Научная статья на тему 'Женская миграция из стран Центральной Азии: проблемы и особенности'

Женская миграция из стран Центральной Азии: проблемы и особенности Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
166
28
Поделиться
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ МИГРАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖЕНСКОЙ МИГРАЦИИ / PATTERNS OF FEMALE MIGRATION / ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОЙ МИГРАЦИИ / PROBLEMS OF FEMALE MIGRATION / "РОДИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" / FEMININE MIGRATION / ''MATERNITY TOURIST''

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Батенева Елена Викторовна

В статье анализируются проблемы и особенности женской миграции из стран Центральной Азии. Прослеживается изменение роли женщины в обществе, влияние традиций на положение восточной женщины, а также анализируются некоторые закономерности женской миграции.The article is devoted to the problem of women’s migration from countries of the Central Asia to the Russian Federation which resulted lately in the so called “maternity tourism”. The roles of women in traditional Muslim societies are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Женская миграция из стран Центральной Азии: проблемы и особенности»

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

^Женская миграция из стран центральной

АЗИИ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ

УДК 331.556; 314.7

Е. В. Батенева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье анализируются проблемы и особенности женской миграции из стран Центральной Азии.

Прослеживается изменение роли женщины в обществе, влияние традиций на положение восточной женщины, а также анализируются некоторые закономерности женской миграции.

Ключевые слова: Женская миграция, Центральная Азия, закономерности женской миграции, проблемы женской миграции, «родильный туризм».

The article is devoted to the problem of women’s migration from countries of the Central Asia to the Russian Federation which resulted lately in the so called “maternity tourism”. The roles of women in traditional Muslim societies are also analyzed.

Keywords: feminine migration, Central Asia, patterns of female migration, problems of female migration,

. 'maternity tourist'. .

фф фф

Среди множества проблем, связанных с миграцией из стран Центральной Азии, отдельного внимания заслуживает проблема женской миграции, так как доля женщин в миграционных потоках из этих стран стабильно возрастает [10, с. 9]. В настоящее время из поселков и городов Центральной Азии прибывают в Россию не только трудоспособные мужчины, но и женщины различного возраста и социального положения, цель которых не только заработать денег, но и обустроить личную жизнь. Даже восточные традиции, закрепляющие за женщиной роль хранительницы домашнего очага, не останавливают мигранток, и порой эти женщины становятся единственными кормильцами семьи, оставшейся на родине.

Гендерный аспект миграции в целом освещен в работах зарубежных и отечественных авторов: Э.Г. Равенштейна, О.Л. Рыбаковского, С.В. Мартыненко. Проблемы женской миграции из стран СНГ рассма-

90 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

триваются в работах Е.В. Тюрюкановой, Ж.А. Зайончковской, Л.Б. Карачуриной, Н.В. Мкртчян, Д.В. Полетаева, Ю.Ф. Флоринской. Гендерные особенности вне контекста миграции нашли свое отражение в исследованиях О.А. Ворониной, Н.Ю. Кремневой. Положение женщины в восточной культуре в историческом ракурсе отражено в работах Г.В. Гриненко, С.А. Токарева.

Уже в IX—VII тыс. до н.э. первые упоминания о женщине были как о главном божестве [1, с. 50]. Ряд ученых (Л.Г. Морган, Дж.Ф. Мак-Леннан, И.Я. Бахофен) склоняется к мнению о том, что в древнем обществе господствовал матриархат. Например, на острове Суматра 20 млн. мусульман жили по законам материнского права [1, с. 51]. Однако другие ученые (М. Гимбутас, Р. Айслер, К. Миллет) считают, что раннему этапу развития человеческого общества присуще гендерное равенство. И только с возникновением патриархата и частной собственности возникло и ген-

2013 90-94

1 (51) январь-февраль

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 90

Ф

19.03.2013 12:30:49

ф

ф

дерное неравенство [1, с. 52].

На протяжении многих веков мужчины и женщины работали на равных условиях, так как «биологические особенности полов не имеют особого значения для выполнения того или иного вида труда» [1, с. 58].

