 г. было организовано Читинское литературно-художественное общество (ЧЛХО), членами которого стали П. В. Незнамов, Г. Н. Матвеев и др.
В 1921 г. по поручению Наркомпроса для контроля над литературным процессом
1 Константинов М. В. Дальневосточная республика // Энциклопедия Забайкалья: в 4 т. Т. 2 / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2004. С. 278.
в столицу ДВР прибывает группа московских писателей, которые организовывают литературную группу и журнал «Творчество» с целью пропаганды творчества В. В. Маяковского. В эту группу входит Ольга Георгиевна Петровская («Крылья взмахнувшие», 1920; «Зрачки весны», 1920).
По свидетельствам краеведа Н. Е. Двор-ниченко, в состав ЧЛХО входила М. Соколова [2, с. 103], кроме того, в литературном процессе этого периода активно участвовали Н. Малькова и А. Литвинцева [2, с. 47].
Перечисленные женские имена вписываются в русло общего литературного процесса, проходившего в Советской России в 1920-х гг., когда женское творчество становится обыденным, и появляется множество женских имён в литературе. В период становления нового государства женщины-писательницы присутствуют во всех многочисленных литературных направлениях (З. Н. Гиппиус, А. М. Колонтай, Е. А. Нагродская, Л. Д. Зиновьева-Анни-бал и др.).
После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. в Чите на базе Читинской областной типографии (1937) создаётся государственное предприятие - Читинское областное книжное издательство1. Благодаря возможности, появившейся у местных авторов, издаваться в регионе, литературное движение в Забайкалье всё активнее набирает обороты.
Отметим, что в середине ХХ в. по всей России создаются определённые литературные зоны. Так, в Иркутске в 1935 г. основана Иркутская писательская организация, позже переименованная в Иркутское отделение Союза писателей СССР. В Новосибирске объединение писателей произошло в 1926 г. в Сибирский союз писателей, который в 1934 г. реорганизован в Западно-Сибирское краевое отделение СП СССР. Красноярская писательская организация открылась в 1946 г. Омское отделение СП СССР создано в 1962 г. В 1963 г. было основано Томское отделение СП СССР2. Эти зоны влияли на общий литературный процесс в стране. Чита - не исключение: здесь, как и в других городах, писатели объединяются под влиянием и с подачи СП СССР, кото-
1 Стелл С. Традиции, проверенные временем // Комсомолец Забайкалья. 2007. № 6. С. 6.
2 Руководящие органы и региональные отделения СП России [Электронный ресурс]. URL: http://www. rospisatel.ru/sp.htm (дата обращения: 05.03.2015).
рый является институтом партийно-государственного руководства литературой. В свою очередь, творчество местных авторов вливается в советскую литературу и оказывает прямое влияние на её становление и развитие.
Таким образом, в Забайкалье, как и во всех регионах СССР, после завершения Великой Отечественной войны продолжает развиваться местная литература. В октябре 1949 г. под председательством А. Т. Твардовского проходит учредительная конференция литераторов Забайкалья, по итогам которой создаётся Читинская писательская организация. В бюро Читинской писательской организации избираются Б. А. Костю-ковский, О. Р. Хавкин, Л. А. Покровская, В. Г. Никонов [6, с. 1].
В эти годы женское творчество представлено военной, патриотической и производственной темами в книгах Л. А. Покровской («Человек без улыбки», 1956; «Гость из тайги», 1959; «Шагая по жизни», 1980) и И. Р. Гуро («В добрый путь, Кумриниса!», 1950; «Один из вас», 1951; «Синий кабан», 1955; «Кто пил воду из Зеравшана», 1959; «Путь сибирский дальний», 1959 и др.). Творческая деятельность этих писательниц свидетельствует о том, что в этот период в литературе и женской прозе Забайкалья происходят те же процессы, что в литературе советского периода: их тексты отражают производственную, социалистическую, военную темы.
