10. The Level of employment and Unemployment in Agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Y. Pigorev, D.I. Doroshenko // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. - 2009. - №. 3. - P. 13-17.
УДК 332.2.021(075)
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
ЦОРАЕВА Э.Н.,
кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», e-mail: [email protected].
ИВАНОВ АС.,
студент 4 курса землеустроительного факультета, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», e-mail: [email protected].
ГАГАРИНОВА Н.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры землеустройства и земельного кадастра, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», e-mail: [email protected].
Реферат. Целью исследования явилось раскрыть актуальные проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае, а также предложены меры по совершенствованию системы управления земельными ресурсами. В статье приведены результаты исследования динамики изменения площади земель сельскохозяйственного назначения за период 20002017 гг. Анализ проводился на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики, Россельхознадзора и Федеральной службы кадастра и картографии Краснодарского края. В статье приведена характеристика земель Краснодарского края, определен состав и структура земельного фонда, выявлена тенденция изменения видов угодий, проанализирована динамика изменения площади земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края за последние семнадцать лет. Сформулированы основные причины сокращения площади сельскохозяйственных угодий и пашни: реорганизация сельскохозяйственных организаций, формирование фонда перераспределения земель, наличие невостребованных и неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве земельных долей. Для нормализации оборота земель сельскохозяйственного назначения были выдвинуты предложения, придерживаясь которых могут решаться проблемы связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей в Краснодарском крае, а также обеспечивать продовольственную безопасность страны, за счет увеличения эффективного использования землеустройства и земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: землеустройство, земельные ресурсы, оборот сельхозугодий, управление земельными ресурсами.
LAND MANAGEMENT AS A MECHANISM FOR EFFECTIVE AGRICULTURAL LAND USE IN THE KRASNODAR REGION
TSORAEVA E.N.,
candidate of agricultural Sciences, senior lecturer of the Department land management and land cadastre of the "Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin", e-mail: [email protected].
IVANOV AS.,
student of 4 course land management DepartmentHt of the "Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin", e-mail: [email protected].
GAGARINOVA N.V.,
assistant professor of land management and land cadastre FGBOU in "Kuban State Agrarian University named after Ivan T. Trubilin», e-mail: [email protected].
Essay. The purpose of the study was to reveal the actual problems of the use of agricultural land in the Krasnodar Territory, and also proposed measures to improve the land management system. The article presents the results of a study of the dynamics of changes in the area of agricultural land for the period 2000-2017. The analysis was carried out on the basis of official data of the Federal State Statistics Service, the Rosselkhoznadzor and the Federal Cadastre and Cartography Service of the Krasnodar Territory. The article describes the characteristics of land in the Krasnodar Territory, determines the composition and structure of the land fund, identifies the trend of land types, analyzes the dynamics of changes in the area of agricultural land in the Krasnodar Territory over the past seventeen years. The main reasons for reducing the area of agricultural land and arable land are formulated: the reorganization of agricultural organizations, the formation of a land redistribution fund, the presence of unclaimed and unused land shares in agricultural production. In order to normalize the turnover of agricultural land, proposals were made, adhering to which problems associated with the use of agricultural land and land shares in the Krasnodar Territory can be solved, as well as to ensure the food security of the country by increasing the effective use of land management and agricultural land.
Keywords: land management, land resources, turnover of farmland, land management.
Введение. ктуальность выбранной темы обусловлена тем, что в ходе земельной реформы, происходящей с 1990-х годов в Российской Федерации, было принято большое количество нормативных правовых актов, которые направлены на регулирование и поддержку аграрного сектора экономики, была выстроена соответствующая система формирования отношений
землепользования. Данные меры принимались для решения основной проблемы - обеспечения продовольственной безопасности страны, за счет эффективного использования землеустройства и земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, проблема использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей, является одной из наиболее острых в Краснодарском крае на сегодняшний день, поскольку в значительной мере, деятельность по формированию земельных участков осуществляется в большинстве случаев за счет земельных долей. В результате чего имеется ряд спорных моментов, которые в Краснодарском крае протекают наиболее остро [1].
Решение вопросов о законном владении и использовании земельных участков
сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на земельные участки земель сельскохозяйственного назначения (земельные доли) протекает очень непросто, и правовые споры ведут к социальной напряженности в сельской местности и не редко ставят под угрозу ведение сельскохозяйственного бизнеса, как у крупных агрохолдингов, так и КФХ.
