Научная статья на тему 'Этнодемографическая характеристика населения Горного Алтая (конец ХVIII начало ХХ вв. )'

Этнодемографическая характеристика населения Горного Алтая (конец ХVIII начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1631
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОСЛОВИЯ / "ИНОРОДЦЫ" / КРЕСТЬЯНЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / АЛТАЙЦЫ / РУССКИЕ / ХРИСТИАНЕ (ПРАВОСЛАВНЫЕ) / ШАМАНИСТЫ / БУРХАНИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Екеев Николай Васильевич

Рассматривается малоизученная тема о длительном историческом периоде после присоединения территории Горного Алтая к России и до революций начала XX в. Цель исследования раскрыть динамику и многообразие этнодемографических процессов в регионе. Задачи исследования: 1) проанализировать изменения численности, сословной, этнической структуры и религиозного состава всего населения региона и отдельно по коренной алтайской и русской частей населения Горного Алтая в предложенных хронологических рамках; 2) определить причины и особенности этнодемографических процессов, происходивших среди алтайского и русского населения по отдельным периодам истории региона.При исследовании применялись следующие основные методы: сравнительно-исторический, позволяющий изучать процессы и события в пространственных и временных измерениях; статистический метод анализ демографических процессов на основе массовых статистических материалов; учет этнических особенностей алтайского и русского населения региона. На основе анализа и обобщения архивных, опубликованных источников получены достоверные факты и свидетельства по теме исследования. На динамику численности русского населения Горного Алтая большое влияние оказал нарастающий приток переселенцев из соседних сибирских и других регионов России. Увеличение численности коренного алтайского населения происходило главным образом путем естественного прироста. Важным условием развития алтайцев стали переход к мирной жизни и социально-политические гарантии Российского государства. В перспективе отдельные вопросы рассмотренной темы могут стать предметом отдельного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнодемографическая характеристика населения Горного Алтая (конец ХVIII начало ХХ вв. )»

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 397.4+94(57)

Н. В. Екеев

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)

Рассматривается малоизученная тема о длительном историческом периоде после присоединения территории Горного Алтая к России и до революций начала XX в. Цель исследования - раскрыть динамику и многообразие этнодемографических процессов в регионе. Задачи исследования: 1) проанализировать изменения численности,

сословной, этнической структуры и религиозного состава всего населения региона и отдельно по коренной алтайской и

русской частей населения Горного Алтая в предложенных хронологических рамках; 2) определить причины и особенности

этнодемографических процессов, происходивших среди алтайского и русского населения по отдельным периодам

истории региона.

При исследовании применялись следующие основные методы: сравнительно-исторический, позволяющий изучать процессы и события в пространственных и временных измерениях; статистический метод - анализ демографических процессов на основе массовых статистических материалов; учет этнических особенностей алтайского и русского населения региона. На основе анализа и обобщения архивных, опубликованных источников получены достоверные факты и свидетельства по теме исследования. На динамику численности русского населения Горного Алтая большое влияние оказал нарастающий приток переселенцев из соседних сибирских и других регионов России. Увеличение численности коренного алтайского населения происходило главным образом путем естественного прироста. Важным условием развития алтайцев стали переход к мирной жизни и социально-политические гарантии Российского государства. В перспективе отдельные вопросы рассмотренной темы могут стать предметом отдельного исследования.

Ключевые слова: численность населения, сословия, «инородцы», крестьяне, этнические группы, алтайцы, русские, христиане (православные), шаманисты, бурханисты.

N. V. Ekeev

Ethnic and Demographic Characteristics of the Population of Altai Mountains (End of XVIII — Beginning of XX century)

An understudied topic about longstanding historical period after joining the territory of Altai Mountains to Russia and till the revolutions of the beginning of the XXth century is considered. The aim of the research is to reveal the dynamics and diversity of demographic processes in the region. The research’s objectives: 1) to analyze changes in the number, class, ethnic and religious structure of the region's population and separately for the indigenous Altai and Russian parts of the population of Altai Mountains in the proposed chronological framework; 2) to determine the causes and characteristics of demographic processes, which took place among Russian and Altai population at different periods of history of the region.

ЕКЕЕВ Николай Васильевич - к. и. н., руководитель научной группы по этнографии Бюджетного научного учреждения Республики Алтай «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова».

