Научная статья на тему 'Женщины в науке: линия жизни'

Женщины в науке: линия жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2100
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комарова Жанна, Ирина Емельянович

Женщины-ученые, достигшие высокого уровня в науке, размышляют о том, как их успех был сформирован, каковы его составляющие и влияет ли гендерная идентичность на их профессиональный и личностный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women in science as a life-style

Women-scientists who have achieved a high position in science, reflect on how their success was formed, what are its components and whether the gender identity influenced their professional and personal growth.

Текст научной работы на тему «Женщины в науке: линия жизни»

ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ:

линия жизни

Почти 40% научных работников в республике - женщины. Высока их доля среди кандидатов и докторов наук, но за почти 80-летнюю историю нашей Академии было всего 2 женщины-академика и 17 членов-корреспондентов.

Хотя, по мнению первого заместителя Председателя НАН Беларуси Сергея Чижика, проблема гендерного неравенства в науке для Беларуси не актуальна. При этом результаты исследования, проведенного Институтом социологии в 2017 г., свидетельствуют о том, что принадлежность к женскому полу все же мешает карьере в науке, в том числе из-за необходимости выполнения семейных обязанностей. Что касается самооценок женщин-исследователей, то по своей природе они не карьеристки, им не свойствен мужской стиль поведения, у них иное миропонимание. Скорее всего, их инаковость порождается глубоко укорененным в общественном сознании стереотипом о «естественном» предназначении представительниц слабого пола. Мы предложили женщинам-ученым, добившимся высокого положения в науке, рассказать о том, как складывался их успех, каковы его составляющие и влияла ли гендерная принадлежность на их профессиональный и личностный рост.

рус

В науке мной всегда двигал интерес

Любовь Хотылева,

главный научный сотрудник лаборатории функциональной генетики растений Института генетики и цитологии НАН Беларуси, академик

егко ли женщине быть ученым? Все зависит от времени, в котором она живет. В XVII-XVIII вв. даже в мыслях нельзя было представить, чтобы женщина занималась наукой. Скорее, ее объявили бы еретичкой, забили камнями, отправили на костер или в изгнание. В России до середины XIX в. женщинам было недоступно даже образование. Их исследовательский талант смог проявиться только в конце столетия, когда мир узнал многих именитых женщин-изобретательниц, ученых, первооткрывателей.

В науке, да и в жизни мной двигал интерес. Он не мог зародиться внутри, стать потребностью, не было соответствующего запаса знаний - средний уровень школы-десятилетки в годы Великой Отечественной войны, когда учителя временные, один класс на всю школу с бесчисленным количеством учеников. Интерес поддерживался извне - как будто чья-то невидимая рука управляла событиями моей жизни, расставляя на пути замечательных людей и расширяя мой кругозор. Мне часто задают вопрос: «Как, получив диплом с отличием после окончания школы, имея возможность поступить в любой вуз СССР, вы поступили в Сельскохозяйственный институт (ныне Бело-

государственная сельскохозяйственная академия г. Горки)? Что вы там искали?» Ничего не искала, просто хотела знать больше. Не могла бросить больную мать и уехать - продолжала учиться там, где была возможность оставаться ближе к дому.

Я была и остаюсь увлеченным и увлекающимся человеком. Тогда, в послевоенное время, не было еды, одежды, обуви - но была жажда познания. Сейчас, когда к нам в Институт устраиваются на работу молодые ученые, первым делом смотрю в глаза и думаю: интересно ли ему будет здесь, его ли это дело, его ли призвание? Потрясающе, но это сразу заметно! Спрашивают о зарплате, нагрузке и редко о том, чем будут заниматься, а еще реже о том, что сами хотят делать. Хотя талантливых молодых людей я на своем веку встречала немало.

В чем причина такого «холодного» отношения к профессии? Связываю это с уровнем образования. У нас сформировалась весьма специфичная подготовка студентов. Не могу сказать о школе, которую я мало знаю, но с выпускниками вузов мне приходится иметь дело. Вот мой вердикт - пустота начинается там. Молодые специалисты, за редчайшим исключением, не ориентированы на решение реальных задач. У них нет профиля, они по-настоящему ничем не увлечены и не знают, пригодятся ли им знания, приобретенные в вузе. Нынешнему поколению сложно вычленить главное. Их вкус формируется чем угодно, но только не высшей школой. В результате он зачастую размытый, бесформенный. То же самое мы видим, когда оцениваем качество кандидатских работ. Я связываю это с ограниченными возможностями профессионального роста будущих ученых, недостатком контактов с коллегами, слабыми научными коммуникациями тех, кто берется за подготовку аспирантов, их неумением ставить глубокие задачи, увлечь, заинтересовать. Без этого в науке ничего не получится. Ничто не рождается из ничего.

Биологию я изучала в аспирантуре на кафедре генетики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. При подготовке кандидатской диссертации на протяжении всех трех лет аспирантуры весной выезжала в Украину на селекционную опытную станцию, так как в качестве генетического объекта избрала кукурузу, не выращиваемую в Подмосковье. Там, под руководством известного ученого, талантливого селекционера Бориса Павловича Соколова, прошла серьезнейшую научную школу. В 1953 г.

в МГУ успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук.

В науке нет и не может быть деления по половому признаку. Задача руководства, независимо от того, кто находится во главе научной организации - мужчина или женщина,- так построить исследовательский процесс, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал, применить знания и навыки, проявить инициативу. Для нас таким «строителем» в науке был академик НАН Беларуси Николай Васильевич Турбин, который благодаря своей открытости, доброжелательности и умению делиться знаниями, информацией управлял научной деятельностью - не управляя. Рядом с ним всегда была молодежь, которая подпиты-валась новыми идеями, развивала их и самореализовывалась. Не он их учил, они учились у него. При нем белорусское научное сообщество пополнилось как минимум десятком молодых докторов наук, и это были представители обоих полов, талантливые люди, не случайно пришедшие в науку, а получившие пищу для ума, «зараженные бациллой» поиска.

Никогда в жизни, начиная со школы, никого не догоняла, не стремилась быть первой. Да и чувства такого не испытывала. Первой быть рискованно, опасно, но получать хорошую оценку за свою работу, быть на виду - это совсем другое дело.

Не приемлю слово «карьера». Меня пугает это непременное движение по ступенькам вверх. Успех - вот что для меня существенно. В науке это участие в международных мероприятиях, публикации в рейтинговых изданиях. К высшей степени успеха отношу признание и уважение коллег. Ни с чем не сравнимо внутреннее состояние, когда выходишь на трибуну и видишь, что тебя готовы слушать и слышать. Для ученого необходимо понимание окружающих, особенно близких по духу и профессии.

Быть академиком для меня не просто карьерный взлет, а огромный труд, который, к счастью, был достаточно плодотворным - 50 учеников, кандидатов и докторов наук, продолжателей моего дела, дела служения науке. Вместе с тем это ответственность, ответственность перед собой, перед ними, перед коллегами, ведь, попав в плеяду профессионалов, ты должен, что называется, соответствовать, быть лучшим.

Остались ли высоты, которые хотелось бы покорить? Конечно. Их, к сожалению, больше, чем времени, отведенного мне Богом. Завидую молодым, у них все впереди и так много возможностей, а особенно тем, кто делает то, к чему стремится его душа. У меня не всегда так получалось. Считаю, что каждый человек должен быть внутренне свободен. Если ты кого-то излишне опекаешь и все время наставляешь - ничего путного не получится. Но если видишь, что у человека есть цель, он к чему-то стремится, пытается что-то доказать,- услышь и увидь его, помоги. Стараюсь быть полезной всем, кто проявляет интерес, кто нацелен на результат. Очень хочу, чтобы защитили докторские диссертации в ближайшем будущем сотрудники нашей лаборатории, кстати женщины, талантливые и бесконечно преданные науке. Это доставит мне огромную радость.

Если ты ученый, то круг твоих интересов, увлечений должен быть шире, чем горизонт профессиональных компетенций. Музыка, театр, книги, выставки, конференции, переписка с коллегами - все это окрыляет, позволяет расти, совершенствоваться, открывать новое - позволяет быть. Быть и чувствовать, что живешь в гармонии с собой, что ты состоялся. Обидно, когда тебя не ценят, но и чрезмерное почитание ни к чему. Я, как и любой человек, нуждаюсь в простой сердечной благодарности коллег по работе.

