Научная статья на тему 'Жанровые приемы отражения этических проблем науки в фантастическом романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля»'

Жанровые приемы отражения этических проблем науки в фантастическом романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Александр Беляев / «Голова профессора Доуэля» / этика науки и техники / научно-фантастический роман. / Alexander Belyaev / “The Head of Professor Dowell” / ethics of science and technology / science fiction novel.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цзоу Жуцзинь

“Голова профессора Доуэля” – это первое научно-фантастическое произведение А. Беляева. В роиане показан феномен “научного маньяка”, который злоупотребляет наукой и технологиями и бездумно модифицирует человеческие органы в погоне за славой и богатством. В романе Беляев тесно связывает научную иллюзию и социальную реальность, не забывая об этических проблемах науки и техники. В сочетании с соответствующими теориями этики науки и техники в данной статье анализируются этические проблемы науки и техники, возникающие в связи с отчуждением науки и техники в романе, и раскрываются мысли автора о рациональности науки и техники, а также его размышления об этическом кризисе. Роман одновременно отражает озабоченность автора феноменом научно-технического отчуждения и намекает на этические взгляды автора на науку и технологии: научно-технические работники должны брать на себя социальную ответственность, в полной мере учитывать последствия своей деятельности, брать за основу интересы всего человечества и тесно интегрировать научно-техническое развитие с долгосрочными интересами человечества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE TECHNIQUES FOR REFLECTING ETHICAL PROBLEMS OF SCIENCE IN A. BELYAEV’S SCIENCE FICTION NOVEL “THE HEAD OF PROFESSOR DOWELL”

Novel Professor Dowell’s Head is the first science fiction work by A. Belyaev. The novel shows the phenomenon of “science maniac” abusing science and technology and wantonly modifying human organs in pursuit of fame and fortune. In the novel, Belyaev closely links scientific illusion and social reality without forgetting the ethical issues of science and technology. Combined with the relevant theories of science and technology ethics, the article analyzes the ethical problems of science and technology triggered by the alienation of science and technology in the novel, and reveals the author’s thoughts on the rationality of science and technology as well as his reflection on the ethical crisis. The novel both reflects the author’s concern with the phenomenon of scientific and technological alienation and suggests that the author’s ethical view of science and technology: scientific and technical workers should take social responsibility, fully consider the consequences of activities, take the interests of all mankind as their starting point and closely integrate scientific and technological development with the long-term interests of mankind as a whole.

Текст научной работы на тему «Жанровые приемы отражения этических проблем науки в фантастическом романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля»»

Жанровые приемы отражения этических проблем науки в фантастическом романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля»

Цзоу Жуцзинь,

аспирант, Харбинский научно-технический университет

"Голова профессора Доуэля" - это первое научно-фантастическое произведение А. Беляева. В роиане показан феномен "научного маньяка", который злоупотребляет наукой и технологиями и бездумно модифицирует человеческие органы в погоне за славой и богатством. В романе Беляев тесно связывает научную иллюзию и социальную реальность, не забывая об этических проблемах науки и техники. В сочетании с соответствующими теориями этики науки и техники в данной статье анализируются этические проблемы науки и техники, возникающие в связи с отчуждением науки и техники в романе, и раскрываются мысли автора о рациональности науки и техники, а также его размышления об этическом кризисе. Роман одновременно отражает озабоченность автора феноменом научно-технического отчуждения и намекает на этические взгляды автора на науку и технологии: научно-технические работники должны брать на себя социальную ответственность, в полной мере учитывать последствия своей деятельности, брать за основу интересы всего человечества и тесно интегрировать научно-техническое развитие с долгосрочными интересами человечества в целом.

Ключевые слова: Александр Беляев, «Голова профессора Доуэля», этика науки и техники, научно-фантастический роман.

Александр Романович Беляев (1884-1942) -советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном» и «отцом советской научной фантастики». За свою жизнь Беляев написал 17 романов, а также десятки рассказов и повестей. «Имя выдающегося советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева широко известно в нашей стране и за рубежом. По статистической справке с 1956 по 1959 общий тираж переизданных его произведений превысил- 4 000 000 экземпляров в России» [6]. Исследования над произведениями А. Беляева начались в период творчества писателя и не прекращается до сих пор. И убедительное число переизданий сборников повестей, собраний сочинений (только за 1963-1996 гг. вышло семь собраний сочинений). Внушительное количество статей, посвящён-ных жизни и творчеству А.Р. Беляева (А.Ф. Бри-тикова, С. Ларина, В.В. Орлова, Я.С. Рыкачева и др.). К сожалению, «не отражало истинного диапазона творческих исканий писателя в области реалистической прозы, приключенческого и очеркового жанров, литературной критики» [2].