Капитализм и развитие производства дали возможность мужчинам получать основной доход вне дома, а также политические и гражданские преференции, чего женщины были лишены. Отстранение от общественной и политической жизни компенсировалось для женщины ведением домашнего хозяйства, что, впрочем, не приносило особых доходов. Такое положение женщин сохранялось во многих странах вплоть до середины XX века [1, с. 60].

В некоторых странах Центральной Азии и по сей день прослеживаются традиции патриархата, следуя которым, женщина должна сохранять покорность. Во многом восточные традиции берут начало из религиозных источников. «Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчин» [9, с. 527]. Таким образом, миграция женщин в страну с отличными ценностями противоречит традиционному укладу жизни некоторых стран Центральной Азии.

Первым к проблемам женской миграции обратился английский географ и картограф Э.Г. Равенштейн. Его работы, посвященные женской миграции, базировались на данных переписи Соединенного королевства 1881 года и собственном исследовательском опыт [8, с. 35]. Одним из основополагающих заключений, сделанных Равенштейном, в его теории миграции стал вывод, что женщины были «большими мигрантами на короткие дистанции (между графствами внутри своего королевства), в то время как мужчины — на дальние, более рискованные расстояния, за пределы своего королевства» [8, с. 36]. О.Л. Рыбаковский и С.В. Мартыненко сформулировали данную закономерность так: «чем больше число внутренних и внешних административных границ приходится пересекать мигрантам, тем меньше среди них доля

^ Теория и история культуры

женщин, и наоборот» [8, с. 36].

На основе выводов, сделанных учеными относительно женской миграции в целом, миграция женщин из стран Центральной Азии выглядит как своего рода феноменальное явление. Потому что, во-первых, эти женщины, воспитанные в традициях ислама, прибывают в Россию — страну с другой религией. Во-вторых, из стран с «маскулинным» типом культуры они оказываются в стране, которая, по мнению ряда ученых, относится к «фемининному» типу культуры [3, с. 17]. И в-третьих, женщины, мигрирующие в Россию из Центральной Азии, сталкиваются с рядом административных барьеров, а это, по мнению ученых, является одним из факторов сдерживающих женскую миграцию.

Но что же побуждает женщин, несмотря на наличие сложностей, уезжать из Центральной Азии в Россию? Основной причиной женской миграции, впрочем, как и мужской, остается заработок. Но помимо этого, некоторые мигрантки планируют устроить свою личную жизнь, получить образование, или дать его детям, другие же — чтобы воссоединиться с семьей [10, с. 17].

Женщины приезжают на заработки как в одиночку, так и с мужьями или со всей семьей. Так образуются две модели женской миграции — «активная» (самостоятельная), когда женщина приезжает на заработки одна, и «зависимая», когда женщина приезжает с мужем, отцом или братом [10, с. 34]. Но это деление в значительной степени условно, так как подавляющее большинство всех женщин-мигрантов работает, то есть проявляет себя активно.

Женщины-мигранты в основном заняты в сфере услуг (преимущественно таджички и киргизки), и иногда в торговле (чаще узбечки) [10, с. 21].

Как правило, мигранты из Центральной Азии приезжают на заработки в Россию на более длительный срок, чем мигранты из близлежащих стран-доноров, так как у них нет возможности часто возвращаться на родину. Из-за настороженного отношения

91

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 91

Ф

19.03.2013 12:30:50

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

со стороны местного населения эти мигранты часто сталкиваются с проблемой поиска жилья, в отличие, например, от мигрантов из Украины, Белоруссии или Молдавии, у которых, как правило, есть родственники или друзья, живущие в России [10, с. 67]. Мигранты из Центральной Азии, как женщины, так и мужчины, в основном вынуждены снимать жилье совместно с другими мигрантами.

Обременение, связанное с наличием детей — одна из особенностей женской миграции. По данным РОО «Центр миграционных исследований», выходцы из Центральной Азии чаще оставляют детей дома [10, с. 46]. Поэтому основную часть заработанных средств женщина-мигрантка пересылает детям на родину, а себе зачастую оставляет лишь прожиточный минимум. Именно из-за того, что эти женщины, полностью сосредоточенные на проблемах семьи и детей, оставшихся на родине, хуже адаптируются и интегрируются в социокультурное пространство России. Можно сказать, что это даже не является их целью, в отличие от тех женщин, которые приезжают с семьей [10, с. 37]. В основном такие семьи приезжают из Узбекистана и Таджикистана [10, с. 36]. Возможно, в этом прослеживается влияние традиций патриархата, когда замужней женщине не принято выезжать из дома одной, без сопровождения мужа.

