Научная статья на тему 'Улалинское землеотводное дело как источник для изучения природно-климатических условий и хозяйства населения С. Улалы'

Улалинское землеотводное дело как источник для изучения природно-климатических условий и хозяйства населения С. Улалы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катионов О. Н.

В статье рассматриваются материалы о землеустроительной политике в Горном Алтае в начале ХХ века, дабтся характеристике землеотвода с учетом физико-географических и экономических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ULALA LAND ALLOCATION AS THE SOURCE FOR INVESTIGATION OF NATURAL-CLIMATIC CONDITIONS AND ECONOMY OF ULALA POPULATION

The paper deals with the materials of the land-management policy in Mountainous Altai at the beginning of XX century. Land allocation is analyzed taking into account physico-geographical and economic factors.

Текст научной работы на тему «Улалинское землеотводное дело как источник для изучения природно-климатических условий и хозяйства населения С. Улалы»

УДК 94(571.15)

О.Н. Катионов НГПУ, Новосибирск

УЛАЛИНСКОЕ ЗЕМЛЕОТВОДНОЕ ДЕЛО КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ С. УЛАЛЫ*

В статье рассматриваются материалы о землеустроительной политике в Горном Алтае в начале ХХ века, дабтся характеристике землеотвода с учетом физикогеографических и экономических факторов.

О.N. Kationov

Novosibirsk State Pedagogical University

ULALA LAND ALLOCATION AS THE SOURCE FOR INVESTIGATION OF NATURAL-CLIMATIC CONDITIONS AND ECONOMY OF ULALA POPULATION

The paper deals with the materials of the land-management policy in Mountainous Altai at the beginning of XX century. Land allocation is analyzed taking into account physico-geographical and economic factors.

История землеустройства в Сибири изучена достаточно основательно, о чем свидетельствуют обобщающие работы по аграрным преобразованиям в Сибири в XX в. и публикуемые сборники документов с вводными комментариями 1 . М.В. Шиловский отмечает, что сам процесс землеустройства осуществлялся крайне осторожно и предварялся проведением обследований (путем статистико-экономических экспедиций) хозяйственной деятельности и землепользования коренных народов 2 . Обратим внимание на такой важный источник как землемерные и землеустроительные описания земельных дач при землеустройстве.

* Статья выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ «Изучение и каталогизация рукописных карт Сибири XVШ-XIX вв.» (20072099 гг.) (грант № 07-01-00429а)

1 Аграрные преобразования и сельское хозяйство Сибири в XX веке. Очерки истории / Коллектив авторов; Отв. ред. В.А. Ильиных. -Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2008; Ильиных В.А., Ноздрин Г.А. Сельское хозяйство Сибири в 1890-1920-е гг.: Материалы к монографии. -Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2007; Сибирские переселения. Документы и материалы. Вып. 1 / Отв. ред. М.В. Шиловский. - Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, НГУ, 2003; То же. Сб. докум. Вып. 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений / Отв. ред. М.В. Шиловский. Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2006.

л

Аграрные преобразования... Шиловский М.В. Гл. I. Столыпинская аграрная реформа и Сибирь. - С. 23.

Примером является землеотводное дело с. Улалы Бийского уезда Алтайского Горного округа Томской губернии.

Землеустроители в начале XX в. в Сибири встретились с рядом проблем. 1. Неурегулированность землеотводного законодательства для кочевых инородцев. 2. Проблема совместного землеотвода для оседлых инородцев и пришлых, в основном, русских, без раздельного землепользования. 3. Проблема раздельного наделения землей крестьян и мещан, пришлых и ранее арендовавших земли Кабинета, должных отойти к землям оседлых поселений.

В начале XX в. такие проблемы пришлось решать на Алтае в селении Улалинском землеустроителю Федоровскому. Знакомство с делом 4-й землеустроительной партии Алтайского округа под названием «Материалы по отграничению земельного и лесного наделов села Улалинского Улалинской инородческой управы Бийского уезда Томской губернии» (начато в 1899 - приостановлено, видимо, в связи с I мировой войной в 1914 гг.) показывает сложность и неоднозначность при подходе к решению вышеозначенных проблем.

Прежде всего, землеустроитель, готовивший материалы для Томского губернского управления, принимавшего решение о землеотводе, должен был познакомить его с объектом, в отношении которого принималось решение. Таковым являлся землеотвод селения Улалинское. Землеустроитель давал общую характеристику поселения. В первую очередь описывалась дача села Улалы.

