Научная статья на тему 'Женщина в «Мужской» сфере: социокультурные гендерные установки студенческой молодежи'

Женщина в «Мужской» сфере: социокультурные гендерные установки студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
486
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ / ПАТРИАРХАТНАЯ ТРАДИЦИЯ / FEMINIZATION / CULTURAL STEREOTYPES / TRADITIONAL FEMALE IMAGE / MODERN FEMALE IMAGE / ANDROCRATIC TRADITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лобова Анна Анатольевна

Статья посвящена насущной проблеме феминизации современного общества, в том числе и феминизации военных и военизированных структур. Затрагивается вопрос о влиянии традиционных гендерных стереотипов в сознании россиян на вовлечение женщин в мужскую сферу. Статья основана на результатах социолого-культурологического опроса, проведенного среди молодежи в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMAN IN "MASCULINE FIELD": SOCIAL AND CULTURAL GENDER SETTINGS OF STUDENT YOUTH

The article is devoted to the essential problem of feminization of the modern society, as well as military and militarized structures. The issue is concerned of the influence of traditional gender stereotypes on the consciousness of the Russians to the integration of women into masculine sphere. The article is based on the results of sociological and culturological interview of 2009 among youth.

Текст научной работы на тему «Женщина в «Мужской» сфере: социокультурные гендерные установки студенческой молодежи»

УДК 008

Лобова Анна Анатольевна

Lobova Anna Anatolievna

преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ивановского института Государственной Противопожарной службы МЧС России [email protected]

ЖЕНЩИНА В «МУЖСКОЙ» СФЕРЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ [1]

lecturer of the chair of humanitarian disciplines, Ivanovo Institute of State Fire Service of Russian Ministry of Emergencies [email protected]

WOMAN IN “MASCULINE FIELD”: SOCIAL AND CULTURAL GENDER SETTINGS OF STUDENT YOUTH [1]

Аннотация:

Статья посвящена насущной проблеме феминизации современного общества, в том числе и феминизации военных и военизированных структур. Затрагивается вопрос о влиянии традиционных гендерных стереотипов в сознании россиян на вовлечение женщин в мужскую сферу. Статья основана на результатах социо-лого-культурологического опроса, проведенного среди молодежи в 2009 г.

Ключевые слова:

феминизация, культурные стереотипы, традиционный образ женщины, образ современной женщины, патриархатная традиция.

The summary:

The article is devoted to the essential problem of feminization of the modern society, as well as military and militarized structures. The issue is concerned of the influence of traditional gender stereotypes on the consciousness of the Russians to the integration of women into masculine sphere. The article is based on the results of sociological and culturological interview of 2009 among youth.

Keywords:

feminization, cultural stereotypes, traditional female image, modern female image, androcratic tradition.

В последнее время в России усилилась гендерная ассиметрия рынка труда, продолжается вытеснение женщины из политических и других социально значимых сфер жизнедеятельности. Значительные изменения произошли в ценностно-нормативной системе: с одной стороны, СМИ заимствуют и транслируют западные образы маскулинности и феминности, с другой стороны, в обществе воспроизводятся патриархатные гендерные стереотипы.

Все это говорит о трансформации традиционных социокультурных гендерных стереотипов. Одним из показателей данного явления можно назвать феминизацию маскулинных профессий, под которой мы понимаем увеличение количества женщин в сферах профессиональной деятельности, которые ранее были исключительно мужскими.

В современном обществе процесс интеграции женщин в «мужские» профессии приобретает устойчивые темпы. Однако социологи и психологи убеждены: ориентация женщин в различных странах мира на службу в вооруженных силах закономерна, она обусловлена и потребностями армии, и ростом влияния женщин в обществе. Однако забывается такая важная причина, как изменение социокультурного статуса женщины, что обусловлено историческими событиями XX в. (в первую очередь, мировыми войнами, которые стали важными факторами для возникновения кризисов маскулинности).

Тем не менее, несмотря на большую вовлеченность женщин в мужские профессиональные сферы (особенно в военную), в современной России нет единого законодательства, определяющего правовое положение военнослужащих-женщин. Оно регулируется «мужским» законом о статусе военнослужащего и другими подобными законами. Таким образом, патриархат-ные установки навязываются в качестве основы и в профессиональной сфере, не давая возможности реализовываться женщинам в данной области в полной мере.

