DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_73 УДК 340.1
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ AGRICULTURAL LAND IN THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
СЕДЫХ Владимир Александрович,
доктор биологических наук, кандидат сельскохозяйственных наук, главный научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
РАДЧЕНКО Елена Павловна,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
ВДОВИНА Алина Нафисовна,
старший научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: [email protected];
SEDYKH Vladimir Aleksandrovich,
Chief Researcher of SIC-1 FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Agricultural Sciences, Doctor of Biological Sciences. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
RADCHENKO Elena Pavlovna,
Leading Researcher of SIC-1 FKU Research Institute
of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Economic Sciences. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected];
VDOVINA Alina Nafisovna,
Senior Researcher of SIC-1 FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассмотрены теоретические и правовые вопросы управления землями сельскохозяйственного назначения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Проведен анализ состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения, как в Российской Федерации, так и в системе в целом. В процессе работы выделены проблемные места и обозначены перспективы развития почв, даны рекомендации по организации землепользования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Abstract: the article deals with theoretical and legal issues of agricultural land management in the penal system of the Russian Federation. The analysis of the state and use of agricultural land, both in the Russian Federation and in the system as a whole, is carried out. In the course of the work, problem areas are identified and prospects for soil development are outlined, recommendations are given on the organization of land use in the penal system of the Russian Federation.
Ключевые слова: экономика, тип почв, плодородие почв, охрана почв, земли сельскохозяйственного назначения.
Keywords: economy, soil type, soil fertility, soil protection, agricultural land.
Для цитирования: Седых В.А., Радченко Е.П., Вдовина А.Н. Земли сельскохозяйственного назначения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 73-75. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_73.
For citation: Sedykh V.A., Radchenko E.P., Vdovina A.N. Agricultural land in the penal system of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 73-75. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_73.
Статья поступила в редакцию: 22.03.2023
Не возобновляемым природным ресурсом, который есть в распоряжении человечества - является земля. Это материальная основа жизни и деятельности людей, основной источник получения продовольствия. Мировой опыт использования земли как средства производства утверждает о высокой ее эффективности, когда земля находится в частных руках. Поэтому наше государство после рыночных преобразований на протяжении 30 лет ищет частного собственника на государственные земли. Сбор и анализ статистических данных указал на то, что несмотря на достаточно длительный период приватизации, государство все еще остается довольно крупным собственником. Поэтому оно вынуждено оберегать и охранять эту землю [1]. В этой связи у государственных органов, также, как и у учреждений ФСИН России, возникает потребность не только в технологиях выращивания сельскохозяйственных культур, но и в природоохранных системах земледелия. Но, перед тем как об этом заявлять, необходимо убедиться в их потребности. Поэтому актуальность работы заключается в выявлении причин выбытия земель сельскохозяйственного назначения ФСИН России.
Все категории земель в границах государства составляют земельный фонд Российской Федерации. На 1 января 2021 года площадь земель Российской Федерации составляла 1712,5 млн га, из которых сельскохозяйственные угодья занимали 380,7 млн га (22,2%) (по данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) [2].
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
этих целей [3]. Это основное средство сельскохозяйственного производства в стране. Они наделены особым правовым режимом и охраняются с целью сохранения своей территории, снижения риска негативных почвенных процессов и повышения плодородия почв.
Сельскохозяйственные земли включают:
- сельскохозяйственные угодья-земли, занятые пашней, пастбищами, сенокосами, месторождениями, многолетними насаждениями;
- земли, занятые внутренними дорогами, коммуникациями, восстановленными охраняемыми лесами, водохранилищами и зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (далее - несельскохозяйственные земли).
По мнению Поршаковой А.Н., Масловой Л.А. «в настоящее время в России сформирована многоуровневая система управления развитием сельских территорий, определяющая компетенцию всех ее звеньев. Однако такая вертикаль сложилась сравнительно недавно и не является устоявшейся» [4].
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, по данным, предоставленным Росреестром, на 1 января 2021 года составляет 197,8 млн га (197 818,7 тыс. га). Их структура представлена на рисунке 1.
В 2020 году площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 182,9 млн га. Согласно законодательству РФ, земля и другие природные ресурсы в России могут быть собственностью частных лиц, государственных и муниципальных организаций или других форм собственности [5, 6].
млн га; %
■ пашни ■ сенокосы ■ пастбища ■ залежи ■ многолетние насаждения
Рис. 1. Структура сельскохозяйственных угодий РФ по состоянию на 01.01.2021
По состоянию на 1 января 2021 года в собственности Российской Федерации находится 5 776,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения; в собственности субъектов Российской Федерации - 10 765,7 тыс. га; в муниципальной собственности - 17 254,8 тыс. га. [2].
В собственности субъектов РФ числится и земля сельскохозяйственного назначения, принадлежащая ФСИН России, в размере 200 931 га. За учреждениями и предприятиями, подведомственными ФСИН России, закреплен 831 земельный участок, относящийся к федеральным землям сельскохозяйственного назначения (по состоянию на 1 января 2021 года) [2].
В таблице 1 представлены наибольшие и наименьшие площади участков, предоставленных учреждениям и предприятиям ФСИН России на праве постоянного (бессрочного) пользования, с указанием федеральных округов.
Таблица 1.
