ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
V экон
экономика
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!
Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, ЦНСХБ. Журнал выгружается в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к бесплатной публикации научных статей. ISSN: 2500-0861. Возможны срочные публикации!
ЗЕРНОВОЙ КЛАСТЕР РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Главная страница журнала
Экономические науки
Grain cluster of the Republic of Kazakhstan: state, problems and prospects
Сельскохозяйственные науки
УДК 330.341.42
О журнале
8.11.2016 о
Редакция
Общая лента
Выходные сведения:
Ж.Б.Смагулова Зерновой кластер Республики Казахстан: состояние, проблемы и перспективы // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. № 4 (12). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/zernovoy-klaster-respubliki-kazakhs/
Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Авторы:
Ж.Б.Смагулова, магистр экономики, старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» КГУ имени Коркыт Ата (120014, Республика Казахстан, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, 29а), аспирант Оренбургского государственного университета (460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13), [email protected]
НОВОСТИ
Экономика
Authors:
Smagulova Zh. b., master of Economics, senior lecturer of the Department "Economics and management", KSU named after Korkyt ATA (120014, Republic of Kazakhstan, Kyzylorda, Aiteke bi street, 29A), post-graduate student of Orenburg state University (460018, Russia, Orenburg, Pobeda, 13), [email protected]
Сельское хозяйство Ключевые слова:
зерновое производство, кластер, экспорт зерна, посевные площади, экспортная политика
Это интересно Keyword:
grain production, cluster, grain export, acreage, export policy
Аннотация:
В статье приведена попытка рассмотреть основы и предпосылки развития кластерной политики в современной экономике, в частности, даны определение кластера и цели кластерной политики (всесторонне усилить отдельную региональную экономику, и таким образом национальную экономику), Приведены примеры успешного развития кластеров за рубежом в промышленном секторе и в сфере услуг (Кремниевая Долина (Калифорния) и Бангалор (Индия), Уоллстрит (Нью-Йорк) и Цюрих).
Наряду с этим в статье проведен краткий анализ современного состояния зернового рынка Республики Казахстан (государственная поддержка отрасли растениеводства, динамика производства зерна, динамика экспорта зерна и муки). Приведены ключевые проблемы развития зернового производства и зернового рынка в республике (монокультура пшеницы, недостаточность количества емкостей для хранения зерна, недостаточные темпы диверсификации посевных площадей сельхозкультур, низкие темпы внедрения передовых агротехнологий сберегающего земледелия, недостаточное развитие семеноводства зернокультур, низкий уровень технической оснащенности зернопроизводства, низкий уровень химизации, недостаточная урегулированность зернового рынка, отсутствие единой экспортной политики в ценообразовании по направлениям экспорта). Кратко описаны меры поддержки и развития зернового рынка и зернового кластера, приведенные а различных программах (Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года,
Г Инвестируйте в торговлю успешных трейдеров
ООО
Получайте прибыль по результатам торговли
«Агробизнес-2020», Мастер-план «Стабилизация зернового рынка»). Представлены ожидаемые результаты по итогам реализации указанных программ, макроэкономический и социальный эффекты от реализации.
Annotation:
The brief analysis of current state of the Kazakhstan grain markets (the state support of crop production, dynamics of production grains, dynamics of export of grain and flour) is carried out in the article. Key problems of grain productions and grain markets development in the republic are given (wheat monoculture, insufficient providing with reservoirs for grain storage, insufficient rates of diversification of acreage of crops, low rates of implementation of the advanced agrotechnologies of saving agriculture, insufficient development of seed farming of grain crops, low level of technical equipment of grain production, low level of chemicalisation, insufficient regulation of the grain market, absence of single export policy in pricing in the export directions).
The directions of the grain markets and grain clusters support and various programs are briefly described in the article (The concept of forming of perspective national clusters of the Republic of Kazakhstan till 2020 , "Agrobusiness-2020", the Master plan "Stabilization of the grain market"). The expected results following the implementation of the specified programs are provided (increase in physical production volumes of agricultural products by 1,5 times, improvement of productivity on one occupied in agricultural industry by 3 times, increase in export proceeds from sales of products of agro-industrial complex by 20%, ensuring food independence on main products of food at the level of 80% of the domestic market, attraction more than 10 trillion tenges of a private money in an industry), that is macroeconomic and social effects of implementation.
