Научная статья на тему '«Желтый вопрос» в России в середине XIX начале XX вв. В отечественной историографии'

«Желтый вопрос» в России в середине XIX начале XX вв. В отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
530
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЖЕЛТЫЙ ВОПРОС" / "ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ" / ИНОСТРАННЫЕ ПОДДАННЫЕ / "КОРЕЙСКИЙ ВОПРОС" / ЗАНЯТОСТЬ / КИТАЙСКОЕ ОТХОДНИЧЕСТВО / ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОЛОНИЗАЦИЯ / МАНЬЧЖУРИЯ / "YELLOW QUESTION" / "KOREAN QUESTION" / NATIONAL SUBJECTS / CHINESE DEPARTURE / GOLD MINING / COLONIZATION / MANCHURIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ланцова Юлия Николаевна

В статье рассматривается освещение «желтого вопроса» в работах российских историков. Под «желтым вопросом» понималось вытеснение российского труда в России иностранным. Анализируются дореволюционные, советские и современные исследования таких авторов, как В. И. Вагин, А. Комов, Ф. В. Соловьев, А. Ларин, А. И. Петров и др. Приводятся как положительные, так и отрицательные стороны применения иностранного труда. Автор статьи отмечает, что процесс привлечения иностранной рабочей силы требует жесткого контроля и регламентации со стороны российских властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Yellow Question» in Russia in the Middle of the 19th the Beginning of the 20th Centuries in Russian Historiography

The article deals with various considerations of «yellow question» in the works of Russian historians. «Yellow question» means the replacement of the Russian labour in Russia by that of the foreigners. The article presents pre-revolutionary, Soviet and modern researches of such scientists as V.I. Vagin, A. Komov, F.V. Solovyov, A. Larin, A.I. Petrov and others. Both positive and negative aspects of using foreign labour are analyzed in the article. In the authors opinion this process demands strict control and regulation by Russian authorities.

Текст научной работы на тему ««Желтый вопрос» в России в середине XIX начале XX вв. В отечественной историографии»

Гуманитарный вектор. 2010. № 3 (23)

история трансграничья

УДК 930. 1 (09)

ББК Т 1 (2)

Ю. Н. Ланцова

г. Чита

«Желтый вопрос» в России в середине XIX - начале XX вв. в отечественной историографии

В статье рассматривается освещение «желтого вопроса» в работах российских историков. Под «желтым вопросом» понималось вытеснение российского труда в России иностранным. Анализируются дореволюционные, советские и современные исследования таких авторов, как В. И. Вагин, А. Комов, Ф. В. Соловьев, А. Ларин, А. И. Петров и др.

Приводятся как положительные, так и отрицательные стороны применения иностранного труда. Автор статьи отмечает, что процесс привлечения иностранной рабочей силы требует жесткого контроля и регламентации со стороны российских властей.

Ключевые слова: «желтый вопрос», «желтая опасность», иностранные подданные, «корейский вопрос», занятость, китайское отходничество, золотопромышленность, колонизация, Маньчжурия.

Yu. N. Lantsova

Chita

«Yellow Question» in Russia in the Middle of the 19th -the Beginning of the 20th Centuries in Russian Historiography

The article deals with various considerations of «yellow question» in the works of Russian historians. «Yellow question» means the replacement of the Russian labour in Russia by that of the foreigners. The article presents pre-revolutionary, Soviet and modern researches of such scientists as V.I. Vagin, A. Komov, F.V. Solovyov, A. Larin, A.I. Petrov and others.

Both positive and negative aspects of using foreign labour are analyzed in the article. In the author's opinion this process demands strict control and regulation by Russian authorities.

Keywords: «yellow question», national subjects, «Korean question», Chinese departure, gold mining, colonization, Manchuria.

В изучении истории пребывания китайских и корейских подданных в России в середине XIX - начале XX вв., а соответственно в анализе «желтого вопроса», можно выделить три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.

К числу работ, вышедших в дореволюционный период, относятся, прежде всего, труды В. И. Вагина [1], В. В. Граве [2], А. Комова [3], В. Д. Песоцкого [6] и др. Особое внимание в дореволюционных работах уделяется освещению вопроса о так называемой «желтой опасности» («желтый вопрос»), под которой понималось вытеснение российского труда в России иностранным. При этом исследователями делались совершенно противоположные выводы о значении и характере труда иностранных подданных.