E-mail: n_kazat@mail.ru

EKEEV Nikolay Vasilievich - Candidate of Historical Sciences, Director of the research team on Ethnography, State-Financed Academic Institution of the Republic of Altai “Scientific-Research Institute of Altai Studies named after S. S. Surazakov”. E-mail: n_kazat@mail.ru

In the research the following basic methods were used: comparative-historical, with a help of which one can study the processes and events in the spatial and temporal dimensions; statistical method - analysis of demographic processes on the basis of the mass of statistics, consideration of ethnic peculiarities of Altai and Russian population of the region. On the base of the analysis and synthesis of archival, published sources reliable facts and evidence relating to the study were got. Population dynamics of Russian peoples of Altai Mountains was greatly influenced by the growing influx of migrants from neighboring Siberian and other regions of Russia. The increase of the number of the indigenous population of the Altai was mainly because of the natural increase. An important condition for development Altai people became the transition to civilian life and socio-political guarantees of the Russian Federation. Some issues of the observed topic may be used as a subject of a new research in future.

Key words: population number, class, “aliens”, peasants, ethnic groups, Altai people, Russian people, Christians (Orthodox), shamanists, Burkhanists.

Этнодемографические процессы в Горном Алтае интересуемого периода в той или иной степени рассматривались в работах Н. М. Ядринцева, С. П. Швецова, С. Патканова, В. Н. Владимирова, Н. В. Екеева и других исследователей. Однако отдельные вопросы рассматриваемой темы до сих пор не изучены или исследованы в недостаточной степени. Поэтому в настоящей статье предпринят анализ изменения численности, сословной, этнической структуры и религиозного состава всего населения региона и отдельно по коренной алтайской и русской частей населения Горного Алтая в предложенных хронологических рамках. Кроме того, рассматриваются причины и особенности этнодемографических процессов, происходивших среди алтайского и русского населения по отдельным периодам истории региона.

Численность народонаселения

После присоединения Горного Алтая к Российскому государству этнический, сословный и религиозный состав его населения значительно изменился, главным образом благодаря общему демографическому росту населения и притоку переселенцев в регион.

При определении численности и состава населения региона использованы разнообразные источники: данные ревизий, административных учетов, всеобщей переписи 1897 г., сельскохозяйственной переписи 1916 г., обследования С. П. Швецова 1896-1897 гг. и Переселенческого управления 1908 г. Поскольку в административном отношении территория Горного Алтая представляла собой совокупность дючин, волостей и управ, входивших в состав Бийского округа (уезда), применен метод группировки волостных (дючинных) и, в отдельных случаях, поселенных статистических материалов.

Анализ статистических данных свидетельствует о постоянном росте численности населения Горного Алтая (табл. 1). Во второй половине XVIII столетия, точнее с 1763 по 1797 гг., общая численность населения горного края возросла в 1,4 раза, в т. ч. только дючин - в 2,5 раза. Заметную разницу в динамике указанных цифр можно объяснить не естественным ростом населения дючин, а тем, что ревизией 1797 г. было охвачено ранее неучтенное население. Общая стабилизация политической обстановки в Горном

Таблица 1

Численность населения Горного Алтая, тыс. человек

1763 г. 1797 г. 1816 г. 1832 г. 1859 г. 1880 г. 1897 г.

Алтайские дючины 0,9 2,3 4,9 7,9 11,6 14,2 21,6

Чуйские волости 0,4 0,6 с.н. 1,0 1,5 2,2 5,2

Черневые волости 1,2 1,4 1,4 2,3 3,3 4,0 5,8

В.-Кумандинская х 0,2 0,3 0,3 0,6 0,9 1,4

Н.-Кумандинская 0,8 0,7 1,0 1,0 1,6 1,1 3,6

Уймонская управа - - 0,6 0,6 0,7 1,3 3,2

Другие1 - - - 0,7 2,4 5,7 9,6

По всем 3,3 5,2 8,2 13,8 21,7 29,4 50,4

По сопоставимой 2 3,3 4,5 7,2 12,8 20,1 28,3 46,8

Источники: [1, л. 218-221; 2, л. 439-440; 3, л. 10-16; 4, с. 63-65, 72; 5, с. 289-307; 6, с. 192-193; 197-223, 282-283; 7, с. 62-70; 8, с. 117-123; 9, с. 66]

Примечания: 1. Селения Быстрянской, Сарасинской и Кокшинской управ (Бирюля, Майма, Улала, Мыюта, улус Черга, Верхний Карагуш, Чемал), Алтайской и Ануйской крестьянских волостей (Каргон, Чечулиха, Талица, Тюдрала, Усть-Кан, Абай, Катанда, Нижний Уймон, Чёрный Ануй, Белый Ануй, Черга, Шебалино, Комлак, Топучее, Туекта, Ангудай, Хабаровка, Купшегень) и др.

2. Без учета населения Нижне-Кумандинской волости

1SO

Алтае способствовала тому, что большое количество людей, ранее скрывавшихся в труднодоступных горах, стало добровольно причисляться к алтайским дючинам.