Основная цель исследования - раскрыть современное состояние зернового производства в Республике Казахстан, а также рассмотреть перспективы развития зернового кластера в экономике республики.
Материалы и методы исследования
Значительный вклад в исследование значения и роли кластера в развитии экономики внесли российские и зарубежные ученые М. Портер, В.В. Литовченко, А.А. Шарф, В.С.Фатеев, О.А.Васильева, В.И.Пилипенко и другие. В исследовании используются методы: обобщение от частного к общему и от общего к частному, анализ, прогнозирование, экономическая оценка (аналогия). В ходе написания статьи использованы различные источники литературы: научная литература, статистические данные и т.д.
Результаты исследования
Расширение глобализации и международной конкуренции требуют новых подходов к социально-экономическому развитию страны и ее территорий. Развитие конкурентоспособности путем стимулирования существующего экономического потенциала становится приоритетом экономического развития во многих странах и бизнес структурах. Поэтому перед лицом растущих глобальных интеграционных процессов и ускорения трансформации экономических систем, вызванных как политическими, экономическими причинами, так и научно-техническим прогрессом, нужны новые методы для гарантирования конкурентоспособности интегрированных экономических систем. В этом случае, одним из таких методов является кластерная политика,
способность эффективно применять экономический потенциал и стимулировать экономический рост объединенных ассоциаций. Кластерная политика в зарубежных странах служит как одна из самых эффективных форм структурной организации отношений во внутренней окружающей среде региона, в экономической теории и практике территориального развития кластера подход рекомендовал себя как один из доминантных.
Стратегии, предназначенные для поддержки кластеров, в целом понимаются как географические концентрации взаимосвязанных фирм и родственных игроков (специализированных поставщиков, университетов и т.д.)
Цель кластерной политики заключается в том, чтобы всесторонне усилить отдельную региональную экономику, и таким образом национальную экономику. Однако цель различных инструментов политики будут варьироваться в зависимости от типа кластера и региональных нужд
Преимущество кластерной политики заключается в том, что она придает большое значение микроэкономическому компоненту экономического развития, а также пространственным и социальным аспектам экономического развития. Кроме того, кластерная политика использует эффективные инструменты для продвижения территориального развития, которое, очевидно, ведут к увеличению занятости, повышает конкурентоспособность региональных производственных систем, росту доходов и др.
В настоящее время отдельная особенность кластеризации экономики заключается в активной роли государственных органов в определении кластеров, поддержки кластерных инициатив, поощрение их развития и оценки эффективности процесса кластеризации [1].
Кластеры являются ключевым элементом и инструментом современных инновационных стратегических действий. В некоторых странах кластерные стратегии введены недавно, когда в других странах они начали применяться еще с 1990-х годов.
В последние годы появились новые возможности по обмену лучшим опытом между странами, международное сотрудничество и сходимость между регионами и странами для продвижения политики. Учреждение международных стратегических организаций сотрудничества кластера, сравнение кластерных стратегий, а также сопоставительный анализ кластерных организаций и программ вызвали большой скачок вперед в развитии кластерных стратегий и кластерных программ.
Кластерная политика и родственные явления (сети и платформы) продвигаются различными уровнями правительства: наднациональный (как Европейский Союз), национальный, региональный и местный. Какой уровень будет осуществлять какую политику определяется несколькими факторами, как поддерживается отпечаток ожидаемых положительных избытков, доступные ресурсы и инструменты, способность к разработке и применение такой стратегии
Примеры кластеров существуют как в промышленном секторе, так и в сфере услуг. Кремниевая Долина (Калифорния) и Бангалор (Индия) - широко известные программные кластеры. Уоллстрит (Нью-Йорк) и Цюрих - крупные кластеры финансовых центров. Многие из этих кластеров начинали без явной, определенной кластерной политики, хотя действия государственного сектора, тем не менее, играли важную роль в аспектах их развития.
Примеры кластерной политики на национальном уровне включают Pôles de Compétitivité во Франции, центры экспертизы в Финляндии или японские промышленные кластеры и кластеры знаний. Многие регионы и города имеют программы поддержки своих кластеров. Часто такая политика требует сотрудничества между фирмами и учреждениями знаний.
