Научная статья на тему 'Женщина это звучит гордо. Метафорическое представление женского образа в феминистском дискурсе России'

Женщина это звучит гордо. Метафорическое представление женского образа в феминистском дискурсе России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
708
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / ГЕНДЕРНАЯ СИСТЕМА / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ФЕМИНИЗМ / ПРАВА ЖЕНЩИН / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ФЕМИНИСТСКИЙ ДИСКУРС / WOMEN'S MOVEMENT / WOMEN'S RIGHTS / METAPHOR / GENDER SYSTEM / FEMINISM / DISCRIMINATION / FEMINIST DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шабанова Татьяна Андреевна

Анализируется метафорическое представление женского образа в феминистском дискурсе в России. Рассматривается его историческое прошлое, развитие, социокультурное своеобразие и влияние на российский дискурс феминистского движения США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Woman it sounds majestic. Metaphorical representation of a woman in a feminist discourse of Russia

The article presents analysis of metaphorical representation of a woman's image in the feminist discourse of Russia. Its historical past, development, socio-cultural peculiarities and influence of American feminist movement on Russian discourse is investigated.

Текст научной работы на тему «Женщина это звучит гордо. Метафорическое представление женского образа в феминистском дискурсе России»

УДК 81 '42:81 '27

ББК Ш100.3 ГСНТИ16.2

Т. А. Шабанова

Екатеринбург, Россия ЖЕНЩИНА — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО.

Метафорическое представление женского образа в феминистском дискурсе России Аннотация. Анализируется метафорическое представление женского образа в феминистском дискурсе в России. Рассматривается его историческое прошлое, развитие, социокультурное своеобразие и влияние на российский дискурс феминистского движения США.

Ключевые слова: метафора; гендерная система; женское движение; феминизм; права женщин; дискриминация; феминистский дискурс.

Сведения об авторе: Шабанова Татьяна Андреевна, аспирант кафедры риторики и межкультурной коммуникации.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбур e-mail: tatshab@yandex.ru.

127; 16.21.51 Код ВАК 10.02.19

T. A. Shabanova

Ekaterinburg, Russia WOMAN — IT SOUNDS MAJESTIC.

Metaphorical representation of a woman in a feminist discourse of Russia

Abstract. The article presents analysis of metaphorical representation of a woman's image in the feminist discourse of Russia. Its historical past, development, socio-cultural peculiarities and influence of American feminist movement on Russian discourse is investigated.

Key words: metaphor; gender system; women's movement; feminism; women's rights; discrimination; feminist discourse.

About the author: Shabanova Tatiana Andreevna, Post-Graduate Student of the Chair of Rhetoric and Intercultural Communication.

Place of employment: Ural State Pedagogical University.

пр. Космонавтов, д. 26.

Несмотря на широко распространенное негативное отношение к феминизму, в российском обществе постепенно развивается женское движение, формируется феминистский дискурс. В связи с этим необходимо понимать, какие культуры воздействуют на формирование феминистского дискурса и восприятие соответствующих проблем в современной России, помнить, что особые исторические, социальные и институциональные структуры определили сложившиеся понятия, категории, значения (дискурс).

Можно предположить, что наибольшее влияние на феминистское движение в бывших социалистических странах оказывает американский опыт. Женское движение 60-х гг. в США было одним из первых, получивших наибольшее развитие, в определенном смысле «классическим». Интерпретация положения женщины в терминах «патриархата», «дискриминации», «угнетения и подавления» была связана с особенностями американского социального контекста, традициями женского движения, положением женщины в обществе (обычно неработающей американки, принадлежащей к среднему классу).

Современный западный феминизм развивался в контексте мощных социальных протестов 60-х гг., имевших антикапиталистический характер. Для его развития существенными были либеральные и марксистские теории (а впоследствии — психоанализ, постмодернизм, экологизм и пр.). Вопросы, поднимаемые движением, зависели от конкретных условий и требований, наиболее распространенными среди которых были законодательное равенство, равная оплата труда за равный труд, рав-

ные образовательные возможности, право на аборт, использование контрацептивов; главным результатом движения стало изменение политических институтов и общественного сознания.

