Научная статья на тему 'ЖАНР И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА М. СЕМЕНОВОЙ «ВАЛЬКИРИЯ»'

ЖАНР И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА М. СЕМЕНОВОЙ «ВАЛЬКИРИЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жанр / массовая литература / фэнтези / русское фэнтези / славянское фэнтези / М / Семенова / коллективность. / genre / mass literature / fantasy / Russian fantasy / Slavic fantasy / M / Semenova / collectivity.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Светлана Сергеевна, Дуюнова Анастасия Геннадиевна

рассматривается проблема жанровой специфики русского фэнтези на материале романа М. Семеновой «Валькирия». Национальная принадлежность автора, обращение к русской истории и мифологии, традициям русского фольклора, а также художественное воплощение идей русской соборности позволяют жанр произведения «русское фэнтези».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE AND IDEOLOGICAL CONTENT OF THE NOVEL "VALKYRIE" BY M. SEMENOVA»

The problem of genre specificity of Russian fantasy is considered on the basis of the novel "Valkyrie"by M. Semenova. Russian Russian Russian Russian national identity, appeal to Russian history and mythology, traditions of Russian folklore, as well as the artistic embodiment of the ideas of Russian sobornost allow the genre of the work "Russian fantasy".

Текст научной работы на тему «ЖАНР И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА М. СЕМЕНОВОЙ «ВАЛЬКИРИЯ»»

«Научные исследования и инновации»

УПРАВЛЕНИЯ: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1.-Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». -2019., с.171-176.

УДК 821.161.1

Васильева Светлана Сергеевна Vasilyeva Svetlana Sergeevna

Доцент кафедры русской филологии и журналистики Associate Professor of the Department of Russian Philology and Journalism ФГАОУ ВО Волгоградский государственный университет Volgograd State University, Volgograd, Russia Дуюнова Анастасия Геннадиевна Duyunova Anastasia Gennadievna

Студент Student

ФГАОУ ВО Волгоградский государственный университет Volgograd State University, Volgograd, Russia

ЖАНР И ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА М. СЕМЕНОВОЙ «ВАЛЬКИРИЯ»

GENRE AND IDEOLOGICAL CONTENT OF THE NOVEL "VALKYRIE" BY M. SEMENOVA»

Аннотация: рассматривается проблема жанровой специфики русского фэнтези на материале романа М. Семеновой «Валькирия». Национальная принадлежность автора, обращение к русской истории и мифологии, традициям русского фольклора, а также художественное воплощение идей русской соборности позволяют жанр произведения «русское фэнтези».

Abstract: The problem of genre specificity of Russian fantasy is considered on the basis of the novel "Valkyrie"by M. Semenova. Russian Russian Russian Russian national identity, appeal to Russian history and mythology, traditions of Russian folklore, as well

VIII Международная научно-практическая конференция as the artistic embodiment of the ideas of Russian sobornost allow the genre of the work "Russian fantasy".

Ключевые слова: жанр, массовая литература, фэнтези, русское фэнтези, славянское фэнтези, М, Семенова, коллективность.

Keywords: genre, mass literature, fantasy, Russian fantasy, Slavic fantasy, M, Semenova, collectivity.

Жанр фэнтези наиболее популярен среди современных читателей. В русской литературе этот жанр быстро приобрел национальную специфику, поэтому исследователи заговорили о «славянском» и «русском» фэнтези. Родоначальником славянского фэнтези считается польский писатель А. Сапковский, который соединил традиции западного фэнтези и польского фольклора. Основателем славянского фэнтези следует признать М. Семенову, обращающуюся к событиям русской истории, образности устного народного творчества, увлекая читателя в древний мир русской культуры. Это одна из причин особого интереса к ее произведениям, в которых писатель ведёт с читателем диалог о его корнях, о национальной самобытности, об историческом пути его народа.

М. Семенова называет свои произведения «славянским фэнтези», в то время как литературоведы относят их и к славянскому, и к русскому фэнтези. Дискуссии по поводу жанра русского фэнтези продолжаются, и мнения ученых разделились: к русскому фэнтези относят произведения, написанные русскими писателями в жанре фэнтези [1, с. 12], выделяют русское и западное фэнтези, считая использование термина «славянское фэнтези» неуместным [2, с. 10], считают понятие «русское фэнтези» избыточным, так как понятия «славянское фэнтези» достаточно для выявленных исследователями специфических признаков [3, с. 9].

На наш взгляд, русское фэнтези - национальная разновидность жанра фэнтези, отличающаяся фольклоризмом, проблематикой,

«Научные исследования и инновации» обусловленной писательским интересом к русской идее, и национальной принадлежностью автора.

Под «фольклоризмом» нами понимается осознанно переосмысленный писателем набор наиболее характерных черт фольклорного жанра, избранный им для использования в своем произведении.

Образ главной героини Зимы Желановны (Валькирии) восходит к былинному образу богатырши/паляницы. Образ богатырши, хоть и распространен меньше, чем богатыря, известен русскому классическому эпосу, двойственен, т.к. в нем заложено противоречие между физической силой и желанием быть за мужем.

В.В. Путиловым выделены следующие характерные черты богатырей: «чудесное рождение или чудесное обретение силы, здоровья, необыкновенно быстрый рост, богатырское детство, предуказанность подвигов, совершаемых героем, владение чудесным конем или чудесными предметами, получение даров и благ от мифологических персонажей, вещие знания, которыми владеют богатыри, а чаще — их матери, связь смерти богатыря с возникновением реки» [4, с. 5-46].