Кластерные стратегии также продвигаются различными стратегическими потоками, которые влияют на цели и используемые инструменты. Стратегические потоки в целом продвигаемые стратегиями типа кластерных, включают: политику регионального экономического развития, научные/технологические/инновационные стратегии, стратегии индустрия/предприятие, и даже стратегии высшего образования.
Кластерная политика существует и в развитых, и в развивающихся странах, варьируется в зависимости от состава участников, структуры и типов продуктов и услуг, особенностей местоположения, а также уровня и стадии их развития.
Формирование кластера приводит к развитию конкуренции между территориями, которое позволяет привлечь дополнительные инвестиции в развивающихся областях. Применение кластерной политики имеет целью оптимизацию развития территорий на базе новых технологий, которые в состоянии начать развитие кластерных формирований по предопределенным целям, направлению и области развития в контексте существующих возможностей. Распространенность кластеров в экономике вместо отдельного функционирования компаний очень важно для регионального развития, где существует высокая географическая концентрация взаимодействующих отраслей. Развитие кластера как новой формы управления, экономического
взаимодействия и коммуникаций может достигнуть определенного значительного социально-экономического воздействия на область.
Зарубежный опыт использования кластерной политики в отношении к менеджменту территориального развития очень разнообразный. Рассматривая практику кластерной политики в развитых и развивающихся странах, можно отметить важный момент: не существует стандарта, идеального метода и схем формирования и развития территориальных индустриальных кластеров.
Каждая страна разрабатывает свой собственный метод формирования и управления кластерами и организовывает деятельность государственных органов, ответственных за осуществление национальной стратегии промышленной конкурентоспособности территории [1]
Доказано и общеизвестно, что развитие кластера - долгосрочный проект. Чтобы удовлетворить специфические условия развития, поддержка кластера должна проводиться на долгосрочной основе, по меньшей мере 5-10 лет. Это означает, что требуется долгосрочная, но гибкая поддержка кластеров и организации по управлению кластерами со стабильными принципами.
Исследования и разработки и программы по развитию бизнеса, которые не сфокусированы специально на кластерах, инвестициях в инфраструктуру, внедрении регулирования для поддержки экономического развития путем создания рынков для новых товаров и услуг, а также макроэкономических и фискальных стратегиях, проводимых для окружающей среды бизнеса, должны поддерживаться кластерной программой. Таким образом, кластерные программы должны разрабатываться путем интегрированной стратегии кластерного развития совместно развиваемую и поддерживаемую соответствующими государственными подразделениями. Чтобы достичь высокого экономического эффекта для кластерных организаций, требуются скоординированные и совместные усилия широкого круга правительственных подразделений [2].
В последние годы в Казахстане в зерновом производстве основным направлением являлось стимулирование бизнеса к повышению продуктивности полей за счет диверсификации в растениеводстве, внедрения новых технологий, химизации, субсидирования семеноводства, технического перевооружения, удешевления стоимости минеральных удобрений, гербицидов, услуг по доставке поливной воды, определению качества семян и т.д. [3].
Таблица 1. Поддержка растениеводческой отрасли в Казахстане
Направления государственной поддержки 2010 2011 2012
Удешевление стоимости минеральных удобрений 3215 4095 5013
Субсидирование стоимости элитных семян 2088 2422 2451
Удешевление стоимости ГСМ и ТМЦ 14206 18098 20114
Удешевление стоимости гербицидов 600 1859 1859
Возмещение ставки вознаграждения по лизингу техники 40
Субсидирование закладки и выращивания многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда 1513 1520 1836
Определение сортовых и посевных качеств семян 257 271 292
Субсидирование экспертизы качества казахстанского хлопка 54 247 387
Удешевление расходов на транспорт при экспорте зерна 11828 5000 20091
Закуп зерна в государственные ресурсы 11250 12750 6750
Поддержка страхования в растениеводстве 100 1203 65
Субсидирование стоимости услуг по доставке воды 1492 1566 1566
Перемещение продовольственного зерна (для высвобождение ХПП) 1135 1700 1745
Хранение и перемещение зерна государственного резерва продовольственного зерна 851 911 943
Кредитование на организацию проведения весенних полевых работ 42600 64339 57398
Итого 91328 115981 120509
Примечание - Мастер-план «Стабилизация зернового рынка». Официальный Интернет-ресурс Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. mgov.kz/ru/master-р1апу
Все эти меры позволили достичь успехов в производстве зерна. За 2008-2012 годы среднегодовой объем производства зерна в республике составил 17,7 млн. тонн, что на 2,2 млн. тонн или 14% выше по сравнению с предыдущим пятилетием. Среднегодовая урожайность зерновых культур увеличилась соответственно на 0,3 ц/га или 2,8% (рис. 1).
