Научная статья на тему 'Портрет лесного кота, поймавшего мышь (неолитический сюжетный рисунок на плитке песчаника)'

Портрет лесного кота, поймавшего мышь (неолитический сюжетный рисунок на плитке песчаника) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бродянский Д. Л.

In Primorye (the Far-Eastern Territory) there is a new neolithic relic named Gvozdevo-3 where the archaeologists found a thin slab of sandstone with a subject drawing representing a cat that caught a mouse. This kind of drawing, generally rare in the neolithic period, has been found in the Boysmana culture for the first time (6500-6000 years B.C.) Equally with «the sea mistress» a woman wearing a hood and the mythic Raven, the Cat has supplemented the number of identified personages of fossilized art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Primorye (the Far-Eastern Territory) there is a new neolithic relic named Gvozdevo-3 where the archaeologists found a thin slab of sandstone with a subject drawing representing a cat that caught a mouse. This kind of drawing, generally rare in the neolithic period, has been found in the Boysmana culture for the first time (6500-6000 years B.C.) Equally with «the sea mistress» a woman wearing a hood and the mythic Raven, the Cat has supplemented the number of identified personages of fossilized art.

Текст научной работы на тему «Портрет лесного кота, поймавшего мышь (неолитический сюжетный рисунок на плитке песчаника)»

Первобытное общество

Д.Л.БРОДЯНСКИЙ (Владивосток)

ПОРТРЕТ ЛЕСНОГО КОТА, ПОЙМАВШЕГО МЫШЬ (неолитический сюжетный рисунок на плитке песчаника)

В августе 2001 г. Археологический отряд Дальневосточного гос. университета под руководством А.Н.Попова вёл раскопки памятника Бойсмана II, открытого автором в 1987 г. За 9 сезонов раскопаны 240 кв.м нижнего слоя памятника, оставленного людьми бойсманской неолитической культуры. Мощный, до 1,5 м слой содержит остатки двух жилищ, два могильника, слои раковин. Благодаря мощному слою раковин и сохранились костяки, в кислой приморской почве обычно исчезающие. Новосибирские антропологи Т.А.Чикишева и Е.Г.Шпакова исследовали серию черепов из первого могильника и пришли к выводу, что люди из первого могильника, погребенные 6000 лет назад, — арктические монголоиды1. Они же выявили на черепах следы искусственной деформации2. Этот протоэскимосский культурный признак дополняется развитым гарпунным комплексом, в т.ч. есть простейшие поворотные гарпуны. Кости морских животных и их фигурки подтверждают существование развитой морской охоты на ластоногих (ларга, сивуч, котик), а также, возможно, на акул, дельфинов, серого кита3. Среди образов бойсманской скульптуры есть, по крайней мере, 3 изображения женщины в капюшоне, включенной в полиэйкони-ческий видеоряд: в одном ракурсе указанная дама, в другом — кабан, в третьем — морское животное: тюлень, акула, кит (рис. 1), среди эскимосских масок дама в капюшоне — «Хозяйка моря», посыпающая людям морских животных, — главный источник жизни для северян.

Над обоими бойсманскими могильниками найдены «чашечные камни» — петроглифы4. На 18 таких камнях есть антропоморфные личины, в том числе, с подтре-угольным капюшоном и, по крайней мере, одно изображение Ворона (рис. 2) — главного персонажа берингийской мифологии5.

19-й портативный петроглиф бойсманцев найден в Гвоздево 3 — поселении той же культуры, открытом А.Н.Поповым в 2000 г. В августе 2001-го года небольшой отряд под рук. А.Н.Попова, С.В.Батаршева провел в Гвоздево 3 небольшие разведочные раскопки, вскрыта часть жилища. В его заполнении была найдена подпрямо-угольная плитка туфопесчаника (определение М.Д.Рязанцевой), размеры 150x132x55 мм. Одна широкая и одна узкая стороны плитки подшлифованы, на широких плоскостях — небольшие искусственные ямки, следы пикетажа. Цвет камня рыжеватосерый с отдельными ржавого цвета пятнами. Там, где поверхность нарушена, цвет камня белый. Плитка, вместе с двумя другими камнями, была оставлена возле отвала, где я ее и обнаружил. Отмытая плитка оказалась двухсторонним петроглифом,

на одной из широких плоскостей которого древний художник с реалистической точностью создал настоящий портрет кота с мышкой в зубах (рис. 3, 1 и 4 фото).

