Litera
Правильная ссылка на статью:
Набигулаева М.Н. Жанр интервью в творчестве Расула Гамзатова // Litera. 2024. № 10. DOI: 10.25136/24091.2024.10.69409 EDN: EICCPG URL: https://nbpublish.com'library_read_article.ptp?id=69409
Жанр интервью в творчестве Расула Гамзатова
Набигулаева Маржанат Набигулаевна
кандидат филологических наук научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы 367000, Россия, республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М Гаджиева, Ы°45
Статья из рубрики "Журналистика"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.10.69409
EDN:
EICCPG
Дата направления статьи в редакцию:
22-12-2023
Аннотация: Широкому кругу читателей Р. Гамзатов известен как талантливый и популярный поэт. Однако помимо огромного пласта поэзии в его многожанровом творчестве представлена и другая немаловажная сторона его деятельности -публицистика. Объектом исследования стал один из распространенных ее жанров в творчестве поэта - интервью. Предметом исследования является изучение текстов интервью поэта, главных тем и мотивов его бесед с журналистами и корреспондентами. В статье рассмотрены такие злободневные темы, как вопросы и задачи развития литературы (дагестанской, советской, мировой), а также социально-экономические и политические реалии жизни народа. Особое внимание уделяется выявлению отношения поэта, его взглядов, мнений на происходящие литературные и общественно-политические события в Дагестане и России. Посредством филологического и описательного методов анализа выявлены жанровые разновидности интервью в творчестве Р. Гамзатова, их формы и виды: устные (по телефону, радио и телеинтервью) и письменные, данные печатным изданиям (беседы, интервью-сообщения, анкеты, пресс-конференции, круглый стол). Основной пласт материалов составляют традиционные интервью в виде бесед с журналистами, корреспондентами. На основе исследования нами сделаны выводы, что данный жанр имеет широкий дипазон в
творчестве Р. Гамзатова, обладает разными видами и формами, представляет собой ценный материал для исследователей в плане всестороннего изучения его творчества, выявления взглядов и мнений на актуальные проблемы времени, общественные, литературные события, а также располагает сведениями о жизни и творчестве поэта, его взаимоотношений с коллегами, друзьями, родными. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что изучение темы проливает свет на неизвестные стороны литературной и общественной деятельности поэта. Научная новизна заключается в том, жанр интервью в творчестве Р. Гамзатова практически не изучен, он впервые вводится нами в научный оборот, исследователи обходили своим вниманием эту сторону его творчества ввиду ее несистематизированности. Между тем данный вид деятельности располагает значительным количеством текстов, опубликованных в дагестанской, российской и зарубежной печати на разных языках по всему миру.
Ключевые слова:
литература, развитие, задачи, интервью, тема, экономика, упадок, размышления, призыв, мнение
Интервью поэта является важным источником изучения его жизни и творчества, где отражены вопросы и темы, мало затронутые в других сферах его деятельности. Благодаря открытой и откровенной манере беседы с журналистами интервью способствует максимальному приближению к его образу и раскрытию его личности с малоизвестных сторон. Применительно к творчеству Р. Гамзатова правильнее будет использовать термин «литературное интервью», так как беседа происходит с литератором, известным общественным деятелем, играющим важную роль в литературной жизни общества.
Этот вид деятельности поэта располагает значительным количеством текстов, опубликованных в дагестанской, российской и зарубежной печати на разных языках
мира. В немногих сборниках собрана лишь некоторая часть интервью Р. Гамзатова [1, 2 3, 4, 51.
