Научная статья на тему 'Землеустройство в Бийском уезде Томской губернии (1899-1914 гг. ) (на примере села Улалинского)'

Землеустройство в Бийском уезде Томской губернии (1899-1914 гг. ) (на примере села Улалинского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катионов О. Н.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при землеустройстве крестьян и кочевого населения Бийского уезда. Производится анализ взаимодействия крестьянских сходов и землеустроителей с местными и центральными органами власти. Описывается механизм проведения землеустройства конкретного населенного пункта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Катионов О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND MANAGEMENT IN BIYSK DISTRICT OF TTOMSK GOVERNMENT (1899-1914) (BY THE EXAMPLE OF VILLAGE ULALINSKOYE)

The problems of land management faced by the peasants and nomadic population of Biysk district are considered. The interrelations of peasants assemblies and land managers with local and central authorities are analyzed. The mechanism of land management in a specific settlement is described.

Текст научной работы на тему «Землеустройство в Бийском уезде Томской губернии (1899-1914 гг. ) (на примере села Улалинского)»

УДК 94(47)

О.Н. Катионов НГПУ, Новосибирск

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В БИЙСКОМ УЕЗДЕ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ (1899-1914 ГГ.) (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА УЛАЛИНСКОГО)

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при землеустройстве крестьян и кочевого населения Бийского уезда. Производится анализ взаимодействия крестьянских сходов и землеустроителей с местными и центральными органами власти. Описывается механизм проведения землеустройства конкретного населенного пункта.

O.N. Kationov

Novosibirsk State pedagogical university Novosibirsk

LAND MANAGEMENT IN BIYSK DISTRICT OF TTOMSK GOVERNMENT (18991914) (BY THE EXAMPLE OF VILLAGE ULALINSKOYE)

The problems of land management faced by the peasants and nomadic population of Biysk district are considered. The interrelations of peasants assemblies and land managers with local and central authorities are analyzed. The mechanism of land management in a specific settlement is described.

История землеустройства в Сибири изучена достаточно основательно, о чем свидетельствуют обобщающие работы по аграрным преобразованиям в Сибири в XX в. и публикуемые сборники документов с вводными комментариями1. М. В. Шиловский отмечает, что сам процесс землеустройства осуществлялся крайне осторожно и предварялся проведением обследований (путем статистико-экономических экспедиций) хозяйственной деятельности и землепользования коренных народов2. Однако, итогом работы, по оценке Н. С. Модорова, исследовавшего историю освоения предгорного и горного Алтая в 60-90-е гг. XIX русским крестьянством, «.. .до конца межевые работы в Горном Алтае не были произведены, что повлекло за собой еще почти на два десятилетия земельные неурядицы между

1 Аграрные преобразования и сельское хозяйство Сибири в XX веке. Очерки истории / Коллектив авторов; Отв. ред. В.А. Ильиных. - Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2008; Ильиных В.А., Ноздрин Г.А. Сельское хозяйство Сибири в 1890-1920-е гг.: Материалы к монографии. - Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2007; Сибирские переселения. Документы и материалы. Вып. 1 / Отв. ред. М.В. Шиловский. -Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, НГУ, 2003; То же. Сб. докум. Вып. 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений / Отв. ред. М.В. Шиловский. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2006; Дорофеев М.В. Крестьянское

землепользование в Западной Сибири во второй половине XIX века / Под ред В.П. Андреева. - Томск: Том. гос. ун-т, 2009.

Аграрные преобразования... Шиловский М.В. Гл. I. Столыпинская аграрная реформа и Сибирь. - С. 23.

новоселами и старожилами, а также между русскими и алтайцами» . Но также были и конфликты внутри групп - крестьян и алтайцев. Как пример, между оседлыми и кочевыми по вопросам землеотвода. При земельных конфликтах, в их глубине, по мнению М. В. Дорофеева, - лежали не разный образ хозяйствования (земледелие и скотоводство, не разное вероисповедание (православие и язычество), а прежде всего размер и качество земельного владения, напрямую связывавшиеся с достатком своей семьи (рода)4. Смелый вывод, требующий серьезного обоснования.Землеустроители в начале XX в. в Сибири (на Алтае) встретились с рядом проблем.

