Научная статья на тему 'ЖАНР МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТРА ЭБЕНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 ГОДА. "MISSA CUM POPULO"'

ЖАНР МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТРА ЭБЕНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 ГОДА. "MISSA CUM POPULO" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / ЛИТУРГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ХОРОВАЯ ФАКТУРА / ЖАНР / ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ / АНТИФОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Родионова Ирина Андреевна

В статье выявлены характерные особенности жанра мессы в творчестве Петра Эбена в контексте литургической реформы 1965 года. Сделан подробный анализ одной из месс композитора - «Missa cum populo». Автором прослежена эволюция хорового стиля (двух периодов творчества) и отмечена взаимосвязь традиций старинной церковной музыки с современными композиторскими техниками в наследии Петра Эбена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS GENRE IN PETR EBEN’S CREATIVITY IN THE LITURGICAL REFORM CONTEXT IN 1965. "MISSA CUM POPULO"

Characteristic features of the Mass genre in the work of Petr Eben in the context of the liturgical reform in 1965 are revealed in the article. A detailed analysis of one of the masses - «Missa cum populo» is made. The author traced the evolution of choral style (two periods of creativity) and noted the relationship of church music traditions and modern compositional techniques in the heritage of Petr Eben.

Текст научной работы на тему «ЖАНР МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТРА ЭБЕНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 ГОДА. "MISSA CUM POPULO"»

началу оперы. Музыка Рамиро из I сцены, возникая в момент, когда он представляет себя часовщику, лишь с минимальными изменениями возвращается в XXI сцене, и так далее. Причем можно говорить и об арках чисто смыслового порядка. Так, финальный ансамбль — хабанера — несет функцию обобщения так же, как и вступление к опере.

Таким образом, в конструкции оперы можно заметить элемент концентричности. Это также отвечает особенностям развития действия, в котором интрига вначале осложнялась все большим наслоением различных сюжетных линий, а затем упрощалась, выключая их одну за другой в том же порядке.

Стремление придать композиции целостность, органичность ощутимо и в интонационно-тематической драматургии. По сути дела, весь тематизм оперы можно разделить на три группы, обладающие интонационной или стилистической общностью. Группа тем, связанных с сарабандой-лейтмотивом Иниго, порождает множество вариантов, рассеянных по всей партитуре, в результате чего возникает своего рода рассредоточенный вариационный цикл. Другая группа тем близка по тонусу и интонационно «теме времени» (диатоническая природа, трихородовые попевки). С ней связаны и лейтмотив Рамиро, и лирическая тема из его первого монолога (Х сцена), тема симпатии из ХУЛ! сцены, тема реверанса Консепсион (III сцена) и многие другие. Укажем, наконец, на

группу тем с ярко выраженным испанским колоритом, где налицо использование фольклорных стилистических особенностей: доминантовая ладовость, опора на квинтовый тон, ориентальная мелодика, заостренные испанские ритмы (хабанера, сегидилья, малагенья и др.), гитарная фактура и пр. Ярким примером тема-тизма подобного рода может служить музыка XVI, XVII, XXI сцен.

Однако все названные группы не существуют изолированно. Они вступают друг с другом в теснейшие интонационные связи. Укажем, к примеру, на темы Иниго и Рами-ро или соотношение темы времени и хабанеры из IV сцены.

Таким образом, при всей краткости сцен и калейдоскопичности их чередования, концентричность строения, логика интонационных и тональных связей придает композиции оперы уникальное единство и целостность. Поэтому опера «Испанский час» представляет собой творческое обновление opera buffa, принадлежащее перу выдающегося композитора ХХ века Мориса Равеля.

Литература

1. Железнова Т. Я. Драматургия оперы М. Равеля «Испанский час» // Proceedings of academic science. Sheffild: Scienceand Education LTD, 2014. С. 99-101.

2. Жерар М., Шалю Р. Равель в зеркале своих писем. Л.: Музыка, 1998. 211 с.

