Culturology and art criticism
УДК 791.43/45 DOI 10.21661/r-470756
В.В. Календарова
Жанр спортивного фильма в СССР и конструирование идеального образа «советского человека» (на примере х/ф «Вратарь», 1936 г.)
Аннотация
На примере первого фильма, снятого в СССР в жанре спортивного кино, в статье рассматривается конструирование идеального образа советского человека в отечественном кинематографе. Спортивная деятельность и успехи в спорте, понимаемом как досуг и отдых, могут играть в жизни советского человека только вспомогательную роль, в то время как производственные успехи обязательно должны быть вынесены на первый план. Встреча с олицетворяющим западный мир внешним соперником позволяет перейти на новый уровень противостояния, демонстрируя через успехи спорта преимущество советского строя.
| Ключевые слова: спорт, футбол, спортивный фильм, советский кинематограф, образ советского человека.
V.V. Kalendarova
The genre of sports film in USSR and the construction of the perfect image of the «Soviet man» (on the example of «The Goalkeeper», 1936)
Abstract
The construction of the perfect image of «Soviet man» is discussed in this article on the example of the first Soviet sports film. Sports activity and success in sport, which are understood as a leisure and recreation, can play only a supporting role in the life of Soviet man, while work in production must be on the first terms. Meeting with an external rival, which represents the East world, let's move to a new level of confrontation in order to demonstrate the advantage of the Soviet way of life.
| Keywords: sport, football, sports film, Soviet cinema, image of the Soviet man.
Крупномасштабный идеологический проект, связанный с созданием идеального образа «советского человека» как человека нового типа, реализовывался в СССР при непосредственном участии кинематографа. «Советская модель масскульта была подчинена сверхценному проекту создания идеального «коммунистического» общества и предлагала внятный, общедоступный символический код, содержащийся в том числе и в кинематографе» [2, с. 12] -тезис, отнесённый С.Е. Еланской к советскому кино в целом, вполне достоверно описывает и реалии кино середины 1930-х - середины 1950-х гг.
Утверждение спортивного фильма в СССР как отдельного кинематографического жанра связано с выхо-
дом на экраны в первого полнометражного фильма о спорте; им стала кинокартина «Вратарь» (1936 г., киностудия «Ленфильм», режиссер Семен Тимошенко, авторы сценария Лев Кассиль и Лазарь Юдин). Исследователи, обращавшиеся в своих работах к данному фильму, обоснованно отмечали его знаковость, заключенную не только в первичности, но и в несомненной успешности, сделавшей ленту своего рода трафаретом, шаблоном для будущих спортивных картин: «Уже советская критика рассматривала «Вратаря» как своего рода исходный master plot для последующих фильмов на спортивную тему, в особенности спортивных комедий» [1, с. 173]. В первую очередь, сказанное можно отнести к советским фильмам о футболе, ведь впо-
(
Культурология и искусствоведение
следствии, вплоть до периода брежневского «застоя» спортивные фильмы, посвященные этому виду спорта, выходили регулярно (отметим, например: «Центр нападения» 1946 г., «Спортивная честь», 1951 г., «Запасной игрок», 1954 г.). Помимо футбола, в фокусе внимания спортивного кино периодически оказывались бокс и борьба; другие же спортивные виды появлялись лишь на периферии указанных картин, составляя своего рода визуальный фон, оттеняющий собой значимость главных видов.
В данной статье будет рассмотрен только кинообраз советского вратаря, предложенный советскому зрителю. Его книжный двойник, созданный автором сценария кинокартины Львом Кассилем в романе «Вратарь республики», безусловно, более многопланов. В сжатом пространстве 75-ти минутного фильма есть место только для своего рода квитэссенции характера и ключевых авторских посылов создателей кинокартины.
Итак, «киногерой» Антон Кандидов - воплощение «советской мечты», спортивная знаменитость, выдвинувшаяся из самых глубин трудящихся масс. Изначально им движет стремление стать человеком известным, «прославить фамилию». Тем самым косвенно фильм косвенно подтверждает, что спорт в СССР может быть если и не в полном смысле социальным лифтом, который в советском государстве все же условен, но, во всяком случае, доступным путем к достижению выдающегося положения, известности, славы. Перекличка с темой «прославления фамилии» из «Вратаря» впоследствии прозвучит в кинофильме «Спортивная честь» (1951 г.), где сестра одного из героев, чтобы не ассоциироваться повсюду со знаменитым братом-футболистом, всерьез подумывает о перемене фамилии.
