Научная статья на тему 'Жанр как форма публикации в периодической печати'

Жанр как форма публикации в периодической печати Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4814
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЖАНР ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Людмила Ивановна

В статье дано определение понятия «жанр» вообще, а также конкретных жанров в частности, что имеет большое практическое значение. В этой работе в качестве примера использованы публикации периодических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанр как форма публикации в периодической печати»

УДК 070:7.08

Петрова Л. И., профессор ЖАНР КАК ФОРМА ПУБЛИКАЦИИ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

In article definition of concept «genre» in general, and also concrete genres in particular is made that has the big practical value. In this work as an example publications of periodicals are used. Any product in periodicals should be considered as unity of the maintenance and the form. The form (genre) plays an important role in character of giving of a material (maintenance), improving, improving, doing its more intelligible, convincing, accessible to the reader. Nevertheless, dealing with a question on a maintenance and form parity (the information and a genre), it is necessary to have constantly in a kind that the main thing is the maintenance. That information which have decided to inform to the reader edition, the author, the editor, makes an essence, the main value irrespective of, in what form it is shown. And any reader, responding to press product, first of all, means the publication maintenance, instead of its form. In the practical activities each editor should be guided by this true.

Введение. Периодическая печать неразрывно связана с современным обществом. В его жизни она играет исключительно важную роль. Именно на газеты и журналы возложена задача по всестороннему освещению материальной и духовной жизни общества.

Основная часть. Газеты и журналы характеризуются определенными функционально-типологическими признаками. К ним можно отнести: периодичность, т. е. распространение информации через определенные промежутки времени; оперативность — способность быстро, вовремя предоставить читателю материал; актуальность — отражение событий жизни общества с позиций текущего момента времени; беспрерывность событий, обеспечивающаяся тем, что каждый новый выпуск издания можно рассматривать как продолжение предыдущего по тематической направленности; читательский адрес; наличие специальных жанровых форм.

Собранный и квалифицированно обработанный фактический материал представляет собой содержание будущей публикации. Но он должен иметь определенную, конкретную организацию, структуру, форму. Следовательно, в процессе написания и редактирования автор и редактор в своей профессиональной деятельности сталкиваются с категориями содержания и формы.

Между содержанием и формой существует диалектическая взаимосвязь. Они противоположны и в то же время одновременно тесно связаны и взаимообусловлены. Содержание определяет форму, а форма является содержательной. Форма выражает определенное содержание, а содержание всегда оформлено.

Содержание по отношению к форме является ведущим, определяющим фактором. Поэтому понятно, почему в вузах, готовящих специалистов для газет и журналов, много внимания уделяется работе над словом, принципам написания и редактирования, т. е. всему тому, что определяет подготовку к изданию текстового материала. Но положение о ведущей, определяющей роли содержания по отношению к форме вовсе

не означает, что форма имеет пассивный характер. Форма активно воздействует на содержание, улучшая или ухудшая его [1].

Формы публикаций текстовых материалов изобилуют большим жанровым разнообразием. Причем эти жанры сложились в течение длительного периода, приобрели устойчивый характер, стали традиционными. Они являются неотъемлемой частью современной периодической печати. Постараемся дать определение понятия жанра газетно-журнальных изданий.

Жанр газетно-журнальных изданий — это форма отображения социальной действительности, характеризующаяся устойчивыми признаками раскрытия темы, построения композиции и использования языково-стилистических средств. Выбор жанровой формы зависит от ее назначения, от того, какие цели ставит перед собой автор. Каждый жанр имеет свою специфику, и ее надо учитывать при написании и редактировании. Установилась практика подразделять все газетно-журнальные жанры на три вида: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К информационным жанрам относятся такие, в которых автор, изучив какое-то важное явление, событие, факт, решил сообщить о них читателю, проинформировать общественность. Он кратко, лаконично сообщает о них читателю. Главное, чтобы сообщаемые факты представляли интерес, были актуальными, новыми, чтобы они дошли до читателя оперативно. Следовательно, оперативность — важная черта информационных жанров. Информационные жанры более характерны газетам, а не журналам, периодичность которых реже. Журналы не могут так оперативно передавать информацию, как газеты. С другой стороны, телевидение и радио еще оперативнее передают информацию. Но принимающий эту информацию не всегда точно фиксирует в памяти все детали, нюансы сообщения. А информация, переданная газетой, зафиксирована точно. При этом к напечатанному можно обращаться в любое время, постоянно.

Краткость — также черта информационных жанров. Важно, чтобы читатель узнал о факте, событии, явлении, которое с кем-то когда-то произошло. Никакого анализа этого события не требуется. Нет необходимости в каких-то выводах. Это сделает читатель сам. К информационным жанрам относятся заметка, отчет, репортаж и др.

