УДК 93
ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР И ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КУРСКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ КАК ЧАСТЬ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Историческая урбанистика - одно из наиболее перспективных направлений развития современного исторического знания, предполагающее комплексное исследование города и продуцируемых им явлений в исторической перспективе. Один из наиболее сложных феноменов, порождаемых пространством города - это городская культура. В отечественной историографии до настоящего момента отсутствуют обобщающие исследования, посвященные городской культуре России XIX начала XX вв. В связи с этим нет устоявшейся трактовки термина и исследовательских методик. В данной статье городская культура понимается как конкретно-исторический феномен, специфические характеристики которого обусловлены историческим контекстом. Анализ состояния научных представлений и собственные наблюдения автора позволили конкретизировать понятие городской культуры, уточнить и сформулировать характерные признаки этого явления. На примере театральной жизни г. Курска конца XIX - начала ХХ вв. проиллюстрированы наиболее яркие признаки рассматриваемого феномена.
Ключевые слова: историческая урбанистика, город, городская культура, театральная жизнь.
Проблема российского города и связанных с ним явлений представляется одной из наиболее сложных и дискуссионных в отечественной научной литературе. В гуманитарном знании до сих пор отсутствует единая научная позиция относительно феномена города, а также устоявшаяся терминология. Такое положение объясняется тем, что на протяжении ХХ в. каждая из гуманитарных дисциплин исследовала город самостоятельно. И лишь с середины 50-х гг. ХХ в. всестороннее изучение города стало объектом относительно новой научной отрасли - урбанистики, в том числе, исторической урбанистики. Последняя характеризуется как развивающаяся «обширная междисциплинарная область исследования, в которой город [и продуцируемые им явления] рассматриваются в исторической перспективе»1. Ее базовые понятия - «город», «урбанизация», «городская культура», «урбанизм». В данной статье предлагается рассмотреть одно из наиболее сложных явлений, продуцируемых городом - городскую культуру и попытаться решить следующие задачи:
- рассмотреть содержательную сторону термина «городская культура»; разработать ее типологию;
- выяснить - с какой из предложенных моделей городской культуры в наибольшей степени соотносился Курск конца XIX - начала ХХ в.;
- какие признаки городской культуры проявлялись наиболее интенсивно в культурной жизни губернского центра рубежа столетий в таком сегменте рассматриваемого феномена как театральная жизнь.
Понятие «городская культура» - часто употребляемое в отечественной науке. Однако и советские, и российские исследователи-урбанисты, употребляя это термин лишь в назывном порядке, не акцентируют внимание на определении его содержания2.
1 Репина Л.П. Город, общество, цивилизация: историческая урбанистика в поисках синтеза // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. С. 32.
2 Тихомиров М.Н. Древнерусский город. М., 1956. С. 261; Ахиезер А.С. Город - фокус урбаниза-ционного процесса / / Город как социокультурное явление исторического процесса (Сборник статей). М., 1995. С. 24; Демиденко Э.С. Наукотехника и урбанистическая культура // Теоретическая культурология
М.Ю. СЕМЕНОВ
Белгородский
государственный
университет
e-mail: [email protected]
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
Так, М.Н. Тихомиров писал: «тщетно мы стали бы искать хотя бы параграфа о городской культуре в наших общих и специальных изданиях...»3. Советский историк, не предложив трактовки рассматриваемого понятия, дал характеристику древнерусского города через ряд признаков: высокий уровень грамотности горожан, наличие городских книгохранилищ, ризниц, городская литература, не объяснив - почему выбрал именно такие признаки.
Кардинальных изменений не произошло и в современной отечественной научной мысли. В немногочисленных публикациях можно найти информацию общего плана о феномене городской культуры. Так, российская исследовательница Л.Р. За-сыпкина в работе «Социокультурная среда города на рубеже ХХ - XXI» лишь указывает на глубокие исторические корни феномена, определяя необходимость его исследования в рамках исторического знания4.
Современный исследователь-урбанист А.С. Ахиезер отождествляет понятия «урбанизация» и «городская культура», понимая последнюю как длительный процесс, высшая стадия которого - «урбанизированная культура»5. Э.С. Демиденко опровергает такой подход: «вряд ли городскую культуру многих тысячелетий...можно отнести к урбанистической»6. Он пишет: «нередко между понятиями городской и урбанистической культуры ставится знак равенства, что не всегда правомерно»7.
