Научная статья на тему 'Жанр элегии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок»'

Жанр элегии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
820
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / СЕВЕРЯНИН / ИДИЛЛИЯ / ЭЛЕГИЯ / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЙ ПРИЗНАК / ЖАНР / ТРАНСФОРМАЦИЯ / RUSSIAN POETRY / FIN DE SIECLE / IGOR SEVERYANIN / IDYLL / ELEGY / GENRE FORM SIGNS / GENRE / TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Огородникова Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме функционирования жанра элегии в лирическом сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913). В работе анализируются три стихотворения из первого раздела сборника «Сирень моей весны», которые Северянин называет элегиями. Это «Янтарная элегия» (1911), «Элегия» (1905) и «Маленькая элегия » (1909). В статье прослеживаются пути и формы освоения поэтом-эгофутуристом жанровой традиции элегии. В статье показывается, что «Янтарная элегия» (1911) и «Элегия» (1905) обладают традиционными жанрообразующими признаками, характерными как для элегии античного образца, так и для классической русской элегии. Утверждается, что наиболее традиционным образцом представляется «Элегия» (1905). С классической элегией она соотносится через референтную систему ценностей жанра (ощущение «невозвратности потерянного», мотивы ритуального плача, эстетизация смерти). Подчёркивается, что в «Янтарной элегии» (1911) новаторство Северянина заключается в использовании пародийных элементов элегии в противовес идиллическому мироощущению. Оно проявляется также во фрагментировании и расщеплении данного жанра на формальном уровне (сокращении текстового объёма). «Маленькая элегия» (1909) оценивается в исследовании как наиболее радикальная авторская трансформация жанра. Напрямую с жанровой традицией элегии её роднит только повествование в прошедшем времени, мотив воспоминания как жанрообразующий признак. В статье делается вывод о том, что Северянин умело использует вариативность элегии и создает уникальный синтез романтических традиций классической лирики и футуристических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre of elegy in Igor Severyanin’s poetic collection «The Cup of Thunder»

This article is devoted to the description of the functioning of the genre of the elegy in the lyrical poems by Igor Severyanin on the material of compilation “The Cup of Thunder”. The article discusses how the artistic thinking of the poet manifests the elegical attitude. As on the most popular lyric genres both in the world and in the Russian poetry in general, elegy penetrates deep into the consciousness of authors on meaningful and formal levels. Analyses of poems by Igor Severyanin are preceded by a brief description of the views of Russian literature on this genre, provides of a brief sketch of the genesis of elegies in Greek literature and ancient cultural space. This article identifies the genre form signs of elegies. What is the most important for the analysis of the existence of the genre in the Igor Severyanin’s lyrical poems as creative work by a representative of the Ego-Futurism, is lyrical egocentrism, deeping itself as a key genre point, mastering the uniqueness of human being in the world. In this article, we analyse three poems compendium: “Amber Elegy” (1911) interpreted by pitting it with another lyric genre, idyll. The most traditional model is “Elegy” (1905), with a classical elegy it correlates through the system of values of the genre: feeling not repayment of еру lost, the motifs of the ritual of lamenting, aesthetics of death. “Little Elegy” (1909) can be regarded as the author’s transformation of this genre. Directly with the genre tradition of elegy, it makes only the narration in the past time, memories motif as a genre forming the sign. Thus it can be concluded that elegy in “The Cup of Thunder” has traditional genre forming signs, characteristic both for elegy of the ancient specimen and for classical Russian elegy. Innovation of the poet is to use satiric elements in the elegy as opposed to idyllic attitude in the snippet and the splitting of the genre at the formal level (reducing text volume).

Текст научной работы на тему «Жанр элегии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок»»

УДК 821.161.1.09"20"

Огородникова Екатерина Александровна

Костромской государственный университет katogorod@gmail.com

ЖАНР ЭЛЕГИИ

В СБОРНИКЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА «ГРОМОКИПЯЩИЙ КУБОК»

Статья посвящена проблеме функционирования жанра элегии в лирическом сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913). В работе анализируются три стихотворения из первого раздела сборника «Сирень моей весны», которые Северянин называет элегиями. Это «Янтарная элегия» (1911), «Элегия» (1905) и «Маленькая элегия» (1909). В статье прослеживаются пути и формы освоения поэтом-эгофутуристом жанровой традиции элегии.