© Родионова И. А., 2015

ЖАНР МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТРА ЭБЕНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 ГОДА. «MISSA CUM POPULO»

В статье выявлены характерные особенности жанра мессы в творчестве Петра Эбена в контексте литургической реформы 1965 года. Сделан подробный анализ одной из месс композитора — «Missa cum populo». Автором прослежена эволюция хорового стиля (двух периодов творчества) и отмечена взаимосвязь традиций старинной церковной музыки с современными композиторскими техниками в наследии Петра Эбена.

Ключевые слова: хоровое искусство, литургическая музыка, хоровая фактура, жанр, григорианский хорал, антифон

Фактор Веры становится определяющим ской культуры источником традиции явилась

для многих композиторов конца XX века. Од- прежде всего христианская вера, основанная на

новременно с этим в обществе возникает по- идее Воскресения Спасителя. Неотъемлемой

требность отыскать и сохранить глубинную частью мирового музыкального наследия это-

связь с прошлым, с традицией. Для европей- го периода стали произведения литургических

жанров и произведения на духовную тематику. В XX веке происходит возрождение интереса к полифонии Ренессанса и григорианского хорала.

Еще во времена Тридентского собора, завершившего свою работу в 1563, Папа Пий X принял три критерия церковной музыки: Святость, благозвучие, универсальность. В соответствии с этими тенденциями создавали свои духовные сочинения и композиторы XX века.

Второй Ватиканский собор (1965) открывает в литургической музыке новую эру. В результате литургической реформы стиль мессы изменился: вводятся национальные языки, значительно ограничивается использование хорала, особое внимание уделяется общинному пению [см.: 2, с. 349]. Главной целью реформирования мессы Папой Павлом VI было «более активное и осознанное участие народа Божьего в Евхаристии как средоточии литургической жизни Церкви» [2, с. 341].

Петр Эбен1 — одна из ключевых фигур в истории европейской хоровой музыки второй половины XX века. Сегодня его сочинения активно исполняются в Европе, США, России. Наследие Петра Эбена включает в себя произведения для органа, оркестра, камерного ансамбля, произведения для инструмента соло, вокальные сочинения, сценические произведения, музыку для детей (как вокально-хоровую, так и инструментальную). Особое место в наследии композитора занимают произведения для хора.

Им создано пять месс, из них три мессы ординариум: Mecce adventus et quadragesimae (1952), Чешская месса Ordinarium (1965), Mis-sa cum populo (1982), и две проприум: Mse Za Zemrele (1966), Труверская месса (1968-1969).

Петр Эбен, наряду с другими чешскими авторами, такими как Карел Бриза, Йозеф Олейник, Зденек Поланик2, моментально реагирует на заключения Собора и создает Чешскую мессу Ordinarium (1965) для общинного пения и органа. Начиная с этого сочинения, и в последующих своих мессах, композитор ставит своей основной задачей поиск возможностей объединения свободы музыкального высказывания со служебным назначением этой музыки. Написанная через год заупокойная месса «Mse Za Zemrele» также перекликается с выводами Второго Ватиканского Собора. Обе мессы на чешском языке, мелодии этих со-

чинений яркие и запоминающиеся, верующие активно принимают участие в ходе литургии. Вместе с тем музыкальный язык сознательно упрощен и это связано прежде всего с ограниченными возможностями непрофессиональных хоров, для которых и создавались эти сочинения.

В ряду литургических хоровых произведений композитора особняком стоит «Truvérská Mass» (1968-1969) для солистов, хора, флейты и гитары. «Труверская месса» — намного больше, чем просто попытка привлечь внимание нового поколения молодых прихожан к церкви посредством ритма и звука гитары. Вдохновленный средневековыми труверскими песнями, Эбен создает мессу с архаичными элементами, звучащую современно и близко для нового поколения, что является важным шагом на пути единения традиции и новаторства, прошлого и современности.

«MISSA CUM POPULO»

Несомненной вершиной в области объединения принципов литургической реформы 1965 г. с достижениями современной академической музыки можно считать «Missa cum populo» (1982) для смешанного хора, общинного пения, 4-х духовых и органа.

