4. Karasik V.I. Konceptualizaciya nasmeshki v yazykovom soznanii // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. 2011. № 13. S. 119-129.
5. Novyj tolkovo-slovoobrazovatel'nyj slovar' rus-skogo yazyka / pod red. T.F. Efremovoj: v 2 t. M., 2000.
6. Malyj akademicheskij slovar' Evgen'evoj onlajn [Elektronnyj resurs]. URL: https://rus-academic-dist. slovaronline.com (data obrashcheniya: 14.03.2021).
7. Mistyuk T.L. Elementy rechevoj agressii v sovremennom gazetnom tekste // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 2015. № 1(43): v 2 ch. Ch. II. C. 160-164.
8. Mosejko A.A. Kolkost' kak komponent yazy-kovoj igry // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 3(136). S. 130 -134.
9. Ozhegov S.M., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. 2-e izd. M., 1994.
10. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Elektronnyj resurs] / pod red. D.N. Ushakova. URL: http://ushakovdictionary.ru/ (data obrashcheniya: 03.03.2021).
11. Sedov K.F. Rechevaya agressiya v mezhlich-nostnom vzaimodejstvii // Pryamaya i nepryamaya kommunikaciya: sb. nauch. st. / otv. red. V.V. De-ment'ev. Saratov, 2003. S. 96-212.
12. Fasmer M. Etimologicheskij slovar' russkogo yazyka / per. s nem. i dop. O.N. Trubachyova. 2-e izd., ster. M., 1986-1987.
Taunt in the modern Russian communication: functional aspect
The article deals with the functional orientation of taunt presented in the naïve and scientific world pictures. There are revealed the basic functions of taunt directed to the deterioration, improvement of interrelation and self-defence. The specified intentions correlate with the results of the conducted questionnaire. There is concluded that taunt isn't always implemented with the destructive aims and the perception of taunt varies in the diapason of the positive and negative value.
Key words: taunt, destructive communication, speech aggression, ridicule.
о.В. лутовинова
(Волгоград)
ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХЕйТИНГА
Рассматривается хейтинг как один из жанров интернет-коммуникации, базирующийся на неконструктивном поведении участников опосредованного общения. Проведенное исследование основывается на анализе словарных дефиниций, а также 375 ситуаций, содержащих разнообразные тексты, произведенные хейтерами в ходе взаимодействия с другими пользователями русскоязычного сегмента Интернета и включающие продукты их деструктивной речевой деятельности.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, речевой жанр, речевая агрессия, хейтинг, хей-тер.
Интернет, представляющий собой безграничное информационно-коммуникативное пространство, уже давно и прочно вошел в жизнь современного человека, предоставив ему дополнительные возможности самовыражения. Становясь членом какого-то сетевого сообщества (социальной сети, форума, блог-портала и т. п.), пользователь Интернета получает некую «виртуальную площадку» демонстрации себя другим посредством сообщения каких-либо сведений, размещения фотографий, образцов своего творчества и т. д.
Согласно данным ежегодного отчета Global Digital 2021 креативного агентства We are Social и ресурса управления социальными сетями Hootsuite, в 2021 г. в России социальными сетями пользуется 67,8% населения, или 99 млн человек [11]. Здесь они могут не только общаться со своими друзьями и знакомыми, делясь различными событиями жизни, но и комментировать сообщения незнакомых им лично пользователей сетей, в том числе и знаменитостей: известных актеров, певцов, спортсменов и т. п.
Как отмечает В.И. Карасик, резкое возрастание презентационной функции в общении является отличительной чертой нашего времени: «в любом коммуникативном действии мы разыгрываем некий спектакль, играя определенную роль в соответствии с ситуацией общения, ожиданиями партнеров и наблюдателей и нашими собственными установками» [6, с. 155]. Однако, «разыгрывая спектакль», по-
О Лутовинова О.В., 2021
(Статья поступила в редакцию 15.08.2021)
казывая себя в том или ином свете, пользователь Интернета вопреки своим ожиданиям нередко сталкивается с негативной реакцией адресата, причем далеко не всегда объективно обусловленной содержанием сообщения, на которое она появилась. Как отмечают культурологи и социологи, это становится возможным, поскольку «современное общество формирует и задает нормативные рамки существования человека в современном мире, "научает" его агрессивному поведению и дозволенным и поощряемым формам его проявления», а «актуальные и популярные сегодня средства массовой информации диктуют и формируют моду на агрессию» [7, с. 141].