Литературные интервью затрагивают широкий спектр вопросов и тем: от выяснения мнения по рядовому поводу (о творческих планах, его вкусах и предпочтениях, пожеланиях читателям) до остросоциальных, политических и литературных. В них освещены проблемы родных языков, вопросы развития литературы, ее преемственности, политические и социальные реалии общества, они рассказывают о путешествиях поэта по стране и за рубеж (Куба, Болгария, Индия, Турция, Армения, Германия), его наблюдениях и впечатлениях о социальной, общественно-политической ситуации в стране, в особенности о перестроечных преобразованиях, актуализировавшихся со второй половины 1980-х годов. С этого же времени все чаще встречается тема коллективной безопасности во всем мире, недопущении «холодной войны», отказ от создания военных блоков, ядерного оружия. Основная мысль разговора Гамзатова сводится к мотивам единства страны, братства и дружбы между народами, расширения литературных и человеческих связей между ними, установления и защиты мира.
В своих интервью Р. Гамзатов демонстрирует глубокие знания по истории, прошлом и настоящем и персоналиях не только дагестанской, советской, но и зарубежной литературы. Будучи всемирно известным поэтом, общественным деятелем, Гамзатов часто представлял нашу страну на мировых трибунах, знакомясь с культурой и
традициями ближних и дальних стран, он живо интересовался развитием их словесной культуры. Он был знаком с произведениями иностранных авторов, высоко ценил их талант и творческое наследие. В частности, проявлял интерес к персидской литературе, демонстрируя хорошее знание творчества ее классиков: Саади, Хафиза Ширази, Омара Хайяма.
Интервью Р. Гамзатова - это не просто вопросно-ответная форма беседы или обмен мнениями с целью получения у него каких-то сведений, а живой и интересный разговор, в котором поэт рассуждает, советует, разъясняет, анализирует, критикует, хвалит, шутит, иронизирует. Часто в одном интервью сочетаются речевые жанры разного типа, такие как воспоминания, случаи, комментарии, сообщения, относящиеся как к событиям литературного и общественного процесса, так и творческим и личным взаимоотношениям с коллегами, родными, друзьями (Г. Цадаса, А. Гапуров, С. Маршак, М. Исаковский, А. Фадеев, А. Твардовский, Марк Бернес, Муслим Магомаев, Полад Бюль-бюль Оглы, М. Кажлаев, А. Цурмилов, О. Фельцман, Ян Френкель и др.). Обращение к их образу и именам - это форма выражения своего почтительного отношения к ним, встреча и знакомство с которыми сыграли важную роль в его творческом и личностном становлении. Отдавая дань уважения им, он выражает свою безграничную благодарность, хранит добрую память, с пиететом и гордостью отзывается о них: «... учителями и критиками для меня были Абуталиб, Исаковский, Маршак, Твардовский. Нет не были - остались на всю жизнь и никогда не забуду слова, сказанные мне в пору «новаторства» Гамзатом Цадаса, моим отцом: «Для поэта найти свой стиль и найти себя - это и значит быть поэтом». Я всегда чувствую присутствие всех этих дорогих мне людей, стараюсь судить себя и свою поэзию их строго дружеским отношением. К Твардовскому, особенно в последние годы, я всегда мысленно обращаюсь как к
бессонной совести поэзии», - признается Р. Гамзатов в одном из интервью [8, с- 10].
Подобные сообщения выполняют познавательную, информативную функцию, благодаря чему читатель узнает детали историй знакомства и творческих взаимоотношений Р. Гамзатова с известными и популярными певцами, композиторами, поэтами и писателями. Р. Гамзатов с теплотой и любовью вспоминает о каждом, кто был для него нравственным ориентиром, примером, образцом в жизни и творчестве. Образные характеристики Р. Гамзатова в адрес друзей и коллег придают особую эмоциональность и тональность беседам, делая их более привлекательными и интересными для читателя.
Большой интерес представляют интервью, рассказывающие о поездках Р. Гамзатова в дальние страны, где он встречался с руководителями государств, политическими и общественными деятелями, представителями культуры, литературы и искусства. Это были и короткие, и длительные поездки, носившие как частный, так и общественно-политический характер. В одних странах он бывал с миссиями от имени и по поручению советских руководителей, в других - по заданию редакций периодических изданий, в третьих - от лица многих комитетов по защите мира и писательских союзов для вручения премий и наград, в четвертых - принимал участие в различных мероприятиях (выставках, юбилеях, встречах с читателями, земляками, творческих вечерах и т.д.).
