Научная статья на тему 'Женщина нового типа в культурно-развлекательной жизни русского провинциального города конца XIX - начала XX В. (на примере театральной жизни)'

Женщина нового типа в культурно-развлекательной жизни русского провинциального города конца XIX - начала XX В. (на примере театральной жизни) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WOMAN OF A NEW TYPE / RUSSIAN PROVINCIAL TOWN / CULTURAL AND ENTERTAINING LIFE / ЖЕНЩИНА НОВОГО ТИПА / РУССКИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД / КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семёнов Михаил Юрьевич, Меньшикова Евгения Николаевна

Статья посвящена исследованию проблемы трансформации гендерной идентичности женщины в условиях модернизационных процессов, затронувших русскую провинцию в конце XIX начале ХХ в. При помощи предложенного нами ранее концепта «женщина нового типа» на примере театральной жизни г. Курска мы прослеживаем процесс зарождения качеств женщин русской провинции, которые позволяют идентифицировать их как женщин нового типа (в основе анализа материалы периодической печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Woman of a new type in cultural and entertaining life of Russian provincial town of the late XIX - the early XX

The article is devoted to the research of woman’s gender identity transformation in the conditions of modernization processes in Russian province in the late XIX the early XX c. On the base of a «woman of a new type» concept by the example of Kursk theatre life the author analyzes the process of formation of women’s features which allow reckoning them among the women of a new type (the analysis is based on the press materials).

Текст научной работы на тему «Женщина нового типа в культурно-развлекательной жизни русского провинциального города конца XIX - начала XX В. (на примере театральной жизни)»

ББК 63.3(2)53-284.4

М. Ю. Семёнов, Е. Н. Меньшикова

ЖЕНЩИНА НОВОГО ТИПА В КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ в. (На примере театральной жизни)

В современной российской гуманитаристике понятие «провинция/провинциальный город» используется не только для обозначения населенных пунктов, географически удаленных от столичных центров, но и для характеристики особого образа (стиля) жизни. Традиции подобного представления о провинции были заложены в отечественной историографии еще в XIX в.: уже тогда понятие «провинция» несло в себе больше оценочный признак и обозначало в большей степени социокультурное, чем географическое пространство [3, с. 70]. Иными словами, провинция представлялась (и представляется) как культурная периферия с типичной для нее культурной отсталостью, как место, где ничего не происходит. В связи с этим научный интерес имеет исследование культурной жизни одного из типичных русских провинциальных городов, каким являлся Курск, бывший в рассматриваемый период административным центром аграрной губернии и при этом значительно удаленный от столичных культурных центров.

Следует отметить, что региональные историки, исследовательское внимание которых обращено в том числе и к культурной жизни г. Курска конца XIX — начала ХХ в., представляют культурную событийность зачастую как набор фактов, как изолированный, отдельно стоящий феномен (от общерусского и мирового культурно-информационного пространства и культурно-исторического наследия) [1—12, 14—18, 20—26, 28]. Обилие уже выявленных в результате анализа разнохарактерных источников исторических фактов, касающихся культурной жизни г. Курска, не позволяет, однако, реконструировать его культурную жизнь объемно, избежать линейности в восприятии исторического времени и пространства, преодолеть традиционную иллюстративность в изложении исторического материала. Вследствие этого в научной литературе формируется представление о культурной жизни провинциальных городов как о замкнутом, исключительно самобытном культурно-историческом пространстве, что не только затрудняет формирование системного взгляда на феномен провинциального города (и его культурную жизнь, в частности), но и вступает в противоречие с уже существующими в отечественной гуманитари-стике достижениями. Ведь, по мнению специалистов в области истории культурной жизни, одна из основных функций провинции — «отклик на явления

© Семёнов М. Ю., Меньшикова Е. Н., 2014

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых — кандидатов наук (проект № МК-843.2012.6).

культуры, происходящие в другом регионе или столице», в результате чего идет «адаптация столичных или иных культурных влияний к местным условиям, формирование собственных образцов...» [13, с. 70].