Всегда считала, что профессионализм в работе - главное. Петр Миронович Машеров, будучи на юбилее академика ВАСХНИЛ, члена-корреспондента АН БССР, директора Белорусского НИИ почвоведения и агрохимии Тамары Никандровны Кулаковской сказал, обращаясь к собравшимся: «Все женщины, если они работают на науку, достойны звания героев». Часто думаю о том, как он был справедлив. Как сложно женщине реализовываться в науке и в семье! Но в то же время, если бы я могла вернуться назад и пройти свой жизненный путь сначала, скорее всего, повторила бы его шаг в шаг. Другой я не смогла бы быть. СЗ

Любить себя и жизнь

Ольга Алейникова,

директор Республиканского научно-практического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии, член-корреспондент

Врач обязан постоянно учиться. Если в день он не прочел хотя бы пару строчек из медицинской литературы, то через некоторое время начинает терять свою профессиональную квалификацию. Среди докторов много исследователей. Ими движет естественное и профессиональное любопытство. Для меня же исследования - это попытка найти ответ на конкретный научный вопрос, получить новые знания, отыскать наиболее эффективные способы профилактики и лечения онкозаболеваний у детей. И здесь на первом плане не просто интерес, а огромное желание помочь им сегодня и в будущем. Если человек пошел в медицину осознанно, то он будет стремиться к тому, чтобы стать профессионалом и как врач, и как ученый.

Я родилась в семье врачей. Мама - врач-педиатр, кандидат медицинских наук. Помню, как они с папой ночами что-то обсчитывали на арифмометрах для ее кандидатской. Мама, зная мой характер, часто говорила: «Если хочешь быть медиком, обязательно занимайся наукой. Так ты будешь поддерживать свой интерес, узнавать что-то новое и не заскучаешь». Я пошла по ее стопам, окончив Минский медицинский институт, стала педиатром. На четвертом курсе в научном кружке по детской гематологии познакомилась с про-

фессором Майей Петровной Павловой, моим учителем. И когда встал вопрос о распределении, я сознательно выбрала детскую гематологию - достаточно редкую и тяжелую специальность. Это сейчас она стала престижной. А когда я начинала, смертность детей, страдающих лейкозом, была очень высокой. Средняя продолжительность их жизни исчислялась несколькими месяцами. На тот момент специалистов, занимающихся детской патологией в Беларуси, можно было пересчитать по пальцам.

За 20 лет прошла путь от детского педиатра до заместителя главного врача по детской онкогематологии. Параллельно с работой подготовила и в 1989 г. защитила кандидатскую «Гормональный статус, содержание калия в миелокариоцитах у детей с острым лимфо-бластным лейкозом», а далее все усилия сконцентрировала на онкогематологии. Докторская работа «Новые технологии в лечении острых лейкозов у детей» имела широкий международный резонанс и послужила основой для создания современных протоколов лечения, в том числе совместно с НИИ детской гематологии Минздрава Российской Федерации и Всероссийского онкологического центра Российской академии медицинских наук.

В 1996 г. стала директором Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии, который сама задумала и создала.

Горжусь тем, что центр - один из мировых лидеров по излечению всех видов злокачественных новообразований у детей (76-78% всех пациентов). По выживаемости при остром лимфобластном лейкозе (наиболее распространенный вид рака у несовершеннолетних) мы на 8-м месте в мире (88,3%) среди 67 развитых стран. Первое место у Германии (91,2%), у США - 12-е. А в начале 90-х гг. прошлого века этот показатель в Беларуси составлял 13%. Иногда, конечно, случаются осложнения. Но даже после трансплантации, а их сделана у нас тысяча, дети вырастают и забывают про диагноз, заводят семьи, воспитывают своих здоровых детей.

Живу не напрасно. За одну человеческую жизнь можно перевернуть все, если это твое дело, если оно правильно задумано и принесло результат. А он в нашей профессии - спасение человеческих жизней. Это основное, все остальное второстепенно.

Профессиональный успех важен, но ставить во главу угла собственную карьеру нельзя. Для меня имеет значение дело, которому служишь. Моя неустанная забота - как улучшить ту или иную технологию

лечения, создать лекарственное средство, помогающее справиться с проблемой.

У нас в центре большой научный отдел, в нем одновременно выполняется 32 проекта, и практически две трети под моим руководством. За мной - творческий процесс, постановка новых задач и определение направлений исследований. А далее дело за Ученым советом, где они прорабатываются и обсуждаются на профессиональном уровне. Мной подготовлено 3 доктора наук и 16 кандидатов. Сейчас на стадии предзащиты еще 4 докторских и 3 кандидатских работы. Опубликовано 600 научных статей, в том числе 7 монографий, получено 7 патентов.

Мои ученики в большинстве своем остаются в Беларуси. Самое интересное, что молодые доктора, уехавшие по разным причинам из страны, работают по специальности. Все они подтвердили свой статус -кто в Америке, кто в Европе.

У меня по сравнению с коллегами всегда было огромное преимущество - совершенный английский язык. Все благодаря родителям, которые определили меня учиться в первую экспериментальную школу номер 64 в Минске, где из 7 часов занятий в день 3-4 часа было на английском языке. К концу учебы у меня был абсолютно свободный английский, великолепная практика устной и письменной речи. Это помоглает мне в работе. Много читаю на английском языке, пишу научные статьи, выступаю на конгрессах и конференциях. Я достаточно любопытна. Участие в международных мероприятиях для меня много значит, и не только в плане получения знаний, а и в определении направлений развития гематологии и других областей медицинской науки, является основой для новых идей.

Детская онкология - наукоемкая область медицины. Мы постоянно внедряем новые технологии лечения. Тут нельзя не развиваться. Теперь наш научный отдел сконцентрирован на двух больших направлениях. Первое - молекулярные основы возникновения детских злокачественных образований. Изучаем их природу, генетические поломки и пытаемся с помощью диагностики, мониторинга выработать стратегию оценки повреждений генома и методы их лечения. Второе направление - клеточная терапия. Мы разрабатываем и производим персонифицированные противораковые, идиопатические, ДНК-вакцины. Сейчас работаем над вакциной против нейробластомы у детей. Совместно с РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова создали антилимфом-

ную вакцину. В последнее время вышли на производство специфических химерных Т-клеток. Как оказалось, Т-лимфоциты можно «воспитать» так, чтобы они распознавали злокачественные клетки и уничтожали их. Это новое направление, над которым работает весь мир. Суть нашего подхода в том, что мы берем персонифицированные клетки пациента, «обучаем» их распознавать злокачественные клетки в организме и убивать их. Должна сказать, в этом направлении мы продвинулись достаточно далеко и, думаю, через пару лет будем иметь так называемые Т-клетки с химерным антигенным рецептором.

Большая работа ведется в иммунологии. Иммунная система человека очень лабильна: она может быстро активироваться и так же быстро угнетаться. Мы занимаемся не просто иммунологическими проблемами -нас интересует вопрос первичного иммунодефицита, когда он появляется у ребенка и какими генетическими «поломками» обусловлен. Нами разрабатывается совместно с предприятием «Нативита» диагностический препарат, позволяющий вовремя выявлять иммунный дефект у новорожденных. Единственный метод излечения - трансплантация костного мозга, и мы им владеем. Теперь главное - вовремя диагностировать заболевание у ребенка.

Когда центр только начал заниматься иммунодефи-цитами, на учете в республике состояло 12 детей с подобными нарушениями. На данный момент выявлено свыше 300. Мы обнаружили «поломку» генов и определили причины, которые вызвали тот или иной иммунодефицит. Надо заметить, что видов иммунодефицита очень много. Работа предстоит огромная.

Молекулярные «поломки» были и будут. К счастью, у детей они встречаются не так часто. А чем старше человек становится, тем выше вероятность появления у него злокачественных новообразований. Что делать, чтобы качественно и долго жить? Любить себя и жизнь. Правильно питаться, следить за собой. Ведь любое злокачественное заболевание на ранней стадии излечивается как у взрослых, так и у детей. СП

Исследование -это всегда творчество

Зоя Василенко,

заведующая кафедрой технологии продукции общественного питания и мясопродуктов Могилевского государственного университета продовольствия, член-корреспондент, заслуженный деятель науки Республики Беларусь

а мой выбор в пользу науки повлияло занятие в студенческом научном кружке «Технолог» Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, где я изучала влияние технологических факторов на студнеобразующую способность полисахаридов морских водорослей. Эта тема получила свое развитие в дипломной работе, а затем и в кандидатской диссертации.