Рис. 1 - Динамика производства зерна в Казахстане [1].
Казахстан сумел позиционировать себя как один из ведущих мировых экспортеров зерна и муки за счет стабильных урожаев и высоких качественных характеристик зерна. Республика входит в десятку ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок и является лидером по экспорту муки. Так, за 2008-2012 годы среднегодовой объем экспорта зерна составил 8,2 млн. тонн и по сравнению с предыдущим пятилетием возрос на 2,5 млн. тонн или 42,6%.
Рис. 2 - Динамика экспорта зерна и муки в Республике Казахстан [1].
В рассматриваемой отрасли созданы все необходимые правовые и институциональные основы. Законодательное регулирование производства зерна в республике осуществляется в рамках таких законов, как «О зерне», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об обязательном страховании в растениеводстве», «О семеноводстве».
Наряду с этим принимаются различные меры по развитию экспорта и инфраструктуры хранения, а также транспортной логистики. Общая емкость хранения зерна в республике составляет 24,1 млн. тонн. В 2012 году по республике мощность хранения зерна в целом увеличена на 614,6 тыс. тонн, в том числе за счет средств КазАгро - на 14,0 тыс. тонн.
Функционируют зерновые терминалы в портах Актау, Амирабад (Иран), Баку (Азербайджан).
К 2013 году основными проблемами развития зернового производства в Казахстане являлись: 1) недостаточные темпы диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур, переориентирования на выращивание альтернативных высокорентабельных культур; 2) монокультура пшеницы; 3) недостаточное развитие семеноводства зерновых культур (ячменя пивоваренного назначения, твердой пшеницы, зернобобовых культур); 4)
недостаточность емкостей для хранения зерна; 5) низкий уровень химизации; 6) низкие темпы внедрения передовых агротехнологий сберегающего земледелия, в частности, нулевых; 7) низкий уровень технической оснащенности зернопроизводства; 8) недостаточная урегулированность рынка зерна; 9) недостаточная эффективность системы обязательного страхования в растениеводстве, которая связана с отсутствием контроля в части использования финансовых средств «страхового резерва» страховых компаний, демпингом цен обществами взаимного страхования при заключении договоров обязательного страхования, и т.п.; 10) отсутствует единая экспортная политика в ценообразовании по направлениям экспорта, существует демпинг цен со стороны мелких трейдеров; 11) недостаточный уровень государственной поддержки отрасли и т.д. [3].
Несмотря на существующие проблемы на зерновом рынке он является одной из основных отраслей народного хозяйства республики и входит в один из наиболее перспективных кластеров Казахстана (согласно Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года).
Для решения существующих проблем зернового рынка и поддержки и развития кластеризации экономики в Казахстане приняты к осуществлению большое количество программ - Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года, «Агробизнес-2020», Мастер-план «Стабилизация зернового рынка» и т.д. .
На начальном этапе кластерная политика в Республике Казахстан формировалась на основе следующих подходов:
1) кластеры в индустриальных секторах на основе использования природных ресурсов, которые станут ядром экономики Казахстана в будущем;
2) сервисные кластеры, которые будут способствовать укреплению позиций Казахстана в качестве сервисного и делового хаба в регионе Центральной Азии
В 2005 году было определено 7 пилотных индустриально-сервисных кластеров: нефтегазовое машиностроение, металлургия, транспорт и логистика, текстильная промышленность, пищевая промышленность, туризм, строительные материалы [4].
Политика государства по развитию кластеров включала различные меры по таким направлениям, как: создание институциональных условий развития, производственно-инфраструктурные проекты, организационная поддержка, развитие научно-образовательного потенциала.
Потенциальными кластерами являются кластеры машиностроения; туристические кластеры; кластеры технологий добычи и переработки нефти и газа; кластеры металлургии; кластеры альтернативной энергетики; кластеры легкой промышленности; кластеры химической промышленности; кластеры агропромышленного комплекса; транспортно-логистический кластер.
