УДК 811.11
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТА КАК ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА © С. В. Иванова, В. М. Зубарева*
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 272 62 05.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена описанию жанровых особенностей коммента — сообщения-комментария читателя, следующего за статьей, на сайтах современных британских онлайн-газет. Коммент как интернет-текст признается большинством исследователей самостоятельным виртуальным жанром, что требует изучения его характерных черт. В работе проводится анализ медийных, прагматических, структурно-семантических и стилистико-языковых параметров коммента. В результате исследования устанавливаются прототипи-ческие и вариативные признаки жанра коммента.
Ключевые слова: интернет-комментирование, коммент, жанр, медийные, прагматические, структурно-семантические, стилистико-языковые параметры.
По утверждению автора статьи «This Story Stinks», размещенной на сайте газеты «The New York Times» 3 марта 2013 года, комментирование как форма взаимодействия читателей — это часть того, что делает Сеть Сетью, и что данный феномен будет только набирать силу по мере того, как мы будем глубже продвигаться в мир «умных» телевизоров и мобильных устройств, где любая информация немедленно проникает в постоянный поток социального контекста и комментирования [1]. Действительно, «комментирование в той или иной форме все более активно практикуется большинством интернет-ресурсов» [2, с. 398], например, новостными сайтами, личными дневниками, социальными сетями. Феномен интернет-комментирования представляет собой проецирование интенсивно развивающихся процессов орализации, диалогиза-ции, плюрализации и персонификации коммуникативного поведения [3, с. 38]. Все вышесказанное неизбежно вызывает интерес лингвистов к исследованию данного явления с разных позиций. Так, например, интернет-комментирование изучают с позиции речевых актов (С. М. Карпоян), с точки зрения проявления речевой агрессии (Т. И. Стексо-ва), в рамках лексикографического анализа (Л. Н. Степанова), как вторичный текст (И. В. Савельева). Между тем, среди ученых нет единого мнения касаемо текстового статуса основного элемента интернет-комментирования — коммента (интернет-комментария).
В соответствии с вышеизложенным цель настоящей статьи — описание коммента как интернет-текста. Необходимо указать, что объект исследования в данной работе ограничен комментами к статьям сетевых газет, то есть речь идет о сообщении-комментарии читателя, расположенном под онлайн-статьей. Материалом для исследования послужили британские онлайн-издания: The Telegraph, The Guardian, The Daily Mail и Ехрress.
Представляется, что для решения поставленной цели, в первую очередь, следует представить обзор подходов к пониманию и изучению коммента
различными исследователями. Так, Л. Н. Степанова рассматривает комментарий как особую форму дискурсивной практики с учетом взаимосвязи форм его реализации в Сети. В результате лексикографического анализа ученый выделяет три вида комментария: 1) комментарий-толкование, функционирующий в текстологии, издательском деле, перево-доведении; 2) комментарий-рассуждение в аналитической журналистике, и 3) коммент — «специальный компонент в структуре сообщения на информационных ресурсах, развлекательных сайтах, в блогах и т.п., где каждый желающий может вступить в дискуссию с автором текста и/или другими комментаторами» [4, с. 95].
С. М. Карпоян в статье, посвященной изучению эпистемичесих речевых актов в интернет-комментарии, называет данный феномен речевым жанром и коммуникативной ситуацией [3]. Однако ученый не объясняет свою точку зрения и не дает определения интернет-комментария.
Т. И. Стексова, анализируя интернет-комментарии читателей новостных материалов с точки зрения проявления речевой агрессии, напротив, не присваивает интернет-комментарию никакой лингвистический статус, но определяет его как «рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь» [5, с. 77].
В центре исследования И. В. Савельевой находятся лингвоперсонологические стратегии и тактики восприятия политических интернет-статей авторами комментариев. Ученый понимает тексты Интернет-комментариев как производные по отношению к статье, являющейся исходным текстом и объектом восприятия: «оформляясь как речевое реагирование на первичный текст политической статьи, Интернет-комментарии, являясь, по сути, текстами вторичными, представляют вариативно-интерпретационное поле, в центре которого находится первичный текст автора статьи». Соответственно, И. В. Савельева называет интернет-комментарий метатекстом, так как он является «результатом репрезентации рецептивно-языковой деятельности» [6].
