Научная статья на тему 'Роль психических и интеллектуальных особенностей детей 10-14 лет в процессе обучения классическому танцу'

Роль психических и интеллектуальных особенностей детей 10-14 лет в процессе обучения классическому танцу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / CLASSICAL DANCE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / EMOTIONAL PERIOD / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / INTELLECTUAL PROPERTY / ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / OBJECTIVE REALITY / ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / LONG-TERM MEMORY / КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / SHORT-TERM MEMORY / ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / THE ZONE OF POTENTIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапронов Андрей Владимирович

В статье рассматриваются психические особенности восприятия классического танца детьми от 10 до 14 лет. Проводится сравнительный анализ периодов взросления ребенка и их психических особенностей. Выявляется период формирования интеллекта ученика, наиболее адаптированный к запоминанию сложных танцевальных элементов классического экзерсиса, и спектры мотивации для наибольшей продуктивности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the perception of mental features of classical dance for children of 10 to 14 years. A comparative analysis of the periods of growing children and their mental characteristics. Detected during the formation of intelligence most students adapted to memorize complicated dance elements of classical and spectra Exercise motivation for maximum productivity of education.

Текст научной работы на тему «Роль психических и интеллектуальных особенностей детей 10-14 лет в процессе обучения классическому танцу»

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

ОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 10—14 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

УДК 793.3.01:159.922.73

А. В. Сапронов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются психические особенности восприятия классического танца детьми от 10 до 14 лет. Проводится сравнительный анализ периодов взросления ребенка и их психических особенностей. Выявляется период формирования интеллекта ученика, наиболее адаптированный к запоминанию сложных танцевальных элементов классического экзерсиса, и спектры мотивации для наибольшей продуктивности образования.

Ключевые слова: классический танец, эмоциональный период, интеллектуальные свойства, объективная действительность, долговременная память, кратковременная память, зона потенциального развития.

The article deals with the perception of mental features of classical dance for children of 10 to 14 years. A comparative analysis of the periods of growing children and their mental characteristics. Detected during the formation of intelligence most students adapted to memorize complicated dance elements of classical and spectra Exercise motivation for maximum productivity of education.

Keywords: classical dance, emotional period, intellectual property, objective reality, long-term memory, short-term memory, the zone of potential development.

Интеллектуальные свойства, столь необходимые классическому танцовщику, состоят из памяти, оперативного мышления и трудоспособности. Постоянная работа учащегося в этих направлениях и создает основные предпосылки для проявления врожденного таланта.

Детей, активно занимающихся танцем и музыкой, мы часто называем «одухотворенные», подразумевая при этом «интеллектуально развитый», «воспитанный», «волевой». Задача педагога и заключается в помощи ребенку в скорейшем пробуждении интеллекта и воли, раскрытии таланта через радость овладения ремеслом и высоким профессионализмом. Каким образом и вообще нужно ли развивать интеллект у танцора? И

почему мы ставим интеллект на второе место после физических данных? Если физические данные совершенно не позволяют ребенку быть профессионально пригодным и для обучения специальности артиста балета, то, конечно, тогда интеллектуальные способности ребенка вряд ли ему в чем помогут. Если же физические данные не очень яркие, но все же соответствуют профессиональной пригодности и, тем более, если это очень хорошие данные, — интеллект для их развития и приобретения именно профессиональных, осознанных навыков исполнения классического танца просто необходим.

У ребенка в рассматриваемом возрасте эмоции доминируют над интеллектом и физикой, то есть над всеми остальными

208 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 208-212

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 208

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

свойствами. Обратимся к известной классификации Л.Н. Толстого трех основных периодов взросления и созидания личности.

1—7 лет — рациональный период — даже внешне — это большая голова «почемучек», при коротком неразвитом торсе и конечностях. Это период чисто ментального, рационального восприятия мира, познания его предметности, законов и логических связей.

7—14 лет — эмоциональный период — явное изменение пропорций тела: резкое удлинение конечностей, их сенсорных возможностей при продолжающемся недоразвитии и несоразмерности внутренних органов. Физическая незащищенность и ранимость сопровождается повышенной возбудимостью.

14—21 — физическое совершенство — в этот период все связано с созреванием и началом функционирования половых комплексов. Это время самой активной гармонизации организма, установления в нем самых прочных внутренних взаимоотношений, остающихся доминантными на всю жизнь.

Следовательно, рассматриваемый нами возраст укладывается в эмоциональный период — это как раз то время, когда зарождается отношение к будущей профессии. Это отношение потом прорастет либо любовью и фанатизмом, либо обидами на родителей, которые отдали ребенка учиться «каторжному» труду.

Мы знаем, что интеллект — это врожденная способность к развитию мышления как к форме познания и отражения объективной действительности. Отражение объективной действительности, запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. Память состоит из процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Эти процессы формируются в деятельности, определяются и развиваются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта.

