Научная статья на тему 'Гендерные идеалы в представлениях старших школьников'

Гендерные идеалы в представлениях старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ГЕНДЕРНЫЙ ИДЕАЛ / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / КРИЗИС МАСКУЛИННОСТИ / GENDER IDEAL / GENDER STEREOTYPE / CRISIS OF MASCULINITY / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дивисенко Константин Сергеевич

В статье приводятся результаты исследования представления старших школьников о качествах идеальных женщин и мужчин. Исследование позволило сделать выводы, что в сознании школьников присутствует относительно четко сформированное представление об идеальной женщине с преимущественно традиционно патриархатными чертами, но ни у девушек, ни у юношей нет четкого представления о том, каким набором качеств должен обладать идеальный мужчина. Данное обстоятельство может быть интерпретировано как«кризис маскулинности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Gender Ideals in the Notions of High School Students

The paper presents the results of the study of high school students’ notions on the qualities of ideal women and men. The inquiry makes it possible to come to the conclusion that relatively well-formed ideas of woman with mainly patriarchal features are present in consciousness of students; but neither girls, nor boys have clear notion on a set of qualities of ideal man. This fact can be interpreted as a “crisis of masculinity”.

Текст научной работы на тему «Гендерные идеалы в представлениях старших школьников»

ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье приводятся результаты исследования представления старших школьников о качествах идеальных женщин и мужчин. Исследование позволило сделать выводы, что в сознании школьников присутствует относительно четко сформированное представление об идеальной женщине с преимущественно традиционно патриархатными чертами, но ни у девушек, ни у юношей нет четкого представления о том, каким набором качеств должен обладать идеальный мужчина. Данное обстоятельство может быть интерпретировано как «кризис маскулинности».

Ключевые слова: старшие школьники, гендерный идеал, гендерный стереотип, кризис маскулинности

Введение

По степени публикационной активности и числу разрабатываемых учебных программ можно говорить о всё более возрастающем интересе исследователей в отечественной науке к изучению гендера1. Гендерные исследования, берущие свое начало в женских исследованиях (Women’s Studies), традиционно направлены на анализ неравенства, возникающего на основе половой дифференциации, «культурно-символического определения пола»2. Изучение гендерных стереотипов было и остается традиционной областью гендерных исследований. Гендерный стереотип, являющийся частным случаем социального стереотипа, рассматривается как единица, на которой основываются различия и власть3.

Существуют различные определения гендерного стереотипа. Например, «шаблонные житейские представления о различиях между

1 Гурко Т. А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М. : Институт социологии РАН, 1998. С. 173-195; Клёцина И.С. Проблема качества преподавания гендерных дисциплин в системе высшего образования // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. № 2/3 (26-27). 2002. С. 8-18; Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России. URL: http://www. polit.ru/author/2009/09/24/gender.html (дата обращения 28.05.2011)

2 Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000. С. 17.

3 Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып.1-2 (15-16). С. 120-139. URL: http:// cens.ivanovo.ac.ru/publications/riabova-stereotipy.htm (дата обращения: 28.05.2011)

мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола»4; «устойчивые представления о характере социальных взаимных отношений между полами, нормах, принципах, которые различаются в зависимости от пола и распространяются на всю область социальных отношений, общественного сознания»5; «схематизированные, нормативные, обобщенные представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям»6. Некоторые авторы также отмечают, что гендерный стереотип представляет собой когнитивную категорию (схему), позволяющую управлять поступающей информацией так, чтобы ее восприятие, запоминание и интерпретация соответствовала бы уже имеющимся представлениям7. Таким образом, под стереотипом понимается определенный набор представлений о характеристиках той или иной группы людей, который обеспечивает идентификацию групп и упрощенный способ репрезентации в повседневной жизни. Это своего рода знак (ярлык), под которым скрывается умышленно упрощенное многообразие отдельных репрезентаций. Гендерные стереотипы, представления и установки являются элементами системы субъективных социально-психологических детерминант социальных отношений8.

Как отмечают исследователи, в последние годы происходят постепенные изменения в преодоления патриархатных норм, ценностей, установок, что фиксируется в сознании и поведении молодого поко-ления9. Изучение гендерных представлений молодежи обладает также определенным прогностическим потенциалом: в исследованиях молодого поколения можно зафиксировать сегодня, те изменения, которые вероятно появятся завтра.

4 Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2006. С. 339.