По съемке 1904 года в границы дачи входило 11096,15 десятин, из коих удобной 10400,4 дес., неудобной 696,11 дес. Удобные земли состояли из

3

следующих категории :

Усадебные земли 131,15 дес.

Пахотные « « « 1612,56 дес.

Залежные « « «................ 4095,54 дес.

Выгонные земли.................. 1540,54 дес.

Сенокосные 1434,37 дес.

Лесные 1585,08 дес.

На севере дача соприкасалась с землепользованием с. Верх-Карагужа, на востоке и юге с Кабинетскими землями и землепользованием с. Маймы. Большая часть дачи представляла горную местность, лишь по течению рек Маймы и Улалы расположены были широкие долины. Более узкие долины находились по течению мелких речек Большая и Малая Еланда, Большой и Малый Каяс, впадающих в р. Майму, и речек Сайдыс, Колбачак, Малая Улала, Малая и Большая Каинчи, Тутарьи, Эрмоналачека, впадающих в р. Улалу.

-5

ГАРА (Государственный архив Республики Алтай). Ф. Д-5. Оп. 1. Д. 2.

Л. 37.

Течением р. Улалы дача как бы делилась на две части: северную, предназначенную природой для выращивания хлебов, и южную - где расположены выгон, покосы и остатки лесных мест.

На землемерном плане 1866 г. южная половина дачи была показана покрытой хвойным и лиственным лесом. Население подтверждало правильность ситуации 1866 г. и уничтожение леса приписывало лесным пожарам. Южная часть дачи являлась мало пригодной для культуры хлебов, потому что склоны гор в большинстве случаев были обращены или на север, или на юг: первые не давали достаточного тепла для вызревания хлебов,

4

вторые - каменисты .

Верхний горизонт земель представлял чернозем. Слой чернозема находился в зависимости от направления и крутизны склонов гор - северные, восточные и западные склоны более богаты черноземом, слой чернозема на юго-восточных и юго-западных склонах постепенно понижался и почти отсутствовал на южных.

Переход от каменистых почв к чернозему происходил постепенно, и установить резко определенную границу удобных и неудобных земель было трудно. Вершины гор в иных случаях представляли голый камень, по мере спуска к подошвам слой чернозема доходил до аршина и более. Долины служили исключительно как сенокосы, так как посевы хлебов здесь вымерзали. Ровные вершины гор иногда засевались хлебами, но население предпочитало производить посевы на восточных и западных склонах, где находился хороший слой чернозема и хлеба получали достаточно солнечного тепла для своего вызревания.

Посевы озимых хлебов были невелики, преобладали яровые - пшеница, овес, затем сеяли немного льна и картофеля для домашнего обихода.

Система хозяйства паро-залежная. После 5-6-летней распашки землю бросали для отдыха на 5-10 лет.

Урожаи с десятины получались5:

В хороший год в средний в плохой

Рожь 80 четв. 60 30

Пшеница 80 60 30

Овес 80 60 30

Лен 40 30 15

Картофель 80 60 четв. 30 четв.

Пользование пахотными землями - вольное. За каждую посеянную десятину общество налагало установленную плату.

Покосные земли делились только между причисленными членами общества.

Лучшие луговые места по долинам рек давали урожаи сена в хорошие года до 200 пуд. с десятины, в средние - 150 пуд. и в плохие - 100 пуд. Залежные места давали урожаи на треть менее.

4 Там же.

5 Там же. Л. 37 об.

Выгонные земли, расположенные кругом селения, огораживались. Количество городьбы распределялось на домохозяев, пропорционально имеющегося скота и, кроме того, за каждую голову скота налагалось обществом плата.

Помимо сельского хозяйства население занималось отъезжим ореховым промыслом.

С второй половины августа небольшие артели по 3-5 человек, забрав продовольствие, уезжали верхами верст за 100 и далее в кедровники, где и промышляли до начала октября. Промысел этот требовал знания местности, ловкости, выносливости. Кедровую шишку обивали жердью, влезая на дерево, или с земли при помощи ботола, т. е. большого деревянного молота, укрепленного на длинном бревне, которым ударяли в верхний ствол кедра. От сотрясения при ударе кедра ботолом шишка падала на землю. Собранную шишку ссыпали в приготовленные срубы (вроде колодезных) аршин пяти вышиною. Через три-четыре недели из кедровых шишек вследствие самонагревания свободно вымолачивали орех. Хороший промышленник добывал в иной год до ста пудов ореха.