1. Неурегулированность землеотводного законодательства для кочевых алтайцев, а также отдельного наделения кочевых от оседлых.

2. Проблема совместного землеотвода для оседлых алтайцев и пришлых, в основном русских, без раздельного землепользования.

3. Проблема раздельного наделения землей крестьян и мещан пришлых и ранее арендовавших земли Кабинета, должных отойти к землям оседлых поселений.

4. Проблема внутринадельного размежевания между

образовывавшимися обществами и старожилыми.

Важным источником для анализа вышеозначенным проблем являются землемерные и землеустроительные описания земельных дач при землеустройстве.

Обратимся к первой проблеме и попытаемся отразить взгляд на нее одного из активнейших участников процесса землеустройства в начале XX в. на Алтае в селении Улалинском землеустроителя Федоровского. Знакомство с делом 4-й землеустроительной партии Алтайского округа под названием «Материалы по отграничению земельного и лесного наделов села Улалинского Улалинской инородческой управы Бийского уезда Томской губернии» (начато в 1899 - приостановлено в 1914 гг.) показывает сложность и неоднозначность при подходе к решению этой проблемы5.

Прежде всего, землеустроитель, готовивший материалы для Томского губернского управления, принимавшего решение о землеотводе, должен был познакомить с объектом, в отношении которого принималось решение. Таковым являлся землеотвод селения Улалинское. Землеустроитель давал общую характеристику поселения. В первую очередь описывалась дача села Улалы. По съемке 1904 года в границы дачи входило 11 096, 15 десятин, из коих удобной 10 400, 4 дес., неудобной 696, 11 дес.

После описания дачи с. Улалы землеустроитель Федоровский подготовил проект решения Томского губернского управления, однако оно его не поддержало в некоторых пунктах. В частности, по кочевым инородцам,

о

Модоров Н. С. Из истории освоения предгорного и горного Алтая в 60 - 90 гг. XIX века русским крестьянством // Вопросы истории Горного Алтая. - Вып. 1. - С. 36.

4 Дорофеев М.В. Указ. Соч. С. 310-311.

5 ГАРА (Государственный архив Республики Алтай). Ф. Д-5. Оп. 1. Д. 2.

которые требовали отдельного выдела от оседлых алтайцев с. Улалы. И здесь возникает проблема взаимодействия не этнического, а двух разных производственных культур - оседлой земледельческо-скотоводческой и кочевой. По данным, собранным на сходах в присутствии делегатов от кочевых и оседлых того же скота у оседлых было в 29 раз больше, чем у кочевых, однако кочевые требовали землеотвода в десять раз больше установленной законом нормы в 15 десятин на муж. душу. Кроме того, при таком учете интересов кочевых, нарушались интересы оседлых в части применения скотопрогонов по землям оседлых.

По данным землеустроителей в состав населения Улалы после 1904 г. входило:

1. Общество оседлых инородцев Улалинской инородной управы - 320 душ м. п. (до 1904 г. общество оседлых с. Улалы входило в состав Быстрянской инородной управы).

2. Причисленные к волости 11 душ м. п.

3. Крестьяне разных губерний, уездов и волостей, занимающиеся хозяйством - 338 душ м. п.

4. Мещане, занимающиеся хозяйством, - 302 души.

5. Кочевые инородцы следующих дючин и волостей:

Комляжской волости 25 душ м. п. Первой Алтайской дючины 18 душ м. п.

4-й Алтайской дючины 1 душ м. п.

5-й Алтайской дючины 1 душа м. п.

1-й Чуйской волости 1 душа м. п.

2-й Чуйской волости 7 душ м. п.

Юсской волости 1 душа м. п. Верх-Кумандинской волости 3 души м. п. Бачатской волости 2 души м. п.

