УДК 332.2(470.620) ББК 65.32(235.7) П 44
О.А. Подколзин,
доктор сельскохозяйственных наук, директор, ФГБУ ЦАС «Краснодарский», г. Краснодар. Тел.: +7 (989) 238-38-31, e-mail: [email protected]
А.Ю. Перов,
кандидат географических наук, начальник отдела мониторинга и землеустройства, ФГБУ ЦАС «Краснодарский», г. Краснодар. Тел.: +7 (989) 852-55-54, e-mail: [email protected]
М.В. Сидоренко,
старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубили-на, г. Краснодар. Тел.: +7 (909) 467-79-90, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрывается сущность проведения мониторинга земель, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения. Выявлены основные проблемы системы мониторинга земель в Краснодарском крае, которые требуют незамедлительного решения. Рассмотрены основные негативные процессы, формирующие реальную угрозу истощения и загрязнения земель в Краснодарском крае. Отдельное внимание уделено целесообразности совершенствования подходов к мониторингу земель, объединению сведений мониторинга земель и почвенных обследований в единую базу. Выдвинуты предложения по решению проблем мониторинга земель, способствующие созданию эффективной системы мониторинга земель в регионе.
Ключевые слова: мониторинг земель, управление земельными ресурсами, плодородие почв, земли сельскохозяйственного назначения, качество почв.
O.A. Podkolzin,
Doctor of Agricultural Sciences, Director, Federal State Budgetary Institution Center of Agrochemical Service "Krasnodar", Krasnodar. Ph.: +7 (989) 238-3831, e-mail: [email protected]
A.Yu. Perov,
Candidate of Geographical Sciences, Head of the Department of Monitoring and Land Management, Federal State Budgetary Institution Center of Agrochemical Service "Krasnodar", Krasnodar. Ph.: +7 (989) 852-55-54, e-mail: [email protected]
M.V. Sidorenko,
Senior Lecturer of the Department of Land Management and Land Cadastre, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar. Ph.: + 7 (909) 467-79-90, e-mail: [email protected]
MODERN PROBLEMS OF MONITORING LAND AND THE WAYS OF THEIR SOLUTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR REGION)
Abstract. The article reveals the essence of land monitoring, including on agricultural land. The main problems of the land monitoring system in Krasnodar Krai
are identified, which require immediate resolution. The main negative processes that form a real threat of depletion and pollution of lands in the Krasnodar Territory are considered. Special attention is paid to the advisability of improving approaches to monitoring land, combining information on land monitoring and soil surveys into a single database. Proposals have been put forward to address land monitoring problems that contribute to the creation of an effective land monitoring system in the region.
Keywords: land monitoring, land management, soil fertility, agricultural land, soil quality.
Важной задачей государственно управления земельными ресурсами является организация проведения работ по мониторингу земель - комплекса мероприятий, включающих наблюдение за состоянием земель, оценку их качества, прогноз изменений под влиянием природных и антропогенных факторов. Проведение землеустройства и мониторинга земель способствует эффективному управлению земельными ресурсами, регулированию землепользования, вовлечению в хозяйственный оборот земель.
Актуальность мониторинга земель связана с тенденцией к постоянному сокращению продуктивных сельскохозяйственных угодий, ухудшению качества почв, снижению содержания в почве питательных веществ, захламлению, использованию земель не по целевому назначению.
Причинами ухудшения почв являются невыполнение необходимых агрохимических и мелиоративных мероприятий, сокращение внесения минеральных и органических удобрений.
В Краснодарском крае существует реальная угроза истощения и загрязнения земель, следствием чего являются процессы, приводящие к поверхностному уплотнению и слитизации почвенного профиля и, как следствие, к безвозвратной потере почвенного покрова и исключения этих земель из дальнейшего хозяйственного оборота.
На территории края прослеживается дегумификация почв и закисле-ние почв, приводящих к снижению количества питательных веществ. Основной причиной является недостаточное внесение минеральных и органических удобрений в почву, невыполнение проведения агротехнических, мелиоративных и почвозащитных мероприятий.
В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв [1].
Работы по государственному мониторингу земель включают комплексный анализ особенностей природных условий территории по аспектам:
1. Анализ рельефа.
2. Анализ климата.
3. Анализ гидрологии и гидрографии.
4. Анализ геологического строения.
5. Анализ почв и почвообразую-щих пород.
6. Анализ растительности и животного мира.
7. Анализ ландшафтной структуры.
