Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие Российской “желтой прессы” начала XXI века'

Жанровое своеобразие Российской “желтой прессы” начала XXI века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2804
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛТАЯ ПРЕССА / YELLOW PRESS / СОВРЕМЕННЫЕ СМИ / MODERN MEDIA / ЖАНР / GENRE / МАССОВО-КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ / РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ / УСТНАЯ РЕЧЬ / MASS-COMMUNICATION STYLE / SPEECH STYLE / COLLOQUIALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Задитовская Мария Владимировна

Статья посвящена изучению жанровжелтой” прессы начала XXI века. Проведен комплексный анализ российской “желтой” прессы за 2012-2013 годы. (“Жизнь”, “Экспресс газета”, “Желтая газета”, “Комсомольская правда”, “Спид-инфо” и др.), на основе которого выявлены некоторые традиционные жанры, в сравнении с аналогичными жанрами в “желтой” прессе, а также выделены те жанры, которые свойственны только этому типу прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre Originality of the “Yellow” Press in the Beginning of 21 st Century

The article is devoted to the study of the genres of “yellow” press the beginning of the 21 st century. The a comprehensive analysis of the Russian “yellow” press for 20122013 (“Life”, “Express Gazeta”, “Yellow” newspaper, “Komsomolskaya Pravda”, “AIDS-info”, etc.) is conducted on the basis of which are given some of the traditional genres, in comparison with similar genres in the “yellow” press, as well as highlighting those genres, which are peculiar only to this type of press.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие Российской “желтой прессы” начала XXI века»

УДК 070

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОЙ "ЖЕЛТОЙ" ПРЕССЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА

М.В. Задитовская

Социально-политические процессы, происходящие в России в начале XXI в. и серьезно определяющие жизнь страны, радикально меняют и ситуацию в СМИ. Все эти серьезные трансформации активно исследуются в современной филологической науке [1]. Тем не менее, проблемы жанрово-стилевой специфики прессы в целом, в том числе и "желтой" прессы остаются недостаточно исследованными.

Цель статьи - выявление особенностей жанровой специфики "желтой" прессы и выявление ее своеобразия. Для этого были проанализированы "желтые" издания за 20122013 годы, такие, как "Жизнь", "Экспресс газета", "Желтая газета", "Комсомольская правда", "Спид-инфо" и др.

В современной же функциональной стилистике "общепринято делить публицистический стиль на два подстиля: информационный и собственно- публицистический в соответствии с той функцией языка, которая в них реализуется" [2, с. 301]. Поэтому в информационном подстиле доминирует информационная функция, в собственно-публицистическом же, напротив, основная функция - воздействующая, а информационная играет подчиненную роль. Каждый из этих стилей имеет собственную жанровую специфику. Традиционно жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические. "Логическим основанием для такого деления служит предмет отображения, функция, которую они выполняют, характер и свойства, своеобразие отображаемых предметов и явлений, степень (глубина) проникновения в действительность, применяемые методы приемы отображения действительности" [3].

Жанровая структура определяется также и соотнесенностью с информационным

Задитовская Мария Владимировна - соискатель факультета филологии и журналистики Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: zaditmary@bk.ru, т. 8(863)2632380.

и собственно-публицистическим подстилями публицистического стиля. Информационному подстилю соответствуют информационные жанры (хроникальная заметка, информационная заметка, отчет, репортаж, информационное интервью и др.). К собственно-публицистическому подстилю можно отнести аналитические жанры (аналитическая статья, рецензия, комментарий, обзор, корресподен-ция и др.), сатирические жанры (памфлет, фельетон, сатирическая реплика и др.), художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе и др.). Но сегодня жанровая структура подвергается трансформации. Появились так называемые "креолизованные" жанры, обозначилась тенденция к эссеилиза-ции современных газетных жанров [4]. Некоторые ученые вводят в традиционные жанры новые. Так, А.А. Тертычный выделяет как самостоятельные жанры: исповедь, эксперимент, рейтинг, анкета, рекомендация, прогноз, версия и т.п. [5]; О.Н. Григорьева обособляет ораторские жанры (выступления на митинге, лозунги, тосты, дебаты), коммуникативные жанры (пресс-конференция, саммит, "встреча без галстука" [6], сатирические жанры (прикол, стеб, афоризм), рекламные жанры, статьи-инструкции, рецензии ресторанных критиков, похожие на рекламные проспекты, гибридные пиар-журналистские тексты (пресс-релизы) и др. Существенно дополнилась и группа художественно-публицистических жанров. "Заявили о себе и новые жанры: житейская история (житие), шутка (розыгрыш), легенда, игра, анекдот, сатирический комментарий" [7]. Таким образом, традиционная система жанров не только трасформируется, но и уточняется, расшифровывается, расширяется, оспаривается. Одни жанры исчезают, другие появляются, третьи мутируют. Это, в частности, подтверждает и Г.Я. Солганик:

