Научная статья на тему '2004. 03. 013. Росси М. Ночные ведьмы: история и воспоминания об участии советских женщин-пилотов в войне 1941-1945 гг. Rossi M. le streghe della notte: storia e testimonianze dell'aviazione femminile in URSS (1941-1945). - Milano: Unicopli, 2003. - 191 p'

2004. 03. 013. Росси М. Ночные ведьмы: история и воспоминания об участии советских женщин-пилотов в войне 1941-1945 гг. Rossi M. le streghe della notte: storia e testimonianze dell'aviazione femminile in URSS (1941-1945). - Milano: Unicopli, 2003. - 191 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ВОЗДУШНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ - СССР - - 1941-1945 / ИДЕНТИЧНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 013. Росси М. Ночные ведьмы: история и воспоминания об участии советских женщин-пилотов в войне 1941-1945 гг. Rossi M. le streghe della notte: storia e testimonianze dell'aviazione femminile in URSS (1941-1945). - Milano: Unicopli, 2003. - 191 p»

Президенту Путину досталось тяжелое наследство, и ему пришлось решать зачастую прямо противоположные задачи. В частности, он должен был сохранять лояльность и самому Ельцину и его окружению, и в то же время проводить вполне самостоятельную политику, укреплять обороноспособность страны, и одновременно сохранять дружеские отношение с западными странами, привлекать инвестиции в страну и обуздывать аппетиты олигархов, пытаться повысить уровень жизни людей, не ущемляя прав частного капитала, бороться с криминалом, не посягая на политические свободы граждан. Насколько это ему удалось, заключает автор, покажет время.

В.С.Коновалов

2004.03.013. РОССИ М. НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ: ИСТОРИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЧАСТИИ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН-ПИЛОТОВ В ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

ROSSI M. Le streghe della notte: Storia e testimonianze dell'aviazione femminile in urss (1941-1945). - Milano: UNICOPLI, 2003. - 191 p.

Итальянская исследовательница, специалист по военной истории Марина Росси обратилась к неразработанной в западной историографии теме: история женской авиации в СССР и действия женских авиационных полков в ходе войны 1941-1941 гг. Свое историческое исследование Росси дополняет впервые публикуемыми воспоминаниями непосредственных участниц сражений, которые автор получила от них во время поездок в Россию в 90-е годы.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена истории СССР накануне войны, характеристике военного потенциала, вторая охватывает период войны, третья содержит воспоминания летчиц. Автор заостряет внимание на стахановском движении в СССР и пишет, что стахановцами были и летчики, а вслед за ними и летчицы, устанавливавшие мировые рекорды в авиации, что позволило признать СССР авиационной державой. Совершившие на самолете «Родина» беспосадочный перелет от Москвы до Дальнего Востока Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко получили звание Героя Советского Союза и стали знамениты не только в стране, но и мире. После нападения Германии на СССР летчицы, большинство из которых были очень молоды, добровольно стремились в военную авиацию.

Летом 1941 г. у советского руководства не было никаких планов использования летчиц в военных сражениях, тем более создания женских

2004.03.013

82

авиаполков, и никто не собирался посылать женщин на передовую линию фронта. Летчицы сами просили отправить их на фронт, но прошли месяцы, пока они получили одобрение на это Сталина и советского руководства. Во время осеннего наступления немцев на Москву М.Раскова создала временную авиагруппу под номером 122, из которой позже по подписанному Сталиным 8 октября 1941 г. секретному приказу были созданы «три женских авиационных полка: 586-й полк истребителей-бомбардировщиков, 587-й - пикирующих бомбардировщиков, 588-й - из самолетов, пригодных для ночных легких бомбардировок» (с. 49). Всю организационную работу в кратчайшие сроки провела М.Раскова. Только в Москве через комсомол в эти полки были набраны сотни девушек-добровольцев - студентки, работницы заводов и фабрик. Получив после кратких курсов первые воинские звания и облачившись в неприспособленную для них мужскую военную форму, вызывавшую множество шуток, в критический для обороны Москвы момент (середина октября 1941 г.) они были направлены для обучения на секретную авиабазу в городе Энгельсе.

По окончании тренировочной подготовки, во время которой девушки-пилоты летали на различных типах самолетов: СБ, Р-5, ТБ-6, ПО-2 женские авиаполки в конце зимы и начале весны 1942 г. вступили в действие. В апреле 1942 г. 586-й полк тяжелых бомбар-дировщиков был направлен на защиту стратегических пунктов в районе Сталинграда. Одновременно начались боевые вылеты 588-го полка на самолетах У-2. 587-й полк был отправлен на фронт позднее, так как освоить самолет Пе-2 было трудно даже для летчиков-мужчин. Полк начал боевые действия с 1 декабря 1942 г. во время битвы за Кавказ. 588-й полк удачно влился в обескровленную в боях 218-ю авиадивизию под командованием полковника Д.Д.Попова, входившую в 4-ю авиационную армию генерал-майора К.А.Вершинина. На своих учебных, ничем не защищенных самолетах У-2 летчицы сражались в небе Донбасса. Основными районами действий летчиц 586-го и 587-го полков стало небо Сталинграда и Кавказа. Боевые вылеты следовали безостановочно, летчицы блестяще выполняли поставленные перед ними цели. Немецкие солдаты, подвергавшиеся прицельным ночным бомбардировкам пилотов-женщин, прозвали их «ночными ведьмами». Не обходилось и без потерь, многие, в том числе и М. Раскова, погибли во время сражений.

Автор прослеживает боевой путь женских авиаполков в ходе Великой Отечественной войны: они сражались в небе над Керчью,

Новороссийском и Севастополем, на территории Украины, Белоруссии, Венгрии, Польши, Восточной Пруссии, в последних боях за Берлин.

В заключительной части исследования М.Росси повествует о возвращении летчиц трех полков. Разъехавшись по разным республикам СССР, они решили ежегодно 2 мая встречаться в Москве у Большого театра, как это и происходит постоянно. Из 230 боевых летчиц на момент написания книги в живых остались лишь 40, и 8 из них носят звание Героя Советского Союза (с. 106-107). Тем не менее интерес к участию женщинлетчиц в войне не пропадает.

В.П.Любин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.