За первую треть XIX в. (с 1797 по 1832 гг.) численность населения Горного Алтая увеличилась в 2,8 раза, главным образом из-за роста населения алтайских дючин. Среднегодовой прирост всего населения составил 5,2 %, а только дючин - 7,6 %. На демографические процессы среди коренного населения существенное влияние оказали два фактора. Во-первых, постепенное налаживание мирной жизни благоприятствовало естественному росту населения. Во-вторых, в начале XIX столетия часть населения, ранее угнанного в неволю в Западную Монголию и за Иртыш, в казахские степи, сумела разными способами возвратиться на родину [9; 10].

В течение последующих 27 лет (1832-1859 гг.) общая численность населения региона возросла

в 1,5 раза, в т. ч. населения кочевых волостей и дючин - в 1,4 раза, крестьянских селений - в 1,5 раза и инородческих управ - в 7 раз. Особенностью данного времени стало влияние на демографические процессы нового контингента - оседлых «инородцев» (переселенцев из Кузнецкого округа), которые

были объединены в инородческие управы (табл. 1, примечание).

В пореформенный период, т. е. во второй половине XIX в., на демографические процессы в Горном Алтае существенно повлиял нарастающий приток русских крестьян из соседних волостей Бийского

округа и других регионов. Так, с 1859 по 1897 гг.

численность всего населения Горного Алтая возросла в 2,3 раза, а жителей сел русских волостей - в 4 раза. В целом, за столетие (1797-1897 гг.) общая численность населения горного региона увеличилась в 10,4 раза, только кочевых волостей и дючин - в 7,5 раза. Анализ статистических материалов позволяет

утверждать, что увеличение численности населения в кочевых волостях и дючинах происходило преимущественно на основе естественного прироста населения. В селениях крестьянских волостей и инородческих управ, помимо того, на прирост населения существенно повлиял приток переселенцев.

В течение следующих 15 лет (1897-1912 гг.) численность населения Горного Алтая увеличилась в 1,6 раза (табл. 2), но произошло снижение темпов среднегодового прироста населения кочевых волостей и дючин (на 0,6 %) и управ (на 9,2 %). По крестьянским волостям, наоборот, наблюдался прирост населения на 2,1 %. Здесь по-прежнему оказывал влияние приток переселенцев. Снижение уровня прироста населения управ, по-видимому, связано с оттоком части их жителей в соседние крестьянские волости.

Данные за 1912 и 1916 гг. можно сравнить только по всему населению Горного Алтая, так как в 1913-1914 гг. вместо старых административных единиц были образованы новые территориальные волости. В 1916 г. общая численность населения региона составила 80 тыс. человек [11]. За четыре года (1912-1916) население Горного Алтая, несмотря на военное время, возросло на 5,4 тыс. человек, а среднегодовой прирост населения составил 1,8 %, и по сравнению с показателем предыдущего 15-летия снизился в 2,3 раза.

Сословная структура населения

До реформы М. Сперанского коренные жители Горного Алтая относились к ясачному населению Сибири. По «Уставу об управлении инородцев» 1822 г. ясачные черневых волостей были отнесены к разряду «кочевых инородцев», население алтайских дючин - к разряду «бродячих инородцев». Однако по решению ясачной комиссии 1832 г. жители дючин были переведены в разряд «кочевых инородцев». Телеуты и другие «инородцы», выходцы из волостей

Таблица 2

Численность населения Горного Алтая, тыс. человек

Административные единицы 1902 г. 1906 г. 1912 г.

Алтайские дючины 23,4 19,7 27,5

Чуйские волости 5,4 8,5 9,4

Черневые волости (в т. ч. Верхне-Кумандинская) 8,5 8,8 9,7

Управы (Улалинская, Мыютинская, Уймонская) 6,2 7,9 11,4

Крестьянские волости (Катандинская, Шебалинская) 4,5 9,4 6,4

Села других крестьянских волостей1 4,7 5,7 10,3

По всем 51,7 60,0 74,7

Источники: [11, с. 117; 12, л. 1136; 13, д. 386]

Примечание: 1. Черный Ануй и Белый Ануй, Каргон, Чечулиха, Талица, Тюдрала, Усть-Кан и Абай, Верхний Карагуш, Чемал, Чаргачак, Нижнее Пьянково, Верхнее Пьянково и др.