В этих интервью представлены ситуации приезда и пребывания в той или иной стране (Италия, Германия, Болгария, Венгрия, Польша, Индия, Турция, Армения, Азербайджан и др.), описание места, встреч, подробный рассказ об увиденном и услышанном, о том, что его впечатлило, вызвало положительные или наоборот негативные эмоции, и непременная линия подобных разговоров - реплики и сообщения об общественной, политической и культурной обстановке. К примеру, в Италии незабываемой для поэта
стала встреча с талантливым итальянским скульптором Джакомо Манцу, в Венгрии - с поэтом и писателем Анталом Гидашем, в Польше с соотечественниками, земляками-дагестанцами, проходившими там службу, в частности, с его другом генералом Магомедом Танкаевым, в Индии с премьер-министром Индирой Ганди. Подобные встречи помимо установления личных контактов способствовали укреплению и развитию литературных, культурных и политических связей между Советским Союзом и другими странами.
Наиболее развернутым и информативным является интервью «Поездка: Махачкала -Гавана», представляющий собой своеобразный подробный отчет Р. Гамзатова о его пребывании на Кубе, состоявшемся в мае 1962 года, спустя пару лет после победы кубинской революции (1953-1959) во главе с Фиделем Кастро. Этот разговор отличается от традиционного интервью, в котором интервьюер и интервьюируемый являются равноправными участниками беседы, в которых присутствует диалог в вопросно-ответной форме, происходит обмен мнениями между собеседниками. В данном случае перед нами интервью-монолог, представляющий собой ответы Р. Гамзатова на вопросы, заданные журналистом в начале беседы. Далее следует цельный и подробный рассказ поэта о его пребывании на Острове Свободы. Здесь наиболее активно и главным информатором выступает респондент, то есть Р. Гамзатов, а корреспондент остается отстраненным и занимает позицию слушателя, лишь одной-двумя фразами направляя тему и предмет беседы.
Р. Гамзатов подробно рассказывает о своем путешествии по Кубе, длившемся месяц с лишним. За это время он объездил весь остров, побывал в городах и поселках, встречался с рабочими, военными, художниками, литераторами и политиками. Его монолог строится на двух ярких впечатлениях от путешествия: первое - экономические и социальные преобразования (права и свободы граждан, строительство школ, создание рабочих мест) и второе - фигура руководителя Кубы Фиделя Кастро, с которым ему повезло познакомиться, встретиться и даже побеседовать лично. Сначала в первые дни приезда на первомайской демонстрации в Гаване в присутствии множества людей, во второй раз в более узком кругу в Президентском дворце, куда он был приглашен на встречу с ним. Р. Гамзатов не дает конкретных внешних или внутренних портретных характеристик своего визави, но из содержания интервью можно составить сложившееся у поэта мнение о своем собеседнике, как об умном, образованном, патриотичном, мужественном, целеустремленном лидере, государственном деятеле с дипломатическими качествами.
Особый интерес представляют интервью, затрагивающие непосредственно вопросы развития литературного процесса: дагестанского, в частности аварского, а также советского, российского и мирового. Объектом и предметом его размышлений стали развитие дагестанской литературы, ее прошлое, настоящее и будущее, традиции и новые тенденции, положительные и негативные явления, персоналии, труды, заслуживающие внимания. Говоря о достижениях дагестанской литературы Р. Гамзатов апеллирует к именам талантливых мастеров слова, прославивших республику своими произведениями не только на пространстве Советского Союза, но и за его пределами (А. Абу-Бакар «Даргинские девушки», Фазу Алиева «Судьба» и др.). Им присущ позитивный эмоциональный тон, выражающий довольство поэта тем вниманием и интересом, которое проявляют советские и зарубежные читатели к дагестанской литературе, переводимой на многие языки мира (немецкий, английский, японский, болгарский, польский и др.) и благодаря чему приобретает более широкую известность и популярность.
