Научная статья на тему 'Жемчуг в археологии'

Жемчуг в археологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раков В. А., Бродянский Д. Л.

Here one can get information on: a) the findings of pearls in various archaeological relics dating back to the time from the palaeolithic period to the Middle Ages; b) the use of pearls and nacre in some peoples' funeral rites; c) the cultivation of pearls. Despite the short life of pearls, their remains in the form of small spherical objects devoid of their original shine, must often occur in archaeological relics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEARLS IN ARCHAEOLOGY

Here one can get information on: a) the findings of pearls in various archaeological relics dating back to the time from the palaeolithic period to the Middle Ages; b) the use of pearls and nacre in some peoples' funeral rites; c) the cultivation of pearls. Despite the short life of pearls, their remains in the form of small spherical objects devoid of their original shine, must often occur in archaeological relics.

Текст научной работы на тему «Жемчуг в археологии»

D. L. Brodyansky

THE PICTURE OF A FOREST CAT THAT HAS CAUGHT A MOUSE

(a neolithic drawing on a thim slab of sandstone)

In Primorye (the Far-Eastern Territory) there is a new neolithic relic named Gvozdevo-3 where the archaeologists found a thin slab of sandstone with a subject drawing representing a cat that caught a mouse. This kind of drawing, generally rare in the neolithic period, has been found in the Boysmana culture for the first time (6500-6000 years B.C.) Equally with «the sea mistress» — a woman wearing a hood — and the mythic Raven, the Cat has supplemented the number of identified personages of fossilized art.

В.А.РАКОВ, Д.Л.БРОДЯНСКИЙ (Владивосток)

ЖЕМЧУГ В АРХЕОЛОГИИ

Среди множества разнообразных вещественных источников, используемых в археологии, крайне редко встречаются жемчужины, что объясняется как физическими свойствами жемчуга, так и невниманием археологов, не замечающих серых бесцветных камешков известняка, в которые жемчуг со временем превращается.

Тем не менее, проблема археологического жемчуга существует и достойна внимания. Раковины жемчугоносных моллюсков встречаются в слоях верхнего палеолита1. Зафиксированы факты использования жемчуга в неолите: жемчужинами были инкрустированы некоторые керамические фигурки — догу в Японии2. В Приморье, при раскопках в 1997 г. раковинной кучи Зайсановка-2 янковской культуры раннего железного века (VIII I вв. до н.э.), в районе Посьета, найдена небольшая поблекшая жемчужина. По Шёлковому пути в Китай в первые века нашей эры поступали из Индии и Средиземноморья «семь сокровищ», среди них — жемчуг3. Из тех же морей поступали раковины — каури (ципреи), имеющие широчайшее распространение в археологических памятниках. Есть основания искать рядом с каури серые шарики потерявшего блеск жемчуга. Изображения жемчужин встречается на персидской скульптуре IX и VII вв. до н.э.4 Мохэсцы добывали жемчуг, который шел на изготовление украшений, а также отправлялся в качестве даров в Китай и Когурё5. Состоятельные мохэсцы украшали свои праздничные одежды жемчугом, который добывали в реках6. В чжурчжэньском Шайгинском городище обнаружена бронзовая серьга, изготовленная в виде цветка, к которой в специальных лунках были прикреплены жемчужины и перламутр, они при извлечении раскрошились до порошка7.

Настоящий жемчуг образуется особыми эпителиальными клетками мантии двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Поэтому он встречается у многих видов моллюсков, имеющих раковины. Однако у большинства моллюсков жемчуг не имеет никакой ценности, так как его поверхность не покрыта слоями перламутра — особого тонкокристаллического вещества. Такой жемчуг не имеет ценимого блеска, радужных переливов, а представляет собой обыкновенные бледные комочки или шарики. Жемчуг, имеющий ювелирную ценность, способны образовывать только немногочисленные группы моллюсков, которые условно разделяют на морских жемчужниц, или жемчужных устриц (pearl oysters), и пресноводных жемчужниц. В неко-

торых случаях ценные жемчужины образуются у других групп морских двустворчатых моллюсков (например, у пинн), а также у брюхоногих моллюсков с перламутровой раковиной (например, у морских ушек).

