Научная статья на тему 'Публицистика Р. Гамзатова'

Публицистика Р. Гамзатова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1461
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / ЭССЕ / ОЧЕРК / ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкесова П. С.

в статье рассматривается проблема особенностей публицистики Расула Гамзатова в контексте жанрового своеобразия его творчества; сравнивается художественное своеобразие литературно критических статей, эссе и очерков поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Публицистика Р. Гамзатова»

Черкесова П.С., к.фил.н.

ДГПУ

ПУБЛИЦИСТИКА Р. ГАМЗАТОВА

Аннотация: в статье рассматривается проблема особенностей

публицистики Расула Гамзатова в контексте жанрового своеобразия его творчества; сравнивается художественное своеобразие литературно -критических статей, эссе и очерков поэта.

Ключевые слова: публицистическая поэзия, эссе, очерк, проблемы искусства и свободы личности, духовность.

Summary: in article the problem of features of journalism of Rasoul Gamzatov in a context of a genre originality of his creativity is considered; the art originality literaturno - critiques, the essay and sketches of the poet is compared.

Keywords: publicistic poetry, essay, sketch, art and personal freedom problems, spirituality.

Публицистика является неотъемлемой составной частью творческого наследия Расула Гамзатова. Как к жанру художественной литературы он обращается к ней в пятидесятые годы двадцатого века и на протяжении всего творческого пути активно и последовательно работает в этой области. Публицистика как род литературы и журналистики, рассматривающая актуальные политические, литературные, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение, год от года стала занимать все большее место в его творческой практике. Предмет публицистики - вся современная жизнь, частная и общественная. Камиль Султанов пишет: «Поэт, живущий интересами своего времени, разделяющий радость и печали людей, чувствующий себя представителем народа, не может не быть публицистом»[2: 74].

Весь седьмой том восьмого собрания сочинений поэта «Публицистика. Статьи. Эссе» занимают публицистические произведения и малые жанры прозы, близкие к ней. Из 42-х работ, вошедших в книгу, шесть представляют собой развернутые творческие портреты известных мастеров слова: Батырая, Махмуда из Кахаб-Росо, Абуталиба Гафурова, Эффенди Капиева, Халимат Байрамуковой, Омара Хайяма. Двенадцать произведений по жанровым признакам относятся к эссеистике, а подавляющее большинство представлено 24 произведениями с ярко выраженной публицистической направленностью. По существу, седьмой том

вобрал в себя собранный и систематизированный в предыдущих сборниках произведений материал определенной тематики и направленности.

Чем объяснить такой интерес поэта к публицистике? В первую очередь особенностями его творческого облика и общественной деятельностью. В статьях, выступлениях, речах поэта содержатся мысли, актуальные для современной эпохи и общества. Поэт стремится выразить их без прикрас, правдиво и прямо, что является одной из характерных качеств публицистики как литературного жанра.

Поэзия и проза Расула Г амзатова, в особенности «Мой Дагестан», пронизаны и насыщены публицистичностью. Читая его произведения в последовательном хронологическом порядке, можно убедиться, что некоторые идеи и мысли, выраженные в поэзии, повторяются в прозе, а потом и в публицистике, и даже в словесном оформлении выражены однотипно. Возникает впечатление преднамеренности, которая служит цели сосредоточить внимание читателя на актуальных проблемах непреходящего значения. Публицистика не допускает недомыслия, требует конкретного выражения и однозначности мыслей.

Гамзатов в своем творчестве широко использует формы, характерные для публицистики: статьи, послания, открытые письма, речи, выступления, доклады, полемические заметки.

Внешний и внутренний мир идей, ценностей, концепций, символов, в которых существует писатель, не может не оказать значительного влияния на каждое произведение, в особенности публицистическое. Поэзия - выражение духа Гамзатов, предмет его преклонения, почитания, сфера активной деятельности. Не случайно сборники публицистических и литературно-критических статей и эссе названы «Верность таланту». Речь в них идет о вопросах, связанных с эстетикой и этикой художественного творчества: таланте и его природе, искусстве и его роли в общественной жизни, мастерстве писателя, национальном своеобразии литературы, преемственности в ее развитии, проблеме традиций и новаторства, взаимодействии художественных культур разных эпох и разных народов, художественном переводе и т.д.

Идеология и ценности современной эпохи, их понимание и толкование нашли отражение в его публицистике. И здесь необходимо отметить, что Расул Гамзатов выступает в первую очередь как представитель многонациональной литературы России, призванный защитить ее от влияния чуждой идеологии и взглядов. Расцвет его творчества пришелся на самые напряженные годы холодной войны, время острейшего противостояния между социалистической и капиталистической идеологиями.

Гамзатов - эссеист характеризуется динамичностью, он не просто пассивно анализирует свои чувства, а постоянно развивается, переживает, действует. Достаточно прочитать даже названия статей, чтобы понять их идейную и

тематическую направленность, цельность, последовательность:

«Гражданственность художественного творчества», «Истоки нашей жизни -крылья нашего полета», «Не изменять своему таланту», «Навстречу современности», «Мы, писатели, за всю державу в ответе», «Творите для народа», «Великие чувства», «И снова дорога», «Зов белых журавлей», «Песни одного народа не мешают песням другого», «Мы - ветви материнского дерева» и т.д. Поскольку основной темой статей является искусство, они насыщены эмоциональностью и образностью и представляют собой художественные произведения.