В. В. Граве в своей работе говорит о занятости иностранцев следующее: «...в руках желтых: мелкая торговля и ремесла, рыбная промышленность, все столярные, значительная часть ювелирных заведений, кузнецы, слесарни, каботаж, сельские и черные работы, огородничество, кирпичное производство. все те отрасли, на развитие которых возможна колонизация в крае, находятся в руках желтых» [2, с. 232]. Исходя из перечисленного, автор с уверенностью заявляет о наличии в Приамурье «желтой опасности» и называет ее «хроническим недугом, на который долго не обращали внимания, залечивали при разных проявлениях и окончательно не вылечили, так как он требует постоянного длительного лечения» [2, с. 232]. Сравнивая разные национальности, Граве самым опас-

ным контингентом считал китайцев, корейцев же он называл «желательным для нас элементом».

Аналогично рассматривается вопрос о «желтой опасности» в работе В. Д. Песоцко-го. Автор делает акцент на нежелательность притока, прежде всего, китайских подданных. Он выделяет из «желтой опасности» так называемый «корейский вопрос», так как «... нигде нельзя найти отождествления приходящего в Край корейского элемента с китайским; везде проводится и подчеркивается разница». Корейцы характеризуются как «скромные, послушные, трудолюбивые.» [6, с. 69].

Главную проблему во взаимодействии с корейцами В. И. Вагин видел не в «желтой опасности», а в том, что «на них смотрят, не как на свободных людей, предложивших нам свое подданство и свои услуги и в силу этого подданства совершенно равноправных со всеми остальными гражданами государства, а только как на рабочую силу, которой можно распоряжаться как угодно» [1, с. 29]. Автор не видит вреда в поселениях корейцев около государственной границы. Вагин отмечает, что местная администрация стала принимать предупредительные меры только после посещения края Н. М. Пржевальским.

Свою точку зрения на «желтый вопрос» отстаивает в статьях А. Комов [3]. Он убежден в том, что, несмотря на избыток китайцев и корейцев, без них нельзя обойтись. Автор видит выгоду для золотопромышленников не только в дешевизне их труда, но и в том, что китайцы и корейцы идут на самые тяжелые работы. Комов согласен с тем, что иностранцы составляли огромную конкуренцию отечественным рабочим, а всю ответственность за нерешение этой проблемы возлагал на местную власть: «Окончательное решение вопроса передавалось "местным общественным организациям", а кому - точно неизвестно» [3, с. 21]. Комов в своих статьях указывал и на то, что притеснение китайцев в России, скорее всего, инициирует негативный ответ по отношению к русским в Маньчжурии. Таким образом, он предлагал активно использовать дешевый азиатский труд для развития российской промышленности и при этом всесторонне усиливать контроль над этим процессом.

В советский период в историографии также рассматриваются вопросы, касающиеся статуса иностранцев в России, их сферы деятельности и т. д. Если говорить о работах, отражающих историю китайцев в России, то в силу негативных политических процессов,

происходивших между нашими государствами, в период после Октябрьской революции 1917 г. их практически нет.

К общим исследованиям, в которых частично освещается «желтый вопрос», можно отнести работы И. И. Серебренникова [10], Ф. В. Соловьева [10]. В работе И. И. Серебренникова даются краткие данные о «желтолицых», как о пришлом населении, которое делится на две группы: 1) русско-подданное и 2) иностранно-подданное. Китайские и корейские рабочие, например, в его работе характеризуются так: «они играют видную роль в хозяйственной жизни Дальнего Востока, постепенно проникают и в пределы Средней Сибири, захватывая одну за другой отрасли рабочего труда. Экономическое укрепление этих народов на востоке Сибири... и меры борьбы этого укрепления составляют содержание так называемого «желтого вопроса» в Сибири» [9, с. 66]. Решение этого вопроса, как в рамках Сибири, так и рамках мирового масштаба, автор относит к «делу будущего времени».

В работе Ф. В. Соловьева «Китайское отходничество на Дальнем Востоке России в эпоху капитализма (1861 - 1917 гг.)» подробно рассматриваются основные виды деятельности китайских отходников. Проанализировав китайское отходничество, автор приходит к следующему выводу: «китайское отходничество на Дальнем Востоке России нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, китайские рабочие своим трудом способствовали хозяйственному освоению края - китайское огородничество, торговля и предпринимательство в известной мере восполняли недостаток в товарах и слабую организацию бытового обслуживания населения.

