Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2
Е.В. Кузьмина
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ РАЗНООБРАЗИИ ТЕКСТОВ
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена анализу теоретических разработок в области изучения жанров электронной коммуникации, в частности в сети Интернет. Рассматриваются основные классификации жанрового разнообразия, выделяемые российскими и зарубежными учеными. Предлагается классификация гипержанров электронной коммуникации, основанная на прагматических характеристиках текстов.
Ключевые слова: язык средств электронной коммуникации, интернет-жанры, прагматика.
The article analyzes theoretical material on genres of electronic communication. Especially on the Internet. Main classifications of genre variations shown by Russian and foreign scientists is being studied. In addition to this, a classification of hypergenres of electronic communication based on pragmatic characteristics of texts is shown in this article.
Key words: language of electronic communication means, web-genres, pragmatics.
С возникновением новых сервисов в интернет-среде и новых технических коммуникационных средств стали активно появляться и развиваться новые жанры, свойственные только этой сфере коммуникации. Многие исследователи (Е.И. Горошко, Л.Ю. Щипи-цина, Л.Ю. Иванов) отмечают, что интернет-пространство стало своеобразной жанропорождающей средой, в связи с чем возникла проблема описания и классификации типов дискурсивных и речевых жанров электронной коммуникации. Интерес лингвистов к этой новой области изучения способствовал появлению теории цифрового жанроведения или виртуального жанроведения1, в задачи которой входит описание и структурирование всего многообразия интернет-жанров и способов их классификации.
Проблемой жанрового разнообразия электронной коммуникации занимаются такие исследователи, как Е.И. Горошко, Л.А. Капанад-зе, Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина, A. Диллон, С. Херринг, Ф. Юс.
Кузьмина Елена Владимировна — ст. преподаватель кафедры испанского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова и соискатель той же кафедры; e-mail: [email protected]
1 См.: Горошко Е.И. Виртуальное жанроведение // Уч. зап. Таврического национального ун-та им. В.И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 105—124.
Однако, говоря о жанрах электронной коммуникации и их изученности современной лингвистической наукой, необходимо отметить определенную терминологическую проблему, которая заключается в том, что в настоящее время для описания жанра, "работающего" в сети Интернет, отечественные исследователи предлагают различные термины: виртуальный жанр (О.В. Лутовинова, Л.Ф. Компан-цева, Е.И. Горошко), электронный жанр (Е.Н. Вавилова, Л.А. Ка-панадзе), коммуникативный сервис Интернета, интернет-жанр (Е.И. Горошко), дигитальный жанр, цифровой жанр (Л.Ю. Щипи-цина), гипержанр (Л.А. Капанадзе), сетевой жанр (Г.Н. Трофимова), жанровый формат виртуального дискурса (Л.Ф. Компанцева). Зарубежные исследователи используют такие термины, как cybergenre (M. Shepherd, C. Watters), web-genre (G. Rehm), género electrónico (A. Covadonga López, A. Séré). Приведенные термины как в русскоязычной, так и в англоязычной и испаноязычной коммуникации относятся к одному понятию и, в сущности, являются синонимами. Наряду с этим возникает вопрос о жанровой принадлежности коммуникации с помощью мобильных телефонов, пейджеров и т.д. По мнению Е.И. Горошко, в этих случаях следует оперировать термином электронный жанр: "Подобно тому как понятие электронной коммуникации шире понятия интернет-коммуникации, понятие электронный жанр будет выступать гиперонимом по отношению к понятию виртуальный или интернет-жанр .
Основой для комплексного анализа языка средств электронной коммуникации, на наш взгляд, может служить жанровое описание и классификация текстов электронной коммуникации. При этом для разработки жанровой классификации необходим синтезирующий подход к ее описанию, сочетающий в себе семантико-стилисти-ческий и прагматический "взгляд" на структуру жанра. В настоящее время существуют работы, которые исследуют с точки зрения жанроведения форумы, чаты, персональные страницы и блоги, не давая четких критериев классификации или делая ее сугубо по техническому критерию принадлежности к тому или иному интернет-сервису.
Мы считаем, что наиболее релевантным подходом к разработке классификации интернет-жанров является подход саратовской лингвистической школы, которая предлагает определение речевого жанра как "вербально-знакового оформления типичной ситуации социального взаимодействия людей"3. При таком понимании жанра, по мнению одного из представителей этой школы, К.Ф. Седова, классификация разновидностей жанровых видов нуждается в дроб-
2 Там же.
3 Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. Саратов, 1998. С. 8.