Нетрудно увидеть, насколько сильно данные условия отличаются от современных российских, в которых не стоят вопросы права женщин на труд, на участие в политической деятельности, свободы абортов, разводов. Проблемы здесь, будучи связаны с экономическими изменениями и политическими кризисами (в том числе с войнами), с изменением положения женщин (от превращения в безработных до формирования слоя «богатых домохозяек»), с дифференциацией проблем в разных социальных группах, имеют совсем иной характер. Традиции, институты и дискурс задают особые направления интерпретации женской идентичности.

На примере западного женского движения первой волны (равно как на примере стран за пределами западного мира) можно увидеть, что объединения женщин, отстаивающих свои интересы, не обязательно нацелены на изменение половой стратификации, гендерной системы. Интересы женщин могут быть опосредованы ролью матери, жены, вытекать из вовлеченности в процесс воспитания детей и обучения, из конкретных проблем, восприниматься в рамках той гендерной системы, которая существует в обществе (хотя и считается, что основные, стратегические интересы имеют феминистский характер). Именно такое направление и представляется наиболее вероятным для России, так как женская субъективность меняется медленно, а российский социальный контекст не способствует переменам (отсутствие фемини-

© Шабанова Т. А., 2011

Раздел 3. Язык — Политика — Культура

стского дискурса, развитого женского движения, традиций участия в общественной жизни) в условиях существования прочных тендерных стереотипов в общественном сознании.

Существенные различия между феминистским движением России и Запада не могли не отразиться на метафорическом представлении феминистов и их отношений с обществом. Индустриализация, система образования, Гражданская война, репрессии привели к тому, что, в то время как на Западе начала формироваться третья волна феминизма, уже постмодернистского и психологического, свидетельствующего о более сложных механизмах дискриминации — на психологическом уровне и т. д., в России стала формироваться волна «антифеминизма»: «Русская женщина устала быть эмансипированной. Вовлечение женщин в общественное производство произошло стремительно, и экономика с определенного момента без них обойтись уже не могла, они были уже „встроены" в отраслевую структуру. После войны естественным образом происходит стремительная либерализация семейно-брачных отношений. Женщина оказывается вовлечена в общественное производство и образование и фактически совершенно сексуально свободна, но внутрисемейные отношения, основанные на патриархальной системе, перестроиться еще не успели. И поэтому на жизнь русской женщины была полностью возложена двойная нагрузка: и общественно-трудовая, и семейная» [Оч-кина 2009]. Именно поэтому одни и те же концепты не приобретают настолько яркую негативную эмоциональную окраску в русском феминистском дискурсе по сравнению с американским аналогом.

Наш мир переживает эпоху социальных катаклизмов, при которой военные действия ведутся одновременно в разных уголках мира, вследствие чего богатый военный опыт находит свое воплощение в метафорах, функционирующих в разных ситуациях и в разные периоды, что делает их универсальным и доступным средством осмысления социополитических действий.

Агрессивный и воинствующий характер феминистского движения США не мог не отразиться на феминистском дискурсе России, однако претерпел некоторые изменения, связанные с социокультурным наследием нашей страны, менталитетом русских граждан и историческим прошлым. То, что американский феминистский дискурс оперирует военными терминами, наглядно свидетельствует о расколе общества, в котором противостояние стало ключевым моментом национального сознания. Процесс получения власти в России также не протекает в миролюбивой атмосфере и соотносится с военными действиями, хотя и не такими интенсивными, как в Америке. Ср.: Вы просто не понимаете, что такое феминизм. Это — борьба женщин за равные права с мужчинами,

устранение дискриминации [http://www.lovehate.ru/ Feminism. 25.12.2006]. Теперь коснемся идеологии феминизации общества: „Настало время, когда женщина должна завоевать права, от нее отнятые, и те, которые она добровольно отдала..." „Мужское начало не захочет добровольно дать женщине законное место, но препятствия закаляют силу, и женщина, отстаивая свои космические права, обретет знание своей мощи..." „Женщина должна принять борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность" [ГЭ. 2006.01.03].