В связи с этим научный интерес представляет исследование процесса адаптации внешнего культурного влияния городским населением провинциального города, в данном случае Курска, на рубеже XIX—ХХ столетий. Решение подобной проблемы особенно актуально для отечественной исторической науки в связи с интенсивным процессом ее антропологизации, с одной стороны, и необходимостью преодоления андроцентричного подхода к исследованию исторических явлений и процессов — с другой. Представляется, что одним из возможных решений этой комплексной проблемы становится обращение к женскому «изме-рению»/«видению» истории в целом и городской жизни в частности.

С учетом этого задача статьи такова: выявить трансформацию гендерной идентичности провинциальной женщины (проявляющуюся в приобретении неких свойств, которые будут характеризовать ее как женщину нового типа) в контексте культурно-информационного пространства русского провинциального города Курска на рубеже XIX—ХХ вв.

Следует отметить, что определение «женщина нового типа» является общепринятым в зарубежной историографии [29]. В данной статье мы понимаем под ним не только исторический продукт, созданный реалиями пореформенной России, четко выкристаллизовавшийся в конце XIX — начале XX в., но и внутреннее состояние женщины-горожанки, обусловливавшее потребность включения в культурную жизнь города, участия в ней наряду с мужчинами, стремление не просто противопоставлять себя андроцентричному миру провинциального общества, но и войти в него, стать самодостаточной в нем.

В результате анализа разнородных исторических источников и конструирования репрезентативного образа женщины нового типа применительно к концу XIX — началу ХХ в. авторами были предложены следующие признаки: свобода в профессиональном выборе и как результат — профессионализация женщин, свобода в выборе досуговых практик, возможность самопрезентации в сетях общественного влияния, возможность генерирования (а не только потребления) культурных ценностей, эпатаж как модель поведения, установление прямых связей с внешним миром (самостоятельные поездки за границу, формирование самостоятельных деловых контактов), раскрепощение (в самом широком смысле).

Несмотря на существующее в современной гуманитарной науке представление о культурной жизни как о целостном и многомерном феномене, в данной статье предполагается исследование лишь одного из ее сегментов — театральной жизни, получившей мощное развитие в рассматриваемый период в Курске. Такое условное и во многом механическое ограничение связано в первую очередь с характером информации, содержащейся в использованных источниках. Источниковую базу составили номера «Курской газеты» с 1898 по 1913 г., являвшейся основным хроникером культурной жизни Курска на рубеже XIX—ХХ столетий. Наличие в газете отдельной рубрики «Театр и музыка» позволяет особо выделить сегмент театральной жизни. Привлечение номеров за разные годы дает возможность проследить динамику не только развития культурно-развлекательной жизни Курска, но и степени вовлеченности в нее женщин, их реакции и степень включенности явлений культурно-развлека-

тельной жизни в повседневные жизненные практики, поскольку «сформированная городом урбанизованная среда определила стандарт социального поведения — городской образ жизни, который кумулирует культурные ценности и нормы, обеспечивает "связь времен", воспроизводство и развитие общественного целого. Городской образ жизни — это характеристика форм жизнедеятельности, определяемых городскими условиями» [27, с. 69].

Следует отметить, что к концу XIX — началу ХХ в. в Курске сложились по-своему уникальные для провинциального города условия: наличие материальной базы (5 театральных площадок, парки, кинематографические площадки), средств сообщения (железная дорога), рост грамотности населения, готовность интеллигенции к реализации культурно-просветительских программ, ставших составной частью повседневной жизни горожан. Все это способствовало складыванию нового — урбанизирующегося — типа городской культуры, с характерной для нее высокой интенсивностью и разнообразием культурно-развлекательной жизни, что, в свою очередь, создавало условия для трансформации гендерной идентичности.