Исследование - это всегда творчество, здесь зачастую результат неизвестен и непредсказуем. Но если удается что-то впервые обнаружить, установить, то получаешь невероятное удовлетворение, радость, прилив энергии и желание двигаться дальше. Это поднимает тебя над обыденностью и суетностью.

Любая научно-исследовательская работа по-своему значима, но особенно важна та, которая находит применение на практике. Вся моя научная деятельность связана с решением задач, стоящих перед пищевой отраслью. Много работала в области технологий переработки растительного сырья для создания продукции с заданными свойствами. К своим успехам могу отнести развитие нового направления - производство и использование овощных, плодовых и других добавок растительного сырья для приготовления пи-

щевых продуктов повышенного качества. Поскольку меня всегда интересовал пектин, который связывает тяжелые металлы, радионуклиды, токсины, а затем выводит их из организма человека, считаю его незаслуженно забытым. С его помощью в нашей стране мы могли бы более эффективно противостоять разрушительному действию радионуклидов, попавших в наш организм после чернобыльской аварии. Больше всего этого вещества содержится в печеных яблоках, компоте, вареной свекле, моркови, капусте. Мы немало экспериментировали с пектином и даже разработали (правда, для Новосибирска) технологию его производства из выжимок черноплодной рябины. Она была внедрена в небольшом городке Куйбышеве. С сожалением могу сказать, что производство растительного продукта до сих пор не налажено ни в одной стране на постсоветском пространстве. Предприятия, где изготавливают пектин, успешно работают в США, Германии, Дании, Чехии, Италии, Испании и Франции. Там ценный продукт получают из выжимок цитрусовых и яблок. Это весьма прибыльно и перспективно. В Беларуси постоянно закладываются новые сады и ягодные плантации, чтобы производить больше сока. А вот выжимки будут, как и сейчас, оставаться неиспользованными, если не наладить их переработку.

За последние 5 лет совместно с предприятиями Беларуси, такими как «Камако Плюс», «Ивкон», «Моги-левская фабрика мороженого», «Альтпроект», кондитерская фабрика «Красный пищевик» и другими, разработана линейка соусов, кондитерских, десертных, колбасных изделий, которые внедрены в производство. За более чем 40-летний период работы в должности заведующего кафедрой в Могилевском государственном университете продовольствия мной совместно с учениками создано более 200 технологий и рецептур продуктов питания, многие из которых защищены авторскими свидетельствами на изобретения.

В моем случае разделить науку и преподавание невозможно. Педагогическая работа - часть моей жизни, я бы даже сказала - часть меня. Мне всегда приятно иметь дело с молодыми, открывать им новые горизонты и отвечать на их вопросы. Вместе с тем они помогают расширять мой кругозор, быть в курсе новых идей и технологий. Благодаря молодым ученым понимаю, что успех в науке невозможен без преподавания и общения со студентами. С ними ты учишь и учишься одновременно, открываешь новые перспективные направления исследований.

http://innosfera.by | №3 (181) | Март 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 23

С гендерным неравенством в науке мне не приходилось сталкиваться. Моя работа отмечена рядом наград, среди них особо значимые и почетные - звание «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь», медаль «За трудовые заслуги», орден «Знак Почета».

Для меня как ученого и педагога очень важна свобода творчества. Но вместе с тем я никогда не забывала о том, что это сфера предельного риска и ответственности.

Мной опубликовано более 800 работ, написано 2 монографии, 7 книг, 14 учебных пособий, получено более 50 патентов и авторских свидетельств на изобретения, 8 из которых внедрены в производство. На предприятия республики передано более 60 технологий и рецептур изделий, в которых пектиновые вещества впервые использовались в составе растительной ткани, заменяя более дефицитное и дорогостоящее сырье. За последние 5 лет создано и передано в производство более 35 научных разработок, подтвержденных актами о внедрении с соответствующим экономическим эффектом.

Под моим руководством защищены 21 кандидатская, 1 докторская, 17 магистерских диссертаций. В настоящее время подготовлена еще одна докторская диссертация.

Мои первые ученики добились определенных высот и занимают руководящие должности в органах государственного управления. В этом мое счастье и как исследователя, и как педагога. СИ

Ученый должен постоянно двигаться вперед

Надежда Дубовец,

главный научный сотрудник Института генетики и цитологии НАН Беларуси, член-корреспондент

Непрерывное самосовершенствование,

открытость всему новому лежат в основе успешной научной деятельности. Очень важно быть в курсе всех мировых тенденций в своей области исследований, чтобы найти незанятую нишу, обусловив тем самым оригинальность своих изысканий и, как следствие, интерес к ним научного сообщества. И очень важно, на мой взгляд, умение работать с людьми - собрать вокруг себя команду квалифицированных ответственных сотрудников, которым комфортно было бы вместе, увлечь их своей идеей, создать в коллективе творческую атмосферу и всячески способствовать их профессиональному росту.

В первые годы моей работы в лаборатории экспериментальной полиплоидии, руководимой членом-корреспондентом Всеволодом Евстафьевичем Бормото-вым, которому я бесконечно благодарна за все, что он сделал для моего профессионального роста, в качестве самого важного достижения стоит, пожалуй, отметить освоение метода дифференциального окрашивания хромосом - во время двухгодичной стажировки в Институте молекулярной биологии им. Энгель-гардта в Москве. Это не только определило тематику

моих дальнейших исследований, но и позволило развернуть работы в новом для института и страны в целом направлении - хромосомной инженерии зерновых злаковых культур.

К достижениям можно отнести защиту кандидатской диссертации и, в особенности, докторской, которая была номинирована ВАК на вручение диплома Президентом страны.

Если же говорить о научном вкладе, то это в первую очередь исследования роли рекомбинантного генома в эволюционном становлении семейства злаков. Нами впервые в эксперименте воспроизведен и исследован в динамике ранее не изученный процесс микроэволюционной дифференциации их полиплоидных видов. Получены новые знания о путях микроэволюционной дивергенции представителей семейства Роасеае и на их основе разработан эффективный способ получения мейотических рекомбинаций между филогенетически отдаленными диплоидными геномами злаков, расширяющий возможности переноса ценных генов диких сородичей в культурные растения. Экспериментально доказано формирование гибридных зон - активных центров видообразования в местах совместного произрастания тетраплоидных амфидиплоидов с наличием общего (базового) генома, что позволяет прогнозировать направление эволюционных процессов в природных симпатрических популяциях злаков.

Для практических целей методами хромосомной инженерии созданы уникальные коллекции реком-бинантных пшенично-ржаных амфидиплоидов. Их использование в качестве исходного материала позволяет вовлечь в селекцию тритикале хозяйственно ценные гены, локализованные в хромосомах Б-гено-ма пшеницы, в частности гены короткостебельности, устойчивости к прорастанию зерна, хлебопекарных свойств, и решать тем самым основные проблемы культуры. В рамках совместных с коллегами-селекционерами из НПЦ НАН Беларуси по земледелию проектов МЦП ЕАЭС «Инновационные биотехнологии» разработаны оригинальная технология селекции тритикале на короткостебельность, сочетающая методы хромосомной инженерии и маркер-ассоциированного отбора, и методика ДНК-маркирования тритикале на устойчивость к предуборочному прорастанию зерна, с использованием которых созданы и проходят Государственное сортоиспытание два сорта тритикале.

Результаты моих работ отмечены научной общественностью. Так, в 1993 г. за цикл исследований «Создание и цитогенетическое изучение 28-хромосом-ных пшенично-ржаных гибридов» меня наградили премией Академии Наук Беларуси за лучшую научную работу. А в 2007-м за цикл совместных с сотрудниками Института цитологии и генетики СО РАН работ «Реорганизация ядерного и цитоплазматического геномов при создании новых форм злаков методами биотехнологии» удостоили премии имени академика В.А. Коптюга.