В XXI веке вышло несколько изданий о жизни и творчестве писатели, которые в значительной степени восполняют существующие по сей день лакуны в творческом наследии А. Беляева. Например:

• Полное собрание сочинений: в 7 т. серии «Отцы-основатели: русское пространство». В книге представлены воспоминания дочери писателя Светланы Александровны об отце, а также интересные неизвестные переживания писателя;

• Полное собрание сочинений: в 2 т.;

• Собрание сочинений: в 8 т. [5].

На настоящий момент интерес к А.Р. Беляеву не только не утих, но многократно возрос. Учёные опубликовали множество статей, посвященных творческим темам, образом главного героя и анализу дискурса писателя. Например:

И.А. Назаров отмечает, что «тема безумия в "Голова профессора Доуэля" приобретает особое значение в отечественной литературе 19201930-х годов» [7].

Е. А. Иваньшина рассматривает рассказы и романы А.Р. Беляева в фаустианском контексте, исследуя вопросы жизни и смерти [4].

Р.А. Гусейнов исследует образ учёного в фантастике на примере творчества Александра Беляева [3].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Н.А. Филатова анализирует Волшебно-сказочные закономерности в романе «Ариэль» [8].

В литературных произведениях «смелая постановка научно-фантастических проблем соединялась у Беляева с большим вниманием к социальному содержанию своих произведений» [5]. Беляев выражает свои мысли о человеческой природе, заботу о реальном мире и критику социальных проблем, уделяя особое внимание этике науки и техники.

Наиболее известным из многочисленных литературных произведений Беляева является роман "Голова профессора Доуэля", написанный в 1925 году. Сюжет романа рассказывает о парижском профессоре-хирурге Керне, который втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Керн - ученый с превосходными профессиональными достижениями. Но в погоне за тщеславием и желанием прославиться он постепенно потеряет совесть и человеческую сущность. Он тайно воскрешает головы других людей без разрешения и проводит эксперименты над человеческими органами. В конце концов Керн покончит с собой от стыда, расплатившись за свои злодеяния. В романе мы видим безумную любовь Керна к науке. Он хочет исследовать неизвестные силы и стать всемирно известным ученым. Однако безумная погоня Керна за наукой приводит к неправильному использованию и даже отчуждению науки и технологий, что влечет за собой катастрофу. В романе описывается феномен трансплантации органов и воскрешения головы, который вызывает этический кризис науки и техники, выражая озабоченность и размышления автора по поводу чрезмерного развития науки и техники.

В современном обществе люди безумно увлечены технологическим прогрессом и бесконечно стремятся к нему. Однако это увлечение и стремление часто заставляет нас не замечать возможные опасности технологического прогресса или даже не обращать на них внимания. Одна из наиболее значимых проблем, возникающая в связи с технологиями в романе "Голова профессора До-уэля", - нарушение человеческого достоинства.

Наука и техника - это продукт интеграции социальных факторов, субъектных факторов и технологических факторов. Они призваны способствовать социальному прогрессу и улучшению жизни людей. Если наука и техника будут развиваться бесконтрольно, неизбежно возникнет феномен научно-технического отчуждения, а наука и техника станут камнем преткновения на пути прогресса социальной цивилизации. Технология в романе "Голова профессора Доуэля" полностью отчужде-на и превращена в инструмент господства, который произвольно трансформирует базовую структуру человеческой жизни, нигилизируя ценности с= выживания и морали. Чтобы добиться интересов ~ и репутации, профессор Керн тайно воскрешает g головы профессора Доуэля, Тома и Брике, а так-~ же трансформировает человеческие органы. Керн ¡в игнорировает и попирает человеческую жизнь, хо-

лодно рассматривая людей как подопытных. Чтобы добиться репутации и денег, профессор Керн тайно и незаконно приобретает трупы для экспериментов. Его экспериментальные объекты также подвергаются бесконечным физическим пыткам и душевным мукам из-за своих странных форм жизни, переживая вторую смерть в отчаянии.

Для Керна люди - лишь реквизит в медицинских экспериментах. Керн проводит незаконные эксперименты по расчленению и рассматривает людей как объекты, которыми можно манипулировать по своему желанию. Керн пытается объективизировать людей, он хочет подчинить себе людей, сделать их своими рабами, своими "экспонатами". «Тогда, не думая о спасении тела Брике, Керн решил отвоевать у смерти хотя бы часть экспоната» [1]. Керн уже давно оторвается от человечности и морали и превратится в холодную научно-исследовательскую машину. Жестокие научные эксперименты, проводимые им, приведут к трагедии множества жизней, в том числе и жизни Доуэля.