В прибрежных морских водах российского Дальнего Востока морских жемчужниц нет, так как эти моллюски обычно живут в тропиках и субтропиках. Что касается пресноводных жемчужниц, то в наших водоемах их несколько видов. В бассейне Амура обитает даурская жемчужница, которая ранее была широко распространена и формировала промысловые скопления. Кроме нее, крупные жемчужины находят в гребенчатое, которая обитает в озере Ханка и в низовьях рек, впадающих в это озеро и в Амур. Однако в последнее время, из-за загрязнения воды и проведения мелиоративных работ, для жемчугоносных моллюсков создались крайне неблагоприятные условия обитания, и во многих местах они исчезли. Поэтому в 1983 г. все виды дальневосточных жемчужниц, а также и других моллюсков, образующих жемчуг, были включены в «Красную книгу Российской Федерации».

В древности обыкновенная, или европейская, жемчужница была широко распространена практически во всех водоемах Европы. Однако уже в средние века этот вид во многих реках был истреблен и сохранился лишь на севере европейской части России и в некоторых реках Прибалтики, где также находится под охраной.

Жемчуг встречается не в каждой жемчужнице, а только в некоторых из них. Обычно его содержат не более 1-2% особей. Крупные жемчужины (около 8-10 мм и более) встречаются еще реже и только у очень старых и больших моллюсков. Кроме того, не все жемчужины имеют «идеальную» форму (шаровидную, каплевидную), а также не имеют дефектов. Это объясняется тем, что природный жемчуг является, по сути, инородным телом для моллюска, и основой для его образования часто служат попавшие внутрь жемчужницы песчинки, мелкие паразиты, вокруг которых формируются слои перламутра.

Однако у многих народов издавна сформировались свои представления о причинах образования жемчуга. Например, считают, что жемчуг образуется за счет слез несчастной возлюбленной красавицы, или образуется из капелек росы. Некоторые жемчужины вызывали особое почтение, например, из-за того, что срастались в форме креста или имели форму головы человека.

С жемчугом связаны сказки, легенды, поговорки. У многих народов он считается самым ценным и, несмотря на то, что имеет биологическое происхождение, занимает достойное место в ряду драгоценных камней, минералов и металлов. Жемчуг упомянут на страницах «Ригведы»8. В Священном Писании царствие Христово уподобляется драгоценной жемчужине, а славное состояние святых на небесах изображается под видом 12 ворот, каждое из которых представлено жемчужиной9. Им украшены государственные регалии, а наиболее крупные жемчужины хранятся среди знаменитых алмазов, бриллиантов, золотых самородков и других бесценных сокровищ. Жемчуг всегда восхищает людей и является символом необыкновенной красоты и совершенства. Считалось, что он защищает человека от злых сил и ношение его сохраняет жизнь человека.

Поэтому, например, в древней Индии жемчугом украшали щиты воинов10. В одном из захоронений III тысячелетия до н.э. в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат) найдено семь цветков счастья на длинном стебле из жемчуга, символизирующего защиту человека от различных бед11. Когда Александр Македонский завоевывал Индию, греческий философ Аристотель посоветовал ему захватить, прежде всего, остров Сокотру, известный своим красивым черным жемчугом12. Захваченный в Индии и Персии жемчуг Александр отослал в Грецию, где его стали называть «рыбьим глазом».

Несомненно, что жемчуг ценился и имел особое значение в жизни людей с незапамятных времен, несмотря на свою недолговечность. Считается, что жемчужина «живет» или сохраняет свою красоту в течение всего лишь одной средней жизни

человека, то есть около 70 лет. При условии — если ее носят как украшение. В дальнейшем она теряет свою первозданную красоту, но с помощью разных способов «жизнь» жемчужине иногда продлевают до 300-400 лет, а в дальнейшем она превращается в простой, бледный, невзрачный известковый шарик или комочек. Именно по этой причине археологи часто не обращают на них никакого внимания, принимая жемчужину за окатанный кусочек раковины или известняка.

В таком виде жемчужины могут сохраняться в течение многих тысяч лет и даже более. Например, в 1970 г., во время работы советско-монгольской геологической экспедиции в пустыне Гоби, найден ископаемый жемчуг в раковинах пресноводных моллюсков, имеющих возраст около 100 млн. лет13. Согласно газетным сообщениям, в 1986 г., во время дорожно-строительных работ в г. Сёбара (префектура Хиросима), японскими рабочими найдена раковина морской жемчужницы с жемчугом внутри, имеющая возраст около 15 млн. лет.

