Научная статья на тему 'Жанровая палитра газеты "Дагестанская правда"'

Жанровая палитра газеты "Дагестанская правда" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА / ГАЗЕТА "ДАГЕСТАНСКАЯ ПРАВДА" / GENRE / GENRE RANGE / "DAGESTANSKAYA PRAVDA" NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджимурадова Наида Казинбековна

Целью настоящей статьи является выявление жанрового многообразия газеты «Дагестанская правда». Методы: наблюдение, сравнение, анализ, синтез. Результаты. Определена жанровая палитра исследуемой газеты, анализируются некоторые материалы, опубликованные на страницах рассматриваемой газеты. Заключение. «Дагестанская правда» остается одной из ведущих официальных газет Республики Дагестан. Возможно, по этой причине на страницах данного издания преобладают информационные жанры, сообщающие актуальные события, происходящие в нашем регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE RANGE IN “DAGESTANSKAYA PRAVDA” NEWSPAPER

The aim of the article is revealing the genre diversity of “Dagestanskaya Pravda” newspaper. Methods: observation, comparison, analysis, synthesis. Results. The author defines the genre range in the researched newspaper, analyzes some materials, published on the newspaper pages. Conclusion. “Dagestanskaya Pravda” continues to be one of the leading official newspapers of the Republic of Dagestan. Perhaps, therefore, information genres prevail on the pages of this edition, reporting on topical events, that happen in our region.

Текст научной работы на тему «Жанровая палитра газеты "Дагестанская правда"»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 417

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-50-57

Жанровая палитра газеты «Дагестанская правда»

© 2018 Гаджимурадова Н. К.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: n.gadjimuradova@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью настоящей статьи является выявление жанрового многообразия газеты «Дагестанская правда». Методы: наблюдение, сравнение, анализ, синтез. Результаты. Определена жанровая палитра исследуемой газеты, анализируются некоторые материалы, опубликованные на страницах рассматриваемой газеты. Заключение. «Дагестанская правда» остается одной из ведущих официальных газет Республики Дагестан. Возможно, по этой причине на страницах данного издания преобладают информационные жанры, сообщающие актуальные события, происходящие в нашем регионе.

Ключевые слова: жанр, жанровая палитра, газета «Дагестанская правда».

Формат цитирования: Гаджимурадова Н. К. Жанровая палитра газеты «Дагестанская правда» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 50-57. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-50-57

The Genre Range in "Dagestanskaya Pravda" Newspaper

© 2018 Naida K. Gadzhimuradova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: n.gadjimuradova@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is revealing the genre diversity of "Dagestanskaya Pravda" newspaper. Methods: observation, comparison, analysis, synthesis. Results. The author defines the genre range in the researched newspaper, analyzes some materials, published on the newspaper pages. Conclusion. "Dagestanskaya Pravda" continues to be one of the leading official newspapers of the Republic of Dagestan. Perhaps, therefore, information genres prevail on the pages of this edition, reporting on topical events, that happen in our region.

Keywords: genre, genre range, "Dagestanskaya Pravda" newspaper.

For citation: Gadzhimuradova N. K. The Genre Range in "Dagestanskaya Pravda" Newspaper. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 5-10. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-50-57. (In Russian)

Введение

«Дагестанская правда» - общественно-политическая газета, издающаяся в Республике Дагестан. Она выходит 198 раз в году. Тираж ее составляет 4 302 экземпляра. На сегодняшний день ее учредителем является Министерство печати и информации Республики Дагестан. Главный редактор - Б. М. Токболатова. Газета является одним из старейших изданий на русском языке. По данным Википедии, начала выходить с 9 марта 1918 г. под названием «Дагестанский труженик». В 1920-1922 называ-

лась «Советский Дагестан», в 1922-1932 -«Красный Дагестан» [1]. Современное название - с 1932 года. [1].

Говоря о понятии «жанр», следует отметить, что в науке до сих пор нет единого мнения относительно данного явления. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой жанр можно определить как вид журналистского произведения, характеризующийся теми или иными признаками.