Дальнейший толчок для развития женская проза в России (как и в Забайкалье) получает с начала 1960-х гг., когда с приходом к власти Н. С. Хрущёва наступает период «оттепели», и культурный процесс становится более свободным.
В 1964 г. в Чите на отчётно-выборном собрании Читинского отделения СП СССР ответственным секретарём писательской организации становится Г. Р. Граубин3. Он обладает незаурядными организаторскими способностями, пользуется уважением и популярностью не только в Чите, но и в Москве. Г. Р. Граубин ведёт обширную переписку с другими отделениями СП СССР, привлекает к проблемам работы отделения государственные органы4. В течение года деятельность Читинского отделения СП СССР поднимается на качественно новый уровень и выходит за пределы региона.
3 ГАЗК. Ф. 265. Оп. 2. Д. 30. С. 1.
4 ГАЗК. Ф. 265. Оп. 2. Д. 30. С. 22-28.
В сентябре 1965 г. в Чите впервые проходит семинар молодых авторов Сибири и Дальнего Востока, в котором в 10 секциях участвуют 67 делегатов из Читы, Улан-Удэ, Магадана, Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Якутска, Красноярска, Владивостока, Камчатки, Абакана, Кызыла1. Во главе семинаров писатели общероссийского масштаба: В. П. Астафьев, А. В. Иванов, А. Д. Коптяева, С. С. Наровчатов, Ю. С. Рытхэу, Я. В. Смеляков, В. А. Чивилихин [1, с. 15]. Среди участников, из которых в дальнейшем сложилась забайкальская литература (В. И. Балябин, В. В. Липатов, Е. Е. Куренной, В. Г. Никонов, О. Р. Хавкин и др.), были отмечены Л. А. Покровская и Т. Н. Шавельская2.
Из семинара молодых авторов Сибири и Дальнего Востока 1965 г. впоследствии возникает литературный праздник «Забайкальская осень», который на протяжении долгого времени имел огромное влияние на общесибирский культурный процесс и в целом на культуру России. Задачами организации литературного праздника «Забайкальская осень» стали учёба молодых авторов, обмен опытом и достижениями, продвижение чтения в народные массы («хождение в народ»). Значимость «Забайкальской осени» отмечал в своих высказываниях В. Распутин: «Понемножку писали, понемножку печатались, но всё как-то вполсилы, вполнакала, толком не зная, как относиться к своим занятиям, - то ли как к хобби, чтобы убить время, то ли как к недоступному для нас делу, возле которого нам дано только отираться. <...> Спасибо Чите, она разъяснила, показала каждому из нас, чего он стоит, на что способен» [5, с. 18].
В дальнейшем литературный праздник «Забайкальская осень» даёт возможность реализоваться и развиваться многим женщинам-писателям в Забайкалье. Из семинаров, проводимых в рамках этого праздника, выходят такие забайкальские писательницы, как В. С. Трухина (семинар 1978 г.)3 и Е. В. Стефанович (семинар 1975 г.)4.
Необходимо отметить, что на становление литературы в Забайкалье значительное влияние оказало развитие книгоиздания. Г. Р. Граубин пришёл на должность ответственного секретаря Читинского отделения СП СССР после того, как Читинское
1 ГАЗК. Ф. 265. Оп. 2. Д. 30. С. 6.
2 ГАЗК. Ф. 265. Оп. 2. Д. 24. С. 5.
3 ГАЗК. Ф. 265. Оп. 2. Д. 173. С. 5.
4 ГАЗК. Ф. 265. Оп. 2. Д. 196. С. 4.
