Научная статья на тему 'Земская и городская реформы 1860-1870-х годов XIX в. и их влияние на развитие местного самоуправления в Российской империи'

Земская и городская реформы 1860-1870-х годов XIX в. и их влияние на развитие местного самоуправления в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земская реформа / городская реформа / земские учреждения / губернии / уезды

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Улезько Елена Валерьевна

В статье рассматриваются земская и городская реформы, проведенные в Российской империи в 1860-1870-х гг. XIX в., а также нормативная база реформ. Дается характеристика результатам реформ, их влиянию на развитие местного самоуправления в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земская и городская реформы 1860-1870-х годов XIX в. и их влияние на развитие местного самоуправления в Российской империи»

Библиографический список:

1. Новая философская энциклопедия / В.С. Сте-пин [и др.]. - Москва, 2001. - 605 с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: словарь / под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование, 2019. -1376 с.

3. Поляков И.Н. Разумные сроки судопроизводства: понятие и значение // Российская юстиция. -2011. - № 4. - С. 33-37.

4. Административное судопроизводство: учебник / под ред. В.В. Яркова. - Москва: Статут. 2016. -187 с.

5. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - Москва, 2012. - 636 с.

УДК 35.352

Земская и городская реформы 1860-1870-х годов XIX в. и их влияние на развитие местного самоуправления в Российской империи

Улезько Елена Валерьевна

В статье рассматриваются земская и городская реформы, проведенные в Российской империи в 1860-1870-х гг. XIX в., а также нормативная база реформ. Дается характеристика результатам реформ, их влиянию на развитие местного самоуправления в Российской империи.

Ключевые слова: земская реформа, городская реформа, земские учреждения, губернии, уезды.

В период 1860-1870-х гг. XIX в. в Российской империи были проведены либеральные реформы, включавшие крестьянскую реформу, судебную, военную, земскую и городскую реформы, реформу просвещения. Цели и задачи реформ заключались в модернизации системы государственного управления, местного управления, ликвидации отставания в экономическом развитии от ведущих европейских государств. Все попытки приспособить старый механизм государственного управления к новым реалиям оказались несостоятельными. Непростое экономическое, социальное, внутригосударственное положение усугубила неудачная Крымская война, а также сохраняющееся крепостное право не дававшее развиваться крестьянскому хозяйству и предпринимательству, росту и развитию городов. Среди крепостных крестьян были предприимчивые люди, стремящихся открыть свое дело - Александр Чичкин, Степан Абрикосов, Петр Смирнов, Григорий Елисеев, но не способные реализовать свои таланты в условиях сохраняющейся крепостной зависимости, отсутствия свободы торговли. На местах сохранялись проблемы в

сфере медицины и образования, значительное количество школ, содержание которых финансировалось из личных средств помещиков, после крестьянской реформы 1861 г. были закрыты.

Крайне остро встали вопросы, связанные с системой организации власти на местах, которая по-прежнему отличалась громоздкой и архаичной структурой. Представители сословий, привлекаемые к управлению, так и остались на положении «безгласном и бесконтрольном». Прогрессивно настроенные государственные и общественные деятели XIX в. отмечали, что система самоуправления в Российской империи переживает глубокий кризис, негативно отражающийся на всем местном управлении в государстве. Устранить этот кризис было возможно только путем проведения реформ с пониманием сущности данного института. С этой целью в 1864 г. было принято решение о проведении земской, а затем и городской реформы. Предполагалось, что в результате реформ на местах будут созданы институты местного самоуправления, улучшится система народного

образования, медицина, жители городов, уездов получать доступ к управлению, и смогут влиять на принятие решений на местах, активно участвовать в общественной и политической городской жизни.