* автор, ответственный за переписку
Иан Брюс рассматривает интернет-комментарии в составе гибридного жанра «интерактивная новостная статья» (англ. participatory news article) -онлайновая новостная статья, за которой следует публикация комментов читателей [7, с. 323]. По мнению И. Брюса, данный гибридный жанр включает в себя синтез жанра, «пришедшего» из другой медиа - печатной (новостная статья), и развивающегося, нового жанра, являющегося продуктом онлайн-среды, в которой он существует (ком-мент читателя).
У. Баоянь рассматривает комментарии в русскоязычных интернет-дневниках. Интернет-дневники представляют собой сочетание монологической части (записи) и диалогической (комментарии -обсуждение записей). Записи выступают в качестве инициативных реплик диалога и являются поводом и отправной точкой для обсуждения. Комментарии относятся к сетевому диалогическому жанру, который генетически и типологически связан с досете-выми традиционными жанрами неформального диалога и свободного письма [8].
В монографии Л. Ю. Щипициной «Компьютерно-опосредованная коммуникация: лингвистический аспект анализа» упоминается компьютерно-опосредованный жанр «комментарий к сетевой публикации» как аналог письма в редакцию [9, с. 261]. Е. И. Горошко и Е. А. Землякова, занимаясь проблемой виртуального жанроведения, относят комментарий к жанру, который входит в гипержанр -жанровое макрообразование, сопровождающее социально-коммуникативные ситуации в сети Интернет и объединяющее в своем составе несколько жанров [10].
Итак, представленный обзор свидетельствует о том, что при решении вопроса о текстовом статусе коммента большинством ученых коммент видится жанром. Это подтверждает высказанную Е. И. Го-рошко и ее коллегами мысль о продуктивности понятия «жанр» для изучения коммуникативных процессов в сети Интернет «в связи с его комплексным характером, соответствующем сложности нового коммуникативного интернет-пространства» [10, с. 344]. Кроме того, отнесение учеными коммента к жанру позволяет говорить о самостоятельном статусе данной коммуникативной практики.
Вместе с тем, как видно из вышеизложенного обзора, конкретное понимание жанра коммента варьируется. Представляется, что данные различия отражают дискуссионность понятия жанра применительно к «бумажным» жанрам, проблему перехода понятия жанра в новую коммуникативную среду Интернет и недостаточную изученность жанровых особенностей коммента.
Итак, ученые, исследующие жанры Глобальной паутины, указывают, что жанровая система сети Интернет является адаптацией понятия «речевой жанр», предложенного М. М. Бахтиным, главное отличие которого от традиционного литерату-
роведческого понятия «жанр» состоит в том, что у М. М. Бахтина это не просто тип одновидовых произведений литературы, а целое высказывание в структуре диалога [10, с. 344]. Так, в понимании М. М. Бахтина, речевой жанр — относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания, выработанный определенной сферой использования языка [11, с. 250]. Необходимо отметить, что в его концепции высказывание понимается не как актуализированное предложение, а как ситуация общения любой протяженности и формы (устной и письменной), что стирает грани между высказыванием и текстом [12].
Принимая за основу концепцию М. М. Бахтина, Л. Ю. Щипицина, применительно к интернет-общению, формулирует следующее определение жанра — «типовая модель речевого действия, опосредованного компьютером и специальными сетями и реализуемого с помощью устойчивого типа текста» [13]. В данном определении обращает на себя внимание указание на среду существования жанра, так как именно медиа Глобальной паутины значительно влияет на то, как выглядят и функционируют жанры. Данное влияние определяется, прежде всего, технологическими возможностями, предоставляемыми сетью Интернет. По технологическому критерию все жанры сети Интернет можно разделить на три группы: (1) бумажные жанры, которые не претерпели своего существенного изменения в сети; (2) все варианты видоизмененных бумажных жанров, вызванные веб-технологиями; (3) дигитальные или сетевые жанры, которые возникли исключительно благодаря техническим возможностям сети Интернет и сервисов на ее основе.
Необходимость изучения всего многообразия этих жанров способствовала появлению новой отрасли в теории жанров - виртуального жанроведе-ния, «в задачи которого входит описание и структурирование всего многообразия виртуальных или интернет-жанров и способов их классификации» [14, с. 225]. На настоящий момент в виртуальном жанроведении выделяются следующие проблемные области: (1) определение, выявление и описание виртуальных жанров; (2) составление модели описания и функционирования виртуальных жанров и их типологии; (3) анализ эволюции виртуальных жанров; (4) выявление и описания сходств, различий и зависимостей между традиционными «бумажными» и виртуальными жанрами; (5) связь жанра и особенностей его формирования с развитием и функционированием языка в коммуникативном пространстве Глобальной паутины [14, с. 225-226].
