Научная статья на тему 'Деятельность первых советских женщин авиационных специалистов'

Деятельность первых советских женщин авиационных специалистов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1218
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Военно-Воздушные силы / женщины-авиаторы / авиационно-спортивные клубы / В. Гризодубова / М. Раскова / П. Осипенко / Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского / Air Force / female aviators / aviation and sports clubs V Grizodubova / M. Raskova / P. Osipenko / The Air Force Engineering Academy named after N.E. Zhukovsky

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парфенова Галина Владимировна

статья о первых советских женщинах-авиаторах, об обучении женщин, как авиационных специалистов, а также об их вкладе в развитие Отечественной авиации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF FIRST SOVIET WOMEN AVIATORS

an article about the first Soviet women aviators, the training of women as aviation specialists, and about their contribution to the development of native aviation

Текст научной работы на тему «Деятельность первых советских женщин авиационных специалистов»

УДК 93 ББК 63.3(2)6

Парфенова Галина Владимировна, аспирант гуманиторно-правового факультета Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I (г. Воронеж)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация: статья о первых советских женщинах-авиаторах, об обучении женщин, как авиационных специалистов, а также об их вкладе в развитие Отечественной авиации.

Ключевые слова: Военно-Воздушные силы, женщины-авиаторы, авиационно-спортивные клубы, В. Гризодубова, М. Раскова, П. Осипенко, Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского.

С первых лет развития авиации женщины начали интересоваться ею и стремились овладеть этой сложной профессией. Из истории мы знаем имена первых выдающихся авиатрисс (название женщин-авиаторов в Российской империи в начале XX в.), мастерски овладевших искусством пилотирования еще на заре становления авиации: Лидия Зверева, Любовь Голанчикова, Евдокия Анатра, Евгения Шаховская, Софья Долгорукая, Елена Самсонова и др. эти смелые женщины учились покорять небесные просторы одновременно наравне с мужчинами и достигли отличных результатов в своем деле, поэтому ошибочно полагать, что самыми большими и первыми достижениями в авиационной области славятся исключительно мужчины [1].

Однако, продолжить свою летную деятельность уже в Советской России первым авиатриссам не пришлось: одни ушли из жизни во время Первой Мировой войны, другие эмигрировали из страны после революции 1917 г.

Русская авиация фактически прекратила свое существование в результате Первой Мировой войны, а затем Гражданской войны. Однако, советской власти удалось сохранить костяк Российского воздушного флота, ставший основой для Красного Воздушного флота. Советское правительство предпринимало титанические усилия по возрождению самолетостроения и военной авиации.

Огромный вклад в развитие отечественной авиации внесли советские женщины, социальный статус которых изменила Октябрьская революция 1917 г., юридически и фактически осуществив равноправие с мужчиной и повысив их социальную активность. это позволило советским женщинам реализовывать свои права, способности и желания, поэтому, такая сфера деятельности, как авиация, не осталась незамеченной.

Основой развития авиации явились авиацион-

но-спортивные клубы (АСК), которые активно формировались по всей стране в 1920-1930 гг., благодаря целенаправленной организаторской и идеологической работе государственного и партийного аппарата Советской страны.

Было создано массовое оборонное Общество «ОСОАВИАХИМ», где зарождались первые аэроклубы, объединившие людей, любящих авиацию не зависимо от социального положения, профессии, должности, пола и возраста. это было обусловлено стремлением поднять армию и воздушный флот на качественно новый уровень, связанный с началом формирования воздушного флота РККА. В системе всеобщего военного обучения аэроклубы и парашютно-планерные клубы сыграли большую роль в подготовке боевых резервов для Военно-Воздушных Сил СССР, а также подготовили почву для массового привлечения женщин во вспомогательные и боевые части Красной армии [2]. Таким образом, масштабный, массовый приход женщин в авиацию пришелся на конец 20-х-30-е гг., когда десятки тысяч девушек по всему Советскому Союзу успешно осваивали основные авиационные специальности, получая необходимые военные знания и навыки.