Иными словами, в современной отечественной гуманитарной науке отсутствуют полноценные исследования феномена городской культуры, как нет и устоявшейся дефиниции самого понятия. Не претендуя на решение этой фундаментальной научной проблемы, автор остановился на использовании уже имеющихся научных наработок, а также применении собственных наблюдений, позволивших конкретизировать содержание термина, а также уточнить и сформулировать характерные признаки этого явления применительно к культурной жизни провинциального российского города конца XIX - начала XX в. (например, Курска).
Рассматривая городскую культуру как специфическое информационное поле, автор выделяет в нем ядро - место локализации и генерирования рассматриваемого феномена и периферию - всё то, что находится вне ядра, но под влиянием полученного из него информационного потока. Способы взаимодействия ядра и периферии обусловлены исторически.
Представление в данной статье городской культуры как развивающейся в исторической перспективе системы требует и определенной терминологии, отражающей ее динамичность, например, - более высокая (низкая) степень сформированно-сти феномена, что предполагает возможное обнаружение его признаков практически в любом населенном пункте.
О высокой степени сформированности городской культуры могут свидетельствовать такие признаки:
- гетерогенность культурно-информационного пространства;
- наличие разнообразных субъектов, конструирующих поле городской культуры;
- приоритет научного знания и грамотности и др.
Перечисленные признаки являются лишь наиболее общими. Очевидно, их перечень может дополняться в зависимости от специфики конкретной исторической эпохи, что исключает возможность представить городскую культуру как константную
и проблемы истории отечественной культуры (Сборник научных трудов). Брянск, 1992. С. 11; Засыпкина Л.Р. Социокультурная среда города на рубеже веков ХХ - XXI. Казань, 2004. С. 4; Городская среда. Технология развития: настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина и др. М., 1995. С. 11; Кармин А.С. Культурология. СПб., 2001. С. 109.
3 Тихомиров М.Н. Указ. соч. С. 261.
4 Засыпкина Л.Р. Указ. соч. С. 4.
5 Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 24.
6 Демиденко Э.С. Указ. соч. С. 11.
7 Там же.
систему. Для российского провинциального города рубежа XIX - ХХ вв. обозначенные выше признаки могут быть дополнены следующими:
- высокий уровень доступности культурной информации;
- культурный космополитизм - степень приобщения населения города к образцам мировой культуры, определенная синхронность событий в культурной жизни провинциального города с событиями мировой культуры;
- возможность выбора способа времяпрепровождения и разнообразный досуг (по сравнению с негородом),
- значительное количество разнородных культурных событий в единицу времени и др.
В связи с распространенным в отечественной науке социокультурным противопоставлением столицы и провинции, специальная задача данной статьи - изучение театральной жизни (одного из сегментов городской культуры) Курска рубежа столетий в соответствии с обозначенными теоретическими позициями. Это позволит выяснить его роль в формировании изучаемого феномена или же установить непричастность к феномену городской культуры в целом. Пытаясь избежать жесткого социокультурного противопоставления столицы и провинции и проиллюстрировать разнообразие форм их культурно-информационной коммуникации, предлагаются следующие «модели» их взаимодействия:
- «столичная» - характерна для столичных и крупных городов и связана с генерированием основных элементов городской культуры, и возможностью их «экспорта» в менее развитые в культурном отношении населенные пункты;
- «синтетическая» - характерна для средних и небольших городов, регулярно «импортирующих» ряд элементов городской культуры извне, но способных также к самостоятельному генерированию ряда признаков городской культуры;
- «периферийная» - распространенна в небольших населенных пунктах, характерен нерегулярным «импортом» некоторых элементов исследуемого феномена извне.
Используя материалы курской прессы, относящиеся преимущественно к 1911, 1912 и 1913 гг., автор попытается проследить динамику театральной жизни в Курске на рубеже столетий.
