Научная статья на тему 'ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В КУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX-XXI ВВ.)'

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В КУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX-XXI ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДЕТСТВА / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ЛИТЕРАТУРА / КИНЕМАТОГРАФ / ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / CHILDHOOD CULTURE / INCULTURATION / SOCIALIZATION / RAILWAY / LITERATURE / CINEMA / CHILDREN'S RAILWAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Е. А.

Статья посвящена выявлению места образа железной дороги в культуре детства на примере отечественной культуры ХХ-ХХI вв. Железная дорога, как один из символов новейшего времени, нашла свое отражение в различных элементах культуры детства, став инструментом инкультурации и социализации ребенка. Анализ произведений искусства (литературных, кинематографических), связанных с железнодорожной тематикой, приводит к выводу об их безграничных возможностях в процессе развития ребенка и, шире, - в социальном конструировании его мира и мировоззрения. Железная дорога стала частью игровой культуры - движущиеся электрические поезда прошли свою техническую эволюцию и продолжают совершенствоваться, фиксируя и транслируя определенные культурные ценности. Упоминается в статье детская железная дорога как важный элемент социализации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAILWAY IN THE CULTURE OF CHILDHOOD (ON THE EXAMPLE OF NATIONAL CULTURE OF THE 20-21TH CENTURIES)

The article is devoted to identifying the place of the railway image in the culture of childhood on the example of the national culture of the 20-21'h centuries. The railway, as one of the symbols of modern times, is reflected in various elements of the culture of childhood, becoming a tool for the inculturation and socialization of the child. An analysis of works of art (literary, cinematographic) related to the railway theme leads to the conclusion about their wide possibilities in the process of a child's development and, more broadly, in the social construction of his world and worldview. The railway has become a part of the gaming culture - moving electric trains have undergone their technical evolution and continue to improve, capturing and broadcasting certain cultural values. The children's railway is mentioned in the article as an important element of the socialization of children.

Текст научной работы на тему «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В КУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX-XXI ВВ.)»

11. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3-20.

12. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 1998. 288 с.

13. Аристотель // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М. : Советская энциклопедия, 1983. С. 35-38.

14. Порус В. Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1. С. 95-108.

15. Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант: К решению парадокса времени / пер. с англ. 5-е изд., испр. М. : Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

16. Швенк Т. Чувствующий хаос: Образование движущихся форм в воде и воздухе / пер. с нем. М. : Новый Центр, 2003. 215 с. : ил.

17. Форма // Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.]. С. 432-433. URL: https://ru.b-ok.cc/book/2998823/b036ce (дата обращения: 28.09.2020).

18. Michl J. E. H. Gombrich's Adoption of the Formula form Follows Function: A Case of Mistaken Identity? // Human Affairs, 2009. № 19 (3). P. 274-288.

19. Скиннер С. Священная геометрия. Расшифровывая код / пер. с англ. В. Е. Венюковой. М. : Кладезь-Букс, 2007. 160 с.

20. Райт Ф. Л. Будущее архитектуры / пер. с англ. А. Ф. Гольдштейн, ред. А. И. Гегелло. М. : Госстройиздат, 1960. 248 с.

21. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В. П. Шестакова. М. : Архитектура-С, 2012. 392 с.

© Ланщикова Г. А., Позднякова Т. Ю., Амиржанова А. Ш., 2020

УДК 130.2+37

Науч. спец. 09.00.13

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-20-25

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В КУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ-ХХ1 ВВ.)

Статья посвящена выявлению места образа железной дороги в культуре детства на примере отечественной культуры ХХ-ХХ1 вв. Железная дорога, как один из символов новейшего времени, нашла свое отражение в различных элементах культуры детства, став инструментом инкуль-турации и социализации ребенка. Анализ произведений искусства (литературных, кинематографических), связанных с железнодорожной тематикой, приводит к выводу об их безграничных возможностях в процессе развития ребенка и, шире, — в социальном конструировании его мира и мировоззрения. Железная дорога стала частью игровой культуры — движущиеся электрические поезда прошли свою техническую эволюцию и продолжают совершенствоваться, фиксируя и транслируя определенные культурные ценности. Упоминается в статье детская железная дорога как важный элемент социализации детей.

