УДК 629.734: 35
ЖЕНЩИНЫ-АВИАТОРЫ - ВЫПУСКНИЦЫ ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
© 2020 Г.В. Парфенова
аспирант e-mail: g.parfenova2012 @yandex. ru
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
В статье рассматривается профессиональная деятельность советских женщин-авиаторов - выпускниц Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, работавших в инженерно-авиационной сфере в предвоенный и военный периоды, блестяще справляясь с поставленными перед ними задачами, профессионально выполняя зачастую физически очень трудную работу на самом высоком уровне.
Ключевые слова: военные представительства, представитель заказчика, Военно-воздушная академия, Великая Отечественная война.
Боевая техника требует особого подхода к простоте в эксплуатации и надежности. Поэтому в этой сфере не обойтись без специального контроля качества готовой продукции. Этот контроль осуществляет заказчик - Министерство обороны. Функция контроля качества заказчиком формально возложена на военные представительства - особые подразделения Министерства обороны, отвечающие за военную приёмку продукции. Как показывает исторический опыт, военная приемка необходима на действующих серийных производствах, в конструкторских бюро, в НИИ. От качества её выполнения зависит качество поставляемого в войска вооружения, а также своевременность этих поставок.
Своими корнями история развития государственного контроля качества военной продукции уходит в далекий XVII в., когда при царе Михаиле Федоровиче Романове был издан указ от 25 июня 1645 г. об осуществлении контроля артиллерийских орудий на Тульском заводе «пищального и железного дела».
Официально институт контроля качества боевой техники возник в России в 1723 г. по указу Петра I, которым «...приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и дённо и нощно блюсти исправность ружей». Выпустившие брак в петровские времена строго наказывались [4].
Окончательный вид система военного контроля за разработкой и производством военной продукции, складывавшаяся на протяжении веков, приобрела в советский период.
Наиболее активная деятельность по проверке качества военной продукции началась в предвоенный период и период Великой Отечественной войны. Приказом Реввоенсовета СССР от 11 февраля 1930 г. было введено в действие «Положение о военных представительствах на заводах гражданской и военной промышленности в военное и мирное время», законодательно закрепившее принципы контроля создания военной техники.
Далее советская система военного контроля совершенствовалась, адаптируясь к новым уровням технического развития и меняющимся формам производственной организации.
Жесткий контроль качества изготовления продукции обеспечивался высокой ответственностью специалистов, работавших с особой строгостью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. для директоров, главных инженеров и начальников ОТК заводов за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции предусматривалось тюремное заключение, вплоть до высшей меры наказания.
Министерство обороны разработало полноценную систему для контроля качества, которой следовали все предприятия с военной приёмкой, что заметно упрощало контроль качества уже на начальном этапе производства [5].
В 1930-е гг. XX в. возросла потребность в высококвалифицированных военных кадрах. Это открыло двери военных академий для женщин, социальный статус которых качественно изменился после Октябрьской революции 1917 г. Женщины стали принимать участие в различных областях общественной жизни, и такая важная сфера деятельности, как авиация, не осталась ими обойденной.
Покоряя небесные просторы наравне с мужчинами, советские летчицы навсегда вписали свои имена в историю авиации. Всем хорошо известны выдающиеся рекордсменки мирового уровня - Герои Советского Союза - В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова, сыгравшие огромную роль в становлении и развитии отечественной авиации. Многие знают имена крылатых героинь, самоотверженно защищавших свою Родину от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны: Л. Литвяк, Е. Буданова, М. Чечнева, Р. Аронова, Е. Руднева, Н. Меклин, Г. Джунковская и многие другие летчицы и штурманы, о которых написано много книг, статей, их именами названы улицы, школы, вузы и даже небесные светила (звезда имени Жени Рудневой, планета Кати Зеленко) [3, с. 172-174].
Однако о представительницах системы военного контроля качества боевой авиационной продукции, внесших неоценимый вклад в развитие отечественных ВВС, в Великую Победу над фашистами, известно, к сожалению, очень немного.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского воспитала в своих стенах множество высокопрофессиональных авиационных инженеров, верно служивших своей Родине, среди которых женщины занимают не последнее место. Чем сложнее и ответственнее работа, тем более показателен высокий уровень доверия партии и правительства к профессиональным компетенциям женского авиационно-технического контингента.
В архиве музея Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» находятся немногочисленные, но уникальные материалы о слушательницах академии, в основном мемуарного характера. В них они сами рассказывают о себе, своей учебе в академии и дальнейшей работе в инженерно-авиационной сфере.
Александра Александрова, Капитолина Зайцева, Анна Молокова, Тамара Кожевникова, Галина Волова, Надежда Бовкун - это имена лишь некоторых воспитанниц академии, связавших свою профессиональную деятельность с системой контроля качества военной продукции.