5 Ильиных С. А. Влияние гендера на картину мира: опыт социологического исследования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 28. С. 72.

6 Шумкова М. А. Методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов // Вестник Удмуртского университета, 2009. № 3-1. С. 107.

7 Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

8 Клёцина И. С. Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. № 3 (6). С. 162.

9 Шумкова М. А. Методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов. С. 107.

Если гендерный стереотип — это представление, включающее как положительные, так и отрицательные, само собой разумеющиеся характеристики абстрактных, «усредненных» женщин или мужчин, то гендерный идеал образуют только значимые, положительные, желаемые, то есть «идеальные» характеристики. Гендерные идеалы в равной мере могут быть подвергнуты анализу и как элемент общей гендерной системы (картины мира), и как автономная характеристика социальных групп.

В настоящей статье приводятся результаты изучения представлений старших школьников об образах идеальных женщин и мужчин. В исследовании гендерных идеалов была использована авторская методика Н.А. Нечаевой. Согласно данному подходу, под гендерными идеалами понимаются идеализированные представления о тех или иных свойствах мужчин и женщин, характерных для определенной культуры10. Гендерные идеалы вместе с общими гендерными диспозициями и ситуационными гендерными установками являются тремя структурными компонентами гендерной картины мира. Основой единства гендерной картины мира является гендерная доминанта сознания, обеспечивающая ее целостность и относительную непротиворечивость11.

Методы и данные

Для выяснения гендерных идеалов респондентам предлагался закрытый набор из 16 черт, из которого необходимо было выбрать 7 наиболее значимых свойств идеальных женщин и мужчин. В исследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов одной средней общеобразовательной школы Кировского района Санкт-Петербурга (n = 125, из них 61 юноша и 64 девушки).

Результаты

Вначале обратимся к распределению черт, характеризующих тот или иной гендерный идеал, и сопоставим полученные данные с результатами представлений о гендерном идеале более старшей группы

10 Нечаева Н. А. Гендерные идеалы: новые тенденции во взглядах молодежи // Социология вчера, сегодня, завтра. Новые ракурсы. III Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста. СПб. : Эйдос, 2011. С. 315.

11 Нечаева Н. А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира // Гендерные тетради. Вып. 2. СПб. : С.-Петерб. филиал СИ РАН, 1999. С. 6.

Рис. 1. Представления школьников о гендерном идеале женщины (доля респондентов, отметивших те или иные черты, %)

молодежи. Далее рассмотрим связи отдельных черт в структуре представлений об идеальных женщинах и мужчинах; в заключение попытаемся выяснить с помощью кластерного анализа гендерную доминанту сознания школьников.

Наиболее важными характеристиками идеальной женщины с точки зрения школьников являются душевность, доброта, верность, преданность, ум, мягкость, нежность, терпимость (рис. 1). Эти черты отметили как значимые более 75 % учащихся.

Наименее важными для женщин считают такие свойства как реализация своих способностей, знаний, карьеры, профессионализма, готовность пожертвовать многим ради работы. Таким образом, для школьников значимыми чертами в женщинах являются личностные свойства, а реализация в общественной сфере, профессионализм, карьера, работа расцениваются как менее важные характеристики.

Теперь рассмотрим данную иерархию свойств идеальной женщины относительно пола респондентов (рис. 2).

В целом представления юношей и девушек относительного женского идеала однородны. Статистические значимые отличия наблюдаются только у таких черт, как «верность и преданность» и «стремление

Рис. 2. Черты женского идеала (доля респондентов по полу, %)12

к самостоятельности, независимости» 13. Эти обе черты, которые можно рассматривать как противоположные, более значимы для юношей.

При сопоставлении полученных данных с результатами исследования Н. А. Нечаевой гендерного идеала студенческой молодежи в 2007 г.14, оказывается, что первые, наиболее значимые четыре черты (душевность, доброта; верность, преданность; ум; мягкость, нежность, терпимость) занимают в той или иной последовательности первые ранговые места в общей структуре гендерного идеала. Только три черты женского идеала — способность пожертвовать многим ради работы; сила, уверенность в себе; тяга к знаниям, высокому профессионализму — стали менее значимы и переместились соответственно на 3, 4 и 5 позиций ниже. Относительно других черт следует заметить, что их место в иерархии изменилось незначительно и колеблется от 0 до ±2.

Таким образом, в целом структуры гендерного идеала женщины у старших школьников и студентов оказываются близкими, но у школьников более выражены патриархатные взгляды на образ женщины.