Поскольку вручение премии, в особенности международной, является свидетельством общественного признания значимости проводимых тобой исследований, то получать их, безусловно, приятно.

В нашем обществе бытует типичный гендерный стереотип, что наука - мужская сфера деятельности. Он имеет глубокие исторические корни, ведь в прошлом женщины даже из высших слоев общества были практически лишены возможности получить фундаментальное образование. А без этого занятия наукой невозможны. И даже когда эта проблема к середине XX века была решена и женщины-ученые перестали быть диковинкой, скептическое отношение к их возможностям в науке осталось. Это проявляется, в частности, в стремлении сохранить науку как сферу мужской деятельности хотя бы на уровне руководства. Подтверждением тому -факт, что в Национальной академии наук Беларуси из 87 академиков лишь одна женщина, а среди 130 членов-корреспондентов их всего 9. Да и все ключевые посты в научной сфере заняты мужчинами. И это при том, что среди научных исследователей нашей страны количество женщин и мужчин практически одинаково. Однако чем выше мы поднимаемся по иерархической лестнице, тем больше это соотношение смещается в пользу мужчин. Напрашивается вполне естественный вывод, что женщины менее успешны в науке, но я бы с таким заключением не спешила. На мой взгляд, дело в более банальных причинах. В нашем обществе забота о детях, о семье и доме по-прежнему транслируется как преимущественно женская обязанность. Необходимость совмещать с ней профессиональную занятость приводит к тому, что женщины обладают меньшими временными ресурсами и «силами», чтобы заниматься научной деятельностью. И повлиять на этот процесс можно, лишь освободив женщину от всех отвлекающих проблем, чтобы она могла осуществлять научную деятельность с полной самоотдачей.

Утверждение, что у мужчин больше склонность к точным наукам, а у женщин - к гуманитарным, это очередной гендерный стереотип, который очень живуч в нашем обществе. С точки зрения психологии ошибочно рассматривать способности как нечто врожденное и неизменное. Ребенок рождается с определенными задатками, которые являются лишь предпосылками способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь развития личности, и большое влияние на него оказывает социальная среда - сначала семья, где мальчикам традиционно дарят машинки и конструкторы, а девочкам - куклы и коляски, потом школа, где учителя уверены, что одаренные мальчики превосходят одаренных девочек по критическому и логическому мышлению, и различными способами транслируют это убеждение на учеников. И если дети на протяжении 10 лет от своих учителей слышат такие убеждения, разве не повлияет это на их жизненный выбор? В противовес этому можно предложить следующий пример. В детской комнате Софьи Ковалевской по причине нехватки обоев одна стена была оклеена листами лекций по математическому анализу. Девочка постоянно их рассматривала, и, как сама потом говорила, ей запомнился внешний вид многих формул, а текст оставил глубокий след в памяти. Так зародилась ее тяга к математике, и поскольку никто не убеждал ее с детских лет в недостатке у женщин логического мышления, мир приобрел первую в истории женщину - профессора математики. Кроме того, существует интересная статистика: в странах со слабым уровнем женской эмансипации мальчики знают математику лучше, чем девочки, а если доступ к образованию находится на одном уровне, то дети усваивают знания либо одинаково, либо девочки преуспевают. Отсюда напрашивается вполне обоснованный вывод, что при правильном воспитании, окружении и упорной работе каждый может проявлять склонности как к техническим, так и к гуманитарным наукам, а все прочее от лукавого. ЕЗ

В Науке с большой буквы нет случайных людей

Людмила Кабашникова,

заведующая лабораторией прикладной биофизики и биохимии Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, член-корреспондент

ой выбор биологической науки был определен уже в 5-м классе Прилукской средней школы, и в основном благодаря моему учителю биологии - Анастасии Романовне Одинец, заслуженному учителю БССР. Она очень увлекательно рассказывала нам о живой природе, и уроки проходили не только в кабинете биологии, но и на пришкольном опытном участке, который славился на весь Минский район. Во время учебы я постоянно участвовала в школьных олимпиадах всех уровней - районных, областных и республиканских. В выпускном, 10-м классе стала победителем областной олимпиады по биологии, которая проводилась в БГУ им. В. И. Ленина, и приняла решение поступать на биологический факультет университета. На 3-м курсе выбрала специализацию на кафедре физиологии и биохимии растений и была направлена в Институт фотобиологии АН БССР для выполнения курсовой, а затем и дипломной работы. Это и определило мою дальнейшую научную судьбу, неразрывно связанную с институтом.

В лаборатории, которой я руковожу, работает 12 сотрудников, из которых 6 - молодые специалисты. Наши изыскания связаны с развитием фотосинтетической научной школы, основанной академиком Т.Н. Годневым и членом-корреспондентом АН СССР А.А. Шлыком. Основное научное направление - исследование биофизических и биохимических основ функционирования растительных систем с целью создания новых адаптивных и диагностических технологий для сельского хозяйства. Мы изучаем механизмы адаптации культурных растений к действию неблагоприятных факторов внешней среды на разных уровнях организации растительного организма -мембранном, клеточном, организменном, ценотиче-ском. На основе выявленных закономерностей создаем новые экспресс-методы диагностики устойчивости растений к стрессовым воздействиям. Большое внимание уделяем разработке и внедрению в производство новых технологических приемов повышения устойчивости зерновых и технических культур на основе использования полимеров и природных регуляторов роста. Активно изучаем механизмы иммунитета растений, биофизические методы диагностики фитопатогенеза и способы защиты овощных культур в закрытом грунте.

На мой взгляд, весомые научные результаты определяются прежде всего личными качествами ученого и научной школой, коллективом, в котором он работает. А в эмоциональном плане это ни с чем не сравнимое чувство гордости за блестяще выполненные исследования и новый научный результат. К моим основным достижениям следует отнести защиту в 1988 г. кандидатской диссертации «Особенности организации фотосинтетического аппарата у сортов ячменя разной продуктивности», а также в 2009-м - докторской «Оптимизация структурно-функционального состояния фотосинтетического аппарата как фактор повышения продуктивности зерновых культур». Хотелось бы также отметить издание двух моих монографий - «Фотосинтетический аппарат и потенциал продуктивности хлебных злаков» (2011) и «Фотосинтетический аппарат и стресс у растений» (2014), разработку научно-практических рекомендаций «Подготовка к посеву семян зерновых культур» (2008) и двух отраслевых регламентов возделывания льна-долгунца (2009, 2012).

Под моим научным руководством подготовлены два кандидата наук по специальностям «Биофизика» и «Физиология и биохимия растений» и два магистра

по специальности «Биология», успешно защищено 16 дипломных работ.

В жизни каждого человека получение награды -важное и волнующее событие. Для меня это большая честь и ответственность, признание моих достижений широкой научной общественностью и стимул к дальнейшим свершениям. В 1990 г. мои заслуги впервые были отмечены Первой премией Всесоюзного конкурса работ молодых ученых в области физиологии растений за цикл исследований по изучению особенностей фотосинтетического аппарата сортов ячменя разной продуктивности. В 2010 г. удостоена юбилейной медали «В честь 80-летия НАН Беларуси» и персональной надбавки Президента Республики за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие страны; в 2013-м - премии НАН Беларуси за цикл работ «Система биосинтеза хлорофилла и фотосинтетический аппарат как факторы повышения устойчивости и продуктивности сельскохозяйственных культур»; в 2015 м - гранта Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре на выполнение научно-исследовательской работы. В 2016 г. награждена Почетной грамотой НАН Беларуси и Почетной грамотой ГКНТ Республики Беларусь.

В 38 лет я стала ученым секретарем Института, а в 41 - возглавила лабораторию, будучи еще кандидатом наук. С мнением о том, что наука - мужская сфера деятельности, мне не приходилось сталкиваться никогда, и таких преференций в пользу представителей сильной половины человечества я не наблюдала. Думаю, в научной сфере в первую очередь важны такие качества, как способность усваивать знания и создавать новые, целеустремленность и готовность посвятить себя науке, а не различия между мужчинами и женщинами.