В статье показывается, что «Янтарная элегия» (1911) и «Элегия» (1905) обладают традиционными жанроо-бразующими признаками, характерными как для элегии античного образца, так и для классической русской элегии. Утверждается, что наиболее традиционным образцом представляется «Элегия» (1905). С классической элегией она соотносится через референтную систему ценностей жанра (ощущение «невозвратности потерянного», мотивы ритуального плача, эстетизация смерти). Подчёркивается, что в «Янтарной элегии» (1911) новаторство Северянина заключается в использовании пародийных элементов элегии в противовес идиллическому мироощущению. Оно проявляется также во фрагментировании и расщеплении данного жанра на формальном уровне (сокращении текстового объёма).

«Маленькая элегия» (1909) оценивается в исследовании как наиболее радикальная авторская трансформация жанра. Напрямую с жанровой традицией элегии её роднит только повествование в прошедшем времени, мотив воспоминания как жанрообразующий признак.

В статье делается вывод о том, что Северянин умело использует вариативность элегии и создает уникальный синтез романтических традиций классической лирики и футуристических приемов.

Ключевые слова: русская поэзия, Серебряный век, Северянин, идиллия, элегия, жанрообразующий признак, жанр, трансформация.

Элегия как жанр лирической поэзии уходит своими корнями далеко в прошлое. Данный жанр возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Исследователи подчёркивают, что античная элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, которые были бы неполными без грусти и созерцательности [5]. Н.П. Гринцер считает, что слово «элегия» возникло раньше, чем лирический жанр, который ныне этим термином обозначается. По словам исследователя, «с этим жанром ситуация сильно запутана, начиная с самого слова, которым он обозначается. Традиционные ссылки на этимологическую связь ЭлЭгЭйпн «элегический стих» с ЭлЭгпт «мелодия флейты, плач» кажутся достаточно сомнительными, связь может быть и обратной, когда семантика «плача» начинает «вчитываться в соответствующий жанр» [2, с. 19-20]. Таким образом, к жанрообразующим началам элегии можно отнести меланхолическую рефлексию, переживание невозвратности, отрыв от идиллических мотивов, которые не всегда будут напрямую связаны со смертью и оплакиванием близких.

В поэтическом словаре Квятковского дано следующее определение жанра: «Элегия (греч. ЕлегеЯб) - лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. В Древней Греции Э. писали Архилох, Калли-мах, из латинских поэтов - Овидий, Катулл. Форма античных Э. - ряд элегических дистихов. В рус-

ской поэзии первую Э. написал В. Тредиаковский; как жанр Э. развилась в конце XVIII и особенно в начале XIX в. Э. писали К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Языков, Н. Некрасов, А. Фет, а в XX в. - В. Брюсов, К. Фофанов, И. Анненский, А. Блок и др. Стихотворный размер русских Э. преимущественно ямбический» [3]. Ф. Прокопович в «Поэтике» пишет: «Элегия есть некое печальное поэтическое произведение», но «все же ей всего больше подходит содержание, исполненное переживаний, гнева, любви, радости, скорби и т. п.» [6, с. 439]. В.Г. Белинский называет элегию «песней грустного содержания» [1, с 334]. Л.Г. Фризман, размышляя над жанровой природой элегии, отмечает: «Есть в истории литературы знакомые незнакомцы. Такова русская элегия. О ней написано много и мало....» [11, с. 3].

Интересной представляется точка зрения В.И. Козлова, который в своей статье говорит о жанре как литературной традиции, посредством которой автор (осознанно либо бессознательно) отвечает запросам времени. Козлов подчеркивает, что элегия - жанр актуальный и современный, имеющий широкий творческий потенциал и активно используемый поэтами. По его мнению, элегия обладает некой формулой гармонии, которая позволяет этому жанру быть максимально разнообразным [4, с. 2]. С рассуждениями Козлова можно согласиться, ибо соотнесение данного жанра только лишь с традициями романтизма излишне консервативно и ограничивает возможности жанровых трансформаций, а следовательно, приводит к недооценке творческого потенциала элегии.