областное книжное издательство было объединено в 1962 г. с Иркутским областным издательством в Восточно-Сибирское издательство с отделением в Чите. В результате в Иркутск ушли полномочия по распоряжению фондами на бумагу, на руководство и планирование. Эти проблемы активно поднимал О. А. Димов, являвшийся главой Читинского отделения Восточно-Сибирского книжного издательства с 1986 г.5 В 1992 г. Читинское отделение Восточно-Сибирского книжного издательства преобразовывается в ОАО «Читинское областное издательство». С этого времени начинается снижение объёмов производства. Основным видом деятельности становится издание газет, бланочной продукции.
В 1995 г. М. А. Степанов учреждает первую в Чите частную типографию «Полиграф-сервис», на базе которой в 2004 г. создаётся типография «Палитра», в настоящее время являющаяся ведущим предприятием г. Читы по оказанию спектра полиграфических и издательских услуг.
В 1997 г. О. А. Димов, поддерживаемый местной писательской организацией, учреждает издательство «Поиск», которое в дальнейшем не выдерживает конкуренции с частными типографиями Г. Г. Богданова и М. А. Степанова, хотя и существует до сих пор под руководством Н. Д. Димовой (как издательство «Поиск» и как малое полиграфическое предприятие «Профи»).
В 2003 г. директор «Читинской областной типографии» И. И. Юдин открывает ООО «Препресцентр», где также издаются книги, брошюры, буклеты.
В 2004 г. Г. Г. Богданов организует собственное полиграфическое производство «Экспресс-издательство»6. В этом издательстве используются новейшие технологии, которые позволяют изготовлять печатную продукцию высокого качества.
Таким образом, Читинское отделение Восточно-Сибирского книжного издательства до образования частных издательств являлось самым крупным полиграфическим предприятием в регионе, планирование и руководство которым зависело от Восточно-Сибирского книжного издательства, расположенного в Иркутске. С открытием других типографий, имеющих более широкие полиграфические и экономиче-
5 Димов О. В положении бедного родственника // Забайкальский рабочий. 1989. 12 февр. С. 7.
6 Гриднев С. Издатель // Эффект. 2011. 2 марта. С. 21.
ские возможности, происходит резкое снижение объёмов производства в Читинской областной типографии, что связано и с возросшей конкуренцией, и с общими социально-экономическими проблемами. Впоследствии расширение спектра издательских услуг в Забайкалье приводит к тому, что в Чите начинают активно издаваться и переиздаваться как уже известные авторы, так и начинающие. В числе этих писателей оказываются и женщины, у которых в связи с появившимся выбором на рынке полиграфических услуг и с тем, что женская проза к этому времени становится востребованной у читателей, появляется возможность издавать свои произведения. Начиная с 1990 г., в Чите в разных издательствах печатаются Г. Д. Ахметова, О. М. Коваленко, А. Г. Озор-нина, Е. В. Стефанович, В. С. Трухина, М. А. Тимошенко и др.
В это время, с приходом к власти М. С. Горбачёва в 1985 г., в России происходят глобальные социально-политические перемены, которые, с одной стороны, разрушили плановую экономику, с другой -предоставили возможность издаваться в зависимости от рыночных условий и от финансовых возможностей самого автора. Эти перемены затронули литературный процесс в Забайкалье. С 1977 по 1997 гг. председателем Читинского отделения СП СССР был Е. Е. Куренной, который также оказывал поддержку начинающим авторам, в том числе и женщинам. Благодаря ему, несмотря на экономические трудности 1990-х гг., в Чите продолжали издаваться Е. С. Ерофеева, А. Г. Озорнина, Е. В. Стефанович, В. С. Трухина. После трагической гибели Е. Е. Куренного литературный процесс в Забайкалье угасает: перестаёт работать писательская организация, не проводится уже ставший традиционным праздник «Забайкальская осень». Однако несмотря на то, что Читинская писательская организация в 1990-2000-х гг. практически не вела никакой деятельности, в Чите работали и возникали новые литературные объединения.