Среди наиболее ярких иллюстраций трансформации гендерной идентичности в условиях типичного провинциального русского города этого времени, связанных с очевидным преодолением андроцентричного устройства русского общества в целом и культурной жизни в частности, можно назвать появление женщин-антрепренеров. Первое упоминание о женщине-антрепренере, встречающееся в «Курской газете», относится к 1902 г.: тогда в Курске гастролировала труппа под управлением Е. А. Вадимовой. Местная пресса характеризовала репертуар, предлагавшийся курским зрителям, как состоявший в «большинстве случаев из серьезных пьес» [19, 1902, № 51, с. 3]. Сама же Е. А. Вадимова успешно выступала и как актриса [19, 1902, № 48, с. 3; 1912, № 28, с. 3]. Подобная ситуация сложилась и в труппе под управлением В. Г. Шер, силами которой, например, 4 и 5 марта 1903 г. на сцене Городского зимнего театра были поставлены оперетты «Гейша» и «Цыганский барон». По отзывам прессы, «в труппе имеются недурные единичные силы <...> приятен, местами великолепен голос примадонны В. Г. Шер. Ее меццо-сопрано способно сообщить настроение» [19, 1912, № 28, с. 2].

Более подробно «Курская газета» освещала гастроли труппы под управлением антрепренера З. А. Малиновской, работавшей в Курске на протяжении ряда сезонов и являвшейся одной «из самых длительных антреприз (1910— 1913)» в губернском центре [23, с. 34]. Известно, что с 29 сентября 1912 г. по 24 февраля 1913 г. были поставлены пьесы как отечественных, так и зарубежных драматургов: «Уриэль Акоста» (К. Ф. Гуцков), «Джэк» (А. Додэ), «Человек-зверь» (Э. Золя), «Казнь» (И. Н. Ге), «На всякого мудреца довольно простоты» (А. Н. Островский), «Барышня с фиалками» (Т. Л. Щепкина-Куперник), «Листья шелестят» (А. И. Сумбатов), «Измена» (А. И. Сумбатов), «Наследие роковое» (Н. Н. Ходотов) и др.

Местная пресса положительно отзывалась об организации представлений и об игре артистов: несмотря на длительный гастрольный тур и частоту спектаклей (в 1913 г. они проходили 12, 13, 19, 20, 22, 26, 27 января и 9, 10, 24 февраля), игра актеров, по мнению курской периодики, оставалась на высоком уровне [19, 1913, № 13, с. 4].

Особенное одобрение прессы вызывала хорошо подготовленная материальная сторона гастролей труппы под управлением З. А. Малиновской: «Прекрасные декорации и костюмы, которыми так богата наша труппа, придали пьесе («Измена» А. И. Сумбатова. — М. С., Е. М.) особый интерес» [19, 1913, № 13, с. 4]. Неизгладимое впечатление произвела на зрителей постановка драмы по роману Э. Золя «Человек-зверь», во многом благодаря декорациям: «Шестая картина вызвала бурю аплодисментов. В глубокой тьме ночи из тоннеля вырывается огромный паровоз — яркие огни. фонарей его врезались в темноту, а своеобразный грохот машины. дополнил окончательно иллюзию. Декоратора вызывали» [19, 1913, № 5, с. 4]. Единичное упоминание о женщине-режиссере относится также к 1913 г. и связано с организацией любительского спектакля в пользу «недостаточных» учениц Курской Мариинской женской гимназии, который был подготовлен под руководством артистки Императорских театров О. И. Мусиной-Пушкиной [19, 1913, № 11, с. 2].

Появление в Курске начала ХХ в. женщин — антрепренеров/режиссеров, профессионально и достаточно успешно работавших в сфере театрального искусства, в целом было редкостью на фоне гастролей коллективов, режиссерами в которых являлись мужчины и которые традиционно управлялись мужчинами-антрепренерами.