Керн причиняет людям боль и страдание: Когда ему попадается подходящий труп, он приходит в восторг и думает, что это сокровище. Он сделал все возможное, чтобы головы Тома и Брике были счастливы. Керн опасается, что их головы захиреют от тоски прежде, чем настанет день их демонстрации. Поэтому Керн всячески старается развлекать их. «Он достал киноаппарат, и Лоран с Джоном вечерами устраивали кинематографические сеансы. Экраном служила белая стена лаборатории» [6]. Но Керн сделает все это только для того, чтобы его эксперимент пройдёт успешно. Когда Керну совершенно не нужна голова Тома, он выбросит голову Тома с необычайной жестокостью: «И, он со злобой дернул голову за густые волосы, сорвал со столика и бросил в большой металлический таз» [1].

В романе человеческое тело перестает быть "человеческим" в современном традиционном понимании. Злоупотребление медицинскими технологиями, такими как трансплантация органов, приведёт к игнорированию целостности системы жизни, а также к забвению достоинства и ценности человеческой жизни. Ряд последствий технологического отчуждения также вызывает размышления об этике человеческой жизни. Этот научный эксперимент в романе должен стать великим изобретением, приносящим пользу человечеству, но в итоге из-за личной жадности никто из них не счастлив. Пренебрежение Керна к морали и безразличие к ценности жизни шокируют - это как раз одна из угроз, которую несет человечеству технологическое отчуждение.

Вторая проблема, вызванная технологиями в романе, - это барьера идентичности. Беляев использует свое богатое воображение для создания серии таких образов, как «говорящие головы» и «воскресшие трупы», предвидя и размышляя над этическими и моральными проблемами, которые могут возникнуть. Голова без тела, в си-

лу своего уникальной морфологической структуры, может находиться только вне человеческого общества, становясь "нечеловеком" в глазах людей. В романе эксперименты по пересадке головы и воскрешению человеческого тела поднимают этические вопросы науки и технологии, такие как "Кто такой синтезированный человек?" и "Как синтезированные люди должны определять свое существование", а также подняют вопросы о социальной идентичности синтетических людей. С помощью нескольких разных героев Беляев подробно рассматривает вопрос о социальной идентичности синтетиков:

С одной стороны, духовное существование без тела - это несовершенное существование. Голова профессора Доуэля выражала недовольство и гнев своим существованием после воскрешения голова. Для профессора Доуэля, воскрешение головы - это не совсем воскрешение. "Мертвый", возвращенный к жизни с помощью медицинских средств, не получит права на жизнь и социальную идентичность как нормальные люди. Профессор Доуэля говорит: «Утратив тело, я утратил мир -весь необъятный, прекрасный мир вещей, которых я не замечал, вещей, которые можно взять, потрогать ив то же время почувствовать свое тело, себя» [1].

С другой стороны, существование только с телом и без духа также болезненно. Поскольку у них нет духовной жизни, Тома и Брике после своего воскресения пострадают еще больше. Воскресение имеет для них только физический смысл. Для них потеря тела равносильна смерти. Голова Тома постепенно умрёт от сильного стремления к нормальной жизни и ностальгии по прежней жизни. И пересадка головы не даёт Брике права жить как обычный человек. Обретя красивое тело, Брике пережит недолгую любовь. Это может показаться обычным делом, но на самом деле это основано на лжи. После побега Брике начнёт прикрывать свою новую личность ложью, стремясь к самоидентификации, чтобы вернуться к нормальной жизни, но в конце концов она потерпит неудачу -сначала ее ложь разоблачена, потом новое тело Брике не сможет справится новый организм, что приводит к губительным последствиям. Брике снова лишалась тела, а впоследствии и жизни.

Как продукты научных экспериментов неудачны как профессор Доуэля и Тома в цефалической форме так и Брике, которому сделали успешную пересадку головы. Все они - лишь жертвы эксперимента. В конце романа автор заканчивает обсуждение этических вопросов в экспериментах по пересадке органов смертью головы. Также видно, что автор полон беспокойства по поводу экспериментов по пересадке органов. Это означает, что мы, как субъекты научно-технической деятельности, должны серьезно относиться к проблемам, которые приносят человеческому обществу развитие науки и техники.