В 1996 г. руководителем творческого объединения «Надежда», которое было создано в 1978 г. в рамках работы Читинского отделения СП СССР с молодыми авторами, становится Е. В. Стефанович. В объединении начинают активно проводиться литературная учёба, индивидуальные консультации, обсуждение и рецензирование
рукописей. С подачи и с помощью Е. В. Стефанович в свет выходят сборники и книги многих будущих писателей, ставших впоследствии членами СП России, из которых состоит забайкальская литература начала XXI в.: Н. А. Юрконенко, Н. В. Ярославцева, Е. С. Ерофеевой, О. А. Димова, А. Н. Гор-деева, А. Г. Озорниной, Ю. Ю. Рейс. В 2002 г. творческое объединение «Надежда» прекратило свою деятельность, дав забайкальской литературе новое поколение писателей, поэтов, журналистов, среди которых были и женщины.
В 2004 г. в Чите на базе Читинского педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (с подачи доктора филологических наук, профессора Т. В. Воронченко) совместно с Читинской писательской организацией было организовано литературное объединение «Встречи», которым руководил признанный в Забайкалье и в России поэт М. Вишняков. В августе 2004 г. вышел первый номер журнала «Встречи». Редактором журнала стала доктор филологических наук, профессор Г. Д. Ахметова. Основная задача объединения и журнала «Встречи» заключалась в том, чтобы дать возможность печатать тексты как профессиональным литераторам, так и начинающим авторам Забайкальского края. Журнал быстро вышел за рамки региона - впоследствии в нём печатались авторы из других регионов и зарубежных стран (Г. Ахвердян (Армения), Г. Васильева (г. Новособирск), Н. Володина (г. Пермь), Т. Жирмунская (Германия), Г. Заходер (г. Москва) и др.).
В этом журнале печатались и печатаются уже известные писательницы и поэтессы (О. Абросимова, Н. Ганьшина, Л. Мутовина, А. Озорнина, Ю. Рейс, Г. Рогалёва, О. Стефанович), начинающие авторы (М. Аниц-кая, В. Ахметова, М. Болдакова, Н. Веденеева, Н. Верёвкина, Н. Власова, Н. Горкина, М. Драничникова, Ю. Ипатова, О. Кливенко, С. Кудина, М. Лежнева, Э. Лунегова, Е. Ля-лигина, О. Полякова, З. Попова, О. Рагузи-на, Е. Сластина). Своим существованием и высокими требованиями журнал «Встречи» обязан ответственному редактору Г. Д. Ах-метовой.
Таким образом, активно женщины-писательницы в Забайкалье заявляют о себе после социальных изменений в 1980-е гг.
Одним из важных факторов для формирования и развития женской прозы стала деятельность Г. Р. Граубина на должности
ответственного секретаря Читинского отделения СП СССР, который активно влиял на развитие литературы в крае и поддерживал женское творчество.
Кроме того, одним из важнейших факторов для признания женской прозы явилось то, что в Чите с 1990-х гг., начали свою деятельность несколько издательств (ОАО «Читинское областное издательство» (1992), «Полиграф-сервис» (1995), «Поиск» (1997), «Препресцентр» (2003), «Палитра» (2004), «Экспресс-издательство» (2004).
В начале ХХ1 в. женская проза Забайкалья представлена такими именами, как А. А. Арбатская, Г. Д. Ахметова, В. Г. Баля-бина Д. Б. Батоболотова, С. В. Гончаренко Е. С. Ерофеева, В. В. Измайлова, О. М. Коваленко, Н. В. Коледнева, И. Г. Котельни-кова, Е. Ф. Куренная-Берцик, Л. В. Муто-вина, А. Г. Озорнина, З. Я. Пономарёва, Ю. Ю. Рейс, Е. В. Стефанович, О. В. Стефанович, М. А. Тимошенко, В. С. Трухина, Д.-Х. Цынгуева.
