Научная статья на тему 'Жанровая модель промо-вебинара'

Жанровая модель промо-вебинара Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЖАНР / КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОМОВЕБИНАР / VIRTUAL GENRE / COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION / PROMOTIONAL WEBINAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кусяев Артем Рифович

В современном российском обществе появился новый вид деятельности, который до сих пор не изучен лингвистами в полной мере. Это так называемый инфобизнес то есть бизнес по продаже информации (знаний). Инфобизнесмены активно используют возможности Интернета, и одним из главных их инструментов является промо-вебинар. Статья посвящена определению места и описанию этого жанра компьютерно-опосредованной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre model of promo webinars

In today's Russian society, a new kind of activity which has not yet been studied by linguists to the fullest. This so-called Infobusiness that is, the business of selling information ( knowledge). Infobiznesmeny active use of the Internet, and one of their main tools is the promotional webinar. The article is devoted to the definition and description of this genre of computer-mediated communication.

Текст научной работы на тему «Жанровая модель промо-вебинара»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2015. № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. С. 121-125.

УДК 811.161.1-25

ББК Ш12=411.2, 511

А. Р. Кусяев

ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОМО-ВЕБИНАРА

В современном российском обществе появился новый вид деятельности, который до сих пор не изучен лингвистами в полной мере. Это так называемый инфобизнес - то есть бизнес по продаже информации (знаний). Инфобизнесмены активно используют возможности Интернета, и одним из главных их инструментов является промо-вебинар. Статья посвящена определению места и описанию этого жанра компьютерно-опосредованной коммуникации.

Ключевые слова: виртуальный жанр, компьютерно-опосредованная коммуникация, промо-вебинар.

Коммуникативное пространство Интернета способствует появлению новых речевых жанров, требующих лингвистических исследований. Таким образом, в рамках теории речевых жанров появилась теория виртуального жанро-ведения [3; 4; 5; 6; 7; 9; 12], в задачи которого входит описание и структурирование всего многообразия виртуальных жанров или жанров компьютерно-опосредованной коммуникации (КОК) и способов их классификации [4]. Жанр КОК - это типовая модель речевого действия, опосредованного компьютером и специальными сетями и реализуемого с помощью устойчивого типа текста [12]. Основными задачами виртуального жанроведения являются:

- определение и описание виртуального жанра;

- соотношение и взаимодействие традиционных и виртуальных жанров;

- поиски и разработка критериев для классификации виртуальных жанров;

- описание специфических виртуальных жанров [9].

Задача данной статьи заключается в том, чтобы определить место промо-вебинара среди виртуальных жанров, описать его и, таким образом, внести вклад в развитие теории виртуального жанроведения. Технически веби-нар - это Интернет-аналог семинара, который проводится в режиме реального времени с помощью веб-приложения или программы, которая устанавливается на компьютер каждого из участников коммуникации. Первая часть сложного слова («промо») указывает на функцию продвижения товара или услуги на рынке, то есть промо-вебинар является демонстрационной версией платных онлайн-се-минаров.

Л. Ю. Щипицина выделяет следующие виды жанров КОК: информативные жанры, предназначенные для предъявления или получения информации; директивные жанры, предназначенные для побуждения адресата осуществить какое-либо действие; фатические жанры, служащие удовлетворению потребности в общении и соблюдению этикетных норм; презентационные жанры, предназначенные для самовыражения, представления данных о себе или своей фирме, своих произведений; эстетические жанры, служащие реализации художественно-творческого потенциала и эстетического воздействия на партнеров с помощью создания мнимой реальности; развлекательные жанры, предназначенные для получения удовольствия от выполнения определенных коммуникативных действий [12].

Промо-вебинар является многофункциональным жанром, так как помимо предоставления новой информации он служит для создания образа рекламируемого платного вебинара или целого курса вебинаров (функция презентации), побуждения клиентов к приобретению этого курса (директивная функция) и удовлетворения потребности в общении (фатическая функция).