Ключевые слова: культура детства, инкультурация, социализация, железная дорога, литература, кинематограф, детская железная дорога.

Е. А. Мальцева E. A. Maltseva

RAILWAY IN THE CULTURE OF CHILDHOOD (ON THE EXAMPLE OF NATIONAL CULTURE OF THE 20-21th CENTURIES)

The article is devoted to identifying the place of the railway image in the culture of childhood on the example of the national culture of the 20-21th centuries. The railway, as one of the symbols of modern times, is reflected in various elements of the culture of childhood, becoming a tool for the inculturation and socialization of the child. An analysis of works of art (literary, cinematographic) related to the railway theme leads to the conclusion about their wide possibilities in the process of a child's development and, more broadly, in the social construction of his world and worldview. The railway has become a part of the gaming culture — moving electric trains have undergone their technical evolution and continue to improve, capturing and broadcasting certain cultural values. The children's railway is mentioned in the article as an important element of the socialization of children.

Keywords: childhood culture, inculturation, socialization, railway, literature, cinema, children's railway.

Феномен детства — один из приоритетных объектов изучения гуманитарных наук ХХ-ХХ1 вв. — истории, этнографии, психологии, педагогики, социологии, философии [1]. В центре внимания исследователей находятся возрастные психологические особенности ребенка, его положение в обществе, права ребенка, образы ребенка в культуре, особенности мира детства как специфического жизненного мира и культуры детства как среды этого мира. Последняя проблема отчетливо обозначилась в последние десятилетия, когда стало

понятно, что детство и ребенка нельзя рассматривать исключительно как объект и продукт деятельности взрослых, а необходимо, как пишет И. С. Кон, представлять мир детства как «...автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями» [2, с. 162].

Определение термина «культура детства» активно обсуждается современными исследователями и трактуется различным образом. С. Н. Майорова-Щеглова данное

20

Гуманитарные исследования • 2020 • № 3 (28)

понятие описывает как «...совокупность устоявшихся, оформленных в традиции религиозно-этических, правовых, художественно-эстетических норм, образцов и реальных практик поведения взрослого сообщества по отношению к детству...», а пространство деятельности самих детей обозначает термином «субкультура детства» [3, с. 212].

Ряд других авторов дает более широкую трактовку термина, например: «Культура детства — это сложная, полиструктурная традиционная ценностно-нормативная система, включающая в себя ритуалы, символические образы и атрибуты, культурные практики, образцы поведения взрослых и детей в процессе их коммуникации в конкретном пространственно-временном континууме» [4, с. 58]. Согласимся с данной трактовкой и отметим, что она позволяет выделить два слоя в культуре детства — это культура, создаваемая старшим поколением для ребенка и закрепленная социальными институтами, и культура, создаваемая самими детьми, результат их творческой деятельности.

В культуре детства, трактуемой таком образом, можно выделить также два фундаментальных основания формирования. Культура детства, с одной стороны, складывается стихийным образом, выступая отображением и продолжением культуры общества, в котором она формируется, и проявлением естественной социально-биологической определенности детского периода, «данности самого детства» [1, с. 72]. С другой стороны, культура детства более или менее целенаправленно конструируется обществом в определенном виде через разнообразные каналы влияния, от предоставляемых детям материальных возможностей до транслируемых эталонов детства.

Доминирующие процессы, протекающие в русле обеих тенденций и определяющие развитие обоих слоев, — инкультурация и социализация. Процесс инкультурации в культурологии рассматривается как процесс усвоения норм, ценностей, обычаев, традиций культуры, которая в результате становится «своей». Под социализацией же понимают включение индивида в систему общественных отношений, освоение определенной социальной роли. Оба процесса продолжаются всю жизнь, но особенно активно в детском возрасте, когда происходит становление человека как личности.

Освоение культуры и встраивание в социальную среду происходит в процессе взаимодействия ребенка с различными артефактами культуры. Один из таких артефактов, присутствующих в культуре детства и оказывающих несомненное влияние на инкультурацию и социализацию ребенка, — железная дорога. Войдя в культуру как материальный объект, существенно изменивший жизнь общества, железная дорога почти сразу стала и значимой частью духовной культуры, в частности, будучи осмысленной представителями различных видов искусства. Постепенно она нашла свое место и в культуре детства, став инструментом инкультурации и социализации ребенка. Соответственно, искусство, связанное с тематикой железной дороги, оказалось не только частью естественного развития культуры детства в техногенной цивилизации, но и одним из элементов социального конструирования этого мира и мировоззрения ребенка.