Память в период от 10 до 14 лет развита уже достаточно хорошо, но это память не моторная, которую в балетном обихо-

^ Образование в сфере культуры

де иногда называют мышечной, а нагляднообразная. Моторная же память нарабатывается именно во время регулярных занятий в течение всего процесса обучения. Причем она бывает двух видов: физико-моторная и эмоционально-моторная.

Рассмотрим самый простой случай.

Постановка опорно-двигательного аппарата обучаемого классическому танцу связана с выворотностью, которая начинается от бедер и заканчивается раскрытием в первую, вторую, третью, четвертую или пятую позиции стоп. У детей нет опыта стояния при таком положении, развернутые в непривычном положении ноги «не слушаются», воспроизведение движений осложняется. Когда ребенок начинает выполнять заданное непривычное для него движение, он сталкивается с изменениями взаимоотношений между внутренними и внешними силами, обусловливающими его выполнение. При этом кора полушарий головного мозга получает новые раздражения, в ответ на которые возникают новые временные связи или новые двигательные реакции. Сохранение материала происходит в образном представлении, так как мышечная, или моторная, память, из-за отсутствия опыта, слабо удерживает движение. Ребенок в этом возрасте лучше удерживает образ движения через показ учителя, которому он подражает.

Начиная обучение классическому танцу детей десятилетнего возраста, необходимо помнить, что процесс подражания является сложным, многофазным деятельным актом. Именно подражание становится эффективным средством усвоения новых форм поведения и в связи с этим приобретает решающую роль в развитии моторики. Эффективность подражания связана с тем, что у детей этого возраста наиболее развита нагляднообразная память.

Педагог должен учитывать, что сначала складывается образ для подражания, затем следует фаза отработки исполнительных реакций, во время которой сначала формируется двигательный рефлекс, затем мышечная готовность и связочная свобода. И затем

209

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 209

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

только формируется более совершенный рефлекс, позволяющий выполнять точный образ или манеру движения в сочетании с академической грамотностью.

Второй путь овладения движением основан на объяснении упражнения. Показ без разъяснения — это пассивный способ овладения движением. В младшем возрасте он малоэффективен, так как интеллектуальная неразвитость ребенка не позволяет ему сформулировать четкие волевые установки и удержать в памяти вызванные образы. Кроме того, сама воля недостаточно развита. Возрастная неспособность самостоятельно решать задачу по овладению танцем не позволяет создать предпосылки для формирования мотива действия. Расплывчатое состояние образа и отсутствие мотива снижает мышечный тонус и активность нервной высшей системы, в то время как «деятельное состояние больших полушарий — важнейшее условие для образования временной связи». А.В. Запорожец пишет о том, что «обучение путем пассивных движений есть обучение с недостаточной ориентировкой». Кроме того, он указывает, «что есть еще одно слабое звено в пассивном объяснении: логическая память не развита в той степени, чтобы ребенок мог анализировать свои действия, но готова к развитию. Поэтому, объясняя правила, мы развиваем у детей логическое мышление» [5].

Третий путь освоения движений — обобщенное подражание, показ, сопровождаемый объяснениями. Результативность подражания в этом случае усиливается, поскольку слово помогает включить не только логическое мышление, но и образное.

В настоящее время исследованы механизмы и закономерности памяти по трем направлениям: психологическому, нейрофизиологическому и биохимическому. Ассоциативное направление с его центральным понятием — ассоциация, что означает связь, соединение, выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Если определенные психические образования возникают в сознании

одновременно или следуют непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-нибудь из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех элементов.

Пример: battu (бьющий), couru (бегающий), fondu (тающий), tendu (тянущий), soutenu (неослабляющий), suivi (следующий), tombe (падающий), frappe (ударяющий), degage (непринужденный), coupe (режущий), developpep (разворачивающий), glisse (скользящий), failli (проходящий), balanse (качающий), lie (связывающий). Названия этих движений вызывают в сознании учащегося, особенно у франко говорящих народов, ассоциации-образы, позволяющие имитировать тот или иной возникший в результате ассоциации род поведенческих реакций. Русским детям сложнее понимать эти движения, так как они воспринимают их визуально, через показ. А в переводе чаще всего слышат только в начальном периоде разучивания. Впоследствии в повседневном исполнении ученики слышат названия этих движений, произносимые уже по-французски. Слова-образы для не думающих по-французски не вызывают ассоциаций. По крайней мере, до тех пор, пока изучение французского языка в общеобразовательной школе не позволит создать эти ассоциации. Те педагоги, которые не ленятся постоянно повторять детям перевод движений или находить символы, вызывающие ассоциации, аналогичные французским, добиваются правильности исполнения быстрее, так как ассоциативное запоминание требует связывания нового образа с уже имеющимися. Операция связывания становится эффективной, когда педагогу удается воздействовать на учащегося таким образом, что в его сознании поэлементно воспроизводится имеющийся в памяти материал, вызванный конкретной ассоциацией.