В подобном эмоциональном тоне звучат интервью 1960-1970-х годов, в период, когда
дагестанская литература активно развивалась и достигла своего расцвета, достойно и ярко представляя себя на общесоюзной и мировой литературной арене. Во многих беседах этого периода («В портфеле - поэмы, романы, повести», «Перед Московским экзаменом», «Ищу пути к сердцам людей...», «Во имя глубокого смысла и мастерства») Р. Гамзатов с воодушевлением и гордостью констатирует развитие всех жанров литературы, романтического и реалистического направления, отмечая их высокий идейно-художественный уровень: «Сегодня, что нас радует в поэзии, прозе, драматургии, детской литературе, критике? Нас радует то, что она не нуждается ни в каких облегчениях и наставлениях. Сегодня лучшие произведения дагестанской литературы
обогащают советскую литературу и служат ее процветанию» [3, с' 1991. Большой вклад в это внесла, по его мнению, целая плеяда талантливых дагестанских поэтов и писателей: Ю. Хаппалаев, А. Аджаматов, А. Абу-Бакар, Ф. Алиева, Р. Рашидов, С. Рабаданов, Н Юсупов, М. Митаров, М. Сулиманов, А. Саидов, О.-Г. Шахтаманов и др.
Начиная со второй половины 1980-х годов риторика и тематика Гамзатовского интервью заметно меняется. Эмоциональный тон бесед становится критичным, а иногда и резким и прямолинейным. Это во многом связано со сложившейся общественно-политической и экономической ситуацией в стране и мире. В таких интервью как «Перед открытой дверью в третье тысячелетие», «Новое признание», «Большое видится издалека» и др. внимание поэта направлено прежде всего на социально-экономические и политические преобразования в стране (объявление перестройки, гласности, демократии, свободы слова). Не меньшее внимание акцентировано и на глобальные процессы в мире (экологические проблемы, ограничение ядерного оружия, сохранение мира, локальные войны, межнациональные розни, кровопролитные столкновения).
Новые общественно-политические реалии негативно отразились и на литературной жизни. В первую очередь это относится к художественным произведениям, уровень которых стал снижаться с каждым разом. Р. Гамзатов, не скрывая своего недовольства, открыто и правдиво говорит о существующих проблемах в литературе, в частности об отставании некогда развивавшихся таких ее жанров и аспектов, как драматургия, проза (романы, повести, рассказы), переводческая деятельность, литературная критика.
Р. Гамзатов сетует на то, что в дагестанской литературе отсутствуют достойные произведения, в ней стали превалировать пустословные, безыдейные и бессодержательные рассказы, повести, поэмы со слабо продуманным сюжетом, образами героев, стилем, бедным языком. Причин этому Р. Гамзатов видит несколько. Главные из них это безответственное и поверхностное отношение многих дагестанских авторов к своему делу, их поспешность, стремление в гонке за популярностью и известностью заявить о себе не качеством, а количеством изданных книг: «Многие писатели, не думая
о чистоте и красоте своего языка, пишут и пишут произведения» [7, с 71, - констатирует поэт, негативно оценивая состояние современной дагестанской литературы.
Подходя к оценке литературного процесса с нравственными, эстетическими, высокохудожественными критериями, Р. Гамзатов выступает с осуждением и резкой критикой в их адрес, напоминая им о главных принципах писателя, которым он должен следовать: «Настоящий писатель с чистой совестью относится к произведению. Но этого многим не хватает. Дагестанская литература должна быть в одном ряду со всей советской литературой. Хорошие произведения, как магнит железо, притягивают к себе читателей, они не залеживаются на полках библиотек, а сколько на прилавках магазинов под слоем многолетней пыли лежит множество книг. Есть писатели, стремящиеся за счет своего имени, наград печатать произведения. Давно пришло время
положить этому конец» [10, с- 255"1. Безапелляционный и категоричный тон писателя говорит о недопустимости подобного положения, взывает к ответственности и требовательности коллег и исходит из желания процветания дагестанской литературе и занять ею достойное место в системе советской, российской художественной словесности.