Тема железной дороги присутствует в многочисленных произведениях искусства, созданных для детей. Так, устойчив ее образ в детской литературе. Особенно популярен он был в 1920-1930-е гг. Анализ коллекции Российской государственной детской библиотеки показывает многообразие книг данной тематики, изданных в этот период. Перечислим лишь некоторые: «Книжка с картинками о паровозах» М. Луганского (1924), «Паровоз» С. Т. Григорьева (1925), «Паровозы на дыбы» П. П. Орловца (1925), «Паровой конь» А. Л. Слонимского (1925), «Победа над сушей» П. И. Лопатина (1925), «Железный конь. Что такое железные дороги» В. Д. Никольского (1926), «О чем пели колеса» М. Гинзбург (1927), «Поехали» О. М. Гурьян (1928), «Машинист» Г. К. Никифорова (1928), «Поезд» Л. Е. Остроумова (1928), «Железная дорога» А. И. Введенского (1929), «Железная дорога» В. А. Щепотева (1930), «На стальных путях» Д. Ли-повецкого (1931), «Повесть о Турксибе» С. К. Крушинского (1931), «Сигнал» В. М. Гаршина (1937) и др. [5].

Такое количество произведений можно объяснить особой значимостью образа железной дороги для культуры и искусства двух первых десятилетий советской власти. Железная дорога символизировала технический прогресс, прорыв в светлое будущее, построение нового общества. Данная идеология транслировалась через литературу и на детскую аудиторию разного возраста.

На дошкольный возраст ориентировано стихотворение автора под псевдонимом Дядя Петро «Фу-ты, ну-ты, паровоз» (1925), пропагандирующее идею смычки города с деревней, в ней от имени паровоза дети призываются приносить продукты для городских жителей в обмен на книги, тракторы, топоры (рис. 1):

Но ревет гудок протяжно: — Гей, детишки, по местам! Это очень-очень важно, Что сейчас скажу я вам.

Мы сейчас устроим смычку. Всяк из вас неси сюда — По снопу иль по яичку, Молока иль толокна.

Рис. 1. Дядя Петро. Фу-ты, ну-ты, паровоз. Иллюстрация.

Книга Д. Липовецкого «На стальных путях» обращена к юношеству. В ней автор рассказывает об истории строительства железных дорог, значении для молодой советской страны, подчеркивая ее особую роль в жизни общества

Гуманитарные исследования • 2020 • № 3 (28)

21

и культуры: «Железная дорога — не только пионер культуры. Железная дорога — не только коммерческое предприятие» [6, с. 25]. В последней главе автор призывает юных читателей «идти на разведку» по железнодорожной станции, находить и записывать все неполадки в работе железной дороги (опаздывающих, простаивающих или пьяных рабочих, стоящие пустыми вагоны, неработающее оборудование) и сообщать о «головотяпах и вредителях» в ячейку, партком, Государственное политическое управление (ГПУ). Современный взгляд на данный текст позволяет критически оценивать подобный диалог с подрастающим поколением, но для того времени это была привычная риторика, призванная воспитывать новое поколение необходимым для государства образом.

При этом железная дорога в детской литературе однозначно представляется как положительный образ, паровоз — как полезный объект, с которым обязательно нужно познакомиться.Такое знаком ство с тем, как устроена железнодорожная техника, присутствует в произведениях данного периода для разных возрастов. А. Коваленский в книжке для младшеговозраска «Жел езная дарога» (1929) дает первое представление — в коротких четверостишьях рассказывает о рельсах« шпалах, вагонах (рве. а). Б.Житков в яниге для более старшего возраста «Паровозы» (1925) расска-зывавто даботаммлекнодора>вно й нехникянрким х«д оммне-твенным взывом, пмвдевнвмая пармвнаы о дачесаве живых объактов, нотерые разговоривоют, йдреавваат, болеюн. В результате создается живой, близкий и понятный ребенку оброз. На ыяошавкийвонрнсв аривяти.ована [эвбоаа иоже-нера Т. Д.Дивальакага «Ж^^иыН^^ь^в. Чтм йркое железные дарагы» (-Ш2 6), ыобива^^ам^^в^1^ншкимиг^од роо ностями, схемами и чертежами. Автор не только знакомит с устройством железной дороги, но и воспитывает читателя — каыeт д труд зoвтауpaДаты железводорожвитовы прр-зыв^^т^^^^нв^о^ь^р к нвм стивсм^я: «Мажна пвнма сказать, что железнодорожное дело — одна из самых трудных и ответственных частей нашего советского хозяйства. Это мы ае давжнв! зобвмать, вды яал ьнyраж бвагвмижеоез-нодврамааыа ссвРынния» [/.вв 1].