Те женщины, которые приезжают с детьми, сталкиваются с проблемой их устройства в детские сады и школы. Помимо общих проблем, ситуация здесь усугубляется плохим знанием русского языка и, как следствие, незнанием правил приема детей в школу или в детский сад. Поэтому большинство детей мигрантов из Центральной Азии помогают родителям на работе [10, с. 50].

Брошенные дети, которые были рождены в миграции [2], и явление, получившее название «родильный туризм» [6], на сегодняшний день являются одними из актуальных проблем, связанных с женской миграцией из центральноазиатских стран. Анализ материалов, посвященных описанию пробле-

мы брошенных в миграции детей, показал, что чаще всего детей оставляют женщины из Киргизии. Но «это не означает, что киргизские женщины хуже относятся к детям — их в Москве на заработках значительно больше, чем таджичек или узбечек» [2]. Порой женщины-мигранты из Центральной Азии становятся жертвами насилия и сталкиваются с проблемой устройства незаконнорожденных детей [4]. В целом, необходимо отметить, что женщины-мигранты, которые уже имеют детей, склонны в большинстве случаев проявлять заботу именно об оставленных детях на родине, нежели о вновь рожденных в миграции.

Мнения относительно проблемы «родильного туризма» неоднозначны. Так, по данным РОО «Центр миграционных исследований», «женщины, приезжающие работать в Россию, в большинстве своем не планируют рожать здесь детей» [10, с. 83], и «разговоры о каком-то “огромном” числе мигрант-ских родов явно сильно преувеличены» [10, с. 84]. Обосновано такое мнение следующими положениями. Во-первых, дороговизной медицинского обслуживания, в том числе и для желающих сделать аборт. Роды в Москве для мигранток были бесплатными только до 2010 года [10, с. 85], теперь бесплатное прикрепление иностранок к женской консультации практически невозможно, и только если женщина обращается за медицинской помощью уже со схватками, ей не имеют права отказать [10, с. 86]. Во-вторых, угроза потери работы и стабильного заработка в случае сохранения ребенка и последующих родов. В-третьих, проблема проживания (одной проще найти жилье, размещение с ребенком потребует дополнительного места и средств). В-четвертых, есть риск неприятия родственниками, оставшимися на родине, ребенка, рожденного в миграции.

Но, вероятно, эти сложности не останавливают мигранток из Центральной Азии, так как явление «родильного туризма» принимает все большие масштабы. У женщин, практикующих роды в миграции, появились уже определенные схемы действий, следова-

92

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 92

Ф

19.03.2013 12:30:50

ф

ф

ние которым, по их мнению, в будущем обеспечит возможность получения российского гражданства для рожденного в миграции ребенка и, как следствие, для его матери [6; 7]. Но в действительности, достичь этой цели удается единицам, так как российским законодательством предусмотрены соответствующие правила и нормы получения российского гражданства для детей, рожденных в миграции и их родителей-иностранцев. В результате, из-за отсутствия возможности достойного содержания рождённых в миграции детей, большинство из них так и остаются в родильных и детских домах [7].

Проблема «родильного туризма» только начинает рассматриваться в России и поэтому не получила развернутого освещения в научной литературе и законодательстве. Вместе с тем, данный вид туризма уже длительное время заботит развитые страны, которые столкнулись с ним раньше России. Поэтому они выработали средства не только его изучения, но и юридической оценки. Среди множества причин «родильного туризма» на Западе основным считается стремление мигрантов получить гражданство в более развитых странах [11, 12, 13].

Что касается России, то данная проблема может быть следствием отношения мусульманских женщин к вопросам контрацепции. По данным РОО «Центр миграционных исследований», мусульманки чаще не предохраняются, нежели православные христианки, «по религиозным соображениям и из-за возражений мужа» [10, с. 83].

