Т. М. Носань
КАРЕЛЬСКИЙ ЖЕМЧУГ
Работа представлена кафедрой художественной вышивки Высшей школы народных искусств (институт).
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор С. И. Назарова
Статья посвящена одному из видов традиционного прикладного искусства — вышивке жемчугом, его глубоких традициях и широкому распространению этого искусства на Русском Севере. Рассматривается история развития жемчужного промысла в Карелии, приводятся данные по применению жемчужного шитья в изделиях, предметах церковного обихода и украшениях одежды, чем славились карельские мастерицы.
Ключевые слова: жемчуг, венец, нагрудное украшение, история вышивки, декоративно-прикладное искусство, Карелия, народные традиции, русские национальные традиции.
T. Nosan
KARELIAN PEARLS
The article is devoted to one of the forms of traditional applied arts — pearl embroidery, its traditions and the spread of this art in the North of Russia. The author also reviews the history of pearl mining in Karelia, gives information about the use of pearl embroidery in workpieces, church articles, and cloth decoration, which Karelian masters were especially good at.
Key words: pearls, halo, breast ornamentations, embroidery, history of embroidery, decorative applied art, Karelia, national traditions, Russian national traditions.
Добыча жемчуга, как отражено в летописях, производилась в Карелии, на севере России, еще в Х—Х1 вв. При сильно развитой водной системе Карелии большинство деревень было расположено по берегам рек и озер. В ХУ—ХУ1 вв. жемчуг добывался в реках Керецкой области, в районе Кеми. В XVII столетии жемчуг был известен в реках Карелии, Кольского полуострова, встречался во многих реках Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Ки-
ровской областей. Эти исторические данные свидетельствуют о том, что добыча речного жемчуга, которого было много в те давние времена, являлась для местного населения источником основного дохода. Жемчуг добывался вместе с перламутром, который имел огромное значение и применялся для производства пуговиц, гребней, расчесок, шкатулок, украшения различных изделий. Значительное количество жемчуга поставлялось в монастыри,
Карельский жемчуг
в которых создавались оригинальные, расшитые жемчугом культовые предметы. Промысел начинался в июле — августе, когда вода была самой теплой, а уровень в реках самый низкий. В мелких реках ловец жемчужниц медленно бродил по грудь в воде, вглядываясь и ощупывая дно ногами. Найдя таким способом моллюска, ловец доставал его руками или пальцами ног.
К жемчугу на Руси всегда относились с особой почтительностью. Его добывали только при радостном расположении духа, не допуская бранных слов и ссор. Искатели жемчуга отправлялись на промысел обязательно после бани и в чистой одежде. Выход на добычу жемчуга не допускался без покаяния и получения отпущения грехов у священника. В старину жемчуг дарили только любимым женщинам. Существовал обычай, согласно которому жених во время обручения вручал невесте в присутствии свидетелей определенное количество выловленных им жемчужин. Северного жемчуга добывалось много. Лучшие из жемчужин, купленные у ловцов, уходили «втай» через корабельщиков за море и доставлялись на российский рынок под названием «ориентальных», якобы выловленных в тропических морях. Накануне XX в. А. Хребтов в своем исследовании «Положение в жемчужной промышленности в России» писал: «...Русский жемчуг вообще, и в особенности добываемый в Кем-ском уезде, очень хорош по цвету, блеску и форме» [8].