Всего кочевых инородцев девяти разных административных единиц 62 души м. п.6

Приступая к землеустройству, землеустроитель Федоровский начал выяснять, какое население с. Улалы следовало считать на тот момент полноправным и какое население являлось неполноправным, так как ст. 28 Правил Положения 31 мая 1899 г. устанавливала, что «все действия чинов поземельно-устроитель

ных партий, касающиеся отграничения наделов, производятся при участии уполномоченных от крестьян и инородцев по принадлежности». «Уполномоченные сии избираются на сельском сходе, в том числе от трех до

6 Там же. Л. 52; Катионов О.Н. Улалинское землеотводное дело как источник для изучения природно-климатических условий и хозяйства населения с. Улалы (Л. 37-52) // ГЕО-Сибирь-2009. Т. 6. Социально-гуманитарные процессы Сибирского региона: сб. матер. V Междунар. науч.

шести человек от каждого селения, снабжаются общественными приговорами об их избрании, заменяющим доверенности» .

Следовательно, по мнению землеустроителя, должен был быть собран сельский сход, на котором избирались уполномоченные, так как последующие землеустроительные действия происходили при участии сходов.

Сход, таким образом, являлся юридическим лицом, под которым разумелось, что он наделен нужными правами. Сельский сход собирался из домохозяев, принадлежащих к составу сельского общества в присутствии старосты.

Оседлые алтайцы с. Улалы составляли административную единицу -свое Улалинское оседлое инородческое общество и могли выбрать от своего общества уполномоченных.

Крестьяне и мещане села Улалы участвовать на сходках не имели права, как не причисленные в Улалинское общество и не имеющие своей административной организации.

Крестьяне жили и пользовались землею с разрешения оседлых.

Наделение землею крестьян и мещан должно быть согласно с 10-й ст. Правил, совместно с основным обществом.

Получив поземельное устройство они становились равноправными с оседлыми алтайцами, так как должны были быть причислены к составу сельского общества.

Землеустроителю необходимо было решить: следует ли кочевых, живущих в с. Улале, рассматривать как равноправных с оседлыми инородцами или считать кочевых пришлыми, по аналогии с крестьянами, могущих получить надел только согласно 2-го пункта 10-й ст. Правил Положения 31 мая 1899 г., так как в поданном прошении 2 августа 1903 г. кочевые инородцы, проживающие в с. Улале, ходатайствовали об отдельном наделении землею, а затем летом 1904 г. они просили производителя работ Федоровского выделить им часть земель из Улалинской дачи, не подвергая их землеустройству, ибо они не желали перечислятся в оседлое состояние (52

об.)8.

Означенное ходатайство производитель работ не нашел возможным удовлетворить по следующим основаниям: в картуше плана на дачу с. Улалы сказано: «геометрический специальный план Томской губернии, Бийского округа, Быстрянской инородной управы, села Улалинского, составлен межевой экспедиции межевщиком Лариным в лето 1865 года»... и так далее.

План заверен начальником межевой экспедиции. - Таким образом, считалось, что дача отведена и план выдан оседлым инородцам с. Улалы.

В примечании 2-ом к 1-й ст. Инструкции о порядке исполнения высочайше утвержденных 31 мая 1899 года Правил сказано, что при

у

ГАРА. Там же. Л. 52. (Далее в статье цитируется тот же источник, с указанием листов в скобках).

определении границ крестьянского землепользования планы прежнего межевания не имеют значения межевых юридических актов, но могут, однако, в некоторых случаях, служить способом удостоверения правильности разных, заявленных заинтересованными лицами, при отводе им угодий, земельных претензий и споров, а равно доказательств границ и урочищ частного владения.

План на дачу с. Улалы устанавливал факт пользования оседло-инородческим обществом определенной территорией с 1865 года.

Землеустроитель Федоровский отмечал: «Технически план может быть не верен. Плановые границы 1865 г. могут не совпадать в настоящее время с границами в натуре9. .План 1865 года все же ясно показывает местность, отданную администрацией округа в пользование оседло-инородческого населения.