12 Последовательность черт сохранена относительно первого рисунка (упорядочено по общему значению во всем массиве).

13 Статистическая значимость оценивалась по критерию х2, р^,05.

14 Нечаева Н. А. Гендерные идеалы: новые тенденции во взглядах молодежи. С. 318.

Теперь рассмотрим представления школьников о том, каким должен быть идеальный мужчина (рис. 3).

Рис. 3. Представления школьников о гендерном идеале мужчины (доля респондентов, отметивших те или иные черты, %)

Для большинства школьников идеальный мужчина — умный, сильный, уверенный в себе, одновременно верный и преданный, надежный, активный и энергичный, способный достичь материального благополучия. Также в мужском идеале, по мнению учащихся, должны быть мало выражены такие черты, как мягкость, нежность, терпимость, стремление реализовать свои знания, способности, пожертвовать многим ради дела, скромность. Мужчина наделяется учащимися умом, силой, уверенностью в себе как традиционно мужскими чертами, но некоторые из них нивелируются (профессиональная самореализация, ценность работы). Также мужскому идеалу приписываются традиционно женские черты — верность, преданность, нежность. В представлениях школьников, по-видимому, не соотносятся такие понятия, как работа и материальная сторона жизни: от идеального мужчины требуется умение достичь материального благополучия, но только не за счет готовности пожертвовать многим ради работы, реализаций собственных способностей, знаний, профессионализма и (в некоторой мере) карьеры.

Аналогично женскому идеалу рассмотрим мужской относительно пола респондентов (рис. 4).

Рис. 4. Черты мужского идеала (доля респондентов по полу, %)

Сразу, даже при беглом взгляде на рисунок, становится заметно, что во взглядах школьников на идеального мужчину присутствует большая рассогласованность, чем в женском идеале. Для девушек статистически более значимыми оказываются такие свойства мужчин, как ум; мягкость, нежность, терпимость; надежность. Для юношей — активность, энергичность; сила, уверенность в себе; способность пожертвовать многим ради дела, работы. Следует обратить внимание, что наделение идеального мужчины готовностью пожертвовать чем-либо ради работы появляется только у юношей.

В мужском гендерном идеале, в отличие от женского, наблюдается большая степень статистически значимой несогласованности отдельных черт относительно пола респондентов (шесть против двух). Девушки наделяют мужской идеал такими традиционно женскими чертами, как мягкость, нежность, терпимость, душевность, доброта, а юноши — традиционно мужскими.

При сопоставлении с результатами исследования представлений студентов об идеальном мужчине15 в целом можно отметить, что иерархия черт отличается незначительно — только три черты переместились более чем на две позиции. Так, стали более значимы верность,

15 Нечаева Н. А. Гендерные идеалы: новые тенденции во взглядах молодежи. С. 323.

преданность, а менее ценными оказались стремление многого достичь в жизни, добиться успеха и тяга к знаниям, высокому профессионализму. То есть наблюдается некоторая феминизация образа идеального мужчины при более четкой выраженности патриархатного идеала женщины.

Сила, уверенность в себе и ум в настоящем исследовании и в результатах 1999 и 2007 гг.16 являются максимально значимыми чертами, стабильно занимающими первые-вторые ранговые позиции.

Подводя итог распределению черт, следуют заметить, для школьников четко дифференцированы образы и женского и мужского идеала, так как статистически значимые отличия17 касаются 10 из 16 черт. Так, по мнению учащихся, идеальная женщина, в отличие от идеального мужчины, должна обладать такими свойствами, как мягкость, нежность, терпимость (х2 = 60,05; р = ,000); душевность, доброта (X2 = 54,72; р = ,000); скромность (х2 = 25,93; р = ,000); верность, преданность (х2 = 5,92; р = ,015). Напротив, идеальному мужчине должно быть свойственно стремление сделать хорошую карьеру (х2 = 22,40; р = ,000); обладать силой, уверенностью в себе (х2 = 21,55; р = ,000); уметь достичь материального благополучия (х2 = 15,79; р = ,000); стремиться к самостоятельности и независимости (х2 = 14,58; р = ,000); иметь тягу к знаниям, высокому профессионализму (х2 = 10,03; р = ,002) быть надежным (х2 = 4,66; р = ,031).