Безусловно, статистика - вещь упрямая, и против нее трудно приводить аргументы. На сегодняшний день - и это факт - женщин в точных науках не так часто отмечают высшими наградами, как мужчин. Значит ли это, что сильная половина человечества более талантлива в данной сфере? Это весьма сложный вопрос, который требует специальных исследований. Мне как биологу, конечно, известно о различиях в протекании мыслительных процессов у мужчин и женщин, о разной активности правого и левого полушарий головного мозга и других особенностях мужского и женского организмов. Опять же как биолог могу отметить, что у женщин за всю историю развития че-

ловечества практически не было возможности эволюционировать в обществе в научном и общественном плане: 100 лет относительного равноправия - это слишком малый срок для умозаключений о способностях мужчин и женщин к научной деятельности. Наверное, в настоящее время мужчины более мотивированы в карьерном отношении, чем женщины, что и отражается на их достижениях. Для женщин все намного сложнее. Даже самые талантливые из них хотят иметь семью, детей, внуков, а вкупе с научной работой это требует незаурядных способностей и энергии.

Возможно, в определенных обстоятельствах привлекательность женщины может сыграть какую-то роль в ее карьере, в том числе и в научной, но если эта привлекательность не будет подкреплена знаниями и способностями к науке, то такой успех очень быстро сменится потерей авторитета и занимаемой должности. По моему мнению, в науке с большой буквы нет случайных людей, поскольку это занятие - прежде всего призвание и непрерывный ежедневный труд, часто в ущерб другим жизненным запросам и интересам. Если ученый не будет постоянно работать с литературой, участвовать в конференциях и симпозиумах, расти и совершенствоваться в профессиональном плане, то в определенный момент он потеряет свою научную квалификацию и не сможет соответствовать тем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к науке как сфере человеческой деятельности. СИ

Места в науке хватит всем, но для этого она должна стать привлекательной сферой приложения усилий

Елена Калиниченко,

заместитель директора по научной и инновационной работе Института биоорганической химии НАН Беларуси, член-корреспондент

имия мне нравилась со школы, поэтому поступление на химфак БГУ стало осознанным выбором, хотя родители настаивали на медицине. Позднее я не разочаровалась в этом шаге, поскольку биоорганическая химия охватывает широкий спектр направлений, в том числе и медицинскую химию. Так что я недалеко ушла от медицины.

Успех в науке зависит от ряда факторов, в том числе и от интуиции. Во-первых, нужно найти ту область, которая бы тебя заинтересовала и увлекла, во-вторых -выбрать хорошую научную школу, где наиболее оптимально может раскрыться твой талант исследователя. А когда есть интерес к работе и решаемой проблеме плюс настойчивость, работоспособность и желание увидеть результат своего труда, то достижения на научном поприще обязательно будут.

Последние 10 лет я занималась организацией первого в нашей стране производства по выпуску фармсуб-станций. В 2012 г. был создан НПЦ «ХимФармСинтез»

ИБОХ НАН Беларуси, которым я сейчас руковожу. Его уникальность заключается в том, что здесь представлена полная технологическая цепочка изготовления высокоэффективных противоопухолевых лекарственных средств - от научных исследований с использованием современных методов докинга до выпуска высокотехнологичных фармсубстанций и готового препарата с использованием отечественных разработок в области химии и биотехнологии. Такая продукция сочетает в себе значительную наукоемкость и высокий уровень импортозамещения, что не только способствует снижению импортной нагрузки, но и является огромным шагом в развитии фармацевтической науки.

Стратегия НПЦ «ХимФармСинтез» - это ориентация на современные высокотехнологичные субстанции, такие как пеметрексед, децитабин, бортезомиб, кладрибин, клофарабин, флударабина фосфат, ингибиторы тирозинкиназы и др. На фармацевтическом рынке они, как правило, отсутствуют. Изготовляют их 1-2 страны, которые располагают высоким научным потенциалом. НПЦ «ХимФармСинтез» - молодое предприятие, однако за шесть лет работы нами разработаны собственные оригинальные технологии производства 14 субстанций и 12 готовых лекарственных форм (ГЛФ), которые реализуются в Беларуси и России и полностью соответствуют требованиям европейских и американских фармакопей по качеству, а в ряде случаев и превосходят их. Применение оригинальных химических и химико-энзиматического подходов позволило создать высокоэффективные технологии получения ряда новых соединений, а также известных, но малодоступных ранее нуклеозидных антибиотиков. В портфеле предприятия - 26 зарегистрированных наименований, которые включают как генерические, так и оригинальные препараты. В разработке и регистрации - не менее 10 новых дженери-ковых и уникальных молекул.

Наиболее весомым достижением в своей деятельности считаю создание первого отечественного противоопухолевого препарата «Цитарабин». Оригинальная технология его изготовления была разработана мной при написании кандидатской диссертации. Препарат был зарегистрирован в СССР в 1987 г. и производился на экспериментальном заводе Института органической химии Латвийской ССР, ныне фирма «Гриндекс». Следует отметить, что до того времени в СССР не выпускались фармацевтические субстанции для изготовления противоопухолевых препаратов. Потом были

другие интересные исследования, разработаны оригинальные технологии и препараты, но первый для меня наиболее значим, так как именно он определил мой дальнейший интерес к медицинской химии.

Результаты моей научной и организаторской деятельности были отмечены государственными и правительственными наградами. В 1989-м я стала лауреатом премии Совета Министров Латвийской ССР, в 2003-м за цикл работ по созданию оригинальных технологий и производства линейки противоопухолевых препаратов награждена Почетной Грамотой Совета Министров Республики Беларусь, в 2004-м получила Государственную премию Республики Беларусь, в 2007 м - персональную надбавку Президента Республики Беларусь за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики. Для меня награда - это признание за тот труд, который принес пользу обществу, имиджу Беларуси.

Бытует точка зрения, что наука - мужская сфера деятельности, но на самом деле работают в науке в основном женщины, а руководящую роль взяли на себя мужчины - вот отсюда и точка зрения. Преобладание мужчин будет всегда, так как это у них заложено на генетическом уровне. И поэтому и в руководстве, и в получении премий, наград они всегда будут на лидирующих позициях. Конечно, многие области науки можно считать более мужскими, например технические, тяжелое машиностроение и другие, но и там много успешных женщин. А вообще, места в науке хватит всем - и женщинам, и мужчинам, но для этого наука должна стать привлекательной сферой приложения усилий. СЗ

Успешность ученого -в способности конвертировать знания в технологии

Эмилия Коломиец,

генеральный директор Государственного научно-производственного объединения «Химический синтез и биотехнологии»,

директор Института микробиологии НАН Беларуси, член-корреспондент

Человека - и женщину, и мужчину -в науку влечет стремление глубже познать окружающий мир, обогатить новыми знаниями себя и сферу, в которой он работает, сделать жизнь людей более качественной и полноценной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объектами моих многолетних исследований стали микроорганизмы, обладающие антимикробной активностью и мощной ферментативной системой. В результате изучения их свойств удалось создать ряд биопрепаратов - пробиотиков, кормовых добавок, бидезинфектантов, биопестицидов, практическое использование которых показало их высокую эффективность, экологическую безопасность, конкурентоспособность.

Успех в науке - это 1% таланта и 99% упорного труда. Что касается продвижения по служебной лестнице, то каждое новое повышение в должности расцениваю как усиление ответственности за порученное дело, следствием чего является напряженный график работы, череда бессонных ночей - время анализа и осмысления стоящих задач и проблем.

Успешность ученого не только в том, чтобы он имел высокий количественный показатель цитируемости, что, безусловно, важно и свидетельствует об уровне и качестве проводимых им работ, но и в способности конвертировать фундаментальные знания в реальные технологии, материалы, препараты. Признание работ исследователя определяется его профессионализмом, теоретическим и практическим вкладом в направление, которым он занимается.

В науке было и есть немало успешных женщин, добившихся ярких результатов. Прежде всего это лауреаты Нобелевской премии - Мария Склодовская-Кюри (физика и химия) и ее дочь Ирен Жолио-Кюри (химия), Элинор Остром (экономика); первая в мире женщина-профессор и член-корреспондент Петербургской академии наук Софья Ковалевская, известный американский астроном Вера Рубин и пр. Свою лепту в науку внесли и выдающиеся белорусские женщины-исследователи: генетик, академик Любовь Хотылева; биофизик, член-корреспондент Екатерина Слобожанина; биохимик, член-корреспондент Елена Калиниченко; микробиолог, профессор Раиса Михайлова и др. Во главе ряда организаций НАН Беларуси стоят женщины, и это доказывает, что гендерных проблем у нас нет.

