Научная статья на тему 'Землевладение аборигенов Томской губернии в конце XIX начале XX В. В условиях сохранения'

Землевладение аборигенов Томской губернии в конце XIX начале XX В. В условиях сохранения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЬНО-ЗАХВАТНЫЙ СПОСОБ ЗЕМЛЕОСВОЕНИЯ / ИНОРОДЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ABORIGINALS' LANDOWNERSHIP / METHOD OF UNRESTRICTED CAPTURE OF LANDOWNERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леттецкая Ольга Михайловна

Рассматривается вольно-захватный способ землепользования как ведущий в хозяйственном освоении крестьянами и аборигенами территорий Томской губернии. Определяются причины сохранения данного способа землевладения в конце XIX начале XX в. Выявляются последствия вольно-захватного способа для развития поземельных отношений и инородческого землевладения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of unrestricted capture of landownership as the leading one in the economic development of the territories of Tomsk province is characterized. The factors providing preservation of landownership in the 19th beginning of the 20th century are determined. Consequences of unrestricted capture of land for further development of aboriginals landownership are revealed.

Текст научной работы на тему «Землевладение аборигенов Томской губернии в конце XIX начале XX В. В условиях сохранения»

О.М. Леттецкая

ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ АБОРИГЕНОВ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. В УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ ВОЛЬНО-ЗАХВАТНОГО СПОСОБА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Рассматривается вольно-захватный способ землепользования как ведущий в хозяйственном освоении крестьянами и аборигенами территорий Томской губернии. Определяются причины сохранения данного способа землевладения в конце XIX - начале XX в. Выявляются последствия вольно-захватного способа для развития поземельных отношений и инородческого землевладения.

Ключевые слова: вольно-захватный способ землеосвоения; инородческое землевладение; Томская губерния.

Осуществляя колонизацию зауральских территорий, русские землепроходцы приходили на земли, населенные автохтонами со сложившейся системой землевладения и землепользования. При этом первопоселенцы получали земли во владение и пользование самыми разными путями: отводы, пожалования за службу, купля-продажа и т.д. [1. С. 52]. Но наиболее распространенным способом приобретения прав на земельные угодья был захват [2. С. 1]. Принцип вольно-захватного землепользования утвердился в Сибири с расширением крестьянской колонизации в XVП-XVШ вв. [3. С. 60] и продолжал существовать в конце XIX - начале XX в. [4. С. 16-17].

Определяющими факторами, порождающими вольно-захватное землевладение, исследователи поземельных отношений в Сибири называли земельный простор и труд, затраченный на приведение угодий в культурное состояние. Так, в Уртамской, Чаусской, Ояшин-ской, Кривощековской, Кайлинской, Спасской и Ту-тальской волостях Томской губернии обеспеченность пахотными угодьями составляла в среднем не менее 8,2 дес. на двор, что делало излишним «переделы и связанные с ними затраты труда и времени» [5. С. 162].

Но традиция землевладения, основанная на праве захвата, была присуща хозяйственному укладу не только российских переселенцев, но и сибирских аборигенов. Характеризуя развитие поземельных отношений в Томской губернии в конце XIX - начале XX в., исследователи отмечали, что формы землевладения у разных народов здесь складывались и эволюционировали «не под влиянием бытовых и этнографических особенностей населения, а исключительно под влиянием экономических причин - земельного простора или тесноты» [6. С. 20]. Захватный способ землевладения был распространен у инородцев Южного Алтая, в районах, где не требовалось искусственного орошения для земледельческих работ: в правобережном районе 1-й Алтайской дючины, где «...в аилах по речк. Майме, Сайдысу, Улпаю и другим каждый вновь прикочевавший может захватить под пашню любое место, не занятое еще никем в данный момент... Такой же порядок практикуется по Бешпельтыру, Сиульте, Каянче, Ашиехте, Пато-гему, Берткему и многим другим речкам» [7. С. 157158]. Основанное на захвате пользование сенокосными угодьями сохранялось у инородцев Горного Алтая и в начале XX в.: «... каждый алтаец имеет право захватить в свое пользование известный участок.» [6. С. 18]. Пользование пашнями и покосами у автохтонов северных районов Алтая также было основано на захвате [8. С. 276]. У барабинских татар с развитием земледелия установилось вольное («юртовое») землепользование:

«...каждой семье вольно было пахать и сеять хлеб, где она считает делать это удобнее и выгоднее» [9. С. 8].