Несмотря на сформированное нормативное регулирование оборота земельных долей, имеющиеся в нем некоторые недочеты, сегодня приводят к колоссальным последствиям: т.к. не все лица, в свое время были включены в списки; собственники земельных долей не все смогли распорядиться своим правом на долю своевременно [2]; при распоряжении правом на землю были допущены нарушения установленных
нормативными правовыми актами процедур [3]; присутствовал и присутствует элемент
противоправных действий со стороны должностных лиц, использующих свое должностное положение в личных интересах [4].
Все это свидетельствует о том, что в целях сохранения и рационального использования земель, в частности для развития приоритетных отраслей и предотвращения их выбытия из
сельскохозяйственного оборота, до настоящего времени, не созданы устойчивые, не меняющиеся условия землепользования в аграрном секторе экономики.
Материал и методика исследования. Движение земель между категориями, землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков реально отражают проводимую политику в крае, которая проводилась в соответствии с принятыми законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, а также законами и постановлениями органов власти края.
В настоящее время большую часть территории края занимают земли сельскохозяйственного назначения (рисунок 1) [5].
Анализ данных доклада о состоянии и использовании земель Краснодарского края показывает, что в 2017 году продолжалось изменение площадей всех категорий земель, это связано с проводимыми в крае земельными преобразованиями, направленными на укрепление различных форм собственности и развитие многоукладных способов хозяйствования на земле, а также приведение категорий земель в соответствие с лесным, водным и земельным законодательством.
В Краснодарском крае преобладают земли сельскохозяйственного назначения. Они оказывают важное значение на развитие аграрного сектора экономики всего края.
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
Рисунок 1 - Структура земель Краснодарского края по состоянию на 01.01.2018 Таблица 1 - Распределение земель Краснодарского края по категориям земель [6]
В тысячах гектар
Категория земель Год 2017 г. к 2000 г. (%)
2000 2005 2010 2011 2013 2015 2017
Земли сельскохозяйственного назначения 4793,5 4767,5 4750,5 4749,6 4749,8 4734,1 4720,8 -1,5
Земли населенных пунктов 596,0 563,9 593,3 593,4 593,1 609,2 622,4 4,4
Земли промышленности 230,8 139,6 144,5 144,8 145,7 145,9 147,6 -36
Земли особо охраняемых территорий и объектов 371,6 391,4 378,5 379,3 379,3 379,3 379 1,9
Земли лесного фонда 1195,8 1203,2 1212,1 1212,1 1211,9 1211,8 1211,3 1,2
Земли водного фонда 117,3 336,2 324,9 324,9 324,9 324,6 324,6 176
Земли запаса 243,5 146,2 144,7 144,4 143,8 143,6 142,8 -41
Всего земель 7548,5 7548,5 7548,5 7548,5 7548,5 7548,5 7548,5 -
Рисунок 2 - Структура земель сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае по состоянию на 01.01.2018
Результаты исследования. В целом по краю, на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья занимают - 4214,2 тыс. га (89,0 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения) (рисунок 2) [5], из которых 92 % - это пашни.
Земли сельскохозяйственного назначения за 2017 год уменьшились на 5,8 тыс. га, а с 2000 года произошли следующие изменения (таблица 1).
Уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения в основном произошло за счет утверждения генеральных планов населенных пунктов и утверждения новых границ населенных пунктов, а также перевода земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения [7].
Подавляющее большинство собственников земельных долей в 90-е, практически сразу стали участниками вновь создаваемых сельскохозяйственных организаций. Владельцы земельных долей, вносили их в качестве учредительного (вступительного) взноса в уставный (складочный) капитал или предоставляли в долгосрочную аренду. Часто с момента внесения земельной доли в уставный капитал вновь образованного юридического лица, ее собственником становилась данная организация. Не редко эти действия сельскохозяйственных организаций происходили формально, в результате процесс реорганизации, приватизации и оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения не обошелся без нарушения законодательства.
Нарушения при приобретении земельных долей, подделка документов и подписей, процедур проведения собраний [8], скупка кредиторской задолженности организаций, инициирование процедуры банкротства, утверждение лояльной кандидатуры конкурсного управляющего, регистрация права организации-банкрота на землю, включение земли в конкурсную массу, продажа по прямым договорам дружественным кредитору компаниям или передача кредитору в погашение долга, вхождение в сельскохозяйственную организацию сторонних лиц с согласия участников организации, выкуп акций у старых участников или выкуп дополнительной эмиссии, что дает сегодня право оспаривать законность перехода прав на землю [9].
Но это не только лихорадит сельскохозяйственное производство, но приводит либо к пересмотру итогов приватизации земли, либо наносит ущерб добросовестным собственникам, имеющим законные права собственности на принадлежащие им земли.