Существуют классификации А. Тертыч-ного, В. Ворошилова и других исследовате-

лей. В своей работе мы придерживаемся точки зрения А. Тертычного, согласно которой выделяются три группы газетных жанров: 1) информационные; 2) аналитические; 3) художественно-публицистические. [15].

К информационной группе относятся такие жанры, как заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог [15].

К аналитическим жанрам относятся: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация, аналитический пресс-релиз [15].

К художественно-публицистическим относятся следующие жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игр [15].

Методы исследования

В ходе исследования нами были использованы такие методы, как наблюдение, сопоставление, анализ, синтез.

Результаты исследования

В газете «Дагестанская правда» из информационных жанров чаще встречаются отчет, заметка, мини-рецензия, из аналитических - статья, из художественно-публицистических - очерк.

Отчет - это материал, предметом отображения которого являются события, совершающиеся в форме обмена информацией: всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр. [15, с. 78].

Всего нами было проанализировано более 70 отчетов. К ним относятся следующие публикации: «Железные преимущества железной дороги» [12, с. 2], «Снег тает, реки буйствуют» [12, с. 2], «Готовимся к акции «Бессмертный полк»» [12, с. 2], «По единым и прозрачным правилам» [11, с. 2], «Очиститься от коррупционных проявлений» [10, с. 2], «Эталон» из двух проектов» [10, с. 2] и др.

В качестве иллюстрации данного жанра может послужить материал под заголов-

ком «Чистая вода - стратегический ресурс» [6, с. 5]. В данной публикации можно обнаружить жанровые признаки отчета. Как известно, предметом отображения в отчете являются всевозможные конференции, заседания, симпозиумы и т. д. В данном случае предметом отображения является заседание Совета старейшин при Главе Дагестана. В материале излагаются вопросы, поднятые на этом совете. Как видно из приведенного текста, у автора не было задачи описать помещение, в котором проходило само заседание, или красочно описать участников заседания. Автор, по нашему мнению, поставил перед собой цель точно изложить увиденное и услышанное. В ходе заседания была выработана продукция, представляющая собой видение проблемы и пути ее решения: «Участники совещания высказали свое видение проблемы путей ее решения», а также: «...было решено рекомендовать Правительству РД изучить и рассмотреть вопрос о возможности подготовки целевой программы «Обеспечение населения Республики Дагестан питьевой водой на 2018-2023 годы».

Отнесение данной публикации именно к информационному жанру, а не к аналитическому, основывается на выявлении наличия или отсутствия признаков, характерных аналитическому отчету: в рассматриваемом нами тексте автора интересуют вопросы, кто является участником заседания, какие проблемы были обсуждены, освещается основное содержание доклада одного из участников совещания, а также отмечается, что были выступления содокладчиков. В отличие от информационного, в аналитическом отчете делается анализ самого мероприятия, выявляются связи обсуждаемых тем, причины вынесения определенного решения, включаются развернутые рассуждения автора.

Другой, также один из наиболее частотных жанров, - заметка. А. Тертычный отмечает, что для нее важное значение имеет «краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы» [15, с. 53].

Всего было проанализировано более 100 публикаций. Это такие материалы, как «Селим принимает поздравления» [9, с. 2], «На стартах ГТО» [6, с. 5], «Место, куда хо-

чется возвращаться» [5, с. 1], «Музей «Россия - моя история»: здесь оживет прошлое» [3, с. 2], «Марафон «Гамзатовские строки» [14, с. 4]. Заметка представлена в нескольких своих разновидностях (согласно классификации А. Тертычного): событийная заметка, анонс, аннотация.

Примером событийной заметки может послужить публикация под заголовком «На стартах ГТО» [6, с. 5], которая относится к спортивной тематике.

