Научная статья на тему 'Женщины в общественной жизни российской провинции на рубеже XIX XX веков (по материалам Курской губернии)'

Женщины в общественной жизни российской провинции на рубеже XIX XX веков (по материалам Курской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
512
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шатохина С. Б.

Расширение места и усложнение роли женщин в общественной жизни российской провинции на рубеже XIX XX вв. Участие женщин в учреждении и деятельности общественных организаций благотворительного и просветительского характера, в развитии культуры досуга местного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщины в общественной жизни российской провинции на рубеже XIX XX веков (по материалам Курской губернии)»

УДК 94(471.083

ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Расширение места и усложнение роли женщин в общественной жизни российской провинции на рубеже XIX - XX вв. Участие женщин в учреждении и деятельности общественных организаций благотворительного и просветительского характера, в развитии культуры досуга местного общества.

Ключевые слова: женщина, общественная жизнь, общественные организации, провинция, благотворительность, любительский театр, спорт, Курская губерния.

К рубежу XIX - XX вв. женщины накопили определенный опыт и сформировали традиции своего участия в общественной жизни российской провинции. Подъем общественно-политический активности различных слоев населения, проявившийся с началом царствования Николая II, сопровождался вовлечением в этот процесс женщин, как правило, из семей дворянства и чиновничества. Участие женщин в дворянской либеральной фронде практически не прослеживается. Даже если женщины и разделяли либеральные взгляды своих мужей, братьев, сыновей, они не могли участвовать в этом движении на равных с мужчинами по устоявшейся дворянской корпоративной традиции, закрепленной в нормативных документах и закрывавшей дворянские институты самоуправления для прямого участия женщин. «Женщины-дворянки в Российской империи не могли сами участвовать в делах дворянских собраний, избирать или быть избранными на должности в дворянских сословных корпорациях. Однако они не были вовсе лишены избирательных прав: при условии обладания недвижимым имением, размеры или стоимость которого соответствовала имущественному цензу, предусмотренного для осуществления прямого активного избирательного права, дворянка могла делегировать избирательные полномочия своему ближайшему родственнику - мужу, сыну или зятю, но лишь в том случае, когда указанные лица сами являются потомственными дворянами и были занесены в родословную книгу губернии»1.

Возможно, что такое ограничение прав дворянок в корпоративной среде было еще одним фактором, выталкивавшим образованных социально-активных женщин в те политические группы, в которых женщины рассматривались товарищами по совместной борьбе. Поэтому в радикальных подпольных группах и партиях рассматриваемого периода женщины иногда играли ключевые роли. Однако основным, массовым проявлением активности женщин в общественной жизни было отнюдь не участие их в деятельности радикальных политических групп, а работа во всевозможных легальных общественных структурах, деятельность которых носила благотворительный и просветительский характер, а также была направлена на удовлетворение культурных запросов и организацию досуга местного общества.

В*—- ООО о

жизни образованных людей российской провинции в рассматриваемый период большую роль играла музыка, в том числе музицирование. Уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, владеть вокалом было большим достоинством, поэтому родители стремились обучить этому своих детей. А владение музыкальным инструментом и навыками пения для девушек из дворянских семей считалось само собой разумеющимся. Наиболее талантливые из них на рубеже XIX-XX вв. все настойчивее добивались продолжения музыкального образования. Однако далеко не во всех губерн-

1 Ильин А.В., Карамышев О.М. Юридические основания сословных корпораций дворянства в великорусских губерниях Российской империи // История российских дворянских организаций и учреждений, их сегодняшнее состояние и перспективы развития. Второй научный семинар С.Петербурского Дворянского Собрания. СПб., 1996. С. 12.