Для описания какого-либо конкретного жанра Т. В. Шмелева предложила использовать термин «модель речевого жанра» [11. С. 83]. Ученый называет семь жанрообразующих признаков: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания и языковое воплощение. Л. Ю. Щипицина, опираясь на разработки Т. В. Шмелевой, предложила перечень жанрообразующих признаков для виртуальных жанров: прагматические параметры (зачем?

кто? кому? где?), медийные параметры (чем? с помощью какой компьютерной программы?), структурно-семантические параметры (что? в каком порядке?), стилистико-языковые параметры (как? с помощью каких языковых средств?) [12].

Используя предложенную схему, построим жанровую модель промо-вебинара.

Прагматические параметры.

Несмотря на то что промо-вебинар выполняет сразу несколько функций, основная его функция - директивная. Передача информации, презентация, общение с аудиторией - лишь инструменты, позволяющие побудить потенциальных клиентов приобрести доступ к платному курсу.

Автора или ведущего (спикера) промо-вебинара можно было бы сравнить с учителем или агентом религиозного дискурса, которые обладают опытом и некоторым знанием и передают его другим [2], но в отличие от них ведущий не обладает априорно высоким авторитетом в обществе, поэтому он должен сначала завоевать доверие аудитории.

Адресатом коммуникации может стать любой пользователь Интернета, получив ссылку в комнату вебинара. Участники могут находиться в любой точке мира: у себя дома, в офисе, в Интернет-кафе и так далее - и не знать друг друга. Случается, что некоторые из участников знакомы с ведущим благодаря предыдущим онлайн-встречам, но все же большинство, как правило, впервые видит говорящего. Это обычно выясняет сам спикер путем простого опроса в начале семинара. Помимо ведущего и аудитории существует третий тип участников - это модераторы, которые выполняют функцию поддержания порядка в чате вебинара и обладают полномочиями удалять лиц, его нарушающих. Общение между участниками протекает в рамках делового дискурса (обмен информации на деньги).

Что касается темпоральной ориентации жанра, то непосредственной онлайн-встрече обязательно предшествует реклама промо-ве-бинара (почтовая рассылка, объявления в социальных сетях) с указанием места и времени и реакция адресата на нее.

Медийные параметры.

На просторах Глобальной паутины можно найти множество различных виртуальных площадок, предназначенных для проведения веби-

наров (webinar.fm, WizIQ.com, acato.ru и др.). Несмотря на небольшие отличия, их интерфейс состоит из следующих компонентов [http://

www.acato.ru/images/Translyacia_Akato.png?_

scale=c:transparent,t:4,r=0,q=70,w:519,h:311]:

1. Меню управления модулями сервиса.

2. Имя пользователя.

3. Окно трансляции видеоизображения ведущего.

4. Окно трансляции презентации вебинара.

5. Окно «Чат».

6. Поле для отправки сообщения.

Интернет-семинар не предполагает сохранения и возможности цитирования текста. Адресат может получить запись трансляции лишь по инициативе организатора или посредством стороннего программного обеспечения.

Промо-вебинар являет публичным жанром. Некоторые Интернет-площадки позволяют организовывать мероприятия с численностью участников до 10000 человек, но в среднем количество участников варьируется от 30 до 300 человек. Ведущие, как правило, выступает под реальным именем и фамилией, аудитория же чаще использует только имя или никнейм (сетевое имя).

Промо-вебинар по своей сути - интерактивный синхронный жанр, базирующийся на использовании зрительного и слухового каналов.

Структурно-семантические параметры.

Тематическое содержание общения в про-мо-вебинарах охватывает довольно широкий круг проблем, которые существуют во многих сферах человеческой деятельности: семейные отношения (например, «Секреты гармоничных отношений»), бизнес («Быстрые деньги на рекламе»), отдых («Жизнь в путешествии»), образование («Как написать диссертацию за лето на отлично»), личностный рост («Как перестать быть пассивным и начать действовать») и так далее.