Специалисты отмечают, что при моделировании действительности в феминистском дискурсе России модели с концептуальными векторами жестокости, агрессивности, соперничества находят не столь частое применение и носят более спокойный характер. Ср.: Феминизм не участвовал ни в каких войнах. Он не убивал своих оппонентов. Он не создавал концентрационных лагерей, не морил врагов голодом, не совершал никаких жестокостей. Феминизм боролся за образование, за право голоса, за улучшение условий труда, за безопасность на улицах, за службы ухода за детьми, за социальные пособия, за кризисные центры для переживших изнасилование, за убежища для женщин, за реформы законодательства. Если кто-то говорит: „О нет, я не феминистка", спросите: „Почему? В чем ваша проблема?" [http://lurkmore.ru/Феминизм. 04.09.2009]. Чтобы быть феминисткой или феминистом, не обязательно ложиться под танки, сражаться на баррикадах, стоять на площади с плакатами — это, скорее, карикатурный, навязанный нам образ. Феминизм, если быть точнее, — это внутреннее чутье на неправду и фальшь, это неприятие эксплуатации, социальной несправедливости, лжи. Это — неподдельное стремление к личной реализации, свободе, к равенству. Это чутье свойственно и мужчинам, и женщинам [http://fe-mail.ru/ politics/what_is_feminism.htm. 18.11.2008].

Порабощение и унижение сопровождают любые социополитические преобразования в России. В связи с этим широко применяется метафорическая модель «ЖЕНЩИНА — РАБ». Прагматический смысл данной модели можно сформулировать следующим образом: на протяжении всей истории российская действительность существовала за счет молчаливых, беспрекословных и безропотных рабов — женщин. Это подводит адресата к мысли о том, что жизнь идет не в том русле, что пришло время перемен. Ср.: Вы говорите о загадке женственности? До тех пор, пока женщина будет оставаться объектом усиленной эксплуатации, унижений и манипуляций, она будет „загадкой". Слуга, раб всегда загадочны и опасны для господина, они всегда скрытая угроза и „темная сторона Луны". Женщины — это негры, чеченцы, „цунарефы" нашего общества.

Сексизм — дискриминация по половому признаку — есть своеобразный расизм. Их роднит то, что они есть идеологические орудия господствующих задниц, используемые для подчинения широких масс трудящихся правящим кастам [http://www.avtonom.org/lib/theory/ kabanos_feminism.html. 08.09.2008]. В данном контексте актуализируется метафорическая модель «МЫ — ЖЕРТВА», чем создается негативный образ мужчины и изображается «тяжелая женская доля». Ср.: Дескать, если бы мужчины держались с женщинами как с мужчинами, женщины бы и стали мужчинами: женщин из них делает наше поведение по отношению к ним, женщина — жертва мужских стереотипов [http://www.regions.ru/news. 05.10.2009]. С костями мясо глотали бы — если бы, конечно, мужики их не угнели... не угнетнули... не... в общем, не поработили тыщи лет назад, не поломали им психику [http://www.denisfilimonov.ru. 03.06. 2007].

В связи с тем, что духовность и религия являются неотъемлемыми компонентами многих обществ, религиозная метафора приобретает большое значение в моделировании женского образа в российском феминистском дискурсе. Однако если американские феминистки, опираясь на такие базовые семантические компоненты, как религиозность, истинность, возвышенность и духовность, возводят себя в ранг богини, управляющей миром, то метафора Бога в феминистском дискурсе России является лишь инструментом в борьбе за равные права с мужчинами. Ср.: Мать, дающая жизнь, имеет право распоряжаться судьбой своих детей.

Поэтому голос женщины-матери должен раздаваться в рядах вершителей человеческих судеб [А. Авилов / Дуэль. 21.04.2006]. Вопрос лидерства здесь не представлен, вероятно, потому что вопрос веры для русской женщины в первую очередь связан с послушанием, смирением и кротостью.

Несмотря на сходный инструментарий метафорических моделей, используемых для ма-нипулятивного формирования представлений о женщине в российском и американском дискурсе, российский феминистский дискурс отличается большей сдержанностью и сравнительным спокойствием. В отличие от американского дискурса и американских женщин с их концептуальным вектором жестокости, агрессивности и соперничества, российский феминистский дискурс менее агрессивен и характеризуется большими душевными и интеллектуальными силами при построении образа женщины и феминистки. Это связано с социокультурным наследием страны, менталитетом и историческим прошлым. Тема смирения и послушания, столь несвойственная американской женщине, звучит в феминистском дискурсе России и находит свое отражение в меньшей категоричности, агрессивности и враждебности. Исключение данных показателей не представляется возможным в связи с тем, что традиции феминистского дискурса США оказывают прямое воздействие на российское движение.

ЛИТЕРАТУРА

Очкина А. В. Феминизм меняет сознание женщин. URL: http://www.russia.ru/video/expert_6577.

Статью рекомендуют к публикации член редколлегии А. П. Чудинов и доцент М. Б. Ворошилова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.