Это хозяйственное распоряжение округа, принадлежащими Кабинету землями, имело за собою вполне законные основания. Округ вправе был распорядиться Кабинетскими землями по своему усмотрению: - часть земель и была назнечена оседлому населению с. Улалы.

Установив отвод земли оседлому населению с. Улалы, пришлось далее перейти к рассмотрению прав определяющих положение кочевых.

Права на землю кочевых инородцев устанавливались 34-36 статьями тома II положения о Сибирских инородцах.

Первая из этих статей гласила:

«Кочевые инородцы для каждого поколения имеют назначенные во владении земли. («Назначенные во владении земли» Федоровским подчеркнуты для акцентирования на этом внимания). Подробное разделение сих земель зависит от самих кочующих, по жребию, или другим их обыкновениям». Далее, ст. 35 устанавливает: «инородцы имеют полную свободу заниматься земледелием, скотоводством и местными промыслами». Затем 36 ст. говорит: «инородцы ограждаются от взаимных стеснений какие могут происходить от перехода одних племен на земли, другим племенам принадлежащие, для производства промыслов без обоюдного на то согласия». Каждому поколению должны быть отведены земли во владение, причем запрещалось переходить одним племенам на земли другим племенам принадлежащие, без обоюдного на то согласия. В статьях 34-й и 35-й устанавливалось единицей для наделения землею род, или поколение; в ст. 36 говорится уже о племени, которому запрещается переходить на земли, другим племенам принадлежащие.

Племя и род - не синонимы: это всякому понятно: подобное смешение понятий привело бы в жизни к тому, что одноплеменные роды, получившие земельные участки, должны были бы сообща ими пользоваться, так как родовая земельная площадь не ограждена законом от вторжения в нее другой одноплеменной группы.

Федоровский обращается к научным изысканиям этнографического характера. По статистическим исследованиям горного Алтая Бийского уезда устанавливались три главных племенных группы:

1) Алтаи, или алтай-кижи 9626 мужчин - 9390 женщин,

2) Теленгиты, или чуйцы 2384 мужчин - 2438 женщин,

3) Черновые татры, или туба-кижи - 2284 мужчин и 2241 женщин.

Затем еще существуют менее многочисленные племена: кумандинцев, телеутов, шорцев, сойонов и небольшое количество монголов.

В свою очередь алтаи распределяются на 32 рода или сеока.

У черновых татар зарегистрировано 22 сеока.

У чуйцев зарегистрировано 16 сеоков.

По прямому смыслу закона, например, каждый член из 32 сеоков алтаев мог свободно перекочевывать со своей родовой территории на чужую одноплеменную, на всем пространстве для алтаев; ему запрещалось переходить лишь на территории черневых татар, теленгитов и т. д. (л. 53 об.-54).

Землеустроитель Федоровский провел целое изыскание по статусу кочевых алтайцев, ссылаясь на более ранних исследователей10.

Администрация Алтайского округа, не имея возможности отграничить земли кочевников в том виде, который указан законом 1822 года, стремилась выделить участки оседлому населению:

Этим достигалась двойная цель: - с одной стороны необходимо было во многих случаях прекратить возникавшие споры о границах, с другой -имелось ввиду, хотя бы до некоторой степени определить площади, из которых возможно было бы отвести кочевые земли, при издании нового закона, более соответствующего жизни алтайских кочевников.

Но нового закона для кочевых до сего времени не создано, -констатировал Федоровский, - и землеустроителям приходится сталкиваться с населением, права которого не установлены (л. 55 об.).

В итоге землеустроитель Федоровский пришел к выводу: Отвод земель есть в тоже время прикрепление к земле. Члены Улалинского общества и прикреплены к своей даче, они несут повинности, но за это пользуются и правами, между тем кочевые, не подчиненные Улалинской сельской администрации, могут свободно уклоняться от налогов, которые лежат на обществе. Далее, выделение из определенной округом для оседлого населения земельной площади части земель кочевому населению, является как бы установлением одинаковой душевой нормы для земледельца и кочевника-скотовода.