Учитывая трудности и проблемы, возника-

^ Теория и история культуры

ющие у женщин в связи с их миграцией, или с миграцией их мужей или близких родственников, в Таджикистане, по инициативе ООН-Женщины, МОМ и Всемирного банка, создан проект по социальной мобилизации семей трудовых мигрантов, в основном рассчитанный на домохозяек. Значительная часть трудоспособного населения Таджикистана — женщины. Как правило, их основной работой является ведение домашнего хозяйства, а также «они воспроизводят главный экспортный продукт Таджикистана — мужское население, которое, в частности, выезжает в Российскую Федерацию» [5]. Реализация этого проекта дает женщинам возможность самостоятельно обеспечить свои семьи, не выезжая из республики, пока основная часть мужского населения находится на заработках в России [5]. Такой способ решения проблем миграции на родине у мигрантов может стать наиболее действенным.

Рост женской миграции из стран Центральной Азии оказывает влияние на традиционные гендерные стереотипы населения этих стран. Веками соблюдающиеся правила поведения женщины в обществе, основанные на религиозных предписаниях, под влиянием миграционных процессов стали меняться. Тяжелое материальное положение семьи, как внешний фактор, влияет на внутренние установки населения Центральной Азии; заставляет его переосмыслить поведение женщины, по-другому реагировать на него. Этот процесс осмысления, на наш взгляд, должен повлиять и на изменение традиционных культурных ценностей.

Примечания

1. Воронина, О. А. Конструирование женственности: социокультурный анализ / О. А. Воронина // Человек. — 2009. — № 5.

2. Гастарбайтеры бросают детей в России. О брошенных детях мигрантов из Центральной Азии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/gazeta019.php (дата обращения: 27.11.2012г.).

3. Лебедева, Н. М. Кросскультурные особенности отношения российской молодежи к инновациям / Н. М. Лебедева // Культурные ценности, связанные с отношением к инновациям // Молодые москвичи. Кросскультурное исследование : [сб.]. — Москва, 2008.

4. Незаконные дети Москвы, или трагедии женщин из Центральной Азии // Союзная газета. Информационно-аналитическое издание МСОО «Русь единая» для соотечественников России. Миграция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sgline.org/cat/47/15329 (дата обращения: 27.11.2012г.).

5. Немое большинство. О положении женщин в Таджикистане [Электронный ресурс]. — Режим досту-

93

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 93

Ф

19.03.2013 12:30:50

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

па: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/gazeta030.php (дата обращения 27.11.2012г.).

6. Прорвались через границу. Петербург стал центром нелегального «родильного туризма». Smartnews [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smartnews.ru/regions/spb/3474.html (дата обращения: 23.01.2013г.).

7. Россия превращается в роддом для гастарбайтеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.demoscope.ru/weekly/2012/0519/gazeta024.php (дата обращения: 23.01.2013г.).

8. Рыбаковский, О. Л. Гендерный аспект глобальной миграции / О. Л. Рыбаковский, С. В. Мартыненко // Социс. — 2012. — № 6.

9. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев — Москва, 1976.

10. Тюрюканова, Е. В. Женщины-мигранты из стран СНГ в России / Е. В. Тюрюканова, Ж. А. Зайончковская, Л. Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян, Д. В. Полетаев, Ю. Ф. Флоринская ; под ред. Е. В. Тюрюкановой. — Москва : МАКС Пресс, 2011.

11. “Maternity Tourism”: How Chinese couples buy U.S. citizenship for their babies [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.cbsnews.com/8301-18563_162-57566313/maternity-tourism-how-chinese-couples-buy-u.s-citizenship-for-their-babies/> (дата обращения: 31.01.2013г).

12. “Maternity Tourism”. Be coming an Issue [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www2. wkrg.com/news/2013/jan/29/maternity-tourism-becoming-issue-ar-5472696/> (дата обращения: 31.01.2013г.).

13. Riseofthe 'maternitytourist' [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.dailymail.co.uk/ health/article-185038/Rise-maternity-tourist.html> (дата обращения: 31.01.2013г.).

Ф

Ф

94

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 94

Ф

19.03.2013 12:30:50