Более традиционной сферой приложения профессиональных усилий женщин в театральной жизни губернского центра на рубеже XIX—ХХ вв. оставалось все же актерское ремесло (женщина-актриса). «Курская газета» не позволяет составить исчерпывающего представления о количестве женщин-актрис, выступавших на театральных подмостках Курска в указанный период. Однако представляется уместным назвать фамилии (там, где это возможно, обозначить и инициалы) женщин-актрис, оставивших след в театральной жизни Курска этого времени. Среди профессиональных актрис, работавших в коллективах различных антрепренеров, можно выделить следующих: В. И. Англичанова (3 упоминания), Андреева (2), Барковская (5), Н. Д. Борская (3), Н. М. Гондатти (1), Гончарова (2), Горева (1), Е. М. Грановская (1), М. А. Гурская (6), Э. Ф. Днепрова (9), Заревская (1), Кадмина (2), Канцель (1), Корт (2), А. А. Левшина (3), Лучицкая (1), Мишина (1), Никитская (1), Петрова (3), Преображенская (2), Раевская (1), Райдарова (1), Рейн (1), Русецкая (1), Рутковская (1), Е. М. Садовская (2), Н. Г. Салин (3), Таланова (1), Н. А. Тюренская (1), В. Н. Щёкина (1). Среди курянок, участвовавших в любительских постановках: Балыченцева (1), А. З. Бужанская (1), Т. Н. Муратова (1), Н. Н. Муратова (1), Е. Н. Прибыткова (1), Офросимова (1), Д. Ф. Скорнякова (1), А. М. Страхова (1), Э. А. Стремоухова (1), С. Н. Суворова (1), Ходакевич (1),

A. П. Шуманская (1).

Как видно из приведенных данных, основное внимание «Курская газета» уделяла гастролям профессиональных актрис. Так, например, разбирая игру

B. И. Англичановой, гастролировавшей в Курске в 1913 и 1914 гг., пресса отмечала, что актриса пользовалась большой популярностью у зрителей: «Бенефициантку приняли очень тепло, с подчеркнутым единодушием наградили ее и долгими дружными аплодисментами, и красивыми цветами»; «После окончания этого акта за кулисами был прочитан и преподнесен молодежью адрес госпоже Англичановой. Вот его дословное содержание: "Глубокоуважаемая Вера Ивановна! Мы горячо верим, что наш родной театр, который является для нас

воспитательной школой, никогда не потеряет своего значения, украшаясь такими редкими талантами, как Вы. Вы приехали к нам, в сонное царство, и разбудили нас от обывательской спячки, животворным лучом проникли в наши темные осенние души и осветили их радостным светом..."» [19, 1913, № 114, с. 3]; «Как в предыдущие, так и в этот спектакль госпожу Англичанову вызывала публика и выражала ей свое поклонение перед ее талантом» [19, 1913, № 92, с. 2]; «Г-жа Англичанова пользовалась шумным успехом <...> Глубина психологических переживаний тронула многих, и среди действия г-жу Англи-чанову долго вызывали.» [19, 1914, № 15, с. 3]. Говоря о профессиональных качествах актрисы, пресса эмоционально отмечала: «Госпожа Англичанова в роли Анюты показала нам свою большую, чуткую наблюдательность, утонченное благородство души, интеллигентность и богатое знание быта изображаемых ею героев» [19, 1913, № 92, с. 2]; «Нина (г-жа Англичанова) была очаровательна...» [19, 1913, № 114, с. 3].

Характеризуя игру актрисы Барковской, выступавшей в Курске в 1912 и 1913 гг., «Курская газета» особенно подчеркивала ее способность к перевоплощению на сцене, вдумчивость: «Тепло и ровно сыграла Марью Антоновну госпожа Барковская, заставлявшая искренно смеяться одной своей тонко прочувствованной манерностью "кисейной барышни"» [19, 1912, № 110, с. 3]; «Заслуженным успехом пользовалась госпожа Барковская в роли Марии. Артистка с душой отдалась игре, и тип простой, наивной, увлекающейся, честной девушки получился у нее законченным, интересным» [19, 1912, № 104, с. 2]; «Очень добросовестно отнеслась к своей роли госпожа Барковская (Ольга Сергеевна), зная, что эта роль не подходит к ней» [19, 1912, № 103, с. 3]; «Нуну (госпожа Барковская) доставляла удовольствие своей бесшабашно шаловливой натурой. Такие типы легко удаются госпоже Барковской, живой, не лишенной порой светлого юмора артистке» [19, 1912, № 102, с. 2]; «Сильно-драматическую роль исполняла г. Барковская. Играла старательно, серьезно обдумав каждую деталь. <...> Вызывали много и долго» [19, 1913, № 5, с. 3].