Располагая хорошими материально-техническими условиями для театральных представлений (в Курске к началу ХХ в. насчитывалось 5 театральных площадок), в губернском центре не было собственного профессионального коллектива артистов, поэтому все театры сдавались в аренду антрепренерам и/или местным любителям. Антрепризные постановки были рассчитаны, главным образом, на тех, кто уже был хорошо знаком с театром; любительские - предназначались для тех, у кого вкус к драматическим представлениям был слабо развит, и носили популяризаторский характер.
Создав в 80-е гг. XIX в. кружок любителей драматического искусства, курская интеллигенция задалась целью приобщить демократические слои городского населения к театру, организовывая общедоступные спектакли. Так, в 1898 г. их было дано всего два: «В новой семье» и «Встреча Счастливцева с Несчастливцевым», а в 1903 г. любители предложили публике комедию «Свои люди - сочтемся» Островского и «Предложение» Чехова, которые вызвали интерес у публики, так как «театр был почти полон»8. Будучи плохо знакомыми с культурными запросами широких масс -члены кружка не могли определиться с репертуаром, предлагая иногда крайне сложные пьесы: в 1901 г. постановка Г. Гауптмана и Г. Зудермана, вызвавшая у местной прессы недоумение: «было бы ведь нелепо думать, что Гауптманом и Зудерманом наши любители имеют ввиду народ, который, как всем известно, еще не дорос до по-
8 Городские известия // Курская газета..., 1898. № 8. С. 1; Хроника // Курская газета..., 1903. № 59. С. 2.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
нимания этих авторов»9. Однако деятельность любителей не носила систематического характера. Так, в курской прессе более позднего периода отсутствуют упоминания о любительских спектаклях.
Можно заключить, что популяризаторская деятельность любителей была нединамичной и непродуманной, однако факт организации местной интеллигенцией драматических представлений указывает на то, что в Курске рубежа столетий имело место генерирование элементов городской культуры.
Но все же основу театральной жизни губернского центра конца XIX - начала ХХ в. составляли гастроли антрепризных трупп.
Так, наиболее яркими событиями театральной жизни 1911 г. стали гастроли оперного коллектива под руководством М.С. Циммермана, опереточной труппы В.С. Горева, малороссийского (украинского) коллектива Ф.П. Гудикова.
Практически одновременно начали и завершили свои гастроли названный оперный и опереточный коллективы, выступавшие с середины весны по конец лета 1911 г.
Оперная труппа под управлением М.С. Циммермана, арендовавшего летний театр сада Коммерческого Собрания, предлагала курской публике постановки отечественных и зарубежных опер - «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида» Дж. Верди и др., - которые местная пресса считала удовлетворительными: «Общее впечатление от прошедших оперных спектаклей - самое отрадное.»10.
Из актерского состава оперного коллектива особое внимание курская пресса уделяла Талии Ивановне Сабанеевой - приме труппы, отзываясь о ней как о талантливой, недюжинной артистке, пение которой было выше всяких похвал11. Курская публика оценила талантливую исполнительницу: спектакли с ее участием собирали полные залы, она получала различные подарки от публики, а в день ее бенефиса, «несмотря на дождливую холодную погоду, театр был полон публики»12.
Успеху труппы М.С. Циммермана способствовало также и участие в последних спектаклях коллектива знаменитой прима-балерины О.О. Преображенскойп, которая «имела у публики выдающийся успех»13.
Параллельно с гастролями оперного коллектива в театре курского Купеческого Сада с середины мая начала гастроли опереточная труппа под управлением В.С. Горева, предлагавшая курянам постановки европейских оперет: «Цыганская любовь» Ф. Легара, «Редкая парочка» К.М. Цирера, «Нищий студент» К. Милликера, «Мартин Рудокоп» К. Целлера и многие другие. Благодаря слаженной работе коллектива местная пресса так отзывалась о спектаклях: «Общее впечатление [от постановки] отличное» или «Исполнена была оперетта с хорошим ансамблем»; «Постановка вполне приличная.» и т.д.14. Художественный успех труппы был обусловлен хорошим оркестром, балетом и мастерской игрой актеров. Об этом «Курская газе-
9 Курск, 30 октября / / Курская газета., 1901. № 353. С. 1.
10 Театр и музыка / / Курская газета 1911. № 2. С. 2.
11 Там же; Там же С. 3.