С.Б. ШАТОХИНА

Белгородский Государственный университет

e-mail: shatohina@bsu.edu.ru

ских городах это было возможно. В этом отношении Курску повезло: с 1881 по 1915 г. здесь жил и работал известный музыкант, композитор и педагог Аркадий Максимович Абаза2. Через его Музыкальные классы прошли многие сотни талантливых курских юношей и девушек. Только в 1911 г. одновременно проходили обучение 73 чел.3

Большое значение для жителей города, а еще большее для воспитанников

A.М. Абазы имели ежегодные отчетные концерты, видное место в которых занимали девушки. О высоком уровне их музыкального мастерства и торжественности атмосферы отчётного концерта свидетельствует заметка об одном из них, опубликованная в губернской газете: «25 апреля в присутствии многочисленных посетителей в зале гимназии О.Н. Красовской состоялся вечер курских музыкальных классов. Первое отделение было посвящено памяти М.И. Глинки... дирекция классов решила совместить чествование М.И. Глинки с выпускными экзаменами оканчивающих курс. В начале первого отделения выступил Аркадий Максимович с речью о творчестве Глинки. Затем были исполнены произведения классика: «Арагонская хота» в четыре руки (Н. Борисова и М. Калинина), ария из оперы «Руслан и Людмила», «О, поле» (Г. Подольский), «Я помню чудное мгновенье» (М. Зубков), всего было исполнено девять произведений, не оставивших равнодушными ни одного из зрителей. Во втором отделении состоялся публичный экзамен, который успешно выдержали Г. Подольский и пианистки Е. Жильцова и

B. Штокман. Среди обучавшихся выделялись также Е. Попова (фортепиано), Е. Блюм, А. Герасимова, Н. Ефремов, Е. Костырка (вокал), А. Якубенко (фортепиано)»4.

Одной из ярких форм самоутверждения и демонстрации женщинами своих художественных талантов в рассматриваемый период было сценическое искусство. К началу XX в. в российской провинции уже накопился большой опыт деятельности любительских театральных трупп, создания и работы обществ любителей музыкальных и драматических искусств. Иногда даже в уездных городах возникали конкурирующие любительские театральные труппы. Некоторые эпизоды истории двух таких коллективов в городе Льгов Курской губернии в 1902-1903 гг. и роли в них женщин можно восстановить по театральным афишам, которые сохранились среди рапортов уездных исправников о состоявшихся в отчётный период театральных представлениях на вверенных им территориях. Труппа «Общества любителей музыкального и драматического искусств г. Льгов» состояла из 19 человек, в том числе 10 женщин: В.Е. Водолажская, О.С. Грунтович, Л.Н. Демина, З.Н. Кусакова, Л.К. Лаврова, О.А. Тамашевская, Е.А. За-харжевская, Н.Н. Дружинина, С.П. Холанская, С.В. Курлова. В труппе «частных любителей» (то есть не объединенных в формальную организационную структуру) из 20 участников женщин было только 7: М.И. Боярович, М.Д. Кунцевич, Н.Д. О...ва, М.И. Шефер, О.В. Будненкова, К.С. Ступакова, М.М. Кунцевич. С июля 1902 по март 1903 года любители представили льговской публике семь театральных постановок, в том числе четыре на счету труппы «Общества»5.

Театром бредили многие девушки, но вот взять в руки кисть и написать портрет, пейзаж или натюрморт девушки и женщины долго не решались. Тем не менее, в начале XX в. среди курских художников - любителей появляются и женщины, которые уже не ограничиваются творчеством для себя и своих близких, а решаются на публичную демонстрацию своих полотен. Участницами одной из художественных выставок, проводившихся ежегодно с конца 1890-х гг. до 1916 г., были А.Г. Колумбус - жена архитектора и И. Швейцер - жена коммерсанта6.

Одной из форм проявления общественной активности женщин является учреждение совместно с мужчинами или самостоятельно различных культурнопросветительских институтов - обществ, кружков, библиотек и т.п. Так, с 1892 по 1915 г. в Курской губернии по частной инициативе было открыто 192 библиотеки и читальни. Их открытие требовало помимо поиска и привлечения денежных средств, еще и значи-

2 Гордость земли Курской: сборник очерков о знаменитых земляках / Сост. М. Шехиров. М., 1992. С. 6-8.

