Научная статья на тему 'Жанр фортепианной миниатюры в творчестве панчо Владигерова'

Жанр фортепианной миниатюры в творчестве панчо Владигерова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Панчо Владигеров / болгарская музыка / фортепианная музыка / жанр фортепианной миниатюры. / Pancho Vladigerov / Bulgarian music / piano music / piano miniature genre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бобрина Д.С.

В статье автором выявлены особенности системы выразительных средств в фортепианном творчестве выдающегося болгарского композитора, пианиста Панчо Владигерова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE OF PIANO MINIATURE IN THE WORKS OF PANCHO VLADIGEROV

In the article, the author reveals the peculiarities of the system of expressive means in the piano work of the outstanding Bulgarian composer, pianist Pancho Vladigerov

Текст научной работы на тему «Жанр фортепианной миниатюры в творчестве панчо Владигерова»

ART / <<е®ШШШШ=^УШа11>>#2@ШЭ,2<ШЭ

ART

УДК 787.2

Бобрина Д.С.

Доцент ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство)», г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12080 ЖАНР ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПАНЧО ВЛАДИГЕРОВА

Bobrina D.S.

Аssistantprofessor of Russian state University. A. N. Kosygina

(Technology. Design. Art), Moscow

THE GENRE OF PIANO MINIATURE IN THE WORKS OF PANCHO VLADIGEROV

Аннотация.

В статье автором выявлены особенности системы выразительных средств в фортепианном творчестве выдающегося болгарского композитора, пианиста Панчо Владигерова. Abstract.

In the article, the author reveals the peculiarities of the system of expressive means in the piano work of the outstanding Bulgarian composer, pianist Pancho Vladigerov

Ключевые слова: Панчо Владигеров, болгарская музыка, фортепианная музыка, жанр фортепианной миниатюры.

Key words: Pancho Vladigerov, Bulgarian music, piano music, piano miniature genre.

Фортепианные пьесы и концерты Владигерова занимают количественно самую большую часть его творчества. По своему значению они стоят наравне с его оркестровыми произведениями. Для его творчества характерна особенность, присущая многим композиторам, которые были первоклассными пианистами: он создал больше произведений для фортепиано, чем для других инструментов. Панчо Вла-дигеров создал самое большое число фортепианных произведений из всех болгарских композиторов и положил начало почти всем фортепианным жанрам в болгарской культуре. В его творческое наследие входят 4 пьесы опус 2, Вариации на болгарскую тему опус 3, «Десять импрессий» для фортепиано опус 9, 4 пьесы опус 10, 3 пьесы опус 15, «Шесть Экзотичных прелюдий» опус 17, «Классическое и романтическое» опус 24, «Болгарские песни и танцы» опус 25, миниатюры «Шумен» опус 29, «Эпизоды» опус 36, «Акварели» опус 37, «Картины» опус 46, фортепианная сюита опус 51, Три пьесы опус 53, Три концертные пьесы опус 57, Три пьесы опус 64, Четыре пьесы опус 65, «Пять силуэтов» для фортепиано опус 66, «Пять поэтических картин» опус 68, «Четыре фрески» опус 69, «Три багатели» опус 70.

Владигеров по сути - композитор-мелодист. При этом он написал сравнительно немного вокальных произведений. Его мелодический дар полностью раскрылся в фортепианном и оркестровом творчестве. Помимо пяти фортепианных концертов, Панчо Владигеров написал и 16 опусов произведений для фортепиано, включающие в себя пьесы разного плана, а также две пьесы без опуса и девять фортепианных транскрипций оркестровых и сценических произведений. Фортепианные произведения

Владигерова занимают самую значительную часть в его творчестве.

Многие фортепианные пьесы Владигерова обладают массивной и плотной фактурой (Вариации опус 6, «Шесть Экзотических прелюдий» оп.17, «Картины» опус 46, «Легенда» и «Первый танец» оп. 53 и другие.). Ясная и легкая фактура встречается в первых трех пьесах оп.2, в цикле «Классическое и Романтическое» опус 24, в миниатюрах «Шумен» опус 29, «Прелюдии и Ностальгии» из цикла «Эпизоды» опус 36 , «Акварели» опус 37, «Прелюдии» и «Ариетте» из Сюиты опус 51.