В состав жемчужины входит конхин — вещество, служащее основанием для отложения кристалликов углекислой извести. Будучи органическим веществом, конхин со временем «умирает» — тускнеет, теряет блеск, а при очень длительном хранении рассыпается, поэтому народными мастерами были найдены способы обновления жемчуга. Конхин — рогоподобное вещество, образующееся только в моллюсках. Это белок, в состав которого входят 19 аминокислот. Прослаивая элементарные пластинки перламутра, конхин рождает его разные оттенки. Цвет жемчужин удивительно разнообразен: снежно-белый, желтоватый, розовый, голубой, черный, зеленоватый. Неповто-
римый блеск жемчужин, неподражаемые переливы создаются благодаря интерференции света, которая, в свою очередь, зависит от толщины перламутровых листочков и конхино-вых прослоек. Перламутр выделяет наружная поверхность мантии моллюска — мантийный эпителий. Наиболее ярко сияют жемчужины, у которых толщина перламутровых листочков колеблется от 0,4 до 0,6 микрона. В Карелии жемчуг в основном был серебристо-белого или голубоватого оттенка. Раковина (жемчужница), в возрасте 7—8 лет имеет длину всего 3—4 сантиметра. Отлову подлежат лишь раковины промыслового размера — не менее 8 сантиметров в длину. Раковины длиной 12 сантиметров считаются долгожителями — им по нескольку десятков лет. К периоду размножения жемчужниц — с половины августа до конца сентября — лов жемчуга прекращался.
Жемчуг ценился чрезвычайно высоко. Упоминания о нем встречаются еще в летописях X в. Сохранились описания о вышитых жемчугом изделиях, роскошных шитых одеждах и различных предметов церковного обихода. Дошедшие до нашего времени документы и сохранившиеся образцы свидетельствуют о широком распространении жемчужного шитья в России, Русском Севере и его глубоких традициях. Украшали главным образом одежду, как женскую, так и мужскую. До XVII в. это искусство развивалось в основном в боярских или княжеских светлицах и монастырских мастерских, но нигде оно не имело такого широкого распространения, как в крестьянском шитье.
Народное жемчужное шитье — это в основном женские и девичьи головные уборы, девичьи челки, повязки, кики, венцы, кокошники, сборники, коруны. Считалось, чем больше рядов жемчуга в подчелке, тем богаче невеста. Такие богатые головные уборы завершали ансамбль женской одежды, которая также расшивалась жемчугом или дополнялась вышитыми поясами. Очень красивы и сложны по исполнению женские головные уборы — русские «кокошники» и «сороки». Украшали жемчугом и мужскую одежду: пояса, шапки, рукавицы и обувь. Расшивались жемчугом ожерелья-воротники по атласу, бархату и по-
ПЕДАГОГИКА
лотну. Украшались облачения священнослужителей: саккосы, фелони и дополнения к ним — омофоры, епитрахили, набедренники, поручи, митры. Жемчуг применялся в предметах церковного обихода — пелены, плащаницы, воздухи, одежды на престол, ризы на иконы, убрусы, хоругви, которые часто служили дорогими вкладами в монастыри и соборы. В 1897 г. в Олонецких губернских ведомостях в статье «Географическое и историческое описание г. Каргополя» писали: «Девицы и женщины разнетвуются в уборах головных, первые имеют некоторый род венка, жемчугом унизанного, и по их "коруною" называемого, вместо ожерелья имеют наподобие галстука "бархатку", или "наборшник", а сверх "бархатки" вершка в два шириною повязывают лежащую; по плечам "грибатку", и все это, кроме "наборшника", низано жемчугом. Голова женщины покрывается кокошником, унизанным жемчугом, оные у некоторых есть ценою более тысячи рублей» [3]. Интересен «Список с писцовой книги Александросвирского монастыря (1628—1629 гг.)». Описание монастырских сокровищ создает представление о ценностях, в частности жемчуге, которым располагали монастыри. Список этот, который печатался в «Олонецких губернских ведомостях» 1850 г. из номера в номер, кажется бесконечным. Описываются оклады икон, ризы, оплечья — и все это унизано жемчугом [4].
Интересны исторические документы, свидетельствующие о том, что северный жемчуг привлекал внимание Петра I, хорошо знавшего Русский Север. Сохранился петровский указ, согласно которому командировались специальные чиновники для добычи жемчуга. Им вменялось в обязанность нанимать для работы «охотников», т. е. добровольцев, но если таких не оказывалось, то «брать в кабалу по усмотрению» [7]. В 1721 г. был издан указ об упорядочении жемчужного промысла. Берг-коллегия (соответствует нашему горному управлению) сначала совершенно запретила его добычу частным лицам, а затем ввиду трудности правительственного надзора разрешила ловлю, но при условии сдачи крупного и чистого жемчуга в казну. Екатерина II вновь уста-
новила государственный контроль над ловлей жемчуга. Тем не менее добыча велась чрезвычайно хищнически, что привело к истощению запасов жемчужных раковин. Заболачивание рек и засорение их лесосплавом способствовали вымиранию моллюсков в реках Мегреги, Олонки, Повенчанки, Кеми, что привело к сокращению добычи жемчуга. В XIX в. в Карелии стал исчезать жемчужный промысел.