В условиях же интенсивного сельскохозяйственного освоения территорий Сибири наступало так называемое утеснение, ибо земельный простор здесь был всегда относительным: удобных для занятия земледелием участков (без необходимости проводить расчистки от леса) хватало всем переселенцам только в самый начальный период колонизации [10. С. 113]. Практика землевладения, основанная на захвате, в данных условиях повлекла последствия, существенно повлиявшие на развитие поземельных отношений в Томской губернии в конце XIX - начале XX в. Прежде всего это касалось разграничения земель, находившихся в хозяйственном обороте у различных категорий пользователей. С течением времени в тех округах (уездах) Томской губернии, где совместно проживало русское и инородческое население, возникла такая модель поземельных отношений, при которой земли переселенцев и аборигенов нередко располагались чересполосно, имея общие границы [11. С. 72-73], а подчас составляя одно целое [12. С. 262-263].

Здесь необходимо сделать пояснение, без которого, на наш взгляд, невозможно понять сложившуюся в землепользовании ситуацию. Как известно, русская экспансия в Сибирь не повлекла за собой изоляции коренных народов от новопоселенцев, что было характерно, например, для экспансии западно-европейских государств, когда колонизуемые территории представлялись далекими и неведомыми, а туземное население воспринималось как чужеродный элемент [13. С. 3133]. Напротив, аборигенное население Сибири включалось в социальную структуру Московского царства без акцента на его иноэтничную природу и рассматривалось правительством лишь как еще одна категория подданных, ибо и само продвижение русских за Урал определялось как естественный процесс возвращения отпавших когда-то от Москвы земель, а значит, возвращения и своего населения «под высокую руку государеву» [12. С. 106-107]. К аборигенам русские не проявляли ни высокомерия, ни снисходительно-пренебрежительного отношения. Подобная толерантность, отсутствие как со стороны властных структур, так и со стороны русских колонистов этноцентризма проистекали из евразийского, в данном случае, субстратного наследия Российского государства. Это евразийское наследие было связано с историей формирования самого русского этноса, который с XI в., с самого начала процесса этноконсолидации, получил мощную подпитку финно-угорского и тюркского субстратов. И продолжившиеся в последующие периоды истории кон-

такты с финно-угорским, самодийским и тюркским населением Приуралья, Поморья, Прикамья и Поволжья делали привычным для русских взаимодействие с иноэтничными общностями, способствовали выработке правил совместного общежития и хозяйствования. Учтем и то, что к моменту своей экспансии за Урал русский этнос, по определению Л.И. Шерстовой, находился в «открытом» состоянии, так как процесс его этнической консолидации не был завершен и продолжался в ходе миграции на территорию центрального пояса Северной Евразии. «Открытость» этноса предполагает отсутствие у него четко выраженной этнической самоидентификации, когда собственные этнографические признаки и самосознание какой-либо общности в результате долговременного иноэтнического влияния остаются аморфными и диффузными, т.е. неопределенными и способными включать в себя другие этнические элементы, а также отдавать свои признаки [14. С. 6-7, 10, 62-66]. Такая общность не оппозиционирует себя по отношению к другим, не стремится к автаркии: «.завоеватели не живут замкнуто от покоренных; ни те, ни другие не чуждаются особенно друг друга» [15. С. 248]. Поэтому-то в условиях русской колонизации аборигены никуда не выселялись, а жили там, где обитали до прихода русских, и поселения колонистов соседствовали с поселениями автохтонов, представляя своеобразную «этническую сетку» [12. С. 97].