Земельные участки в ФСИН России (на праве постоянного (бессрочного пользования))
Федеральный округ Площадь, га Кол-во участков
Сибирский 62 492,81 174
Приволжский 30 754,37 124
Центральный 29 100,11 150
Северо-Кавказский 616,6 4
Значительные площади земель переданы в аренду в Сибирском федеральном округе - 2 240,602 га (13 участков), минимальные - в Центральном - 201,2 га (78 участков) и Уральском - 78,98 га (9 участков) федеральных округах. В некоторых федеральных округах, согласно данным ведомственной статистики ФСИН России земельные участки учреждениям ФСИН России в аренду не предоставлялись (по состоянию на 1 января 2021 года). Некоторые земельные участки переданы на иных правах, также числятся земли из числа федеральных сельскохозяйственных земель, правовой статус которых не определен.
Изучая использование государственных сельскохозяйственных земель, как в РФ, так и в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС), мы обратили внимание на то, что значительная часть земель выведена из сельскохозяйственного оборота. По состоянию на 1 января 2021 года, по данным субъектов Российской Федерации, площадь выбытия земель сельскохозяйственного назначения за период с 2010 по 2020 гг. составила более 18 млн га. Аналогичная ситуация просматривается и в ФСИН России. Согласно данным Росреестра за период 2014-2022 гг. территория земель сельскохозяйственного назначения сократилась в УИС более чем на 30 тыс. га. Если не вмешаться в данный процесс, то рано или поздно необходимо будет перевести земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, например, в земли лесного фонда, промышленности, а то и совсем их потерять по причине переувлажнения, заболачиваемости, опустынивания.
Причины перевода могут быть разными, порой они представляют собой совокупность тесно связанных между собой природных, социальных и экономических проблем. Но одна из них, по нашему мнению, их объединяет. Практика передачи земельных участков в бессрочное пользование или в аренду государственным органам не способствует рациональному использованию сельскохозяйственных земель, поскольку не стимулирует арендаторов принимать меры по сохранению и восполнению плодородия почв [7, 8]. Напротив, арендованные участки зачастую используются ненадлежащим образом: они зарастают, заболачиваются. Беспорядочно используются удобрения, химические мелиоранты и средства защиты растений. Нарушаются системы землепользования, севооборота. Особенности агроклиматических условий России, а также недостаток финансовых и трудовых ресурсов у землепользователей приводит к истощению почв. Это способствует зарастанию участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью, заболачиванию, засолению, закислению и т.д. В дальнейшем эти негативные процессы приводят к выбытию земель сельскохозяйственного назначения из производственного оборота. Наибольший вред плодородию почв наносят эрозия, переувлажнение и засоленность почв.
К сожалению, данные по обследованию причин выбытия земель сельскохозяйственного назначения ФСИН России в отчетах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не представлены. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р «Об Основах государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2020 годы» ФСИН России должна использовать выделенный ей земельный фонд по своему назначению и вести учет [9]. Данные о причинах выбытия земель сельского хозяйства в ФСИН России представлены во внутриведомственных отчетах. Было выявлено, что значительная часть земель сельскохозяйственного назначения не используется по назначению. Землям сельскохозяйственного назначения УИС (как и землям данной категории во всей Российской Федерации) требуются не только внедрение и применение новых технологий для выращивания сельскохозяйственных растений, но и необходимое внимание почвозащитным мероприятиям. Сельскохозяйственные земли нельзя постоянно эксплуатировать. Иногда нужно оказывать помощь для восстановления их плодородия, на что рассчитаны природоохранные системы земледелия.
Библиогра фия:
1. Olenev M. Structural analysis of the national ombudsman activities in ensuring environmental human rights // E3S Web of Conferences. Сер. "Ural Environmental Science Forum "Sustainable Development of Industrial Region", UESF 2021" 2021. Doi: 10.1051/e3sconf/202125805023.
2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [Электронный ресурс].- URL: http:// https://rosreestr.gov.ru/ (дата обращения 01.02.2023).
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс.
4. Поршакова А.Н., Маслова Л.А. Управление сельскими поселениями // Конкурентоспособность в глобальном мире. №11 (5). 2022. С.473-478.
5. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» // СПС КонсультантПлюс.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СПС КонсультантПлюс.
7. Агроэкологическая оценка земель, проектирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий. Методическое руководство. Под ред. В.И. Кирюшина, А.Л. Иванова - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - 784 с.
8. Якушев В.П., Якушев В.В. Информационное обеспечение точного земледелия. - СПб.: Изд-во ПИЯФ РАН 2007. - 384 с.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р «Об Основах государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2020 годы» // СПС КонсультантПлюс.
References:
1. Olenev M. Structural analysis of the national ombudsman activities in ensuring environmental human rights // E3S Web of Conferences. Ser. "Ural Environmental Science Forum "Sustainable Development of Industrial Region", UESF 2021" 2021. Doi: 10.1051/e3sconf/202125805023.
2. Federal Service state registration, cadastre and cartography (Rosreestr) [Electronic resource].- URL: http:// https://rosreestr.gov.ru / (accessed 01.02.2023).
3. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ dated 25.10.2001 (as amended on 16.02.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022) // SPS ConsultantPlus.
4. Porshakova A.N., Maslova L.A. Management of rural settlements // Competitiveness in the global world. No. 11 (5). 2022. pp.473-478.
5. Federal Law No. 78-FZ of 18.06.2001 "On Land Management" // SPS ConsultantPlus.
6. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 25.02.2022) // SPS ConsultantPlus.
7. Agroecological assessment of lands, design of adaptive landscape systems of agriculture and agrotechnologies. Methodological guidance. Edited by V.I. Kiryushin, A.L. Ivanov - M.: FGNU "Rosinformagrotech", 2005. - 784 p.
8. Yakushev V.P., Yakushev V.V. Information support of precision agriculture. - St. Petersburg: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2007. - 384 p.
9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 297-r dated March 3, 2012 "On the Fundamentals of the State policy of using the Land fund of the Russian Federation for 2012-2020" // SPS ConsultantPlus.