Научная статья на тему 'Результаты реформирования земельных отношений в Краснодарском крае'

Результаты реформирования земельных отношений в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельная реформа / земельные отношения / собственность / земельные ресурсы / эффективность. / land reform / land relations / property / land resources / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко Ксения Александровна

Дана оценка реформированию земельных отношений в Краснодарском крае. Приведены данные о распределении земельного фонда по категориям земель, формам собственности, сельскохозяйственным угодьям, отражены сведения о правах, на которых используют землю сельхозтоваропроизводители. Отмечены также региональные особенности использования земельных ресурсов. Проанализировано влияние земельной реформы на возникновение недостатков в землевладении (землепользовании) в регионе. Прослежена динамика наличия земель у граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, за период земельных преобразований. Рассмотрены темпы образования крестьянских (фермерских) хозяйств. Выявлены проблемы, приводящие к снижению продуктивности сельхозугодий и сдерживающие эффективное регулирование земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of land relations reform in Krasnodar region

The article assesses the reform of land relations in Krasnodar region. The distribution of the region’s land fund by land categories, patterns of ownership, agricultural land is presented, and information about the rights on which agricultural producers use the land is reflected. Regional features in the use of land resources are noted. The influence of land reform on the formation of deficiencies in land ownership (land use) in the region is analyzed. The land availability of citizens involved in the production of agricultural products in dynamics over the period of land transformations is given. The rates of formation of peasant (farmer) farms are considered. Identified problems that contribute to the reduction of agricultural land productivity, and inhibiting the effective regulation of land relations.

Текст научной работы на тему «Результаты реформирования земельных отношений в Краснодарском крае»

МЕЛИОРАЦИЯ, РЕКУЛЬТИВАЦИЯ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ MELIORATION, RECULTIVIATION AND LAND PROTECTION

УДК 332.2 https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-3-106-116

Результаты реформирования земельных отношений в Краснодарском крае К. А. Юрченко

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация

The results of land relations reform in Krasnodar region K. A. Yurchenko

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar, Russian Federation

Дана оценка реформированию земельных отношений в Краснодарском крае. Приведены данные о распределении земельного фонда по категориям земель, формам собственности, сельскохозяйственным угодьям, отражены сведения о правах, на которых используют землю сельхозтоваропроизводители. Отмечены также региональные особенности использования земельных ресурсов. Проанализировано влияние земельной реформы на возникновение недостатков в землевладении (землепользовании) в регионе. Прослежена динамика наличия земель у граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, за период земельных преобразований. Рассмотрены темпы образования крестьянских (фермерских) хозяйств. Выявлены проблемы, приводящие к снижению продуктивности сельхозугодий и сдерживающие эффективное регулирование земельных отношений.

Ключевые слова: земельная реформа, земельные отношения, собственность, земельные ресурсы, эффективность.

The article assesses the reform of land relations in Krasnodar region. The distribution of the region's land fund by land categories, patterns of ownership, agricultural land is presented, and information about the rights on which agricultural producers use the land is reflected. Regional features in the use of land resources are noted. The influence of land reform on the formation of deficiencies in land ownership (land use) in the region is analyzed. The land availability of citizens involved in the production of agricultural products in dynamics over the period of land transformations is given. The rates of formation of peasant (farmer) farms are considered. Identified problems that contribute to the reduction of agricultural land productivity, and inhibiting the effective regulation of land relations.

Keywords: land reform, land relations, property, land resources, efficiency

Образец для цитирования: Юрченко, К. А. Результаты реформирования земельных отношений в Краснодарском крае / К. А. Юрченко // Экономика и экология территориальных образований. — 2019. — Т. 3, № 3. — С. 106-116. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-3-106-116

For citation: K. A.Yurchenko. The results of land relations reform in Krasnodar region. Economy and ecology of territorial formations, 2019, vol. 3, no 3, pp. 106-116. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2019-3-3-106-116

Введение. Из-за экономической важности и социальной остроты земельный вопрос всегда остается основным в экономической политике государства. От того, насколько успешно развиваются земельные отношения, эффективно используются земельные ресурсы, зависит экономическая обстановка в стране.

В конце XX века в результате земельной реформы в нашей стране был осуществлен переход к рыночной модели экономики, проведена реорганизация колхозов и совхозов.