Исходя из того, что коммент признается большинством ученых интернет-жанром, и, проецируя вышеизложенные проблемные области виртуального жанроведения на цель данной статьи -описание коммента как интернет-текста, данную цель можно конкретизировать следующим образом: описание жанра коммента и его функционирования
в сети Интернет по определенной модели, то есть описание жанровых особенностей коммента.
Для реализации данной задачи предлагается использование модели описания интернет-жанра, предложенной Л. Ю. Щипициной. Данная модель включает следующие параметры: (1) медийные параметры (Чем? С помощью какой компьютерной программы?) — оформление жанра, мультимедий-ность, гипертекстуальность, интерактивность, синхронность, количество и эксплицированность коммуникантов; (2) прагматические параметры (Зачем? Кто? Кому? Где?) — ситуация использования жанра (коммуникативная цель, тип автора, тип адресата, хронотоп); (3) структурно-семантические параметры (Что? В каком порядке?) — содержание текста конкретного жанра и его структурные элементы; (4) стилистико-языковые параметры (Как? С помощью каких языковых средств?) — конкретные языковые средства, используемые в создании текстов различных жанров [13].
1. Медийные параметры.
Оформление, или интерфейс коммента во всех исследуемых онлайн изданиях имеет сходную структуру. Так, комменты располагаются после статьи под заголовком «Comments» с указанием количества опубликованных на текущий момент времени комментов. Окно под названиями «Join the discussion» (The Telegraph, The Guardian) и «Add your comment» (The Daily Mail, Express) для ввода собственного коммента располагается после заголовка (The Telegraph), рядом с заголовком (The Daily Mail), и над заголовком (The Guardian, Express). На сайте газеты «The Daily Mail» кроме заголовка имеется подзаголовок «Share what you think». Ком-менты располагаются в хронологическом порядке.
Интерактивность, понимаемая как 1) способность читателя активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронных ресурсов (вид: человек-компьютер); 2) возможность одновременной коммуникативной активности нескольких коммуникантов (вид: человек — человек) [9, с. 262], проявляется в комменте в обоих своих ракурсах. Так, в первом своем значении интерактивность в сетевых СМИ является онтологическим свойством комментирования, поскольку оно выступает «эффективным инструментом привлечения аудитории к использованию информационного ресурса» [15. с. 161]. В своем втором значении интерактивность в комментах проявляется в возможности автоматического ответа на коммент другого пользователя с помощью иконки «Reply», которая имеется в окне каждого коммента. Комменты-реакции на другие комменты располагаются непосредственно под комментом-стимулом на другом уровне (левее), что создает иерархическое структурирование целого «дерева» комментов и нарушает общий хронологический порядок. Стоит отметить, что на сайте газеты «The Daily Mail» функция ав-
томатического ответа появилась недавно, а в он-лайн-издании «Express» отсутствует до сих пор. Данный факт еще раз отражает зависимость интернет-жанров от технологий и их постоянную эволюцию.
Следующий медийный параметр «гипертекстуальность», то есть «возможность разложения текста на отдельные, соединенные гиперссылками блоки, порядок восприятия которых не является жестко заданным [9, с. 260], проявляется к комменте двояко. Во-первых, статья-стимул и комменты к ней представлены на сайте двумя блоками, которые следуют друг за другом, тем не менее, читатель может нарушить линейное чтение данных блоков и перейти к комментам, минуя просмотр статьи, с помощью гиперссылки «Comments» (The Telegraph, Express), «Jump to comments» (The Guardian), «View Comments» (The Daily Mail). Такая гиперссылка располагается после заголовка и лида (вступительная часть, в которой сжато говорится о новости) статьи. Кроме того, ссылка на комменты имеется и на домашней (первой) странице издания, которая представляет собой сжатый обзор наиболее важных новостей на данный момент. Так, на первой странице каждая новость представлена заголовком, ли-дом, и ссылкой «Comments» с указанием количества опубликованных на данный момент комментов. Клик по ссылке «Comments» сразу направляет читателей к блоку комментов, полностью минуя первый блок статьи-стимула. Необходимо отметить, что указание количества комментов на домашней странице отражает их значимость в плане привлечения пользователей сети к ресурсам издания. Второе проявление гипертекстуальности коммента заключается в возможности автора коммента включать в него гиперссылку на любой другой источник. Это свойство позволяет сделать коммент мультимедийным, так как ресурс ссылки может быть текстом, аудио или видео.