Острые прижатые уши, глаза, нос, во рту — мышь-полёвка, справа (от зрителя) округлая щека — кот или кошка, поймавшая мышь. Вероятнее всего — дальневосточный лесной кот — ЕеИэ еирШига (он же — амурский лесной). Очень похож на домашнюю кошку, но значительно крупнее, длина тела 75-90 см, хвоста — 35-37 см, окрас от серовато-жёлтого до серовато-бурого с рыжим оттенком. На этом фоне — тёмно-ржавые пятна, от глаз к затылку — две светлые полосы6. Обитает по всему Приморью и в Хабаровском крае. Животное осторожное, скрытное — мне за 40 лет ни разу не привелось видеть лесного кота в природе. Туристам — сплавщикам, бесшумно скользящим по реке, иногда удавалось хорошо рассмотреть кота, занятого добычей, но при малейшем шуме зверёк исчезает. То, что древний художник уловил и запечатлел момент, когда кот поймал мышь, говорит о наблюдательности и хорошей зрительной памяти. Допустимо, впрочем, предположение, что кошка — домашняя и спокойно позировала в поселении бойсманцев 5000 лет назад, а именно так можно предварительно датировать Гвоздево 3 — керамика в нем позднебойс-манская. Одомашненные кошки охраняли по всему Ближнему Востоку зерновые припасы земледельцев. В Древнем Египте одного из богов — Бастет представляли в облике кошки и воздавали кошкам соответствующие почести. Но бойсманская культура — не земледельческая, людей кормили море и лес. Если находка в Гвоздево 3

— домашняя кошка, это первое свидетельство её приручения в культурах неземледельческого неолита.

Древнейшие изображения кошачьих, преимущественно — львов, есть в живописи, графике и скульптуре верхнего палеолита. В прекрасных многофигурных композициях французской пещеры Шовэ, 32-30 тысяч лет назад созданных, есть изображение льва7. Фигурки львиц найдены в чешских Долни Вестоницах8, в первом жилом комплексе Костёнок I9, 3 льва гравированы на пластине из Ла Ваш10, лев — перед группой животных на рисунке из пещеры Комбарелль, лев перед табуном лошадей

— в пещере Трёх Братьев11. Но, пожалуй, самая интересная для нашей темы находка сделана в Холенштейне в Германии: фигурка человека с кошачьей головой, из слоновой кости (бивня), высотой 29.6 см, датирована — ЗООООлет12.

Из Ложери-Бас происходит фигурка, трактуемая обычно как медведь, но больше похожая на изображение кошки13.

Территориально ближе к находке из Гвоздево 3 и синхронна по времени средне-дзёмонская керамическая фигурка-догу из Японии: человеческий торс с кошачьей головой и трёхпалой лапой14.

О 3 см

*■ ■_____________________і____________,

Рис.2. Плитка пермского песчаника из второго могильника в Бойсмана II: личина — Ворон.

Второй персонаж композиции — мышь. Кроме крошечной — 2 см — керамической фигурки мышки из верхнего слоя Синего Гая А, бронзовый век, ХІ-Х вв. до ЖЭ, я не припомню другой аналогии. В целом бойсманскнй художник оставил нам сюжетный рисунок, что само по себе нечасто встречается в неолитическом искусстве. В живописи и графике верхнего палеолита сюжетные композиции встречаются чаще, чем в неолите. Кроме отмеченных выше сцен со львами, сошлюсь на несколько композиций из пещер Франции: колдун и олени из пещеры Трёх Братьев Ч сцена с атакующим быком из Ляско16, стадо оленей т грота Мэрин в Тейжа17, пасущиеся лошади в Пекарна18 и другие.