Землеустроитель констатировал: Администрация округа никогда не могла отвести участок, могущий быть разделенным между земледельцем и скотоводом.

Площадь земли, способная обеспечить существование пахаря, поддается определению и установлена законом в 15 десятин, но земельная норма для кочевника ни на практике, ни законом не установлена, так как требует детального изучения в каждом отдельном случае, в каждой отдельной местности, где предполагается установить скотоводческое хозяйство.

Предположим далее, что часть земель из Улалинской дачи согласно просьбе кочевых была бы выделена. В основание выдела должно быть положено фактическое пользование.

Кочевые с. Улалы распахивают земель меньше оседлых, скота у них больше, чем у оседлых (имеется в виду на одно хозяйство - О. К.).

Все землепользование села Улалы равняется около 10 400 десятин удобной земли. Наделяемых душ 1063.

Следовательно, на душу м. п. придется около десяти десятин (л. 56 об.).

При землеустройстве с. Улалы предполагается доприрезка из свободных Кабинетских земель оседлому населению.

Смежные с наделом с. Улалы земли войдут в состав наделов, устраиваемых селений, и кочевники, отказавшиеся от землеустройства, получат только свое пользование, то есть менее того, что получат земледельцы, причем никакие прирезки из кабинетских земель уже невозможны в будущем, при устройстве улалинских кочевников.

Итак, ни с правовой стороны, ни с практической - кочевой территории в Улалинской даче выделять нельзя, - делал вывод Федоровский.

Кочевникам при их желании представляется возможность получить то же, что получит остальное население, но с условием перехода, по мнению землеустроителя, в общество оседлых.

Село Улала стоит на рубеже между землями оседлого и кочевого населения Бийского уезда: - важное заключение землеустроителя.

Иногда селения, где живут оседлые совместно с кочевыми, не имеют планов, дачи этих селений не имеют границ. В этих селениях землепользование основано на праве захвата, там, может быть, кочевники не были в состоянии сберечь земли и уступили ее пришлому населению (л. 57).

Правила, утвержденные Министром Императорского двора, по соглашению с Министром внутренних дел, 12 мая 1904 г., приостанавливали землеустройство кочующих инородцев 7 алтайских дючин и кочующих волостей 1-й и 2-й, Комляжской, Южской, Кузегенской и Кергежской.

Согласно этих правил в переселенческих поселках, образованных совместно с миссионерскими селениями и имеющих две самостоятельных группы населения, подвергается землеустройству лишь одно русское население при выделе его землепользования. Кочевых же инородцев устройство может быть в том только случае, если таковые пожелают, или причислиться к русскому обществу, или образовать самостоятельное общество и получить отдельный надел, перечислившись в разряд оседлых. В противном же случае кочевые оставляются неустроенными впредь до общего землеустройства кочевых инородцев (л. 57 об.).

В селениях горного Алтая живут члены разных родов, экономическая связь которых существует вследствие общежития, общего пользования земельной территорией. Единицей для наделения землею должно быть поселение, имеющее общее управление, между тем калмыцкие (алтайские -О. К.) селения представляют административные единицы, которые ни порознь, ни вместе не составляют административного целого и не обособлены в земельном пользовании. Такое положение, с точки зрения Федоровского, не могло содействовать землеустройству кочевых.

В период землеустройства не могут создаваться новые административные порядки.

При начале землеустройства уже требуется формальное представительство от обществ, которым отводятся наделы.

Ст. 1 Главного основ. Полож. 31 мая 1899 года устанавливает, что наделы отводятся сельским обществам, а равно селениям крестьян и тех инородцев, которые не принадлежат к числу бродячих.

Ст. 2. Правил устанавливает, что земельные наделы отводятся каждому селению особо.