Организационная структура кластеров представлена на рисунке 3
Рис.3 - Организационная структура кластеров [4].
В рамках реализации Программы «Агробизнес-2020» Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан было разработано 15 мастер-планов для подотраслей сельского хозяйства по таким направлениям как: развитие рационального использования земель; стабилизация зернового рынка; модернизация ветеринарной системы в соответствии с международными
стандартами; развитие кормопроизводства; развитие коневодства; развитие свиноводства; развитие молочного скотоводства; развитие плодоовощеводства; развитие переработки сельхозпродукции; развитие овцеводства; развитие мясного птицеводства; развитие мясного скотоводства; развитие товарного рыбоводства; развитие семеноводческой отрасли; развитие системы фитосанитарной безопасности [3].
По всем названным направлениям планируется субсидирование ставки вознаграждения по кредитам для пополнения оборотных средств. Программы прогнозируются в следующих показателях:
1) увеличение экспортной выручки от реализации продукции АПК на 20 %;
2) повышение производительности труда на одного занятого в сельском хозяйстве в 3 раза;
3) увеличение физических объемов производства с/х продукции в 1,5 раза;
4) привлечение более 10 трлн. тенге частных денежных средств в отрасль.
5) обеспечение продовольственной независимости по основным продуктам питания на уровне 80% внутреннего рынка;
Реализация данной программы будет способствовать созданию благоприятных условий для развития бизнеса на селе, а также притоку инвестиций в отрасль.
Библиографический список
1. 22nd InternationalEconomic Conference-IECS2015 "Economic Prospects in the Contextof Growing Global and Regional Interdependences", IECS2015 Instruments of Development of Cluster Policy: Stages, Models, International Practice. Yulia Polozhentseva, Maria Klevtsova
2. LET'S MAKE A PERFECT CLUSTER POLICY AND CLUSTER PROGRAMME. SMART RECOMMENDATIONS FOR POLICY MAKERS. Thomas A. Christensen, Thomas Lämmer-Gamp, Gerd Meier zu Köcker. Berlin/Copenhagen, 2012
http://www.cluster-analysis.org/downloads/Clusters_web_singlepage_06092012.pdf
3.Мастер-план «Стабилизация зернового рынка». Официальный Интернет-ресурс Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. http://mgov.kz/ru/master-plany/
4.Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года № 1092 Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001092
5.http ://www. kazagro. kz/en/web/kam/n e ws ?
idNews=114&p_p_state=maximized&p_p_lifecycle=0&p_p_id=newsportlet_WAR_newsportlet&d-16544-p = 15&action=showNewsFull&type=2&p_p_mode=view В РК разработаны мастер-планы развития отраслей АПК
б.Общая картина развития сельского хозяйства в Казахстане
http://www.agrodom.kz/55-obshcha Пресс-служба Министерства сельского хозяйства РК
7.Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151 Об утверждении Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы
«Агробизнес-2020» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.10.2015 г.)
8.Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
9.Фатеев, В.С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики / В.С. Фатеев // Весн'1к Гродзенскага дзяржаунага ун'1вератэта 1мя Янк Купалы. Серыя 5. Эканом'1ка. Сацыялопя. Б'ялопя. - 2012. - № 2 (131). - С. 40-50.
10. Porter M. The Competitive Advantage of Nations / M. Porter. - 1990.
11. Ларина, Н.И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации производства / Н.И. Ларина // Регион:экономика и социология. - 2007. - № 4. - С. 126-138
12. Andersson, T. The Cluster Policies Whitebook / T. Andersson, S. Schwaag-Serger, J.Sörvik, E.W. Hansson. - Malmö: IKED, 2004. - 250 p
13. Таранова И.В. Методические аспекты анализа и оценки эффективности территориального размещения и специализации устойчивого развития экономики региона//Вестник университета управления (ВАК), № 5.-Москва. - 2011.-С.12-25
14. Портер М. Конкуренция. М., 2005. С. 256
15. Шарф А.А. Кластерная политика как элемент инновационной экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7226 (дата обращения: 14.10.2015).
16. Таранова И.В., Маркарян С.Р. Модернизация производственной сферы как условие устойчивого развития экономики региона. Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 2 (30). С. 9.
17. Васильева О.А. Кластерная политика в Казахстане: предпосылки и особенности развития аграрного кластера. Журнал Государственный советник № 2 (10) / 2015
18. Лизунов В.В. Метелов С.Е. Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии. - Омск: Издатель
ИП Скорнякова Е.В., 2012.