Maria Zaditovskaya - a competitor for the academic degree of the Faculty of Philology and Journalism at the Southern Federal University, 150, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: zaditmary@bk.ru, tel. +7(863)2632-80.

"Жанровые перегородки упраздняются, происходит заметная эволюция системы жанров, их синтез" [8]. Некоторые ученые выделяют до четырехсот газетных жанров. Однако надо сказать, что в целом эта система жанров четко систематизирует медийный текст как по формальным признакам, так и по тематике.

Исходя из современной систематизации, мы опирались в статье на понимание жанра как сугубо жанра речи, или типа текста, в основе которого лежит мысль об "относительно устойчивых понятийных, композиционных и стилистических текстов произведений"[9].

Анализ теоретических исследований [1, 9], а также комплексный анализ фактического материала "желтой" прессы, позволил обозначить основные факторы, влияющие на трансформацию жанров в новейшей публицистике. Среди них мы выделяем:

1. Экономические, рыночные отношения в сфере массовой информации, превращающие газетный текст в товар, который нужно продать максимальному количеству потребителей. В этих условиях борьба за потребителя стимулирует две противоположные тенденции: с одной стороны, издание стремится найти своего постоянного читателя, т.е. обеспечить себе стабильное финансирование. С другой -эта тенденция порождает доступность издания максимально широкому кругу читателей.

2. Необходимость адаптации жанров к новой коммуникативной ситуации, порождаемой, в частности, изменением роли журналиста в обществе.

3. Новые условия функционирования прессы, усиление ее информативности, расширение тематики публикаций, усиление в них авторского начала, оценочности, иронии, языковой игры.

4. Изменение правового статуса СМИ.

5. Существенное расширение межжанровых перегородок, связанное с наметившимся плюрализмом читательских интересов.

Проанализируем некоторые традиционные жанры, сопоставим их с аналогичными в "желтой" прессе, а также выделим те жанры, которые свойственны только этому типу прессы.

Интервью (от англ. interview- буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Жанр интервью очень популярен и распространен, осо-

бенно в массовых изданиях. В каждом издании "желтой" прессы также можно встретить массу интервью. Известная персона, "смелые" вопросы, обсуждение подробностей личной жизни, слухов и сплетен - все это пользуется спросом. Кроме того, нередко принимают вид интервью тексты скрытой рекламы.

В "желтой" прессе при формировании вопросов для интервью характерна фривольная тематика (причем без ограничений), "игры с языком" (несоответствие смыслов в заголовке и в самом тексте интервью). В основном журналисты берут интервью у представителей шоу-бизнеса, культуры, реже - политиков. Например, интервью, взятое у Анжелики Агурбаш. Заголовок: Только у нас! "Анжелика Агурбаш: мой бывший муж - извращенец!". В тексте читаем:

- Что же заставило вас уйти от мужа?

- Он всем рассказывал, что я сбежала от него к другому мужчине. <...>Агурбаш закрывал мои счета и блокировал банковские карточки, отнимал водителя, машину, приказывая ехать на троллейбусе. <...>Но самое страшное, что в период агрессии он применял физическую силу...

- В интимной жизни супруг тоже вас унижал?

- Скажем так: у человека в плане секса серьезные проблемы...

- Анжелика, у вас за плечами два официальных брака и один гражданский. Почему ни с кем не удалось сохранить семью?

- Все думают, что я гоняюсь за олигархами. Но <...> я не терплю предательств и измен, поэтому не стала жить с этими мужчинами. ("ЭГ", 2013. № 13 (946)).

Таким образом, в интервью Агурбаш, ничто не указывает на то, что ее муж - извращенец. Эпатажный заголовок в данном случае дан только для того, чтобы привлечь внимание читателя.