Известно, что структура классического типа событийной заметки предполагает последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как? [15, с. 72]. При этом следует отметить, что порядок вопросов, а также их количество могут меняться в зависимости от задач, целей автора. Как видно из анализируемого нами примера, структура данного текста представляет собой изложение ответов на вопросы: когда произошло событие? кто участвует в событии? где произошло событие? что произошло? как? почему? Автор Нурия Шаллаева использует данные вопросы для описания определенного события - сдаче нормативов ГТО коллективом Дагестанского республиканского союза организаций профсоюзов, что является основой заметки. При этом ответы на первые три вопросы мы обнаруживаем в лиде: «В субботний день утром 28 октября коллектив аппарата Дагестанского республиканского союза организаций профсоюзов в количестве 15 человек собрался у здания Центра тестирования ГТО, что на стадионе им. Елены Исинбаевой (бывший стадион «Труд»)». Ответы на другие, вышеперечисленные вопросы, следуют далее.

Изученный нами материал по объему небольшой, лишен различного рода дополнительных, отвлекающих от основного содержания деталей, характеризуется краткостью информации, что является одним из основополагающих признаков любой заметки как жанра. В конце заметки делается вывод о значимости данного события: «Вот так прошел этот день, из которого каждый сделал вывод о том, что физическая культура и спорт укрепляют наше здоровье». Материал по своей сути является позитивным, так как подчеркивается значимость спорта в жизни человека.

Примером аннотации может служить материал под заголовком «Родным словом

о мире», в котором говорится о книге «Мир растений» ногайского поэта Мурата Авезо-ва [12, с. 4]. Как известно, целью подобного вида заметки является не столько известить читателей о том, что издана новая книга, сколько дать характеристику этому явлению: «Мы хотели сделать ее более привлекательной для детей. Книга состоит из шести разделов: зерновые, бобовые, масленичные, овощные культуры. Ягоды и цветы», - объясняет автор издания». И далее: «Автор считает, что в наше время больше внимания надо уделять детской литературе. Детям нужны книги познавательные, красочные, написанные легким и живым языком, потому что интерес к родному языку закладывается с детства, и этот момент нельзя упускать» [12, с. 4]. В данном случае характеристика делается за счет комментариев, сделанных самим автором -Муратом Авезовым. В лиде также дается небольшая характеристика изданию: «В Махачкале вышла в свет книга известного ногайского поэта Мурата Авезова «Мир растений». Она представляет собой энциклопедический сборник с подробным описанием культурных растений, содержащий около 65 наименований на русском и ногайском языках. Книга выпущена как подспорье в изучении родного ногайского языка для детей младшего школьного возраста и их родителей и сопровождается красивыми иллюстрациями».

Рассмотрим другой вид заметки - анонса «Чемпионат по чтению вслух» [4, с. 4]. Данная публикация представляет собой сообщение о предстоящем культурном мероприятии. В материале обнаруживаются черты как объявления, так и рекламного текста. Так, элементы объявления мы находим в первом абзаце текста, где говорится о том, что некое событие должно произойти в ближайшем будущем: «Завтра, 22 сентября в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова в 16.00 стартует отборочный тур чемпионата по чтению вслух «Открой рот». Элементы рекламного текста: «Каждый год количество городов, принимающих отборочные туры, увеличивается вдвое» и «В 2016 году «Открой рот» прошел в 111 городах», а также «Приходите, будет интересно!». В отличие от объявления, в данном тексте наличествует объяснение условий проведения конкурса (правила): участники в течение одной минуты должны прочитать отрывок из худо-

жественного произведения (прозу или поэзию); оценивается артистизм и техника чтения; те, кто наберет наибольшее количество баллов, выходят в следующий тур. Говоря о сравнении его с рекламным текстом, надо отметить, что у автора, вероятно, нет намерения привлечь к предстоящему событию как можно больше публики с целью получения прибыли.

Основой статьи является анализ тех или иных важных событий, происходящих в современной жизни общества, в политической сфере государства и т. д., причем целью такого анализа, очевидно, является выявление причин возникновения тех или иных проблем, закономерностей возникновения определенных фактов, определение путей решения проблем и т. п.