Первой женщиной, принятой в члены СП СССР, стала в 1958 г. И. Р. Гуро. До конца ХХ в. она являлась единственной женщиной, чьё творчество было признано на официальном уровне. В 1997 г. членом СП России становится А. Г. Озорнина. В 2001 г. в члены СП России приняты Е. В. Стефанович и О. М. Коваленко. Позднее принимают в СП России Д.-Х. Цынгуеву (2004), Г. И. Целищеву (2009), Г. Д. Ахметову (2011), С. Гончаренко (2013), Д. Б. Батобо-лотову (2014). Признание литературного творчества забайкальских писательниц на официальном уровне свидетельствует о том, что их деятельность становится профессиональной.
Рассматривая забайкальскую женскую прозу с точки зрения культуры и функций культуры, можно предложить следующую классификацию (необходимо понимать, что художественные тексты могут выполнять одновременно несколько функций):
- коммуникативную функцию выполняют тексты Е. В. Стефанович, Г. Д. Ахмето-вой, Л. А. Покровской;
- позволяют отвлекаться от реальности, получать эмоциональную разрядку произведения И. Р. Гуро, М. Е. Демидовой, А. Г. Озорниной (компенсаторная функция);
- информационную функцию несёт в себе проза И. Р. Гуро, О. М. Коваленко, Л. В. Мутовиной, М. А. Тимошенко, В. С. Тру-хиной;
- объединяющая женская проза представлена творчеством А. А. Арбатской, Г. Д. Ахметовой, З. Я. Пономарёвой, Е. В. Стефанович.
Среди особенностей забайкальской женской прозы можно выделить следующие:
- в творчестве забайкальских писательниц чётко прослеживается краеведческая тематика: природа Забайкалья (Д. Б. Батоболотова, И. Г. Котельникова, Г. И. Рогалёва, Д.-Х. Цынгуева), декабристы в Забайкалье (В. С. Трухина), исторические события в Забайкалье (В. Г. Баляби-на, И. Р. Гуро, А. Г. Озорнина), традиции и культура малых народов (Н. В. Коледнева, Е. Ф. Куренная-Берцик, О. В. Стефанович);
- женское литературное творчество в Забайкалье можно разделить на две части: литература на русском языке и литература на бурятском языке, отражающая национальное самосознание (Д. Б. Батоболото-ва, Д.-Х. Цынгуева и др.);
- в Забайкалье многие женщины-писательницы, наряду с текстами для взрослых пишут и детские произведения (Е. Ф. Ку-ренная-Берцик, Л. В. Мутовина, А. Г. Озор-нина, Л. А. Покровская, З. Я. Пономарёва, В. С. Трухина).
Однако темы и проблемы, поднимающиеся в российской женской прозе, активно разрабатываются и писательницами Забайкалья:
- в основу их произведений положены факты собственной судьбы (Г. Д. Ахмето-ва, В. Г. Балябина, Е. Ф. Куренная-Берцик, Л. В. Мутовина, Е. В. Стефанович);
- одной из главных тем забайкальской прозы является место и роль женщины в современном обществе (Е. В. Стефанович, М. А. Тимошенко, С. В. Гончаренко, О. М. Коваленко);
- так называемая «социальная проза», отражающая проблемы женщин, детей и старшего поколения в обществе, представлена в произведениях Е. В. Стефанович, З. Я. Пономарёвой, А. А. Арбатской.
Отдельно необходимо выделить тот факт, что в женскую прозу Забайкалья, начиная с 1990-х гг., приходят женщины, которые получили профессиональное литературное образование. Филологический факультет Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского окончили С. В. Гончаренко, О. М. Коваленко, А. Г. Озорнина, Г. И. Рогалёва, О. В. Стефанович, В. С. Трухина. В
Литературном институте им. А. М. Горького учились Е. С. Ерофеева и Г. И. Целищева. Докторскую диссертацию в Литературном институте им. А. М. Горького защитила Г. Д. Ахметова. Это даёт основание полагать, что заниматься литературным творчеством начинают женщины, которые уже состоялись профессионально, накопили себя как личности, прожили богатую женскую судьбу, наполненную событиями и переживаниями, отражёнными в их произведениях.