Саттон, известный американский историк, указал на важность гуманизации науки и технологий.

Гуманизация науки и техники означает, что развитие науки и техники должно опираться на развитие человека и двигаться в направлении гуманизации. «Это требует от нас взглянуть на развитие науки и техники с точки зрения субъекта, а затем задуматься о взаимоотношениях между людьми и наукой и техникой» [9]. Беляев, как высокогуманистический писатель-фантаст, демонстрировал свой технологический гуманизм с помощью своих романов. В романе изображен мир технологий, который пугает, но в то же время раскрывает ожидания автора относительно его развития: технологии должны двигаться в направлении гуманизации. По мнению Беляева, гуманитарный дух в ученых является важным фактором, обеспечивающим правильное направление научных исследований. При выборе правильного научного решения необходимо руководствоваться общими интересами человечества. В романе Беляева ученые должны придерживаться духа гуманизма и делать правильный научный выбор в интересах всего человечества.

В романе "Голова профессора Доуэля" ученые пересаживают человеческие органы, чтобы воскресить человеческое тело и тем самым увековечить возможность человеческой жизни. Однако именно в этом процессе постепенно раскрываются человеческие слабости, амбиции и желания.

Моральные ошибки исследователей в романе приводят к трагедии для других и для них самих в лаборатории. Керн - талантливый ученый, но в то же время жадный и тщеславный человек. Керн демонстрирул крайне холодное отношение к ценности и достоинству жизни. По мнению Керна, жизнь бессмысленна, и только репутация приносит ему удовольствие. Керн - коварный и хитрый человек, который обманывал профессора Доуэля и крал его изобретение. Из-за жажды денег и почестей Керн дошел до крайней степени безумия - он убивал профессора Доуэля, а затем воскрешал голову профессора Доуэля и заставлял его служить себе. В процессе трансплантации человеческих органов Керн думал не о том, чтобы помочь людям жить дольше, а о репутационных выгодах.

Профессор Доуэля в романе сильно отличается от жадного Керна. Профессор Доуэля - искренний и честный ученый с высокими научными идеалами и гуманитарным духом, который хочет, чтобы его изобретение принесло пользу человечеству и помогло ему преодолеть страх смерти. Для него развитие науки и техники всегда стоит на первом месте. Кернс жестоко избил голову профессора Доуэля, но профессор Доуэля не отступил от невыносимых пыток. Лишившись тела, он продолжал думать головой и внес свой вклад в развитие науки и техники. Несмотря на то, что профессор Доуэля знал, что его использул Керн, он все равно настаивал на том, чтобы помочь Керну экспериментировать с ним. Он сказал: "В конце концов какое значение имеет имя автора? Важно, чтобы идея вошла в мир и сделала свое дело. " Профес-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

сор Доуэля был бескорыстен. Он всегда соблюдал профессиональную этику и занимался научными исследованиями на благо человечества и в защиту справедливости, ставя своей отправной точкой развитие всего человечества.

Отрыв науки и техники от человеческой природы - одна из главных причин технологического отчуждения. В романе технология - это уже не инструмент на благо человечества, а скрытая опасность, угрожающая развитию общества. Так как же следует использовать технологии, чтобы способствовать добру и избегать зла?

С точки зрения предмета науки и техники, конечная цель науки и техники - приносить счастье людям. То, что приносит людям положительные чувства, является благом науки и техники, а то, что оторвано от человеческой природы и приносит людям отрицательные чувства, называется злом науки и техники. Люди являются основой науки и техники, а развитие науки и техники - это расширение человеческого сознания. Доброта науки и техники также отражает доброту человеческой природы. Развитие науки и техники неотделимо от этических и моральных норм. Как субъект науки и техники мы должны разобраться с отношениями между нами и наукой и технологиями, полностью учитывать последствия нашей деятельности, взять за отправную точку интересы всего человечества и тесно интегрировать развитие науки и техники с общими долгосрочными интересами человечества.

Таким образом, в романе "Голова профессора Доуэля" рассматривается социальная катастрофа, вызванная этическим и моральным расстройством "научных маньяков", и появления различных «нечеловеков» с развитием науки и техники, что приводит к попранию человеческого достоинства и препятствия на пути к идентичности. Роман раскрывает истины о человеческом обществе: научно-техническое развитие, если отбросить ограничения морали, приведет человечество к ужасной катастрофе. В то же время роман заставляет людей задуматься и обратить внимание на этические проблемы науки и техники: научно-технические проблемы по сути являются вызовами человеческой природе. Люди должны руководить правильным развитием науки и техники на основе уважения к природе и жизни.