Работы по проведению земской и городской реформы начались вскоре после того, как были сделаны первые шаги в осуществлении крестьянской реформы. В мае 1858 г. Министерство внутренних дел затребовало от губернаторов отзывы на основные положения реформы уездного управления. Согласно положениям, вся власть на местах должна была быть сосредоточена в руках уездного начальника, а уездный представитель дворянства должен был исполнять все указания уездного начальника, при этом, не находясь в его подчинении. Данное положение не встретило поддержки среди губернаторов и 1 января 1864 г. было разработано и утверждено новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое легло в основу проведения земской и городской реформы и ставшее единственным нормативным актом, на основе которого осуществляли свою деятельность земские и городские органы управления.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» определяло задачи, функции, а также место земских учреждений в системе государственного управления Российской империи. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде включали: распоряжение имуществом и капиталами земств, зданиями, сооружениями, путями сообщения, принадлежащими земствам, обеспечение народного продовольствия, заведывание различными благотворительными учреждениями, странноприимными домами, попечение о развитии торговли и промышленности на местах, раскладка государственных денежных сборов, организация и проведение выборов в земские учреждения. В Положении особо указывалось: «Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений.

Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам» [1].

В губерниях и уездах в результате реформы создавались новые органы местного самоуправления - уездные и губернские земские учреждения, к которым относились Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа, ставшие всесословными выборными органами власти и управления на местах. Правом голоса обладали лица, владеющие в уезде собственностью, оцениваемой не ниже 15 тыс. руб., владеющие предприятием с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб. или землями, количество и стоимость которых определялась для уезда в особом расписании. Выборщики от сельских обществ назначались волостными сходами из своей среды. Из числа лиц, имеющих право участвовать в выборах, исключались лица моложе 25 лет, женщины, лица, находящиеся под уголовным следствием или судом, лица, опороченные по суду или общественному приговору и иностранцы, не присягнувшие на подданство России. Земства избирались сроком на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства, что открывало возможности дл контроля представителей земств из народной среды, а также сохраняло привилегированное положение дворянства на местах.

К концу 1870-х гг. земства были образованы в 33 губерниях Российской империи, за исключением Сибири, Кавказа, Средней Азии, западнорусских губерний. В частности, губернские и уездные земские учреждения были введены во Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринослав-ской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской губерниях [1]. По данным на 1917 г. земские учреждения

осуществляли свою деятельность в 43 губерниях [2, с. 54]. В Сибири земства возникли только в 1917 г. и просуществовали около 2-х лет, фактически ставшие никому не нужными и бесполезными. Окончательно земства были ликвидированы в период с 1918 г. по 1919 г.

Земская и городская реформы рассматривались и как возможность примерить представителей либерального и консервативного направлений в дворянской среде, снизить накал борьбы между ними, но в результате, реформа только обострила существующие противоречия. Часть российского общества в ходе преобразований поддерживала консерваторов, считая, что реформы ослабляют основы существующей системы органов государственной власти и управления, самодержавную власть, ведут к брожению в обществе. Либерально настроенные представители дворянства, напротив, рассматривали проводимые реформы как недостаточные, не затрагивающие существующий порядок управления и не способствующие развитию управления на местах. Положение осложняло и то, что в Уездные Земские Собрания и Уездные Земские Управы, как правило, входили представители и консервативного, и либерального направления.

Надзор за деятельностью земских учреждений осуществлялся органами государственной власти, что не позволяло создать оппозицию и усилиться либеральным течениям. Не смотря на жесткий контроль со стороны государства, земства обладали некоторой степенью самостоятельности. Например, обладали правом избирать своих представителей на посты в руководящих органах, обучали кадры на местах. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», земства так же занимались вопросами образование, медицина, распределения государственных налогов и установления новых налогов.

Земские учреждения просуществовали свыше 50 лет и способствовали развитию местной торговли, промышленности, медицины, народного образования, сельского хозяйства. Земствам обязаны своим появлением земские учителя и врачи, деятельность которых привела к повышению грамотности

среди народа и улучшению медицинского обслуживания. Земские врачи и учителя активно участвовали и в управлении на местах, из их числа пополнялись ряды специалистов в сфере образования, медицины, государственной службы; а общество благодаря деятельности местной интеллигенции стало больше взаимодействовать с государственной властью. По данным на 1912 г., профессиональное образование в органах земства имели до 150 тыс. служащих [2, с. 55].