Форма речи промо-вебинара - диалог, который проходит как в устной, так и в письменной форме. Аудитория слышит и видит (если включена веб-камера) ведущего, а ведущий читает реплики участников в чате. Общение участников может длиться от 30-40 минут до 2 часов, реже до трех и более, а его основной стратегией является кооперация. Его композицию можно сопоставить с пятишаговой моделью продаж:

1) установление контакта: приветствие, проверка связи, установление регламента, самопрезентация ведущего;

2) выявление потребности: опрос «что вы ожидаете от этой встречи?»;

3) презентация товара или услуги: лекция, упражнения, отзывы участников;

4) работа с возражениями - блок ответов на вопросы;

5) завершение сделки - предоставление ссылки на веб-страницу оплаты.

Стилистико-языковые параметры.

Стиль речи промо-вебинаров разговорный. Часто встречаются термины и профессионализмы, характерные для тематики конкретного вебинара (коучинг, франшиза, коммерческое предложение, холодный звонок, ЛПР (лицо, принимающее решения), НЛП, гипноз, невроз и так далее). Также встречаются коммуникативные клише, свойственные рекламному дискурсу. Это такие высказывания, как: «На тренинге вы узнаете все, что скрыто. Сегодня была лишь малая часть технологии, все подробно и по шагам мы расскажем в тренинге», «Вы получите бонусов в комплекте на 10 ООО рублей»,

«Мы отдадим вам бесплатно наши лучшие коммерческие предложения», «Мы дадим вам свои сценарии проведения встреч, благодаря которым вы заработаете сотни и сотни тысяч рублей», «В течение часа у вас будет 60-процентная скидка. И это еще не все! Оплачивайте прямо сейчас и вы получите скидку в 3000 рублей», «И это все с гарантией 110 %», «Участие в комплектах «Лайт» и «Голд» возможно только для 15 человек, У1Р-участие возможно всего для 3 человек, так что поторопитесь» [8].

Ведущий по ходу семинара периодически обращается к участникам и получает от них ответы в чат, например: «Поставьте плюсик в чат те, кто был на подобных вебинарах». В ответ в чат идут значки «+» и продолжается трансляция. В силу того, что организовать вебинар может практически любой пользователь Интернета без специальной подготовки, в том числе по культуре речи, в промо-вебинарах часто встречаются жаргонизмы (прошаренный человек, прикольно, попадос, лабуда), нарушения лексической сочетаемости слов (делать резкие шаги, длинные деньги), грамматические ошибки (получите бонусов) [8; 10].

Проведенный анализ показал, что про-мо-вебинар является многофункциональным виртуальным жанром, призванным побудить потенциальных клиентов приобрести доступ к платному курсу. На это указывают его прагматические, медийные, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры. Перспективами дальнейших исследований является анализ записей отдельных промо-вебинаров с целью выявления речевых средств создания образа автора (ритора).

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - С. 250-296.

2. Бобырева, Е. В. Религиозный дискурс в системе типов общения / Е. В. Бобырева // Мир лингвистики и коммуникации. - URL: http://tverlingua.ru/archive/006/section_3_6/3_4_6.htm.

3. Горошко, Е. И. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное / Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина II Вопр. психолингвистики. - 2010. - № 12. - С. 105-123.

4. Горошко, Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы / Е. И. Горошко II Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Орел, 2007. - Вып. 5-С.223-237.

5. Капанадзе, Л. А. На границе письменного и устного текста: структура и тенденции развития электронных жанров / Л. А. Капанадзе II Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. - М., 2005. - С. 305-320.

6. Компанцева, Л. Ф. О соотношении понятий «речевой жанр» и «стиль» в виртуальном дискурсе / Л. Ф. Компанцева II Ученые зап. Таврич. национал, ун-та им. В. И. Вернадского. Серия «Филология». - 2005. - Т. 18 (57), № 2. - С. 183-185.

7. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса / О. В. Лутовинова. - Волгоград, 2009. - 476 с.

8. Назаров, А. Быстрые деньги на рекламе / А. Назаров. - URL: http://www.fayloobmennik. net/4503284.

9. Рогачева, Н. Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра бло-га / Н. Б. Рогачева // Жанры речи. - Саратов, 2007. - С. 389-403.

Ю.Шарков, А. Берись и делай / А. Шарков. - URL: http://www.fayloobmennik.net/4503115.

Н.Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева II Жанры речи. - Саратов, 1997. -Вып. 1.-С. 88-98.