Известны случаи находок жемчужин и в археологических памятниках периодов неолита и раннего железного века. В массовых захоронениях людей вдоль западного побережья Персидского залива, относящихся к XXV веку до н.э., тела были обращены лицом к морю, на голове — кусочки черепашьего панциря, а в руке каждого — жемчужина14.

При недостатке кислорода жемчуг иногда сохраняет свои качества более длительное время, чем при обычных условиях. Например, при раскопках города Помпеи, погребенного под слоем вулканического пепла Везувия в 79 году н.э., найден скелет женщины с прекрасно сохранившимися жемчужными серьгами15. Украшения из жемчужного шитья, а также хорошо сохранившиеся жемчужины обнаружены в одной из древнеримских гробниц дочерей полководца Стилихона, умерших в 397 г. Найденные в ней 53 жемчужины почти мгновенно рассыпались в пыль при соприкосновении со свежим воздухом16.

Обычно на жемчуг обращают внимание, когда он включен в состав древних ювелирных изделий или украшений, при условии — если он не рассыпается в прах или не вываливается из них. Например, при раскопках в середине 1980-х годов городища Ер-Курган в Узбекистане найдена живописная бронзовая пластина, отделанная золотой тканью с мельчайшим жемчужным бисером, имеющая возраст около 2 тысяч лет. В Бостонском музее изящных искусств хранится бронзовая статуэтка Афродиты, известная под названием «Тишкиевичская бронза», которая считается лучшей из бронзовых Венер. На ней сохранились жемчужные серьги с золотыми дужками, имеющими возраст 1У-П вв. до н.э.17.

Древнейшее ожерелье из трех ниток с 216 жемчужинами, найденное в 1901 г. в Сузах внутри бронзового саркофага персидских царей, хранится сегодня в Персидской галерее Лувра в Париже18. Исследователь ожерелья Д. Дикинсон дает следующее объяснение культу жемчуга, который существовал у персов не позднее IV в. до н.э.19: на трех нитках по 72 жемчужины, которые разделены на секции (по 9 штук в каждой) десятью разделительными зонами из трех золотых бусин. Цифры, составляющие число 72, при сложении дают 9, также как три цифры, составляющие число 216; последнее к тому же кратно трем. Акцент сделан на числе три, которое для персов было священным, также как 3 в христианской Троице. Оно считалось мужским числом — символом плодородия, обозначающим три части фаллоса20.

Цифра три в комбинации жемчуга с драконами часто встречается в Китае. Например, китайский император, кроме жемчужных бус, носил маленькую круглую шапочку, украшенную тремя золотыми драконами, на которых было по три жемчужины одинакового размера и отдельно по одной крупной21.

Еще относительно недавно, около ста лет назад, в Корее существовал обряд захоронения знати, когда покойнику клали в рот три жемчужины и кусочек нефрита22. По поверию корейцев того времени, жемчужина предохраняет тело от разложения. Вот как описывают этот обряд современники: «Прежде чем приступить к этой цере-

монии, распорядитель траура, горько рыдая, правой рукой сбрасывает платье со своего плеча, потом, умыв руки, берет ящичек, в котором находятся жемчужины, и в сопровождении слуги, несущего блюдо с вареным просом, подходит к покойнику сначала с восточной стороны, потом с западной и, наконец, в третий раз становится против лица покойного, причем каждый раз раздвигает особой палочкой челюсти усопшего и наполняет рот его приготовленным просом с жемчужинами». Кстати, во время траура, продолжающегося до 3 лет, ношение жемчуга и золотых вещей не допускается23.

В соседнем Китае жемчуг клали в рот покойников еще в 5 веке до н.э.24. Описывая этическое учение древнекитайского материалиста Ян Чжу, В. Г. Иванов приводит в качестве примера простую норму морали Ян Чжу — «... не оплакивать покойника, не облачать в узорчатую парчу, не класть ему в рот жемчуга и нефрит...»25. В провинции Чжэцзян в рот покойнику клали жемчуг, с тем, чтобы он был красноречивым при встрече с богами «Восточного рая»26.

В Северном Китае состоятельные родственники сразу после смерти клали на лоб покойника жемчуг: его сияние освещало путь в загробный мир27. С этой же целью в гроб клали зеркало, а во время похорон возле него несли зажженный фонарь. В других районах Китая в рот покойнику клали кусочки золота или серебра, но обязательно завернутые в белую бумагу, а бедняки для этого довольствовались серебряной монетой или кусочком сахара в лоскутке красной материи28. Очевидно, бумага и ткань с драгоценными металлами или сахаром внутри заменяли жемчужины.