Обозрение имеет универсальную форму, при этом оно демонстрирует панорам-ность изображения, которое достигается тем, что "журналист предлагает, с одной стороны, максимально широкий охват действительности, а с другой - различную глубину изображение: крупный план, средний, общий" [10]. Например, материал в "КП" о плюсах и минусах законного перехода России на круглогодичное летнее время: "Кабы не было зимы, а все время лето". "Россияне сейчас

живут в летнем времени. Разбираемся, удобно ли это.". Журналист указывает на экспертные мнения сомнолога, климатологов, специалиста по хроно-медицине и др., опрос россиян в связи с переходом на летнее время, экономическую сводку по результатам перехода, прослеживает, как менялось сезонное время и часовые зоны России; дает максимально развернутый взгляд на рассматриваемую проблему, а также приводит точку зрения оппонента, кандидата географических наук, доцента МГУ Андрея Панина, что дает возможность читателю самому взвесить все "за" и "против" ("КП". 2013. 14-т(26057-т)).

Статья - "публикация, анализирующая некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать иди устранить данную ситуацию, процесс или явление" [5]. В "желтой" прессе значительно отличается сам характер информации в статье, что проявляется в том, что изменились акценты в информировании - с общественных интересов на интересы частные, личные. Читателя уже не пытаются увлечь абстрактными идеями, а просто объясняют, как ведут себя герои статей в окружающем их социуме. Статьи в "желтой" прессе опять-таки концентрируются на освещении личной жизни известных персон, скандалах, слухах, сплетнях, моде, психологии, теме взаимоотношения полов (секс и все, что с ним связано), криминальных новостях со всеми ужасающими подробностями, магии, различных аномальных явлениях и т.д. Ученые утверждают, что "в эпоху настоящей вакханалии суеверий, дешевой мистики и околонаучных фантазий массовые газеты стали отдавать предпочтение статьям, посвященным предсказаниям, откровениям экстрасенсов, инопланетянам, призракам, монстрам, порожденным больной фантазией" [11]. Так, на страницах "желтой" прессы мы находим немало статей соответствующей тематики. Например, "Летающая тарелка над Колымой". Евгений Литвинов считает, что страны НАТО неохотно рассекречивают архивы НЛО ("СИ". 2012. № 6).

Заметка - активная часть текстов "желтой" прессы. Заметка, - по определению А.А. Тертычного, - это "сигнализирование" о существовании (или отсутствии), основных

чертах какого-то явления, события, человека, проблемы [5]. Характерный тип заметок для "желтой" прессы, - это заметки светской хроники, скандалы, сенсации и т.д. Например, заметка "Света из Иваново удивила синяком": "Ведущую программы "Луч света" Светлану Курицыну корреспонденты "ЖГ" встретили в одном из московских бассейнов в минувшие выходные.<...> Посетители бассейна не могли скрыть удивления: на ноге Светы красовался огромный синяк". В самой заметке приводятся догадки корреспондентов о причине происхождения гематомы, так как ее обладательница отказалась это объяснять ("ЖГ". 2013. № 12). "Желтая" пресса часто заимствует заметки в сети Интернет. Главное отличие сети Интернет от других коммуникативных сегментов состоит в том, что сеть обеспечила переход от новостей из сферы развлечений, поданных как новости, к новостям, поданным как развлечения. Именно на это ориентируется и "желтая" пресса. Нередко вместо фамилии автора стоит - "подготовил", "по материалам", "из Интернета". Например, в заметке "Вера Брежнева купила дом за 79 миллионов рублей" журналистка ссылается на свой источник информации: "Сайт Шр://посиделки.рф сообщает, что цена дома составляет 2 500 000 долларов, или 79 млн. рублей. В доме есть все, что душе угодно" ("КП", 2013, 16-т(26065-т)). В "КП" в подрубрике "Увидено в интернете": "Внутри МКАД жизни нет? Художник Владимир Манюхин, чьи работы бьют рекорды по популярности в интернете, пытается представить, как будет выглядеть столица после конца света" ("КП". 2013. 15-т(26061-т)).