Несмотря на существование множества проблем в литературе Р. Гамзатов отмечает и положительные моменты в ее процессе на новом этапе. А именно - развитие документальной публицистики, повествующей главным образом о жизни и деятельности талантливых литераторов, деятелей культуры и искусства Дагестана, подвергшихся репрессиям, о которых раньше не принято было говорить и писать. Несмотря на сложное социально-экономическое время в литературу продолжают идти новые талантливые авторы, среди которых Р. Гамзатов выделяет Г. Галбацова, М. Гамзаева, М. Ахмедова, А. Кардаша, Б. Магомедова, Б. Кулунчакову, возлагает на них надежду, как на продолжателей национальных литературных традиций в будущем.
В интервью Р. Гамзатова представлена не только литературная, но и социальная и общественно-политическая тематика («Перед открытой дверью в третье тысячелетие», «Большое видится издалека», «Время жить время надеяться», «Язык языку не враг», «Мы сами себя должны понять», «Желаю здоровья хорошим людям», «А мы свалились в прошлое», «С возрастом человек умнеет, человечество - становится безрассудным» и др.). Она является важной составляющей многих его бесед, в которых главными предметами его размышлений, переживаний стали социальные и бытовые реалии народа в сложное перестроечное и постперестроечное время: коррупция, хищение, безработица, нищета, низкий уровень жизни и упадок духовности, опустение горных аулов из-за оттока горцев в города в поисках лучшей жизни. Разговор поэта о существующих и требующих решения проблемах сопровождается его негативной характеристикой морально-нравственного состояния общества, в котором такие понятия, как справедливость, гуманизм, милосердие потеряли свою значимость, царит жестокость, жажда наживы и стремление к материальным благам и ценностям. Вину за сложившуюся экономическую и общественно-политическую ситуацию автор возлагает на руководителей государства, чья неумелая антинародная политика и ошибочные решения привели могущественную и сильную страну к разрушению. Но более всего в этих условиях ранит поэта обесценивание человеческой жизни: «. при рыночной системе товар и продукты, хлеб и соль стали дороже, а человек - дешевле. Стало возможным покупать и продавать то, что раньше было запрещено: совесть, подвиг, талант, красоту, женщин, детей, поэзию, музыку, иногда родную землю. Причем с каждым годом цена жизни становится меньше, а цена вещей - больше» [2, с- 3], - с горечью в душе констатирует поэт обесценивание человека в условиях больших и малых социально-политических катаклизмов в стране. С тревогой наблюдая за всеми этими процессами, поэт все больше переживает за судьбу народа и страны, за их будущее. Пропагандируя единство и гармонию, поэт в беседах выдвигает идеи гуманности и человеколюбия, призывает к терпимости, милосердию, уважению, укреплению человеческих связей.
Разнообразие тем, затронутых Р. Гамзатовым в своих интервью, представляет большой интерес для читателя и исследователей. Так, к примеру высказывания о проблемах, с которыми сталкиваются писатели, в том числе и он сам в ходе литературного процесса, о наболевших общественных и социально-экономических вопросах, его воспоминания о коллегах, друзьях, образные реплики в их адрес, проливают свет на неизвестные стороны жизни и творчества поэта, его отношение к известным деятелям культуры, литературы и политики, позволяют проследить некоторые этапы развития литературы и
государства, свидетельствуют о широте интересов писателя. Они раскрывают черты характера, особенности личности Р. Гамзатова и читатель таким образом расширяет и пополняет свои знания о нем.
Язык, стиль бесед интервью поэта различаются в зависимости от эпохи, предмета разговора, его отношения к ним. Эмоциональный тон довольства или наоборот меняется от воодушевленного и радостного за успехи и достижения литературы до грустного и тревожного, полного переживаний и дум за судьбу народа, его бытовой и социальной жизни, за настоящее и будущее страны.