Свобода творчества в науке не менее важна, чем в искусстве. Ведь наука - это неустанный поиск: от первых разрозненных результатов до их выстраивания в целостную систему, от страхов и сомнений - к осознанию важности и ценности того, что делаешь. Исследователь вкладывает частичку своей души в разработку, придавая ей новую огранку и новые свойства.

Свое будущее в большей степени я связывала с производством, чем с наукой. Однако после окончания института, попав в Академию наук, «заразилась» любовью к исследовательской работе, ощутила ее многогранность и безграничность, поняла, что только она дает ключ к управлению производством. В начале научной карьеры занималась микробной деструкцией лигноцеллюлозы. Результаты этих изысканий натолкнули на мысль, что на основе отселектиро-ванных штаммов микроорганизмов с высокой ферментативной и антимикробной активностью можно создать линейку экологически безопасных продуктов для использования их в растениеводстве (в качестве средств защиты растений), животноводстве и промышленном рыбоводстве (кормовые добавки, пробиотики). Так появились новые биопрепараты - уже не в лабораторной пробирке, а на опытном

-

30 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №3 (181) | Март 2018 |

http://innosfera.by

производстве. И научная сфера естественным образом переплелась с производственной.

К важным результатам своей научной деятельности я бы отнесла разработку методов биоконверсии сельскохозяйственных и промышленных отходов в хозяйственно ценные продукты; создание оригинальных технологий получения биопрепаратов с фи-тозащитной, дезинфицирующей, росто- и иммуностимулирующей активностью; научное обоснование и экспериментальное доказательство эффективности использования поликомпонентных микробных препаратов для биоремедиации агробиоценозов и повышения урожайности агрокультур.

В настоящее время осуществляю научное руководство подпрограммой «Микробные биотехнологии» ГПНИ «Биотехнологии», ГНТП «Промышленные био- и нанотехнологии-2020», подпрограммой 1 «Инновационные биотехнологии-2020» ГП «Наукоемкие технологии и техника». Являюсь вице-президентом Восточнопалеарктической региональной секции Международной организации по биологической защите растений, членом Совета учредителей Евразийской технологической платформы «Евразия-Био», Совета Федерации европейских микробиологических обществ.

Горжусь тем, что в институте свыше 50% исследователей - молодые ученые, которым по плечу любая работа, в том числе и в администрации. У меня молодые заместители, которые делают все возможное, чтобы облегчить мою нагрузку, так что хобби -театр, художественная литература, бассейн - уже воплощенная реальность, а не мечта. За это я им чрезвычайно благодарна. СП

Научная работа требует полной самоотдачи и самопожертвования

Жанна Рупасова,

завлабораторией химии растений Центрального ботанического сада НАН Беларуси, член-корреспондент

Женщине свойственно не столько стремление к самореализации, сколько желание удовлетворить подлинный интерес, подогреваемый еще и чисто женской природной любознательностью к познанию нового, неизведанного. В социуме до сих пор бытует мнение, что наука - мужская сфера деятельности, и научная карьера женщин в отличие от мужчин складывается гораздо медленнее и требует больших усилий и напряжения. Достаточно вспомнить печальную участь гениального ученого - математика Софьи Ковалевской, которую не допускали к преподаванию в университетах только потому, что она женщина. Ей приходилось идти на разного рода ухищрения, чтобы заслуженно занять соответствующее ее уровню место профессора университета. К счастью, мы живем в другое время, когда влияние гендерного неравенства постепенно снижается, но отголоски стереотипного мышления все еще ощутимы. Иначе как объяснить явный дисбаланс представителей сильного и слабого пола в составе членов не только нашей Академии наук, но и у наших соседей? Кстати сказать, во всех исследовательских институтах в мире, несмотря на усилия по достижению гендерного равенства,

наука остается «мужским миром». Впрочем, видимо, дело не только в стереотипах. Самой природой заложено так, что женщине по праву рождения отведена роль матери и хранительницы семейного очага, требующая от нее полной самоотдачи для выполнения этой чрезвычайно благородной миссии.

Научная же работа, являющаяся в моем понимании весьма специфическим видом человеческой деятельности, требует полной самоотдачи и самопожертвования. Это настолько захватывающий процесс, что для исследователя, по-настоящему увлеченного творческим поиском, все отвлекающие от главного дела жизненные перипетии и вопросы быта заметно теряют свою значимость и привлекательность. Если мужчина, в полной мере реализующий свой научный потенциал, может позволить себе трудиться в лаборатории, не считаясь ни со временем, ни с жизненными обстоятельствами, то для женщины, имеющей семью, детей, такой выбор весьма проблематичен в силу сложности одновременного совмещения работы и дома. Поэтому в большинстве случаев весьма одаренные и хорошо образованные представительницы прекрасного пола, способные к исследовательской работе, в лучшем случае ограничиваются защитой кандидатской диссертации, причем не всегда в молодом возрасте, а в дальнейшем довольствуются довольно скромным положением в научной среде.

Что касается меня, то еще в юные годы я расставила жизненные приоритеты в пользу познания. Возможно, это крайние суждения, но я всегда старалась избегать или сводить к минимуму все то, что отвлекало меня от дела всей моей жизни. Поэтому и создала приемлемую только для меня модель бытия, в которой все подчинено науке, и никогда не пожалела об этом. Но подобная жизненная позиция, на мой взгляд, не должна служить образцом для подражания. Она сугубо индивидуальна, и мой образ жизни далеко не всегда находил понимание в кругу родных и близких людей.

В выборе же научного направления определяющую роль сыграл случай. Как ни парадоксально, но по своему базовому образованию, полученному в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, я не биолог, а географ, почвовед-геохимик. В силу жизненных обстоятельств много лет назад, переквалифицировавшись в биолога и защитив в Сибирском отделении АН СССР кандидатскую диссертацию, по воле судьбы оказалась в Минске, где поступила на работу в Центральный ботанический сад. Это удивительное

научное учреждение, в котором красота и многообразие чудесных творений природы вызывали не только восхищение, но и огромное желание познавать, оберегать и защищать этот хрупкий мир. Я с головой окунулась в совершенно новую для себя проблему оптимизации режима минерального питания ряда цветочных культур - роз, гвоздик, гербер. Одновременно участвовала в исследовании функционирования лесных экосистем Беларуси под действием техногенных нагрузок, а позднее, став руководителем лаборатории химии растений, полностью посвятила себя изучению процессов развития и биохимического состава многочисленных видов декоративных, лекарственных, пряноароматических, плодовых, ягодных и даже овощных интродуцированных культур. Результатом стали разработки новых технологий их возделывания в открытом и защищенном грунте. В последние годы основное внимание в моих исследованиях уделяется проблеме фиторекультивации выбывших из промышленной эксплуатации торфяных месторождений в разных частях Беларуси на основе создания локальных фитоценозов клюквы крупноплодной и голубики высокорослой.

Успех в науке определяется сочетанием нескольких факторов. В первую очередь, индивидуальными особенностями личности - ее целеустремленностью и работоспособностью, природным даром и хорошим образованием, аналитическим складом ума, высоким чувством ответственности и наличием лидерских качеств, а также отсутствием «отягчающих» жизненных обстоятельств. При этом ученый, ориентированный на достижение весомых результатов в науке, должен быть позитивным, контактным, внимательным и доброжелательным к своим коллегам, ученикам, что создает ощущение работы в команде единомышленников. Немаловажное значение для успешной работы исследователя имеет подлинное, а не формальное проявление уважения и моральная поддержка со стороны коллег и руководства.

Никогда не преследовала карьерных целей, не думала о продвижении по служебной лестнице, не претендовала на награды, особые почести и привилегии, поскольку считаю, что для ученого важнее всего иметь доброе имя в той области знаний, которой он посвятил себя. Нет интереснее и лучше работы, чем заведующий лабораторией. Совмещать исследовательскую и аппаратную работу трудно, что-то одно будет страдать. Всегда была нацелена только на достижение

конкретных научных результатов и обобщение их в крупных монографиях, количество которых в этом году перевалит за 30, а также на подготовку кандидатов и докторов наук.