Характерными качествами публицистики Г амзатова являются философичность идей и мыслей, их художественное выражение. Публицистическая поэзия - стихотворные произведения, откликающиеся на актуальные вопросы общественно-политической жизни. [2: 228].Расул Гамзатов работал в области не только поэзии, но и прозы, драматургии, литературоведения и критики, киносценаристики. Естественно, во всех этих сферах он обращается к проблемам общественно-политической важности и значимости.

Также, как и в «Моем Дагестане», в публицистике Гамзатов связывает свое жизненное и творческое восхождение с малой родиной - аулом Цада. Здесь истоки его жизни и поэзии. Он, уроженец маленького горного селения, становится гражданином Аварии, Дагестана, России, Советского Союза. Соответственно этому расширяются и горизонты его творчества. Подобным же образом расширяется территория бытования и функционирования его поэзии, но свое «родниковое» начало она сохраняет навсегда. Поэт говорит, что его творческая личность, сформированная в ауле, сохранила «колыбельное начало, запахи, краски родной земли». Исходя из этого утверждения, он истолковывает национальное своеобразие литературы, ее интернациональный пафос и другие качества.

Становление таланта Гамзатова происходило и в процессе усвоения опыта развития художественной культуры прошлого и настоящего. Эта проблема является одной из главных в его творчестве, так как на своем опыте Расул Гамзатов убедился, насколько могут быть плодотворны творческие контакты и взаимопроникновение культур: «В детстве я жил жизнью маленького своего аула, в юности узнал жизнь народов Дагестана, а в зрелом возрасте мне открылся мир всей нашей земли. В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствовал себя представителем того края, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя полномочным посланником моего Дагестана. Но в Дагестан я возвращаюсь как уполномоченный посланник общечеловеческой культуры» [5: 113].

Одной из главных проблем, становившихся темой форумов, съездов, конференций, встреч художников различных стран мира, является проблема свободы творчества. Вокруг нее всегда накалялись страсти, происходила полемика,

столкновение противоположных взглядов и позиций. Данная проблема возникла не в двадцатом веке. Вопрос свободы творчества, его политической направленности, классовости, тенденциозности ставился с самого начала становления искусства и являлся чертой, определяющей отношение искусства к действительности. С самого начала этого противостояния в нем можно было проследить два различных взгляда. Один из них трактовал искусство как особую форму творчества, носящую элитарный характер и призванную удовлетворить эстетические и художественные вкусы, запросы избранных. Высокое искусство недоступно и непонятно широким массам, их предел - примитивная массовая культура. Другой подход заключается в том, что искусство должно отражать действительность с точки зрения интересов широких масс, должно быть направлено на улучшение их жизни, повышение культурного уровня.

Эти противоречия особенно обострились в XX веке. Советских художников упрекали в отсутствии у них вообще понятия свобод, творчества и права выбора, что снижает уровень художественности искусства, лишает его своей специфики, целевой направленности. Советское искусство, указывали представители западной литературы, чрезмерно идеализировано, отличается классовой и партийной направленностью, ограничено жесткими рамками и поэтому не может подняться до постановки глубоких общечеловеческих проблем и их отображения на высоком художественном уровне.

Расулу Гамзатову, как заметному представителю многонациональной советской литературы, участнику многих международных форумов писателей, часто приходилось отвечать на эти выпады со стороны ревнителей «чистого искусства», «искусства для искусства». Поэтому в его публицистике актуальна тема свободы творчества. В этом вопросе у Гамзатова имелась четко выраженная позиция. Абстрактные, схоластические рассуждения о свободе творчества, по мнению поэта, не оставляют места личности художника в творческом процессе. Ведь он берется за перо, когда у него возникает потребность выразить свое отношение к окружающей действительности, иначе зачем вообще творить: «Ведь вольный полет творческой фантазии немыслим без горячей сопричастности к живому миру, делам и заботам общества, в котором живешь». Вопрос о свободе творчества не оставляет места личности художника в творческом процессе, и его никак не решить в отрыве от проблемы его общественного назначения.Для Расула Гамзатова свобода творчества в первую очередь - служение обществу, народу, демократии и прогрессу: «Гражданское призвание поэта - это прежде всего его глубокое искреннее служение народу, высокое сознание своего долга перед ним».

Философия искусства для избранных, искусства как самолюбования, самовыражения, самодостаточности является стремлением «обратить в свою веру и поэтов социалистического мира». Но право оценки, восприятия творчества художника принадлежит не элите, а народу в целом, еще шире - всему

человечеству, которое определяет жизненность творчества. Художники, чье творчество отвечало высоким критериям народности и гражданственности, приобретали мировое признание и славу, «сами становились людьми большой судьбы, обретали биографию, без которой нет и не может быть крупного художника».