Коммуникативное пространство Интернета, основными характеристиками которого являются виртуальность, интерактивность, анонимность, гипертекстуальность, глобальность, мозаичность, креативность, способствует тому, что у пользователя Сети смещаются акценты и меняется привычная, не характерная для процесса неопосредованной коммуникации картина мира. Все то, что в ситуации неопосредованного взаимодействия регулируется и сдерживается помимо правовых норм, нормами морально-этическими, находит выход в коммуникативной интернет-среде. Страницы интернет-СМИ, посты блогов и форумов пестрят неологическими именованиями новых агрессивных форм взаимодействия пользователей (флейм, холивар, троллинг, хей-тинг, шейминг (блейминг), кибербуллинг (ки-бермоббинг), киберсталкинг, грифинг и др.), рассуждениями о том, что представляют собой подобные формы агрессии, как можно им противостоять, какие конкретные действия можно предпринять и т. п. Так, в крупнейшей в настоящее время поисковой системе Google по запросу на «флейм» за 0,46 с выдается 2 170 000 результатов, а по запросу на «троллинг» - 3 930 000 результатов*.
Поведенческая агрессия пользователей Интернета находит отражение в их относительно устойчивых типах высказываний, т. е. речевых жанрах [1], которые в силу своего относительно недолгого существования все еще не являются до конца изученными и требуют пристального внимания лингвистов. Целью данной статьи является рассмотрение хейтин-га как речевого интернет-жанра агрессивной направленности путем исследования лежащих в его основе интенций, применяемых для реализации данных интенций коммуникативных
* Данные получены 29 августа 2021 г.
стратегий и тактик, а также специфического вербального оформления.
Прежде чем рассматривать жанровые характеристики хейтинга, уточним наименование данного жанра. В русском языке слово хейтинг (англ. hating) является заимствованным английским жаргонизмом, вследствие чего не фиксируется в толковых словарях. Поскольку из-за своей стилистической маркированности жаргонное существительное hating также не фиксируется в англоязычных толковых словарях, выведем его значение по деривационной основе hate (русск. «ненавидеть»), от которой оно образовано путем добавления деривационного суффикса -ing, означающего акт действия по глагольной деривационной основе.
Как показывает анализ словарных дефиниций [9; 10; 12-14], глагольная деривационная основа hate означает следующее:
1) очень сильно не любить кого-либо или что-либо;
2) испытывать невероятно сильное чувство неприязни;
3) чувствовать или выражать крайнюю степень враждебности;
4) очень сильно не любить кого-то и испытывать к нему раздражение;
5) относиться с большой неприязнью.
Следует отметить, что помимо глагола
hate в английском языке существуют два одно-коренных существительных hate (русск. «ненависть, отвращение») и hatred (русск. «ненависть»), первое из которых обозначает эмоцию или реакцию ненависти, а второе - глубокое чувство, обычно адресное. Однако существительное hating (русск. «хейтинг»), в отличие от двух вышеуказанных, отражает не только наличие эмоции или чувства ненависти, но также их выражение по отношению к кому-либо, чему способствует имеющийся в составе слова суффикс -ing. Таким образом, лексикографическое представление понятия, лежащего в основе рассматриваемого наименования, дает возможность говорить о том, что хейтинг является выражением сильного чувства неприязни, раздражения, враждебности в адрес кого-то, т. е. проявлением ненависти, обычно при взаимодействии в коммуникативном пространстве Интернета.
В построенном на технологии вики он-лайн-словаре слов и фраз англоязычного сленга Urban Dictionary, чьи материалы помещаются и редактируются посетителями сайта, хей-тинг определяется как «результат деятельности хейтера» [15].
Как показал анализ англоязычных толковых онлайн-словарей, в последнее время некоторые из них [9; 10; 13] для слова hater помимо общеупотребительного значения «тот, кто что-либо ненавидит» стали включать еще одно, с пометой informal («разговорный»):
1) человек, который нелицеприятно высказывается о ком-либо или критикует его достижения, особенно в Интернете;
2) недовольный и злобный человек, который унижает других;
3) человек, который активно и агрессивно критикует или унижает кого-то, особенно знаменитостей или общественных деятелей.
Как видим, данный анализ позволяет добавить в значение слова хейтинг такие семы, как «нелицеприятное высказывание», «активная и агрессивная критика», «критика достижений», «унижение».
Здесь следует отметить, что в русском языке помимо наименования хейтинг подобный вид коммуникативного поведения получает также название хейтерство, образованное путем прибавления к заимствованной деривационной основе хейтер деривационного суффикса -ств, означающего «деятельность или действие, характеризующиеся признаком, названным мотивирующим словом: животноводство, рыболовство, словопроизводство» [4]. Как показывает проанализированный материал, в настоящее время данные наименования в русском языке являются абсолютными синонимами.
Основываясь на анализе словарных дефиниций рассмотренных наименований действия, результата действия и деятеля, а также на анализе 375 контекстов, содержащих высказывания хейтеров, произведенных ими при взаимодействии с другими пользователями Рунета, дадим определение хейтингу. Итак, хейтинг представляет собой активное выражение в чей-либо адрес ненависти посредством бурных гневных и/или уничижительных безосновательных оценочных суждений с целью попытки создания негативного образа вокруг объекта ненависти.
В центре внимания хейтеров обычно оказываются известные личности и их творчество, социальная деятельность или личная жизнь. Интерес хейтеров также вызывают широко распространенные бренды, различные популярные интернет-сервисы и т. п. или иные опубликованные материалы, привлекающие внимание широкой аудитории. Целью хейтер-ства является безапелляционное систематическое опровержение каких-либо опубликован-
ных материалов, посредством чего и достигается оскорбление выбранного субъекта и привлечение внимание к персоне хейтера.
Таким образом, интенция, лежащая в основе хейтинга, - это привлечение хейтером внимания к собственной персоне посредством поиска негатива в действиях, словах, образе жизни и т. п. других лиц. Данная интенция является определяющей чертой, «отправной точкой» речевого жанра «хейтинг», который далее развивается на основе определенных стереотипов речевого поведения, представляющих собой «сценарии, фиксирующие типовые способы совершения и обычный порядок протекания речевых событий» [3, с. 11]. Иными словами, хейтинг, как и любой речевой жанр, реализуется через определенную последовательность типичных действий, облекаясь в стандартную форму.
Основываясь на предложенном А. Веж-бицкой моделировании жанра при помощи элементарных смысловых единиц, выражающих мотивы, интенции и прочие ментальные акты говорящего [2], выведем набор формул, определяющих речевой жанр хейтинга:
- знаю, что ты известен многим и преуспеваешь в какой-то сфере, что многие восхищаются тобой;
- считаю, что ты недостоин этого;
- говорю что-то, что принижает твои достоинства;
- говорю это, выискивая негатив в твоих действиях / словах / образе жизни;
- говорю это специально, даже если оно не соответствует действительности;
- говорю это публично;
- говорю, специально нарушая нормы общения;
- говорю это, чтобы тебе было неприятно;
- говорю это потому, что испытываю чувство зависти и считаю, что я больше достоин быть на твоем месте / иметь то, что имеешь ты;
- говорю это потому, что хочу самоутвердиться.
Здесь следует отметить, что хейтером не всегда движет чувство зависти. Существует категория хейтеров, которые «мстят всему миру» из-за того, что кто-то обидел их самих, испортил им настроение и т. п. Если хей-тинг появляется как ответная реакция на негатив со стороны кого-либо, кому хейтер не может ответить тем же, то формулировки некоторых из приведенных выше формул (двух первых и двух последних) будут видоизменяться:
- считаю, что я не заслуживаю того обращения, что получил;
- хочу, чтоб и тебе было плохо, раз мне плохо;
- <...>
- говорю это потому, что испытываю потребность сказать это кому-то;
- говорю это потому, что хочу выпустить
пар.
При втором варианте хейтинга совсем не обязательно его объектом становятся известные личности. В данной ситуации подвергнуться хейтингу может любой пользователь Сети, который чем-то не приглянулся хейтеру.
Следует отметить, что хейтинг не всегда может реализовываться через высказывания во втором лице, когда хейтер обращается к объекту своего хейтинга. Реплики хейте-ра могут быть даны и в третьем лице. Однако использование того или иного лица не влияет на интенции, лежащие в основе хейтинга. Хей-терские высказывания во втором лице обычно делаются в комментариях в блогах знаменитостей или под их постами в социальных сетях, тогда как третье лицо используется в комментариях к постам, статьям и т. п., сделанными не объектом хейтинга, а кем-то еще. Однако периодически обращение к объекту хей-тинга встречается среди комментариев хейте-ров под постами пользователей, которые выложили информацию о знаменитости, или под статьями в электронных СМИ, которые знаменитость, ставшая объектом хейтинга, вряд ли увидит. Иногда высказывания в третьем лице об объекте хейтинга также появляются и в блогах или социальных сетях знаменитостей. Оставляя комментарий на страницах блога и новостной ленты социальной сети знаменитости, хейтеры вполне могли бы высказываться во втором лице, однако в силу каких-то причин этого не делают.
В качестве иллюстрации приведем два примера под одним и тем же сообщением Алены Водонаевой, поместившей на страницах своего аккаунта в «Инстаграме» видео «жарких танцев» с открытия бара Анны Седоковой:
1. <smeshdream>: Вроде красотка а ведете как дешовая девка. И с алкоголем надо завязывать!*
2. <marinchosss>: Алёна просто озабоченная. Сын не маленький, видит это все. Фу, смотреть противно!
Второй пример не является ответом на какой-либо комментарий других пользователей,
* Орфография и пунктуация авторов комментариев здесь и далее сохранены.
а высказан непосредственно к сообщению Алены Водонаевой.
Процесс реализации интенций является стратегическим процессом, «цепочкой решений говорящего, его выборов определенных коммуникативных действий и языковых средств» [8, с. 137]. При этом, если «стратегии общения прямо соотносятся с интенциями коммуникантов, если интенции носят глобальный характер, то имеются в виду собственно стратегии дискурса, внутренне присущие ему. Если же речь идет о достижении частных целей в рамках того или иного жанра определенного типа дискурса, то говорят либо о локальных стратегиях, либо о коммуникативных тактиках» [5, с 83].
Для речевого жанра хейтинга характерны следующие коммуникативные стратегии: оценивающая, дискредитирующая и отчасти позиционирующая.
Оценивающая стратегия заключается в демонстрации своего отношения к другому путем воздействия на его чувства. Данные воздействия, строящиеся на основании общепринятых моральных принципов, направлены на чувства собеседника и подразделяются на положительные и отрицательные. Хейтеры в процессе взаимодействия с другими пользователями Интернета используют только отрицательную оценку, причем ничем не мотивированную. Проиллюстрируем это примером из обсуждений пользователей статьи «Екатерина Климова показала подросшую красавицу дочку» из газеты «Комсомольская правда», в которой корреспондент газеты поместил фотографию актрисы Екатерины Климовой с дочерью и выразил мнение, что подросшая дочка является копией матери. За довольно непродолжительный срок статья набрала почти 100 комментариев, во многих из которых читатели выражали мнение, которое или совпадало с мнением корреспондента, или отличалось от него, но было высказано в приемлемой форме:
< В е р а > Мама все равно эффектнее.
<Игорь> Не в обиду дочери, она тоже симпатичная, но маму она не затмила, как написали. Мама у нее просто прекрасна!
< D R О N > Нет, не затмила. Фисташковые глаза екатерины и образ девушки-мечты тяжело будет переплюнуть и детям, и внукам!
Однако 23 комментария (наиболее негативные из которых редакция сайта позже удалила) были оставлены пользователем Ну, выражавшим оценку в хейтерской манере и со-
вершенно не реагировавшим на обращение к нему других комментаторов:
<Ну> Климова красавица? На жабу похожа!!!.