История знает немало примеров величайших научных открытий, связанных с именами выдающихся представительниц прекрасного пола в разных областях знаний - биологии, математике, физике, технике, астрономии: - С. Браге, М. Куниц, Э. Эглуи, Д. Хочрейн, Л. Мейтнер, М. Пенингтон, К. Блоджет, Н. Стивенс, Х. Ламарр, Н. Лепот, А. Лавлейс, Э. Нётер, С. Ковалевской, М. Кюри, Р. Франклин, М. Марич и др. И в НАН Беларуси трудятся великие женщины, преуспевшие в области естественных и точных наук, такие как автор научного открытия, лауреат Государственной премии Республики Беларусь биофизик В.А. Лапина, ученый с мировым именем в области механики жидкости, газа и плазмы, доктор технических наук, профессор Е.В. Коробко, доктора биологических наук З.М. Алещенкова, Н.В. Гетко, Е.Н. Кутас, С.А. Дмитриева, В.И. Домаш. Вклад этих замечательных ученых, как и многих других, в развитие белорусской науки поистине неоценим.

Ученому - и женщине и мужчине, впрочем, как и любому человеку творческой профессии, для полной реализации заложенного в нем потенциала необходима прежде всего свобода выбора направления и масштаба исследований в соответствии с имеющимися у него возможностями, обусловленными объемами финансирования, состоянием приборной базы, количеством и уровнем профессионализма исполнителей. При несоблюдении оптимума хотя бы одного из этих условий у исследователя непременно возникнут ограничения в реализации творческих амбиций. СП

Радость познания нового

Екатерина Слобожанина,

заведующая лабораторией медицинской биофизики Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси, член-корреспондент

Мотивы, побуждающие человека заниматься наукой, весьма разнообразны. Но, на мой взгляд, общее, чем она увлекает, -радость познания нового. Работая в науке, испытываешь истинное удовольствие от того, что твой интеллектуальный труд - изучение, размышления, обдумывания - открывает горизонты окружающего мира, находит применение на практике.

На научном поприще недостаточно обладать хорошей квалификацией - важно иметь бескорыстную любовь к познанию тайн Природы, желание приносить пользу обществу. Но и без профессиональных знаний и навыков исследователю не обойтись.

У биофизика-экспериментатора, к которым я себя причисляю, нередко бывает, что обнаруженные экспериментальные факты не согласуются с теоретическими предположениями. Поэтому так важно развить у себя способность спокойно переносить неудачи. Без этого качества ученый плодотворно работать не может. Особенно ценны противоречивые научные результаты: они придают силу, побуждают к более кропотливому труду, настойчивому поиску истины и даруют успех.

Ученые - самые большие в мире индивидуалисты, и путь к успеху у каждого свой. Он определяется еще

и тем, насколько они способны к критическому суждению, которое необходимо не только для оценки своих и чужих работ, но и для аргументированного ответа на критику.

Творческий потенциал ученого лучше всего развивается там, где существует подлинное уважение к творцу и созданы условия для его самореализации. Плоды фундаментальной науки в равной степени могут быть как полезными, так и вредоносными, поэтому на творчество ученого возлагается груз ответственности за создание полезных и необходимых для общества научных «продуктов».

Как показывает опыт, у нас для женщин дорога в науку открыта. Но из-за низких зарплат в исследовательские институты в последние годы приходит все меньше по-настоящему увлеченных людей, особенно мужчин, что сказывается на состоянии дел в академических коллективах. Поднятие престижа исследователя в нашем обществе необходимо - это способствовало бы притоку талантливой молодежи.

В науку меня «позвала» дважды лауреат Нобелевской премии Мария Складовская-Кюри. Познакомившись в школьные годы с ее судьбой, я захотела связать свою жизнь с наукой. Теперь понимаю, что самые ранние впечатления оказывают сильное влияние на формирование личности. Мне повезло с наставниками и с той помощью, которую я получила от них в школьные годы. Это учитель химии С.И. Ме-лешко, заслуженный учитель БССР М.В. Курдо, студенческие и аспирантские преподаватели А.А. Шлык, С.В. Конев, Е.А. Черницкий.

Для меня важнее всего не продвижение по служебной лестнице (хотя мне пришлось 18 лет работать заместителем директора по научной работе института), а «добывание» научных результатов. Все эти годы не расставалась с научно-исследовательской деятельностью и руководила лабораторией.

За последние 10 лет под моим руководством накоплен обширный материал (защищены 4 кандидатские диссертации) о мембранотроп-ном действии токсичных и потенциально токсичных микроэлементов (свинца, цинка, алюминия, селена и др.). Установлено, что они in vitro повреждают мембраны клеток крови детей при концентрациях, на порядок ниже предельно допустимых.

Впервые получены свидетельства существования механизмов регуляции цинкового гомеостаза в эритроцитах человека, нарушение которых может привести к запуску запрограммированной клеточной гибели (эриптоза). Разработан метод оценки внутриклеточной концентрации лабильных ионов цинка в эритроцитах, позволяющий определять изменения в диапазоне от 1 до 1000 нм. Показано, что функционирование мембранных транспортеров ксенобиотиков в В-лим-фоцитах доноров и пациентов с В-хроническим лим-фолейкозом при физиологических условиях регулируется уровнем активных форм кислорода. Изменение окислительно-восстановительного баланса, вызванное воздействием применяемых при терапии лейкозов лекарственных средств, влияет на жизнеспособность лимфоцитов пациентов с В-хроническим лим-фолейкозом в меньшей степени, чем В-лимфоцитов доноров. Создана клеточная тест-система для определения индивидуальной чувствительности к лекарственным средствам при В-форме опухолевых заболеваний кроветворной ткани человека. Разработан метод выявления маркеров метаболического синдрома, позволяющий оценить риск развития метаболического синдрома у беременных женщин на ранних стадиях по изменению содержания в плазме крови железа, кальция, лития и других микроэлементов.

В молодые годы никогда не могла позволить себе тратить время попусту. В 27 лет защитила кандидатскую диссертацию, а в 30 у меня было уже трое детей. Сочетать научную работу и воспитание детей нелегко и непросто. Надо было поспевать сразу на двух фронтах. Но я всегда ощущала себя прежде всего мамой и женой. Когда у меня заболевал кто-то из детей, меня, разумеется, заботило их здоровье, а не научные эксперименты, доклады, конференции. Но, занимаясь домашними делами, я часто мысленно переносилась в лабораторию и продолжала начатые исследования.

Говоря о признании своей работы со стороны общества, вспоминаю слова из известной басни И.А. Крылова «Орел и пчела»: «Не отличать ищу свои работы, Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, Что в них и моего хоть капля меду есть». СИ

У меня одна цель -помощь людям

Людмила Макарина-Кибак,

председатель постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, член Совета Палаты представителей,

главный редактор журнала «Оториноларингология. Восточная Европа»

радиционно хирургия считается мужской профессией. Может быть, этот стереотип связан с тем, что в социуме существуют определенные ролевые предписания, критерием которых является пол. И потому в обществе успешность мужчины связывают с его статусом, профессиональными достижениями, а женщины - с реализацией в семейной жизни, материнстве. Мой опыт и как врача-хирурга, и как ученого говорит о том, что способных, компетентных, трудолюбивых и любящих свое дело женщин много и в науке, и в хирургии. Они не всегда на виду, не так амбициозны, но они профессионалы.

Мой окончательный выбор в пользу медицины не был осознанным, я не мечтала быть врачом. Меня привлекала журналистика, и до 10-го класса я была уверена, что буду поступать в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Неожиданному самоопределению обязана своему дяде, медику, который заставил по-новому взглянуть на профессию врача и увидеть в ней главное - возможность помогать людям. Это и стало той поворотной точкой, которая изменила траекторию моей жизни, связав ее с медициной.

Сегодня не представляю себя никем другим. Моя профессия, общественная работа, семья - все тесным и неделимым образом переплетено. И как мне кажется, без лишней скромности считаю себя успешным человеком. В профессиональном плане я состоялась как врач-хирург. Не скажу, что это был легкий путь. Первое назначение на должность заведующей отделением оториноларингологии в Брестской областной больнице, где я проработала 10 лет, было воспринято неоднозначно. Старожилам казалось, что я молода для такой работы. Занять такой ответственный пост в 29 лет «за красивые глазки» нельзя, надо зарекомендовать себя в первую очередь как специалист.