В результате ликвидации монополии государства на землю была нарушена сложившаяся организация территорий, которая отрицательно сказалась на эффективности их деятельности, уменьшилась конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий, не заработали механизмы реализации прав собственников земельных долей, не обеспечено повышение эффективности аграрного производства.

Землеустройство является центральным элементом в системе регулирования земельных отношений. Оно обеспечивает эффективное ведение сельскохозяйственного производства, упорядочение использования земель, повышение уровня плодородия почв. Землеустройство в процессе земельной реформы потеряло организационно-хозяйственные, социально-экономические и природоохранные функции [1]. Цель данной работы — провести оценку реформирования земельных отношений в Краснодарском крае, выработать рекомендации по решению выявленных проблем.

Результаты реформирования земельных отношений. Земельный фонд Краснодарского края по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 7548,5 тыс. га, преобладают земли сельскохозяйственного назначения, занимая 4706,5 тыс. га, или 62,4% площади (рис. 1) [2].

С 1995 по 2019 год изменения произошли во всех категориях земель. Земли сельскохозяйственного назначения уменьшились на 1,8%, земли промышленности — на 37,9%, земли запаса — на 43,3% в связи с тем, что в 2004 году из их состава были выведены земли, пригодные для использования под пашню, и включены в состав земель сельскохозяйственного назначения.

2018 г.

2005 г.

1995 г.

142 325,1

1209,8

□ 4706,5

3

1203,2

571,5

250,5

80,6 80,6

3

1192,6

239,4 627,6

□ земли запаса

□ земли водного фонда

1 земли лесного фонда

□ земли особо охраняемых □ 4764 территорий

□ 4793,2

□ земли промышленности

□ земли населенных пунктов

□ земли с.-х. назначения граждан

1000 2000 3000 4000 5000

0

Рис. 1. Распределение земель Краснодарского края по категориям, тыс. га

Уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения связано с перераспределением земель в регионе, с переводом их в другие категории. Встречаются теневые схемы перевода этих земель под застройку. Имеет место наличие неконтролируемого развития процессов водной и ветровой эрозии, закустаривания, заболачивания [3].

Причины неэффективности землепользования и выбытия из хозяйственного оборота значительных по размеру площадей сельскохозяйственных угодий во многом связано со структурными изменениями собственности на землю.

В Краснодарском крае в настоящее время преобладают площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, занимая 3922,1 тыс. га, или 52,0%, таким образом, государство является крупным землевладельцем в регионе. Земли, находящиеся в собственности граждан, занимают 2953,2 тыс. га, или 39,1%, в собственности юридических лиц всего 8,9% (рис. 2).

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

4007,6

3978,7

3978,1

3922,1

□ 3333,4

20

7,5

□ 3161,5

IZ

411

□ 3064,7

VL

05,7

□ 2953,2

/ 7i

IZ

673,2

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2018 г.

□ Собственность граждан □ Собственность юридических лиц □ Государственная и муниципальная собственность

0

Рис. 2. Динамика изменения земель Краснодарского края по формам собственности, тыс. га

На рис. 2 видно, что с 2005 года находящиеся в собственности граждан земли сокращаются, площади, закрепленные в государственной и муниципальной собственности, тоже снижаются, а земли, закрепленные за юридическими лицами, увеличиваются. Юридические лица постепенно выкупают земельные участки, используемые на праве аренды, выкупают доли в праве общей собственности у граждан-собственников земельных долей.

Из года в год в регионе наблюдается снижение общего количества сельскохозяйственных организаций. В 2010 году они составляли 3438 единиц, в 2017году — 2919. За последние 25 лет доля организаций, основанных на частной форме собственности, с 77,5% возросла до 94,3%. К 2018 году организации, основанные на муниципальной собственности, составили 10 единиц, количество организаций с иностранным участием с 1995 года увеличилось на 98 единиц (рис. 3).

Рис. 3. Распределение сельскохозяйственных организаций Краснодарского края по формам

собственности на начало 2018 года, единиц

С 1995 по 2018 год количество сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, увеличилось с 748 единиц до 2919, то есть в 4 раза.