3 Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, 1991. С. 123.

4 Курские губернские ведомости. 1904. 29 апреля.

5 ГАКО. Ф.1. Оп.2. Д.649.

6 Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла. Л., 1960. С. 5; Бугров Ю.А. Курские встречи. Воронеж, 1991. С. 105.

тельных усилий по преодолению бюрократических барьеров, которые были особенно жесткими до первой русской революции. Заметное место среди инициаторов и организаторов таких библиотек занимали женщины. Например, Анна Петровна Ситникова добилась разрешения и открыла на свои средства бесплатную библиотеку в с. Подъяру-га Корочанского уезда Курской губернии. Кроме денег Анна Петровна вкладывала в библиотеку еще и свой труд, выполняя обязанности заведующей. Однако она надеялась, что и зафиксировано в уставе библиотеки, что со временем «библиотека будет передана в собственность крестьян села Подъяруг, как только будет... вполне обеспечена и правильно поставлена»7.

Отмечаются случаи участия женщин в числе учредителей обществ еще в 1899 г. При подаче документов на утверждение устава и открытия «Общества любителей музыкального и драматического искусств в г. Фатеж» среди учредителей значились: «делопроизводитель фатежского уездного воинского начальника Владимир Гондель с женою Александрою Гондель, провизор земской аптеки Иван Пунка с женою Еммелиною Пунка, Мария Воинова - дочь священника служит кассиршею в аптеке, городской голова Георгий Прокопов, отставной титулярный советник Иван Леонтьев с женою Зинаидой Леонтьевой, помощник акцизного надзирателя Иван Раздольский с женою Елизаветой Раздольской, фатежский уездный воинский начальник Алоизий Борейша, купеческий племянник Сергей Барков, ветеринарный врач Ефим Рапопорт с женою Фаинею Рапопорт, купец Александр Барков, уездный казначей Михаил Оптовцев, секретарь фатежской уездной управы Яков Добромыслов, губернский секретарь Николай Сибилев и Иван Спасский, оба служат в казначействе, Георгий Иванов Красавицкий живет в Кромском уезде Орловской губернии и Анастасия Семенова Коклина заведует библиотекой народной читальни»8. Таким образом, из 20 учредителей 7 - женщины. Общество было открыто в 1901 г., но и в этом случае возникли проблемы, так как фа-тежский уездный исправник категорически возражал против открытия общества, приводя всевозможные надуманные причины. Кроме возможной личной неприязни к кому-либо из учредителей, исправника мог не устроить и общий их состав.

Первая русская революция шире открыла двери женщине в общественную жизнь. Однако в провинции, где были сильны патриархальные традиции и стереотипы, воспользоваться этими возможностями было сложно. Несмотря на это, женщины пробивали себе дорогу. Они не только все активнее вовлекались в общественную деятельность, но и стали выступать в числе учредителей общественных организации. Так, по подсчетам И.Г. Косихиной из 41 заявки, поданной в Курское губернское по обществам и союзам присутствие с февраля 1907 по февраль 1917 г., только в двух среди учредителей были женщины: две женщины из 20 учредителей значились в заявке 1908 г. об открытии в г. Обояни музыкально-драматического кружка, 11 женщин из 19 учредителей - в заявке того же года об открытии Общества научно-подвижного музея в Курске. Последняя заявка губернским присутствием была отклонена9. Архивные документы не называют причину отклонения этой заявки. Вполне возможно, что неглавным фактором, но существенным было то, что женщины преобладали среди учредителей.