Со временем поняла: когда постигнешь все нюансы функционирования небольшой организации, то опыт, приобретенный в ней, можно экстраполировать и на крупные. Став директором Республиканского центра оториноларингологии, распространила свою систему управления и здесь. Наука и научные исследования стали основой нашей работы, а приоритетами - диагностика, лечение и реабилитация пациентов с хроническим гнойным средним отитом, функциональная эндоскопическая синус-хирургия. Самыми важными были и остаются ранняя диагностика, хирургические методы лечения, медицинская реабилитация, диагностика и лечение пациентов, страдающих обструктивным апноэ сна, хроническими полипозны-ми риносинуситами, то есть все мероприятия направлены на повышение качества жизни детей и взрослых, страдающих тяжелыми нарушениями слуха и глухотой.

В РНПЦ в последние годы защитили 2 кандидатские диссертации, 3 докторские. В прошлом году я сама защитила диссертацию «Хронический эпитимпано-ан-тральный гнойный средний отит: диагностика, лечение, медицинская реабилитация» и получила степень доктора наук.

С моим участием в Беларуси сформированы новые научные направления в области оториноларингологии по указанным выше патологиям ЛОР-органов. С благодарностью вспоминаю своего учителя в оториноларингологии - Василия Васильевича Яковука. Под моим руководством защитили диссертации директор РНПЦ оториноларингологии Николай Иванович Гребень, Елена Ивановна Саливончик.

За годы работы в РНПЦ проведено более 600 кохле-арных имплантаций, что позволило повысить качество жизни детей с проблемами слуха. Получать благодарность от ребенка за право слышать жизнь - самая высокая оценка работы.

Моя семья - это продолжение работы: муж - анестезиолог-реаниматолог, дети, несмотря на родительский протест, увлеклись медициной и связали свою жизнь с ней. Старший сын, как и я, - оториноларинголог. Дочь окончила Белорусский государственный медицинский университет, она офтальмолог. Мои невестка и зять - тоже врачи. Так что теперь у нас большая семья медиков, которой сложно собраться вместе: кто-то непременно находится на дежурстве.

Общественную деятельность я выбрала сознательно. Начала с депутатства в Минском городском совете народных депутатов, теперь работаю в Парламенте. Несмотря на свой насыщенный график, включенность во многие процессы: будь то прием пациентов, работа в общественных организациях, депутатская нагрузка или научная деятельность,- все приносит мне удовольствие и дает возможность быть полезной людям. Ведь как врач - ты спасаешь жизни единицам, как депутат - своим участием в законотворческой деятельности создаешь среду для повышения качества жизни миллионов.

Высоко ценю коммуникабельность, работу в команде. Считаю, что она - ключ к достижению любой цели. Умение общаться, работать с людьми, слушать и понимать их - это как раз тот фактор, который способен повлиять на успех, чем бы ты ни занимался. Эти качества присущи всем врачам, потому что без них ты не сможешь стать успешным в профессии. Лечение людей - это неравнодушность и сопереживание, оперативность и ответственность. Депутатство -тоже работа с людьми, умение слушать, вникать в проблемы и помогать их решать.

В моей жизни врачебная, научная и общественная деятельность - звенья одной цепи, и у меня одна цель - помощь людям. Приятно наполнять мир вокруг них красками звуков, делать жизнь комфортной. Человек должен жить красиво, видеть и ощущать красоту везде и всюду. И это чувство прекрасного стараюсь привносить во все, чем бы я ни занималась. СЗ

Наука не терпит суеты

Светлана Данилова-Третьяк,

ученый секретарь Института тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, кандидат технических наук,доцент

ой папа - ученый-физик, мама - филолог-преподаватель. Наверное, в семье, где утром, днем и вечером велись разговоры о науке и образовании, мой выбор был предопределен изначально. Отец занимался и занимается проблемами теплозащиты космических аппаратов. Часто ездил в командировки в Москву, а его московские коллеги, будучи в Минске с деловым визитом, не упускали возможности побывать у нас дома. Это были многочасовые обсуждения сложных формул, экспериментальных установок, нерешаемых задач и разных космических чудес. А потом почти до утра - песни под гитару...

Несомненно, хорошее образование и желание развиваться, постигать тайны окружающего мира способствуют успеху в науке. Плюс природные способности, усердие, хорошие учителя. Обязательно - доброжелательный коллектив, в котором помогают и радуются твоим успехам, и немного везения. Ведь очень важно правильно определить направление научных исследований, чтобы результаты решаемой задачи оказались востребованными. К тому же для плодотворной работы в науке необходим современный инструментарий, в качестве которого, впрочем, могут выступать мыслительные способности человека и его умения. А еще, как сказал в одной из своих книг детский писатель Владислав Крапивин, наука не терпит суеты, не терпит мелких споров, ссор, дерганья нервов.

Так сложилось, что от направления, по которому была защищена кандидатская диссертация, пришлось уйти. Хотя не зря говорят: все, что ни делается,- к лучшему. Пройден непростой путь, но сегодня я руковожу работой лаборатории теплофизических измерений. Это и многолетние соратники, и молодые перспективные сотрудники, в том числе моя аспирантка. Благодаря уникальному опыту и хорошему материально-техническому обеспечению мы проводим исследования полимеров, металлов, различных порошков, биологических материалов, жидкостей в широком температурном диапазоне - от -150 до +1600 °С, ведем научный поиск путей управления их теплофизическими свойствами. Эти работы востребованы научными и производственными организациями как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. К сожалению, не всегда получается уделять достаточно внимания научным изысканиям, поскольку много обязанностей предполагает моя должность ученого секретаря института.

Признанием научного труда являются публикации в авторитетных изданиях, дипломы за лучшие выступления на конференциях. У меня есть оцененные научные результаты, пусть не яркие и потрясающие мир, но складывающие таковые по кирпичикам. Я лауреат стипендии Президента Республики Беларусь для талантливых молодых ученых, получатель гранта Президента в науке, награждена Почетной грамотой НАН Беларуси. Награды не достаются почем зря. Это итог работы, и поэтому он, безусловно, радует.

Относительно точки зрения, что наука - мужская сфера деятельности, думаю так: природой было заложено, что мужчина должен принимать решения и реали-зовывать планы, а женщина - готовить пищу и растить детей. Наверное, генетически мужчины могут лучше оценивать данность, анализировать, где-то даже рисковать. Но в науке много задач, для решения которых требуется женская скрупулезность и тонкость. И то, что женщины могут быть не менее успешными в науке, чем мужчины, доказывают всемирно известные имена. Да и среди моих современниц есть женщины, которых можно поставить в этот ряд. Например, первым человеком, получившим в нашей стране звание «Ученый года НАН Беларуси», стала Эмилия Коломиец.

Согласно статистике получения Нобелевских премий, среди лауре-

атов превалируют мужчины, а на женщин приходится совсем незначительная часть. Но сущуствует еще один фактор, определяющий такое гендерное соотношение. На мой взгляд, подсознательно мужчина всегда хочет быть лидером, поэтому когда число выдвигаемых претендентов ограничено, с большей вероятностью в этот коллектив попадут мужчины. Нужно ли стремиться к изменению соотношения лауреатов в пользу женщин? Не знаю. Мне кажется, женщины, в силу своих природных особенностей, менее болезненно уступят лавры своим коллегам мужского пола, несмотря на равный вклад в научный результат.

Иногда успешность женщины в науке объясняется не ее способностями, а привлекательной внешностью. Безусловно, красота всегда и всем идет на пользу, но, как говорится, по одежке встречают, по уму провожают. Поэтому без необходимых для науки качеств результат от внешности будет нулевой.

У ученых-женщин мало свободного времени, но когда оно у меня появляется, стараюсь проводить его со своими детьми. А вообще люблю музицировать, читать, заниматься рукоделием. Летом на даче повозиться на грядках, послушать птичек, поразглядывать бабочек. Люблю театр и концерты. Люблю спокойное времяпрепровождение. И движение люблю. Спеть в караоке и прыгнуть с парашютом - тоже мое. СЗ

Жанна КОМАРОВА, Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.