Теперь обратимся к связи отдельных черт между собой для каждого идеала в отдельности. На рис. 5 приведены связи отдельных черт женского идеала между собой. Так как переменные, характеризующие гендерный идеал, являются дихотомическими, то для анализа связи между ними была получена матрица близости (корреляционная матрица) с применением четырехточечной ф-корреляции. При составлении этой и следующей схемы в расчет брался коэффициент <р>200 и Ф<-200. Черты идеала, имеющие положительное значение коэффициента ф заштрихованы и соединены жирной линией. На рисунке также обозначены те свойства идеала, которые исключаются чертами, имеющими положительный коэффициент связи: данные «исключаемые» черты не заштрихованы, и значимые отрицательные связи обозначены тонкой линией. Пунктирная линия разделяет отдельные черты

16 Там же. С. 323.

17 Статистическая значимость оценивалась по непараметрическому критерию Мак-Немара (Мс№таг) для парных выборок.

идеала, имеющие положительную связь между собой и исключающие другие «автономные» положительные связи, что позволяет выделить три группы (1—111) взаимообусловленных черт.

1. Верность, преданность.

2. Активность, энергичность.

3. Мягкость, нежность, терпимость.

4. Стремление к самостоятельности и независимости

5. Способность пожертвовать многим ради семьи.

6. Сипа, уверенность в себе.

7. Скромность.

8. Уверенность, что главное в жизни - реал изовать свои способности, знания

9. Умение достичь материального благополучия.

10. Способность пожертвовать многим ради дела, работы

11. Тяга к знаниям, высокому профессионализму.

/12. Душевность, доброта.

13. Стремление сделать хорошую карьеру.

14. Надежность.

15. Стремление много достичь в жизни, добиться успеха.

16Ум.

Рис. 5. Структура женского гендерного идеала

Следует обратить внимание, что связей с отрицательным коэффициентом в матрице близости оказалось больше, чем положительных, то есть чаще черты идеала оказываются взаимоисключающими. Только одна черта — «тяга к знаниям, высокому профессионализму» — оказалась несвязанной ни с какой-либо другой.

Как следует из рисунка, общая модель гендерного идеала женщины образована тремя группами взаимосвязанных черт. Первая объединила стремление к самостоятельности, независимости и умение достичь материального благополучия с исключением такой черты, как «надежность, верность, преданность». Также из первой группы черт исключены скромность; душевность доброта; верность, преданность. Последние образуют вместе с мягкостью и способностью пожертвовать многим ради семьи вторую группу взаимосвязанных черт традиционно-патриархатного женского идеала.

Подробное описание как положительных, так и отрицательных связей элементов каждой группы женского идеала достаточно громоздко и поэтому в настоящем тексте не приводится. Наиболее важным видится то, что, во-первых, практически все черты гендерного идеала так или иначе связаны друг с другом, и, во-вторых, четко «кристаллизовалась» патриархатная гендерная доминанта сознания учащихся (вторая группа черт). Можно заключить, что феминистические тенденции в сознании школьников нечеткие, что обусловлено поляризацией первой и третьей группы черт, статистически значимо не связанных между собой. Эмансипированный образ женщины связывается либо с независимостью, в том числе и материальной (первая группа), либо с самореализацией (третья группа).

По аналогичному алгоритму рассмотрим связи отдельных черт мужского идеала (рис. 6).

Здесь картина принципиально иная: в корреляционной матрице только в 5 случаях обнаружен коэффициент ф, превышающий 0,2 (по модулю). Первая группа мужского идеала образована такими чертами, как верность, преданность и мягкость, нежность, терпимость с исключением активности, энергичности и стремления к самостоятельности. Эти четыре черты с аналогичными связями входят в патриархатную модель женского идеала. Вторая группа мужского идеала образована скромностью, способностью пожертвовать многим ради дела, работы и отрицает в мужчине такую характеристику, как надежность.

0

1. Верность, преданность.

2. Активность, энергичность.

3. Мягкость, нежность, терпимость.

4. Стремление к самостоятельности и независимости.

7. Скромность.

10. Способность пожертвовать многим ради дела, работы 14. Надежность.

Рис. 6. Структура мужского гендерного идеала

Очевидно, что у респондентов не наблюдается общеразделяемых стереотипов относительно образа настоящего мужчины. Идеального мужчину наделяют такими же чертами, что и идеальную женщину, т. е. взаимосвязь верности и мягкости является значимым общечеловеческим качеством.