19. Пилипенко В.И. Кластерная политика. СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов», 2012.
20. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
References
1. 22nd InternationalEconomic Conference-IECS2015 "Economic Prospects in the Contextof Growing Global and Regional Interdependences", IECS2015 Instruments of Development of Cluster Policy: Stages, Models, International Practice. Yulia Polozhentseva, Maria Klevtsova
2. LET'S MAKE A PERFECT CLUSTER POLICY AND CLUSTER PROGRAMME. SMART RECOMMENDATIONS FOR POLICY MAKERS. Thomas A. Christensen, Thomas Lammer-Gamp, Gerd Meier zu Kocker. Berlin/Copenhagen, 2012
http://www.cluster-analysis.org/downloads/Clusters_web_singlepage_06092012.pdf
3. Master plan "Stabilization of the grain market". Official Internet resource of the Ministry of Agriculture of the Republic of Kazakhstan. http://mgov.kz/ru/master-plany/
4. The concept of forming of perspective national clusters of the Republic of Kazakhstan till 2020. Information System of Law of Regulatory Legal Acts of the Republic of Kazakhstan. URL: http ://adilet.zan. kz/rus/docs/Pl 300001092
5.http ://www. kazagro. kz/en/web/kam/n e ws ?
idNews=114&p_p_state=maximized&p_p_lifecycle=0&p_p_id=newsportlet_WAR_newsportlet&d-16544-p = 15&action=showNewsFull&type=2&p_p_mode=view Master plans of agrarian and industrial complex development are developed in the Kazakhstan
6. An overall picture of development of agricultural industry in Kazakhstan http://www.agrodom.kz/55-obshcha Press service of the Ministry of Agriculture of Kazakhstan
7. The order of the Government of the Republic of Kazakhstan of February 18, 2013 No. 151 About approval of the Program for development of agro-industrial complex in the Republic of Kazakhstan for 2013 - 2020
"Agrobusiness-2020" (with changes and additions as of 29.10.2015)
8. M. Porter. Competition. - M.: Williams publishing house, 2003.
9. Fateev, V. S. Clusters, cluster approach and its use as instrument of regulation of development of national and regional economy . - 2012. - No. 2 (131). - Page 40-50.
10. Porter M. The Competitive Advantage of Nations/M. Porter. - 1990.
11. Larina, N. I. Regional clusters and territorial and production complexes as forms of territorial production organization / N. I. Larina// Region: economics and sociology. - 2007. - No. 4. - Page 126-138
12. Andersson, T. The Cluster Policies Whitebook/T. Andersson, S. Schwaag-Serger, J.Sorvik, E.W. Hansson. - Malmo: IKED, 2004. - 250 p
13. Taranova I. V. Methodical aspects of the analysis and efficiency evaluation of territorial placement and specialization of sustainable development of the regions economy //Bulletin of university of management (VAK), No. 5. - Moscow. - 2011. - Page 12-25
14. M. Porter. Competition. M, 2005. Page 256
15. A.A. Sharph. Cluster policy as element of innovative economy//Economy and management of innovative technologies. 2015. No. 1 [An electronic resource]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7226.
16. Taranova I. V., Markaryan S.R. Upgrade of the production as a condition of sustainable development of the regions economy. Bulletin of Institute of friendship of the people of the Caucasus. Theory of economy and management of the national economy. 2014. No. 2 (30). Page 9.
17. Vasilyeva O. A. Cluster policy in Kazakhstan: prerequisites and features of development of an agrarian cluster. Counselor of state magazine No. 2 (10)/2015
18. Lizunov V. V. ,Metelov S.E., Solovyov A. A. Clusters and cluster strategy. - Omsk: Publisher Skornyakova E.V., 2012.
19. Pilipenko V. I. Cluster policy. SPb.: Publishing house of "Saint Petersburg State University of Economics and Finance", 2012.
20. M. Porter. International competition. - M.: International relations, 1993. Возврат к списку
YO OX
\ш
6 000 руб
1/t
4 450 руб
Р/
"ТТ*ТгР' J
6 500 руб
2 650 руб
3 200 руб
© 2014-2017 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная бесплатная публикация научных статей, 16+
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу
ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ
INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород