Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие комедии А. Н. Островского «Горячее сердце» в рецепции литературной и театральной критики и литературоведения'

Жанровое своеобразие комедии А. Н. Островского «Горячее сердце» в рецепции литературной и театральной критики и литературоведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1801
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Н. ОСТРОВСКИЙ / "ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ" / СПЕЦИФИКА КОМЕДИЙНОГО ЖАНРА / СЛОЖНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ПЬЕСЫ / СОЧЕТАНИЕ САТИРИЧЕСКОГО / КОМИЧЕСКОГО / ЭПИЧЕСКОГО И ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛ В КОМЕДИИ / ALEXANDER OSTROVSKY / "AN ARDENT HEART" / COMEDY GENRE SPECIFICS / PLAY'S COMPREHENSION COMPLICATION / COMBINATION OF SATIRIC / COMIC AND LYRIC FOUNDATIONS IN COMEDY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихомиров Владимир Васильевич

В статье на основе анализа наиболее характерных оценок комедии в критике и литературоведении, а также её самых известных сценических постановок ставится вопрос о жанровом своеобразии пьесы. В силу своего экспериментального характера комедия «Горячее сердце» до сих пор не получила должного понимания и адекватного сценического воплощения, поскольку совместить в спектакле присущие пьесе сатирические и лирические элементы оказалось непросто. Жанровое своеобразие комедии во многом определяется наличием в ней традиций итальянского театра и русской народной драматургии. Современники понимали «Горячее сердце» в традициях бытовой комедии и часто недоумевали от несоответствия её сюжета и характеров этой традиции и находили в пьесе карикатурное изображение действительности, а в нарушении бытового правдоподобия и условности некоторых художественных приёмов видели признаки упадка таланта драматурга. На самом деле пьеса свидетельствовала о поисках драматургом новых жанровых и сценических принципов в драматургии.Современные исследователи творчества А.Н. Островского находят в «Горячем сердце» признаки народной сатирической комедии, сочетание драматического с комическим, эпическое начало. Всё это действительно ей присуще. Комедию можно охарактеризовать как лироэпическую сатирическую пьесу, объединяющую традиции русского народного и европейского театра. В этом качестве комедия «Горячее сердце» ещё ожидает своего сценического и научного осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre peculiarities of Alexander Ostrovsky’s comedy “An Ardent Heart” in the reception of literary and theatre criticism and science of literature

The question of genre originality of the play is put in the paper, based on the analysis of the most typical grade of comedy in literary criticism and science of literature and on the basis of its most famous stage productions. Due to its experimental nature, the comedy “An Ardent Heart” has not yet received a proper understanding and adequate realisation on stage as, to combine the inherent in the play satirical and lyrical elements, appeared to be difficult. Genre originality of the comedy is largely determined by the presence of the Italian traditions, on the one hand, and Russian folk theatre and drama, on the other hand, in it. Contemporaries understood “An Ardent Heart” in the tradition of Russian comedy and got often perplexed by its plot inconsistencies with the characters of this tradition and caricature of reality, which is in the play, and in violation of Russian credibility and in some of the conventions of artistic techniques, signs of decline of talent of the playwright. In fact, the play is indicative of the search for new theatrical genre and principles in drama by the playwright. Modern scholars of Alexander Ostrovsky’s creative work find signs of popular satirical comedy, with a combination of dramatic comic epic foundations in “An Ardent Heart”. All this is really inherent in it. The comedy can be described as a poetic satirical play, which combines the traditions of Russian national and European theatre. As such, the comedy “An Ardent Heart” is still waiting for its scenic and scientific understanding.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие комедии А. Н. Островского «Горячее сердце» в рецепции литературной и театральной критики и литературоведения»

Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Горячее сердце»...

УДК 821.161.1.09 "18’

Тихомиров Владимир Васильевич

доктор филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

nov6409@kmtn.ru

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ»

В РЕЦЕПЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ*

В статье на основе анализа наиболее характерных оценок комедии в критике и литературоведении, а также её самых известных сценических постановок ставится вопрос о жанровом своеобразии пьесы. В силу своего экспериментального характера комедия «Горячее сердце» до сих пор не получила должного понимания и адекватного сценического воплощения, поскольку совместить в спектакле присущие пьесе сатирические и лирические элементы оказалось непросто. Жанровое своеобразие комедии во многом определяется наличием в ней традиций итальянского театра и русской народной драматургии. Современники понимали «Горячее сердце» в традициях бытовой комедии и часто недоумевали от несоответствия её сюжета и характеров этой традиции и находили в пьесе карикатурное изображение действительности, а в нарушении бытового правдоподобия и условности некоторых художественных приёмов видели признаки упадка таланта драматурга. На самом деле пьеса свидетельствовала о поисках драматургом новых жанровых и сценических принципов в драматургии.

Современные исследователи творчества А.Н. Островского находят в «Горячем сердце» признаки народной сатирической комедии, сочетание драматического с комическим, эпическое начало. Всё это действительно ей присуще. Комедию можно охарактеризовать как лироэпическую сатирическую пьесу, объединяющую традиции русского народного и европейского театра. В этом качестве комедия «Горячее сердце» ещё ожидает своего сценического и научного осмысления.

Ключевые слова: А.Н. Островский, «Горячее сердце», специфика комедийного жанра, сложность понимания пьесы, сочетание сатирического, комического, эпического и лирического начал в комедии.

Комедия «Горячее сердце» написана

А.Н. Островским в 1868 году, в то время, когда драматург был увлечён итальянским театром XVII-XVIII веков: в 1867-70 годах он переводил и переделывал комедии К. Гольдони и других итальянцев, в основном в стиле комедии дель арте [10, т. 9, с. 608]. Углублённое знакомство с итальянским театром не могло не сказаться в поисках русским драматургом новых театральных драматургических приёмов. Жанровые, сюжетные, характеристические особенности комедии «Горячее сердце» оказались близки традициям итальянского театра, среди которых традиционные любовные треугольники, которые сплетаются с семейной интригой; «небывалая сложность и затейливость фабулы» с детективным элементом; переодевания (комедию дель арте называют также комедией масок); типология сценических характеров, среди которых выделяются идеализированные образы влюблённых. К тому же «Горячее сердце» во многом напоминает буффонаду [13, с. 132—137].

Островский использовал некоторые приёмы итальянского народного театра с целью обновить собственную драматургическую систему. Комедия «Горячее сердце» имеет явно экспериментальный характер, направлена на переосмысление традиционной для русского драматурга тематики и сочетание жанровых признаков русского народного театра с европейской театральной традицией.

Не случайным представляется тот факт, что действие «Горячего сердца» происходит в городе Калинове, знакомом нам по «Грозе», но получившем

иной облик, вызывающим ассоциацию с Россией вообще. В комедии мы видим, что, как отмечает

В.Я. Лакшин в комментарии к пьесе, «расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. <.. .> Островский предстаёт перед нами как сатирик язвительный, беспощадный.<...> И в самой действительности, и в сознании автора совершился переход фигур драматических, страшных к фигурам прежде всего комическим, смешным» [10, т. 3, с. 483]. Поэтому и понадобились Островскому новые приёмы комического, иные жанровые принципы комедии.

Сатирический характер комедии «Горячее сердце» в восприятии современников усиливался и тем, что она была опубликована в том же номере «Отечественных записок», что и главы романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», тоже вызвавшего немало споров в силу особенностей его гротесковой природы.

В черновом автографе «Горячего сердца» имело место жанровое определение «Комедия из народного быта с хорами, песнями и плясками в 5 действиях» [10, т. 3, с. 514], подчёркивавшее близость пьесы традициям народного театра. По мнению

А.И. Журавлёвой, Островский «ставил перед собой задачу создать народную комедию, в которой “горячее сердце” столкнулось бы с сатирически осмеянным миром зла и победило в этом столкновении» [4, с. 186]. Исследовательница привела убедительные доказательства близости комедии народному творчеству, охарактеризовав сказочные, песенные мотивы и параллель с народной драмой

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-04-00113.

© Тихомиров В.В., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015

61

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

«Лодки». Известно, что драматург ценил эту пьесу и болезненно переживал её неуспех на сцене некоторых театров, особенно в Александринском театре Петербурга в 1869 г., намеревался доработать её, возможно, с целью облегчить задачу исполнителей спектакля. Сложность художественной структуры «Горячего сердца» в том, что гротескное изображение быта в ней уживается, по словим автора, с «поэтическим сюжетом» [9, т. 12, с. 67], и не случайно Островский предостерегал Ф. Бурдина, исполнявшего роль Хлынови, от шаржирования характера этого персонажа («будь веселее, но берегись фарса», - писал он своему приятелю) [9, т. 14, с. 171].

Сочетание гротеска и лиризма, неожиданное для творчества Островского, и явилось препятствием для осмысления комедии «Горячее сердце» и на сцене, и в критике. В печати, за некоторыми исключениями, преобладали негативные отклики. Рецензенты подчёркивали наличие в комедии старых мотивов и характеров, неактуальность тематики, несовершенство сюжетостроения пьесы. Замечена была и явная авторская тенденциозность сатирической комедии. Тик, Л.Н. Антропов, сотрудник Близкого почвенничеству журнала «Заря», позицию которого одобрял Ф.М. Достоевский, сопоставил «Горячее сердце» с нигилистической литературой, увидев в комедии отражение «критических или публицистических упражнений над русской жизнью и искусством наших отрицателей». Параша, по мнению рецензента, - «достойная сестра разных протестантов», остальные персонажи напоминают зверей в человеческом облике [1, № 1, с. 177]. Подобная оценка тем более удивительна, что прежде Островский идейно был близок почвенникам и его творчество приветствовалось не только А. Григорьевым, но и братьями Достоевскими. Негативное отношение сотрудника «Зари» к комедии «Горячее сердце», очевидно, объясняется её сатирической направленностью в адрес российской действительности. Этим новая комедия Островского отличились от пьес «москвитянинского» периода его творчества середины 1850-х годов. Несколько позже Антропов смягчил свою оценку пьесы и даже признал её автора «народным сатириком», впрочем по-прежнему подчёркивая карикатурность, тенденциозность, водевильность её содержания, и констатировал небольшой успех у зрителей [1, № 5, с. 190].

В других оценках пьесы тоже было немало упрёков в преувеличенной карикатурности сценических картин и характеров комедии. Газета «Северная пчела (№ 5, 2 февраля) в «Театральной летописи», подписанной криптонимом «к.», утверждала, что в «Горячем сердце» тот же быт и та же среда, «в изображении которых Островский был и остаётся лучшим мастером и единственным художником-драмитургом», что «он возвращается

к прежней своей деятельности <.. .> вновь фигурируют те же лица купеческой и мещанской среды, которые были в прежних комедиях <.> та же покорность и безответность одних и своеволие, самодурство и безобразие других» [5, с. 175].

В то же время, отмечает рецензент, жизнь очерчена в пьесе «в таких новых, не менее интересных её проявлениях, исполнена таких существенных подробностей, что нельзя не признать и не удивляться тому, как могут быть обильны и разнообразны материалы творчества у такого талантливого писателя, киков г. Островский». Новое в этой пьесе то, что жизнь «изображена яркими и резкими красками», появились новые герои, сохранившие «силу характера, твёрдость, энергию, благородство души», решимость бороться «за свои человеческие права» [5, с. 176]. Однако художественной целостности в пьесе рецензент не находит, как и Большинство авторов других статей о «Горячем сердце». Комедия ему «кажется. растянутою», «патриархальная жизнь», изображённая в пьесе, далека от истины и «едва ли возможна», в сюжете «лишние вставки», финал комедии нарочитый [5, с. 181]. В рецензии «Северной пчелы» явно не учитывается особый, эпический характер драматургической стилистики пьесы.

