Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ'

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМА / ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ZEMSTVO / LOCAL GOVERNMENT / REFORM / ZEMSTVO INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зевахина Е. В.

Статья посвящена вопросам реформирования органов местного самоуправления во второй половине XIX века, становления земского и городского самоуправления. В статье определяются причины реформы, а также устанавливается ее взаимосвязь с крестьянской реформой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS THE LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA

Article is dedicated to reforming issues local self governments in the second half of the 19th century, formation of zemsky and city government. In the article are determined reasons for reform and interconnection is determined with peasant reform.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

УДК 342.55

Зевахина Е. В. студент магистратуры группа Ю-М-ЗО-17 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Россия, г. Киров

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация: Статья посвящена вопросам реформирования органов местного самоуправления во второй половине XIX века, становления земского и городского самоуправления. В статье определяются причины реформы, а также устанавливается ее взаимосвязь с крестьянской реформой.

Ключевые слова: земство, местное самоуправление, реформа, земские учреждения.

Zevakhina E. V. undergraduate group YUM-ZO-17 The Russian Presidential academy of national economy and agministration

Russia, Kirov

REFORMS THE LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA

Annotation: Article is dedicated to reforming issues local self governments in the second half of the 19th century, formation of zemsky and city government. In the article are determined reasons for reform and interconnection is determined with peasant reform.

Keywords: zemstvo, local government, reform, zemstvo institutions.

Переход России в XIX веке от традиционной формы развития к индустриальному развитию выявил широкий круг проблем во всех сферах жизни общества, в результате чего были приняты решения о проведении ряда либерально - демократических реформ: отмена крепостного права, ликвидация военных поселений, полное изменение судоустройства, реформирование системы высшего и среднего образования, проведение экономических преобразований. Также изменений требовала и система управления.

Впервые упорядочить власть на местах попытался АлександрП. Одним из значимых преобразований того времени стала разработка и принятие «Положения о губернских и уездных земских учреждений» 1864 г. и

«Городового положения» 1870г. Данные положения можно рассматривать как предшественники нынешней системе местного самоуправления.

До 1861 года в России основными уровнями власти были: в центре -император, в губернии -губернатор, в уезде - капитан-исправник. При существовании в губернии центрального управления, решения центральной власти доходили до местных властей достаточно долго, а зачастую даже видоизменялись, что приводило к неверным решениям на местном уровне.

М.М. Сперанским еще в начале XIX века был разработан грандиозный проект создания системы самоуправления на всех уровнях - от волостного до общероссийского. Идея проведения земской реформы заключалась в том, чтобы передать власть в те руки, кто знал реалии того или иного региона Российской империи изнутри.

Важным преобразованием явилось принятие «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» (далее Положение). Положение было утверждено 1 января 1864 года Александром II1.

В соответствии с Положением земское представительство имело всесословный состав. Земские учреждения занимались решением хозяйственных вопросов самостоятельно, они не входили в систему государственных органов, были независимы от государственной администрации в пределах, установленных законами, также земские учреждения решали вопросы местного значения. К компетенции земских учреждений, в соответствии положением, относилось строительство путей сообщения, содержания и сооружения местной инфраструктуры - школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности. Финансировалась деятельность земств за счет установленных налогов, которыми облагались -земля, дома, предприятия и торговые заведения.

Система органов местного самоуправления имела два уровня - в уезде и губернии. Избрание уездных земских собраний осуществлялось населением раз в три года, губернские - формировались из их представителей, которые выдвигались на уездных собраниях. На земских собраниях выборы проходили с заметным преимуществом дворян-помещиков. Население уезда делилось на три курии: землевладельцы, городские избиратели, крестьяне.

Земская реформа имела свои недостатки, которые проявлялись в том, что не был выдержан принцип всесословности в связи с распределением населения на курии, а имущественный ценз давал преимущество дворянам, в связи с чем недостаточно внимания уделялось нуждам населения, отсутствовало учреждение, которое бы контролировало деятельность земств.

Несмотря на недостатки новой системы земских учреждений, идея создания местного самоуправления являлась достаточно прогрессивной и демократичной для того времени. Результаты деятельности земств были

1 Положение о губернских и уездных земских учреждениях 01 января 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 39. Отделение 3-е, 1864. № 40457. С.1-14

значительными: повысился уровень образования и здравоохранения, улучшилось качество дорог. Таким образом, несмотря на преобладание дворян в управлении земств, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс2.