Итак, герой «Вратаря» Антон Кандидов, виртуозно ловящий арбузы тамада ударной бригады волжских девушек-грузчиц, замечен заезжими сотрудниками столичного предприятия «Гидраэр» и приглашен в Москву, где он становится вратарем заводской команды. Дальнейший сюжетный конфликт фильма построен на необходимости совмещения Антоном спортивной карьеры и успешного труда на производстве в «Гидраэ-ре», куда он также немедленно трудоустроен. Поначалу увлекаясь футбольными успехами, Антон забывает о служебных обязанностях, халатно выполняет порученную работу: «Канал протекает и в динаме грязь -виноват Антон, стал знаменитостью, за работой совсем не следит - вытирать надо как следует» - замечают товарищи. Герою требуется определённое время, чтобы прийти к «правильной» расстановке жизненных приоритетов, иерархия которых символически утверждается сценарно. Так, команда «Гидраэр», победившая в финальном матче финала межсоюзной спартакиады даже без временно переметнувшегося к соперникам Кандидова, на церемонии награждения победителей сначала отмечается за производственные успехи - ей вручается переходящее знамя водников за построенный глиссер. И лишь после этого гидраэровцы награждаются кубком спартакиады.
Таким образом, утверждая, что в идеальном своем воплощении советский спорт, как и иные формы досуга, должен способствовать успехам труда, фильм «Вратарь» формирует правильные с советской точки зрения приоритеты воспитания «человека советского». Они и должны рассматриваться в качестве основной цели спортивных занятий. «Ты бы лучше чертежи вовремя сдавал! - говорят товарищи чрезмерно, по их мнению, увлекающемуся роботостроительством инженеру «Гидраэра» Карасику. «Чертежи Настя завтра сдает, а это для души, ведь вы меня в футбол играть не берете» - отвечает Карасик. Футбол в данном случае также фигурирует как элемент отдыха, досуга.
Итогом внутренней борьбы главного героя становится осознание ошибок и примирение с оставленным коллективом. Итак, мечты о славе могут быть признаны не порочными для человека советского человека лишь при условии, что стремление быть первым находит идеологически выверенную жизненную траекторию, не мешает нужному выбору ценностных приоритетов и не ведет к «головокружению от успехов» - об этом говорит нам последовательное развитие сюжета и перипетии биографии киновратаря Кандидова.
Успешно разрешенный внутренний конфликт героя позволяет сюжету перейти на уровень международного противостояния. Как известно, после Октябрьской революции Советский Союз разорвал контакты с Международным Олимпийским Комитетом (МОК) и до окончания Второй мировой войны практически не взаимодействовал с международными спортивными федерациями. Встречи советских спортсменов с иностранными соперниками были возможны в основном под эгидой созданного по инициативе СССР Красного спортивного Интернационала (КСИ) и входящих в него рабочих спортивных союзов и клубов. Тем не менее, созданный в фильме «Вратарь» образ команды-соперника отсылает совсем не к матчам против дружественных рабочих команд и товарищеским играм, а к глобальному идеологическому противостоянию с западным миром. Соперники, в отличие от советских футболистов-любителей, конечно же, профессионалы в спорте, отличаются элементами нечестной игры, неспортивного поведения («головой бьет»). Матч, который по законам жанра держит зрителя в напряжении до самой последней минуты, превращается в защиту советской спортивной чести, причем некоторые исследователи справедливо видят в этом футбольном противостоянии с защитой ворот советской команды параллели с защитой государственных границ [1, с. 168; 3, с. 144].
Таким образом, спортивный фильм, появившийся в Советском Союзе как самостоятельный киножанр в 1930-х гг., был нацелен на решение задачи формирования «правильных» для человека советского приоритетов в сфере труда и спорта-досуга. При этом демонстрация преимуществ советского строя реализуется через итоговый триумф советского спорта на футбольном поле.
18
Интерактивная наука | 5 (27) • 2018
Culturology and art criticism
Литература
1. Апостолов А. Враг у ворот. Советский вратарь: кино, культура, политика / А. Апостолов // Логос. - 2014. - №5.
2. Еланская С.Н. Социально-философский анализ советского кинематографа как средства конструирования социальной реальности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / С.Н. Еланская. - Тверь, 2007.
3. Костюхина М.С. «Вратарь республики» Л. Кассиля: к проблеме спортивного формата в советской детской литературе / М.С. Костюхина // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-1930-е гг.). -СПб.: Алетейя, 2013. - С. 144.
References
1. Apostolov, A. (2014). Vrag u vorot. Sovetskii vratar': kino, kul'tura, politika. Logos, 5.
2. Elanskaia, S.N. (2007). Sotsial'no-filosofskii analiz sovetskogo kinematografa kak sredstva konstruirovaniia sotsial'noi real'nosti: Avtoref. dis. Tver'.
3. Kostiukhina, M.S. (2013). "Vratar' respubliki" L. Kassilia: k probleme sportivnogo formata v sovetskoi detskoi literature. "Ubit' Charskuiu...", 144. SPb.: Aleteiia.