Слухи. "Желтая" пресса включена в информационный поток, тот, который существует преимущественно в устном виде и представлен, по классификации В.И. Конькова, такими разновидностями устных текстов, как слух, сплетня, толки, разговоры, байки, анекдоты [12]. Издание, специализирующееся на циркулировании сплетен и слухов, прежде всего, удовлетворяет психологические потребности масс. Анализ слухов часто дается под специальной рубрикой (например, "В лаборатории слуха"). Как пишет Д.В. Ольшанский, появление и активная циркуляция слухов и сплетен являются особой, информационной формой массового поведения и формирования психологии масс [13]. В "желтой" прессе можно выделить четыре типа слухов:

- слух-желание, отражающий сильное эмоциональное желание публики, связанное с каким-либо событием. Например, "О ком говорят мужчины. Портрет идеальной женщины". Журналист уверяет: "Теперь не время узких бедер, друзья!...700 из тысячи опрошенных немецкими социологами мужчин, признались в склонности к полным красавицам - более добрым и чувственным. Этот выбор ученые объяснили суровой экономической обстановкой в мире. ... Банки лопаются, страны банкротятся. Волнуются мужики. Ищут мягкого, женского. Так что диеты отложим до лучших времен" ("КП". 2013. 14-т(26057-т)).

- слух-пугало, возникающий, как правило, в период сильного социального напряжения: "Версия: мистическая тайна страшного наводнения в Крымске связана с миром мертвых. Проклятие богини мщения" ("Ж". 2012. № 29)

- слухи-агрессия, направленные на конкретное стимулирование агрессивного состояния. Например, в одной из публикаций "КП": "Борис Березовский заложил бомбу под деньги миллиардеров и чиновников" при попытке расследования причин гибели олигарха журналист подводит к проблеме: "Мировой финансовый кризис обостряется. Проблема в том, что в мире слишком много денег. Решить проблему для начала попытаются уменьшением денежной массы путем конфискации... ситуация накаляется" - акцент на финансовом кризисе и беспорядке в финансовой сфере страны подогревает интерес читателя к изданию в целом, освещающему столь насущные вопросы и, в некотором смысле, объясняет финансовые проблемы более низших социальных уровней населения финансовыми играми международного масштаба ("КП". 2013. 14-т(26057-т)).

- нелепые слухи, главным в них является подчеркнутая нелепость происходящего: "Американка ест автопокрышки" ...мне нравится их химический привкус - это настоящий шок для моих вкусовых рецепторов! ("ЖГ". 2013. № 12)

Жанр - история. Журналисты "желтых" текстов обыгрывают одни и те же архетипы-сюжеты и архетипы-образы. Образ "звезды", преступника, жертвы, победителя. Не случайно в конце 90-х годов этот жанр становится одним из самых популярных (выросший из забытого фельетона): истории любви, истории громких скандалов и преступлений,

истории обыкновенных людей, жизнь скандально известных людей. Например: «Юта: "я подружилась со всеми женщинами мужа"» ("СИ". 2013. № 7), "Домогаров хочет жениться на Калманович" ("ЭГ". 2013. № 13(946)).

Принцип построения love-story схож с криминальными историями. В принципе, любовная история представляет собой художественный очерк о жизни известной скандальной личности, причем основной упор автор делает на психологических переживаниях своих героев, драматизме ситуации, сюжетных коллизиях, спекулирует именами известных людей, чем и привлекает читателя. Например, "Семейные тайны Станислава Любшина". <...> "Народный артист развелся с женой, с которой прожил 44 года, вырастил двоих детей и женился на юной корреспондентке Ире Корнеевой... После инсульта Любшин ходит, опираясь на трость. Но главной надеждой и опорой артиста остается супруга Ирина, которая моложе его на 40 лет" ("ЭГ". 2013. № 13(946)).

Мистификация (гр. mystes - посвященный в тайну, знающий таинства + лат. facere - делать) - 1) приписывание какому-л. предмету сверхъестественных свойств; 2) намеренное введение кого-л. в заблуждение, завуалированный выдумками обман [14]. В погоне за сенсациями и скандалами "желтая" пресса часто печатает непроверенные, а зачастую и явно мистифицированные факты, что не снижает доверия аудитории к таким изданиям, почти не влияет на их тираж. Именно установка на искажение смысловых акцентов в сфере жанров приводит к появлению в "желтой" прессе такого жанра, как мистификация. Например: "Проклятие "Мастера и Маргариты": После съемок сериала умерли уже 17 человек". Журналист связывает смерть актеров с их участием в знаменитом сериале "Мастер и Маргарита", называя этот парадокс "булгаковским" проклятием, хотя со времени съемок прошло уже более 7 лет. И здесь мы видим типичное для "желтой" прессы приписывание сверхъестественного обычным жизненным ситуациям. В действительности, время течет, все меняется, кто-то уходит из жизни, что является вполне закономерным процессом. Мистификация в данном случае призвана повысить интерес читателя к изданию и призвать к дискуссии: "Что вы думаете об этом? Дискуссия на сайте kp.ru/3413" ("КП". 2013. 16-т(26065-т)).