Признавая профессионализм актрисы М. А. Гурской (сезон 1912/13 г.), пользовавшейся популярностью у курских зрителей, газета отмечала: «В центральной роли выступала госпожа Гурская, создавшая своей удивительно художественной игрой идеальный образ Катерины (Кабановой. — М. С., Е. М.). Публика много и шумно аплодировала артистке» [19, 1912, № 123, с. 2]; «Госпожа Гурская в роли Марии Петровны (Мэри) была превосходна; талантливая, мало того, с особым складом чуткой души артистка в последней картине заставила вызвать на глазах зрителя слезы, когда она передавала последние минуты умирающей девушки» [19, 1912, № 115, с. 3]; «Роль Мари Шардэн как нельзя лучше подходит к артистке госпоже Гурской. Игра — сложная. Ведь получается следующее: артистка играет артистку, а та уже играет семьянинку, вот в чем сложность игры. Которая хорошо удалась госпоже Гурской» [19, 1912, № 102, с. 2]; «.Г-жа Гурская показала нам наивную, добрую, ко всему доверчивую женщину («Листья шелестят» А. И. Сумбатова. — М. С., Е. М.) — это верно передано» [19, 1913, № 8, с. 2]; «Г-жа Гурская пользуется вниманием у публики, что ярко было подчеркнуто и подносимыми подарками (цветы, портрет бенефициантки, ценная вещь), и теми единодушными овациями, которыми награждалась бенефициантка после каждого акта» [19, 1913, № 12, с. 4].

Анализ привлеченных источников позволяет заключить, что процесс профессионализации русского общества, сопровождавшийся в конце XIX — начале ХХ в. постепенным размыванием традиционного сословного устройства, затронул и женщин. Для женщин, выбравших актерское ремесло в качестве своей профессии, а значит, и жизненной стратегии, процесс профессионализации означал возможность творческой самореализации, необходимость выстраивания внешней презентации себя в выбранной профессиональной сфере (женщина-антрепренер), выстраивание деловых контактов, относительную финансовую независимость, возможность получения общественного признания, готовность к отрыву от дома и домашнего уклада, готовность работать в тяжелых гастрольных условиях, необходимость открыто и на равных работать в одном коллективе с мужчинами. Процесс профессионализации приводил к тому, что актерство перестало восприниматься обществом как нечто непристойное для женщины, социально осуждаемое.

Для курской публики восприятие женщины-актрисы и ее работы на сцене в конце XIX — начале ХХ в. стало нормой, расценивалось как культурное событие, расширяющее кругозор и пробуждающее интеллектуальные и эмоциональные потребности. Более того, анализ источников позволяет заключить, что ряд жительниц Курска в это время находились на начальной стадии профессионализации в сфере театральной жизни, принимая активное участие в постановках любительских спектаклей.

Можно сделать вывод, что основные проявления феномена «женщина нового типа» в театральной жизни Курска на рубеже XIX—ХХ столетий были связаны в первую очередь с приезжими женщинами — актрисами/антрепренерами/режиссерами. Вместе с тем появление ряда актрис-любительниц свидетельствовало о процессе активного восприятия курянками жизненного сценария, который авторы предлагают понимать как феномен «женщина нового типа».

Библиографический список

1. Аниканова И. В. Взаимодействие столичных и провинциальных театров: история и современность // Курский край : (науч.-ист. журн.). Курск, 2004. С. 35—37.

2. Аниканова И. В. История курского театра : (историографический аспект) // Курск : (документы. Воспоминания. Статьи) / отв. ред. и сост. А. Ю. Друговская. Курск : Изд-во КГМУ, 1997. С. 151—164.

3. Арцыбашева Т. Н. Курск театральный // Люби и знай свой Курский край / авт.-сост. Т. Н. Арцыбашева. Курск, 2007. С. 105—107.

4. Афанасьев А. Д. Общество содействия начальному образованию в Курской губернии // Курск : краеведческий слов.-справ. / гл. ред. Ю. А. Бугров. Курск : ЮМЭКС, 1997. С. 268.