Следующая группа — аналитические жанры. Используя их, автор не ограничивается изложением фактов. Он анализирует их, сопоставляя с другими фактами, оценивая ситуацию или явление, предлагает свое видение проблемы. По сравнению с информационными аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, убедительнее по глубине исследования. Анализируя сумму однотипных фактов за определенное время, автор стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, назначению, познавательно-воспитательным задачам, широте освещения действительности, масштабу обобщений и выводов, характеру литературно-стилистических средств. К аналитическим жанрам относятся корреспонденция, статья, обзор, рецензия. Они в равной степени характерны как для газет, так и для журналов.

В основе художественно-публицистических жанров находятся какие-то конкретные явления и факты. Автор обычно ставит перед собой задачу, чтобы как-то по-особому, художественно осмысленно оценить явление и факты. Автор широко использует такие изобразительные средства, как речевая характеристика, художественная деталь, пейзаж, портрет. Могут допускаться вымысел и домысел. К художественно-публицистическим жанрам относятся очерк, а также сатирические публикации (фельетон, пародия, памфлет).

Не претендуя на полноту и исчерпаемость, попытаемся кратко, в общих чертах охарактеризовать отдельные, конкретные жанры.

Заметка — наиболее элементарный жанр публицистики. На основе отобранных одного или нескольких фактов социальной действительности он позволяет дать читателю информацию в познавательных, воспитательных целях. Основные черты заметки: социальная значимость используемых фактов и событий, оперативность, краткость изложения, достоверность.

Отчет — такой жанр периодического издания, который используется в подаче материала о совещаниях, собраниях, конференциях, митингах, спортивных соревнованиях, массовых празднествах или каких-либо других общественных или государственных форумах. Поднимаемые в отчетах темы должны отличаться важностью событий, актуальностью, общественной значимостью, новизной, актуальностью.

Репортаж — это жанр информации, характеризующийся живым, наглядным изображением и раскрытием общественного смысла собы-

тия, свидетелем или участником которого был автор. Репортаж сегодня все в большей степени становится жанром раздумий, жанром проблемным, не утрачивая при этом ни оперативности, ни свойств зримости, ни наглядности.

Интервью — публицистический жанр, представляющий беседу журналиста (группы журналистов) с одним или несколькими лицами. Специфика этого жанра заключается в том, что факт, событие, их общественное значение раскрываются через сообщение, мнение собеседника, облачающего определенной информацией и компетентностью. Интервью отличается многообразием способов передачи, позволяющих отразить разные мнения, кратко или широко раскрыть тему.

Корреспонденция — газетно-журнальный жанр, в котором факты, связанные единством темы, не просто сообщаются, а и комментируются, анализируются с различных сторон. Автор корреспонденции, освещая различные вопросы жизни, имеет дело с системой однородных фактов и явлений, взятых в определенном масштабе.

Статья — один из наиболее сложных жанров. Ей характерен широкий масштаб осмысления действительности, постижение фактов и обобщенных данных. Статья, отвечающая основным требованиям жанра, обычно сочетает в себе освещение конкретных вопросов с глубокими теоретическими обобщениями. В статье предмет ее содержания и обобщения сохраняет только наиболее существенные признаки, присущие всей группе фактов, исследуемых автором. Сила любой статьи не в фактах, взятых сами по себе, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию.

Обзор — форма подачи материала, в котором сообщается о ряде объединенных общей темой событий, явлений, фактов. В нем могут рассматриваться серии каких-либо изданий, определенная тематика.

Рецензия — жанр, позволяющий произвести критический разбор и оценить, как правило, одно научное, производственно-техническое, общественно-политическое, художественное произведение. Любая рецензия по своей форме должна содержать ряд обязательных элементов: данные о рецензируемом произведении, замысел автора, анализ и общественная значимость напечатанного материала, четкие выводы.

Очерк — художественно-публицистический жанр. Важнейшая его черта — документальность. При написании очерка широко используются средства художественно-выразительного воздействия — эпитеты, метафоры, сравнения и др. Жанр обладает большой силой эмоционального воздействия на человека, убеждения и служит мощнейшим фактором убеждения.

Фельетон — сатирический жанр публицистики. Его назначение — обличение зла в различных проявлениях, борьба с враждебным, чуждым, косным, устаревшим.

Пародия — комическое или сатирическое подражание кому-либо или чему-либо. Пародия может быть на стихи, на прозу.

Памфлет — сатирический жанр злободневного, острого, обычно политического характера, направленный против какой-то личности или конкретного явления действительности.

