Научная статья на тему 'ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАДИОПЕРЕДАЧ "ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ ГУЛЬКОМ" И "ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ БУНТМАНОМ"'

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАДИОПЕРЕДАЧ "ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ ГУЛЬКОМ" И "ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ БУНТМАНОМ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Удлер Ирина Михайловна, Цыганова Ирина Витальевна

Детская аудитория является важным сегментом в медиапространстве со множеством отличительных черт. Для детей создают определенный информационный контент, меняют форматы, выстраивают психоэмоциональную связь, отличающуюся от взрослой аудитории. В России функционируют специализированные «Детские площадки», которые направлены на образование и досуг детей. Радиопередачи «Детская площадка с папашей Гульком» и«Детская площадка с папашей Бунтманом» являются показательными детскими программами в журналистской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Удлер Ирина Михайловна, Цыганова Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE FEATURES OF THE RADIO BROADCASTS “PLAYGROUND WITH DADDY GULKO”AND “PLAYGROUND WITH DADDY BUNTMAN”

The children’s audience is an important segment in the media space with many distinctive features. For children, they create certain information content, change formats, build a psycho-emotional connection that is different from an adult audience. There are specialized “Playgrounds” in Russia, which are aimed at the education and leisure of children. The radio programs “Playground with daddy Gulko” and “Playground with daddy Buntman” are demonstrative children’s programs in journalistic practice.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАДИОПЕРЕДАЧ "ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ ГУЛЬКОМ" И "ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ БУНТМАНОМ"»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 36-40. ISSN2070-0695 (print).

Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;2(44):36-40. ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 316.77:001.8

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10204

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАДИОПЕРЕДАЧ «ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ ГУЛЬКОМ» И «ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА С ПАПАШЕЙ БУНТМАНОМ»

Ирина Михайловна Удлер1, Ирина Витальевна Цыганова2

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 udl.irenm@gmail.com

2 ira02021708@yandex.ru

Аннотация. Детская аудитория является важным сегментом в медиапространстве со множеством отличительных черт. Для детей создают определенный информационный контент, меняют форматы, выстраивают психоэмоциональную связь, отличающуюся от взрослой аудитории. В России функционируют специализированные «Детские площадки», которые направлены на образование и досуг детей. Радиопередачи «Детская площадка с папашей Гульком» и «Детская площадка с папашей Бунтманом» являются показательными детскими программами в журналистской практике.

Ключевые слова: радио, образовательный контент, детская площадка.

Для цитирования: Удлер И. М., Цыганова И. В. Жанровые особенности радиопередач «Детская площадка с папашей Гульком» и «Детская площадка с папашей Бунтманом» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 36-40. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10204.

Original Article

GENRE FEATURES OF THE RADIO BROADCASTS

"PLAYGROUND WITH DADDY GULKO"

AND "PLAYGROUND WITH DADDY BUNTMAN"

Irina M. Udler1, Irina V. Tsyganova2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

1 udl.irenm@gmail.com

2 ira02021708@yandex.ru

Abstract. The children's audience is an important segment in the media space with many distinctive features. For children, they create certain information content, change formats, build a psycho-emotional connection that is different from an adult audience. There are specialized "Playgrounds" in Russia, which are aimed at the education and leisure of children. The radio programs "Playground with daddy Gulko" and "Playground with daddy Buntman" are demonstrative children's programs in journalistic practice.

Key words: radio, educational content, playground.

© Удлер И. М., Цыганова И. В., 2022 36

Жанровые особенности радиопередач «Детская площадка с папашей Гульком»...

For citation: Udler I. M., Tsyganova I. V. Genre features of the radio broadcasts "Playground with daddy Gulko" and "Playground with daddy Buntman". Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;2(44):36-40. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10204.

Особый сегмент населения страны занимает детская аудитория. По данным Росстата на 2021 год в Российской Федерации проживает 9 551 497 детей (6,5 %) в возрасте от 5 до 9 лет и 8 256 654 человек (5,6 %) в возрасте от 10 до 15 лет [9. С. 8]. Таким образом, 12,1 % населения страны - это дети, у которых в сознательном возрасте формируется основа образования, культуры и морали. Эта аудитория уникальна, разнообразна и требует особого подхода от журналистики.