К статье относятся следующие материалы: «Воспитание степью» [2, с. 1], «Строим больше и лучше» [2, с. 3], «Вернуть былой статус» [12, с. 1], «Кто спасет памятник архитектуры» [11, с. 1], «Трудиться на благо Дагестана» [11, с. 2], «Наблюдатели - категория неравнодушных» [10, с. 1], «Свет в конце туннеля» [9, с. 1], «Овчина стоит выделки» [9, с. 3] и др. Надо отметить, что жанр статьи в «Дагестанской правде» представлен в нескольких своих разновидностях: общеисследовательская статья, прак-тико-аналитическая статья и полемическая статья.

Примером практико-аналитической статьи может послужить публикация «Ах, картошка!» [4, с. 1]. Отнесение данного материала к жанру статьи основывается на том, что в ней делается анализ актуальной для сельского хозяйства Дагестана темы -урожая картофеля. В данной работе анализируется конкретная ситуация - высокая урожайность картофеля в некоторых регионах Республики Дагестан. Вначале автор приводит статистические данные, подтверждающие мысль о том, что в регионе неплохо обстоит дело с урожаем названного овоща: «Картофеля по республике убрано с площади 12,6 тыс. га. При урожайности почти 204 центнера с гектара валовой сбор составил свыше 257 тыс. тонн: больше, чем в тот же период прошлого года. Лидируют хозяйства Левашинского (почти 35 тыс.), Хасавюртовского (более 28 тыс. тонн), Буйнакского (свыше 21 тыс. тонн) и Акушинского (более 19,5 тыс. тонн) районов» [4, с. 1]. Затем объясняются причины успехов в обозначенной отрасли. Как яв-

ствует из статьи, причиной успехов явилось преодоление тех проблем, которые стояли перед тружениками: применение новейшей системы полива, проблема -75% пашни республики приходится на засушливые районы. Обозначено решение данной проблемы: «В этой ситуации применение подобных установок даст существенный подъем» [4, с. 1]. Другая проблема - приобретение семенного картофеля, подходящего для природно-климатических условий Дагестана. Решение проблемы: «С этой целью в свое время выезжали в соседние регионы, в Белоруссию, в Москве вели переговоры с французами, рассмотрели множество вариантов, подобрали оптимальные». Следующая причина успеха -«Земля любит заботу и отвечает на нее сторицей». Решение этой проблемы: «Люди работали на полях весь световой день - с пяти утра и до семи-восьми вечера». В структуру данного материала включены объяснения причин успеха в обозначенной сфере человеческого бытия.

Рецензия - «это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.» [15, с. 141].

Иллюстрацией мини-рецензии может послужить материал под заголовком «Легенде вопреки» [10, с. 4]. Данная публикация, очевидно, является театральной мини-рецензией на спектакль «Легенде вопреки», поставленном на сцене Табасаранского театра в феврале 2018 г. Отнесение рассматриваемой публикации именно к данному жанру основывается на типологических характеристиках мини-рецензии: автор опубликованного материала кратко сообщает читателю о своих впечатлениях об увиденном спектакле, при этом не делается глубокий анализ обоснования своих впечатлений, нет системы: тезис - аргумент. Наряду с собственно отзывом о спектакле, в тексте обозначены общественно-значимые темы: история дагестанского народа, тема единения дагестанцев в период борьбы горцев с иноземными захватчиками. Абдурагиму Абдурахманову - заведующему литературной частью Табасаранского театра удается совместить анализ авторского замысла и режиссерского замысла. Автором пьесы является Юсуф Базута-ев, режиссером-постановщиком - Джанбу-лат Габибов. А. Абдурахманов отмечает, что идею автора талантливо реализовали

на сцене Табасаранского театра режиссер -постановщик спектакля Джанбулат Габи-бов и актеры. Положительно, что здесь отсутствует детальный профессиональный анализ спектакля, который мог бы показаться читателю неинтересным и который более уместен был бы в специализированном издании.