Примем во внимание и то, что первоначально ни одна инородная управа не являлась целостным территориальным образованием, так как все эти объединения аборигенов существовали лишь как административнофискальные единицы, главный смысл образования которых состоял в учете контингента податного населения - плательщика ясака, и только с течением времени за ними были закреплены сколько-нибудь конкретные территории [12. С. 339]. Поэтому неудивительно, что на землях, отнесенных к крестьянским волостям, располагались селения и собственно крестьян, и улусы (юрты) аборигенов.

Осуществляя измерение и отвод земель, межевые органы констатировали как свершившийся факт совместное землепользование крестьян и инородцев. В 1829 г. был составлен план на землепользование крестьянам деревни Очаковой Верх-Чумышской волости и инородцам улуса Тарабинского Ашкыштымской Инородной управы 2-й половины Кузнецкого округа. Согласно этому плану крестьяне должны были «хлебопахотными землями. пользоваться совместно с инородцами» [16. Л. 8].

Практика совместного владения и пользования касалась не только пахотных, сенокосных и пастбищных угодий, она распространялась на охотничьи и рыболовные территории, что изначально было связано с промысловым освоением сибирских пространств. Так, в 1808 г. по решению Томского губернского суда рыбный промысел на песках по Оби был закреплен за ясачными юрт Чабанских (Чебанских) Шепецкой волости и крестьянами с. Молчановского «в совокупное владение» [17. Л. 1об., 2-2об.].

Существовавшая в таком виде модель поземельных отношений являлась источником многочисленных конфликтов. Совместное землепользование не само по

себе порождало нарушения, произвол, а значит, тяжбы и споры, которые приходилось рассматривать окружным и губернским инстанциям, а именно возникшее из практики вольно-захватного способа приобретения прав на землю, когда переделы и поравнения еще не стали насущной потребностью сельских обществ по причине, хотя и относительного, но достатка угодий. Это с настоятельной необходимостью требовало от государственных органов проведения землеустроительных работ с утверждением «законодательным путем правил о порядке землепользования в сельских обществах», что устранило бы основу поземельных споров [18. С. 256, 271-272]. Однако правительство не предпринимало попыток четко разграничить свободные земли и ясачные угодья даже тогда, когда при отводе земель первым поселенцам возникало противостояние между русскими и аборигенами. И это притом, что государственная политика была направлена на охрану туземных владений [10. С. 137-138]. И в дальнейшем мероприятия по измерению, размежеванию и отводу земель в силу ряда причин не носили систематического характера.

Кроме того, совместное землепользование в условиях общинных порядков означало существование сложносоставных общин, в том числе и русско-инородческих. Эта форма землевладения предполагала коллективное владение и пользование угодьями принадлежащего к разным административно-террито-риальным единицам населения: будь то жители разных русских волостей и селений, инородных управ или русских волостей и инородных управ. Поземельные отношения в этом случае отличались еще большей сложностью и запутанностью [5. С. 49-50], когда захваты и вторжения общинников в границы сельскохозяйственной деятельности друг друга были достаточно частым явлением [19. С. 209]. А это делало и без того непростую обстановку в землепользовании еще более напряженной и конфликтной. Например, совместное землепользование инородцев Кумышской и Шуйской управ и крестьян Кайлинской волости приводило не только к недоразумениям, но и резким столкновениям. В конце XIX в. было зафиксировано пять подобных случаев [5. С. 96-98]. И в промысловой сфере были нередки конфликты по поводу использования охотничьих и рыболовных угодий. Так, в деле «о стеснении в земляных угодьях инородцев юрт Островных, Езангиных, Испаевых и Водяных крестьянами Кетской волости села Новоильинско-го», длившемся с 1850 по 1855 г., инородцы указывали, что крестьяне не только стеснили их в сенокосных угодьях и рыбном промысле, но также «не дают им промышлять лисиц и становить ловушки» [20. Л. 2].