Жемчужное шитье выполнялось по-разному. Большинство орнаментальных композиций жемчужного шитья носило контурный, графический характер. Жемчуг на контурах шился особым приемом: на пришитые в два ряда шнуры выкладывали нить жемчуга и каждую жемчужину прикрепляли поперечным стежком. Уникальным является ажурное прорезное жемчужное шитье, которое использовалось для украшения девичьих венцов и риз для икон. Шитье жемчугом дополнялось украшением перламутровыми плашками, зеркальными и цветными стеклами, драгоценными камнями и другими материалами. Карельские мастерицы в совершенстве владели золотошвейным и жемчужным мастерством. Эти оригинальные виды вышивки, очень дорогостоящие и высокоценимые рукоделия, имели характер ремесленного производства.
В начале XVII в. олонецкие жемчужные «очели» распродавались крупными партиями на ярмарках Новгорода. В XX в. шитье жемчугом сохранялось в Олонецком уезде (деревни Судалица, Кокшигора, город Олонец). Изделия олонецких мастериц пользовались большой славой, они умели с особым искусством низать жемчужины. Жемчугом шили особо праздничные девичьи головные уборы — венцы. Карелы называют их «земчугат». Земчугат состоял из трех частей: подзора, поднизи и широкой ленты, которая прикреплялась к подзору сзади. Молодые замужние женщины к этому головному убору добавляли еще бархатный повойник, расшитый золотом. Умение нанизывать жемчужины требовало кропотливого труда и большого художественного мастерства. В жемчужинах сверлили отверстие и нанизывали на шнур, волос или металлическую нить, затем жемчужные нити выкладывали по подго-
Теоретические аспекты билингвального обучения химии в основной школе
товленному рисунку. Орнамент из жемчуга, состоявший из розеток, стилизованных водоплавающих птиц и растений, покрывал всю поверхность головного убора, как бы подчеркивая особую его значимость и торжественность.
Земчугат надевала девушка в момент основного события в ее жизни — в день свадьбы. Он был доказательством ее благосостояния. Девушка из бедной семьи вынуждена была брать земчугат на время (в деревне имелось всего два-три венца), за что надо было отработать или заплатить деньгами.
Из жемчуга также делали ожерелья, поднизи, серьги, подвески.
В настоящее время в Карелии (г. Петраза-водск) существуют центры, в которых изучают технологию жемчужного шитья, используя богатое наследие прошлого. В основном мастера работают с жемчугом, искусственно выращенным в ювелирной промышленности. Природный карельский жемчуг добывается в небольших объемах и используется при изготовлении предметов для украшения храмов, священных облачений и церковного обихода (пелены, завесы для алтаря, закладки для священных книг, предметы священных облачений), а также в реставрационных работах уникальных художественных произведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божьева Н. П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Московское художественное училище прикладного искусства. М., 2008. 261 с.
2. Григорьева Г. А. Русский север глазами реставратора. Ткани, одежда. Архангельск, 2002. 111 с.
3. Олонецкие губернские ведомости. 1897 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kondopoga.ru/_terr/7terr01 .php
4. Исторические и юридические акты Олонецкого края // Олонецкие губернские ведомости. 1850 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kondopoga.ru/_terr/7terr01.php
5. Косменко АА. П. Карельское народное искусство Петрозаводск 1990. 192 с.
6. Манушина Т. Шитье древней Руси. Загорский музей. М.: Советская Россия, 1983. 299 с.
7. Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. Л., 1954. 225 с.
8. Хребтов А. А. «Положение в жемчужной промышленности в России. СПб., 1897 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kondopoga.ru/_terr/7terr01.php