Как показал анализ распределения ответов на вопрос о гендерном идеале и анализ связей отдельных черт, женский идеал более структурирован в сознании школьников, чем мужской. Также в сознании школьников наиболее четко структурирован патриархатный тип идеальной женщины. В заключение на основе женского идеала выясним долю респондентов, имеющих ту или иную доминанту гендерной картины мира. С этой целью для каждого респондента были построены индексы, показывающие степень выраженности традиционно-патриархатного и феминистского идеала женщины18. Наделение женщины такими чертами, как верность, преданность; мягкость, нежность, терпимость; способность пожертвовать многим ради семьи; скромность говорит о патриархатной доминанте в гендерной картине мира. Напротив, если идеальной женщине приписываются активность, энергичность; сила, уверенность в себе; убеждение, что главное в жизни — реализовать свои способности, знания; стремление к самостоятельности и независимости, то данное обстоятельство говорит о феминистских взглядах респондента. Следовательно, индексы патриархатности и феминизма относительно женского идеала, составленные каждый из четырех индикаторов, могут колебаться от 0 до 4, причем идеальным типом будет случай, когда имеются все черты одного идеала и полностью отсутствуют черты противоположного идеала. Наделение идеала в равной мере противоположными чертами свидетельствует о смешанном типе — значимости как традиционных, так и эгалитарных черт в сознании респондентов. Ниже приведена таблица сопряженности индексов феминности и патриархатности во взглядах респондентов на идеал женщины (табл. 1).

Идеальные типы обозначены буквами а и Ь, ячейки, отмеченные а’ и Ь’ - стремящиеся к идеальным типам, с обозначает смешанный тип, а d отмечены ячейки со слабой выраженностью признаков феминизма и патриархатности.

18 Идеальные типы традиционно-патриархатного и феминистского идеала женщины были определены Н. А. Нечаевой на основе факторного анализа по восьми индикаторам, имеющим статистически значимую связь.

Таблица 1

Сопряженность индексов феминности и патриархатности

Индекс феминизма

0 1 2 3 4 Сумма по строкам

Индекс патриархат- ности 0 0 d 0 d 1 Ь' 5 Ь 0 Ь 6

1 0 d 2 d 10 d 7 Ь 0 Ь 19

2 3 а' 15 d 16 с 2 с 0 Ь' 36

3 10 а а 2 3 5 с 1 с 0 с 48

4 10 а 5 а 1 а' 0 с 0 с 16

Сумма по столбцам 23 54 33 15 0 125

Следует обратить внимание, что нет ни одного респондента, который отметил бы все 4 черты, относящиеся к феминистскому женскому идеалу. Патриархатный идеал наблюдается у 61 респондента, у 13 — феминистский, у 24 — смешанный тип.

На основе этих двух индексов был осуществлен иерархический кластерный анализ. В результате весь массив был разбит на 3 кластера (табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество и доля респондентов, относящихся к трем кластерам

Количество респондентов Доля (в %)

Кла- стер 1 76 60,8

2 25 20,0

3 24 19,2

Итого: 125 100,0

В первый кластер попали респонденты с ярко выраженными патри-архатными взглядами на женщину. Второй кластер объединил учащихся, наделяющих женщину феминистскими чертами. Третий кластер собрал школьников, отметивших как традиционно-патриархатные, так и феминистские черты19. Таким образом, большинство учащихся

19 При попытке осуществить кластерный анализ с выделением четырех кластеров происходит разделение самой большой группы на две подгруппы: 16 респондентов с «ультрапатриархатными» (индекс патриархатности не менее 4) и 60 человек — с «умеренно патриархатными» взглядами на женский идеал.

(60 %) придерживается патриархатных взглядов на личностные качества женщин, и лишь 25 % отмечают значимость феминистских черт.

Теперь обратимся к тому, как связаны остальные восемь черт женского идеала с той или иной гендерной доминантой (табл. 3).

Таблица 3

20

Связь отдельных черт женского идеала с тремя кластерами

Черты идеала Уровень статистической значимости (критерий Крамера) Доля респондентов, отметивших данную черту (%)

Кластер

1 (патриар-хатный) 2(феми-нистский) 3 (смешанный)

Душевность, доброта ,013 93,4 72,0 79,2

Ум ,013 85,5 92,0 62,5

Способность пожертвовать многим ради дела, работы ,014 0 12,0 8,3

Надежность ,049 57,9 52,0 29,2

Стремление много достичь в жизни, добиться успеха ,058 36,8 64,0 41,7

Умение достичь материального благополучия. ,065 31,6 56,0 29,2

Стремление сделать хорошую карьеру. ,127 13,2 24,0 4,2

Тяга к знаниям, высокому профессионализму. ,805 11,8 8,0 8,3

Патриархатные взгляды на женщину также связаны с наделением ее душевностью и добротой; надежностью. Феминистская доминанта сознания респондентов, напротив, умаляет значение данных качеств как значимых для идеальной женщины и приписывает ей в большей мере другие: ум; способность пожертвовать многим ради дела, работы; стремление многого достичь в жизни, добиться успеха; умение

20 Строки таблицы упорядочены по уровню статистической значимости.