В то же время расхищение природных богатств китайскими промысловиками, распространение ханшина и опиума, а также закабаление аборигенного населения китайскими торговцами, антирусская пропаганда цинских агентов среди местного аборигенного и пришлого китайского населения наносили вред национальным интересам России» [10, с. 101].

С распадом СССР начинается новый период в отечественной историографии. Изменения касаются и изучения истории китайских и корейских рабочих в России. Выходят научные работы как обобщающего характера, так и посвященные малоизученным аспектам пребывания иностранных рабочих на Дальнем Востоке. Как в дореволюционный период, так и в отечественной историографии конца ХХ - начала XXI в. остается ак-

Гуманитарный вектор. 2010. № 3 (23)

туальным вопрос о так называемой «желтой опасности». Этот термин стал широко использоваться в средствах массовой информации и печатных изданиях России еще в конце XIX в., со времен активизации хозяйственноэкономической деятельности русского правительства по освоению дальневосточных земель и китайской колонизации Маньчжурии. Решение этого вопроса рассматривается неоднозначно и на современном этапе. Так,

С. Г. Нам в своей работе говорит о наличии на Дальнем Востоке «желтой опасности»: «Наплыв в край желтого элемента - китайцев и корейцев - правительство России сочло опасным для своих экономических и политических интересов, и этим было вызвано его стремление сделать эту область исключительно русской по национальному составу» [6, с. 62]. Однако автор вслед за В. Д. Песоцким разграничивает понятия «желтая опасность» и «корейский вопрос». «За "корейским вопросом" не стоит "желтая опасность", он считает, что наибольшую опасность представляли китайские подданные» [5, с. 62].

В своей статье «Желтый вопрос» А. Ларин говорит о том, что «постоянную головную боль у российских должностных лиц вызывало «внеземелье» китайской диаспоры. Она воспринималась как инородное образование, плохо подчиняющееся российским законам, живущее недоступной для посторонних взоров внутренней жизнью и не поддающееся ассимиляции» [4, с. 68]. Независимость китайских рабочих от российских законов, большая доля их наемного труда в экономике Дальнего Востока, вытеснение с золотых приисков русских рабочих, утайка и скупка золота, сбыт некачественных товаров, нечестная торговля, ханшинное производство - все это создавало устойчивое представление о «китайском засилье». Однако автор считает, что «страхи насчет «желтой опасности» были в значительной мере преувеличены. Наплыв не опасен политически» [5, с. 68].

Анализирует наличие «желтой опасности» на Дальнем Востоке и Ю. Н. Поповиче-ва [8]. По мнению автора, «желтый вопрос»

является «фокусом, в котором сошлись важнейшие для Дальнего Востока проблемы: стратегическая задача удержать край в составе России и поддерживать добрососедские отношения с Китаем, необходимость русской колонизации региона и в то же время невозможность обойтись без трудового участия китайских и корейских иммигрантов. Попытки борьбы с "желтой опасностью"выявили сильные и слабые стороны администрации края. Ярко проявились умения решать проблемы с наименьшими потерями. В то же время налицо и слабости русской бюрократической системы при столкновении с "неформальными" группами населения, т. е. представителями инокультурного общества, отличающегося от русского по составу, занятиям и образу жизни, и, следовательно, выпадающих из привычного для русских чиновников способа управления» [8, с. 19].

В работе А. И. Петрова говорится о том, что впервые о «желтом вопросе» «заговорили на Хабаровских съездах сведущих людей в 1886 г.» [7, с. 348]. Как отмечает автор, политически вредными китайцы стали считаться потому, что они трудно ассимилировались с русским населением и постоянно придерживались своих обычаев и традиций. Экономический вред, приносимый китайцами, мотивировался высокой конкурентоспособностью их труда. А. И. Петров отмечает, что интерес к этой проблеме у властей и общественности был всегда, но после боксерского восстания и русско-японской войны 1904-1905 гг. он становится сильнее. Проблема «желтой опасности» стала менее острой только с началом Первой мировой войны.