В неолите сколько-нибудь очевидные сюжетные рисунки теряются в массе изображений животных и людей. Предполагаемая связь идущих, плывущих лосей, оле-ней не всегда доказуема. Отмечу сцены охоты на белух среди петроглифов Карелии1' п там же цепочку лыжников®, хоровод человеческих фигурок21 и люди и собаки22 среди ангарских петроглифов, странный полосатый зверь, атакующий человеческую фигуру в Сакачн-Аляне23, охота на кнта среди наскальных рисунков Бангу-Де на юге Кореи24. В бойсманской коллекции портативных петроглифов опознать читаемый сюжет удалось впервые, хотя и здесь немало' загадок.

На противоположной плоскости плитки, развернутой на 90°, небольшими ямками, иодшлифовкой и пикетажем изображено какое-то животное с тупосрезанной

Рис.З. Плитка туфопесчаника из Гвоздеве 3:

1 — рисунок кота с мышью в зубах; 2 — рисунок на оборотной стороне плитки,

развернутой на 90°.

Рис. 4. Фотография — кот с мышью из Гвоздево 3.

мордой, мощной широкой передней ногой, прямой спиной, завершающейся слегка

приподнятым треугольным выступом (рнс.3,2). Что это за персонаж, связан ли он с портретом кота? Ответов у меня нет.

В дальневосточных мифах, в отличие от тигра, кошки как будто не встречаются. Юань Кэ привел выписку из медицинского трактата о звере фэншэншоу, напоминающем барса, величиной с кошку. Он живет в лесах у Южного моря, зелёного цвета. В огне зверь не горит, мечом не проткнешь, убить можно лишь несколькими тысячами ударов по голове, но п тогда, если вдохнёт ветер, — оживёт и убежит. Из мозга зверя готовили лекарство, позволяющее прожить 500 лет, но необходимо его было «десять цзиней». Это сколько же котов надо было изловить и перебить?*5

Смысл рисунка из Гвоздево 3 вряд ли доступен быстрой дешифровке, но и без нее он обогатил наши представления об искусстве дальневосточного неолита.

У всех, кто всмотревшись в рисунок неолитического художника, узнаёт знакомую кошачью мордочку, неизменно появляется улыбка. В галерее образов ископаемого искусства в Приморье рисунок из Гвоздево 3 — один из самых выразительных и ярких. При этом его автор использовал естественную поверхность плпткп п огранп-

чился предельно лаконичной её обработкой, что вообще характерно для древнего искусства Приморья, Северной Маньчжурии и Кореи, начиная с палеолита. Лаконичный стиль выделяет названные регионы на фоне пышного искусства дзёмона, нижнеамурского неолита, неолита Северного Китая.

Кот с мышкой и Ворон — первые образы, достоверно распознанные в серии бойсманских петроглифов, в первом случае — благодаря реализму рисунка, Ворон

— по сходству с эскимосской деревянной скульптурой с о-ва Ратманова. Две плоскости петроглифа из Гвоздево 3 отразили два стиля в бойсманском искусстве — реалистический и условный. Их соединение на одном камне вполне возможно принесёт нам новые ключи к прочтению и пониманию ископаемого искусства на Дальнем Востоке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Попов А.Н., Чикишева Т.А., Шпакова Е.Г. Бойсманская археологическая культура Южного Приморья. Новосибирск, 1997. С.67-71.

2. Там же. С.58-66.

3. Бродянский Д.Л. Обитатели моря в искусстве бойсманской неолитической культуры / /Археология, этнография и антропология Евразии. 2001. №1. С.60-66.

4. Бродянский Д.Л. Глаза на камне // Древнее искусство тихоокеанских культур. Тихоокеанская археология. Вып. 9. Владивосток, 1996. С. 11-38; Бродянский Д.Л. Чашечные камни — портативные петроглифы //Проблемы истории, филологии, культуры. М. — Магнитогорск, 1999. Вып. VIII. С. 16-23.

5. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979. 230с.

6. Редкие позвоночные животные советского Дальнего Востока и их охрана. JL, 1989.

С.209-210; Млекопитающие СССР. М., 1965. С.152-153.

7. Bahn P.Y. Journey through the Ice Age. London, 1997. Fig. 3.

8. Ibidem. Fig. 7.19.

9. Палеолит Костёнковско-Борщевского района на Дону. 1879-1979. JL, 1982. Рис.20,4.