Первой советской женщиной-летчиком считается Зинаида Петровна Кокорина, которая после гибели своего мужа-лётчика поступила в 1923 г. в Егорьевскую школу летчиков и, окончив ее, перешла в Севастопольскую школу летчиков. В дальнейшем она окончила высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания, в которой осталась работать инструктором [3].

Первой женгциной-штурманом является Надежда Владимировна Сумарокова. В 1923 г. она поступила в Егорьевскую военную летно-теоретическую, а затем в Ленинградскую авиатехническую школу, после окончания которой в 1926 г. была направле-

ОО

на на должность авиатехника эскадрильи в школу летчиков-наблюдателей. С ноября 1927 г. она была слушателем этой школы. Окончив ее в 1928 г. по специальности летчика-наблюдателя, Н. Сумарокова получила назначение в одну из авиационных частей Московского гарнизона. С 1930 г. она работала инструктором аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, затем помощником начальника лаборатории. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Н.В. Сумарокова передавала свой опыт молодым кадрам авиационных штурманов, принимая участие в их подготовке [4].

В 20-30-е гг. XX в. стремление молодежи стать авиаторами объяснялось не только бурным развитием советской авиации, но и многочисленными подвигами летчиков, которые изумляли мир выдающимися для тех дней победами. это было время наивысшего подъема отечественной авиации, новых рекордов, когда Советский Союз стремился ни в чем не уступать Западу. Весь мир узнал имена Н. Каманина, С. Леваневского, А. Ляпидевского, М. Водопьянова, А. Слепнева, В. Молокова и И. Доронина - первых Героев СССР, участников героической эпопеи спасения челюскинцев. Советский народ гордился беспосадочными перелетами В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, М. Громова, С. Данилина и А. Юмашева, которые впервые проложили путь из Москвы в Америку через Северный полюс.

Советские женщины не отставали от сильного пола и также внесли свой вклад в сокровищницу побед авиации СССР: экипаж самолета «Родина» в составе В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой совершил выдающийся по тем временам беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток 24 сентября 1938 г., установив международный женский рекорд по дальности полета, протяжённостью 6450 км, длившийся 26 часов 29 минут. эти три легендарные женщины были, пожалуй, самыми известными летчицами, не просто овладевшими авиационной профессией, но и добившимися выдающихся результатов в летной деятельности. 2 ноября 1938 г. они первыми среди женщин получили звание Героев Советского Союза [5].

На момент совершения полета, В. Гризодубова, П. Осипенко и М. Раскова уже были опытными и прославленными штурманами и пилотами. Каждая имела за своими плечами несколько мировых рекордов.

Валентина Степановна Гризодубова, закончив 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОА-ВИАХИМа с 1930 г. по 1933 г. работала летчиком-инструктором в аэроклубе ОСОАВИАХИМа «До-

бролет» в Туле. За это время она дала путевку в небо десяткам молодых ребят, среди ее выпускников будущий дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. В 1933 B.C. Гризодубова перешла на работу в тушинскую летную школу - инструктором. Затем в 1934-1935 гг., работая пилотом агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени, агитируя молодых девушек записываться в аэроклубы. Осенью 1937 г. она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта на спортивных легкомоторных самолетах Яковлева. В кремле из рук М.И. Калинина она получила орден Красной Звезды. Воодушевленная этой высокой оценкой, летчица решила побить женский мировой рекорд дальности полета, который в то время составлял 4 тыс. км и принадлежал французским летчицам. Пролететь большее расстояние можно было только на бомбардировщике, но женщины раньше никогда не летали на военных самолетах. Тем не менее, Валентина Гризодубова уговорила руководство доверить ей выполнение дальнего перелета. Свой выбор она остановила на дальнем бомбардировщике АНТ-37. По ее предложению самолет получил название «Родина». В свой экипаж Валентина пригласила уже известную в то время летчицу Полину Осипенко и штурмана Марину Раскову.