В «Missa cum populo» Эбен с особым мастерством создает пространство для взаимодействия профессиональных музыкантов и любительского хора верующих. Таким образом, «Missa cum populo» может исполняться как в католической церкви, так и в концерте. Состоит из восьми частей, три из которых инструментальные (1, 5, 8):

1. «Preludium super Asperges me»;

2. «Kyrie»;

3. «Gloria»;

4. «Credo»;

5. «Offertorium super Pueri Hebreorum»;

6. «Sanctus Benedictus»;

7. «Agnus Dei»;

8. «Postludium supper lte missa est».

Общинное пение поддерживается духовыми инструментами и перкуссией, в то время как профессиональный смешанный хор звучит под аккомпанемент органа. Эбен осознает, что неподготовленные певцы способны лучше ориентироваться в музыке с ритмичной основой.

Первая часть — инструментальная прелюдия, диалог двух пластов. В основе музы-

кального материала лежит латинский антифон «Asperges me», исполняемый на Торжественной мессе в любое время года, кроме Пасхи. Мелодия григорианского хорала звучит в партии труб торжественно и кристально ясно, в то время как орган отвечает сложными пронзительными созвучиями импровизационного характера. Так, в Прологе Эбен устанавливает форму взаимодействия двух начал — сложности и простоты. Атмосфера номера наполнена торжественным величием.

Второй номер открывает короткое органное вступление (диссонантные гармонии), после которого вступает смешанный хор на mp со словами «Kyrie eleison». Ответ следует у общинного хора на mf и представляет собой ритмическое остинато, поддерживаемое духовыми инструментами. Далее следует эпизод «Christe eleison» в переменном размере (5/8, 3/2, 4/4 и 3/4). У смешанного хора сложная замысловатая мелодия, а общине поручаются аскетичные реплики в конце фраз, своего рода дополнения. Вступление общинного хора всегда начинается с той же ноты, на которой закончил петь смешанный хор. Таким образом Эбен облегчает задачу точного вступления для непрофессиональных певцов. В завершение номера оба хора звучат tutti на f. Общинный хор под аккомпанемент тамтама повторяет слова молитвы «Kyrie eleison», создавая тем самым ритмическую основу (нить), на которую накладываются подвижные реплики органа и пронзительные восклицания смешанного хора в дуэте с медными духовыми.

Решительное вступление медных духовых сменяет тема григорианского хорала «Gloria in exœlsis Deo», которую может исполнять как солист хора, так и священник. Эту тему подхватывает общинный хор, повторяя фразу без мелодических и ритмических изменений, на такую остинатную канву накладывается партия смешанного хора. В среднем разделе (Domine, Fili uniganite — Господь Единородный Сын) остается лишь смешанный хор. Но со слов «Quoniam Solus Sanctus» (Един Свят) общинный хор возвращается в ту же ритмиче-ско-мелодическую модель.

Часть «Credo» самая продолжительная по времени, это обусловлено прежде всего структурой текста молитвы. Из партии общинного хора полностью уходит мелодическое начало — теперь это только ритмизованная

декламация. Речитативные реплики «Credo in unum Deum» (Верю во единого Бога) сменяют Восклицания смешанного хора. Со слов «Cru-cifixus etiam pro nobis» общинный хор начинает декламировать без остановок, накладываясь на звучание смешанного хора. Заканчивается номер громогласным f с полным вовлечением всех вокальных и инструментальных секций.

Пятая часть мессы «Offertorium super Pueri Hebreorum», написанная для органа, как видно из названия, посвящена тому эпизоду в Евангелии, когда еврейские дети встречают Христа во время Торжественного входа Господа в Иерусалим. В основе его — католический гимн «Pueri Hebreorum».

«Sanctus» открывает соло трубы. В основе мелодики, принадлежащей общинному хору, — мотив, базирующийся на двух тонах A и G. Он как бы раскачивается, набирая необходимую энергию для последующего вступления смешанного хора, чья мелодия устремляется вверх. В эпизоде «Hossana» труба усиливает энергетический заряд, и смешанный хор буквально взмывает ввысь. Вместе с «Benedictus» вновь возвращается атмосфера покоя.