Опросы показывают, что большинство женщин-военнослужащих не удовлетворены условиями службы. Это связано не только с тем, что особенности службы просто не приспособлены под женскую специфику, социальную и физиологическую, но и с тем, что отсутствует элементарная гендерная этическая подготовка. Успехи женщины воспринимаются как аномалия, считается, что она добилась их, например, с помощью протекции. Все это подтверждает наличие в сознании российского общества глубоко укоренившихся традиционных гендерных стереотипов, где женщине отводится роль женщины-матери, хранительницы домашнего очага, но не равноправного с мужчиной партнера.

Именно поэтому прежде, чем говорить о том, что нужно изменить в современном российском обществе для фактического, а не номинального, обеспечения равноправного положения

женщины, стоит разобраться с первопричинами сложившейся ситуации. И искать причины необходимо не только в социальных, экономических, политических изменениях, но и в сфере глубинных культурных установок, и в первую очередь, в особенностях гендерных представлений в общественном сознании.

В 2009 г. в городах Иваново, Шуе и Владимире в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» нами был проведен со-циолого-культурологический опрос по теме «Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий». Данное исследование позволило проследить отношение к женщинам, работающим в «мужской» сфере и выявить особенности социокультурных гендерных установок в сознании молодежи как базового потенциала современного российского общества.

Большинство респондентов обоих полов констатирует наличие профессий, которыми могут заниматься только лица соответствующего пола.

По мнению респондентов, мужчинам более характерно занятие профессиями, связанными: а) с тяжелым физическим трудом, б) с обеспечением государственной и общественной защиты и безопасности, а также в) с работой с различными механизмами, инструментами и т.п.

Женщинам отводятся профессии, связанные: а) с воспитанием и обучением детей, б) с предоставлением различных бытовых услуг населению, в) с медицинской сферой, г) с экономической деятельностью.

Основной причиной работы женщин в сферах, ранее считавшихся мужскими, является личностная самореализация. Стоит отметить, что варианты ответа, перечисляющие причины материального плана, не являются наиболее выбираемыми. Это может говорить о том, что главные мотивы выбора подобных профессий женщинами - духовные, а не материальные. Эти взгляды подтверждаются и реальной обстановкой при описании причин выбора военной карьеры женщинами (по результатам опроса, проводившегося в 2002 г. среди военнослужащих-женщин).

В личностном плане женщина наделяется мужскими чертами характера, которые белее соответствуют образу действий и мышления при работе в военных и военизированных учреждениях. Исконно женские качества такие, как: женственность, заботливость, скромность, нежность, покорность отходят на второй план и упоминаются реже тех качеств, которые присущи мужчинам.

В рамках опроса, проводимого нами, респондентам также предлагалось определить образы традиционной и современной русской женщины, в том числе и черты характера, присущие данным образам.

В ходе обработки результатов опроса были выделены следующие группы образов: 1) героини русских народных и зарубежных сказок, как книжные образы, так и кинематографические (Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Золушка); 2) героини художественных произведений русских классиков. В данной группе пальма первенства принадлежит Татьяне Лариной («Евгений Онегин» А.С. Пушкина) и Наташе Ростовой («Война и мир» Л.Н. Толстого).

Основным источником формирования данных образов является та информация, которая была получена в результате обучения и воспитания в школе. Таким образом, подобные представления из поколения в поколение формируются у человека социумом, поддерживая патри-архатные стереотипы в представлениях. Данные образы отражают, в первую очередь, патриар-хатные гендерные стереотипы, где доминантой является мужчина, и женщина, соответственно, описывается через призму мужского сознания. Поэтому не удивительно, что в профессиональной сфере женщина не всегда воспринимается как равный партнер, так как культурой в сознании заложен совершенно другой, традиционный образ женщины.

Что же касается образа современной женщины, то представления о нем отражают те процессы, которые происходят в современном российском обществе сейчас. Традиционная русская асексуальность женщины заменяется яркой сексуальностью Запада. Здесь, в отличие от традиционного образа, на первый план в восприятии выступают внешняя привлекательность и сексуальность. Таким образом, основное внимание уделяется телу.