Из воспоминаний некоторых слушательниц можно почерпнуть много интересной и уникальной информации об их личной жизни и поступлении в академию, о профессорско-преподавательском составе академии и системе образования женщин как авиационных специалистов, о последующей их службе военными представителями в довоенный и военный периоды.
Весьма обширной по своей информативности является автобиография Александровой Александры Григорьевны. Из нее мы можем узнать о том, как проходило обучение в Военно-воздушной академии, каким составом были
Парфенова Г. В. Женщины-авиаторы - выпускницы Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского в предвоенные годы
укомплектованы учебные группы, куда были распределены выпускники, как и в каких бытовых условиях проходила их служба.
А. Александрова, закончившая инженерный факультет в 1938 г., является ярким примером представителя военной приемки. В Военно-воздушную академию она попала из института им. Баумана, где проучилась год, а затем ходатайствовала перед К.Е. Ворошиловым, чтобы ее приняли учиться в ВВА им. Жуковского. Она оказалась именно тем предварительно технически подготовленным «кадром», которые предполагалось привлечь к учебе в ВВА [9, л. 63].
Состав слушателей был достаточно разнообразным. Учебу проходили и участники гражданской войны, умудренные опытом жизни и военной практики, и молодые авиаторы из строевых частей. 50% слушателей пришли из гражданских высших учебных заведений, выдержав конкурс с высокими требованиями. А. Александрова с большой благодарностью вспоминает о профессорско-преподавательском составе, давшем глубокие знания слушателям академии.
Самым ярким воспоминанием А. Александровой был лагерный период под Серпуховом на реке Ока. Слушатели жили в палатках, много занимались строевой подготовкой, политподготовкой, физкультурой. Скидок женщинам не делали, да они бы их ни за что не приняли: все слушательницы участвовали в военных походах со всей выкладкой, винтовкой и в противогазах.
После окончания Академии имени профессора Н.Е. Жуковского
A. Александрова работала военным представителем на заводах г. Москвы. Она проверяла качество и принимала масляные и водяные радиаторы, помпы и другие агрегаты. В 1941 г. на заводе №39 вместе со всем коллективом осваивала бомбардировщик Пе-2, неоднократно встречалась с главным конструктором самолета
B. Петляковым [1, л. 1-14].
Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 г., когда началась срочная эвакуация заводов из Москвы, А. Александровой дали направление на завод № 153 в Новосибирске, где она сразу же включилась в контроль качества сборки самолетов. Принимала истребители - Яки и ЛаГГи, иногда по 8-10 самолетов в смену, работая, как и все заводчане, по 12-13 часов в сутки, - фронт постоянно требовал все новые и новые истребители [6, с. 100]. А. Александровой приходилось работать не только в цехах, но и в экспедициях-командировках, так как много самолетов отправляли на фронт в разобранном виде, в ящиках на платформах. Приходилось в 40-градусный мороз проверять наличие запчастей, крепеж самолетов, а затем давать разрешение на отправление поезда на фронт. Грамотных специалистов было очень мало. Молодые рабочие прямо с завода уходили в действующую армию, и на их места приходили женщины и подростки. Несмотря на это, завод уже в 1943 г. стал выпускать в месяц 500-600 истребителей.
Напряжение военной приемки дошло до предела. Из-за проблем со здоровьем А. Александровой пришлось вернуться в Москву. Она получила направление в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского), в бюро новой техники, на должность ведущего инженера Пе-2. Новых бомбардировщиков в ВВС РККА остро не хватало [8, л. 242-243]. Там она преподавала вновь прибывшим техникам материальную часть, ездила в командировки, собирала в НИИ новые данные после испытаний этих крайне необходимых фронту пикирующих бомбардировщиков [1, л. 1-14].
Интересной и показательной является блистательная карьера военного инженера Анны Лаврентьевны Молоковой, попавшей на учебу в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, как пишет она сама, по путевке ЦК ВЛКСМ в апреле 1932 г. После приемных испытаний А. Молокова была зачислена
на инженерный факультет (отделение моторной специальности). Окончив академию, с 1937 г. по 1943 г. она служила в ремонтных органах ВВС в должностях начальника цеха, начальника отдела технического контроля (ОТК), инженера по производству в авиаремонтных мастерских 3-й Школы летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова в Оренбурге, а также начальником цеха, начальником ОТК, начальником планового отдела 14-х авиаремонтных мастерских в Борисполе Киевского особого Военного округа. С 1943 г. по 1946 г. занимала должность старшего инженера, начальника отделения в 4-м управлении НИИ ВВС и с 1948 г. по 1952 г. была ведущим инженером 1-го самостоятельного отдела ГК НИИ ВВС (Государственный Краснознамённый научно-исследовательский институт). В 1952 г. ушла в отставку по состоянию здоровья [2, л. 1-5].
Истории Александры Александровой и Анны Молоковой говорят о том, что женщины не уступали мужчинам в степени своих знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы в различных сферах военной деятельности: от рядового инженера-механика до начальствующих должностей.