Ореховый промысел для некоторых охотников являлся периодом наблюдения за белкой, которая одновременно запасала себе продовольствие.

Вернувшись в начале октября с орехового промысла, охотник на белку шел в конце октября опять в тайгу на белкование, где пребывал иногда до середины декабря.

Настоящий охотник никогда не бил белки до тех пор, пока она не выкунила, т. е. не обросла зимней шерстью. Белка зимнего промысла ценилась довольно высоко до 30 коп. за штуку, между тем осеннюю белку неохотно покупали и за три копейки.

Село Улала расположено было на границе оседлого и кочевого районов Бийского уезда и являлось издавна торговым пунктом.

В Улале существовали еженедельные базары и декабрьская Никольская семидневная ярмарка6.

В состав населения Улалы после 1904 г. входило:

1) Общество оседлых инородцев Улалинской инородной управы - 320 душ м. п. (До 1904 г. общество оседлых инородцев с. Улалы входило в состав Быстрянской инородной управы).

2) Причисленные к волости 11 душ м. п.

3) Крестьяне разных губерний, уездов и волостей, занимавшиеся сельским хозяйством, вследствие самонагревания 338 душ м. п.

4) Мещане, занимавшиеся сельским хозяйством, - 302 души.

5) Кочевые следующих дючин и волостей:

1) Комляжской волости 25 душ м. п.

2) Первой Алтайской дючины 18 душ м. п.

3) 4-й Алтайской дючины 1 душ м. п.

4) 5-й Алтайской дючины 1 душа м. п.

6 Там же. Л. 38.

5) 1-й Чуйской волости 1 душа м. п.

6) 2-й Чуйской волости 7 душ м. п.

7) Юсской волости 1 душа м. п.

8) Верх-Кумандинской волости 3 души м. п.

9) Бачатской волости 2 души м. п.

Всего кочевых инородцев девяти разных административных единиц 62 души м. п. 7

Между тем, указывал землеустроитель Федоровский, «с. Улала искони числилось оседлым селением, этому селению указаны определенная местность для пользования, селение это является торговым пунктом. Земли села Улалы годны для хлебопашества, землепользование села Улалы не превышает 10 десятин на надельную душу, но по ходатайству населения норма надела несколько увеличится».

Численный состав оседлого населения превышал кочевое в пятнадцать

раз.

Оседлые облагали кочевых за пользование землей наравне с собой.

Из 62 душ кочевых инородцев проживают с рождения в с. Улале только 30 душ м. п. Остальные кочевые, по собранным сведениям, переехали в с. Улалу в следующие годы: в 1853 г. - 4 души м. п.; в 1860 г. - 1 душа м. п.: в 1873 г. - 12 душ м. п.; в 1877 г. - 5 душ м. п.; в 1878 г. - 3 души м. п.; в 1880 г. - 3 души м. п.; в 1888 г. - 4 души м. п.

Из этих данных видно, что почти половина кочевых инородцев переехала в с. Улалу после 1865 г., года составления плана на дачу с. Улалы.

Таким образом, в описании с. Улалы дана характеристика землеотвода-дачи. Осуществлено физико-географическое и экономическое описание, хотя и краткое, но емкое, дающее общее представление тем, кто принимал решение о землеотводе, т. е. губернским властям. Определено качество и структура земли для занятия сельским хозяйством. Подсчитана численность алтайцев оседлых и кочевых, русских крестьян и мещан. Описан ореховый промысел, а также время охоты на белку, дана оценка качества ее пушнины в разное промысловое время. Отмечен торговый характер села как места стыка земледельческой оседлой и кочевой культур, а также описана промысловодобывающая часть хозяйства улалинцев.

Несомненно, описание с. Улалы до и после 1904 г. является важным источником по социально-экономической истории Горно-Алтайска. Работа с Улалинским землеотводным делом будет продолжена, так как оно не исчерпывается только экономико-географическим описанием, но и требует исследования этно-демографической ситуации, взаимодействия или соприкосновения нескольких хозяйственных культур - оседлоземледельческой алтайцев и русских и кочевой алтайцев, а также торговопромысловой и демографической картин. И проблем, которые пришлось

7 Там же. Л. 52. 8. Там же. Л. 60.

решать землеустроителю, представителям разных групп населения улалинского сельского общества и бийским уездным и томским губернским властям.

© О.Н. Катионов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.