Законодатель пытался дать ответ на некоторые вопросы, Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» [10], определено, что при разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственным товариществом (хозяйственным обществом) и его учредителем (участником), следует исходить из того, что имущество в натуре, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит последним на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества) содержатся положения,
свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом. Однако, это не останавливает споры и нарушения законодательства, в настоящее время имеются факты и уже суды запрещают проведение общих собраний в целях выхода из сельскохозяйственных организаций и выдела земельных долей.
Необходимо отметить ведущую роль государства в совершенствовании механизма управления земельными ресурсами, но государству следует создать прозрачные, работоспособные механизмы регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, земельного контроля и отказаться от пересмотра итогов приватизации земель сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев ненадлежащего их использования, стоит нормализовать оборот сельскохозяйственных земель между физическими лицами, между физическими лицами и юридическими лицами, между юридическими лицами в том числе [11]. И это первоочередная задача.
Стоит отметить, что в целях сохранения агробизнеса, стоит регламентировать вопросы выделения земельных долей, в части требований к тем, кто становится собственником выделенных земельных участков, есть ли опыт, достаточно ли образования и проживают ли эти люди в сельской местности, будут ли вести сельскохозяйственное производство?
Использование механизма выделения земельных долей для банкротства существующих хозяйств должно стать не возможным.
Сельскохозяйственное производство - это не просто получение права владения или пользования земельным участком, это - сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Она значительно влияет на экономическую составляющую региона и его благополучие, и если относится к сельскохозяйственному производству только как пользованию земельным участком, то отчасти становится понятен тот правовой нигилизм, который присутствует иногда при обобщении проблем, связанных с землей.
Существуют системные вопросы, связанные с чехардой в передаче полномочий или использованием всевозможных «ресурсов» в целях противодействия реализации прав на пользование землей, но присутствует и неосмотрительность, в части несвоевременного осуществления арендных платежей за пользование муниципальной землей или из фонда перераспределения, несвоевременная подача заявлений на продление арендных отношений, нарушение правил землепользования, севооборота т.п. Каждая причина в итоге препятствует реализации регламентируемых законодательством прав, что вызывает недовольство и обвинения в адрес власти, обвинении ее в неспособности помочь в разрешении проблем, связанных с землепользованием.
Выводы. Подводя итог, необходимо отметить предложения, которые могли бы способствовать нормализации оборота земель
сельскохозяйственного назначения:
- установить правило приобретения земель сельскохозяйственного назначения должны иметь организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, при этом ставка налога должна быть дифференцированной, так как при продаже земли для ведения сельского хозяйства ставка одна, а при продаже для ведения иного бизнеса ставка налога в десятки раз выше;
- актуализировать или там, где отсутствуют, утвердить, местные планы комплексного развития землепользования муниципалитетов с привлечением отраслевых союзов;
- регламентировать порядок проведения публичных слушаний по вопросу включения или отказа включения земельного участка в черту населенного пункта;
- четко регламентировать деятельность кадастровых инженеров по определению
кадастровой цены земель сельскохозяйственного назначения;
- организации и индивидуальные предприниматели для участия в торгах на право владения земельным участком сельскохозяйственного назначения, должны заниматься сельскохозяйственным производством, после проведения торгов они не вправе сдать его в субаренду в течение 5 лет с даты торгов;
- в целях сохранения целостности земельных долей и предупреждения раздробления имеющихся земельных долей, запретить продажу земельных долей по частям;
- предложение выкупить земельный участок в первую очередь должно поступить соседям, осуществляющим сельскохозяйственное производство, а уже после прохождения данной процедуры, земельный участок сельскохозяйственного назначения поступает в свободную продажу;
- четко установить механизм определения надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения, что будет способствовать реализации заложенного в Земельном кодексе РФ механизма приобретения земель без торгов;
- предусмотреть компенсации затрат на внедрение почвозащитных технологий и противоэрозионных и т.п. мероприятий.
Реализация предложенных мер будет способствовать решению проблем, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения и земельных долей в Краснодарском крае, а также обеспечивать продовольственную безопасность страны, за счет увеличения эффективного использования землеустройства и земель сельскохозяйственного назначения.