В апреле 1942 г. Валентину Степановну назначили командиром 101 отдельного транспортного полка. это был единственный случай за всю войну, когда полком, где были одни мужчины, командовала женщина [6].

Полина Денисовна Осипенко, отучившись в Качинской школе военных пилотов, служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации в военной летной части в Харькове. В скором времени она перевелась в московский военный округ, где стала инспектором Военно-Воздушных Сил при Генеральном штабе. В 1937 г., за один год она сумела побить несколько рекордов мирового уровня по высоте поднятия самолета, а также преодоления наивысших расстояний перелетов на далекие промежутки. И уже в 1938 г. экипаж П. Осипенко удивил фантастическим рекордом дальности полета по замкнутой кривой. В это же время К.Е. Ворошилов выдал допуск и подобрал экипаж для далекого полета Полины Осипенко с юга на север. Вторым пилотом стала Вера Ломако, а штурманом Марина Раскова. В таком составе женщины за десять с лишним часов с нагрузкой в 5,5 т пересекли расстояние в 2372 км, совершив великий подвиг по преодолению высшего результата дальнего полета напрямую. Следующим

СЮ

героическим достижением Полины Осипенко считается полет на Дальний Восток в составе экипажа самолета «Родина» 24-25 сентября 1938 г.

Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 г., отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов [7].

Марина Михайловна Раскова в 1934 г. окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, а в 1935 г. - школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Затем М. Раскова была направлена в Центральный аэроклуб ОСОАВИА-ХИМа в Тушине. В 1937 г. в качестве штурмана она участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 г. — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.

Вершиной штурманских успехов М. Расковой было ее участие в грандиозном беспосадочном перелете 24-25 сентября 1938 г. на самолёте АНТ-37 «Родина». При вынужденной посадке, по приказу своего командира В. Гризодубовой, М. Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея при себе всего две плитки шоколада, и была найдена только через 10 суток. Но, пожалуй, самый выдающийся подвиг Марины Расковой заключается в том, что в октябре 1941 г., когда страна переживала трудное время, на основе приказа НКО СССР №0099 от 08.10.41 г., она начала набор женщин - патриоток в авиацию. На ее призыв откликнулось очень много женщин, потому как знаменитую летчицу и авиатора-рекордсмена знала вся страна. М. Раскова вкладывала в это дело всю свою неистощимую энергию. В результате было сформировано три женских авиационных полка: 586-й истребительный авиаполк, 587-й полк пикирующих бомбардировщиков на новых самолетах Пе-2, и 588-й полк ночных бомбардировщиков на По-2 [8].

Несомненно, эти летчицы и их подвиги известны всем. Однако, есть сотни имен менее известных широкой общественности, но внесших не меньший вклад в развитие отечественной военной и гражданской авиации. В их числе были: летчики-инструкторы (В. Гвоздикова, Л. Литвяк, В. Хомякова, Р. Беляева), заслуженные летчики-испытатели (Н. Русакова), участницы воздушных парадов (Е. Буданова), работники гражданского воздушного флота (Е. Бершанская,), некоторые связывали свою судьбу с армией и становились кадровыми военными (Е. Зеленко, сестры Казариновы, М. Нестеренко, М. Михалева), некоторые летчицы занимались парашютным спортом, устанавливая мировые рекорды (Н. Камнева, Л. Мамедбекова). Многие летчицы учились в Военно-воздушной инженерной академии