Анекдот - жанр устного творчества, изучение которого актуально. Оставаясь сейчас в центре внимания исследователей, он, тем не менее, не получил четкого жанрового определения. В.В. Химик определяет анекдот следующим образом: "Анекдот - это текст. Но текст необычный, существующий в двух формах: в первичной и основной устной форме, а также во вторичной и условной письменной. Анекдот в первичной устной форме - это один из жанров городского фольклора <...> Анекдот во вторичной, условной форме - это его различные письменные фиксации записи" [15]. В "желтой" прессе XXI в., которая изобилует эротикой, скандалами, чревовещаниями колдунов и магов, нет места ни для сатиры, ни для юмора, ни для фельетона. Остался лишь анекдот, причем очень пошлого тона. Действительно, анекдот стал не только жанром, представленным в отдельной рубрике многих "желтых" изданий ("СИ", "ЖГ", "ЭГ" и др.), но и жанробразуюшим признаком различных публикаций.

А.Ф. Белоусов выделяет несколько жанровых признаков анекдота, которые, на наш взгляд, делают его особенно притягательным для "желтой" прессы. Исследователь справедливо считает, что "к анекдоту принято относиться как к новости, что соответствует важнейшей особенности жанра, изначально ориентировавшегося на новизну, - лишь новое и неожиданное вызывает смех; анекдот освобождает не только из-под гнета идеологии, но и от бремени культуры" [16].

Анализ анекдота в "желтом" тексте показывает, что он становится очень бытовым, очень скучным и примитивым. Например, "Начальник хвалит красивую секретаршу-блондинку: - Молодец, всего две ошибки! -Спасибо! - Теперь пиши второе слово!" ("ЭГ". 2012. № 29). Анекдот в "желтой" прессе нередко может представлять собой невероятное реальное происшествие, в котором обязательно присутствуют "речевые маски" и которые, с одной стороны, тяготеют к театральности, а с другой, - к фольклору. Например, как правило, анекдот - это некоторое, короткое высказывание от реального лица, например, в подрубрике "Улыбнись!" "Желтой газеты" "Самые веселые фразы артистов": Лариса Гузеева, актриса, ведущая программы "Давай поженимся": У брака есть две функции: можно войти, а можно выйти!; У тебя ноги уже кончились, а платье еще не началось!;

Елена Малышева, ведущая программы "Жить здорово": Германшаич, идите сюда! Сейчас мы с вами совершим зачатие в пробирке!; А начать программу сегодня мы хотим с рубрики, которую очень любим. "Нормальный ли я?" ("ЖГ". 2013. № 2). Таким образом, анекдот на страницах "желтой" прессы способствует формированию информационного потока, ориентированного на устную культуру. Жанровая уникальность публикаций "желтой" прессы, основанных на традициях анекдота, заключается также в том, что они предназначены для последующего устного воспроизведения.

Светская хроника на страницах "желтой" прессы встречается часто. Например, светская хроника в "ЭГ" в обособленной рубрике "Звездная пыль": "Бибер пойдет под суд"; "Мэл Си рассталась с бойфрендом"; "Lady Gaga идет своим путем с голой попой" (там же). "Желтая газета" пестрит публикациями такого типа: "Волочкова обвинила Вдовина в жлобстве и отсутствии секса", "Семью Седоковой разбила подруга" и т.п. ("ЖГ". 2013. № 2).

Кроссворды и гороскопы. На страницах любой "желтой" газеты, находим рубрики: "Игры разума", "Гимнастика для ума", "Свободное время" и др.. В такие рубрики, как правило, входят различные сканворды, кроссворды, фотоприколы, судоку, анекдоты.

Лотереи. В рубрике "Столото" газеты "МК" регулярно публикуются результаты лотерей Гослото, Русское лото, Моментальная лотерея и проч. "Найди себя среди победителей!" ("МК. РРЕ". 2013. 15).

Рецепты в помощь домохозяйкам занимают высокий процент публикаций, например: "Досуг: приятного аппетита!" подзаголовок "Накрываем на стол: закуски и салаты" ("МС". 2012. № 12).