12 Там же; Театр и музыка. Сад Коммерческого собрания / / Курская газета, 1911. № 1. С. 2.
13 Театр и музыка. Сад Коммерческого собрания. Опера М.С. Циммермана // Курская газета, 1911. № 4. С 2.
14 Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 10. С. 1; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. №16. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 17. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис Д.А. Рассказовой / / Курская газета, 1911. № 24. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 29. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис В.С. Горева // Курская газета, 1911. № 30. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта // Курская газета, 1911. № 32. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис А.М. Ангарова // Курская газета, 1911. № 40. С. 2.
та.» писала так: «Оркестр капельмейстера г. Зельцера небольшой, но стройный, слушается с удовольствием» и т.д.15. Балет - «не требует желать лучшего»16.
Среди актеров опереточного коллектива курская пресса выделяла ряд артистов: П.А. Полинову, «большому многогранному таланту которой» местная пресса отдавала «первенство» на большинстве спектаклей с ее участием; М.Н. Инсарову -«способную артистку», И.П. Чарова - «безупречного вокалиста»17. Игра этих артистов вызывала у публики бурную эмоциональную реакцию, о чем сообщала пресса: так, например, после исполнения арии И.П. Чаровым в «Продавце птиц» публика от восторга не знала как выразить свое одобрение: в экстазе стучали ногами, били о пол палками.»18. О популярности опереточного коллектива среди курян также свидетельствовала и высокая посещаемость спектаклей19.
Также в течение летнего театрального сезона 1911 г. (с 6 августа по 11 сентября) Курск посетила труппа малороссов (украинцев) Ф.П. Гудикова, ставившая на сцене театра Коммерческого собрания («Ливадия») пьесы преимущественно украинских драматургов: «Хатня револющя», «Аказiя, экой не бувало», «Лымеривна» и др. В 1910 г. труппа уже посещала губернский центр и хорошо себя зарекомендовала, поэтому и в 1911 г. ее гастроли прошли успешно, о чем свидетельствовала высокая наполняемость театра и внимание публики к гастролям коллектива20.
В следующем - 1912 г. Курск посетил опереточный коллектив В.Г. Шер, о гастролях которого курская пресса не распространялась. Несколько спектаклей также было дано художественной передвижной оперой Д.Х. Южина. Однако главными событиями театральной жизни губернского центра в этом году стали гастроли драматической труппы Е.Я. Берлинраута, оперетты под руководством В.С. Горева, оперного коллектива Л.Ф. Федорова, а также украинской труппы.
15 Театр и музыка. Оперетта и балет Купеческого сада / / Курская газета, 1911. № 1. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис П.А. Полиновой / / Курская газета, 1911. № 23 С. 1; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 29. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис И.П. Чарова / / Курская газета, 1911. № 31. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта // Курская газета, 1911. № 32. С. 2.
16 Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта и балет. «Птичка певчая» // Курская газета, 1911. № 6. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. №16. С. 1; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис М.А. Завадского / / Курская газета, 1911. № 27. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис И.П. Чарова / / Курская газета, 1911. № 31. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта // Курская газета, 1911. № 32. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис М.И. Лантревич / / Курская газета, 1911. № 34. С. 2.
17 Театр и музыка. Оперетта и балет Купеческого сада / / Курская газета, 1911. № 1. С. 2; Театр и музыка. «Прекрасная Ризетта» (второй раз) / / Курская газета, 1911. № 6. С. 2; Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 8. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 16. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 17. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис П.А. Полиновой / / Курская газета, 1911. № 23. С. 2.
18 Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, № 8, 12 июня 1911. - С. 1; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта / / Курская газета, 1911. № 17. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис П.О. Соколовой / / Курская газета, 1911. № 21. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис П.А. Полиновой // Курская газета, 1911. № 23. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис Д.А. Рассказовой / / Курская газета, 1911. № 24. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис Б.Я. Грехова / / Курская газета, 1911. № 26. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис М.А. Завадского / / Курская газета, 1911. № 27. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис М.Н. Инсаровой // Курская газета, 1911. № 28. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис В.С. Горева // Курская газета, 1911. № 30. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис Е.Н. Чугаева / / Курская газета, 1911. № 38. С. 2.