1) наибольшую группу составляют популярные личности, куда входят певицы, ведущие телепередач, так называемые се!еЬгШеБ (знаменитости);

2) на втором месте находятся героини популярных телесериалов, как молодежных, так и детективных или мелодраматических. Героинь можно разделить на три основных типа: а) легкомысленные недалекие красивые, но жизнерадостные девушки (Аллочка, телесериал «Универ»); б) верные, любящие женщины, постоянно испытываемые судьбой, но целеустремленные и сильные духом (Ольга, телесериал «Всегда говори всегда»); в) героини, сочетающие аналитический ум мужчины и женственность (Мария Швецова, телесериал «Тайны следствия»).

Исконно присущими русской женщине качествами респондентами обоих полов считаются верность, преданность, доброта, женственность, заботливость, кротость, любовь к детям, нежность, покорность, самопожертвование, сострадание, терпение, трудолюбие. Также к данным качествам относятся и те, которые говорят о способности русской женщины преодолевать трудности, возникающие на жизненном пути. Это такие качества, как: мужественность, сила, стойкость, смелость, надежность, сильный характер.

Таким образом, возникает весьма противоречивый образ: с одной стороны, русская женщина обладает исконной женственностью, пассивностью, с другой стороны, ей присущи и некоторые другие черты, которые характеризуют ее как личность сильную, активную, с мужскими чертами характера. Однако стоит сразу же оговориться, что сфера применения духовной силы ограничивается семейной сферой жизни женщины. Социальная активность женщины не является нормой, а, скорее, исключением.

В вопросе качеств, необходимых современной женщине, мнения мужчин и женщин-респондентов немного расходятся. Ум, уверенность в себе, целеустремленность, независимость, напористость, твердость характера и трудолюбие считаются важными для респондентов обоих полов. Также и мужчины, и женщины отмечают внешнюю красоту как важное качество современной женщины.

Однако респонденты-мужчины также особо насущными считают нежность, доброту, заботливость, верность, женственность, скромность, то есть те качества, которые традиционно ассоциируются с образом женщины-жены, хранительницы домашнего очага.

Исходя из результатов анализа опроса, можно утверждать, что в сознании молодежи традиционный женский образ является отражением патриархатных гендерных стереотипов, в то время как представления о современном женском образе отражают изменения, произошедшие в современном обществе. Тем не менее, и в средствах массовой информации, и в кинематографе активно пропагандируется образ сильной женщины. Однако для отечественного сознания это не ново, так как русская женщина чаще всего сочетала в себе и исконно женственные, мягкие черты, и черты сильной личности.

Подводя итог, стоит отметить, что в современном российском обществе складывается весьма противоречивая ситуация, обусловленная исконными социокультурными установками. С одной стороны, в силу определенных исторических, социальных и политических изменений женщины более активно проявляют себя в профессиональных сферах, которые ранее были представлены только мужчинами (силовые ведомства, например), что влечет за собой определенную трансформацию представлений о месте и роли женщины в социуме и в профессиональной сфере.

С другой стороны, традиционные гендерные патриархатные стереотипы, формировавшиеся в России в течение долгого исторического периода, продолжают влиять на восприятие женщины как подчиненного, пассивного объекта, обладающего определенной свободой лишь в личной, семейной сфере.

Таким образом, внешняя реальность - активная вовлеченность женщин во все структуры общества, и внутренняя действительность - сохранение традиционных гендерных стереотипов в сознании никак не согласуются между собой. Создается уникальная ситуация «несвободной свободы» и «неравного равенства», когда женщина в действительности выполняет профессиональные обязанности наравне с мужчинами, но не воспринимается как равноправный партнер.

Несмотря на наличие образа сильной и самостоятельной женщины в представлениях россиян и на активизацию участия женщин в жизни российского общества, женщина не воспринимается равной мужчине во всех сферах жизни общества и, соответственно, не оказывает особого влияние на жизнь российского общества. Все это связано с тем, что в общественном сознании очень крепко утвердились традиционные стереотипы о месте и роли женщины, в первую очередь, как о жене и матери, что не позволяет женщинам более активно воздействовать на развитие российского общества.

Примечание:

1. Статья выполнена по первому этапу Государственного контракта № П868 «Герменевтические исследования макрокультурного кризиса и антикризисного потенциала русской словесной культуры» в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Note:

1. The article was done at the first stage of the State contract No. P868 “Hermeneutical studies of macro cultural crisis and the anti-crisis potential of Russian verbal culture” within the Federal Program “Scientific and scientific and pedagogical personnel of innovative Russia”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.