Едва ли не самая негативная оценка новой комедии Островского принадлежала газете «Всемирная иллюстрация». Критик Е. Лунин в статье «Новая пьеса Островского. - Что было причиною её неуспеха?» (1869, № 7, 12 февраля) находит в комедии «грубую и плоскую карикатуру на русскую жизнь», к которой «пришита» Параша - «кик пряничная фигура», «пародия на высокий характер». «Горячее сердце», утверждает Е. Лунин, - «насмешки над русской жизнью», в одном ряду с «судорогами фантазии» Н. Щедрина и натурализмом Левитова. Они недостойна имени Островского, «творца русского народного театра» [6, с. 187, 188].

Многочисленные упрёки в отсутствии новизны содержания и характеров пьесы и в её художественном несовершенстве звучали в отзывах разных изданий вскоре после публикации комедии и её первых инсценировок. Более доброжелательно отнёсся к ней А.С. Суворин в рецензии, напечатанной в «СПб. Ведомостях» (1869, № 33, 2 февраля). Он подчёркивает, что «комедия г. Островского воспроизводит перед нами исчезнувший или исчезающий мир», с иронией обрисовывает главных персонажей пьесы, прежде всего Курослепова, который «распространяет вокруг себя благодеяние самодурства. сонного, апатичного, словно усталого в непрестанной борьбе» [7, с. 182]; под стать ему Градобоев: он судит «по душе, которую считает выше законов». Обыватель и администратор в их лицах стоят друг друга. «Может быть, это карикатура, - признаёт Суворин, - но разве карикатура не есть доведение какого-нибудь принципа или его

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015

Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Горячее сердце»...

воплощения до первобытной, простейшей, грубой его формы?» «Симпатичный характер в пьесе -Параша; это именно “горячее сердце”, с жаждою любви и воли». Она непоследовательна в поведении, характер её не вполне развит, хотя не

противоречит «особенностям русской жизни». Но, по мнению рецензента, в комедии «слаба отделка», «слаба интрига», растянуто действие, эпизодичны многие сцены, «обидная несовременность сюжета». Всё это было причиной того, что пьеса «имела успех незначительный» [7, с. 184]. Замечания Суворина можно понять, если воспринимать комедию как традиционную бытовую пьесу, без учёта особенностей её художественной структуры. Именно этим объясняются многие другие упрёки по адресу автора пьесы.

Е.И. Утин в статье «Современные условия русской сцены. Новая комедия А.Н. Островского “Горячее сердце” (Вестник Европы, 1869, № 3)» утверждает, что Островский в новой пьесе «снова вернулся в мир самодуров, послуживший ему таким богатым материалом для прежних его произведений», хотя автор и «постарался придать выведенным в этой комедии лицам большую резкость» [12, с. 190], которая подчас переходит в карикатурность и тем вредит «правде целого произведения». Пьеса представляет собой «ряд сцен», в ней нет главного сюжета, есть лишь несколько сюжетных линий, «всё тут перемешано, перепутано» [12, с. 191]. По мнению рецензента, «основные положения комедии» должны были быть «крепко связаны между собой, а не брошены вместе, как попало» [12, с. 192]. Вместе с тем Утин находит в пьесе «много удачного и истинно-комического», особенно в характере Курослепова: «общие черты самодурства», хотя последняя сцена объяснения с женой, «неудачно вымышленная», портит его «типичную... фигуру». Ещё более противоречив характер Параши, «которая невольно режет глаза своею фальшью» [12, с. 194]. Остальные характеры, считает Утин, - «наброски», за исключением Гаврилы, более цельной личности, но он «слишком напоминает Бородкина» («Не в свои сани не садись»).