Конечно, в ситуации неурегулированности поземельных отношений затрагивались интересы самых разных групп населения, поэтому споры и тяжбы возникали по поводу угодий различного хозяйственного назначения не только между русскими засельщиками и аборигенами, но и между крестьянами, между крестьянами и казаками, между горожанами и крестьянами, между самими инородцами [21. С. 91-93]. И все же поземельные отношения между русскими засельщика-ми и аборигенами отличались особой остротой, так как расширение крестьянской колонизации приводило не только к конфликтам из-за неопределенности и неточ-

ности границ при совместном землепользовании; предметом споров становились земли, которые просто отторгались у инородцев, ибо совместное землепользование складывалось и через заселение русских на инородческих землях с согласия самих аборигенов. Как показывала практика, переселенцы очень быстро осваивались, становясь подчас численно преобладающей группой населения, что в итоге и приводило к изъятию инородческих угодий [12. С. 263].

Таким образом, землевладение аборигенов Томской губернии в конце XIX - начале XX в. существовало в условиях сохранения вольно-захватного способа как господствующего в приобретении прав на земельные

угодья. Исторически вольно-захватный способ привел к возникновению такой модели поземельных отношений, при которой крестьянские и инородческие земли составляли единое целое. Однако расширение крестьянской колонизации, преобладание аграрного сектора в экономике Томской губернии, отсутствие единой нормативно-правовой базы для закрепления земель за производителями и растянутые по времени поземельно устроительные работы создавали в совокупности благоприятную среду для возникновения и развития конфликтов между различными категориями землепользователей, и прежде всего, крестьянами и инородцами, земли которых нередко просто отторгались.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухотина Л.Г. Крестьянство Томской губернии в конце XIX - начале XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1963.

2. Кауфман А.А. Крестьянская община в Сибири: По местным исследованиям 1886-1892 гг. СПб., 1897.

3. Преображенский А.А. Эволюция феодальной земельной собственности в России XVII - начала XIX века // Вопросы истории. 1977. № 5.

С. 46-62.

4. Бородавкин А.П., Рабинович Г.Х., Сухотина Л.Г. Об особенностях развития капитализма в Сибири (1861 г. - середина 90-х годов XIX в.) //

Вопросы истории Сибири: Труды Томского государственного университета. Сер. историческая. Т. 158, вып. 2. Томск: Изд-во ТГУ, 1965. С. 3-19.

5. Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томском округе. Землевладение и землепользование / Сост.

С.П. Швецов, П.М. Юхнев. Барнаул, 1898. Т. 2, вып. 2.

6. Солдатов В. Формы общинного землепользования в Томской губернии // Сибирский наблюдатель. 1904. Кн. 9-10. С. 11-22.

7. Горный Алтай и его население. Кочевники Бийского уезда. Сост. С.П. Швецов. Барнаул, 1900. Т. 1, вып. 1.

8. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л.: АН СССР, 1953.

9. Филимонов Е.С. Материалы по вопросу об эволюции землевладения. Формы волостного землевладения в Северо-Западной Барабе. Пермь,

1895. Вып. 1.

10. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века (начало освоения Сибири русскими людьми). М., 1987.

11. Шунков В.И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII века // Шунков В.И. Вопросы аграрной истории России. М.: Наука, 1974. С. 25-192.

12. Шерстова Л.И. Этнополитическая история тюрков Южной Сибири в XVII-XIX веках. Томск: Изд-во ТПУ, 1999.

13. Коваляшкина Е.П. «Инородческий вопрос» в концепциях государственной политики и областнической мысли: Дис. ... канд. ист. наук. Томск: Изд-во ТГУ, 1999.

14. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века. Ново-

сибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005.

15. Буцинский П.Н. К истории Сибири. Тюмень: Мандрика, 2003.

16. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 44. Д. 323.

17. ГАТО. Ф. 144. Оп. 1. Д. 24.

18. Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Томская губерния. СПб., 1904. Т. ЦУ! (56).

19. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Экономический быт государст-

венных крестьян Восточной части Томского округа и Северо-Западной части Мариинского округа Томской губернии. Исследование А.А. Кауфмана. СПб., 1892. Т. 2, вып. 18.

20. ГАТО. Ф. 144. Оп. 1. Д. 385.

21. Емельянов Н. Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху. Томск: Изд-во ТГУ, 1980.

Статья представлена научной редакцией «История» 10 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.