По параметру синхронности формально ком-мент является асинхронным, так как создание ком-ментов не требует одновременного нахождения коммуникантов в сети. Тем не менее, большинство комментов разделены незначительным временным промежутком, и на всех анализируемых сайтах, кроме «Express», возможность публикации коммен-та прекращается через несколько дней после публикации статьи-стимула, что объясняется политикой изданий поддерживать актуальность, релевантность дискуссий.
И, наконец, количество коммуникантов в жанре коммента не ограничено: любой пользователь сети Интернет имеет доступ к прочтению опубликованных комментов, и любой зарегистрированный пользователь может сам опубликовать коммент. Причем, процедура регистрации лишь частично эксплицирует автора коммента, так как включает в себя выбор ника, аватары (по желанию), а в «Daily Mail» еще и указание местонахождения. Однако вводимые при регистрации данные не всегда сов-
падают с реальными, что позволяет говорить о создателях комментов в большей степени как об анонимных, нежели идентифицированных коммуникантах.
2. Прагматические параметры.
Коммуникативная ситуация комментирования включает в себя стимул, представленный статьей или другим комментом и сам коммент-реакцию, которые расположены на одной странице онлайн-газеты. Комментирование к одной статье обычно занимает временной интервал около трех дней. Согласно дефиниции, коммент является мнением о ком-либо или чем-либо (ср. «an opinion that you express about someone or something» [16, с. 304]), что предопределяет его основную цель — выражение оценки, отношения. Возможность интеракции с другими авторами комментов позволяет говорить еще об одной функции комментов — фатической. Однако необходимо отметить, что общение в комментах носит преимущественно дискуссионный характер, представляет собой обмен мнениями и аргументацию своей точки зрения. Аксиологическая модальность является преобладающим типом отношений, выраженных в комменте — 92.3% [17].
При такой четкой определенности цели ком-мента, тип автора и тип адресата в данной коммуникативной ситуации не может быть точно установлен. Очевидно, что адресатом является, во-первых, само сетевое издание, на сайте которого размещен коммент и, во-вторых, любой пользователь сети. Авторами же комментов могут быть совершенно разные люди из разных социальных групп, принадлежащих к разным профессиям, с разным уровнем образования.
3. Структурно-семантические параметры.
Коммент является реакцией на стимул, заключенный в статье или в уже имеющемся комменте, что обусловливает его структуру. Так, блок ком-ментов располагается под статьей, а комменты к другим комментам левее комментов-стимулов, что четко демаркировано визуально. Каждый коммент уникален по своему содержанию. Тем не менее, все комменты связаны со стимулами тематически, концептуально и модально, что выражается соответствующими средствами когезии. Однако, как правило, в каждом отдельном комменте наличествует или преобладает один из трех типов единства. Так, синсемантия коммента проявляется либо в единстве темы, либо с помощью модальной оппозиции: объективное освещение события в статье — субъективное отношение авторов комментов к этому событию или его участникам, либо путем вхождения коммента-реакции в одну смысловую группу со статьей-стимулом или комментом-стимулом [18].
4. Стилистико-языковые параметры.
Стилистико-языковое оформление жанра ком-
мента обусловлено неограниченным числом коммуникантов, отсутствием единого типа автора и
политематичностью статей-стимулов. Так, к одной и той же статье комменты могут быть кардинально различными и в стилистическом и языковом отношении, что предопределятся их авторством.
E.g. (1)jealous!
(2) God i hate these people !!! ARRRGGGGGGGGGGGHHHHHHH
(3) love it, what a dream home, im cant even begin to be jealous as this is so extravagant that its beyond anyones wildest dreams but its nice to be nosy and imagine popping in for a cuppa
(4) When I heard about this new home they are buying I had a good laugh. 40 mill and more. Who do they think they are? They are so vacuous and avaricious. I wonder if they would have a clue what those words mean in my previous sentence. I cannot stand them. I wish they would go and disappear all of them.