Комедия «Горячее сердце», по мнению Утина, могла быть завершением темы самодурства в творчестве Островского, но этого не получилось, потому что автор повторяет самого себя и пренебрегает художественной отделкой пьесы [12, с. 203]. Характеристика Утиным «Горячего сердца» оказалась близкой многим литературным и театральным критикам, не учитывавшим новаторскую природу пьесы и делавшим голословные выводы об упадке таланта драматурга. Между тем, по мнению А.И. Журавлёвой, «Горячее сердце» - это своего рода «комический эпос», в котором традиционные театральные приёмы не всегда уместны [4, с. 205]. К тому же в комедии в силу её художественной условности нет чёткой исторической и бытовой

привязки, как и строго очерченных характеров, в каждом из которых есть некоторая зыбкость [11, с. 231-232].

Споры о комедии «Горячее сердце» продолжались и в последующие годы в связи с её театральными постановками, тем более что почти ни одна из них не могла подняться до должного уровня художественного осмысления новаторской, одновременно сатирической и лирической, полной юмора и грусти пьесы. Многие несправедливые оценки комедии и всего пореформенного творчества Островского свидетельствовали о явной эстетической глухоте его «ценителей», привыкших к бытовому театру, и о том, в какой атмосфере приходилось творить драматургу.

Некоторое переосмысление комедии «Горячее сердце» и более глубокое её театральное воплощение относится уже к концу XIX и первым десятилетиям XX века. Многие признавали удачным спектакль, поставленный в 1893 г. Александрин-ским театром. Известный театральный деятель Ю.М. Юрьев по поводу этого спектакля назвал пьесу «раскрытой книгой человеческой жизни» и при этом сослался на мнение П.И. Чайковского [14, с. 278]. Большим событием в сценической истории комедии был спектакль, поставленный К.С. Станиславским в МХАТ в 1926 г. В этом спектакле в гротескном ключе была исполнена сатирическая сторона комедии, однако лирическая её струя, связанная с образом Параши, как и в большинстве дореволюционных постановок, оказалась несколько выбивающейся из общей стилистики пьесы, мелодраматичной [4, с. 185-186]. Органическое единство сложной партитуры пьесы не было найдено. Имели место попытки условно-символистского прочтения «Горячего сердца», например в спектакле Театра им. Ленсовета в 1930-е годы, однако подобная интерпретация Островского, да ещё «по типу русифицированной комедии дель арте» [2, с. 224-225], естественно, оказалась в то время невостребованной.

Московский Малый театр в 1990-е годы представил «Горячее сердце» как «сатирическую народную комедию» в современном осмыслении (режиссёр Б.О. Морозов). Рецензент Н.С. Гродская пишет: «Спектакль раскрывает многослойность жизни: и её жестокость, несправедливость, нелепость, и вместе с тем потребность в положительных, идеальных началах. В соответствии с этим сценическое решение даётся в подчёркнуто условной форме» [3, с. 247]. «Гротеск приобретает в спектакле заострённость в самом рисунке поведения персонажей». Образы Параши и Гаврилы «строятся достоверно, но также и на основе приёмов гиперболизации», однако «вызывает сожаление отказ от песенного лейтмотива, по замыслу драматурга, связанного в пьесе с глубинной сущностью <...> характера» Параши [3, с. 248].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015

63

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Литературоведы продолжают размышлять над жанровыми особенностями комедии «Горячее сердце», несомненно заключающей в себе художественную и сценическую загадку, которую ещё предстоит разгадать. И.А. Овчинина констатирует в пьесе «соединение драматического и комического начал», в сюжетном плане получающее «комедийную развязку» [8, с. 176]. Н.Н. Скатов подчёркивает эпический характер пьесы, отметив, что она «не только о конкретном, но также о большом историческом времени» [11, с. 232]. По мнению исследователя, в «народной пьесе “Горячее сердце” <...> просматривается образ тысячелетней России <.> пёстрый: тёмный и светлый, исторически конкретный и масштабный» [11, с. 238]. Характеризуя разные спектакли «Горячего сердца», Н.Н. Скатов обратил внимание на неполноту, односторонность реализации той или иной стороны авторского замысла, в то время как «обобщения драматурга многозначны и целокупны: если взять у него что-то одно, не взяв одновременно и другого, это будет означать, что и одно тоже не взято» [11 с. 237]. Не случайно в пьесе имеют место «противовесы», имеется альтернатива злу: «живое, тёплое, человеческое, поэтическое начало» [11, с. 239].