Таблица 3

Сословный состав населения Горного Алтая

Годы Все население «Инородцы» Крестьяне Мещане Военные чины Другие

Абс. % % % % % %

1896 г. 31029 100 81,3 14,6 2,6 1,2 0,3

1902 г. 50704 100 69,2 27,5 1,8 1,3 0,2

1912 г. 74600 100 58,9 36,6 2,1 2,2 0,2

Источники: [11, с. 120; 14, л. 8-9; 15, л. 7-8; 16, л. 4-5; 13]

Кузнецкого округа, по месту прежней приписки относились к разряду «оседлых инородцев». Местное русское население в основном принадлежало к сословию крестьян (горнозаводских, приписных к заводам). Исключение составляли русские старожилы Уймонской долины, которые с 1792 г. были причислены к разряду оседлых «инородцев».

Обратимся к статистическим материалам о сословной структуре населения Горного Алтая (табл. 1, 3). С 1859 по 1896 гг. удельный вес сословия «инородцев» среди всего населения горного региона снизился с 95 % до 81,3 %, а крестьян и представителей других сословий, наоборот, возрос с 5 % до

18,7 %. К концу XIX столетия в составе населения Горного Алтая сложились прослойки других сословий: мещан, военных чинов запаса (отставных солдат), православного духовенства, дворян и почетных граждан.

В начале XX в., точнее за 1902-1912 гг., удельный вес сословия «инородцев» в составе всего населения Горного Алтая снизился (на 10,3 %) из-за роста удельного веса крестьян (на 9,1 %) и представителей других сословий (мещан, военных чинов запаса). Вполне понятно, что изменение сословного состава населения Горного Алтая происходило в прямой зависимости от притока переселенцев из соседних районов Сибири.

Этнический состав населения При определении этнического состава населения Горного Алтая основными критериями послужили данные о сословном и отчасти религиозном составе

населения. К коренному населению были отнесены представители сословия «инородцев» (ясачные), за исключением жителей Уймонской управы, а к русскому - жители крестьянских селений на сопоставимой территории Горного Алтая. Такой подход обоснован тем, что административные единицы (волости) образовались по сословному принципу. При учёте данных на начало XX в. учитывалось также распределение «инородцев» по вероисповеданию (например, мусульман, к которым относились казахи и татары).

Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте населения всех основных этнических групп Горного Алтая (табл. 4). За столетие (1797-1897 гг.) численность коренных жителей региона возросла почти в 8 раз, а русского населения (за 1816-1897 гг.) - в 16 раз. В указанный период происходило изменение соотношения коренного и русского населения. Общая тенденция заключалась в постепенном снижении удельного веса коренных жителей при одновременном возрастании доли местного русского населения. Так, за период с 1816 по 1897 гг. удельный вес первых снизился с

91,7 % до 77,1 %, а вторых поднялся с 8,3 % до 20,3 %.

В начале XX столетия при общем росте численности населения всех этнических групп удельный вес коренного населения Горного Алтая продолжал снижаться. С 1897 по 1912 гг. численность коренного населения возросла на 21,3 % (с 36,1 до 43,8 тыс. человек), а русского - в три раза. При этом удельный вес коренных жителей снизился до 58,6 %.

Таблица 4

Этнический состав населения Горного Алтая, тыс. человек

1797 г. 1816 г. 1832 г. 1859 г. 1897 г. 1902 г. 1912 г.

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Коренное 4,5 100 6,6 91,7 11,7 91,4 18,3 91,0 36,1 77,1 33,7 65,2 43,8 58,6

Русское с.н. - 0,6 8,3 1,1 8,6 1,8 9,0 9,5 20,3 16,8 32,5 28,9 38,7

Всего 4,5 100 7,2 100 12,8 100 20,1 100 46,8 100 51,7 100 74,7 100

Источники: [3, л. 10-16, 218-221; 4, л. 439-440; 4, с. 63-65, 72; 6, с. 197-223, 282-283; 11, с. 118; 15; 16; 13]

Таблица 5

Коренное население Бийского уезда (округа), тыс. человек

Этнические группы 1763 г. 1797 г. 1832 г. 1859 г. 1897 г. 1902 г. 1912 г.

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Алтайцы (алтай-кижи) 0,9 27,3 2,3 44,2 7,9 62,7 11,6 54,0 20,8 50,6 19,7 51,0 25,6 54,6

Теленгиты (чуй-кижи)1 0,4 12,1 0,6 11,5 1,0 7,9 1,5 6,5 5,2 12,7 5,4 14,0 8,2 17,5

Тубалары 1,0 30,3 1,3 25,0 2.0 15,9 2,8 13,0 4,5 10,9 4,2 10,9 4,8 10,3

Чалканцы 0,2 6,1 0,1 1,9 0,3 2,4 0,5 2,3 0,9 2,2 0,9 2,3 1,2 2,6

Телеуты (баят-кижи) - - - - 0,1 0,8 3,0 14,0 5,8 14,1 3,0 7,8 2,8 6,0

Кумандинцы 0,8 24,2 0,9 17,3 1,3 10,3 2,2 10,2 3,9 9,5 5,4 14,0 4,2 9,0

Всего 3,3 100 5,2 100 12,6 100 21,6 100 41,1 100 38,6 100 46,8 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники: [1, л. 218-221; 13; 2, л. 439-440; 3; 15; 16; 5, с. 289-307; 6, с. 197-223, 282-283; 9, с. 66].