К комментариям относятся такие публикации: «Кто будет платить страховые взносы?» [11, с. 4], «Конкуренция - залог успешной экономики» [10, с. 3], «Нужен объективный подход» [9, с. 2], «Работодатель обязан индексировать заработанную плату» [6, с. 5] и др.

В качестве иллюстрации комментария может послужить материал под заголовком «За достойный МРОТ!» [6, с. 5]. Надо отметить, что сам заголовок отражает одну из важных социальных проблем российского общества. Данная публикация построена по схеме: факт - комментарий. Основным фактом, подлежащим комментированию, является законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации», о котором говорится в начале публикации. Затем излагается позиция секретаря ФНПР Олега Соколова. Позиция самой газеты «Дагестанская правда» отсутствует. Данная публикация дает возможность читателю понять суть дела.

На страницах газеты «Дагестанская правда», как уже было отмечено, встречается и жанр интервью, сущность которого заключается в фиксировании реального процесса интервьюирования, в построении материала в вопросно-ответной форме. К указанному выше жанру относятся такие публикации, как «Поехал - борись» [2, с. 4], «Покорили сердца зрителей» [2, с. 4], «Свежий ветер надежды» [5, с. 2] и др.

Примером интервью может послужить публикация под заголовком «Поехал - борись» [2, с. 4] . Нам представляется, что в ней приведено аналитическое интервью, так как. ему характерны не только вопросы кто? что? где? когда?, но и почему? каким образом? что это значит? [15, с. 108]. Интервьюер задает направление анализа, в то время как анализ осуществляется самим интервьюируемым. Журналист старается как можно больше получить информации

от своего собеседника относительно сложившейся ситуации на первенстве Европы, выяснить причину получения бронзовой медали, а не более высокой награды. В ходе интервью выясняется факт недомогания дагестанского спортсмена, что сыграло отрицательную роль в деле завоевания первенства:

- Довольны этой медалью?

- Не очень. На Европе не было соперников, у которых я не мог бы выиграть. Тот же турок, который в итоге и стал победителем первенства: он просто почувствовал, в каком я состоянии, и использовал это.

Арсенали Мусалалиев излагает свою позицию в беседе с журналистом вполне аргументированно, приводя ряд фактологических данных. Так, например, он говорит:

- Прежде всего надо сказать, что нынешний год у меня начался не очень хорошо. После победы на первенстве мира в прошлом году я получил травму плеча, плюс к этому давала о себе знать старая травма ребра. Перед Ярыгинским турниром я лежал дома с гипсом на ноге. В это время в Махачкале шли сборы перед турниром в Красноярске, я старался их не пропускать, но о полноценной подготовке речи уже не шло [2, с. 4].

Развернутый комментарий самого собеседника, а также тип задаваемых журналистом вопросов позволяет отнести данное интервью к аналитическому.

«Дагестанская правда» пишет и о людях, добившихся каких-то определенных успехов в жизни: о врачах, артистах, героях ВОВ и т. д. Описание их жизни нашло отражение в публикациях под заголовками: «Театральный роман Людмилы Ибрагимовой» [11, с. 8], «Бессменный лидер коммунальщиков» [6, с. 5], «Сын своей земли» [4, с. 3], «Звезда, не нашедшая героя» [3, с. 3]. Данные публикации, очевидно, относятся к жанру очерка.

Рассмотрим публикацию под названием «Дагестанский Райкин» [7, с. 8].

