Научная статья на тему 'Н. М. Петипа в Казани: открытие школы хореографии и первый балет (1912-1913 гг. ). . . '

Н. М. Петипа в Казани: открытие школы хореографии и первый балет (1912-1913 гг. ). . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. М. Петипа в Казани: открытие школы хореографии и первый балет (1912-1913 гг. ). . . »

Е. А. Демидов

Н. М. ПЕТИПА В КАЗАНИ: ОТКРЫТИЕ ШКОЛЫ ХОРЕОГРАФИИ И ПЕРВЫЙ БАЛЕТ (1912-1913)

Надежда Мариусовна Петипа (по мужу Чижова), дочь известного балетмейстера и танцовщицы Л. Савицкой, родилась в 1874 г. В 1892 г. окончила балетное отделение Петербургского театрального училища и стала танцовщицей кордебалета. По завершении артистической карьеры уехала в Казань, где открыла школу танцев1.

25 января 1912 г. в газете «Казанский телеграф» появилось объявление: «Артистка Императорских театров Н. М. Петипа даёт уроки танцев, пластики и мимики. Комиссариатская улица, дом Баратынского, от 11 до 12 и от 3-5 дня»2. Проживала Петипа на улице 2-я Гора (ныне - улица Волкова, дом не сохранился)3.

27 марта 1912 г. Петипа участвует в концерте в пользу нуждающихся учениц профессиональной школы. «Затем концертное отделение при участии артистки Императорских театров Н. М. Петипа» - пишется в анонсе «Казанского телеграфа»4.

Казань 1910-х гг. - крупный экономический, научный и культурный центр Поволжья, город с населением более 100 тысяч человек. В культурной жизни Казани театры играли важную роль. Театральная жизнь развивалось интенсивно и в разнообразных формах, Казань не оставалась в стороне от новых художественных форм, процессов и течений искусства. В городе действовало несколько театральных учреждений: Городской театр (на месте которого ныне располагается Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля), один из старейших провинциальных театров России; так называемый Большой театр, основанный в 1790 г. (ныне - Казанский академический русский большой драматический театр имени В. И. Качалова); Новый клуб, Купеческое собрание, Народный (Алафузовс-

кий) театр. Например, сезон 1911-1912 гг. длился 5 месяцев и было дано 107 драматических спектаклей, 42 оперы, 5 оперетт5.

4 августа 1912 г. на имя Казанского губернатора М. Стри-жевского поступает прошение Чижовой-Петипа, о разрешении открытия школы хореографии6. Судя по резолюции, разрешение было получено, и вскоре в газету «Казанский телеграф» (первый найденный номер - за 2 сентября 1912 г.) помещается объявление: «Школа хореографии артистки Императорских театров Н. М. Петипа. Полный курс балетных танцев, пластики, мимики по программе Императорских театральных училищ, а также преподавание бальных танцев. Предварительная запись и личные переговоры на Комиссариатской ул., д. Баратынской»7. Данное объявление было дано более 20 раз. Судя по нему, занятия школы проходили также в доме А. Баратынского (ныне -улица Муштари, дом № 30).

1 ноября 1912 г. Петипа подает прошения губернатору и в Казанскую театральную комиссию городской управы о разрешении спектакля 26 ноября (в заявлении в театральную комиссию стоит дата - 24 ноября)8. Она пишет: «Желая поставить 24 ноября в городском театре спектакль, составленный из драматической пьесы и одноактного балета, прошу комиссию не отказать мне в разрешении назначить на этот спектакль цены местам повышенныя. Поводом для такой просьбы моей служат следующие обстоятельства: 1) Постановка балета, в котором участвует несколько человек, потребует с моей стороны больших затрат: на костюмы для них, на обстановку его, на композицию музыки и на оркестровку ея, что совершенно не окупится сбором с ценами обыкновенными, и 2) 10 % сборов я предполагаю обратить в пользу воюющих балканских славян»9. Театральная комиссия 2 ноября 1912 г. рассмотрела этот вопрос на своём заседании: «Заслушано ходатайство артистки Императорских театров Н. М. Петипа-Чижовой о разрешении поставить 24 ноября балетный спектакль по бенефисным ценам. Постановлено: уведомить антрепренера театра, что комиссия не встречает препятствий к постановке

балетного спектакля, но с тем, чтобы цены на него были назначены обыкновенные драматические»10.

На основе имеющихся данных, анализа предыдущих исследований (исследования Г. М. Кантора «Музыкальный театр Казани XIX - начала XX века, В. Н. Горшкова «Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля»), я пришёл к выводу, что в ноябре 1912 г. состоялся первый самостоятельный балетный спектакль в городе Казани.

Он был объявлен как «Вечер хореографии и пластики», прошёл 26 ноября 1912 года на сцене Казанского Купеческого городского собрания (ныне - Казанский государственный театр юного зрителя) и включал в себя три отделения: I - «Дивертисмент» (арабские танцы, мазурка); II - «Живая античная скульптура»; III - балет в одном действии «Бандиты». (Вероятно -авторская редакция Н. М. Петипа двухактного балета Людвига Минкуса и Мариуса Петипа 1875 г.). Помимо самой Н. Петипа в вечере приняли участие её ученики: Дарто, Драверт, Лидина, Чарушина, Докучаев, Еленев и другие11.