Примечание: 1. Численность теленгитов в 1763 г. исчислена на основе данных о взрослых мужчинах (214 человек), а в 1797 г. - по среднегодовому приросту населения между 1763-1832 гг.

Отдельно рассмотрим данные об этно-территориальных группах коренного населения Горного Алтая. С учётом первоначального порядка образования административных единиц коренного населения по родовому принципу, инородческое (ясачное) население семи алтайских дючин отнесено к алтайцам (ойроты, алтай-кижи), двух чуйских волостей - к теленгитам (чуй-кижи), четырех черневых волостей - к тубаларам (йыш-кижи), Кондомо-Шелкальской волости - к чалканцам, двух куман-динских волостей - к кумандинцам и управ (кроме Уймонской управы) - к телеутам (баят-кижи). Первые четыре этнические группы были полностью сосредоточены на территории Горного Алтая, а большинство населения двух остальных групп проживало за её пределами (в Нижне-Кумандинской волости, телеутских волостях Кузнецкого уезда).

Основная масса коренного населения Горного Алтая относилась к семи алтайским дючинам (табл. 5). В период с 1763 по 1832 гг. численность населения дючин возросла почти в 9 раз, их удельный вес увеличился с 27,3 % до 62,7 %. Однако к концу XIX в. их доля среди коренного населения снизилась. Уменьшился также удельный вес тубаларов и кумандинцев из-за заметного роста доли телеутов и теленгитов.

Характеризуя изменения в этническом составе коренного населения с 1897 по 1912 гг., следует отметить рост удельного веса алтайцев, теленгитов и чалканцев. При этом доля трех других групп (тубаларов, кумандинцев, телеутов) снизилась. Довольно заметное уменьшение численности и удельного веса телеутов можно объяснить тем, что в ходе реформ начала XX в. значительная часть телеутов была переведена в сословие крестьян. Дело в том, что в конце XIX в. потомки кузнецких телеутов и других оседлых «инородцев» по культурно-бытовому

укладу жизни заметно сблизились с русскими крестьянами: стали православными (95 %),

русскоязычными (84 %) и, живя в селах и деревнях, полностью перешли на крестьянский быт [6]. Подобная тенденция проявлялась также в укладе жизни кумандинцев и тубаларов.

В приведенных выше статистических материалах отразилось распределение коренного населения Горного Алтая по его формальному причислению к кочевым волостям, дючинам и инородческим управам. В реальной жизни характер и порядок расселения этнотерриториальных групп коренного населения были сложными и многообразными. О переменах, которые произошли в XIX столетии, дают представление материалы обследования Горного Алтая, проведенного в 1896-1897 гг. под руководством С. П. Швецова. На основе обобщения и анализа материалов он пришел к следующим важным выводам: 1) почти всё население семи дючин

(97,6 %) проживало в левобережном, западном и правобережном районах, т. е. в пределах, отведенных им по реформе М. Сперанского «калмыцких стойбищ» (территория от долины Катуни до верховьев рек Коксу и Чарыша). Лишь его мизерная часть (2,4 %) жила в чуйском и черневом районе; 2) большинство (76 %) черневых татар, т. е. тубаларов расселялось в черневом районе (в верховьях Бии и Ишы с притоками). Но почти четвертая часть их уже переселилась и жила в левобережном и правобережном районе; 3) свыше четырех пятых (82 %)

населения двух чуйских волостей проживало в пределах своего района (по долинам Чолушмана, Башкауса, Чуи). Однако почти пятая часть населения жила в левобережном районе и переселенческих поселках (в основном в том же районе); 4) кочевая волость, или дючина, «будучи определенной

Таблица 6

Религиозный состав населения Горного Алтая

Все Православные Староверы Бурханисты и шаманисты Другие

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

1899 г. Все Коренное 39889 100 20755 52,0 3315 8,3 15819 39,7

32552 100 16733 51,4 - - 15819 48,6 - -

1902 г. Все Коренное 49804 100 24985 50,2 4194 8,4 20014 40,2 611 1,2

33584 100 13570 40,4 - - 20014 59,6 - -

1912 г. Все Коренное 67797 100 38016 56,1 7692 11,3 20887 30,8 1202 1,8

41551 100 20664 49,7 - - 20887 50,3 - -

Источники: [13-16; 20]

административной единицей, в то же время не является столь же определенной территориальной единицей» [17, с. 224]. Например, представители 1-й алтайской дючины проживали не только в правобережном районе (территория от Сумульты до Маймы), где находилось их родовое управление, но и в более отдаленных местах по левобережью Катуни, верховьям Ануя и Чарыша. Подобная характеристика применима к представителям других дючин, чуйских и черневых волостей [17].