19 Театр и музыка / / Курская газета, 1911. № 29. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис П.А. Полиновой / / Курская газета, 1911. № 23. С. 2; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта. Бенефис В.С. Горева // Курская газета, 1911. № 30. С. 3; Театр и музыка. Купеческий сад. Оперетта // Курская газета, 1911. № 32. С. 2.
20 Коммерческое собрание. Спектакли украинской труппы / / Курская газета, 1911. № 35. С. 3; Театр и музыка. Коммерческий сад. Спектакли малорусской труппы / / Курская газета, 1911. № 37. С. 2; Театр и музыка. Коммерческое собрание. Спектакли украинцев / / Курская газета, 1911. № 42. С. 3.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). Выпуск 16
Так, например, труппой Е.Я. Берлинраута, арендовавшего летний театр Общественного клуба, ставились в пьесы отечественных драматургов: «Частное дело» Н. Черешнева, «Беспреданница» А.Н. Островского и др. Антрепренеру удалось пригласить в свой коллектив ряд известных столичных актеров современности: А.А. Левшинуш, Е.М. Садовскую™, Б.С. Борисовау и др., благодаря игре которых «труппа пользовалась среди курян большими симпатиями»21. О популярности коллектива Е.Я. Берлинраута свидетельствовало и тот факт, что гастроли труппы дважды продлевались на месяц22.
Опереттой под руководством В.С. Горева (Летний театр Купеческого собрания), уже неоднократно посещавшей Курск ранее, в летний сезон 1912 г. было дано не менее 25 спектаклей. Репертуар труппы, как и в предыдущие годы, состоял преимущественно из произведений европейских композиторов («Летучая мышь» Й. Штрауса, «В вихре вальса» О. Штрауса, «Орфей в аду» Ж. Оффенбах и др.). Очевидно, что коллектив был популярен в губернском центре, так как регулярно приезжал в Курск с гастролями. Как и в 1911 г. наибольшее внимание прессой было уделено приме труппы - П.А. Полиновой, выступления которой привлекали много публики в летний театр Купеческого собрания23.
Оперный коллектив под руководством Л.Ф. Федорова, выступавший на подмостках летнего театра Коммерческого сада, предложил курянам постановки опер отечественных и зарубежных композиторов: «Лакме» Л. Делиба, «Травиата» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Черевички» П.И. Чайковского и др. Из отзывов местной прессы очевидно, что большинство постановок коллектива были удачными и «оставляли весьма выгодное впечатление»24.
Что же касается украинского коллектива, ставившего на сцене Летнего театра Коммерческого собрания спектакли преимущественно украинских драматургов, то о нем местная пресса отзывалась так: «Игра - безукоризненная»25. Очевидно гастроли труппы проходили успешно, так как публика тепло принимала гастролеров. Например, по окончании спектакля «Борцы за мрии» исполнителей по несколько раз вызывали, награждая заслуженными аплодисментами»26.
Крайне насыщенным был театральный сезон 1913 г. - Курск посетило как минимум четыре различных коллектива.
В 1913 г. на сцене городского театра продолжала гастроли труппа З.А. Малиновской, арендовавшая театр с 1910 г.27. Драматический коллектив предлагал постановки пьес как отечественных, так и зарубежных авторов. С художественной точки зрения спектакли, по отзывам местной прессы, проходили успешно. Так, «Уриэль Акоста» «произвел глубокое, чарующее впечатление»; в драме «Джэк» и в пьесе «На-
21 Театр и музыка. Маленькие итоги сезона драмы / / Курская газета, 1912. № 77. С. 2; Театр и музыка. Летний театр Общественного клуба // Курская газета, 1912. № 57. С. 2; Театр и музыка. Летний театр Общественного клуба. Первая гастроль артиста Московского театра Корша - Б.С. Борисова / / Курская газета, 1911. № 66. С. 3; Театр и музыка. Летний театр Общественного клуба / / Курская газета, 1912. № 67. С. 2; Театр и музыка. Летний театр Общественного клуба. Прощальная гастроль Б.С. Борисова / / Курская газета, 1912. № 73. С. 3; Театр и музыка. Летний театр Общественного клуба. Бенефис Н.Д. Борской / / Курская газета, 1912. № 58. С. 2; Театр и музыка / / Курская газета, 1912. № 59. С. 3; Театр и музыка. Летний театр Общественного клуба. Гастроль Б.С. Борисова / / Курская газета, 1912. № 70. С. 2.