Кроме того, женщины-писательницы создают художественные тексты, которые практически представляют собой основу для развития современной забайкальской литературы, они активно влияют на изучение и сохранение культурных традиций (В. Г. Балябина, Н. В. Коледнева, Е. Ф. Ку-ренная-Берцик, О. В. Стефанович), являются видными культурными деятелями Забайкальского края (Г. Д. Ахметова, Е. Ф. Курен-ная-Берцик, Е. В. Стефанович, О. В. Стефанович), ведут или вели научную и преподавательскую деятельность (Г. Д. Ахме-това, З. Я. Пономарёва), профессионально
занимаются журналистикой (С. В. Гонча-ренко, О. М. Коваленко, Н. В. Коледнева, И. Г. Котельникова, Е. Ф. Куренная-Берцик, Е. В. Стефанович, О. В. Стефанович и др.), ведут исследования литературного процесса в регионе (Г. Д. Ахметова, Е. Ф. Куренна-я-Берцик), оказывают поддержку молодым авторам (Г. Д. Ахметова, А. Г. Озорнина, Е. В. Стефанович), занимаются редактурой и изданием литературных журналов (Г. Д. Ахметова, А. Г. Озорнина), занимаются пропагандой забайкальской литературы через литературные интернет-блоги (И. Г. Котельникова, С. В. Гончаренко).
Таким образом, в начале XXI в. женская проза в Забайкалье становится основой для дальнейшего развития литературы и культурного процесса в регионе: женщины-писательницы не только создают тексты, но и принимают активное участие в формировании общественного мнения, в издательском процессе, в становлении новых литературных имён, в исследовании и сохранении литературных и культурных традиций Забайкалья.
Список литературы
1. Ахметова Г. «А у нас в Забайкалье...». Чита: Чит. тип., 2008. 128 с.
2. Дворниченко Н. Е. Вчера и сегодня забайкальской литературы. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. 270 с.
3. Дворниченко Н. Е. Их путь начинался в Забайкалье. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. 103 с.
4. Титарева Л. Д. Литература как средство идеологического контроля в советской культуре довоенного периода // Гуманитарный вектор. 2010. № 4(24). С. 166.
5. Урманов А. В. Поэтика прозы Валентина Распутина. (Психологический анализ. Традиции и новаторство): дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02. М., 1986. 217 с.
6. Читинская областная писательская организация в год своего 55-летия (1949-2004): истоки, хроника, литературные имена / сост. Е. Ф. Куренная-Берцик. Чита: Тип. Г. Г. Богданова, 2004. 16 с.
References
1. Akhmetova G. «A u nas v Zabaikal'e...». Chita: Chit. tip., 2008. 128 s.
2. Dvornichenko N. E. Vchera i segodnya zabaikal'skoi literatury. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1982. 270 s.
3. Dvornichenko N. E. Ikh put' nachinalsya v Zabaikal'e. Irkutsk: Vost.-Sib. kn. izd-vo, 1973. 103 s.
4. Titareva L. D. Literatura kak sredstvo ideologicheskogo kontrolya v sovetskoi kul'ture dovoennogo perioda // Gumanitarnyi vektor. 2010. № 4(24). S. 166.
5. Urmanov A. V. Poetika prozy Valentina Rasputina. (Psikhologicheskii analiz. Traditsii i novatorstvo): dis. ... kand. filol. nauk : 10.01.02. M., 1986. 217 s.
6. Chitinskaya oblastnaya pisatel'skaya organizatsiya v god svoego 55-letiya (1949-2004): istoki, khronika, literaturnye imena / sost. E. F. Kurennaya-Bertsik. Chita: Tip. G. G. Bogdanova, 2004. 16 s.
Статья поступила в редакцию 03.04.2015