Весьма интересен такой исторический факт, как работа за рубежом офицеров военных представительств, осуществлявших приемку самолетов с заводов США по ленд-лизу в 1943-1945 гг., поставки которых составляли 16% от поставок фронту наших истребителей и 38% от выпуска промышленности США [7, с. 37].
Одним из представителей заказчика за рубежом была выпускница Военно-воздушной Академии имени профессора Н.Е. Жуковского Капитолина Яковлевна Зайцева, прослужившая в Советской Армии 18 лет.
В своей автобиографии К. Зайцева пишет, что до поступления в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского она училась в МАИ имени Серго Орджоникидзе (Московский авиационный институт). В 1932 г. написала рапорт Наркомвоенмору К.Е. Ворошилову с просьбой о зачислении ее слушательницей Военно-воздушной академии и приказом РВС СССР № 378 от 15 апреля 1932 г. была зачислена слушательницей второго курса инженерного факультета Военно-воздушной академии по моторной специальности.
Окончив академию в апреле 1936 г. по специальности «военный инженер-механик», К. Зайцева была назначена в Главное управление ВВС Советской Армии, где работала инженером в отделе опытного строительства. В 1937 г. она была переведена во 2-ю Военную школу летчиков-истребителей на должность преподавателя матчасти моторов и проработала там до июня 1938 г. Далее была назначена старшим инженером в отдел моторов и топлива НИИ ВВС, где работала до своей демобилизации из армии в октябре 1949 г.
В первые два года войны К. Зайцева неоднократно проводила войсковые испытания новой техники в истребительных частях ПВО Москвы (в Кубинке) и в авиации дальнего действия (в Монино), в качестве инженера ГК НИИ КПСС.
В июле 1943 г. К. Зайцева отделом кадров ВВС была направлена в служебную командировку в США, где проработала до июля 1945 г. в качестве оперативного инженера авиационного отдела Правительственной закупочной комиссии СССР в США. Ее задачей являлось получение и отправка на Родину авиационной техники (самолетов, моторов, агрегатов), которую правительство США поставляло во время войны Советскому Союзу по ленд-лизу. По возвращении из загранкомандировки в июле 1945 г. была назначена военпредом ГК НИИ ВВС при ЦИАМе (Центральный институт авиационного моторостроения), проработав до демобилизации из армии в октябре 1949 г. в звании «инженер-подполковник запаса» [2, л. 1-10].
Парфенова Г. В. Женщины-авиаторы - выпускницы Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского в предвоенные годы
Пример К. Зайцевой наглядно показывает, какая огромная ответственность была возложена на эту советскую женщину-инженера, представлявшую интересы нашей страны за рубежом и достойно справившуюся с этой задачей.
На примерах этих женщин можно сделать вывод, что советское правительство оказывало высокое доверие представительницам «слабого пола», и они своей безукоризненной работой никогда не давали повода для снисхождения. Многие выпускницы Военно-воздушной академии становились военными представителями, осуществляя контроль качества готовой авиационной техники на действующих серийных производствах, в конструкторских бюро, в НИИ. За инициативу и добросовестное отношение к своим должностным обязанностям они получали высокие награды и продвижение по службе. От их компетентной и старательной работы зависело качество поставляемой в действующую армию продукции, а также своевременность этих поставок. Они блестяще справлялись с поставленными перед ними задачами, мужественно и стойко перенося все тяготы военных лет, несмотря ни на что выполняя профессионально зачастую физически очень трудную работу на самом высоком уровне.
1. Архив музея ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Фонд «Женщины-выпускницы». Оп. 187. Д. 1.
2. Там же. Оп. 188. Д. 8.
3. Битва за Воронеж / под ред. В.В. Гагина. Воронеж: ИЛДВА, 2005. С. 172-174.
4. Военное представительство. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1369527 (дата обращения: 24.10.2019).
5. Военная приемка. Правила приемки продукции военного назначения. URL: https://fb.ru/article/361185/voennaya-priemka-pravila-priemki-produktsii-voennogo-naznacheniya (дата обращения: 24.10.2019).
6. Гагин В.В. Истребители «Харрикейн» в воздушных боях над Воронежем в июне-декабре 1942 г. Наука и образование: актуальные вопросы, тенденции развития. Военно-исторические исследования как основы решения актуальных проблем патриотического воспитания: сб. ст. по материалам межвуз. науч.-практич. конф., 2425 сентября 2014 г., Воронеж, ВУНЦ ВВС «ВВА». Воронеж, 2014. 140 с.
7. Новиков М. Развитие техники бомбардировочной авиации в годы войны. Военно-исторический журнал. 1978. № 4. С. 37.
8. Приказ НКО СССР № 0496 от 15 июня 1942 г. «О применении истребителей авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков». РГВА. Ф. 4. Оп. 11.
Д. 71.
9. ЦАМО РФ. Ф. 29. Оп. 47. Д. 393.