Художник, являющийся представителем даже малочисленного народа, получит признание своего таланта в мире, если он представляет свою культуру на достойном уровне, то есть делает наиболее целесообразный выбор из имеющихся у него возможностей. И здесь Гамзатов обосновывает другой аспект своего эстетического кредо: «В поэзии все национальное, если оно талантливо, если проникнуто передовыми идеями времени, не может не обрести интернационального звучания».

На примере анализа творчества известных советских поэтов, судеб их отдельных произведений Расул Гамзатов обосновывает вывод, имеющий непреходящее значение для творческого процесса: «Истоки литературы - родная земля, родной язык. Но сознание каждого настоящего писателя сегодня шире одной только своей национальности. Общечеловеческое, общемировое волнует его сердце и теснится в его мозгу».

Обосновав свое видение и понимание основополагающих принципов художественного творчества, последовательно отстаивая и защищая их, Расул Гамзатов в своей публицистике освещает также и проблемы, непосредственно и логично вытекающие из них: советская литература как синтез творчества входящих в державу народов, народностей; судьбы национальных литератур, проблема преемственности их развития, продолжение национальных традиций и новаторские поиски в них; мастерство писателя, проблема художественного перевода, т.е. проблемы, актуальные для истории и теории литературы и духовной жизни общества во все времена.

В публицистике Расула Гамзатова большое место занимает и проблема преемственности развития литературы, традиций и новаторства. Он отмечает, что литература рождается на национальной почве, истоках, и в своем развитии и становлении должна питаться своими естественными истоками - национальной действительностью и национальными традициями. Как и в любой области человеческой деятельности, в литературе должен работать закон преемственности и эволюции: «И только тогда поэт одерживает победу, создает замечательные произведения, волнующие душу и остающиеся в памяти народа, когда он учится у жизни, у других поэтов, воспринимая и усваивая опыт поэтического творчества многих народов» [5: 138].

Новаторство же должно закономерно вытекать из этого опыта, явиться его естественным продолжением: «Новаторство - это, повторяю, не циркачество.

Настоящий поэт, не отвергая традиций прошлого и не следуя им рабски, продолжает развивать их и только на этом пути достигает подлинного успеха». Согласно существующему определению жанра публицистики, она, в отличие от художественной литературы, в которой идеи проявляются через картины жизни и образы людей, мысли выражает открыто и декларативно. Но в творчестве Расула Гамзатова она и картинна, и образна, и поэтична. Автор включает в свои публицистические статьи живые картины действительности и колоритные образы, через которые мысли можно выразить живо, эмоционально. Это образец ритмической прозы, где составные части оформлены симметрично, соразмерно с ожидаемыми повторами, язык эмоционально возвышенный, интонационно богатый, с риторическими вопросами и восклицаниями, повторениями однородных членов. И эпитеты в тексте действительно звучат «звонко», мысль приобретает совершенно неожиданный поворот.

По тематике, по пафосу, по содержанию к публицистике поэта близка и его эссеистика. Эссе «Слово о сказках моего детства», «Душа народа», «Вершины», «Стоял он, дум великих полн», «Он победил», «Колумб поэтического Кавказа», «Поэт» посвящены литературе. Если соотнести эссе с очерком, то в отличие, от последнего, эссе присуща лаконичность, спресованность мыслей, широта обобщения. Эссе на литературные темы близки к критическим статьям, но в эссе нет анализа темы, проблемы, содержания, конкретного аспекта произведения, его сюжета, композиции, стиля, языка. Они содержат общую характеристику явления и его оценку, т.е. личностное отношение, эмоционально окрашенное и экспрессивно выраженное.

На характер эссе Расула Гамзатова повлияли некоторые обстоятельства. Первоначально они были написаны как предисловия к книгам соответствующего содержания или как отклик на творчество известных поэтов к юбилейным датам. Поэтому они не могли быть развернутыми, а, наоборот, стали сжатыми, лаконичными, емкими, охватывали предмет разговора в целом, а не в деталях, выражали личностное отношение автора. Чтобы понять природу эссе Г амзатова, их можно сравнить с его литературно-критическими статьями, в которых последовательно, в достаточно развернуто проанализировано творческое наследие того или иного писателя (например, статья «Слово о поэте», посвященная творчеству Эффенди Капиева, занимает 32 страницы и по существу является развернутым очерком его творчества).

Публицистика Расула Гамзатова - это раздумья поэта о судьбах человечества, народов и стран, о насущных проблемах современности. Формой для выражения своих позиций, суждений, своего миропонимания, мировосприятия поэт чаще всего использует размышления о литературе как близкой и открытой ему области.

Литература

1. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982

2. Мухтаров С. М. Литературно-критические взгляды Р. Гамзатова. / Автореф. дис. канд. филолог. наук. - Махачкала, 1985

3. Расул Гамзатов и современный литературный процесс. - / Составитель А.Абдурахманов Махачкала, 1995.

4. Ученова В. А. Публицистика и полемика. - М.: Наука, 1979.

5.Художественные искания современной дагестанской литературы: // Сб. статей (сост. Ч.С. Юсупова, отв. ред. С.Х.Ахмедов). - Махачкала, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.