Содержанию интервью советского периода характерна политическая и идеологическая риторика, обусловленная задачами, директивами, указами Коммунистической партии, которые она ставила перед обществом. Беседам свойственны мотивы верности партии и следованию ее решениям и направлениям. А в постсоветский период в разговоре превалирует социальная проблематика, связанная с бытовыми и экономическими проблемами жизни большинства людей.
Литературное интервью в творчестве Р. Гамзатова занимают обширное и важное место, охватывают широкий спектр вопросов и имеют разнообразную тематику. Они различаются как по форме, в виде диалогов, монологов, анкетирования, так и по содержанию, неся информативный, проблемный и личностный характер. Чаще всего встречаются смешанные интервью, в которых наряду с заострением внимания на определенной проблеме, в беседе с журналистами раскрываются и личные черты характера Р. Гамзатова, его мнения, взгляды, вкусы и предпочтения.
Библиография
1. Гамзатов Р. Ищи свою тропу: статьи, интервью, беседы / сост. С.А. Ахмедова. Махачкала: Лотос, 2013.
2. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Конституция горца. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.
3. Гамзатов Р. Собр. соч. в 8 т. М.: Сов. писатель. Т. 8. 2003.
4. Даганов А. Раздающий людям радость. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.
5. Неизвестный Расул Гамзатов / сост. Ш. Дибиров. Махачкала: Типография ДНЦ РАН, 2009.
6. Гамзатов Р. Правота поэзии, могущество любви // Литературное обозрение. 1977. № 1. С. 8-12.
7. Гамзатов Р. Во имя глубокого смысла и мастерства // Даганов А. Раздающий людям радость. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. С. 197-203.
8. Гамзатов Р. Отвечая требованиям времени // Литературный Дагестан. 1989. № 2. С. 310.
9. Гамзатов Р. Армяне - мои старые друзья // Вольная Кубань. 2000. 10 февр. С. 3.
10. Бочарова Т. Г. Литературные интервью, как особый жанр медиадискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 10. С. 62-74.
11. Селютина, Е. А. Зарождение жанра литературного интервью на рубеже XIX- XX веков / Е. А. Селютина. - Текст: непосредственный // Филологический класс. - 2022. - Т. 27.
№ 4. - С. 76-87.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Жанр интервью в творчестве Расула Гамзатова», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду обращения автора к изучению особенностей творчества одного из видных прозаиков СССР и России Расула Гамзатова, а в частности к жанру интервью. Под данным жанром понимается «литературное интервью», так как беседа происходит с литератором, известным общественным деятелем, играющим важную роль в литературной жизни общества. Этот вид деятельности поэта располагает значительным количеством текстов, опубликованных в дагестанской, российской и зарубежной печати на разных языках мира.
Статья является новаторской, одной из первых в российской филологии, посвященной исследованию подобной проблематики. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. К сожалению, теоретические измышления не проиллюстрированы языковыми примерами, а также не представлены убедительные данные, полученные в ходе исследования.
Практическим материалом явились интервью, однако, автор не указывает совокупный объем отобранного корпуса и принципы его выделения.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Отметим, что заключение требует усиления, оно не отражает в полной мере задачи, поставленные автором и не содержит перспективы дальнейшего исследования в русле заявленной проблематики. Библиография статьи насчитывает 11 источников, среди которых представлены работы исключительно на русском языке. Считаем, что обращение к зарубежным источникам по смежной тематике, несомненно, обогатило бы рецензируемую работу. Кроме того, научных источников всего 2, что явно, недостаточно для проведения исследования.
Отметим, что в статье нарушен общепринятый порядок алфавитного выстраивания источников согласно ГОСТа. Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по теории литературы, а также курсов по междисциплинарным исследованиям, посвящённым связи языка и общества. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Жанр интервью в творчестве Расула Гамзатова» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.