достичь материального благополучия; стремление сделать хорошую карьеру. Последние четыре качества, приведенные в таблице 3, к сожалению, не имеют достаточного уровня статистической значимости, но тем не менее распределение ответов не противоречит общей картине в целом.

Еще одним подтверждением обозначенного выше тезиса четкой дифференциации образов женского и мужского идеала в гендерной картине мира школьников является и тот факт, что только одна черта мужского идеала оказалась статистически значимо связанной с кластерным решением, построенном на основе ответов респондентов о наиболее значимых личностных чертах женщин21.

Таким образом, у большинства школьников в целом сохраняются патриархатные взгляды на соотношение мужских и женских качеств. Феминистские взгляды, следует заметить, не связаны с полом респондентов.

Заключение

Подводя итог изложенному выше, следует сделать выводы.

Гендерные стереотипы о наиболее значимых качествах женщин и мужчин достаточно четко дифференцированы. В идеале женщины особенно ценятся личностные характеристики, ассоциируемые с традиционно патриархатным взглядами22. Здесь не наблюдаются значительные расхождения во взглядах девушек и юношей. Образ идеального мужчины, напротив, противоречив: девушки наделяют его теми же чертами, которые, по их мнению, значимы для женского идеала, а юноши полагают, что для мужчин важно обладать традиционно мужскими качествами.

При сравнении взглядов школьников и студентов (если не считать значимыми некоторые обстоятельства — временной интервал в три

21 Этой единственной чертой является умение идеального мужчины достичь материального благополучия, выбор которого является более характерным для респондентов с феминистской и смешанной гендерной доминантой (V = ,234; p = ,037).

22 Полученные нами результаты согласуются с данными других отечественных исследований, например: Осипова Д.В. Особенности гендерных представлений современной молодежи // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 200-209; Смирнова А.В. Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе // Женщина в российском обществе. 2005. № 1-2. С. 26-33.

года и особенности построения выборок) обнаруживается стабильность в наиболее значимых чертах как мужского идеала, так и женского. Следует отметить, что взгляды школьников более противоречивы: при более традиционно патриархатных взглядах на женский идеал они феминизируют образ идеального мужчины, то есть разрушение традиционных стереотипов происходит в направлении эмансипации мужчин, а не женщин.

В образе идеальной женщины практически все черты так или иначе связаны между собой. Напротив, в представлениях об идеальных мужчинах не наблюдается четкой структуры. В нашем исследовании, при анализе взаимосвязи черт гендерного идеала, тезис о том, что «мужчины показывают большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины женских»23, не нашел эмпирического подтверждения. Также мы вынуждены отвергнуть гипотезу о том, что гендерный автостереотип у юношей не сформирован в виду их некоторого отставания и более раннего развития девушек, т. к. юноши ни в чем не уступают девушкам, когда рассуждают об идеале женщины.

Другими словами, в сознании школьников присутствует относительно четко сформированное представление об идеальной женщине с преимущественно традиционно патриархатными чертами, но ни у девушек, ни у юношей нет четкого представления о том, каким набором качеств должен обладать идеальный мужчина. Данное обстоятельство может быть интерпретировано как «кризис маскулинности». Данное явление — «кризис привычного гендерного порядка и освящающей его идеологии, которая перестала соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям. По всем трем главным макро-социальным осям — общественное разделение труда, политическая власть и брачные семейные отношения — социально-ролевые различия между мужчинами и женщинами резко уменьшились»24. Данные изменения в практической, социально-ролевой сфере обусловили изменения в наиболее неподвижной, стабильной области — области гендерных стереотипов сознания: представления о «гегемонной маскулинности» стали замещаться представлениями об альтернативных, множественных образах маскулинности25.

23 Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб. : Питер, 2010. С. 71.

24 Кон И. С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 26-27.

25 Мещеркина Е. Ю. Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.