© Огородникова Е.А., 2016

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

87

В.И. Тюпа в своей книге «Дискурс / Жанр» трактует жанрообразующие признаки элегии через призму противопоставления её с таким жанром, как идиллия. На содержательном уровне он выделяет следующие жанрообразующие признаки:

- бесприютное скитальчество как элегический способ присутствия «Я» в мире в противоположность идиллической бытовой укоренённости;

- ретроспективность, оглядывание назад, что актуализирует архитектонический мотив страннического пути;

- лирический эгоцентризм (данный признак элегии представляется наиболее важным при анализе лирики Северянина как представителя эгофутуризма. - Е.О.);

- высокий ценностный статус прошлого;

- освоение уникальности человеческого присутствия в мире;

- мотивы одиночества лирического героя, причем элегический лирический герой является субъектом самоопределения на ценностной оси настоящее/прошлое;

- апофатическое самоопределение, складывающееся из отрицательных автохарактеристик своей страдательности: недоступности идиллических ценностей, утраченности, невозвратности, остав-ленности, отрешенности и опустошенности;

- личностный кенозис, то есть самоумаление и самоограничение собственной причастности к жизни;

- осмысление собственной слабости как не менее эффективный путь самоактуализации, нежели ощущение собственной силы;

- самоуглубление как ключевой жанрообразую-щий момент;

- медитативность [10, с. 139-142].

Важно отметить, что элегия - достаточно живой и подвижный жанр, который активно используется поэтами даже в периоды «крушения жанрового мышления». Яркий тому пример - творчество Игоря Северянина. В своем сборнике «Громокипящий кубок» (1913) в первом разделе сборника «Сирень моей весны» Северянин публикует три стихотворения, которые называет элегиями. Это - «Янтарная элегия» (1911), «Элегия» (1905) и «Маленькая элегия» (1909).

Эпиграфом к «Янтарной элегии» служит цитата из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Деревня, где скучал Евгений, // Была прелестный уголок». Отсылка к творчеству Пушкина в данном стихотворении неслучайна, потому что в творческом наследии Пушкина довольно большое количество стихотворений, относящихся к жанру элегии или имеющих элегические мотивы. Нельзя сказать, что «Янтарная элегия» служит только примером жанровой рефлексии и попыткой осмысления жанра посредством классического образца. Вторая глава «Евгения Онегина» не об-

ладает признаками элегии, в ней видны признаки другого жанра - идиллии. В пушкинском произведении деревня характеризуется как «прелестный уголок», также упоминается «господский дом уединенный». В тексте романа в стихах обозначены элементы ландшафта, связанные с домом - горы и долы, нивы, ручей, пруд, реже - река. Художественное пространство идиллии всегда связано с усадьбой, родовым имением:

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад [7, т. 4, с. 36].

Жанр идиллии Пушкиным использовался не менее часто, чем элегия. Идиллия как собственно лирический жанр в русской литературе никогда не являлась доминирующей, но такие популярные жанры, как элегия и эпистола, испытали на себе заметное влияние идиллии. Идиллия Пушкина как классическая жанровая форма противопоставляется футуристичной элегии Северянина: Вы помните прелестный уголок -Осенний парк в цвету янтарно-алом? И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрёстке палевых дорог?

Вы помните студёное стекло

Зелёных струй форелевой речонки?

Вы помните комичные опёнки

Под кедрами, склонившими чело? [8, т. 1, с. 39].

В стихотворении Северянина присутствует некая диалогичность с пушкинским метатекстом, выстраиваемая за счёт элементов пародии: окказиональные «комичные опёнки, склонившие чело» вместо традиционного штампа «золотых лугов и нив», осовремененная «трехкомнатная дача», «шалэ» вместо «уединенного господского дома». Если в идиллии герой живет внутри домашнего пространства, то герой элегический уже покинул его и может лишь вспоминать о «мирном уголке» как о недоступной ему более гармонии. Традиционная для элегии значимость прошлого всячески поддерживается поэтом на лексическом уровне: каждое четверостишие начинается с обращения «Вы помните...», «забыть нельзя // Того, что нечего и помнить» [8, т. 1, с. 39]. Лирический герой «Янтарной элегии» самоуничижается, ограничивает себя даже в воспоминаниях в своей причастности к жизни. Для полноценной рефлексии по утрате ему необходимы воспоминания «другого Я», в данном примере не «я-для-себя», а реального лица, бывшей возлюбленной.