Стоит добавить, что альтернативные «противовесы» в комедии имеют место не только в её сюжетостроении, но и в характерах персонажей, что придаёт им дополнительную «подсветку», позволяет заметить их неодносторонность, некатегоричность. Комедийным представляется своеобразное проявление любовного чувства Параши, её рассуждения о том, что в случае смерти Васи на войне у неё будет повод по-настоящему страдать. Она же очень быстро меняет предмет своей любви, что тоже достаточно неожиданно и даже комично. Курослепов более смешон, чем страшен в своём поведении, он не способен сопротивляться обстоятельствам, в финале уступает дочери и почти мирно расстаётся с изменницей-женой, отсылая её к родителям. Градобоев добродушен в своих административных «подвигах» и даже склонен резонёрствовать по поводу нравов обывателей города Калинова. Хлынов способен казниться, его темперамент проявляется в кураже - от скуки. Всё это свидетельствует о том, что автор сознательно выстраивал сюжет комедии и её характеры, ориентируясь на представления о сложности бытия и сложности человека.

Определение жанра «Горячего сердца» как народной комедии справедливо, но представляется недостаточным. Пьеса, несомненно, несёт в себе приметы народности, но это скорее не жанровое, а более широкое качество, приближающееся к родовому. В масштабе народной комедии пьесе присущи и другие характерные качества жанра, прежде всего эпические и лирические. Её жанр можно определить как лироэпическую сатирическую комедию. И в этом плане комедия ещё ожидает сво-

его истинного театрального воплощения и более глубокой научной характеристики.

Библиографический список

1. А-в Л. Н. [Антропов Л.Н.] Театральные заметки // «Заря». - 1869. - № 1. - С. 174-180; № 5. -

С. 183-193.

2. Герасимов Ю.К. Островский и театральный модернизм // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. статей в память об А.И. Ревякине. - М.: Intrada, 2003. - С. 207-226.

3. Гродская Н.С. «Школа нравов». А.Н. Островский на московской сцене (90-е годы XX века) // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. статей в память об А.И. Ревякине. - М.: Intrada, 2003. - С. 246-266.

4. Журавлёва А.И. А.Н. Островский - комедиограф. - М.: МГУ 1981. - 216 с.

5. К. Театральная летопись. «Горячее сердце» (Северная пчела, 1869. - №5. - 2 февраля) // Дени-сюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. - Вып. 3. - М., 1906. - С. 175-181.

6. Лунин Е. Театральное обозрение. Новая пьеса Островского - Что было причиною её неуспеха? (Всемирная иллюстрация, 1869, № 7, 12 февраля) // Денисюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. - Вып. 3. - М., 1906. - С. 187-189.

7. Незнакомец [Суворин А.С.]. Недельные очерки и картинки. Значение комедии Островского «Горячее сердце» (СПб. Ведомости, 1869, № 33. -2 февраля) // Денисюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. - Вып. 3. -М., 1906. - С. 182-186.

8. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. - М.: Энциклопедия сёл и деревень, 1999. -220 с.

9. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. -М.: ГИХЛ, 1949-1953.

10. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. -М.: Искусство, 1973-1980.

11. Скатов Н.Н. Из театрального прошлого Ленинграда: два «Горячих сердца» // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. статей в память об А.И. Ревякине. - М.: Intrada, 2003. - С. 227-245.

12. У., Е. [Утин Е. И.] Современные условия русской сцены. Новая комедия А.Н. Островского «Горячее сердце» (Вестник Европы, 1869, № 3. - С. 473-484) // Денисюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. -Вып. 3. - М., 1906. - С. 190-203.

13. Шанина Д.С. Комедия А.Н. Островского «Горячее сердце» и традиции итальянской комедии дель арте // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сб. статей. - Вып. 2. - Шуя: ШГЩ 2008. - С. 132-137.

14. Юрьев Ю.М. Записки. - М.; л.: Искусство, 1948. - 360 с.

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.