5. Балицкий Р. Н. Благотворительные спектакли в Курской губернии на рубеже XIX—ХХ вв. // Курский край / гл. ред. Ю. А. Бугров. Курск : Изд-во Курс. гос. унта, 2002. С. 9—11.

6. Брежнева Т. А. История становления и развития музыкального образования Курского края (вторая четверть XIX — начало XX века) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 24 с.

7. Бугров Ю. А. Н. В. Плевицкая. Курск, 2009. 60 с.

8. Бугров Ю. А. Развитие музыкально-сценической культуры и массовых зрелищ в российской провинции в середине XVIII — начале ХХ в. : (на материалах Курской губернии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2004. 27 с.

9. Бугров Ю. А. Свет курских рамп : очерки истории культуры Курского края. Курск : Сеймъ, 1995. Кн. 1. 84 с.

10. Бугров Ю. А. Свет курских рамп : очерки истории культуры Курского края. Курск : Учитель, 2002. Кн. 3. 84 с.

11. Бугров Ю. А. Свет курских рамп: очерки истории театральной культуры Курского края. Курск : Славянка, 2009. 480 с.

12. БугровЮ. А., Розживина Е. В. Оперно-балетное искусство // Тр. Курс. обл. науч. краевед. о-ва. Курск, 2004. Т. 1, ч. 1. С. 24—35.

13. Данилов А. А., Меметов В. С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1997. 173 с.

14. Косихина И. Г. Кружки любителей музыки и театра в Курской губернии середины XIX — начала ХХ в. // Курские тетради : Курск и куряне глазами ученых. Курск : Курс. гос. пед. ун-т, 1998. С. 43—49.

15. Косихина И. Г. Курский музыкальный кружок (конец XIX — начало ХХ в.) // Курск : (документы. Воспоминания. Статьи). Вопросы истории и краеведения / отв. ред. и сост. А. Ю. Друговская. Курск, 1999. С. 203—212.

16. Косихина И. Г. Курский общественный клуб // Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра : (материалы Первой науч.-практ. регион. конф.). Курск : Курс. гос. пед. ун-т, 1999. С. 88—92.

17. Косихина И. Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX в. — февраль 1917 г. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 1998. 18 с.

18. Курск : очерки истории города. Курск : Курс. кн. изд-во, 1957. 292 с.

19. Курская газета.

20. Палий Л. В. Становление и развитие городской садово-парковой культуры российской провинции XIX — начала XX в. : (на материалах Курской губернии) : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2006. 22 с.

21. Свешникова Е. Е. Социокультурная жизнь губернского города Центральночерноземной России конца XIX — начала ХХ в. : на примере Орла и Курска : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2008. 24 с.

22. Тарасова Н. И. Из истории курской газетной периодики рубежа XIX—ХХ вв. // Курск : (документы. Воспоминания. Статьи). Вопросы истории и краеведения / отв. ред. и сост. А. Ю. Друговская. Курск, 1999. С. 196—199.

23. Татарская И. Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края. Курск : Славянка, 2006. 176 с.

24. Терещенко А. А. Генезис и типология городов Центрального Черноземья во второй половине XIX — начале ХХ в. // Тр. Курс. обл. науч. краевед. о-ва. Курск, 2004. Т. 1, ч. 1. С. 118—128.

25. Терещенко А. А. Социально-экономическое развитие городов Центрального Черноземья во второй половине XIX — начале XX века, 1861—1904 гг. : дис. ... д-ра ист. наук. Курск, 2003. 437 с.

26. Терещенко А. А. Социально-экономическое развитие провинциального города в России второй половины XIX — начала ХХ века : на примере Курской губернии : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 1999. 218 с.

27. Филимонова О. Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 216 с.

28. Ястребов А. Е. Культурный облик губернского провинциального города Центрального Черноземья в конце XIX — начале XX в.: Орел, Курск, Воронеж : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Орел, 1999. 16 с.

29. New women, 1890—1918 // Encyclopedia of European Social History from 1350 to 2000. New York : Charles Scrinbner's Sons, 2001. Vol. 4. P. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.