Литература

1. Беляев А.Р. Голова профессора Доуэля: роман. - М.: Издательство АСТ. - 2023. - 256 с.

2. Билял С.А. Фантастика А.Р. Беляева и эпоха НТР в России первой трети ХХ века // Гуманитарная парадигма. - 2020. - № 2 (13). - С. 163173.

3. Гусейнов Р.А. Образ учёного в фантастике Жюля Верна и Александра Беляева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013. - № 9. - С. 51-56.

4. Иваньшина Е. А . Жизнь или смерть? Фаусти-анские мотивы в творчестве А.Р. Беляева // Вестник удмуртского университета. - 2016. -№ 26. - С. 29-37.

5. Лазарев М. О Научно-фантастических Произведениях А.Р. Беляева (к 75-летию со Дня Рождения). - Л.: О фантастике и приключениях, 1960. - С. 140-182.

6. Ляпунов Б. Поэт Науки (О творчестве Александра Беляева). - СПб: Нева, 1960. - С. 225-229.

7. Назаров И.А. Система «психического отравления»: о мотиве доведения до безумия в романе А.Р. Беляева «Голова профессора Доуэля» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3. - С. 37-39.

8. Филатова Н.А. Волшебно-сказочные закономерности в романе А. Беляева «Ариэль» // Проблемы детской литературы. - 1989. - № 1. -С. 86-94.

9. Цючжи В., Гуйхуа Л. О гуманизации науки и технологий // Журнал Цзилиньского педагогического университета. - 2013. - № 1. - С. 1215.

GENRE TECHNIQUES FOR REFLECTING ETHICAL PROBLEMS OF SCIENCE IN A. BELYAEV'S SCIENCE FICTION NOVEL "THE HEAD OF PROFESSOR DOWELL"

Zou Rujin

Harbin University of Science and Technology

Novel Professor Dowell's Head is the first science fiction work by A. Belyaev. The novel shows the phenomenon of "science maniac" abusing science and technology and wantonly modifying human organs in pursuit of fame and fortune. In the novel, Belyaev closely links scientific illusion and social reality without forgetting the ethical issues of science and technology. Combined with the relevant theories of science and technology ethics, the article analyzes the ethical problems of science and technology triggered by the alienation of science and technology in the novel, and reveals the author's thoughts on the rationality of science and technology as well as his reflection on the ethical crisis. The novel both reflects the author's concern with the phenomenon of scientific and technological alienation and suggests that the author's ethical view of science and technology: scientific and technical workers should take social responsibility, fully consider the consequences of activities, take the interests of all mankind as their starting point and closely integrate scientific and technological development with the long-term interests of mankind as a whole.

Keywords: Alexander Belyaev, "The Head of Professor Dowell", ethics of science and technology, science fiction novel.

References

1. Belyaev A. R. (2023) Professor Dowel's head: a novel. - Moscow: AST Publishing House. Р. 256.

2. Bilyal S. A. (2020) Fantastic A.R. Belyaev and the era of NTR in Russia in the first third of the twentieth century // Humanitarian paradigm. Vol. № 2 (13). PP. 163-173.

3. Guseinov R. A. (2013) The image of the scientist in the fiction of Jules Verne and Alexander Belyaev // Philological Sciences. Voprosy teorii i praktika. Vol. № 9. PP. 51-56.

4. Ivanshina E. A. (2016) Life or death? Faustian motifs in the work of A.R. Belyaev // Vestnik of Udmurt University. Vol. 26. PP. 2937.

5. Lazarev M. (1960) On the Science-Fiction Works of A.R. Be-lyaev (to the 75th anniversary of his birth). - L.: On Science-Fiction and Adventures. PP. 140-182.

6. Lyapunov B. (1960) Poet of Science (On the Work of Alexander Belyaev). - SPb: Neva. PP. 225-229.

7. Nazarov I. A. (2017) The system of "mental poisoning": on the motive of bringing to madness in the novel by A.R. Belyaev "Golovoy". R. Belyaev "Professor Dowel's Head" // Philological Sciences. Voprosy teorii i praktika. Vol. 3. PP. 37-39.

8. Filatova N. A. (1989) Magic and fairy-tale patterns in A. Bely-aev's novel "Ariel" // Problems of Children's Literature. Vol. 1. PP. 86-94.

9. Qiuchzhi V., Guihua L. (2013) On the humanization of science and technology // Journal of Jilin Pedagogical University. Vol. 1. PP. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.