Героиня романа М. Семеновой Зима Желановна, подобно былинному богатырю, унаследовала от деда (1) большую физическую силу, которую проявила в раннем возрасте, спасая верного в дальнейшем пса-помощника; перед рождением проведенные гадания указали на рождение (2) мальчика и сильного воина; (3) воинское искусство изучала в течение жизни; (4) готова бороться за то, что считает правильным (спасает Мстивоя); (5) у неё во владении находится громовое колесо, амулет воина, унаследованный от дедушки, которого она считает своим покровителем в загробном мире.

В романе «Валькирия» показан исторический процесс развития «балтославянского единства» в период становления в нем нового члена

VIII Международная научно-практическая конференция союза - варягов. В романе действуют представители двух типов

сознания, условно родового и индивидуального. Изначально

представителями родового сознания являются все герои. Тем не менее,

проводится четкая грань между селянами и кметями, способными

изменится, переосмыслить свои взгляды и цели, приспособится к

новым обстоятельствам. Ярче всего гибкость мышления кметей видна

в образе Некраса, который из задиры и мерзавца превращается в

достойного человека, переосмыслившего свои слова, поступки и

поведение в целом. В основе сюжета романа М. Семеновой

«Валькирия» лежит история самоопределения главной героини Зимы.

Изначально Зима окружена представителями родового мировоззрения, которое она не способна принять полностью и безоговорочно, хоть и стремится к этому. Окружение её также не принимает, так как Зима не отвечает патриархальному представлению о назначении женщины. Даже мать находит для дочери лишь слова: «бесстыжая», «неблагодарная» [5, с. 54], показателен и момент ее выдачи за ворота, являющийся первым проявлением истинного отношения к Зиме со стороны родственников. Появление кметей, оценивших ее смелость и умения воина, становится истинной причиной ухода Зимы из дома: «Это была мечта, которая поманит и подразнит меня не однажды. Я уже чувствовала» [5, с. 43]. Зима Желановна меняется и меняет всех вокруг себя. Кмети, изначально насмехающиеся над девкой, желающей стать им равной, постепенно признают «своей».

Внешне сюжет романа М. Семеновой соотносится с архетипическим сказочным сюжетом «поиска суженной(-го)», однако центральная проблема самоидентификации (принятия себя) не позволяет сузить идейную основу романа. В мировосприятии Зимы Желановны происходят изменения от родового сознания, близкого кровно и чуждого духовно, к индивидуальному, которое совершенно

«Научные исследования и инновации» противоположно родовому. Это проявляется не только наличии

внешнего конфликта, но и внутреннего: Зима до последнего не может

понять, с каких позиций вернее оценивать себя, «родового» сознания

или «индивидуального». Обретая «своих» духовно, Валькирия

начинает ощущать себя частью целого, одновременно теряя свою

исключительность. Однако именно среди «своих» она начинает

проявлять свою индивидуальность, не боясь осуждения со стороны

окружающих. Этот процесс обусловлен обращением автора к идеям

общины, коллективности, обретения своего голоса, индивидуальности

только среди единомышленников. Эта идея соотносима с

сформулированной Вл. Соловьевым идеей соборности, что позволяет

говорить о том, что в романе М. Семеновой «Валькирия» выражена

русская идея.

Таким образом, роман М. Семеновой «Валькирия» можно отнести к жанру «русское фэнтези».

Библиографический список:

1. Невский, Б. Н. Жанры. Русское фэнтези / Б. Невский. - Текст : электронный // Мир фантастики и фэнтези : [сайт]. - 2004.12.27 - URL: http://www.mirf.ru/Articles/art342.htm (дата обращения: 09.09. 2020). Невский : 2004

2. Хоруженко, Т. И. Русское фэнтези: на пути к метажанру : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации к.фил. н. / Хоруженко Татьяна Игоревна ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2015. - 24 с. - Текст : непосредственный.

3. Криницына, О. П. Славянское фэнтези в современном литературном процессе (поэтика, трансформация, рецепция) : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации к. фил. н. / Криницына Ольга Павловна ; Пермский

VIII Международная научно-практическая конференция государственный национальный исследовательский университет. -

Пермь, 2011. - 31 с. - Текст : непосредственный.

4. Путилов Б.Н. Былины — русский классический эпос [текст] / Б.Н. Путилов // Былины : Сборник. — Л.: Сов. писатель, 1986. — С. 5— 46.

5. Семенова, М. В. Валькирия / М. В. Семенова. - Москва : Азбука, 1996. - 672 с. - Текст : непосредственный.

УДК 81

Мухина Наталья Николаевна,

кандидат филологических наук, ассистент Mukhina Natalya Nikolaevna,

candidate of philological sciences, assistant Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича

Хетагурова

North Ossetian State University after Kosta Levanovich Khetagurov

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТУАЛЬНОЙ ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКИ

TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS USING CURRENT BORROWED VOCABULARY

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению трудных вопросов преподавания аспектов русского языка иностранным студентам. Подчеркивается, что наиболее трудной иностранцам представляется многозначная лексика. Предлагается введение в процесс обучения анализ слов, заимствованных из родных для студентов языков, и иллюстраций, приобретенных указанными лексическими единицами значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.