Отдельные формы городского управления существовали в России с древности: жители собирались на мирские сходы, выбирали старост, всем миром искали "лихих людей", но все это не было собственно местным управлением. Со временем, государство все больше стало присматриваться к институтам общественного самоуправления, как доказавшим свою жизнеспособность и эффективность. Так, появляется институт «голов» и старост, принимается «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г. Однако наиболее важной вехой в развитии городского самоуправление стало принятое в ходе городской реформы 1870 г. «Городовое положение», которое нормативно следует рассматривать в тесной взаимосвязи с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». На основании "Городового положения»" все подданные Российской империи, платившие налоги в бюджет города и обладавшие имуществом в городе получили право голоса.

По «Городовому положению» были созданы всесословные городские учреждения -Городская дума, Городская управа, Городское избирательное собрание в компетенцию которых входило попечение о благоустройстве города, городском освещении, городском хозяйстве, устройстве больниц и школ. «Городовое положение» практически копирует текст «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», поэтому организация, структура, порядок формирования, выборов в органы городского самоуправления характеризовались почти полным текстовым совпадением с порядком формирования, выборов, структурой и деятельностью земских органов управления. Поэтому уместно будет

рассмотреть только специфические особенности статуса Городских дум и Городских управ в сравнении с земствами. Так, Городская дума осуществляла свою деятельность под руководством головы и гласных, избираемых на 4 года. В отличие от земских учреждений, Городская дума созывается по мере надобности, а Городская управа действует на постоянной основе. Городская управа согласно «Городовому положению» обладала большей независимостью по отношению к Городской думе, чем Земская управа по отношению к Земскому собранию.

Городские думы осуществляли обширную работу, направленную на благоустройство и развитие города, но в общественной жизни не принимали такого деятельного участия как земства. Такая инертность объяснялась преобладанием в городах купечества и предпринимателей, которые в первую очередь занимались своей непосредственной деятельностью - торговлей, предпринимательством и не стремились к участию в общественной жизни города.

Говоря о недостатках городской реформы нельзя не отметить то, что гласные в думе не несли практически никакой ответственности за свои действия и слова, за небрежное управление делами города и городским хозяйством. Все это приводило к тому, что Городская дума превращалась в «говорильню», где ее представители не проявляли интереса к делам города.

Несмотря на то, что земская и городская реформы отличаясь противоречивостью, порой непоследовательностью, сохранением привилегированного положения дворянства на местах, в результате реформ снизилось социальное напряжение в обществе, быстрыми темпами стали развиваться промышленность, торговля, что способствовало экономическому развитию Российского государства. Новая система управления благотворно сказалась на развитие городской жизни в Российской империи второй половины XIX в. До проведения земской и городской реформы в городах население не стремилось заниматься предпринимательской деятельностью, имело мало покупателей из уездов, не участвовало в общественной и политической жизни города. С реформами оживилась уездная жизнь, возникли земства с их многочисленными хозяйственными предприятиями, стали основываться банки, товарищества, акционерные общества.

Библиографический список

1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Тихоокеанский государственный университет: [сайт]. - URL: https://pnu.edu.ru/ru/faculties_old/full_time/isptic/iogip/st udy/studentsbooks/hist-sources1/ioio32/.

2. Химич Т.М. Земская реформа 1864 г.: причины проведения и итоги. // Аграрное и земельное право. -2019. - № 11. - С. 54-55.

УДК 342.727

Свобода слова: проблема определения понятийного аппарата и содержания

Яремчук Алина Максимовна

В статье рассматриваются вопросы развития и становления свободы слова в российском законодательстве, регламентации данной свободы в международном праве, а также вопросы, связанные с проблемой определения понятия и содержания указанной свободы.

Ключевые слова: свобода слова, Конституции России, права человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.