Детскому медиа больше, чем любому другому сектору, необходимо учитывать психологические и социальные характеристики своего целевого аудиторного сегмента для осуществления наиболее грамотной редакционной политики и подачи информации. Поэтому целью нашего исследования стало выявление жанровых особенностей радиопередач «Детская площадка с папашей Гульком» и «Детская площадка с папашей Бунтманом». Мы выделили следующие задачи:

1. Изучить историю развития детских радиопрограмм.

2. Определить культурологические и социальные особенности детского контента.

3. Исследовать радиопередачи «Детская площадка с папашей Гульком» и «Детская площадка с папашей Бунтманом».

Как пишет российский психолог В. С. Мухина, классическая детская психология определяет детство как «период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости» [6. С. 60]. Но мы будем придерживаться общей периодизации Д. Б. Эльконина, являющейся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, которая выделяет следующие периоды [1. С. 2]:

- младенческий возраст (2 месяца - 1 год);

- ранний возраст (1-3 года);

- дошкольный возраст (3-7 лет);

- младший школьный возраст (7-11 лет);

- подростковый возраст (11/12-15 лет);

- ранняя юность (от 15 до 18 лет).

Специалист по возрастной психологии, профессор МГУ Л. Ф. Обухова обращает внимание на тот факт, что время продолжительности детства напрямую зависит от уровня материальной и духовной культуры общества» [7. С. 60]. Это означает, что человек, находящийся по какой-либо причине за рамками общества, остается лишь биологическим существом, которому присущи исключительно животные привычки.

Помимо возраста, для формирования образа и контента детского издания также нужно помнить о внутренней структуре детской аудитории и о детской субкультуре. М. В. Осорина в своих исследованиях приходит к выводу, что «мир детей имманентен миру взрослых людей, но, как правило, степень понимания взрослыми жизни и культуры детей крайне низка» [8. С. 16].

Информация, которая преподносится детской аудитории, должна быть актуализированной. С точки зрения исследовательских парадигм в рамках возрастной психологии и социологии, детство - время познания человеком окружающего мира, время становления его личности, системы ценностных ориентиров, определяющих место человека в природе и в обществе. Поэтому важно, чтобы информация соотносилась с современными реалиями, подстраивалась под настающую действительность, а также совпадала с общепринятыми ценностями.

Детской аудитории важно понимать, что они являются участниками событий, о которых идет речь. Информация должна быть достоверной, дети восприимчивы и доверчивы, поэтому крайне важно отслеживать преподнесенный контент, он должен быть проверен несколькими источниками. По мере накопления знаний и навыков создаются предпосылки духовного роста личности.

Радио - одна из площадок распространения информации. Оно является хорошей образовательной платформой, так как взаимодействует с детьми только посредством одного канала связи - аудиального. Ребенок не может отвлечься, самостоятельно отправиться изучать разделы Интернета, перейти в развлекательно-игровой контент и так далее.

Рассмотрим культурно-просветительские функции радио:

Genre features of the radio broadcasts "Playground with daddy Gulko"

37

- эстетика радиожурналистики. К ней относятся яркая образная речь, психологическая острота диалогов, выражающих различные точки зрения, многообразие мышления, логику идей; четко выстроенная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в своем воображении представить их в мельчайших деталях, и возникающий вследствие этого эффект присутствия; продуманная композиция всей передачи и ее отдельных фрагментов; убедительность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слов, музыки и интершумов;

- трансляция в радиоэфире произведений разных видов искусства: театра, кинематографа, музыки, литературы и др.;

- собственные оригинальные образцы аудиокультуры радио: радиоспектакли, радиопостановки, очерки, зарисовки и др.

Говоря о радиопередачах для детей, невозможно не упомянуть Розу Иоффе, радиорежиссера, редактора и постановщика популярных радиопрограмм и радиоспектаклей, создательницу понятия «радиотеатр». На образовательном портале «Арзамас» «собраны различные обучающие статьи, подкасты, цельные курсы на темы искусства, культуры, музыки, литературы <.. .> Каждый курс является самостоятельным проектом, так как состоит из нескольких лекций или разделов. Одним из таких монопроектов является «Детская комната», которая включена в общий проект «Арзамаса» [10. С. 64]. В ней расположен целый блок аудиоспекталей Р. Иоффе, покоривших не только Советский Союз, но и весь мир. На площадке в открытом доступе представлены такие программы, как «Буратино», «Каштанка», «Оле-Лукойе» [5]. Спектакли в аудиоформате рассказывают истории, знакомят детей с классикой литературы и учат их добру, ответственности, честности.