Перед нами портретный очерк, предметом которого выступает личность - народный артист Дагестана Садык Магомедович Магомедов. Цель автора очерка Гулизар Султановой - дать читателям представление о герое выступления. В начале очерка говорится о его популярности среди театральных дагестанских зрителей, о его способностях, о его таланте. Затем рассказывается о его судьбе: «Рано лишившись роди-

телей, он воспитывался в Кумухском детском доме. Юношей попал в театр, и первый успех пришел к нему в роли Вани Солнцева из пьесы В. Катаева «Сын полка». Далее описывается история становления молодого человека исключительно как артиста, дагестанского Райкина: «Влюбленный в театр юноша впитал в себя все краски и оттенки актерской игры, креп от роли к роли. Театр сформировал его как личность, воспитал и вырастил яркого мастера сцены. И каждая последующая роль становилась ступенью к совершенству, которому, конечно, нет предела. Более 100 ролей самых разных жанров, героев разных эпох и судеб красноречиво говорили об актерских возможностях Садыка Магомедовича» [7, с. 8]. Затем говорится о тех ролях, которые ему довелось играть.

Данный очерк представляет определенный интерес для читателя. Однако, с другой стороны, очерк был бы более насыщенным, если бы автор включил бы в текст рассказ о жизненных трудностях, которые испытал герой, о том, как он их преодолевал, каких ценностей придерживался, как формировались последние. Очерк, по нашему мнению, должен заинтересовать не только профессионалов или любителей театра, не только театральных зрителей, он должен заинтересовать и простого читателя, далекого от театра. Именно описание преодоления трудностей, описание борьбы с теми или иными препятствиями сближает героя с простым читателем, дает возможность читателю в отдельных случаях взглянуть на сложившуюся в его жизни ситуацию по-другому, понять ее.

Особого внимания заслуживает материал под названием «Вызываю огонь на себя!», посвященный герою ВОВ - А. Абду-рахманову. В данном очерке Магомед Яхъ-яев рассказывает о том, как простой парень из селения Чиркей, который «никогда не думал о карьере военного», волею судьбы во время Великой Отечественной войны становится командиром взвода и совершает подвиг, после которого было мало шансов выжить, но лейтенант чудом уцелел. «Фашисты в этот день недосчитались до 200 солдат, но утраченный рубеж не вернули» [3, с. 3].

Говорится о том, что он совершал и другие подвиги, был дважды награжден орденом Красной Звезды, также ему вручили орден Александра Невского. Далее

рассказывается о некоторых основных моментах в послевоенной жизни главного героя исследуемой публикации.

Данный текст в определенной степени обнаруживает свое сходство с музыкальным произведением, в построении которого условно можно выделить две части, первая часть строится по восходящей линии - постепенно нарастает весомость жизненных эпизодов - от менее значительного периода жизни героя к более значительному: «никогда не думал о карьере военного», «поступил в Буйнакское педучилище», «работал в газете», «его сразу заметило командование и рекомендовало в 1938 году в Ленинградское военно-пехотное училище», «командир взвода лейтенант скомандовал: «Огонь на меня!», «поручено командование минометной группой», «Рота в обороне наносила врагу ежедневно ощутимые удары...», высшей ступенью военного периода жизни А. Аб-дурахманова является следующее: «... молодой комбат, решив сохранить жизнь батальону, пленив немцев, послал к ним парламентера. Тот разъяснил, что войне скоро конец и можно избежать ненужного кровопролития, взамен же они сохранят жизнь. Это были сенсационный шаг и безусловная уверенность в себе, в который мало кто верил» [3, с. 3]. Приведенные предложения можно обозначить термином кульминация. Вторая часть очерка на фоне первой, по первому впечатлению строится по нисходящей линии, но, если рассматривать отрывок публикации отдельно, вне связи с первой частью, то можно обнаружить развитие действий также по восходящей линии: «вернулся домой», «закончил областную партийную школу», «был направлен вторым секретарем Гергебиль-ского райкома КПСС» и т. д. Однако если первый отрывок эмоционально накален и передает стремительность, энергичность действий, вызывает чувство взволнованности, так как все основные моменты, отмеченные автором публикации, происходят за короткий временной промежуток - четыре года (здесь уместно использовать музыкальный термин «крещендо»), то второй отрывок в эмоциональном плане заметно спокоен, основные моменты, обозначенные в нем, происходят в течение всей последующей жизни героя. Последнее предложение в тексте звучит спокойно, протяжно.