Согласно ст. 3-й Правил селениями признаются села и деревни крестьян и инородцев, переселенческие поселки и поселения иных наименований (л. 58).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В развитие и разъяснение этого положения ст. 1 инструкции устанавливает, что селениями, подлежащими наделению каждое, признаются все поселения, составляющие каждое в отдельности сельские общества, а также все прочие расположенные на землях крестьянского пользования самостоятельные и обособленные поселения всех размеров и наименований, не исключая односелий.

Таким образом, составная из нескольких селений община, утерявшая экономическую связь и находящаяся в периоде разложения, может быть наделена землею только поселенно.

Далее, если существует в селении две административных единицы, составляющие каждая в отдельности сельские общества, наделение землею, возможно, каждому обществу отдельно. Но в с. Улале существует одно общество оседлых инородцев. Кочевые инородцы с. Улалы представляют девять административно-разных частиц, не могущих составить ни в совокупности, ни каждая порознь административного целого правомочного составлять сходы.

Подобный кочевой состав находится чуть ли не в каждом селении, где живут кочевники.

Каким же образом землеустроители могут приступить к отграничению наделов при таких административных порядках, какие существуют у кочевых горного Алтая, - задавался вопросом чиновник?

Законодательные пропуски и несоответствия кочевых распорядков с обще установленными положениями для оседлого населения являются тормозом для устройства кочевых (л. 58 об.).

Положение о землеустройстве до некоторой степени согласовано с положением о крестьянах.

Но положение о землеустройстве идет в разрез с положением о кочевых.

Создание закона о землеустройстве, согласованного одновременно с Положением о крестьянах и Положением о кочевых инородцах, невозможно, так как кочевники и оседлые находятся в разных условиях жизни и отличаются в образе управления.

Устройство кочевников горного Алтая было как бы включено в общее землеустроительное дело и явилось добавлением к громадному зданию землеустройства, но при этом как бы отрицалась возможность землеустройства кочевых по общим с оседлыми нормам и Высочайше утвержденное 31 мая 1899 года мнение Государственного Совета предоставило Министру Императорского двора по соглашению с Министром внутренних дел приостанавливать применение указаний об отводе наделов тем кочевым инородцам Алтайского округа, поземельное устройство которых по условиям их быта признано будет преждевременным.

Соглашение Министров о приостановлении землеустройства в районе 13 административных кочевых единиц Бийского уезда состоялось 12 мая 1904 года (л. 59).

Федоровский считал, что устройство кочевых приостановлено лишь временно, им дана отсрочка для постепенного перехода в оседлое состояние. Вовсе не имеется в виду, что кочевая жизнь на Алтае будет длиться бесконечно (л. 59 об.).

На сходе 7 июня 1905 г. при исчислении населения м. п. все кочевые инородцы, проживающие в с. Улале, отказались от наделения землею совместно с оседлым населением и были внесены в список № 6 (не получающие надела), но право получить надел по местам их приписок, согласно II ст. Правил Положения 31 мая 1899 г. осталось за ними. Таким образом, Федоровский акцентирует внимание на том, чтобы кочевые получали свои наделы по местам приписок, т. е. вне надела с. Улалы.

По мнению землеустроителя, кочевые с. Улалы, принадлежа к девяти разным административным единицам, могли составить сход только в присутствии своих управных старост, ведующих подчиненные им населения, но тогда каждая административно розная частица кочевников явится самостоятельной в своем волостном или дючинном составе.

Дючинный, а также и волостной состав вправе потребовать отдельного выделения участков для усадьбы, выгона, пашни и покосов. Административная рознь даже заставляет как бы это сделать. В результате получится, что в дачу в одиннадцать тысяч десятин оседлого населения будут вкраплены десятки мелких участков кочевников и положение оседлого населения с. Улалы явится крайне стеснительным. Вопрос о правах кочевых на земли впервые так резко обострен при землеустройстве в Алтайском округе, - отмечал землеустроитель (60 об.-61).

© О.Н. Катионов, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.