Радиопередачи «Детская площадка с папашей Гульком» и «Детская площадка с папашей Бунтманом» также направлены на детскую аудиторию, помогают детям социализироваться, размышлять и познавать мир.

Специализированная «Детская площадка с папашей Бунтманом» [2] является не просто радиопрограммой, а полноценным образовательным проектом, который погружает ребенка в мир истории, литературы, культуры и искусства. Папаша Бунтман, он же Сергей Бунтман, российский журналист и радиоведущий, переводчик, педагог, ведет детскую разговорно-познавательную программу. Она рассчитана на детей младшего школьного и подросткового возраста, так как Бунтман по ходу передачи проводит анализ, задает вопросы и наполняет выпуск интеллектуальным контентом, который детям младшего возраста будет непонятен. Так, в части выпусков программы зачитываются большие фрагменты из литературных произведений, ведется беседа с приглашенными гостями о каком-либо событии, празднике или истории. Кроме старших школьников, программа будет интересна родителям, контент подобран таким образом, чтобы удивлять и просвещать поколение Z, Y, X и даже беби-бумеров. Кроме разносторонне представленного образовательного материала, периодически Сергей Бунтман в эфире разыгрывает билеты на театральные представления, спектакли, концерты и так далее, что в свою очередь популяризирует сферу искусства и развивает культурную составляющую детей.

Кроме наполнения программы, важным критерием в детских передачах является не только содержание, но и форма. «Детская площадка с папашей Бунтманом» выстроена в легкой, светлой, доброй манере. Ведущий говорит размеренным, мягким голосом, у него низкий тембр; благодаря низкочастотной вибрации, в организме вырабатываются эндорфины и ребенку комфортно слушать программу. В низком голосе чувствуются интеллект, уверенность, самодостаточность. Человека с низким тембром голоса окружающие воспринимают как знающего, а следовательно, более авторитетного и более компетентного [4]. Ведущий заманивает слушателя в повествование, с первых минут погружает его в воображаемый мир и не отпускает до окончания программы.

«Детская площадка с папашей Гульком» [3] так же направлена на досуг и образование детей. Хронометраж программы не превышает полутора часов и составлен таким образом, чтобы включить в передачу различные тематические блоки. Образовательный контент представлен в большей степени музыкально-разговорным наполнением. В программе «папаши Гулько» слушатели знакомятся с приглашенными спикерами - редакторами литературных изданий,

Жанровые особенности радиопередач «Детская площадка с папашей Гульком»...

кинокритиками, педагогами. Они рассказывают об интересных событиях в детском мире, влияющих на просвещение подрастающего поколения. Целевая аудитория программы расширяется до родителей, опекунов, ответственных за воспитание и образование детей и др. благодаря рекламным интеграциям. Лев Гулько в эфире проводит конкурсы, приглашает на мероприятия, организованные спикерами, разыгрывает их продукцию и так далее. Кроме музыкального сопровождения и просветительского блока, на передаче идет активное общение с аудиторией через каналы связи - смс-сообщения, телефонные звонки, комментарии в трансляции на видеохостинге YouTube.

Таким образом, мы можем отнести радиопередачи «Детская площадка с папашей Гульком» и «Детская площадка с папашей Бунтманом» к образовательному блоку за счет тематического контента и выделить жанровые особенности детской радиопередачи:

1. Речь и голос ведущего, создающие доброжелательную атмосферу. Средний темп, отсутствие профессионализмов и сложной терминологии, общение на равных на лексическом уровне (привет, здравствуй, доброе утро, расскажи, как тебя зовут, и др.).

2. Перспективы развития творческого и интеллектуального потенциала - приглашение на конкурсы, мероприятия, праздники, совместные чтения, разбор литературных произведений и подбор необычных фактов.

3. Живая беседа с приглашенными спикерами (онлайн-коммуникация).

4. Специализированные музыкальные паузы для детской аудитории.

Список источников

1. Барсукова А. Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6. URL: https://web. snauka.ru/issues/2020/06/92580 (дата обращения: 10.03.2022).