Из общей площади земель, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, 1771,4 тыс. га, или 52%, находятся в долевой собственности (табл. 1). В большинстве случаев собственники земельных долей сдают их в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам или сельскохозяйственным организациям, которые при краткосрочной аренде не заинтересованы использовать их рационально. Владея на праве собственности менее 20% земель, сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют стимулов для повышения плодородия арендуемых земель [4]. В хозяйственных товариществах удельный вес угодий, находившихся в долевой собственности, составил 56,8%, в производственных кооперативах — 57,3%, в подсобных хозяйствах — 30,2%, в прочих предприятиях — 36,0%.

Сведения о правах, на которых использовали землю сельскохозяйственные товаропроизводители, тыс. га*

Таблица 1

£ ь-

В

I

О

И

£ — —

о

Ч =

н

£ =

х Ё

С;

и

е том числе использовались земли, находящиеся в;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о =

Щ

й о

с

из них:

■I;

-

о

в том числе

и

¡3

I а

гл ¡_

из них

а

о а о о

•а

о ОУ

о

ё а Е

со

Я

с =

с ^

з

рс о о

ИЗ НИХ

предоставлено на праве:

Ьг £

РС О

£ .

Е г

В н

2 и

« с

" В

£ -

-6- а

к

Е 5

к В,

и

с =

-

с;

и К

£

о

н

-9- с

О =

ИЗ НИХ

ас

В

Ч

о

и о Г:

2005

3942,9

161.0

2557,4

1936,4

1921,6

125,9

1184,9

710.8

458.9

39,6

21..4

2010

3640.8

307,7

2554,7

2254,3

2203,1

165,0

0,4

1052,0

573,7

478,3

2б:4

23,6

2015

3474.8

53?, 1

1851.8

1851.4

1836,1

120,7

0.4

1030,6

533,5

497,1

53,3

46,3

2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3406,9

614,7

1771,8

1771.4

1752,7

89,2

0.4

982,8

498.6

481.4

68,2

60.1

*Ин|оршциа Управления Федеральна службы госудфамняш регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

В связи с тем, что в Краснодарском крае никаким структурным подразделением (ни Росре-естром, ни его территориальными отделами, ни муниципальными образованиями) не ведется фактический учет граждан-собственников земельных долей, не заполняются бланки статистической отчетности об их движении, то их количество рассчитывается исходя из среднего значения земельной доли в регионе. На начало 2018 года в крае было 375 625 собственников земельных долей [5].

К сожалению, функция контроля оптимальности расположения земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, не осуществляется ни на федеральном, ни на краевом уровне. Поэтому пространственные характеристики землевладений (землепользований) неизбежно ухудшаются, снижается эффективность использования сельскохозяйственных угодий. Недостатки землевладений (землепользований) приведены на примере земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в границах Староминского сельского поселения Стороминского района (рис. 4).

Рис. 4. Схема расположения земельных участков, выделенных в счет земельных долей, в границах

Староминского района

В табл. 2 приведены данные о наличии земель у граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в крае, в динамике за период земельных преобразований. Количество собственников земельных долей уменьшилось на 1766 единиц.

со о о

о-о ЕЗ

Ю

Таблица 2

Использование земель гражданами (объединениями граждан) для производства с.-х. продукции

Хозяйствующий субъект На конец года 2018 г. к2005 г.

2005 2015 2018

кол-во ед. площадь, тыс. га кол-во ед- площадь, тыс. га кол-во ед. площадь, тыс. га тыс. га %

крестьянские (фермерские) хозяйства 17341 729,4 14145 806,3 13531 805,8 76,4 110=4

индивидуальные предпринимателе не образовавшие КФХ 171 9,0 4539 286,2 5421 337,8 328,8 37=5 Е

личные подсобные хозяйства 801100 169,6 842977 175,7 844369 176 6,4 103=7

граждане, имеющие служебные наделы 3288 0,7 3121 0,6 3121 0,6 -0,1 85=7

садоводы и садоводческие объединения 359650 27,9 359908 27,9 358908 27,7 -0,2 99=2

огородники и огороднические объединения 225523 23,6 168416 18,6 167933 18,4 -5,2 77=9

дачники и дачные объединения - - 1389 0,2 1389 0,2 -

граждане, имеющие земельные участки, предоставленные дня ИЖС 423868 38,2 454262 43,2 456106 43,3 5=1 113,3