22 Театр и музыка. Дневник театрала / / Курская газета, 1912. № 48. С. 2; Театр и музыка / / Курская газета, 1912. № 59. С. 3.
23 Театр и музыка. Дневник театрала / / Курская газета, 1912. № 48. С. 2; Театр и музыка. Летний театр Купеческого сада. «Дочь улицы» / / Курская газета, 1912. № 50. С. 3; Театр и музыка. Летний театр Купеческого сада / / Курская газета, 1912. № 53. С. 4; Театр и музыка. Летний театр Купеческого собрания // Курская газета, 1912. № 71. С. 2; Театр и музыка // Курская газета, 1912. № 56. С. 2; Театр и музыка. Летний театр Купеческого собрания // Курская газета, 1912. № 58. С. 2.
24 Театр и музыка // Курская газета, 1912. № 55. С. 2.
25 Театр и музыка. Летний театр Коммерческого собрания / / Курская газета, 1912. № 70. С. 2.
26 Театр и музыка. Летний театр Купеческого собрания / / Курская газета, 1912. № 71. С 3.
27 Татарская И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края. Курск, 2006. С. 34.
следие роковое» артисты показали мастерскую игру28. Однако, несмотря на хорошую игру актеров и основательную материальную подготовку гастролей, театр далеко не всегда был полон29. Можно сказать, что труппа, благодаря разнообразному репертуару и мастерству актеров пользовалась популярностью (в противном случае гастрольный тур не затянулся бы на три года), однако она была нестабильной, о чем свидетельствовала низкая наполняемость зала театра, что, очевидно, было связано с дороговизной входных билетов.
Продолжила сезон драматическая труппа под управлением Е.Я. Берлинраута, прежде успешно гастролировавшая в Курске. В составе коллектива принимали участие известные отечественные артисты современности: «г-жи А.А. Левшина, Е.М. Садовская, г-да Б.С. Борисов, К.О Шорштейнш, М.М. Тархановуп»3°. Предлагая курянам преимущественно постановки отечественных драматургов («Барышня с фиалками» Т. Щепкиной-Куперник, «Волки и овцы» Н. Островского и др.), труппа пользовалась неизменным успехом. Так, в день открытия «большое помещение театра почти было переполнено публикой»31. Переполнен был театр и на постановке пьесы «Хорошо сшитый фрак»32. Причина популярности названного коллектива, по мнению местной периодики, объяснялось тем, «что с первых двух спектаклей публика уже оценила достоинство новой труппы и восторгается ее исключительным составом сценических сил», а также мастерством крупных отечественных артистов33. Об успешности гастролей труппы свидетельствовал и материальный успех, который, очевидно, был связан с участием в коллективе известных исполнителей: «не в пример прошлым годам театральный сезон прошел без прогара» и далее «труппа Коммерческого Собрания может быть отнесена к наилучшим провинциальным труппам...потому публика охотно посещала [ее] спектакли»34.
Параллельно с труппой Е.Я. Берлинраута в Курске шли гастроли товарищества опереточных артистов под управлением А.О. Варягина, о которых местная пресса не распространялась35. Незначительное внимание курская периодика уделила и гастролям труппы П.Л. Натальина, указав лишь на их неудачное начало с художественной точки зрения36.
Наряду с отечественными драматическими, оперными и опереточными коллективами губернский центр в начале ХХ в. также посетили и два иностранных коллектива: итальянская оперная труппа под управлением Ф. Кастеллано и французский опереточный коллектив «1а Roulotte»37. Первый коллектив предлагал, преимущественно, постановки классических европейских опер, второй же - «веселые парижские обозрения, миниатюрные пьески и оперетки и злободневные салонные куплеты, сценки и шансонетки»38. К итальянскому коллективу курская публика «отнеслась в высшей степени равнодушно и слишком неважные сборы заставили дирекцию вне-
28 Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 2. С. 3; Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 13.С. 3.