<Ну> Чем старше бабушка, тем розовее платье(с)
<Ну > Нос уродский у Климовой, но кому-то нравится - везде ее запихивают...
< Ну > Дочка страшненькая, но может хоть не столь на передок слаба будет как мамашка.
Дискредитирующая стратегия заключается в унижении другого и возвышении себя на его фоне. Дискредитирующая стратегия в общении хейтеров тесно связана с оценивающей и осуществляется обычно при помощи оскорбительных слов и выражений по отношению к адресату (нередко нецензурных), сарказма, осмеяния, угроз и т. п. Проиллюстрируем применение данной стратегии высказываниями хейтеров в аккаунте Ксении Собчак в социальной сети «Инстаграм» под постом «Доехали до моря», сопровождаемым фотографией ее сына Платона, разгуливающего по пляжу голышом:
<gardenroses1234> Ой радость-то педофилам!
<nadialachesis> Собчак, конечно, король привлечения хейта - сначала прикормила адекватную публику своими чайлдфри-заявами, а потом, как бетмен наоборот, из адекватного человека перевоплотилась в яжемать с детскими сраными фо-точками.
<а^Ы^ееп3 1 > Собчиха, будущего эксгибициониста выставила. Всетаки бабы дуры. Ору с комментов.
Позиционирующая стратегия является основой самопрезентации пользователей Интернета, которые стараются зарекомендовать себя определенным образом, соотнести с другими, показать, что они представляют собой, что они ничем не хуже других пользователей. Позиционируя себя, пользователи Сети выкладывают на страницах блогов и социальных сетей свои фотографии, результаты своего творчества, размышления над той или иной темой и т. п. Хейтерами позиционирующая стратегия используется опосредованно, поскольку они нигде не заявляют ничего о себе прямо. Если посмотреть профиль хейтера на каком-то ресурсе, то он либо оказывается закрытым, либо содержит минимум «абстрактной» информации, а ленты сообщений остаются пустыми. хейтеры позиционируют себя на контрасте с адресатами своих сообщений: обвиняя, унижая кого-то, они тем самым как бы показывают: «вот он такой нехороший, а я лучше».
Теперь рассмотрим основные применяемые при хейтинге речевые тактики.
Выражение негатива там, где многие высказывают одобрение, восхищение. Поскольку целью хейтера является привлечение внимания к своей персоне, то написание обличительных комментариев в потоке критики других коммуникантов для хейтера не имеет смысла. Его сообщения не будут выделяться на фоне критических замечаний, а значит, не достигнут нужной цели. Сюда также можно отнести выставление дизлайков (т. е. оценки «не нравится») при оценивании фотографий, роликов, каких-то произведений. И даже если хейтеру в общем и целом понравится содержание оцениваемого, он все равно нажмет на «дизлайк».
Отсутствие аргументации. Если делающий замечание критик аргументирует свою точку зрения, приводя доказательства, почему его позиция по какому-то вопросу не совпадает с мнением критикуемого, то хейтеры никогда не приводят никаких доводов. Цель хейте-ра не рассмотреть что-то критически, выявив сильные и слабые стороны, а обвинить.
Поиск в любом позитивном действии объекта хейтинга «двойного дна», подвоха, какого-то негативного тайного смысла. И когда другие пользователи Интернета восхищаются какими-то действиями известной личности, хейтер обязательно отметит, что вызывающее восторг действие совершено небескорыстно, что это игра на публику, что за этим обязательно стоят те или иные негативные «истинные причины».
Диффамации. Если в биографии объекта хейтинга имеются какие-то позорящие его факты, то хейтер обязательно упомянет их, даже если они не имеют отношения к конкретному обсуждаемому эпизоду.
Инсинуации. Выплескивая негатив на объект хейтинга, хейтеры нередко придумывают какие-то факты, которые как бы имели место в биографии этого объекта хейтинга. Например, если объект хейтинга позволяет себе (или хотя бы раз позволил) нелестные высказывания в чей-либо адрес, то хейтер припишет ему подобные высказывания в отношении любого другого адресата.
Унижение и оскорбление, осуществляемое посредством язвительных замечаний в адрес объекта хейтинга, ироничных и саркастичных высказываний, навешивания ярлыков, использования ругательств и обсценной лексики.