В 1912-1913 гг. учениками школы Н. М. Петипа были даны серия выступлений на различных сценических площадках города Казани. Например, 22 января 1913 г. они участвовали в благотворительном концерте-бале в пользу «недостаточных воспитанников» I гимназии, который состоялся на сцене Нового клуба (ныне - Государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчу-рина), где, пишет газета, «Н. М. Петипа показала одноактный балет собственного сочинения (?), в котором помимо автора участвуют ученики и ученицы ея хореографической школы» 1P.

23 января 1913 г. школой Петипа был представлен балет «Куколка» (сцена Нового клуба). Сюжет был заимствован из «Коппелии» Делиба, музыка была сборной - из балетов «Коппе-лия» и «Сильвия». В статье «Блестящий вечер» «Казанского телеграфа» отмечено: «При малочисленности «труппы» госпожи Петипа больших балетных эффектов требовать, конечно, нельзя, но в пределах возможного балетик удался и дал некоторую иллюзию. Занавес раскрывается над магазином кукол. На

полках игрушки, у стен автоматы, прелестное «бэбэ», Арлекин и Коломбина, Китаянка, русская кукла. Входит чета англичан с дочерью-девочкой. Хозяин магазина демонстрирует свой товар. Заведенные автоматы показывают своё искусство. Далее магазин запирается. Куклы оживают и танцуют уже по-человечески. Вся эта сценка поставлена красиво и производит впечатление. Отлично мимирует девочка-покупательница (ученица Леонидова). Грациозно танцует «бэбэ» (госпожа Чарушина), выказывающая большие способности к хореографии. К сожалению, самый танец на музыку из «Сильвии» неудачен по композиции и плохо сочетается с прелестным мотивом Делиба. Лучше скомпонована «Китаянка» (госпожа Драверт). Это наиболее стильный номер балета. В балете участвовала и сама госпожа Петипа, протанцевавшая pas de deux с господином Докучаевым. В общем, повторяю, балет удачен и понравился публике. Исполнительницам были поднесены цветы»13.

28 января 1913 г. Петипа с ученицами исполняет славянский танец в концерте-спектакле Казанского отдела русского Императорского военно-исторического общества в пользу славянского Красного Креста. «Все исполнители имели шумный успех. Концерт закончился троекратно повторенным гимном» - пишет газета «Казанский телеграф». 31 января 1913 г. в Городском театре (это было первое выступление учеников школы на сцене самого большого концертного зала города Казани) состоялся благотворительный спектакль, в котором был дивертисмент при участии Петипа и ее воспитанников: мазурка, чардаш, тарантелла, русская, восточный танец. «Казанский телеграф» отмечает «большой успех госпожи Петипа»14.

Н. Петипа - основатель профессионального хореографического образования в Казани. Ученики и ученицы её школы хореографии продолжила развитие балетного искусства в Казани, начатое в 1940-е гг. с дивертисментов и антрактах в драматических и оперных спектаклях15. Логическим продолжением явилась организация балетной студии при театре оперы и балета (1930-е и 1960-е гг.), открытие в 1972 г. хореографического

отделения при Казанском музыкальном училище, создание в 1993 г. Казанского государственного хореографического училища, а в 2000 г. - открытие специальности «Педагогика балета» в Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова.

Таким образом, 2007 г. - год 95-летия начала профессионального хореографического образования, первого самостоятельного балетного спектакля в городе Казани и оба этих события связаны с именем Надежды Петипа.

ПРИМЕЧАНИЯ

'См.: Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. Материалы по истории русского балета. Т. 2. Л., 1939. С. 71.

2В настоящее время это жилой дом, перестроенный в 1930-е гг., рядом находится музей поэта Баратынского и его семьи (бывшая усадьба). А. Баратынский - известный общественный деятель Казани и России, депутат III Государственной Думы, сын поэта Е. Баратынского. Связи семьи Петипа и Баратынских требуют дальнейшего исследования.

3Общий список плательщиков государственного квартирного налога за 1912 год//НАРТ, ф. 7S0, оп. 1, ед. хр. 1, л. 224 об.

4Казанский телеграф. 22 марта. 1912.

5См: История Казани. Кн. 1. Казань, 1988. С. 279-280.

6Алфавит прошениям, поступившим на имя Господина Казанского губернатора в 1912 г. // НАРТ, .1., оп. 4., ед. хр. S13. Л. 34S.

'Казанский телеграф. 1912 г., 12 сентября.

8Алфавит прошений, поступивших на имя Господина Казанского губернатора в 1912 г.//НАРТ, ф 1, оп. 4, ед. хр. S13, л. 267.

9См: Документы Казанской городской управы // НАРТ, ф. 98, оп. S, ед. хр. 1242, л. S8.

'"Протокол заседания театральной комиссии 2 ноября 1912 года // НАРТ, ф. 98, оп. S, ед. хр. 1242, л. S9.

''Казанский телеграф. 2S ноября 1912.

'2Казанский телеграф. 18 января 1913.

"Казанский телеграф. 24 января 1913.

'4Казанский телеграф. 2 февраля 1913.

'5См: Бахрушина Ю. А. «Балет русской провинции начала XIX века» // Советский балет. 1982, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.