Вслед за земской реформой в 1870 году Александр II провел городскую реформу, им было подписано «Городовое положение». Оно вносило следующие новшества: сословные органы городского самоуправления были заменены всесословными. Согласно Положения, избирательное право получили все мужчины, достигшие 25 лет, платившие все установленные налоги и сборы. Деление на курии проходило в соответствии с величиной уплаченных в пользу города сборов. От каждой группы избиралось равное количество гласных, в результате чего обеспечивалось преобладание крупных собственников. Существовал также постоянно действующий исполнительный орган - городские управы.

Городское общественное самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и образования, содержанием полиции, тюрем и т. д. Как и земства, думы и управы содержались за счет взимания сбора в размере 1% с промышленных и торговых предприятий3.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие4.

Городская реформа была по своей сути достаточно ограничена, однако являлась ступенью для установления городского самоуправления. Она продолжила цель земской реформы по приобщению широких слоев населения к управлению делами местного значения, что являлось предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Александры полагал, что система самоуправления, созданная при АлександреП создавала угрозу распространения революционных идей, однако и не считал ее бесполезной. 12 июля 1889 года им был подписан указ об утверждении должности земского начальника, которую могли занимать только представители дворянства. Александр!!! наделил их широким кругом

2 Данилов А.А. Отечественная история: учебник для вузов / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2003. - 352 с. -(Факультет). - ISBN 5-901660-24-2.

3 Муниципальное право России [Текст] : / И. В. Захаров [и др.] ; под ред. А. Н. Кокотова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2013. - 559 с. - (Бакалавр. Углубленный курс). - Авт. указаны на обороте тит. л., на обл. фот. ред. - Библиогр.: с. 558-559. - ISBN 978-5-9916-2666-8.

4 Лен К.В. «Городовые положения» 1870 г. сквозь призму истории российской провинции / К.В. Лен // Научный диалог. - 2014. - № 5 (29): История. Социология. - С. 6 - 16.

полномочий от проведения судебного процесса до указов организации арестов в районе5.

Земское положение 1890 года сохранило основные принципы земской организации, однако оно ограничило независимость земств и усилило позиции дворян.

Положение 1890 года признавало государственный статус земских учреждений, а члены земских управ являлись государственными служащими. Положение 1890 года просуществовало как основной законодательный акт в деятельности земских учреждений вплоть до Февральской революции 1917 года.

11 июня 1892 года было утверждено «Городовое положение», согласно которому налоговый ценз был заменен на имущественный, составляющий от 1 до 3 тыс. руб. в губернском городе, что фактически привело к избранию только владельцев промышленных предприятий и торговых заведений.

Городская реформа 1892 г., усилив контроль губернской администрации за деятельностью органов городского самоуправления, тем не менее не может рассматриваться как фактическая ликвидация городского самоуправления по той причине, что выборность органов, наличие определенной сферы компетенции, более или менее самостоятельные источники средств местного самоуправления и право формирования городского бюджета были в новом законе сохранены.

Подводя итоги можно выделить два этапа становления российского дореволюционного местного самоуправления: период реформ - с момента принятия законов 1864 г. и 1870 г., и период контрреформ - после принятия законов 1890 г. и 1892 г.. Законы контрреформ не меняли саму суть местного самоуправления, они вносили поправки в законы периода реформ. Реформы в российском самоуправлении имели существенное значение для хозяйственного и культурного развития страны и в определенной мере для политического воспитания общества.

Использованные источники:

1. Данилов А.А. Отечественная история: учебник для вузов / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2003. - 352 с. - (Факультет). - ISBN 5-901660-24-2.

2. Лен К.В. «Городовые положения» 1870 г. сквозь призму истории российской провинции / К.В. Лен // Научный диалог. - 2014. - № 5 (29): История. Социология. - С. 6 - 16.

3. Муниципальное право России [Текст] : / И. В. Захаров [и др.] ; под ред. А. Н. Кокотова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2013. - 559 с. -(Бакалавр. Углубленный курс). - Авт. указаны на обороте тит. л., на обл. фот. ред. - Библиогр.: с. 558-559. - ISBN 978-5-9916-2666-8.

5 Еремян В. В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XX века) : учеб. пособие для высшей школы / М., 2003. С. 453.

4. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 01 января 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 39. Отделение 3-е, 1864. № 40457. С. 1-14

5. Место и роль органов местного самоуправления в реализации прав личности / Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития : матер, междунар. научно-практ. конф. 17-18 декабря 2007 г. Ч. 1 / Пензенский филиал НОУ «МНЭПУ», «МГОУ», «ПГПУ» им. В. Г. Белинского; отв. ред. И. П. Шахова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. С. 49.

6. Еремян В. В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XX века) : учеб. пособие для высшей школы / М., 2003. С. 453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.