имени Н.Е. Жуковского (А. Муратова, М. Орлова, М. Осипова, А. Скворцова, 3. Сеид-Мамедова, О. Ямщикова, М. Казаринова и т.д.). это стало возможным в СССР в 20-е гг. XX в., так как возросла потребность в высококвалифицированных военных кадрах. В связи с этим открылись двери военных академий и для женщин, где наряду с мужчинами они становились слушателями. Можно много рассказать о славных женщинах, закончивших Военно- воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь можно назвать Ольгу Николаевну Ямщикову, замечательную летчицу, которая после окончания академии прошла войну, совершив 217 боевых вылетов. После победы она занялась опаснейшей работой - стала летчиком-испытателем и первой женщиной, освоившей реактивный самолет. Милица Александровна Казаринова закончила академию в 1941 г. В грозные военные годы она служила начальником штаба 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. После войны работала преподавателем. В звании полковника вышла на пенсию. Зулейка Га-бибовна Сеид-Мамедова - заместитель командира 586-го авиаполка была знаменита как первая женщина - слушатель штурманского факультета академии имени Н. Е. Жуковского. За три года инструкторской работы она подготовила 75 летчиков и 80 парашютистов. Известный военный авиатор и рекордсменка мира парашютистка Нина Алексеевна Камнева, которая перед войной была кумиром молодежи, также окончила академию имени Н. Е. Жуковского [9].

Таким образом, с первых лет существования Советской власти профессия авиатор стала привлекательна для женщин. Упомянутые нами летчицы только первые представительницы данной специальности в Советском Союзе. Впоследствии тысячи женщин были военными авиаторами. Более 30 из низ удостоены самого высокого звания - Героя Советского Союза.

Литература:

1. Первые женщины России, ч. 1 - «Авиатрис-сы» URL: https://moiarussia.ru/pervye-zhenshhmy-rossii/ Дата последнего обращения 9.03.2017

2. Нурпиисова, Е. М. История становления и развития авиационно-спортивных клубов Восточной Сибири в XX в. Текст.: дис. канд. ист. наук / Иркутск, 2010. 225 с.

3. Первая женщина - военный лётчик РККА. Вестник воздушного флота №2, 1925 г. Авиаторы // Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны URL: www.retroplan.ru.

4. В боях за свободу - с оружием, в боях за знание - с книгой. URL: http://www.oboznik.ru/?p=32300

по

Дата последнего обращения 9.03.2017

5. Героини. ГИИ 1969. 456 с.

6. Гризодубова Валентина Степановна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - Т. 1- С. 374. - 911 с.; Героини: очерки о женщинах - Героях Советского Союза/ред.-сост. Л. Ф. Торопов. Вып. 1. - М.: Политиздат, 1969. -447 с.;

7. Осипенко Полина Денисовна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1988. - Т. 2- С. 209. - 863 с.; Гризодубова В. С. Дочь народа // Героини: очерки о женщинах - Героях Советского Союза / ред.- сост. !Ь Ф. Торопов. Вып. 2.

- М.: Политиздат, 1969. - 463 с.

8. Раскова Марина Михайловна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1988. - Т. 2- С. 345. - 863 с.; Раскова Марина Михайловна // Военная энциклопедия / Грачёв П. С. -Москва: Военное издательство, 2002. - Т. 6.; Раскова М. М. Записки штурмана // М.: Изд. ДОСААФ. 1976. -367 с.

9. Иванова Ю.Н. Выпускницы военных академий // Военно-историческии журнал. 1998. №5. С. 24-28.; В боях за свободу - с оружием, в боях за знание - с книгой. URL: http://www.oboznik.ru/?p=32300 Дата последнего обращения 9.03.2017

Гризодубова Валентина Степановна

Раскова Марина Михайловна

Осипенко Полина Денисовна

Sx^TtWV т

Плакат «На самолет»

Экипаж самолета «Родина»

Parfenova G.V.

ACTIVITY OF FIRST SOVIET WOMEN AVIATORS

Abstract: an article about the first Soviet women aviators, the training of women as aviation specialists, and about their contribution to the development of native aviation.

Key words: Air Force, female aviators, aviation and sports clubs V Grizodubova, M. Raskova, P. Osipenko, The Air Force Engineering Academy named after N.E. Zhukovsky.

on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.