ном членении, при котором учитываются как специфика социальной сферы общения, так и индивидуальные особенности языковых личностей, принимающих участие в коммуникации. Жанровое разнообразие сети развивается и увеличивается, поэтому иерархическая система классификации становится актуальна для нашей тематики. Видя необходимость в сложном членении виртуального дискурса на жанры, ученые отмечают размытость и нечеткость критериев и параметров, на основе которых происходит группировка жанров.
О.В. Лутовинова, исходя из многомерности и неоднородности критериев, используемых при выделении категорий виртуального дискурса, предлагает определить два основных критерия для классификации жанров — структурность и композиционность4. Автор развивает понятие речевого жанра, предполагая, что жанр представляет определенный тип высказывания в рамках определенного дискурса, который является своего рода текстом, вписанным в определенную коммуникативную обстановку. Жанры дискурса, выделяемые на основе этих критериев, определяются как дискурсообра-зующие. Жанры же, выделенные относительно устойчивых типов высказываний в тех или иных ситуациях как вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей, можно назвать дискурсоприобретенными. О.В. Лутовинова к дискурсообра-зующим жанрам относит электронное письмо (e-mail), чат, форум и гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, СМС, к дискурсоприобретенным — флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание.
Несколько иной классификации придерживаются Л.Ю. Щипи-цина5 и Л.Ю. Иванов6, которые, разрабатывая деление жанров и исходя из коммуникативных функций интернет-общения, основным критерием деления считают коммуникативную цель. Л.Ю. Щипи-цина выделяет следующие жанры:
1) информативные жанры (институциональные веб-страницы, поисковые системы, онлайн-энциклопедии, каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки);
2) директивные жанры (веб-реклама, коммерческие и частные объявления, интернет-магазины);
4 См.: Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009. С. 163.
5 См.: Щипицина Л. Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сб. науч. статей / Отв. ред. О.Г. Филатова. Ч. 1. СПб., 2006. С. 377—389.
6 См.: Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура устной речи. М., 2000. С. 131—147.
3) коммуникативные жанры (чат, электронные письма, форумы, социальные сети);
4) презентационные жанры (личные веб-страницы, веблоги);
5) эстетические жанры (сетевой роман);
6) развлекательные жанры (многопользовательскиемиры и игры).
Е.И. Горошко предлагает более сложную в иерархическом плане классификацию жанров. Она обращает внимание на то, что появление технологий веб 2.0 существенным образом повлияло и во многом изменило не только жанровую систему коммуникации в сети, но и коммуникативное пространство Интернета. "Виртуальные жанры еще не оформились окончательно, они динамичны и будут развиваться и видоизменяться столь долго, сколь долго будут развиваться и совершенствоваться сами интернет-технологии"7, — отмечает Е.И. Горошко.
Исследователь предлагает использовать термин гипержанр Интернета, под которым понимает жанровое разнообразие текстов, используемых в социально-коммуникативных ситуациях в сети Интернет, которые возможно разделить на более частные жанры.
В своей классификации Е.И. Горошко принимает во внимание такие характеристики организации коммуникации, как:
• временной параметр (синхронность или асинхронность коммуникации), регламентированность (наличие или отсутствие жестких требований к форме коммуникации);
• характер адресата (массовая или личная);
• технологический параметр (техническими характеристиками коммуникативных сервисов определяется характер коммуникации).
Таким образом, согласно исследованиям Е.И. Горошко, в жанровой системе Интернета выделяются следующие гипержанры и жанры:
Гипержанры:
• сайт;
• блог;
• социальная сеть;
• электронная библиотека.
Жанры:
• электронное письмо;
• форум;
• чат;
• доски объявлений;
• рекламные баннеры;
• коммуникация с помощью программ мгновенного обмена сообщениями;
• виртуальная конференция;
7 Горошко Е.И. Указ. соч. С. 115.
• пост, или заметка автора;
• комментарий.
Следует отметить, что в электронной коммуникации границы между жанрами подвижны и размыты. Это объясняется, с одной стороны, незаконченностью их формирования, а с другой стороны, специфическими особенностями, которые отличают электронную коммуникацию от реальной коммуникации. К таким специфическим особенностям относится постоянное и стремительное развитие интернет-технологий, при котором интернет-жанры появляются, видоизменяются и даже исчезают быстрее, чем в реальной коммуникации.
Продолжая логику разработки классификации интернет-жанров, предложенную Е.И. Горошко, и принимая во внимание лингвистические исследования в области виртуального жанроведения, необходимо отметить, что для построения наиболее полной и развернутой классификации важно учитывать три жанрообразующих для этой среды компонента:
1. Прагмалингвистические характеристики текстов: коммуникативная цель, концепция адресата и адресанта (количество и экспли-цированность коммуникантов), временной фактор (синхронность/ асинхронность коммуникации).