8. Экологическое состояние.
В рамках выполнения работ по мониторингу состояния и использования земель изучают динамику изменения площадей территории, которые подвержены развитию негативных процессов природного и антропогенного происхождения [2]. Однако проводимые в последние годы работы по мониторингу использования земель сводятся к установлению нарушений целевого и разрешенного использования земель на территории административного района.
Негативные процессы в рамках выполнения работ по мониторингу
в границах муниципального района Краснодарского края определяются по принципу почвенного картографирования. Каждому из выявленных типов негативных процессов соответствуют определенные зоны преимущественного проявления по рельефу, а также определенные типы почвенно-растительного покрова (преобладающих почв).
Следует отметить, что для каждого почвенно-растительного комплекса с учетом его орографии характерно развитие того или иного негативного процесса природного происхождения практически как непрерывного явления, локально проявляющегося в увеличении степени развития процесса. Исключением являются процессы антропогенного происхождения, развитие которых фрагментарно и приурочено к участкам техногенно-изме-ненных территорий.
Наблюдаются заметные изменения во внутренней структуре развития негативных процессов. Характерно изменение типов развития негативных процессов и их степеней, замена одних природных негативных процессов другими и при этом характерно
добавление негативных процессов антропогенного происхождения. При анализе динамики развития промышленности, сельскохозяйственное освоение, складирование и захоронение промышленных отходов, загрязнение земель рассматриваются как процессы сильной степени воздействия.
Острым является вопрос сохранения плодородных почв, так как именно плодородие является главной характеристикой сельскохозяйственных угодий. Методы обработки и использования земли, в первую очередь, нацелены на повышение высокой урожайности. При этом наносится значительный вред экосистеме полей и плодородию почвы.
По нашему мнению, в условиях современного землепользования необходимо постоянное совершенствование подходов к мониторингу, внедрение новых технологий информационного обеспечения мониторинга земель и расширение показателей, по которым проводится оценка качества земель.
На сегодняшний день материалы почвенных и геоботанических обследований не актуальны, так как
Таблица 1
Работы по мониторингу земель, включая почвенные обследования сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае, в период с 2000 по 2010 гг.
Наименования муниципального образования Год проведения работ Категория земель Площадь, тыс. га
Абинский район 2002 Земли сельскохозяйственного назначения 88,7
Северский район 2003 Земли сельскохозяйственного назначения 84,4
Славянский район 2004 Земли сельскохозяйственного назначения 29,5
Туапсинский район 2004 Земли сельскохозяйственного назначения 2
Выселковский район 2004 Земли сельскохозяйственного назначения 19,2
Новопокровский район 2006 Земли сельскохозяйственного назначения 8,6
Ленинградский район 2006 Земли сельскохозяйственного назначения 0,6
г. Краснодар 2009 В разрезе всех категорий земель 84,0
Усть-Лабинский район 2010 В разрезе всех категорий земель 151,1
последние глобальные работы по обследованию сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае проводились в 1970-х-80-х годах. В табл. 1 приведены наиболее значимые мероприятия по оценке качественного состояния земель в Краснодарском крае.
Проанализировав имеющуюся информацию о качестве земель в Краснодарском крае, можно сделать вывод, что работы по систематизации сведений мониторинга земель и почвенных обследований в единую базу не проводятся должным образом, сохранившаяся информация не имеет высокой степени достоверности. Отсутствует сопоставимость с материалами графического учета земель.
За последние десятилетия материалы графического учета земель не обновлялись. Причиной является отсутствие доброкачественного картографического материала и снижение роли землеустройства.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в Краснодарском крае ведется работа, направленная на предотвращение и снижение негативных процессов, оказывающих влияние на плодородие почв. Так, в 2007 году на территории Тимашевского и Новокубанского районов Краснодарского края проведены работы по изучению состояния и использования земель, в результате чего разработаны рекомендации по предотвращению эрозии почв. В районах были выявлены изменения площадей земель, подверженных подтоплению и переувлажнению, причиной чего были процессы гидро-морфизма и слитогенеза в исходно ав-томорфных чернозёмах.
На территории края отмечен факт постоянного роста площадей подтопленных и переувлажнённых земель (11 580 га в 1972 году, 18 477 га в 2007 году), в среднем 528 га в год. Увеличение переувлажнённых земель приводит к деградации почв.