2. Бунтман С. Детская площадка с папашей Бунтманом // Ежедневный аудиожурнал PodFM. ru. 2008. URL: https://echo-msk.podfm.ru/archive/84631/ (дата обращения: 10.02.2022).

3. Гулько Л. Детская площадка с папашей Гульком // Ежедневный аудиожурнал PodFM.ru. 2008. URL: https://echo-msk.podfm.ru/archive/82245/ (дата обращения: 10.02.2022).

4. Конин К. Влияние голоса на жизнь человека // LiveJournal : Твой голос. 2010. URL: https:// kokonstantin.livejournal.com/989.html (дата обращения: 03.04.2022).

5. Метёлкин Ю. Детская комната Arzamas // Arzamas. 2016. URL: https://arzamas.academy/ materials/1487 (дата обращения: 25.03.2022).

6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва : Академия, 1997. 496 с.

7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Москва : Роспедагентство, 1992 372 с.

8. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 431 с.

9. Статистический бюллетень : численность населения Российской Федерации по полу и возрасту // РОССТАТ. Москва, 2021 443 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_ chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 30.03.2022).

10. Удлер И. М., Цыганова И. В. Образовательный проект «Детская комната Arzamas» о детском чтении и книгах для детей // Медиасреда. 2021. № 1. С. 63-67.

References

1. Barsukova, A. E. (2020). Vozrastnaya periodizatsiya psikhicheskogo razvitiya po Daniilu Borisovichu El'koninu [Age-related periodization of mental development according to Daniil Borisovich Elkonin]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation], 6, available at: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580 (accessed: 10.03.2022). (in Russ.).

2. Buntman, S. (2008). Detskaya ploshchadka s papashey Buntmanom [Playground with dad Buntman]. Ezhednevnyy audiozhurnalPodFM.ru [Daily audio magazine PodFM.ru, available at: https:// echo-msk.podfm.ru/archive/84631/ (accessed: 10.02.2022). (in Russ.).

3. Gulko, L. (2008). Detskaya ploshchadka s papashey Gul'kom [Playground with daddy Gulko]. Ezhednevnyy audiozhurnal PodFM.ru [Daily audio magazine PodFM.ru], available at: https://echo-msk.podfm.ru/archive/82245/ (accessed: 10.02.2022). (in Russ.).

Genre features of the radio broadcasts "Playground with daddy Gulko"... 39

4. Konin, K. (2010). Vliyanie golosa na zhizn' cheloveka [The influence of voice on human life]. LiveJournal : Tvoy golos [LiveJoumal: Your voice], available at: https://kokonstantin.livejournal. com/989.html (accessed: 04.03.2022). (in Russ.).

5. Metelkin, Yu. (2016). Detskaya komnata Arzamas [Children's room Arzamas]. Arzamas, available at: https://arzamas.academy/materials/1487 (accessed: 25.03.2022). (in Russ.).

6. Mukhina, V. S. (1997). Vozrastnayapsikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Developmental psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow: Academy. 496 p. (in Russ.).

7. Obukhova, L. F. (1992). Detskaya (vozrastnaya) psikhologiya [Child (age) psychology]. Moscow: Rospedagentstvo, 372 p. (in Russ.).

8. Osorina, M. V. (2000). Sekretnyy mir detey v prostranstve vzroslykh [The secret world of children in the space of adults]. St. Petersburg: Piter. 431 p. (in Russ.).

9. Statisticheskiy byulleten' : chislennost' naseleniya Rossiyskoy Federatsii po polu i vozrastu (2021). [Statistical bulletin: population of the Russian Federation by sex and age]. ROSSTAT. Moscow, 443 p., available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (accessed: 30.03.2022). (in Russ.).

10. Udler, I. M. & Tsyganova, I. V. (2021). Obrazovatel'nyy proekt «Detskaya komnata Arzamas» o detskom chtenii i knigakh dlya detey [Educational project "Children's room Arzamas" about children's reading and books for children].Mediasreda [Media environment], 1, pp. 63-67. (in Russ.).

Информация об авторах

И. М. Удлер - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций.

И. В. Цыганова - студентка факультета журналистики.

Information about the authors

Irina M. Udler - Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Journalism and Mass Communications.

Irina V. Tsyganova - student of the Faculty of Journalism.

Статья поступила в редакцию 13.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022;

принята к публикации 10.05.2022. The article was submitted 13.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 10.05.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declares no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.