Таким образом, к концу XIX в. под воздействием демографических, миграционных и других факторов в системе расселения и этнотерриториального деления коренного населения Горного Алтая произошли большие изменения. Нам остается привести ещё сведения о распределении населения по вероисповеданию, потому что в интересуемое время религия оказывала заметное влияние на этническое самосознание людей.

В XIX в. преобладающая часть коренного населения Горного Алтая относилась к приверженцам шаманизма, хотя имелись также последователи буддизма, сохранившегося с джунгарского времени [18; 19]. По мере расширения деятельности православной миссии среди коренного населения формируется категория крещеного населения. Статистические данные показывают (табл. 6), что в 1899 г. 60,3 % всего охваченного учетом населения Горного Алтая считались христианами и 39,7 % -

шаманистами (в официальной статистике назывались «идолопоклонниками»). Рост христиан происходил на основе увеличения численности русского населения и крещеных алтайцев. Это, естественно, приводило к снижению доли шаманистов. В составе населения Уймонской управы и некоторых других крестьянских волостей заметной была доля русских староверов.

В XIX в. наблюдался постоянный рост числен-

ности крещеных среди коренного населения как результат деятельности православных миссионеров. Так, если в 1832 г. из 11,2 тыс. человек крещение приняли только 58 человек (0,5 %), в 1860 г. -66 человек (0,4 %) [11, с. 15; 21], то в 1899 г. численность крещеных (христиан) составила 16,7 тыс. человек, или 51,4 % всего коренного населения региона (табл. 6). Доля крещеных была больше среди телеутов и тубаларов, меньше - среди алтайцев дючин и чуйских теленгитов. В начале XX в. происходил дальнейший рост численности и удельного веса христиан в составе населения Горного Алтая.

В религиозной жизни алтайцев в начале XX столетия произошли большие перемены, связанные с религиозным обновлением, известным как «движение бурханистов» [22-24]. Это движение началось с больших общественных молебенов в мае-июне 1904 г. в долине Теренг (около селения Кырлык) и сопровождалось массовым переходом алтайцев от шаманизма к бурханизму - белой вере (по алтайски: ак jaw). В мае 1907 г. 512 последователей белой веры от четырех алтайских дючин подали (через пристава 5 стана Бийского уезда) письменное прошение в адрес уездного и губернского начальства. В нем есть такие строки: «... Начиная с 1904 г. мы, признали свою первую веру [шаманизм - Н. Е.] довольно дикою, т. е. «левой» - у нас начался обычай иного поклонения - правый, «Алтай», а именно: из более опытных и наслыханных людей своих калмыки [алтайцы - Н. Е.] выбирают таких, кои читают совсем непротивные Богу и закону слова молитвы, упоминая в них «быркана», т. е. по русски Бога, коего призывают на помощь. Изысканная нами эта вера нам кажется довольно хорошею, почему и исповедуем ея каждый, начиная с старых до детства. Но услышав со стороны некоторого начальства притеснения к своему исповедованию, мы съехались

Таблица 7

Религиозный состав коренного населения Горного Алтая

Всего Бурханисты, шаманисты Православные

Абс. % Абс. % Абс. %

1902 г. Всего Дючины Чуйские волости Черневые волости В.-Кумандинская вол. Управы и др. 33584 100 20014 59,6 13570 40,4

19657 5398 4209 1341 2979 100 100 100 100 100 16060 1851 1188 845 70 81,7 34.3 28,2 63,0 2.3 3597 3547 3021 496 2909 18,3 65.7 71.8 37,0 97,7

1912 г. Всего Дючины Чуйские волости Черневые волости В.-Кумандинская вол. Управы и др. 41551 100 20887 50,3 20664 49,7

25380 100 17301 68,2 8079 31,8

7060 4776 [1305] 3030 100 100 100 100 2180 1031 [375] 30,9 21,6 28,7 4880 3745 930 3030 69,1 78,4 71,3 100

Источники: [13; 15; 16]

все совместно в числе 512 человек, ... просить Ваше благородие, в изысканной нами новой вере и исповедовании, а также и во всех обрядах наших нас не стеснять, с сего времени считать нас уже не идолопоклонниками, а иным исповеданием» [25, с. 14-16]. Поэтому при определении религиозного состава коренного населения Бийского уезда бурханистов старались учитывать отдельно от шаманистов. Так, например, по административному учету населения 1911-1912 гг. доля шаманистов составила лишь 10 % всего некрещеного коренного населения Горного Алтая [11].