Рассмотренные жанры — это комплекс газет-но-журнальных форм, в которые облекается содержание публикаций обо всех сторонах общественной и государственной жизни. Возникает ряд вопросов, а именно: насколько эти формы устойчивы; возможно ли их расширение, смешение; допустимы ли какие-то другие жанры, учитывая специфику подачи материала; наконец, можно ли вообще обойтись без этих форм. Что касается последнего вопроса, то его можно вообще проигнорировать: всякое содержание имеет какой-то смысл, если оно облечено в какую-то форму. Бесформенное содержание — бессмыслица, его нет [2].

Итак, устойчивы ли газетно-журнальные жанры? Для этого придется провести сравнительный анализ, как на одно и то же событие, используя жанр отчета, откликнулись разные издания.

13 ноября 2008 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко провел совещание по вопросам эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией. Естественно, на это важнейшее общественно-политическое мероприятие прореагировали периодические издания. Сопоставим, к примеру, «Советскую Белоруссию» («Беларусь сегодня») и «Комсомольскую правду в Белоруссии».

«Советская Белоруссия» (№ 214 от 14.11.08 г.) дала отчет под названием «Антикоррупционная атмосфера». В нем отмечено, что в нашей стране самым суровым способом ведется борьба с взяточничеством, хищениями, должностными злоупотреблениями. Озабоченность настоящего момента усугубляется тем, что во взяточничестве, иных корыстных деяниях оказываются замешенными отдельные работники прокуратуры, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Комитета госконтроля, Государственного таможенного комитета, представители судебной системы. Имеются случаи покровительства силовиков частным структурам, лоббирование лицензий, квот, разрешений; закрытие уголовных дел в отношении «своих» бизнесменов и заказные дела против конкурентов. В результате этих коррупционных действий государству наносится ущерб огромного размера, что отрицательно сказывается на экономике страны. По этим вопросам с докладами на совещании выступили Генеральный прокурор, Председатель Верховного суда, Государственный секретарь Совета Безопасности.

Как неотъемлемая часть отчета к нему было приложено «Заключительное слово Президента на совещании». И это придало отчету особую весомость. Ибо именно в заключительном слове Президента А. Г. Лукашенко убедительно были

раскрыты причины существования коррупции, дана ей принципиальная государственная оценка, а главное поставлен ряд конкретных вопросов по борьбе с этим негативным явлением. Отмечались такие отрицательные моменты. В частности, не было надлежащих наработок по выявлению коррупционных преступлений в таких сферах государственной деятельности, как бюджетная, внешнеэкономическая, энергетическая, нефтехимическая, автомобильная и др. Зачастую неэффективно проводились оперативно- розыскные мероприятия. Многие из них завершались безрезультатно. Зачастую отсутствовало взаимодействие между органами, ведущими борьбу с коррупцией. Органы прокуратуры нередко не выполняли возложенные на них законом функции, а именно: не координировали деятельность правоохранительных служб в сфере противодействия коррупции. Не проводилась надлежащая профилактическая воспитательная работа с кадрами в некоторых государственных организациях. Устранение отмеченных недостатков — задача номер один. Вместе с тем было отмечено, что «жесткий разговор не означает, что коррупция повально поразила жизнедеятельность нашего государства. Напротив, она носит фрагментарный... характер». Но если не принять меры, то беда для общества и государства может стать непоправимой.

А вот как «Комсомольская правда в Белоруссии» (№ 216 от 14.11.08 г.) подала отчет об этом же событии. Указав, что «вчера, 13 ноября, Александр Лукашенко провел совещание по вопросам эффективности мер, принимаемых в борьбе с коррупцией», автор публикации путем подбора наиболее выразительных цитат из «Заключительного слова Президента на совещании» попытался передать основное содержание мероприятия. Именно таким, на первый взгляд, необычным путем автор решил придать жанру живость, убедительность, атмосферу соприча-стия читателя на форуме.

Сравнивая обе публикации, читатель может прийти к выводу, что поскольку по внешней форме они отличаются друг от друга, то и написаны в разных жанрах. И тем не менее, оба текста написаны в жанре отчета. Разный способ подачи вызван целевой направленностью, читательским адресом, установившимися редакционными принципами и нормами. Газета «Советская Белоруссия», рассчитанная на разные социальные и возрастные группы читателей, учредителем которой является Администрация Президента Республики Беларусь, призвана по своему статусу освещать события полно, глубоко, всесторонне, что в данном случае и было сделано. «Комсомольская правда в Белоруссии» — молодежное издание. В этом и определяется специфика подачи материала. На примере двух изданий можно убедиться, что газетно-журнальные жанры не имеют устойчивых, раз и

навсегда данных черт. Границы жанров неустойчивы, расплывчаты.