В «Янтарной элегии» встречается лейтмотив-ный образ «форелевой речонки», проходящий че-

88

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

рез образную систему всего сборника. «Мрамор урн, поставленных бокалом», «студёное стекло зелёных струй» - характерный для данного сборника образ ресторанно-барной культуры и культуры употребления алкоголя (бокалы, холодное стекло) как попытки забыться, как невозможность яркой и опьяняющей души поэта вырваться из ледяной стеклянной оболочки.

Картина осени, осеннего пейзажа создается автором не банальным перечислением осенних атрибутов, будь то опавшие листья, дождь, запах земли и т. д., а путем оригинальной цветописи, что заметно уже в названии. Янтарный, алый, палевый, форелевый - разнообразие сложных тёплых оттенков, контраст оранжевого с зелёным создают не идиллический образ «тихого уголка», а некую эстетическую категорию времени, но не только времени года, а определённого периода жизни. Это важно для элегии как жанра, так как элегический герой живет не в циклическом временном пространстве, а во времени индивидуальном.

Начало «Элегии» (1905) написано в традиционном жанровом ключе: герой вспоминает о своей жизни, ностальгирует о давно ушедшем, рефлексирует:

Я ночь не сплю, и вереницей Мелькают прожитые дни. эТеперь они, эКак небылицы.

В своих мечтах я вижу Суду И дом лиловый, как сирень. эОсенний день эЯ вижу всюду [8, т. 1, с. 60].

Лирическое повествование крайне субъективно, часто используется местоимение «я». Северянин задействует устойчивые элегические мотивы: бессонницы, тщетности существования, одиночества, воспоминания, скорби по утраченным чувствам, усиленно подчёркивает значимость прошлого: «эКак то давно! // Как то красиво!» [8, т. 1, с. 60].

Сосредоточение элегической эмоции на невозвратности и необратимости времени для отдельного человека нуждается в небольшом уточнении. В русской элегии 1810-30-х гг. нельзя не заметить повторяющийся у разных авторов тематический ход: осеннее увядание сменяется весенним возрождением, но для лирического героя это невозможно (например, в «Последней весне» К. Батюшкова, «Весне» Е. Баратынского). Этот тематический ход используется с целью противопоставить природное циклическое время времени человеческому, индивидуальному. Вообще, для творчества Северянина характерна антитеза образов весны и осени, как и для русской литературы в целом. Данная особенность художественного мира Северянина гармонично вписана в стихотворение как жанроо-бразующий признак, одновременно индивидуализируя антитезу как прием (в широком контексте его

лирики) и подчёркивая литературную преемственность в рамках данного жанра [9, с. 139-142]. Противопоставление это Северянин буквально воспроизводит в своей элегии, причём даже в одном четверостишии, что усиливает трагичность произошедшего: «В своих мечтах я вижу Суду // И дом лиловый, как сирень. // эОсенний день // эЯ вижу всюду» (лиловый и сиреневый как символы весны, возрождения, новой жизни); «Я не имею даже вести // О той, которой полон май»; «Прошла весна, // эНо я... спокоен» [8, т. 1, с. 60].

Н.И. Козлов называет элегию наиболее вариативным жанром. Если рассматривать референтную систему ценностей данного жанра, «невозвратность потерянного» как сформированную в его первичном источнике - древнем протожанре ритуального плача, то «Элегия» (1905) вновь представляется нам наиболее традиционным образцом. Доминирующий мотив ритуального плача - невозвратность того, чья жизнь прекратилась и больше никогда не продолжится. Смерть - непреодолимая граница между невозвратным прошлым и длящимся настоящим. Будущего ни оплакивание, ни литературная элегия не знают. В зависимости от того, насколько искренней была скорбь во время оплакивания, она выявляла субъективную значимость утраты для жизнь свою продолжающих. В качестве референтной для элегии эта жанрообразую-щая система ценностей открывает широкую перспективу для эгоцентризма лирики, проявления лирического «Я». Высокий ценностный статус прошлого в элегии как в жалобной песне (оплакивании), определяется неповторимостью прошлого, а значит и его уникальностью и единственностью. Постепенно освобождаясь от тематической привязки к смерти, элегия как жанр реализует индивидуальные возможности выражения чувств героем, стремясь к освоению уникальности бытия человека в мире. В «Элегии» (1905) мотивы ритуального плача довольно чётко просматриваются в обращении к «Царице грёз»: «О, я не требую ответа // ни сожаления, ни слёз!». Необходимо обратить внимание на метафору смерти в двух последних строчках стихотворения:

Меня не видишь ты, царица, Мечтаешь ты не обо мне. эВ усталом сне эТвои ресницы [8, т. 1, с. 60].