Интересно, что подобный обряд отмечен в древности не только в странах Дальнего Востока, но и у американских индейцев. Древние майя клали в рот умершему ребенку нефритовую бусину, в бедных семьях её заменял боб какао.29 По-видимому, близким к нему является и отмеченный выше для древних людей западного побережья Персидского залива обряд, когда жемчужину клали в руку покойника.

Обычай держать жемчужину во рту имеет несколько объяснений. Во-первых, считается, что при извлечении из живого моллюска она попадает в воздушную среду, где теряет блеск, свою красоту и даже может растрескаться. Поэтому издавна извлеченные из моллюсков жемчужины было принято временно засовывать за щеку30. Во-вторых, рот являлся наиболее надежным местом сохранения обнаруженной бесценной жемчужины и, в крайнем случае, ее можно было всегда утаить, проглотив без какого-либо ущерба, как для жемчужины, так и для пищеварительной системы.

Однако есть и другие объяснения, связанные с необычайными жизненными или целебными свойствами жемчуга. Например, в одной из китайских легенд рассказывается о старике, которого оставили в зимнюю ночь стеречь украшенные жемчугом статуи, но забыли дать ему жаровню с углями. Этот старик умел в зимний холод сварить себе рис, пользуясь лишь теплым сиянием драгоценных жемчужин31. Кроме того, знатоки тибетской медицины по одному только изменению блеска жемчуга могли предсказать смерть его владельцев, до того как те сами узнавали о своем недуге.

Согласно китайским и японским средневековым легендам, сверкающая жемчужина находилась также под нижней челюстью мифического дракона. Она сверкала «пятицветным огнем» и, поэтому дракон в гневе мог вызывать грозу, бурю или наводнение32. Довольно часто дракона изображают с жемчужиной во рту33.

В древности японцы отождествляли жизнь или душу с жемчужиной и обозначали их одним и тем же омонимом — «тама». Существует даже поговорка, имеющая двойной смысл: «Потерял жемчуга — потерял душу», то есть жизнь34.

В древнем Китае жемчуг ценился значительно больше, чем аналогичные изделия из других драгоценных камней и металлов. Поэтому он являлся главным приношением и наивысшей драгоценностью. Согласно древней книге «Эръя», имя легендарного императора Юй записано в самых ранних письменных памятниках иероглифом, обозначающим «драгоценность» или «драгоценный камень», а также как «по-

велитель» и «владыка»35. Он образован путем добавления точки к иероглифу «Ван», и графически выражался как «шарик, принадлежащий повелителю». Эта традиция затем перешла от китайцев к японцам — придавать форму жемчужины всем драгоценным камням. Впоследствии, ранг каждого сановника обозначался шариком на его головном уборе. Высшим считался шарик жемчужный, а затем уже шли шарики, выточенные из нефрита, бирюзы, коралла. В одном из ранних китайских текстов «Шуцзин» упоминаются жемчужины из озера Хуай, подаренные императору Юй36. Эти тексты о жемчуге, вероятно, восходят к 2200 г. до н.э.37.

Жемчугу с древних времен приписывалась целительная сила. Поэтому «жемчужная эссенция» употреблялась как средство от разных болезней. Получали ее обычно путем растворения жемчуга в уксусе38. Жемчуг, растертый в порошок, продавался в любой средневековой аптеке. Из него же получали белила для лица, его добавляли в пудру и губную помаду.

Имеется много письменных источников, свидетельствующих об активной добыче жемчуга в период средневековья в бассейне Амура и других рек юга Дальнего Востока. Добыча жемчуга была связана с большими трудностями, так как моллюсков обычно добывали «при десятой луне», когда водоемы покрывались толстым слоем льда. Лед приходилось долбить и спускаться в ледяную воду, из-за чего ловцы жемчуга часто болели39. Не исключено, что жемчужниц доставали со дна рек с плотов, как это делали до недавнего времени в Олонецкой губернии России40. Для этого применяли деревянные щипцы, сачки или пользовались расщепленными на конце шестами. Интересным является способ лова жемчужниц с помощью веревочки с грузиком, которым старались попасть в раскрытые створки раковины, после чего моллюск их захлопывал, и оставалось только вытащить его на плот.