Доктор филологических наук профессор Адам Мальдис в 2008 г. в газете «Советская Белоруссия» в рубрике «Сокровища» напечатал ряд публикаций о судьбе белорусских музейных и библиотечных ценностей, которые в результате военных лихолетий (да и других исторических обстоятельств) оказались за границей. К счастью, ряд национальных раритетов возвратились в Беларусь. Но это только часть. Другая часть из них находится в России, Украине, Литве, Польше, Германии да и в других странах. Некоторые сокровища так затеряны, что невозможно установить место их нахождения. К их числу относится национальная реликвия номер один — Крест Евфросинии Полоцкой. Будучи членом комиссии «Вяртанне» при Белорусском фонде культуры, А. Мальдис проделал огромную работу по поискам ценностей. У него даже имеется своя оригинальная версия, где может находиться Крест Евфросинии Полоцкой. Все публикации написаны живо, убедительно, образно, с профессиональным знанием предмета исследования. Они вызвали читательский интерес, о чем следовали многочисленные отклики.

А теперь проанализируем, к какому жанру можно отнести публикации А. Мальдиса. По общественной значимости поднимаемых вопросов, по глубине анализа, многогранности аргументации выдвигаемых положений, по убедительности обобщений, конкретике подачи выводов эти публикации можно отнести к жанру статей, точнее — научных статей. С другой стороны, все публикации рассчитаны на широкий круг читателей. Общественная значимость темы раскрывается путем широкого использования словесно-выразительных средств наглядности, зримости, конкретности, эмоциональности. Диалоги, портретная характеристика личностей, эпитеты, метафоры, образные сравнения — неотъемлемые части языка. Публикации воспринимаются как художественно-публицистические произведения, т. е. как жанр очерка. Автор, по-видимому, меньше всего думал, какую жанровую форму приобретет напечатанный материал. Главная зацача состояла в том, чтобы донести до ума и сердца читателя социальную важность раскрываемой темы. И с этой задачей автор справился блестяще.

Во все времена редакции периодических изданий были заинтересованы в том, чтобы узнать реакцию читательской аудитории на свои публикации. С появлением Интернета их шансы намного возросли. Многие газеты и журналы имеют свои сайты, на которых появляются отзывы читателей на печатные материалы. Редакции периодически печатают их на страницах своих изданий. Так, «Комсомольская правда в Белоруссии» публикует их под общим заголовком полосы «Читательский рейтинг», а «Советская Белоруссия» —

«Глас народа». Причем все публикации-отзывы имеют разную форму и их трудно отнести к какому-то конкретному жанру. Можно лишь констатировать, что они принадлежат к группе информационных жанров.

Форма подачи текстового материала непосредственно связана с его информативностью, т. е. с содержанием. Для журналиста и редактора необходимо в совершенстве знать все жанры. Только знание всех возможностей жанра позволяет пишущему и редактирующему подготовить к печати текст осмысленнее, всестороннее, глубже, выразительнее, доходчивее. Только таким образом они смогут профессионально сконструировать произведение. Каждый жанр, как было указано выше, имеет какие-то типологические признаки, жанрообразую-щие принципы, исходя из которых можно определить его суть. Жанр — это модель, с помощью которой конструируется произведение.

Существующие жанры исторически сложились в результате развития периодической печати. Поэтому любой жанр сохраняет определенную устойчивость и преемственность. Вместе с тем надо учитывать, что любому жанру свойственна динамичность. Необходимо учитывать тот факт, что жанр — это не что-то застывшее, неизменное, не подлежащее деформации. Наоборот, он может расширяться, сужаться, деформироваться, трансформироваться, как это было рассмотрено выше. Это зависит от целевой направленности издания, читательского адреса, авторского стиля, вида издания и других субъективных и объективных факторов.

Заключение. Таким образом, любое произведение в периодической печати должно рассматриваться как единство содержания и формы. Форма (жанр) играет немаловажную роль в характере подачи материала (содержания), улучшая, совершенствуя, делая его более доходчивым, убедительным, доступным читателю. Тем не менее, решая вопрос о соотношении содержания и формы (информации и жанра), нужно иметь постоянно в виду, что главным является содержание. Именно та информация, которую решили донести до читателя редакция, автор, редактор, составляет суть, главную ценность, независимо от того, в какой форме она проявлена. И любой читатель, откликаясь на произведение печати, прежде всего, имеет в виду содержание публикации, а не его форму. В своей практической деятельности каждый редактор должен руководствоваться этой истиной.

Литература

1. Петрова, Л. И. Редакторская подготовка газет-но-журнальных изданий / Л. И. Петрова. - Минск: БГТУ, 2006. - 78 с.

2. Редакторская подготовка изданий / С. Г. Антонова [и др]. - М.: МГУП, 2002.

Поступила 26.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.