А вот «Маленькая элегия» (1909) может рассматриваться как авторская трансформация жанра элегии. Напрямую с жанровой традицией элегии её роднит только повествование в прошедшем времени, мотив воспоминания как жанрообразую-щий признак. Воспоминание это не индивидуализировано, отсутствуют сожаление, концентрация на чувственном переживании. Стихотворение это отличается небольшим объёмом, что создаёт ощущение некой фрагментарности. В основе тематики данной элегии лежит переживание безвозврат-

Вестник КГУ Ji № 6. 2016

89

но уходящего времени, потери молодости, утрата былых чувств. Условно эту элегию можно назвать «любовной», так как в тексте отсутствуют мотивы смерти и «кладбищенской» эстетики.

Она на пальчиках привстала И подарила губы мне. Я целовал её устало В сырой осенней тишине.

И слёзы капали беззвучно В сырой осенней тишине. Гас скучный день - и было скучно, Как всё, что только не во сне [8,т. 1,с. 70].

Повтор словосочетания «осенняя тишина» акцентирует традиционный «осенний» элегический хронотоп, сопоставляя физическую категорию времени года с индивидуальным периодом жизни лирического героя, создавая некую гармонию между его личным переживанием и состоянием окружающего мира. В рамках жанра этот мотив подталкивает нас к мыслям о невозможности возрождения, возвращения утраченного. Но лирический герой об этом не сожалеет, потому что эти чувства наскучили ему, как и существующая реальность: «Гас скучный день - и было скучно, // Как всё, что только не во сне» [8, т. 1, с. 70].

При анализе бытования жанра элегии в сборнике Северянина «Громокипящий кубок» выявляются два полярных показателя: лирический эгоцентризм как жанрообразующий признак элегии, что логично и традиционно для художественного принципа эгофутуризма, и ориентация на высокий ценностный статус прошлого, что для концепции футуризма как философии совершенно не характерно и абсурдно. Таким образом, элегии в «Громокипящем кубке» Северянина обладают традиционными жанрообразующими признаками, характерными как для элегии античного образца, так и для классической русской элегии. Новаторство поэта заключается в использовании пародийных элементов элегии в противовес идиллическому мироощущению. Оно проявляется также во фрагментировании и расщеплении данного жанра на формальном уровне (сокращении текстового

объёма). Автор помещает элегические произведения в первый раздел сборника, чтобы подчеркнуть свою преемственность по отношению к традициям русских поэтов, в этом он следует принципу «создания нового без отрицания старого». Северянин умело использует вариативность элегии и создает уникальный синтез романтических традиций классической лирики и футуристических приемов.

Библиографический список

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. -М.: Худож. лит., 1978. - Т. 3. - 614 с.

2. Гринцер Н.П. Древнегреческая «лирика»: значение термина и суть явления // Лирика: Генезис и эволюция. - М.: РГГУ, 2007. - С. 13-530.

3. Квятковский А.П. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская. - М.: Сов. энцикл., 1966 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/ (дата обращения: 16.02.2016).

4. Козлов В.И. Элегия неканонического мира // Арион: журнал поэзии. - 2011. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines. russ.ru/arion/2011/2 (дата обращения: 14.02.2016).

5. Литературный глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bukinistu.ru/ elegiya.html (дата обращения: 17.02.2016).

6. Прокопович Ф. Сочинения / под ред. И.П. Еремина. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 501 с.

7. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. -М.: ГИХЛ, 1959-1962 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rvb.ru/pushkin/toc.htm (дата обращения: 16.02.2016).

8. Северянин И. Собрание сочинений: в 5 т. / сост. В.А. Кошелева, В.А. Сапогова. - СПб.: Logos, 1995.

9. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2004. - Т. 1. - 513 с.

10. Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. - М.: Intrada, 2013. - 212 с.

11. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. - М.: Наука,1973. - 170 с.

Вестник КГУ .J № 6. 2016

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.