ние М. Гинзбург «О чем пели колеса» состоит из «песенок» про машиниста, помощника машиниста, кочегара, стрелочника, сцепщика, телеграфиста, говорящих о значимости каждой профессии (рис. 3).

Рис.2. А.Коваленский.Железнаядорога. Иллюстрации

Выбор профессии — составная часть процесса социализации ребенка. В детской литературе присутствует данная тематика, авторы в стихотворной форме рассказывают о железнодорожных специальностях. Например, произведе-

Рис. 3. М. Гинзбург. О чем пели колеса. Иллюстрация

Необходимо отметить иллюстрации к детским книгам данного периода. Стилистически разнообразные (что связано с наличием большогочисла художественныхтечений вотечественном искусстве 1920-х гг.), они поддерживают и визуально закрепляют создаваемый словом образ, а иногда создают и собственное художественное пространство. Такова, например, книга «Поезд» (1929), в которой текст Е. Л. Шварца является, скорее, введением и заключением к серии красочных рисунков В. М. Ермолаевой (рис. 4). Главный герой всей художественной композиции — поезд, который проносится через разные страны и континенты, показывая ребенку большой и сложный мир и делая этот мир доступным для освоения.

Рис. 4. Е. Л. Шварц. Поезд. Иллюстрации

Вполне объяснимо, что следующим периодом ярко выраженного интереса детских поэтов и писателей к железной дороге оказались 1960-1970-е гг. — эпоха научно-технической революции, входе которой идеологема прекрасного будущего, связанного с неограниченными возможностями технического прогресса, захватывает всё общество. Тема железной дороги в этот период присутствует в многочисленных поэтических сборниках, издаются отдельные самостоятельные произведения. Так, в 1960 г. была

22

Гуманит» рзыо нсс^^домнк^о « ав20 • № 3 (во)

опубликована книжка «Поезд идет» М. Ефетова, рассказывающая дошкольникам о работе железной дороги в форме повествования о путешествии мальчика Вити. Такая форма изложения делает рассказ о сложной технической системе (автор оперирует профессиональной терминологией — маневровый поезд, сортировочная горка, башмак, путепровод) близким и понятным ребенку. Однако ключевой аспект здесь не просто знакомство с тем, как устроена железная дорога. Основная идея звучит в последних строчках: «Нигде в мире нет таких больших железных дорог, как в нашей стране. <...> Очень почетно быть железнодорожником в нашей стране» [8, с. 26-28]. Тема железной дороги становится, таким образом, транслятором не только позитивного отношения к техническому прогрессу, но и гордости за достижения своей родины, любви к ней.

Вхождение железной дороги в ткань культуры, ее место в качестве базовой конструкции социального пространства отразилось, в частности, в одном из произведений С. Я. Маршака, где железная дорога оказалась удобным образом для знакомства малышей с русским алфавитом. В стихотворной азбуке «Веселое путешествие от А до Я» детям предлагается путешествие по алфавиту, которое начинается на поезде «от станции Москва» [9, с. 549]:

Пары разводит паровоз, Зажег два фонаря И мчится с грохотом колес По строчкам букваря.

Яркий, динамичный текст ведет юного читателя от буквы к букве, разворачивая при этом целую энциклопедию жизни в родной стране — заводы, колхозы, почта, телеграф, ремесленное училище, универмаг, цирк, леса, сады. Патриотическая тема стержневая для данного произведения и решается в том числе и через образ железной дороги — огромные, внушающие уважение и восхищение, размеры страны подчеркиваются в строках, посвященных ей:

Один состав вдали исчез. Второй — у семафора: Пришел из Вильнюса экспресс, Владивостокский скорый...