12.Щипицина, Л. Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции / Л. Ю. Щипицина II Изв. Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 114. - С. 171-178.

Сведения об авторе

Кусяев Артем Рифович - аспирант Челябинского государственного университета.

[email protected]

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 27 (382). Philology Sciences. Issue 98. Pp. 121-125.

GENRE MODEL OF PROMO WEBINARS

A. R. Kusyaev

Chelyabinsk State University, [email protected]

In today's Russian society , a new kind of activity which has not yet been studied by linguists to the fullest. This so-called Infobusiness - that is, the business of selling information ( knowledge) . Infobi-znesmeny active use of the Internet, and one of their main tools is the promotional webinar. The article is devoted to the definition and description of this genre of computer-mediated communication.

Keywords: virtualgenre, computer-mediated communication, promotionalwebinar.

References

1. Bakhtin M.M. Problema rechevykh zhanrov [The problem of speech genres]. Estetika slovesnogo tvorchestva' [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 1986. Pp. 250-296. (In Russ.).

2. Bobyreva E.V. Religioznyy diskurs v sisteme tipov obshcheniya [Religious discourse in the types of communication], Mir lingvistiki i kommunikatsii' [The world of linguistics and communication]. Available at: http://tverlingua.ru/archive/006/section_3_6/3_4_6.htm, accessed 21.01.2015. (In Russ.).

3. Goroshko E.I., Zhigalina E.A. Virtual'noe zhanrovedenie: ustoyavsheesya i spornoe [Theory of virtual genres: settled and controversial]. Voprosypsikholingvistiki' [Issues of psycholinguistic], 2010, no. 12, pp. 105-123. (InRuss.).

4. Goroshko E.I. Lingvistika Interneta: formirovanie distsiplinarnoy paradigm [Linguistics Internet: the formation of disciplinary paradigms]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom diskurse [Genres and types of text in academic and media discourse]. Orel, 2007, no. 5, pp. 223-237. (In Russ.).

5. Kapanadze L.A. Na granitse pis'mennogo i ustnogo teksta: struktura i tendentsii razvitiya ele-ktronnykh zhanrov [On the border of written and oral text: structure and trends of electronic genres]. Golosa i smysly. Izbrannye raboty po russkomu yazyku [Voices and meanings. Selected works in the Russian language]. Moscow, 2005. Pp. 305-320. (In Russ.).

6. Kompantseva L.F. O sootnoshenii ponyatiy "rechevoy zhanr" i "stil"' v virtual'nom diskurse [On the relation between the concepts of "speech genre" and "style" in the virtual discourse]. Uchenye za-piski Tavricheskogo Natsional'nogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya "Filologiya" [Scientific

notes of Taurida National University. A series of "Philology"], 2005, vol. 18 (57), no. 2, pp. 183-185. (In Russ.).

7. Lutovinova O.V. Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki virtual'nogo diskursa [Linguistic and cultural characteristics of virtual discourse]. Volgograd, 2009. 476 p. (In Russ.).

8. Nazarov A. Bystrye den'gi na reklame [Fast money on advertising]. Available at: http://www. fayloobmennik.net/4503284, accessed 25.02.2014. (In Russ.).

9. Rogacheva N.B. Novye prioritety v russkom Internet-obshchenii: na materiale zhanra bloga [New priorities in the Russian Internet communication: on the material of the genre blog]. Zhanry rechi [Speech genres], iss. 5. Saratov, 2007. Pp. 389-403. (In Russ.).

lO.Sharkov A. Beris'i delay [Take it and do it]. Available at: http://www.fayloobmennik.net/4503115, accessed 25.02.2014. (In Russ.).

ll.Shmeleva T.V. Model' rechevogo zhanra [Model of the speech genre]. Zhanry rechi [Speech genre], iss. 1. Saratov, 1997. Pp. 88-98. (In Russ.).

12.Shchipitsina L.Yu. Klassifikatsiya zhanrov komp'yuterno-oposredovannoy kommunikatsii po ikh funktsii [Classification of genres computer-mediated communication in their function], Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Proceedings of the Herzen University], 2009, no. 114, pp. 171-178. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.