Так как жемчуг находили в желудках лебедей, которые поедают мясо жемчужниц вместе с жемчугом, то, например, чжурчжэни широко использовали и другой способ добычи жемчуга. Для этого они готовили ловчих соколов, которых выпускали специально для охоты на лебедей, из которых затем извлекали жемчуг41. Наиболее ценные жемчужины чжурчжэни поставляли на экспорт, а также широко использовали жемчуг для украшения головных уборов, одежды, одеял42’.

Сохранились и свидетельства промысла жемчужниц и других пресноводных жемчугоносных моллюсков в средние века на территории Приморского края. Например, в ходе раскопок экспедицией Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН бохайского городища Горбатка во всех культурных слоях обнаружены многочисленные крупные раковины даурской жемчужницы, а также гребенчатки и нодулярий. Эти виды двустворчатых моллюсков содержат жемчуг и вплоть до середины XX в. их активно добывали также для изготовления из их раковин перламутровых пуговиц43.

Бохайцы также использовали раковины жемчужниц для изготовления пуговиц и других перламутровых украшений. Об этом свидетельствует находка на городище Горбатка одной из раковин жемчужницы с аккуратно просверленным отверстием, остающимся при изготовлении так называемых «рондолей» (кружочков для пуговиц).

Лучше сохраняющийся перламутр постоянно встречается в памятниках неолита, например, в первом бойсманском могильнике в Приморье (6 тыс. лет назад), в слоях палеометалла и средневековья. Так, в раковинных кучах поселения Песчаный 1 Янковской культуры (южное Приморье) найдены остатки перламутровых раковин даурской жемчужницы44.

Высокая ценность жемчуга и его недостаток привели к появлению различных имитаций и подделок, например, из пустотелых стеклянных шариков, покрытых изнутри жемчужной эссенцией и заполненных воском45. В Древнем Риме изготавливали также посеребренные стеклянные бусины, покрытые еще одним слоем стекла. В первые дни после открытия Америки испанскими конкистадорами обнаружены огромные запасы жемчуга, которые также оказались имитациями. Индейцы выреза-

ли их из толстых раковин пресноводных моллюсков, а затем полировали до появления перламутрового блеска46. Другими имитациями жемчуга, обнаруженными в захоронениях древних индейцев, являлись глиняные шарики, покрытые порошком прокаленной слюды47.

Постоянный спрос на ценный жемчуг, при одновременном истреблении жемчужниц или создании человеком условий, неблагоприятных для их развития, давно привел к культивированию жемчуга. Известно, что около 3 тыс. лет назад первыми начали культивировать жемчуг китайцы48. В VIII в. жители китайской провинции Чжэцзян получали перламутровые жемчужины в виде барельефа Будды, вставляя между мантией и раковиной пресноводных моллюсков его миниатюрные изображения из разных материалов49. До недавнего времени таким способом получения жемчуга в Китае одновременно занимались свыше 5 тысяч человек.

Наиболее ранний способ культивирования жемчуга заключался в следующем50. В мае-июне в озере Таху добывали крупных жемчужниц. Некоторое время их содержали в специальных бамбуковых корзинах (садках), а затем оперировали. Для этого между стенкой раковины и мантией моллюска, с помощью специальной бамбуковой палочки, вводили шарики из разных материалов. Такие шарики изготавливали из высушенного ила, смешанного с соком семян камфарного дерева, или вытачивали из раковин пресноводных моллюсков. Затем моллюсков помещали на дно прудов или каналов, где они росли до ноября. За это время вокруг шариков образовывался перламутровый слой. Извлеченные из моллюсков жемчужины осторожно вскрывали с одной из сторон и удаляли внутреннее заполнение. Вместо ила пространство заполняли смолой или воском, а отверстие заделывали перламутром. Если внутри жемчужины был шарик из раковины, такую операцию не делали.

В XYIII-XIX веках эксперименты по культивированию жемчуга проводили также в России, Польше. Искусственный жемчуг выращивал известный натуралист Карл Линней. Однако только с начала XX века было налажено культивирование жемчуга в морских жемчужницах известным японцем Микимото. Его метод отличался от древнекитайского только тем, что ядрышки жемчужин вводились не между мантией и раковиной, а внутрь мягких тканей моллюска вместе с живой тканью, взятой у другого моллюска (донора). Кроме того, жемчужницы росли в садках, подвешенных в толще воды. Позднее этот метод культивирования морских жемчужниц получил широкое распространение и в других странах.