Угрозы через косвенный речевой акт, когда хейтер не сам угрожает причинить что-либо
объекту хейтинга, а как бы пророчит это (Ты еще пожалеешь! Бог тебя накажет и др.).
Являясь вербальным оформлением типичной ситуации социального взаимодействия людей, речевой жанр характеризуется определенными языковыми и речевыми особенностями. Рассмотрим наиболее заметные данные особенности в речи хейтеров:
- категоричные высказывания (Не было таланта и нет! Она ж только любуется собой. А исполняемое г***но поддерживается только железобетонной публикой «Дома 2» -в адрес Ольги Бузовой);
- лексика с негативной оценочной семантикой (Петь бы сначала научиться, потом на конкурс можно. А сейчас тявкающая шавка с желанием порычать - в адрес Полины Гагариной);
- экспрессивная лексика (Ой-ёй, это что-то! Ходить Вы точно не умеете!!! - в адрес Яны Рудковской);
- обсценная лексика (Е***утая! По другому и не напишешь. Видимо веришь в церковь, а не в Бога, раз так поступаешь со своим ди-тем - в адрес Даны Борисовой);
- образные сравнения (Да брешешь как собака, хочешь свою значимость показать, но опять только цирк получился - в адрес Лены Миро; Корова стельная. Кому она нафиг нужна! - в адрес Екатерины Копановой);
- гиперболизация (Ты поставила крест на своей карьере! Ты поставила крест на браке с Харламовым! Твоя репутация никогда не отмоется! Надеюсь твоя дочь этого не увидит - в адрес Кристины Асмус);
- ирония, сарказм или насмешка (Полный кринж! Так хайпить на бывшей да фу б** Ну чё - красава, настоящий мужик прям... - в адрес Егора Крида);
- парцелляция (Лизание высшей пробы... Король лизунов... Клеймо на всю жизнь! Позорище... Я после этого твои песни переключать буду! Слушать не буду! - в адрес Тимати);
- восклицательные предложения, нередко снабжаемые огромным количеством восклицательных знаков (Стройные ножки?!! Какие могут быть стройные ножки у семидесятилетней бапки???!!!!! Прятать эту стра-мотень нужно!!!!! А она всё мини нацепляет!!!! - в адрес Аллы Пугачевой);
- конструкции с именным сказуемым, выраженным словом/словами с уничижительной коннотацией (Ты ущербный лох. Ущербный мальчик приехал в Москву, чтобы заработать немного денег. Насмотрелся американских шоу и решил показать себя всем. Шоу твои
для дебилов. Ты дегрод отстойный! - в адрес Павла Воли).
В процессе коммуникации хейтеры редко используют высказывания одного вида, обычно их реплики одновременно сочетают разные лексические единицы и грамматические конструкции.
Здесь следует отметить, что используемые хейтерами коммуникативные стратегии, тактики и языковые и речевые особенности не являются уникальными для данного жанра, они могут применяться и в других речевых жанрах агрессивной направленности, таких как флейм, холивар, троллинг, шейминг и др. Однако совокупность определенных интенций и данных особенностей в том или ином сочетании и определяют речевой жанр.
Рассматривая жанровые характеристики хейтинга, нельзя обойти вниманием вопрос, нередко возникающий в публикациях интернет-СМИ и блогах: как различить между собой «истинных хейтеров» и «покупных хейтеров», т. е. хейтеров, которые действительно испытывают личное неприязненное отношение к объекту своего хейтинга, и хейтеров, которые, могут вполне нейтрально или даже в чем-то позитивно относиться к объекту хейтинга, но оставляют комментарии в данном жанре, поскольку зарабатывают этим.