Мы видим столько поездов Из окон станционных. Названья стольких городов На вывесках вагонных!..

У нас великая страна, Одна шестая света. Еще на севере весна, А уж на юге лето [9, с. 555].

Еще одна важная тема — тема труда. Маршак перечисляет и описывает множество профессий, с которыми ребенок знакомится во время путешествия — гончар, строитель, пожарный, шофер, пчеловод, типографский наборщик и т. д. Как писал А. Ивич, «"путешествие" охватило весь мир сегодняшних ребячьих интересов и мир труда, в который дети войдут, повзрослев» [10].

Смена приоритетов в современной культуре отразилась, в частности, в том, что современная детская литература про железную дорогу преимущественно представлена, с одной стороны, жанром фэнтези(в качествепримера назовем ГФлучиешиВпопулярностьв Росси и роман Дж. К. Поу-линг «Гарри Поттер», в котором средством, переносящим юных волшебников из обычного мира в мир фантастический, станоэится «Хоэвартс-экспреси»),ужене нуаожествееуы-ми, а Фнваяо-понуеяун ыми я^дв^иями — многнчинлекнымм энциклопедиями, рассчитанными на разный возраст и ставящими задапу|-Фсширеяиу н^гозвра реме н— , услуМлеаия его попнавательвдх инторееов| фо-ффэвания мнеерооа к окружающему миру, умения встраиваться в этот мир.

Отображение железной дороги в другом виде искус-ствн — кпнемэтофэфу—п канентве лпоео0акснснруи-рованиэк—льтуры дввсаяа имеет дуcнaтмчно засят-мю специфику. В художественном кино для детей железнодорожная тематика представлена, возможно, менее полно, и кмнуматофв—ачефккй обуиз железнэй дофоги пкузы-ваетФяв годазуп бомие вп1фаженяоИстепунвсзепкепным с социальными событиями. Железная дорога и паровоз как обфаи.сомуояаззф^щи0 вяжнуФэяоэу в истоки отжче-ство — яeоыoм уевэлюуии у фaю—кcсoИ оойнд|, исчользу-ется в детских фильмах 1950-1970-х гг., и типичные персонажи таких фильмов — дети, героически помогающие своим отцем соролта твв—ю сосетс^ю тлэсть.

ВЮ5а г. не юн о стндаи Беоаууоьфи льм быле снучакат-тина «Миколка-паровоз» (реж. Л. Голуб). Основным местом действия в фильме становится железная дорога, с ней свя-заныааккф^'^еыю уомунты з (здуся

вест город истрэчает царпкуй разво-

рачивают революционную пропаганду, партизаны вступают в борьпум ^лугфурде^ами), таз медь3 гзавного герся, сы да жyлyсиyфоpyдсy-о —убузуку. Пу тампале aекyВов фивьмн,ыллзчик coвeашaон гзроччуе кив поутуп зк — саеу-стоятельно управляет паровозом, который должен спасти паpнизиникийyвpя1у увс. 5ф

Рис. 5. «Миколка-паровоз». Кадр из фильма

События Гражданской войны стали сюжетом кинокартины «Огненное детство» (1976 г., реж. Ю. Швырёв). И в этом фильме дети — сыновья рабочих депо, вступают в борьбу против белогвардейцев, выполняют главную задачу — выводят из строя их бронепоезд. Место действия фильма — железнодорожная станция со стоящей на запасных путях многочисленной техникой, среди которой очень уверенно чувствуют себя юные герои фильма. Паровозы, вагоны для

Гуманитарные исследования • МОКС^Мо 3 ( 2у)

23

этих детей — самостоятельный мир, здесь они прячут оружие, организуют отряд — Юнармию, здесь активно действуют, помогая взрослым противостоять белогвардейцам.

В фильме «Мандат» (1963 г., реж. Н. Лебедев) тринадцатилетний сын большевика едет железнодорожным составом с отцом доставать хлеб для голодающего Петрограда. После гибели продотряда ребенок начинает действовать самостоятельно и спасает состав с продовольствием. Главный визуальный образ фильма, организующий пространство, — железная дорога, и именно она вносит в фильм революционную романтику.