Примеры 1—4 являются экземплярами коммен-тов к одной статье, посвященной покупке семьей Бекхемов нового особняка в Лондоне. Наглядно видно, что данные комменты различаются использованием фонетико-графических, лексических и грамматических средств, в силу чего не представляется возможным установить их единую стилевую принадлежность.
Тематика статей также во многом влияет на стилистико-языковое представление коммента. Как правило, комменты, относящиеся к статьм серьезной тематической направленности (экономика, наука, бизнес, политика), лексически более богаты, имеют более нормированное грамматико-синтаксическое оформление, и не отличаются экспрессивностью, выраженной с помощью фо-нетико-графических средств в отличие от ком-ментов с «несерьезной» тематикой (спорт, шоу-бизнес, мода).
Единственным общим аспектом в стилистико-языковом оформлении для всех комментов можно выделить отсутсвие нецензурной лексики, что установлено правилами модерирования.
Итак, многочисленное обращение ученых к изучению коммента и факт признания данного текста самостоятельным интернет-жанром вызвал необходимость анализа его жанровых особенностей. Среди четырех групп проанализированных параметров можно выделить прототипические, постоянные и вариативные признаки жанра ком-мента. К прототипическим параметрам относятся медийные параметры, цель, структурно-семантические свойства и стилистико-языковое оформление коммента в соответствии с правилами модерирования. К вариативным параметрам относятся тип автора и адресата, а также конкретные языковые и стилистические средства, используемые в создании коммента. Таким образом, преобладание прототипических признаков свидетельствует о правомерности признания коммента самостоятельным интернет-жанром.
ЛИТЕРАТУРА 9.
1. Brossard D., Scheufele D. A. This Story Stinks // The New York Times. 2013. URL: http://www.nytimes.com/2013/03/03/ opinion/sunday/this-story-stinks .html?_r= 1&adxnnl= 1&page 10 wanted=print&adxnnlx=1382136723 -hTX3YnUlV6CAS4OU9 WQRYQ/ 11
2. Степанова Л. Н. Типология комментария в условиях перехода в Сеть (на основе лексикографического анализа) //
Ученые записки Таврического национального университе- 12.
та им. В. И. Вернадского. Т. 26. №1. С. 398-403.
3. Карпоян С. М. Эпистемические речевые акты в интернет-комментарии // Вестник МГОУ. 2011. №5. С. 38-43.
4. Степанова Л. Н. Комментарий в современном информационно-коммуникативном пространстве: перспективы лин- 13 гвистического исследования // Современная филология (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. Уфа, январь 2013 года. Уфа: Лето, 2013. С. 94-97.
5. Стексова Т. И. Речевая агрессия в интернет-комментариях 14 как проявление социальной напряженности // Политическая лингвистика. 2013. Выпуск 3. С. 77-81.
6. Bruce I. Evolving Genres in Online Domains: The Hybrid Genre of the Participatory News Article // Genres on the Web. 15 Computational Models and Empirical Studies. Frankfurt am
Main - Leeds - Stockholm: Springer. 2010. P. 323-348. 16
7. У Баоянь Коммуникативные стратегии и тактики и языковые средства их реализации в русскоязычной неформальной межличностной дискуссии (на материале Интернет-дневников): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 17 2008. 26 с.
8. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа М.: КРАСАНД, 2010. 296 с.
Горошко Е. И., Землякова Е. А., Полякова Т. Л. Жанры 2.0: проблема типологии и категоризации на примере коммуникативного сервиса «Твиттер» // Жанры речи. Саратов -М.: Лабиринт, 2012. С. 344-357.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
Баранов А. Г. Когнитипичность текста (к проблеме уровней абстракции текстовой деятельности) // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. С. 4-12.
Щипицина Л. Ю. Комплексная характеристика жанра компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере веб-страниц новостных агенств) // E-Conference. URL: http://www.pags.ru/science/conferences/E-Conference/ Shipitina.doc
Горошко Е. И. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского. 2011. Т. 24 . №1. С. 255-237.
Никитенко А. А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. 2009. №1. С. 159-166.
Longman Dictionary of Contemporary English. XVII. Pearson Education Limited, 2003. 1949 p.
Зубарева В. М. Специфика реализации оценки в комментах к статьям британских онлайн-газет // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. Вып. 83. №29. С. 66-72.
Зубарева В. М. Специфика проявления целостности в гибридном Интернет-тексте // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2013. Т. 7. №2. C. 138-148.
Поступила в редакцию 04.12.2013 г.