Привлечение наемных хейтеров (а также троллей, шеймеров и т. п.) действительно может осуществляться как конкурентами объекта хейтинга для создания ему плохой репутации, так иногда и самим объектом хейтинга для пиара, потому как негативные комментарии больше привлекают внимание пользователей Сети и могут помочь в увеличении популярности. Для пользователей Интернета, занимающихся созданием искусственного мнения, существует отдельное наименование -астротурферы. Наименование астротурфер (англ. а8йоШйег), образуется путем аффиксации, добавлением к глагольной деривационной основе astroturf деривационного суффикса -ег, обозначающего лицо, занимающееся деятельностью по деривационной основе. Глагольная деривационная основа astroturf является производной, полученной путем конверсии от названия американской компании А81го1шй", производящей синтетическое покрытие для стадионов, имитирующее траву. Глагол to aslroturf означает «создание впечатления общественного мнения путем рассылки множественных сообщений под разными именами» [15]. Как синтетическое покрытие только имитиру-
ет настоящую траву, но не является ею, так и сообщения астротурферов не выражают подлинного мнения, лишь имитируя его.
Поскольку хейтер, как и любой другой пользователь с определенным коммуникативным поведением, выделяется на основе своей коммуникативной деятельности (интенций, коммуникативных стратегий и тактик, языковых и речевых особенностей, являющихся конститутивными признаками хейтинга как речевого жанра, на основе того, что «отливает свою речь в определенные композиционно-стилистические формы» [1, с. 450]), то отличить истинный хейтинг и истинных хейтеров от астротурфных при помощи лингвистических средств не представляется возможным.
Подведем итоги. Итак, хейтинг как речевой жанр представляет собой активное выражение в чей-либо адрес ненависти посредством бурных гневных и/или уничижительных безосновательных оценочных суждений с целью попытки создания негативного образа объекта ненависти.
Поскольку хейтинг основывается на речевой агрессии, его исследование представляется актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане для выработки эффективных тактик противодействия хейтингу. Одной из перспектив исследования также видится изучение хейтера как коммуникативного типажа, которое может помочь более полно понять интенции, лежащие в основе речевого жанра хейтинга.
Жанровые характеристики хейтинга не дают возможности отличить истинный хей-тинг (т. е. хейтинг, при котором хейтер действительно испытывает личное неприязненное отношение к объекту своего хейтинга) от астротурфного (т. е. хейтинга, при котором хейтер пишет комментарии в данном жанре как наемный работник), поскольку конститутивные признаки, лежащие в основе выделения речевого жанра хейтинга, не могут служить основанием для выявления экстралингвистических факторов, не влияющих на композиционно-стилистические формы, посредством которых реализуется речевой жанр.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Его же. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 428-472.
2. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи: сб. науч. ст. / редкол.: В.Е. Гольдин (отв. ред.) и др. Саратов, 1997. С. 99-111.
3. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов, 1999. С. 8-14.
4. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 2.
5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
6. Карасик В. И. Языковые мосты понимания: моногр. М., 2019.
7. Лисенкова А.А. Философия агрессии в цифровую эпоху // Филос. науки. 2017. № 6. С. 137-147.
8. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь, 1998.
9. Cambrigde Dictionary [Electronic resource]. URL: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 30.07.2021).
10. Collins: Free Online Dictionary, Thesaurus and Reference Materials [Electronic resource]. URL: https://www.collinsdictionary.com (дата обращения: 30.07.2021).
11. Digital 2021: the Latest Insights into the "State of Digital" [Electronic resource]. URL: https:// wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital (дата обращения: 12.06.2021).
12. Longman Dictionary of Contemporary English Online [Electronic resource]. URL: https://www.ldo ceonline.com (дата обращения: 30.07.2021).
13. Merriam Webster's Online Dictionary [Electronic resource]. URL: http://www.merriam-webster. com (дата обращения: 30.07.2021).
14. Oxford Learner's Dictionaries [Electronic resource]. URL: https://www.oxfordlearnersdictiona ries.com/ (дата обращения: 30.07.2021).
15. Urban Dictionary. [Electronic resource]. URL: https://www.urbandictionary.com (дата обращения: 31.07.2021).
* * *
1. Bahtin M.M. Problema rechevyh zhanrov // Ego zhe. Literaturno-kriticheskie stat'i. M., 1986. S. 428-472.
2. Vezhbickaya A. Rechevye zhanry // Zhanry rechi: sb. nauch. st. / redkol.: V.E. Gol'din (otv. red.) i dr. Saratov, 1997. S. 99-111.