В «Agnus Dei» продолжается взаимодействие всех участников мессы. Партию органа предваряет вступление смешанного хора. В мелодике превалируют нисходящие мотивы. Молитвенный взлет мелодической линии происходит на словах «Miserere nobis». Далее вступает общинный хор. Однако в отличие от предыдущих частей мессы в «Agnus Dei» ему поручен главный и самый запоминающийся мелодический материал раздела. Он одновременно острый, диссонансный и яркий, красочный. В средней части звучит удивительно трогательное соло сопрано. После этого, как бы завороженные, хоры вступают мягко и проникновенно, с каждым разом наращивая мощь и звучность, но, достигнув определенной кульминации, вновь угасают. Оканчивается номер на p — аккордом D-dur.

Завершает мессу инструментальная часть «Postludium supper lte missa est»3.

Необходимо отметить, что «Missa cum populo» все же является достаточно трудной для исполнения в богослужебной практике.

Подавляющее большинство произведений Петра Эбена, написанных им на протяжении всей жизни, связаны с религиозной тематикой. Художественные образы и музыкальные

символы, наполняющие тексты сочинений Эбена, объединяют в себе идеи всех христианских конфессий, выявляя экуменизм взглядов композитора.

Пять месс, написанных Эбеном в разные годы, демонстрируют эволюцию его хорового стиля и занимают примечательное место в контексте его литургических сочинений, которые в свою очередь имеют приоритетное значение в творчестве композитора: «В литургической музыке я вижу полученное мной от всех верующих задание. Исполнение этого задания согласуется с моим убеждением в определенном служебном предназначении музыки, наряду с взглядом на композицию как на самовыражение» (цит. по: [8, с. 47]). Применяя разнообразные методы взаимодействия профессиональных и непрофессиональных музыкантов, композитор нашел свой путь к гармонии между сложностью средств выражения и простотой восприятия, чтобы каждый человек, вне зависимости от своих музыкальных способностей, смог вознести хвалу Господу, явиться сотворцом многогранного бытия.

Примечания 1 Петр Эбен (1929-2007). Мировая хоровая общественность считает Петра Эбена прежде всего хоровым композитором. Существует ряд монографий и исследований на английском, немецком, чешском языках (Vondrovicova K. Petr Eben. Leben und Werk. Mainz, 2000; Vitova E. Petr Eben: sedm zamyslení nad zivotem a dílem. Praha: Baronet, 2004. Диссертационное исследование: Matova N. Petr Eben's oratorio Apologia Sokratus (1967) and ballet Curses and blessings (1983): an interpretative analysis of the symbolism behind the text settings and musical style. Illinois, 2010 и другие). В России принципиально иная ситуация: во-первых, он известен более как органный композитор, во-вторых, отсутствует

литература о Петре Эбене на русском языке (исключением является диссертация Карповой А. В. «Органное творчество П. Эбена»).

2 Карел Бриза (1926-2001) — римско-католический священник, чешский религиозный композитор, органист. Йозеф Олейник (1914-2009) — католический священник, чешский композитор и педагог. Зденек Поланик (р. 1935) — чешский композитор.

3 «lte missa est» (следует дополнить: condo, лат., «идите, распущено», то есть собрание) — слова, которыми в раннехристианской церкви заканчивались обе части богослужения, в настоящее время обозначают конец католической мессы.

Литература

1. Карпова А. В. Органное творчество П. Эбена. Дис. ... канд. иск. Н. Новгород, 2007. 198 с.

2. Католическая энциклопедия: в 5 томах. М.: Изд-во Францисканцев, 2007. Т. 3. 1910 с.

3. Кюрегян Т. С., МоскваЮ. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. 26 с.

4. Choral music in the twentieth century. Amadeus Press, LLC, 2002. 389 p.

5. Kralovic J. Mesni tvorba Petra Ebena. Diplo-mova prace. Olomouc, 2010. 87 s.

6. Matova N. Petr Eben's oratorio Apologia Sokratus (1967) and ballet Curses and blessings (1983): an interpretative analysis of the symbolism behind the text settings and musical style. Dissertation for the degree of Doctor of Musical Arts in Music with a concentration in Choral Music in the Graduate Colledge of the University of Illinois at Urbana-Cham-paign, 2010. 351 p.

7. Vitova E. Petr Eben: sedm zamysleni nad zivotem a dilem. Praha: Baronet, 2004. 480 p.

8. Vondrovicova K. Petr Eben. Leben und Werk. Mainz, 2000. 241 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.