Кинематограф 1980-х и последующих лет в большей степени стал ориентироваться на современную тематику, в том числе в фильмах для детей, но тенденция к сильному социальному посылу в кинематографическом воплощении железной дороги сохраняется. Так, кинолента «Поезд со станции детства» (1986 г., реж. Х. Файзиев) повествует о событиях, разворачивающихся вокруг детской железной дороги. В столкновении юных железнодорожников и группы хулиганов, разоряющих станции и составы, побеждают ребята в форме. Железная дорога в этом фильме выступает как мощное организующее начало, собирающее детей в единый коллектив и позволяющее им проявить свои лучшие качества.

Несколько другой аспект присутствия железной дороги в мире детства создает мультипликационное кино. Мультипликационные фильмы, создаваемые преимущественно для детей младшего школьного возраста, также ориентированы на то, чтобы с помощью наглядных ярких образов передать знания о мире, познакомить ребенка с ключевыми явлениями и объектами окружающей действительности, заложить представления о ценностях и нормах, т. е. способствовать его социализации и инкультурации. Но при этом, в соответствии с законами жанра, железная дорога одушевляется, очеловечивается, превращаясь тем самым в одну из составляющих среды мира детства и делая ее более открытой новому и при этом уютной, защищенной.

Самый известный советский мультфильм «железнодорожной тематики» — «Паровозик из Ромашкова» (1967 г., реж. В. Дегтярев). Это красочная история, в которой с помощью образа «ожившего» паровоза детям рассказывается об умении видеть красоту окружающего мира, удивляться и ценить ее (рис. 6).

Рис. 6. «Паровозик из Ромашкова». Кадр из фильма

Мультфильм «Голубая стрела» (1985 г., реж. М. Бузинова, И. Доукша), снятый по мотивам сказки Дж. Родари о приключениях пассажиров игрушечного поезда, представляет игрушечный состав как выполняющий миссию защиты детства. «Голубая стрела» дарит радость, на которую в сказке Дж. Ро-дари вправе рассчитывать каждый ребенок.

Современная мультипликация предлагает целый ряд сериалов, в которых главными героями становятся паровозы. В российском прокате чрезвычайную популярность приобрели дублированные сериалы «Веселые паровозики из Чаггингтона» (выходит с 2008 г., реж. С. Болл), «Паровозик Томас и его друзья» (выходит с 1984 г.), в которых рассказывается о приключениях наделенных человеческими качествами и уникальными характерами паровозов. Анимированные герои неустанно трудятся, выполняя самые разнообразные железнодорожные работы, демонстрируя такие качества, как трудолюбие, дружелюбность, ответственность и др. Сериалы открывают юному поколению железную дорогу как мир стабильности, действующих правил, распорядка, структурированности. Отечественные мультипликаторы, в какой-то мере копируя западные образцы, также создают сериалы, в которых главными героями становятся паровозики. Назовем такие сериалы, как «Паровозик Тишка» (выходит с 2012 г.), «Паровозик Олли и друзья», «Смышленый паровозик» (2014), «Паровозик Санни» — мультфильмы развивающего характера, обучающие навыкам элементарного счета, знанию алфавита и т. д. Образ маленького движущегося паровоза, наделенного человеческими свойствами, оказывается удобным для привлечения внимания детей младшего возраста к первичной информации об окружающем мире и при этом позволяет создать образ мира культуры, дружелюбно настроенного к маленькому человеку.

Тема железной дороги в культуре детства присутствует не только в пространстве искусства, но и как часть игровой культуры. Игрушка традиционно считается для ребенка объектом, с помощью которого он осваивает окружающий мир, а также законы человеческих взаимоотношений. При этом игрушки меняются с развитием общества, становятся транслятором его ценностей и установок на определенном этапе. Производство игрушечной железной дороги началось почти сразу после появления в Европе железнодорожного сообщения — движущиеся миниатюрные поезда в XIX в. стали роскошной игрушкой не только для детей, но и для взрослых. Достаточно долго такую игрушку производили только европейские фирмы, в России ее производство началось в 1930-е гг. Завод «Пресс» выпускал высокотехнологические игрушки, которые не были точными моделями железнодорожной техники, но хорошо передавали ее особенности.