Биомеханическая теория памяти выдвигает гипотезу о двухступенчатом характере процесса запоминания. На первой ступени в мозгу происходит кратковременная электро-

210

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 210

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ф

химическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия возникает на основе первой — это биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Если учащиеся проделывают движения небрежно и педагог не требует заострять внимание на правильности исполнения элементов и связок, из которых состоит движение, эта небрежность становится привычно бесконтрольной. Ученик не может повторить движение дважды одинаково, у него не выработается привычка включать механизмы долговременной памяти. Поэтому учебные задания должны быть продуманы так, чтобы в них не было случайных элементов или чтобы важные элементы не превратились в случайные.

Чтобы двигательная память не просто включалась, но и развивалась, необходимо повторять движения в комбинации не менее трех раз самостоятельно или в сочетании с другим движением, постепенно усложняя, а, если это требуется в соответствии с характером движения, то и ускоряя. Музыкальное сопровождение должно четко соответствовать темпоритму и образу движения. Когда эти параметры совпадают, тогда и включается эмоционально-образная память.

Преобладание в образной памяти зрительной в сочетании со слуховой позволяет развить художественный талант учащегося, его способность к профессиональной творческой деятельности. Если для занятий спортом отбирают детей с ярко выраженной двигательной памятью, которая проявляется в ловкости и сноровке, то для обучения артиста балета необходимо обращать внимание на наличие у ребенка двигательной памяти в обязательном сочетании с эмоциональнообразной. У некоторых учащихся эмоциональная память может быть сильнее других

^ Образование в сфере культуры

видов памяти. В этом случае ученик лучше усваивает ассоциативные движения или движения, пропущенные через танцевальный образ.

Но для успешного усвоения техники классического танца наличия вышеперечисленных данных недостаточно. Учащийся должен обладать трудоспособностью, которая также зависит от многих факторов. Трудоспособность — понятие, с которым связывают выполнение разнообразных видов деятельности при сохранении необходимого уровня эффективности на протяжении определенного времени.

Развитие узкопрофессиональных способностей в классическом танце принято начинать с 10 лет, так как этот возраст связан с определенной интеллектуальной и физической развитостью детского организма, с его эмоциональной готовностью. Важным моментом в развитии способностей будущего артиста балета выступает комплектность, то есть одновременное совместное использование взаимодополняющих друг друга задатков. Так, радость владения телом, ощущения на занятиях танцем развивают способности не только к танцу, но и к музыке, и к актерскому мастерству. Заодно и воспитывается эмоциональная отзывчивость, а также художественный вкус. И если трудовая деятельность ребенка носит творческий характер, то она становится средством развития способностей вообще. Деятельность ребенка, находящаяся вне «зоны потенциального развития» (личной трудоспособности), в меньшей степени ведет к развитию способностей, а естественное при этом отсутствие результатов снижает интерес к их развитию в определенном виде творчества вообще. Иногда, правда, отсутствие творческого интереса можно заменить меркантильным, и тогда включаются волевые качества ребенка.

Воля — это подчиненность чувств интеллекту, ориентированному на определенные нравственные установки (явные или скрытые религиозные и этнические традиции). Воспитание воли основывается на обуче-

211

Ф

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 211

Ф

19.03.2013 12:30:59

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^

нии личности самоограничениям. Например, регулярная тренировка физических сил, поддержание режима питания и сна, терпение к поведению окружающих, сдерживание страстей. Так, волевыми усилиями можно добиться повышения мышечного тонуса,

который будет способствовать более эффективной работе по укреплению физической силы, выносливости и подвижности. Воля — необходимейшее качество артиста балета, без которого невозможны никакие результаты ни в репетиционном зале, ни на сцене.

Примечания

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — Москва : Педагогика, 1998.

2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — Москва : МГУ, 1975.

3. Борзов, А. А. Хореография: история, теория, практика / А. А. Борзов. — Москва : Наука, 2008.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва, 1984.

5. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. — Москва : Педагогика, 1986. — Т. I.

6. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. — Москва : Педагогика, 1986. — Т. II.

7. Колесов, Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков.

— Москва : ПРОГРЕСС, 1986.

8. Логинова, Н. А. История комплексного подхода в психологических школах Бехтерёва В. М., Ананьева Б. Г. / Н. А. Логинова. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2005.

9. Тарасов, Н. Классический танец / Н. Тарасов. — Москва : Искусство, 1971.

10. Худеков, С. Н. История танцев / С. Н. Худеков. — Санкт-Петербург : Петербургская газета, 1914.

— Т. 2.

Ф

Ф

Структура готовности к профессиональной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

УДК 378.02:37.016

А. В. Деревякина

Самарская государственная академия культуры и искусств

В статье рассматривается проблема готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму. В процессе анализа содержания профессиональных компетенций ФГОС-03 по направлению «Туризм» определена структура готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, компетенции, профессиональное образование, бакалавры, туризм.

The article deals with the problem of bachelors’ preparedness for professional activity in Tourism. The analysis of content of professional competences after the Federal State Educational Standard of the higher professional education of the third generation determined the structure of bachelors’ preparedness for professional activity in Tourism.

Key words: preparedness for professional activity, competences, professional education, bachelor, tourism.

212 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 212-215

02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 212

Ф

19.03.2013 12:30:59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.