29 Театр и музыка // Курская газета., 1913. № 6. С. 2; Театр и музыка // Курская газета., 1913. № 13. С. 3; Театр и музыка // Курская газета., 1913. № 13. С. 3.
30 Там же. № 51. С. 2.
31 Там же. № 52. С. 2.
32 Там же. № 60. С. 2.
33 Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 52. С. 2; Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 63. С. 1; Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 64. С. 3; Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 69. С. 1; Театр и музыка / / Курская газета., 1913. № 70. С. 2.
34 Итоги театрального сезона / / Курская газета., 1913. № 70. С. 3.
35 Театр и музыка // Курская газета., 1913. № 59. С. 4.
36 Театр и музыка // Курская газета., 1913. № 90. С. 2.
37 Интернациональный театр / / Курская газета., 1901. № 347. С. 1; Реклама / / Курская газета., 1901. № 348. С. 1; Театр и музыка // Курская газета., 1901. № 369. С. 4; Хроника // Курская газета., 1901. № 371. С. 2; Житейская хроника // Курская газета., 1901. № 372. С. 3.
38 Житейская хроника / / Курская газета., 1901. № 372. С. 3; Интернациональный театр / / Кур-
ская газета., 1901. № 347. С. 1; Реклама // Курская газета., 1901. № 348. С. 1.
запно изменить свои планы, и покинуть Курск»39. О гастролях французского коллектива лишь по косвенным замечаниям можно сделать вывод, что легкий жанр оперетты пользовался популярностью среди курян.
Таким образом, можно заключить, что театральная жизнь в г. Курске в начале ХХ столетия была насыщенной, разнообразной и динамичной. Театр становился одним из активных факторов распространения городской культуры среди населения, являясь одним из трансляторов отечественных и зарубежных культурных достижений. Благодаря регулярным гастролям разнородных по своей специализации коллективов в Курске в 10-е гг. ХХ в. были представлены различные жанры: опера, драма, оперетта. Как было показано, театр пользовался популярностью среди курян - о чем свидетельствовала стабильная посещаемость выступлений практически всех гастролировавших коллективов. Иными словами - посещение театральных представлений стало неотъемлемой частью культурной жизни курян в начале ХХ столетия. Наибольшим вниманием курской публики пользовались коллективы и артисты уже хорошо зарекомендовавшие себя гастролями в более ранний период или имевшие общероссийское признание (например, труппа Е.Я. Берлинраута; гастроли Б.С. Борисова, Е.М. Садовской). Кроме того, повторяемость гастролей коллективов можно понимать и как сформировавшуюся у курян потребность в постоянных культурных впечатлениях.
Резюмируя, можно сказать, что к наиболее очевидным признакам городской культуры на основании изучения театральной жизни Курска рубежа столетий, можно отнести следующие:
- высокий уровень доступности культурной информации, понимаемый как возможность курян ознакомиться с лучшими образцами драматического, оперного и опереточного искусства; организация общедоступных, бесплатных и любительских спектаклей;
- увеличение количества гастролировавших коллективов и, соответственно, дававшихся ими представлений к 10-м гг. ХХ в. свидетельствуют об интенсивности и динамичности театральной жизни города;
- у курян была возможность выбора, так как гастролировавшие коллективы имели различную специализацию;
- гастроли в Курске рубежа столетий зарубежных коллективов с их специфическим репертуаром указывают на такой признак городской культуры как культурный космополитизм - курянам были доступны лучшие образцы современного и классического европейского оперного, драматического и опереточного искусства.
На основании вышеизложенного можно заключить, что Курск рубежа столетий относился ко второй - «синтетической» модели, совмещая «импорт» образцов театрального искусства извне (из столиц, из-за границы) и деятельность местного любительского кружка.
Примечания
I Сабанеева Т.И. (1895 - ?) - артистка оперы (лирико-колор. сопрано). Выступала на оперных сценах Петербурга (Нар. дом, 1910, 1916-17), Баку (1911-12), Тифлиса (1912-14), Харькова (1914, гастроль), Москвы (Опера С. Зимина, 1915-16), Лиссабона (театр «Сан-Карло», 1922), Барселоны (1922), Вашингтона (вместе с Ф. Шаляпиным, 1925), Нью-Йорка («Метрополитен-опера», 1926, 1928-29). Обладала «серебристым» голосом теплого тембра, имела обаятельную сценическую внешность.