Современность ставит перед нами схожие проблемы: сейчас крайне актуален вопрос о роли и статусе китайцев и корейцев в России. Однако контроль над процессом привлечения иностранной рабочей силы, особенно в период сложной экономической ситуации в России на современном этапе, требует жесткого контроля и регламентации со стороны российских властей.

Список литературы

1. Вагин В. И. Корейцы на Амуре // Сборник историко-статистических сведений о Сибири и сопредельных ей странах. СПб., 1875. Т. 1. Вып. 2. С. 1-29.

2. Граве В. В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Отчет уполномоченного Министерства иностранных дел В. В. Граве. Труды командированной по Высочайшему повелению Амурской экспедиции. СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1912. Вып. XI. 490 с.

3. Комов А. О китайцах и корейцах в Приамурском крае // Сибирские вопросы. СПб., 1909. № 27. С. 18-27.

4. Ларин А. Желтый вопрос // Родина. 1999. № 1. С. 66-72.

5. Нам С. Г. Российские корейцы: история и культура (1860 - 1925 гг.) М.: Изд-во Ин-та востоковедения РАН, 1998. 188 с.

6. Песоцкий В. Д. Корейский вопрос в Приамурье. Прил. к вып. XI: труды командированной по высочайшему повелению амурской экспедиции. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1913. 188 с.

7. Петров А. И. История китайцев в России. 1856-1917 годы. СПб.: Береста, 2003. 960 с.

8. Поповичева Ю. Н. «Желтый вопрос» в деятельности высшей дальневосточной администрации (1883-1900) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2001. С. 14-19.

9. Серебренников И. И. Инородческий вопрос в Сибири. Иркутск, 1917. 16 с.

10. Соловьев Ф. В. Китайское отходничество на Дальнем Востоке России в эпоху капитализма (18611917 гг.). М.: Наука, 1989. 127 с.

УДК 271 ББК Э 372. 24

Е. В. Дроботушенко

г. Чита

Монастыри Русской православной церкви как проводники государственности за Байкалом

Статья посвящена определению роли монастырей Русской православной церкви (РПЦ) в процессе утверждения светской и духовной государственности на новых территориях Российской империи. Под новыми территориями подразумевается геополитически важный регион - территории за Байкалом. В основе - анализ роли православных обителей в установлении взаимодействия пришлого русского и коренного населения, характеристика архитектурных особенностей обителей, социального состава монашествующих и послушников, уровня взаимодействия со светскими властями.

Ключевые слова: Русская православная церковь, православные монастыри, консистория, миссионерство, благотворительность, Забайкальская область, Забайкальский край, Чита.

Ye. V. Drobotushenko

Chita

Cloisters of Russian Orthodox Church as Transmitters of State System beyond the Baikal

The article is devoted to the determining of the role of cloisters of Russian Orthodox Church in the process of establishment of profane and spiritual nationhood upon new areas of Russian Empire. Beyond the new areas it is mentioned the geopolitically important region - the territories disposed beyond the Baikal. The author of this article analyzes the role of orthodox cloisters in establishment of interaction between arrived Russian and indigenous population; characteristic of architectural peculiarities of cloisters, of monk and novice social structure; the level of interaction with temporal power.

Keywords: orthodoxy, Russian Orthodox Church, orthodox monasteries, cloisters, priests, monks, novitiates, senior priests, diocesan pontiffs, consistory, state power, governors, missionary work, charity, Transbaikalian region, Chita.

При изучении истории приграничных территорий, процессов становления, трансформации государственности на них особый интерес для исследователя представляет деятельность отдельных религиозных конфессий. Отдельное место в данном разговоре - у православия - религии, долгое время бывшей единственной в государстве. В укреплении государственности на новых территориях в рамках деятельности Русской православной церкви, в целом, важную роль играли православные монастыри стоят православные монастыри. Интересна их роль в истории приграничных территорий, там, где сильно

влияние соседних государств, где существует большая вероятность возникновения или реализации межгосударственных конфликтов или предконфликтных ситуаций. Отдельной строкой здесь стоят регионы, в тот или иной период времени присоединяемые к какому-либо государству, регионы, где уже сложились свои относительно устойчивые социально-политические отношения. Примером такой территории может являться Забайкалье.

Православные монастыри в истории России часто становились выразителями государственной политики в освоении новых зе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.