3. Dolinin K.A. Rechevye zhanry kak sredstvo organizacii social'nogo vzaimodejstviya // Zhanry rechi: sb. nauch. st. Saratov, 1999. S. 8-14.
4. Efremova T.V. Novyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj. M., 2000. T. 2.
5. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', kon-cepty, diskurs. Volgograd, 2002.
6. Karasik V. I. Yazykovye mosty ponimaniya: monogr. M., 2019.
7. Lisenkova A.A. Filosofiya agressii v cifrovuyu epohu // Filos. nauki. 2017. № 6. S. 137-147.
8. Makarov M.L. Interpretativnyj analiz diskursa v maloj gruppe. Tver', 1998.
Genre characteristics of hating
The article deals with hating as one of the genres of Internet communication based on the uncon-structive behavior of the participants of the mediated communication. The conducted study is based on the analysis of the vocabulary definitions and 375 situations containing the different texts produced by the haters during the interaction with the other users of the Russian segment of Internet and including the products of their destructive speech activity.
Key words: Internet communication, speech genre, speech aggression, hating, hater.
(Статья поступила в редакцию 05.08.2021)
С.и. клецкая
(ростов-на-дону)
асимметричность абсурдности и бессмысленности высказывания в коммуникативной перспективе (к вопросу о выделении абсурда и бессмысленности)
При установлении абсурдности или бессмысленности высказывания согласие между автором и интерпретаторами в оценке высказывания является не менее важным критерием, чем формальные и смысловые признаки. Лингвистические категории абсурдности и бессмысленности имеют полевую организацию и четко не отграничены от конфликтно-полемических стратегий дискредитации автора высказывания и непонимания.
Ключевые слова: лингвистический абсурд, бессмысленность, бессмыслица, reductio ad absurdum, полемика.
В науке преобладает убеждение в «объективности» абсурда и бессмыслицы как особых «объективных» речевых явлений. В соответствии с этим представлением абсурд и бессмыслица рассматриваются как свойства высказывания, которые могут быть выявле-
О Клецкая С.И., 2021
ны в результате формального и семантического анализа (см., например, попытку описания своего рода «грамматики абсурда» в книге И.В. Голубевой, М.А. Кравченко, О.В. Кравченко [3]).
однако рассмотрение абсурда и бессмыслицы показывает, что данные феномены неоднородны и, помимо формально-семантических критериев, при их анализе необходимо учитывать коммуникативное взаимодействие. Анализируя бессмысленное и абсурдное в коммуникативной перспективе, мы можем выделить в рамках категорий абсурдного и бессмысленного различные группы феноменов, которые различаются с точки зрения факторов их формирования, а точнее, с точки зрения участия, которое принимают в их формировании автор высказывания и его интерпретаторы.
«объективный» статус абсурда и бессмысленности в коммуникативной перспективе означал бы, что абсурд и бессмысленность реализуются в ситуациях, когда и автор сообщения, и его интерпретаторы согласны в оценке высказывания как бессмысленного и абсурдного. Эта ситуация, по сути, симметрична, поскольку между автором и различными интерпретаторами устанавливается принципиальное согласие в «понимании» и оценке высказывания как бессмысленного или абсурдного. Дискурсы литературы нонсенса и литературы абсурда предполагают такое согласие в качестве базисного правила: и автор, и читатель, участвуя в этих дискурсах, принимают абсурдность и бессмысленность как нечто само собой разумеющееся и не склонны ставить их под сомнение.
Впрочем, подобный сценарий, хотя и реализуется, но все-таки остается идеальным случаем, и возможности отношения к высказыванию этим сценарием не исчерпываются. В рамках данной статьи будут рассмотрены случаи, когда оценки сообщения как абсурдного или бессмысленного, исходящие от его автора и интерпретаторов, не совпадают. отметим, что термины «абсурдное» и «бессмысленное», а также однокоренные слова, в контексте данной работы используются недифференцированно.
Наиболее очевидная форма реализации абсурда и бессмысленности, в которой оценки сторон не совпадают, - это полемико-рито-рическая стратегия reductio ad absurdum. Reductio ad absurdum - это аналитическая опера-