Некоторые общественные организации провинции, особенно созданные как закрытые корпоративные клубы (например, курское купеческое собрание, Дмитриевское вольно-пожарное общество, Льговский клуб чиновников), прямо запрещали членство женщин, что жестко оговаривалось в их уставах: «членами собрания не могут быть: 1) лица женского пола.»10. Однако это обстоятельство не исключало возможности присутствовать в этих собраниях «женских особ из семейств членов» на всевозможных увеселительных мероприятиях - балах, маскарадах, танцевальных вечерах, концертах и спектаклях. При этом женщины допускались на эти мероприятия только «по имен-

7 Косихина И.Г. Культурные общества курской деревни конца XIX - начала XX вв. как форма сотрудничества интеллигенции и крестьянства // Россия в новое время. Образованное меньшинство и крестьянский мир: поиск диалога. М., 1995. С. 53-54.

8 ГАКО. Ф.1. Оп.1. Д.6514. Л.5.

9 Косихина И.Г. Размещение и участники общественно-культурных организаций Курской губернии в 1907-1917 гг. // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. М.; Курск, 1994. С. 161-165.

10 ГАКО. Ф.148. Оп.2. Д.1. Л.1боб.

ным билетам, выданным по постановлению совета старейших. На музыкальные и литературные вечера, а также драматические представления допускаются и дети членов, не моложе 12 лет»11.

Большинство же обществ, кружков и собраний более либерально смотрели на членство и участие в их работе женщин, зачастую прямо, как это сделали учредители Обоянского музыкально-драматического кружка, в уставе указывали, что «членами кружка могут быть лица обоего пола, всех званий, состояний и вероисповеданий»12. Следует отметить, что и до 1905 г. женщины имели доступ в члены культурнопросветительских общественных организаций. Например, членами открытого в 1897 г. в Белгороде «Общества любителей музыкального и драматического искусств» «могли быть лица обоего пола, безразличия сословия»13. Кроме того, такие общества стремились приоткрывать двери и для учащейся молодежи, в том числе и девушек. Им не давалось права голоса на общих собраниях и допускались они к участию в деятельности «не иначе, как с разрешения начальства учетного заведения»14.

Отмечены женщины и в составе таких обществ, как Курская губернская ученая архивная комиссия. Уже в год ее основания - 1903 - в списочном составе комиссии было 3 женщины: фрейлина княжна Н.Э. Голицына, Е.В. Новосельцева и Н.Ф. Бур-минская15.

Если даже в начале XX в. путь женщин общественные организации научного профиля был осложнен прочно утвердившимся в российском обществе, особенно провинциальном, стереотипом о несовместимости женщины и науки, то благотворительность культивировалась государством, церковью и обществом как одна из добродетельных черт православного человека, в особенности христианки. Поэтому неудивительно, что благотворительные организации пользовались большой популярностью, а женщины в рассматриваемый период занимали в них достойное место. Так, в составе «Курского благотворительного общества» по состоянию на 1 января 1889 г. ровно половина из 146 членов была представлена женщинами. Интересен состав женской части «Общества». 3 женщины представляли монастыри: София - игуменья и Макефа - казначея Курского женского монастыря, а Людмила - игуменья Белгородского женского монастыря. 31 женщина (42,5% от числа женщин - членов «Общества») это, в основном, жены высокопоставленных губернских и уездных коронных чиновников, руководителей и преподавателей учебных заведений, представителей земства и городского самоуправления, состоятельных купцов. Они входили в состав «Общества» вместе со своими мужьями16.

Появление спортивных обществ в Курской губернии произошло уже только накануне первой мировой войны. Однако практически сразу женщины включаются в спортивное движение. 11 июля 1912 г. в Рыльске торжественно был открыт «Рыльский лаун-теннис клуб»: Экзотический для провинции вид спорта прижился в уездном городе, вероятно, потому, что во главе клуба встал проживавший в уезде бывший министр внутренних дел Н.А. Воейков. Площади для игры были выбраны на территории Рыльского ипподрома у с. Боровское. Вскоре в программу спортивных мероприятий, проводимых «Рыльским лаун-теннис клубом» были включены футбол, гимнастика, легкая атлетика, плавание. А зимой руководство клуба совместно с директором местной мужской гимназии Н.Н. Лебединским и начальницей частной женской гимназии Н.В. Поповой организовывало каток, которым бесплатно пользовались учащиеся этих гимназий17.