В послевоенное время началось производство ставшей культовой электрической железной дороги «Пионерская», в комплект которой входили металлический тепловоз, грузовые и пассажирские вагоны, рельсы, здание вокзала, железнодорожный переезд, фонари освещения. Игрушка была малодоступна для семей (в силу дороговизны и масштабности), поэтому приобреталась для клубов, дворцов пионеров, где школьники получали возможность

24

Гуманитарные исследования • 2020 • № 3 (28)

приобщиться к техническому творчеству (рис. 7). Производство игрушечных железных дорог до сих продолжается, современные компании создают и очень точные модели современной и ретротехники, и копии паровозов — героев кинематографической индустрии (например, Хогвартс-экс-пресс от LIONEL, паровозики из Чаггингтона фирмы Leaning Curve). Это свидетельствует об актуальности образа железной дороги как для общества в целом, так и для детской аудитории. Игрушечная железная дорога стала уникальной игрушкой, способной развиваться вместе с обществом, его культурой и нести культурные ценности следующим поколениям.

Рис. 7. Электрическая железная дорога

Мощным инструментом социализации и инкультурации представляется еще один объект в отечественной культуре — детская железная дорога. Идея строительства железной дороги, на которой бы учились и работали дети, стала воплощаться в жизнь в период активной индустриализации страны — в 1930-е гг., когда были построены и введены в эксплуатацию Тбилисская и Днепропетровская детские железные дороги. В настоящее время в России функционирует 26 таких дорог, каждая из которых является не развлечением, а серьезным образовательным центром, в котором дети получают возможность познакомиться со всеми железнодорожными профессиями, получить технические знания, опыт самостоятельной трудовой деятельности (рис. 8).

Рис. 8. Детская железная дорога, Новосибирск

За период детства у человека в результате инкультурации формируется картина мира, характерная для народа, представителем которого он является. В этой картине мира определенное место занимает железная дорога. Благодаря структурной сложности, многообразию, массовой включенности в жизнь общества, а потому — узнаваемости, железная дорога становится тем объектом, с помощью которого возможно достаточно сильное воздействие на ребенка. Образ железной дороги в искусстве и культуре позволяет раздвигать перед детьми границы мира, представляет мир как открытый, структурированный, организованный, зовущий человека к конструктивной деятельности.

1. Нефёдова Л. К. Философский смысл детства: западный и русский дискурсы. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. 410 с.

2. Кон И. С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2. С. 151174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-kak-sotsialnyy-fenomen (дата обращения: 22.08.2020).

3. Майорова-Щеглова С. Н. Диалог культур: поиск универсальных подходов к детству // Вестн. РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2008. № 2. С. 212-217. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-poisk-universalnyh-podhodov-k-detstvu-1 (дата обращения: 22.08.2020).

4. Самсонова И. В., Зайцева И. А. Современные проблемы культуры детства в России // Научный поиск. 2013. № 4 (10). С. 57-60. URL: http://www.sspu.ru/pages/journal/ arhiv/2013/np_2013_4.pdf (дата обращения: 22.08.2020).

5. Российская государственная детская библиотека. Национальная электронная детская библиотека. Архив оцифрованных материалов. URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/ (дата обращения: 22.08.2020).

6. Липовецкий Д. На стальных путях. М. : Огиз — Молодая гвардия, 1931. 96 с.

7. Никольский В. Д. Железный конь. Что такое железные дороги. М. : Государственное издательство, 1926. 54 с.

8. Ефетов М. С. Поезд идет. М. : Государственное издательство детской литературы, 1960. 28 с.

9. Маршак С. Я. Сочинения : в 4 т. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. Т. 1. 615 с.

10. Ивич А. Заметки о детских стихах Маршака // Воспитание поколений. О советской литературе для детей. М. : Детская литература, 1969. С. 71-125. URL: http://zhitkov. lit-info.ru/zhitkov/kritika/ivich-vospitanie/zametki-o-stihah-marshaka-12.htm (дата обращения: 22.08.2020).

© Мальцева Е. А., 2020

Гуманитарные исследования • 2020 • № 3 (28)

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.