Материал изобилует яркими примерами, подчеркивающими масштабность названной личности, ее яркость, неординарность, мужество, способность проявить в самых судьбоносных ситуациях человеколюбие, готовность пожертвовать собой, своей жизнью во имя Родины, мира на Земле, своего народа. Автору М. Яхъяеву удалось изобразить своего персонажа как носителя высших человеческих ценностей. Рассказы об очередных подвигах парня постоянно усиливают значительность центральной фигуры произведения, формируют осознание роли А. Абдурахманова в установлении спокойствия на военной территории. Именно такая великая личность способна оказать на читателя, особенно молодого, благотворное влияние, глубокое воздействие на мировоззрение, может служить путеводителем в жизни нового, подрастающего поколения.

Среди художественно-публицистиче-ских жанров, выделенных А. Тертычным, нет зарисовки. Однако в рассматриваемой газете нами был обнаружен материал, признаки которого позволяют отнести его к названному выше жанру. Так, рассмотрим публикацию Абдурахмана Магомедова под названием «Чудесная мистика» [13, с. 4]. Автор описывает удивительную красоту природы Дагестана на примере дагестанских гор. Так, он с восхищением рассказывает о снежной «загадочной» тропинке на гребне, происхождение которой он пытается понять вместе с читателями, напоминая им о различных интересных явлениях природы: «Гребень - это самая «сдуваемая» часть любой горы, и потому там снег не должен скапливаться» [13, с. 4], а также делясь с читателями несколькими историями: о пирамидальной вершине Пабаку и о своем приключении, произошедшем в детстве. Нам представляется, что материал «Чудесная мистика» А. Магомедова относится к пейзажной зарисовке.

Следующую публикацию трудно отнести к какому-либо из выделенных А. Тер-тычным жанров. По содержанию «Побег из курятника» - это рассказ, история о приключениях домашних птиц (индоуток) в одной из дагестанских местностей. Текст проникнут юмором, вызывает улыбку у читателя: «А позавчера был еще один примечательный случай: соседский кот хотел отобедать маленьким беленьким индоутенком. В курятнике разразился большой скандал. Кто как мог уносил лапы. И нарушивший границы хищник показал бы, кто здесь главный, если бы в гастрономические пред-

почтения мяуки не внесла коррективы мать. Не растерялась и взяла ситуацию на клюв» [7, с. 8]. Юмор здесь создается за счет использования различных языковых средств, в частности, за счет трансформации русских фразеологизмов, например, «взять под контроль что-либо» - «взять на клюв»; «уносить ноги» - «уносил лапы», а также за счет использования канцеляризмов в не соответствующем для них контексте (канцеляризмы - признак официально-делового стиля, характеризующегося отсутствием эмоциональности, сухостью в изложении информации): «внести коррективы».

Заключение

«Дагестанская правда» остается одной из главных газет Республики Дагестан, на страницах которой преобладают материалы, принадлежащие к информационным жанрам, в основе которых - важные события, имеющие место в нашем регионе. Основными задачами «Дагестанской правды», как нам представляется, являются освещение проблем, касающихся политики как республики Дагестан, так и России в целом, сельского хозяйства, спорта, образования, культуры. Лидирующее место занимают материалы на социальные и политические темы. В рассматриваемой нами газете превалируют следующие информационные жанры: отчет, событийная заметка, среди аналитических жанров популярна статья, которая представлена в нескольких своих разновидностях: общеисследовательская, практико-аналитическая, из группы художественно-публицистических жанров -портретный очерк. В современных условиях существования российского общества, когда Интернет занимает, очевидно, лидирующее положение в системе СМИ, правильно было бы присоединиться к мнению ученых, считающих, что заметка является конкурентом сообщениям из Интернета. Возможно, по этой причине на страницах «Дагестанской правды» данный жанр является одним из превалирующих жанров, наряду с отчетом и статьей.