За 1902-1912 гг. удельный вес бурханистов и шаманистов среди коренного населения Горного Алтая уменьшился на 9,3 %, в основном из-за ощутимого роста крещеных среди населения алтайских дючин и Верхне-Кумандинской волости. Однако религиозный состав населения отдельных этнотерриториальных групп заметно отличался (табл. 7).

В начале XX в. бурханисты (с шаманистами) составляли большинство только среди населения дючин (68 % в 1912 г.). Обращает на себя внимание то, что с 1899 по 1912 гг. доля крещеных среди теленгитов возросла в два с лишним раза (в 1912 г. достигла 69 %), а местные телеуты практически полностью стали православными христианами.

Изучение конкретно-исторических данных показало, что на протяжении второй половины XVIII и XIX вв. численность всего населения Горного Алтая и его основных этнических групп неуклонно

росла. Горный Алтай относился к малонаселенным и осваиваемым окраинам России. Поэтому на демографические процессы в регионе заметно влиял приток переселенцев из соседних районов Сибири. 3а рассматриваемое время численность коренного населения Горного Алтая возросла в 12,4 раза (от 3,3 тыс. до 41 тыс. человек). К концу данного периода основная часть коренного населения Горного Алтая консолидировалась в новый алтайский этнос (алтай калык).

В конце XIX - начале XX вв. на демографические процессы в регионе продолжал оказывать большое влияние приток русских крестьян-переселенцев из сибирских и других районов России. Так, с 1859 по 1912 гг. численность всего населения Горного Алтая возросла в 3,7 раза, а только русских крестьян - в 7 раз. За последующие четыре года (1912-1916) население региона увеличилось на 10 %. На демографические процессы отрицательное влияние оказала Первая Мировая война: ухудшение положения населения, мобилизация взрослых мужчин на фронт и на военно-тыловые работы. В целом за 1797-1912 гг. численность коренного населения Горного Алтая возросла почти в 10 раз.

Л и т е р а т у р а

1. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 169. Оп. 1 (доп.). Д. 48.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 468. Оп. 9. Д. 1042.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 196. Оп. 36. Д. 24. Л. 10-16.

4. Список населенных мест Российской империи. Т. ЬХ1. Томская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года - СПб., 1868.

5. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. - СПб., 1891. - 308 с.

6. Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и род инородцев // Записки ИРГО по отделу статистики. - СПб., 1911. Т. XI. Вып. 1. - С. 62-123.

7. Патканов С. О приросте инородческого населения Сибири. Статистические материалы для освещения вопроса о вымирании первобытных племен // Записки ИРГО по отделу статистики. - СПб., 1912. Т. XI. Вып. 2. - С. 192-193, 197-223, 282-283.

8. Владимиров В.Н. Численность и расселение южных алтайцев в ХУП-ХГХ веках // Археология и этнография Южной Сибири. - Барнаул, 1984. - С. 115-126.

9. Алтайцы (Материалы по этнической истории) / предисл., сост., коммент. Н. В. Екеева. - Горно-Алтайск, 2005. - 176 с.

10. Горохов А. М. Краткое этнографическое описание бийских или алтайских калмыков // Журнал МВД. - 1840. -

Ч. 38. Кн. 2. - С. 201-228.

11. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.) - Горно-Алтайск, 2006. - 152 с.

12. ГААК. Ф.170. Оп. 1. Д. 328. Л. 1136.

13. ГААК. Ф.170. Оп. 1. Д. 386.

14. ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 177. Л. 8-9.

15. ГАТО. Ф. 3. Оп. 45. Д. 600. Л. 7-8.

16. ГАТО. Ф. 3. Оп. 71. Д. 3. Л. 4-5.

17. Швецов С. П. Горный Алтай и его население. Т. 1. Вып.

1. Кочевники Бийского уезда. - Барнаул, 1900. - 360 с.

18. Екеев Н. В. Радость поиска истины (послесловие) // Шерстова Л.И. Тайна долины Теренг. - Горно-Алтайск, 1997.

- С. 183-191.

19. Екеев Н. В. О движении бурханистов на Алтае в

1904-1905 гг. // Движение Ак ]анг (белая вера) - бурханизм

на Алтае: взгляд через столетие. Матер. науч. конф., посвящ. 100-летию событий в долине Теренг. - Горно-Алтайск, 2004.

- С. 49-83.

20. ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 414. Л. 21-22.

21. РГИА. Ф. 1265. Оп. 13. Д. 41а.