п Преображенская О.О. (1871, Петербург - 1962. Сен-Манде, Париж) - танцовщица, педагог. В младших классах занималась у Л.Иванова, в старших - у М. Петипа и Х. Иогансона. Окончила Театральное училище в 1889 г. В 1909 г. присвоено звание заслуженной артистки императорских театров.
ш Левшина А.А. (1870-1958) - русская, советская актриса, режиссер. Окончила училище Московского филармонического общества. В 1904-11922 гг. играла в Московском Малом театре. Гастролировала в провинции. Особенность дарования Левшиной - ее способность к полному перевоплощению. Она играла по несколько различных ролей в одном спектакле.
39 Хроника / / Курская газета., 1901. № 371. С. 2; Театр и музыка / / Курская газета., 1901. № 369. С. 4; Житейская хроника // Курская газета., 1901. № 372. С. 3.
IV Садовская Е.М. (1872-1934) - заслуженная артистка Государственных академических театров. В 1894 г по окончании драматических курсов при Московском театральном училище, была принята в Малый театр, где работала до конца жизни. Крупным достижением Садовской была роль Глафиры («Волки и овцы», 1904), в которой проявились сценическое обаяние, тонкая комедийность игры актрисы.
V Борисов Б.С. наст. фамилия Гурович (1873-1939) - русский, советский актер. Заслуженный артист РСФСР (1928). По образованию - юрист. Сценическую деятельность начал в украинской труппе М.Л. Кропивницкого. Затем работал в Харькове, Киеве (1899-1903^ других городах. В 1903-1913 и с 1925 в театре Корша в Москве. Актер преимущественно комедийный. Большую известность Борисов получил как выдающийся эстрадный актер - исполнитель песен Беранже, куплетист, рассказчик, чтец, автор и исполнитель романсов, музыкально-вокальных пародий, эстрадных импровизаций, экспромтов.
VI Шорштейн К.О. (год рождения неизвестен - 1922) - русский актер и режиссер. Учился на юридическом факультете Киевского университета. Творческую деятельность начал после 1900 г. Работал во многих антрепризах. Шорштейн - актер реалистической школы, игра трагедийные и героические роли: Отелло, Гамлет, Уриель Акоста.
VII Тарханов М.М. (настоящ. Фамилия Москвин 1877-1948) - русский, советский актер, педагог и режиссер. Сценическую деятельность начал в 1898 г. в антрепризе И.Е. Шувалова (Рязань). Был актером на выходные роли и одновременно суфлером, помощником режиссера, бутафором, реквизитором. В последующие годы Тарханов становится известным провинциальным актером. Искусство его отличалось высокой художественной правдой, тонким проникновением в сущность сценического образа, сочным, ярким комизмом, смелой выразительностью актерских приемов.
A PROBLEM OF THE HISTORICAL RESEARCH OF THE URBANISTIC CULTURE. THE THEATRE ANO THEATRICAL LIFE OF KURSK IN LATE XIX - EARLY XX CENTURY AS A PART OF PHENOMENON OF URBANISTIC CULTURE
The historical urbanistic is one of the most perspective area of the modern historical knowledge. It supposed the integrate research of the city and phenomena, that produced by city in the historical perspective. One of the most complex phenomenon, produced by city’s area is - urbanistic culture. There are no fundamental investigations devoted to an urbanistic culture in the domestic historiography right up to the present. Therefore there is no become well-established interpretation of the term «urbanistic culture» and it’s research methodology. In this article the urbanistic culture meant as a specifi-cally-historical phenomenon and it’s specific features is caused by historical context. The analysis of the scientific conceptions and author’s independent oversights allowed to concretize the term «urbanistic culture», to make more exact and formulate the typical indications of it’s phenomenon. On an example of the Kursk’s theatrical life of the ending XIX - beginning XX c. most of the obvious indication of this phenomenon were illustrated.
M. YU. SEMENOV
Belgorod State University e-mail: [email protected]
Key words: historical urbanistic, city, urbanistic culture, theatrical life.