В издании встречаются также материалы, сочетающие в себе признаки разных видов журналистских произведений, что обусловлено, вероятно, актуальными тенденциями развития жанров современной периодической печати, в частности, такой тенденцией, как гибридизация жанров. Отчет, заметка, статья (а также Постановления Правительства РД и указы Главы РД) являются визитной карточкой «Дагестанской правды».

Литература

1. Дагестанская правда // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: |-|йрз://ги.ш1к1рес11а.ог^ш1к1/Дагестанская_прав да [дата обращения: 19.08.2018]

2. Дагестанская правда. 19 апреля. 2017. № 103 (29177).

3. Дагестанская правда. 11 мая. 2017. № 122-123 (29196-29197).

4. Дагестанская правда. 21 сентября. 2017. № 268 (29342).

5. Дагестанская правда. 17 октября. 2017. № 301 (29375).

6. Дагестанская правда. 30 ноября. 2017. № 342-343 (29416-29417).

7. Дагестанская правда. 7 декабря. 2017. № 349-350 (29423-29424).

1. Dagestanskaya Pravda. Newspaper. Wik-ipedia. [Electronic resourse]. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дагестанская_прав да [accessed 19.08.2018]

2. Dagestanskaya Pravda. Newspaper. April, 19. 2017. No. 103 (29177). (In Russian)

3. Dagestanskaya Pravda newspaper. May, 11. 2017. No. 122-123 (29196 - 29197). (In Russian)

4. Dagestanskaya Pravda newspaper. September, 21. 2017. No. 268 (29342). (In Russian)

5. Dagestanskaya Pravda newspaper. October 17. 2017. No. 301 (29375). (In Russian)

6. Dagestanskaya Pravda newspaper. November, 30. 2017.No. 342-343 (29416-29417). (In Russian)

7. Dagestanskaya Pravda newspaper. Desem-ber, 7. 2017. No. 349-350 (29423-29424). (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гаджимурадова Наида Казинбековна,

магистрант отделения журналистики, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: n.gadjimuradova@mail.ru

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры печатных СМИ, отделение журналистики филологического факультета ДГУ М. И. Джабраилова

8. Дагестанская правда. 26 декабря. 2017. № 366-367 (29440-29441).

9. Дагестанская правда. 18 января. 2018. № 8-10 (29493-29495).

10. Дагестанская правда. 28 февраля. 2018. № 46 (29531).

11. Дагестанская правда. 29 марта. 2018. № 71-72 (29556-29557)

12. Дагестанская правда. 4 апреля. 2018. № 76 (29561).

13. Дагестанская правда. 18 апреля. 2018. № 113 (29598).

14. Дагестанская правда. 19 апреля. 2018. № 114 (29599).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-Пресс, 2000. 310 с.

8. Dagestanskaya Pravda newspaper. Desember, 26. 2017. No 366-367 (29440 -29441). (In Russian)

9. Dagestanskaya Pravda newspaper. January, 18. 2017. No. 8-10 (29493-29495). (In Russian)

10. Dagestanskaya Pravda newspaper. February, 28. 2018. No. 46 (29531). (In Russian)

11. Dagestanskaya Pravda newspaper. March, 29. 2018. No. 71-72 (29556-29557). (In Russian)

12. Dagestanskaya Pravda newspaper. April, 4. 2018. No. 76 (29556-29557). (In Russian)

13. Dagestanskaya Pravda newspaper. April,

18. 2018. No. 113 (29598). (In Russian)

14. Dagestanskaya Pravda newspaper. April,

19. 2018. No. 114 (29599). (In Russian)

15. Tertychny A. A. Periodical press genres. Moscow, Aspect-Press publ., 2000. 310 p. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Naida K. Gadzhimuradova, graduate, the department of Journalism, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; email: n.gadjimuradova@mail.ru

Supervisor: Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Printed Media, the department of Journalism. Philological faculty, DSU M. I. Dzhabrailova

References

Принята в печать 28.09.2018 г.

Received 28.09.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.