Некоторые пьесы представляют собой прекрасные импрессионистические картины, наполненные тонкими нюансами настроений и звуковой палитры. Например: «Импрессии» опус 9, «Уединение» опус 10, «Осенняя элегия» опус15, «Арабеска» опус 46, «Сумерки» опус 53.

Для фортепианного творчества Владигерова характерна виртуозность, не являющаяся при этом самоцелью [2, с. 123]. В большинстве пьес, независимо от фактуры и характера, преобладает распевная мелодическая линия, широкая кантилена, единая с другими голосами. И в небольших жанровых пьесах, и в развернутых произведениях заметно мастерство композитора в развитии тематического материала, а также чувство логической формальной конструкции. В развернутых произведениях заметно симфоническое мышление Владигерова. Особенно показательны в этом отношении такие пьесы как: «Страсть и Неожиданность» опус 9, «Уединение» опус 10, «Шесть Экзотических прелюдий» опус 17, «Балканский танец» опус 46 и др.

Существуют и авторские переложения этих пьес для оркестра.

Фортепианные пьесы объединены несколькими

<<Щ[1ШЗДиМ"^©иГМа1>>#Ш72)),2©2© / ART опусами. Большинство опусов представляют собой фортепианные циклы с названием, показывающим общие черты содержания и композиторской техники (например «Импрессии», «Экзотические прелюдии», «Классическое и романтическое», миниатюры «Шумен», «Эпизоды», «Акварели», «Картины»).

Другие пьесы, как например опус 2, опус 10, опус 15, опус 53, опус 57 не обладают общим характером, хотя тоже близки между собой по стилю и технике. Порядок отдельных пьес в каждом цикле или опусе сделан по принципу контраста тем и характера.

Другая характерная черта фортепианного наследия Владигерова -программность [3, с. 92]. И речь не о программности в строгом понятии, как при определенном сюжете или замысле, заданном литературным сюжетом. Программность Владигерова другого плана. Она определяет общий характер, настроение и образ. Особенно типичны в этом отношении «Импрессии» опус 9. Небольшие программные пьесы ценны именно в большой точности и художественной правдивости музыкально-образной характеристики. Таков и «Балканский танец».

В опусе 24 «Классическое и романтическое» содержится шесть пьес в разном стиле. Первые три написаны в старинных жанрах: ригодон, сарабанда и менуэт. Другие три («Северная песня», «Листок из альбома» и «Маленький марш») носят ярко выраженный романтический характер. Современными выразительными средствами Владигеров сумел передать стили классической и романтической эпохи. Фортепианная техника здесь очень упрощена.

Владигеров был выдающимся пианистом, он обладал ярко выраженным даром импровизатора, что отразилось в особой свободе трактовки форм, оригинальности используемых композиционных приемов [4, с. 18]. Его сочинениям присущи разнообразие гармонических и фактурных решений, опора на национальные традиции в поисках собственного мелодического и ритмического языка. Панчо Владигеров вошел в историю как композитор, внесший особый вклад в развитие болгарского искусства, соединивший национальные традиции с опытом европейской академической музыки [1, с. 18].

Список литературы

1. Бобрина Д. С., Зайцева М.Л. Панчо Владигеров - основоположник болга-рской пианистической школы // Музыка и время. - 2018. - № 1. - С. 17-22.

2. Бобрина Д. С., Зайцева М.Л. Педагогическая система Панчо Владигерова как основа болгарской пианистической школы // Культура и искусство. - 2017. - № 12. - С. 122-127.

3. Бобрина Д. С., Зайцева М.Л. Творческий путь Панчо Владигерова: компо-зитора, пианиста, педагога, просветителя // Исторические, философские, поли-тические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12 (86): в 5-ти ч. Ч.5. - С. 9095.

4. Маричев А.В., Зайцева М. Л. Проблема исполнительского стиля в фортепианном искусстве XX века // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». Август 2018. Сборник избранных статей. - СПб., 2018. - С. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.