Очевидно, что остатки жемчуга должны встречаться в древних могильниках и поселениях не реже, чем изделия из перламутра, но утраченные блеск и красота делают их малозаметными.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Палеолит Костёнковско-Борщевского района на Дону. 1879-1979. JL, Наука, 1982. С. 233.

2. Памятники древней истории. Искусство догу и верования. Т. 3. Токио: Коданся, 1973.

Фото 8,9 (на яп. яз.).

3. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шёлковом пути. М., Наука, 1994. С. 252.

4. Фарн А. Жемчуг: натуральный, культивированный и имитации: Пер. с англ. М., 1991.

С. 29.

5. Деревянко Е.И. Мохэские памятники Среднего Амура. Новосибирск: Наука, 1975. С.

169.

6. Деревянко А.П. В стране трех солнц. Рассказы археолога о древностях Приамурья.

Хабаровск, 1970. С. 128, 137.

7. Старостенко С.Е. Головные ювелирные украшения чжурчжэней Приморья //Вестник

ДВО РАН. 1996. №4. С. 138-144.

8. Shirai S. The story of Pearls. Tokyo, 1970. P. 12.

9. Библейская энциклопедия. — Репринтное издание. М., 1990. С. 255.

10. Овчинников В.В. Рождение жемчужины. М., 1971. 64 с.

11. Сребродольский Б.И. Жемчуг. М., 1985. С. 95.

12. Сребродольский.... С. 94.

13. Колесников Ч.М. Жемчуг меловых пресноводных двустворок Гоби //Палеонтологический журнал, 1973. №3. С. 138-141.

14. Аравийские мореходы третьего тысячелетия до нашей эры //За рубежом, 1984. №9. С. 24.

15. Харченко В. Слезы моллюска //Химия и жизнь, 1979. №11. С. 55-57.

16. Сребродольский.... С. 109.

17. Фарн.... С. 29.

18. Фарн.... С. 29.

19. Dickinson J.Y. The Book of Pearls. New York, 1968. P. 66.

20. Фарн.... С. 20.

21. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978. С. 216.

22. Описание Кореи. Часть 2. СПб, 1900. С. 152.

23. Описание Кореи. Часть 2.... С. 153.

24. Иванов В.Г. История этики древнего мира. JL, 1980. С. 117.

25. Иванов.... С. 117.

26. Сидихменов... С. 87.

27. Там же.

28. Там же.

29. Со M.D. The Maya. London, 1993

30. Кораго А.А. О «старении» ювелирного жемчуга //Химия и жизнь, 1982. №12, С. 101.

31. Овчинников.... С. 64.

32. Две старинные японские повести. Пер. со старояпонского В. Марковой. М., 1976.

33. The Chinese Dragon. Пекин, 1988. 144 с. (на кит. яз.).

34. Две старинные...,

35. Овчинников.... С. 64.

36. Фарн.... С. 30.

37. Shirai.... Р. 12.

38. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Том. 1. М., 1954. 372 с.

39. Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи) //Памятники письменности Востока М., т. XXXV, 1979. С. 317.

40. Ферсман А.Е. К истории русского жемчуга //Природа, 1916, №7. С. 56-57.

41. Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. — 1234 г.). Исторический очерк. М., 1975, 448 с.

42. Воробьев М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь. М., Наука, 1983. С. 18-19.

43. Микулич Л.В. Запасы пресноводных моллюсков для производства перламутровых пуговиц в Приморье //Известия Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии, 1955. Т. 43. С. 79-98.

44. Раков В.А., Толстоногова В.В. Малакофауна раковиных куч янковской культуры на полуострове Песчаном в заливе Петра Великого //Освоение Северной Пацифики. Тихоокеанская археология. Вып. 8. Владивосток, 1996. С. 135-154.

45. Фарн.... С. 152.

46. Там же.

47. Там же.

48. Фарн.... С. 80-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Овчинников.... С. 64.

50. Фарн.... С. 82-83.

V.A. Rakov, D.L. Brodyansky

PEARLS IN ARCHAEOLOGY

Here one can get information on: a) the findings of pearls in various archaeological relics dating back to the time from the palaeolithic period to the Middle Ages; b) the use of pearls and nacre in some peoples’ funeral rites; c) the cultivation of pearls.

Despite the short life of pearls, their remains in the form of small spherical objects devoid of their original shine, must often occur in archaeological relics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.