2. Медийные характеристики. К медийным параметрам Л.Ю. Щи-пицина относит прежде всего визуальную презентацию жанра или его интерфейс, который определяется расположением на экране элементов программы, автоматически генерируемой информации и авторского текста, порядком появления новых сообщений (внизу/ вверху экрана или произвольно по выбору автора), сохраняемостью и размером текста, возможностью автоматического цитирования и т.п. Кроме того, к медийным параметрам следует отнести степень и особенности использования гипертекста, уровень мульти-медийности и интерактивности. Именно эти параметры, зависящие в основном от возможностей программного обеспечения интернет-технологий, отражают специфику компьютера и Интернета как особых электронных коммуникативных средств и каналов, и именно они указываются большинством исследователей интернет-коммуникации как типологические признаки виртуального жанра.
3. Структурные и стилистико-языковые характеристики текстов. Согласно М.М. Бахтину, "...ни одно новое явление (фонетическое, лексическое, грамматическое) не может войти в систему языка, не пройдя долгий и сложный путь жанрово-стилистического испытания и отработки"8. Языковые характеристики, закрепившиеся в неко-
8 Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 445.
торых видах электронной коммуникации, и стилистическая оформ-ленность текстов позволяют выделить ряд сформированных жанров.
Развитие коммуникационных технологий напрямую влияет на оформление, формирование и исчезновение жанров электронной коммуникации. Мы солидарны с точкой зрения Е.И. Горошко, что при классификации этого сложного явления необходима разработка многоуровневой разветвленной структуры гипержанров, жанров и субжанров электронной коммуникации. Однако выделение гипержанров, с нашей точки зрения, необходимо основывать с позиций коммуникативных целей, характеристик коммуникантов, структуры текста, собственно лингвистических особенностей текста, а также технических характеристик, релевантных для лингвистического оформления текстов. Многие лингвисты анализировали лингвистические особенности таких жанров, как электронное письмо, новостной сайт, рекламный баннер, чат, форум, блог. Поэтому их оформленность не вызывает у нас сомнений, важно только найти их место в общей классификации.
Мы предлагаем выделить следующие гипержанры согласно указанным критериям:
• сайт (или информационный сайт). Можно подразделить на жанры: сайты персональные и сайты институциональные, среди которых можно выделить множество субжанров, одним из которых можно считать рекламный баннер;
• блог. Гипержанр интернет-дневника можно подразделить на дневники персональные и институциональные. В настоящее время технология блогинга используется как реализация персонального и институционального сайтов и этим роднится с гипержанром сайта. Но тем не менее можно выделить блоги, в которых возрождается эпистолярный жанр личного дневника, который трансформируется и оформляется в самостоятельный гипержанр;
• электронную библиотеку или электронный каталог. В нем можно выделить жанр онлайн-магазина;
• электронное письмо. Этот гипержанр как форма коммуникации возник одним из первых, согласно логике развития технологии, и в нем можно выделить жанры личного письма и институционального (делового) письма;
• чат и синхронные системы обмена сообщениями. Выделяются жанры ICQ (практически не используемый сейчас), WhatsApp, сообщения sms (имеет много лингвистических характеристик, схожих с чатом);
• асинхронные системы обмена сообщениями. В данном гипержанре можно выделить следующие жанры: форум, посты и комментарии в блогах и соцсетях, текстовые сообщения в системе Skype;
• мультипользовательские миры или игры — развлекательный гипержанр.
Мы не считаем возможным выделить социальные сети в отдельный жанр или гипержанр, скорее, это технологическая платформа, в которой возможна реализация других гипержанров и жанров: сайт, форум, чат, пост..
Необходимо также подчеркнуть, что Интернет является высокотехнологическим и в то же время высокодинамичным коммуникативным пространством и находится в постоянной эволюции. Соответственно жанровая система сети также развивается, появляются абсолютно новые формы интернет-коммуникации, а старые видоизменяются тем или иным образом. Поэтому при разработке жанровой системы необходима многоуровневая структура гипержанров, жанров, субжанров, рассматриваемая с различных точек зрения.
Список литературы
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1986.
Горошко Е.И. Виртуальное жанроведение // Уч. зап. Таврического национального ун-та им. В.И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63). № 1.Ч. 1. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых
жанров. Саратов, 1998. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура
устной речи. М., 2000. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009. Щипицина Л.Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: Сб. науч. статей / Отв. ред. О.Г. Филатова. Ч. 1. СПб., 2006.