22. Движение Ак ]анг (Белая вера) - Бурханизм на Алтае: взгляд через столетие. Матер. науч. конф., посвящ. 100-летию событий в долине Теренг. - Горно-Алтайск, 2004.

- 282 с.

23. Бурханизм. Документы и материалы. - Горно-Алтайск, 1994. - 151 с.

24. Бурханизм - Ак ]анг: документы и материалы. К 100-летию событий в долине Теренг - Горно-Алтайск, 2004. -143 с., ил.

25. Алтайская духовная миссия в 1907 г. // Православный благовестник. - 1908. № 9. - С. 14-16.

R e f e r e n c e s

1. Gosudarsvennyi arhiv Altaiskogo kraya (GAAK). F. 169. Op. 1 (dop.). D. 48.

2. Rossiskyi gosudarsvennyi istoricheskyi arhiv (RGIA). F. 468. Op. 9. D. 1042.

3. Gosudarsvennyi arhiv Tomskoi oblasti (GATO). F. 468. Op. 36. D. 24. L. 10-16.

4. Spisok naselennyh mest Rossyiskoi imperyi. T. LXI. Tomskya gubernya. Spisok naselennyh mest po svedenyam 1859

- SPb., 1868.

5. Yadrinzhev N. M. Sibirskie inorogzhy, ih byt i sovremennoye polojenie. - SPb., 1891. - 308 s.

6. Patkanov S. Statisticheskye dannye, pokazyvayushie plemennoi sostav naselenya Sibiri, yazyk i rod inorodzhev // Zapiski IRGO po otdelenyu statistiki. - SPb., 1911. T. XI. Vyp.

1. - S. 62-123.

7. Patkanov S. O priroste inorodcheskogo naselenya Sibiri. Statisticheskye materialy dlya osveshenya voprosa o vymiranyi pervobytnyh plemen // Zapiski IRGO po otdelenyu statistiki. -SPb., 1912. T. XI. Vyp. 2. - S. 192-193, 197-223, 282-283.

8. Vladimirov V. N. Chislennost i rasselenie yujnyh altaizhev v XVII-XIX vekah // Arheologya i etnografya Yujnoi Sibiri. -Barnaul, 1984. - S. 115-126.

9. Altajcy (Materialy po jetnicheskoj istorii) / predisl., sost., komment. N. V. Ekeeva. - Gorno-Altajsk, 2005. - 176 s.

10. Gorohov A. M. Kratkoe etnograficheskoe opisanie bijskih, ili altajskih kalmykov // Zhurnal MVD. 1840. Ch. 38. Kn. 2. S. 201228.

11. Korennye etnosy Gornogo Altaja (konec XIX - nachalo XXI vv.) - Gorno-Altajsk, 2006. - 152 s.

12. GAAK. F.170. Op. 1. D. 328. L. 1136.

13. GAAK. F.170. Op. 1. D. 386.

14. GATO. F. 234. Op. 1. D. 177. L. 8-9.

15. GATO. F. 3. Op. 45. D. 600. L. 7-8.

16. GATO. F. 3. Op. 71. D. 3. L. 4-5.

17. Shvecov S. P. Gornyj Altaj i ego naselenie. T. 1. Vyp. 1. Kochevniki Bijskogo uezda - Barnaul, 1900. - 360 s.

18. Ekeev N. V. Radost' poiska istiny (posleslovie) // Sherstova L. I. Tajna doliny Tereng. - Gorno-Altajsk, 1997. - S. 183-191.

19. Ekeev N. V. O dvizhenii burhanistov na Altae v 1904-1905 gg. // Dvizhenie Ak jang (belaja vera) - burhanizm na Altae: vzgljad cherez stoletie. Mater. nauch. konf., posvjashh. 100-letiju sobytij v doline Tereng. - Gorno-Altajsk, 2004. - S. 49-83.

20. GATO. F. 234. Op. 1. D. 414. L. 21-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. RGIA. F. 1265. Op. 13. D. 41a.

22. Dvizhenie Ak jang (Belaja vera) - Burhanizm na Altae: vzgljad cherez stoletie. Mater. nauch. konf., posvjashh. 100-letiju sobytij v doline Tereng. - Gorno-Altajsk, 2004. - 282 s.

23. Burhanizm. Dokumenty i materialy. - Gorno-Altajsk, 1994. -151 s.

24. Burkhanizm - Ak jang: dokumenty i materialy. K 100-letiiu sobytii v doline Tereng - Gorno-Altaisk, 2004. - 143 s., il.

25. Altaiskaia dukhovnaia missiia v 1907 g. // Pravoslavnyi blagovestnik. 1908. № 9. S. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.