В 2008 году подготовлена «Схема использования и охраны земель на территории Краснодарского края». Представлена научно-обоснованная система мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения
Краснодарского края по предотвращению деградации земель и выработке механизмов территориального планирования, рационального использования земель и их охраны, совершенствования системы землепользования в регионе, обеспечивающей создание сбалансированных высокопродуктивных и устойчивых агроландшафтных систем, адаптированных к местным природно-климатическим условиям.
Перечисленные проводимые работы по мониторингу земель в Краснодарском крае говорят о том, что отдельные мероприятия по сбору информации о качестве земель в целях их сохранения ведутся, однако по-прежнему актуальной является проблема сохранения всех сельскохозяйственных угодий в крае. Поэтому почвенные обследования должны быть неотъемлемой частью государственного мониторинга земель.
Анализ почвенного состояния в муниципальном районе выявит наиболее проблемные участки, на которые в большей степени влияют негативные процессы и явления. Своевременное выявление отрицательных тенденций ухудшения почв позволит проследить закономерность их развития в целях разработки своевременных мер по предотвращению и снижению негативного влияния техногенного и природного характера на плодородные почвы Краснодарского края [3, 4].
Согласно сведениям Росреестра, на территории Краснодарского края в 2017 году находится 2717 предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. За последние годы фиксируется рост количества сельскохозяйственных организаций. Основной причиной такого роста является преобразование подсобных хозяйств в акционерные общества и в другие организационно-правовые формы хозяйствования субъектов. Однако общая площадь земель, используемых предприятиями для производства сельскохозяйственной продукции, сокращается. Так, например, в 2017 году используемая в сельскохозяйственном производстве территория занимала
3417,4 тыс. га, что на 23,7 тыс. га меньше, чем в предыдущем году.
Опираясь на представленные данные, можно предположить, что проведение мониторинга земель по каждому району должно быть необходимым условием для сохранения и рационального использования плодородных земель Краснодарского края.
Первоочередными задачами на пути к созданию эффективной системы мониторинга земель в регионе должны стать:
- систематизация имеющейся информации о качественном состоянии земель;
- проведение аэрофотосъемоч-ных работ и работ по составлению ортофотопланов;
- обновление картографической основы с учетом кадастрового деления;
- пересчет координат в систему МСК-23 из иных систем;
- инвентаризация земель и выявление неиспользуемых земель, принятие мер по вовлечению их в оборот;
- выполнение других мероприятий для обеспечения создания и автоматизации работ по мониторингу земель.
Для достижения поставленных задач предлагаем включить в единую базу государственного мониторинга земель материалы агрохимических и почвенных обследований в границах отдельных сельскохозяйственных организаций. Стоит отметить, что информация о качестве почв в таких отчетах наиболее достоверная и точная. Систематизация информации по предприятиям значительно ускорит процесс наполнения общей базы по краю. Такой подход позволит принимать своевременные эффективные решения по предотвращению влияния негативных процессов на землю.
Примечания:
1. Земельный кодекс Российской Федерации: от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 03.08.2018) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018.
2. Мониторинг и прогнозирование научно-технического развития АПК в сфере мелиорации и восстановления земельных ресурсов, эффективного и безопасного использования удобрений и агрохимикатов. Ч. II / С.Н. Волков, В.В. Вершинин, А.В. Турьянский [и др.]. Белгород, 2018.
3. Подколзин О.А., Сидоренко М.В. Совершенствование земельных отношений при размещении линейных объектов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2 (145). С. 30-34.
4. Региональная система совершенствования управления земельными ресурсами посредством паспортизации почв / А.И. Подколзин, А.Н. Есаулко, О.А. Подколзин [и др.] // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 1. С. 15-18.
References:
1. The Land Code of the Russian Federation: No. 136-FZ dated October 25, 2001 (as amended on August 3, 2018) // Consultant Plus. M., 2018.
2. Monitoring and forecasting the scientific and technological development of the agro-industrial complex in the field of land reclamation and restoration of land resources, efficient and safe use of fertilizers and agrochemicals Part II / S.N. Volkov, V.V. Vershinin, A.V. Turian [and others]. Belgorod, 2018.
3. Podkolzin OA, Sidorenko M.V. Improving land relations in the placement of linear objects // Land management, cadastre and monitoring of land. 2017. No. 2 (145). Pp. 30-34.
4. Regional system for improving land management through soil certification / A.I. Podkolzin, A.N. Esaulko, O.A. Podkolzin [et al.] // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2011. No. 1. Pp. 15-18.