Для сбора средств, необходимых на содержание катка, клуб организовывал благотворительные мероприятия, активными участниками которых были жены и дочери членов клуба. Одним из таких мероприятий, позволившим собрать достаточные средства, стал бал-маскарад, прошедший 9 января 1913 г. «Зрителям были показаны живые

11ГАКО. Ф.148. Оп.3. Д.1. Л.2.

12 ГАКО. Ф.148. Оп.2. Д.1. Л.1об.

13 ГАКО. Ф.1. Оп. 1. Д.5729. Л.12.

14 ГАКО. Ф.148. Оп.2. Д.1. Л.1об.

15 ГАКО. Ф.2. Д.1. Л.57.

16 Курские губернские ведомости. 1889. 21 апреля.

17 Гущин Б. Начало. Из истории спорта // Сеймские берега (Курск). 1995. №1. С. 35-36.

картины: две из спортивной жизни (спорт зимой), Иван Сусанин, и заключительная -цыганский табор. Небольшое концертное отделение предшествовало балу. Около 12 часов ночи был торжественно открыт бал и оживленные танцы продолжались до четырех часов. В оригинальных киосках шла успешно продажа цветов (продавали А.И. Вейрман и Н.П. Коржавина), конфетти и открыток для летучей почты (А. Анисимова, Д.В. Беркун, Д.В. Даненберг и О.А. Дерюгина). Бал посетили: председатель «Рыльского лаун-теннис клуба» Н.А. Воейков с супругой, И.И. Вейрман с супругой и дочерью, П.Г. Анисимова с дочерью, А.В. Коржавина с дочерью»18.

11 июля 1914 г. в Рыльске прошло первое открытое первенство клуба по теннису: «Около 6 часов вечера, после небольшой речи председателя, начались состязания, за которыми внимательно следили все собравшиеся, шумно поощряя каждый точный и красивый удар. В состязаниях приняли участие: г-жи Анисимова, Дерюгина, Кудрявцева, Мироненко, г.г. Анисимов, Дерюгин I, Дерюгин II, Дерюгин III, Каменев I, Каменев II, Каменев III, Кудрявцев I, Кудрявцев II , Левитский, Мироненко, Шпанов». Участники разыграли 5 призов в одиночных, парных и смешанном разряде19. К сожалению, газетная заметка не содержит информации о победителях этого соревнования.

Таким образом, на рубеже XIX - XX вв. в российской провинции женщины все активнее вовлекаются в общественную жизнь, осваивая все новые и новые сферы деятельности, проявляя интерес к таким, до этого казавшимся чисто мужскими, занятиям, как живопись, спорт, наука и т.п. Все чаще женщины выступают наравне с мужчинами учредителями всевозможных общественных структур, а в действующих обществах порой являлись главной движущей силой в организации и проведении различных мероприятий.

WOMEN IN THE SOCIAL LIFE OF THE RUSSIAN PROVINCES AT THE TURN OF XIX CENTURY (ON THE BASIS OF THE KURSK PROVINCE MATERIALS)

S.B. SHATOHINA

BelgorodState University

e-mail: shatohina@bsu.edu.ru

The article deals with the expansion of women' place and their more com- plex role in the social life of the Russian provinces at the turn of XIX century. In particular, participation of women in establishment and activities of public organizations of charitable and enlightening nature, as well as in leisure activi- ties of the local society are considered.

Key words: woman, social life, public organizations, province, charity, amateur theatre, sport, Kursk guberniya (province).

18 Курская быль. 1913.13 января.

19 Курская быль. 1914.19 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.