Список используемых источников
1. Использование земель сельскохозяйственного назначения // [электронный ресурс] // режим доступа: http://xn--80aadcrlg1beeimx.xn--p1ai/index.php/person/ot-pervogo-litsa/91-persona2/288-ispolzo vaшe-zemel-selskokhozyaistvennogo-naznacheшya (дата обращения 06.09.2018)
2. Решение к делу № 2-214 /11 иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Бабенко К.Ф., Барсукову И.П., и к другим о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.gcourts.ru/case/359657(дата обращения 09.09.2018)
3. Администрация Краснодарского края предоставила разъяснения по случаям нарушений прав человека, выявленным членами СПЧ в ходе выездного заседания на Кубани [электронный ресурс] // режим доступа: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2371/(дата обращения 09.09.2018)
4. «Черный список» коррупционеров России: На Кубани 13 должностных лиц уволили за взятки [электронный ресурс] // режим доступа: https://www.kuban.kp.ru/daily/26867/3910272/(дата обращения 09.09.2018)
5. Доклад о состоянии и использовании земель Краснодарского края в 2017 году // Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.frskuban.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=108l3&Itemid=287 (дата обращения 06.09.2018)
6. Дырда СВ., Цораева Э.Н. Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 119-125.
7. Липчиу Н.В., Гагай И.В. Современное состояние земель Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2014.- № 99. - С. 1138-1153.
8. Земельные доли: «яблоко раздора» оборота земель сельскохозяйственного назначения [электронный ресурс] // режим доступа: http://bloknot-krasnodar.ru/news/zemelnye-doli-yabloko-razdora-oborota-zemel-selsko-807166 (дата обращения 09.09.2018)
9. Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 18-КГ17-36 [электронный ресурс] // режим доступа: http: //legalacts.ru/sud/opredelenie -verkhovnogo -suda-rf-ot- 11042017-n-18 -kg 17-36/ (дата обращения 09.09.2018)
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11279/ (дата обращения 06.09.2018)
11. Богатырёва Н. А. Совершенствование механизма государственного управления в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения // Вестник ПАГС. - 2016. - № 4 (55). - С. 133-137.
12. Барсукова Г.Н., Юрченко К.А. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе экономики Краснодарского края. - Краснодар, 2015. - 183 с.
List of used sources
1. Use of agricultural land // [electronic resource] // access mode: http: //xn--80aadcrlg1beeimx.xn--p1ai/index.php/person/ot-pervogo-litsa/91-persona2/288-ispolzovanie-zemel-selskokhozyajstvennogo-nazna cheniya (appeal date 09/06/2018)
2. Decision to the case No. 2-214 / 11 of the suit of the Department of Property Relations of the Krasnodar Territory against Babenko K.F., Barsukov I.P., and others for recognition of the property right of a constituent entity of the Russian Federation - Krasnodar Territory, on land plots formed in account of unclaimed land shares [electronic resource] // access mode: http://www.gcourts.ru/case/359657 (address of circulation 09.09.2018)
3. The administration of the Krasnodar Territory provided clarifications on cases of human rights violations identified by members of the HRC during the on-site meeting in Kuban [electronic resource] // access mode: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2371/ ( the date of the appeal 09.09.2018)
4. The "black list" of corrupt officials in Russia: In Kuban, 13 officials were fired for taking bribes [electronic resource] // access mode: https://www.kuban.kp.ru/daily/26867/3910272/(a address 09.09.2018 )
5. Report on the state and use of land in the Krasnodar Territory in 2017 // Ministry of Economic Development of the Russian Federation Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography for Krasnodar Region [electronic resource] // access mode: http: //www.frskuban.ru/index.php? option = com_content & view = article & id = 10813 & Itemid = 287 (appeal date 06.09.2018)
6. Dyrda S.V. Analysis of the state of agricultural land of the Krasnodar Territory / S.V. Dyrda, E.N. Tsoraeva // International Student Scientific Journal. - 2018. - № 5. - P. 119-125.
7. Lipchiu N.V. The current state of the land of Krasnodar Territory / N.V. Lipchiu, I.V. Gagay // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2014. - № 99. - P. 1138-1153.
8. Land shares: "apple of discord" of agricultural land turnover [electronic resource] // access mode: http://bloknot-krasnodar.ru/news/zemelnye-doli-yabloko-razdora-oborota-zemel-selsko-807166 (the date of the appeal 09.09.2018)
9. Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of April 11, 2017 N 18-КГ17-36 [electronic resource] // access mode: http: //legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-11042017-n-18 -kg17-36 / (date of appeal 09.09.2018)
10. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation N 6, Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation N 8 dated 07/01/1996 (ed. 03/24/2016) "On some issues related to the application of part one of the Civil Code of the Russian Federation" [electronic resource] // access mode : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11279/ (appeal date 06/09/2018)
11. Bogatyryova NA, Improving the Mechanism of Government in the Field of Rational Use of Agricultural Lands // Bulletin PAGS. - 2016. - № 4 (55). - P. 133-137.
12. Barsukova G.N., Yurchenko K.A. The organizational and economic mechanism of regulation of land relations in the agricultural sector of the Krasnodar Territory. - Krasnodar, 2015. - 183 p.