10. Bahn P.Y. Fig. 10.20.

11. Окладников А.П. Утро искусства. JL, 1967. С.92-93.

12. Bahn P.Y. Fig. 7.21.

13. Ларичев В.Е. Прозрение. М., 1990. С.95.

14. Памятники древней истории. Искусство догу и верования. Т. 3. Токио, 1973. Фото 21 (на яп.яз).

15. Окладников А.П. Утро искусства... С.76.

16. Там же. Фото 26.

17. Там же. С.96.

18. Там же. С. 100.

19. Савватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983. С.83,134,143.

20. Там же. С. 128.

21. Окладников А.П. Петроглифы Ангары. M.-JL, 1966. С.232.

22. Там же. С.238.

23. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. JL, 1971. Табл. 55,4.

24. Раков В.А. Наскальные изображения гигантских морских животных в неолите на юге Корейского полуострова //Мир древних образов на Дальнем Востоке. Тихоокеанская археология. Вып. 10. Владивосток, 1998. С.73.

25. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987. С.197.

D. L. Brodyansky

THE PICTURE OF A FOREST CAT THAT HAS CAUGHT A MOUSE

(a neolithic drawing on a thim slab of sandstone)

In Primorye (the Far-Eastern Territory) there is a new neolithic relic named Gvozdevo-3 where the archaeologists found a thin slab of sandstone with a subject drawing representing a cat that caught a mouse. This kind of drawing, generally rare in the neolithic period, has been found in the Boysmana culture for the first time (6500-6000 years B.C.) Equally with «the sea mistress» — a woman wearing a hood — and the mythic Raven, the Cat has supplemented the number of identified personages of fossilized art.

В.А.РАКОВ, Д.Л.БРОДЯНСКИЙ (Владивосток)

ЖЕМЧУГ В АРХЕОЛОГИИ

Среди множества разнообразных вещественных источников, используемых в археологии, крайне редко встречаются жемчужины, что объясняется как физическими свойствами жемчуга, так и невниманием археологов, не замечающих серых бесцветных камешков известняка, в которые жемчуг со временем превращается.

Тем не менее, проблема археологического жемчуга существует и достойна внимания. Раковины жемчугоносных моллюсков встречаются в слоях верхнего палеолита1. Зафиксированы факты использования жемчуга в неолите: жемчужинами были инкрустированы некоторые керамические фигурки — догу в Японии2. В Приморье, при раскопках в 1997 г. раковинной кучи Зайсановка-2 янковской культуры раннего железного века (VIII I вв. до н.э.), в районе Посьета, найдена небольшая поблекшая жемчужина. По Шёлковому пути в Китай в первые века нашей эры поступали из Индии и Средиземноморья «семь сокровищ», среди них — жемчуг3. Из тех же морей поступали раковины — каури (ципреи), имеющие широчайшее распространение в археологических памятниках. Есть основания искать рядом с каури серые шарики потерявшего блеск жемчуга. Изображения жемчужин встречается на персидской скульптуре IX и VII вв. до н.э.4 Мохэсцы добывали жемчуг, который шел на изготовление украшений, а также отправлялся в качестве даров в Китай и Когурё5. Состоятельные мохэсцы украшали свои праздничные одежды жемчугом, который добывали в реках6. В чжурчжэньском Шайгинском городище обнаружена бронзовая серьга, изготовленная в виде цветка, к которой в специальных лунках были прикреплены жемчужины и перламутр, они при извлечении раскрошились до порошка7.

Настоящий жемчуг образуется особыми эпителиальными клетками мантии двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Поэтому он встречается у многих видов моллюсков, имеющих раковины. Однако у большинства моллюсков жемчуг не имеет никакой ценности, так как его поверхность не покрыта слоями перламутра — особого тонкокристаллического вещества. Такой жемчуг не имеет ценимого блеска, радужных переливов, а представляет собой обыкновенные бледные комочки или шарики. Жемчуг, имеющий ювелирную ценность, способны образовывать только немногочисленные группы моллюсков, которые условно разделяют на морских жемчужниц, или жемчужных устриц (pearl oysters), и пресноводных жемчужниц. В неко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.