Надо отметить, что в "желтой" прессе мы также часто видим обратную связь с читателями посредством рубрик знакомства, откровение, письма читателей, вопрос в редакцию и т.п. Такая подача материала характерна, к примеру, для газеты "СИ": рубрики "Письмо номера", "Клуб знакомств" ("СИ". 2013. № 7). "ЭГ" имеет постоянную рубрику "Сваха". Пишите и мы поможем вам найти свою судьбу! Будущее по звездам от австралийского астролога Аделаиды. Гороскоп. ("ЭГ". 2012. № 29). Для ответа на письма читателей зачастую издания прибегают к помощи какого-

либо авторитета, специалиста определенного профиля: "На вопросы читателей отвечает кандидат медицинских наук Валерий Петровский" ("КП". 2011. № 35-т(25746-т)). Здравствуй, Вика! Психолог Вика Дружинина отвечает на письма читателей и комментирует реальные любовные истории: Как выбраться из болота?; Он не выходит на связь. ("ЭГ". 2013. № 13). Также обратная связь репрезен-туется рубрикой "Ищу тебя": "Разыскиваю однокурсников - Сережу Костенко, Валю Муравьеву". Каждый четверг мы публикуем ваши письма и фото близких для вас людей. ("КП". 2013. 15-т(26061-т)).

Таким образом, анализ материалом "желтой" прессы показал, что этот вид издания, как и вся журналистика, в ходе своего развития претерпевает определенные изменения. Достаточно отчетливо они проявляются в ее жанрах. "Желтая" пресса имеет весьма существенное жанровое своеобразие. Наряду с классическими жанрами (интервью, статья, заметка, обозрение), которые претерпевают в "желтой" прессе серьезные содержательные и структурные изменения, появляются абсолютно новые жанровые образования такие, как: слухи, сплетни, мистификации, истории, письма читателей, светские хроники, гороскопы, анекдоты и др. Малоизученность жанровой специфики "желтого" текста и востребованность "желтой" прессы обуславливают дальнейшее изучение данной проблемы. Для лучшего понимания функционирования приемов и методов "желтой" прессы требуется детальное изучение лексических особенностей, стилеобразующих черт, специфики информационного потока "желтой" прессы как важной составляющей инфосферы современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. См., например: Коньков В.И. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 14-19; Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. 290 с.; Монастырская А.А. Таблоидная пресса в России (1999-2000). Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003. 190 с.; Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 2000. 310 с. [Электронный ресурс]. URL: http ://evartist. narod. ru/text2/01.htm.

2. Дроняева Г.С. Информационный подстиль//Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: МГУ, 2003. С. 290-318.

3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука. 2003. 696 с. С. 423.

4. Кайда Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция / Язык современной публицистики: сб. статей / Под ред. Г.Я. Солга-ника. М.: Флинта: Наука, 2005. С. 58-66.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати...

6. Григорьева О.Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003. 170 с.

7. Тертычный А.А. Жанровая структура современной российской прессы // Ученые записки УРАО. Вып. 2 "Журналистика". М.: УРАО, 2003. С. 150.

8. Солганик Г.Я. О закономерностях развития языка газеты в ХХ веке // Вестник Московского университета. Сер. 10 Журналистика. 2002. № 2. С. 39-53.

9. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

10. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание 2001. С. 158.

11. Голубков С.А. Жанры-фавориты и жанры-маргиналы в современных СМИ // Жанровая стратегия современных российских масс-медиа: Тез. III Всерос. науч.-практ. конф. (г. Самара, 19-20 марта 2008 г.). Самара.: СамГу. 2009. С. 25.

12. Коньков В.И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблем дискурса): сб. науч. тр. / Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 38-45.

13. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер. 2001. 368 с. С. 276.

14. Словарь иностранных слов: [Более 4500 слов и выражений] / Н.Г. Комлев. М.: ЭКСМО, 2006. 670 с.

15. Химик В.В. Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры // Анекдот как феномен культуры: Мат-лы круглого стола (г. Санкт-Петербург, 16 ноября 2002 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 17-31.

16. Белоусов А.Ф. Современный анекдот // Современный городской фольклор. М.: РГТУ, 2003. С. 581-599.

СОКРАЩЕНИЯ:

ЭГ - "Экспресс газета" СИ - "Спид-инфо" ЖГ - "Желтая газета" КП - "Комсомольская правда" Ж - "Жизнь"

МК - "Московский комсомолец" МС - "Моя семья"

20 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.