животноводы и животноводческие объединения 7410 5=3 6562 4:8 6562 4:8 -0=5 90=5

граждане, занимающиеся сенокошением и выпасом скота 20470 33,1 19189 30,7 18420 30,5 -2=6 92=1

граждане собственники земельных участков 5652 26,0 19460 88,4 19789 95,5 69=5 367=3

собственники земельных долей 7035 29,2 6128 22,7 5287 18,4 -10=8 63=0

итого использовалось земель гражданами 1871508 1092,0 1900096 1505,3 1900836 1559 467 142=7

^Информация Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

и х

& 1 I §

I * § »

к

ч й й п й

г- ?

а к

3. к

а | ^

§ й

* §

^ 1 ^ I

Ц> К4

а

и» > ^ &

и> ё?

£

Наличие земельных долей, не трансформированных в земельные участки, создает неопределенность в земельных отношениях, способствует спекулятивным сделкам с землей, сдерживает развитие земельного рынка. Уменьшение площади этих земель является положительным фактором.

В Краснодарском крае с 1992 по 1995 год быстрыми темпами происходило образование крестьянских (фермерских) хозяйств. В 1991году их количество составляло 4,2 тыс. единиц, а к 1995 году — уже 21,0 тыс. единиц. С 2000 года количество таких хозяйств стало снижаться, и к 2018 году их насчитывается 13,9 тыс. Их площадь ежегодно увеличивается: в 1991 году она была равна 62,5 тыс. га, к 2019 году возросла в 12,8 раза и составила 805,8 тыс. га. Средний размер хозяйства тоже возрос — с 15,0 до 59,6 га (рис. 5).

2017 г.

2015 г.

2010

2005 г.

2000 г.

1995 г.

1991 г

58,

J 13,9 56,8

14,2

50,8

16,1

~1 42,1

17,3

100

807,9

806,3

817,6

729,4

19 1 15,5

21 15 62, 1 4,2 5

507,5

326

200

300

400

500

600

700 800

900

0

□ Средний размер земельного участка, га ШПлощадь, тыс. га ШЧисло хозяйств, тыс. единиц Рис. 5. Число и площадь крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае

Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе свидетельствует о том, что их бурного развития не произошло. Это связано с высокой стоимостью сельскохозяйственной техники, удобрений, ядохимикатов, горючего и с другими причинами.

В Краснодарском крае в 2017 году площадь фонда перераспределения, находящегося в государственной собственности и предоставляемого в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, составила 556,4 тыс. га, из них пашни — 413,7 тыс. га. Только 464,0 тыс. га (83,4%) фонда перераспределения переданы в аренду, а 92,4 тыс. га либо используются незаконно, либо не используются совсем

За последние 27 лет выведены из оборота продуктивные сельскохозяйственные угодья. С 1990 по 2018 год площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 183,7 тыс. га, площадь пашни — на 107,2 тыс. га. На 01.01.2019 во всех категориях земель сельскохозяйственные угодья занимают 4705,6 тыс. га (рис. 6).

6000

5000

4000

3000

2000

1000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4889,3 4724,5 4 717,5 1711,3 4707 4705,6

4473,9

|-

4092,8 3783, 6 3977,6 3987,2 3989,5 3988,2 3985,6

60 2 8 59 7,2 59 4,3 59 3 2

63 \ / 13 4 4,3 546,1 59 4,3 < 25,4

$6,4 12,9 144,1 132,9 127,3 125,4

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

2018 г.

•площадь с.-х. угодии ■многолетние насаждения •залежь

■площадь пашни ■сенокосы и пастбища

0

Рис. 6. Распределение сельскохозяйственных угодий Краснодарского края, тыс. га

Уменьшение площади продуктивных земель в границах Краснодарского края вызвано наличием водной и ветровой эрозии, зарастанием кустарником и мелколесьем, сокращением содержания гумуса в почве и другими негативными процессами [6-7].

Заключение. Оценка результатов реформирования земельных отношений в Краснодарском крае выявила следующие проблемы:

— ежегодное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий;

— отсутствие статистической отчетности о движении земельных долей, об изменении количества собственников;

— 93,0 тыс. га земельных долей являются невостребованными;

— 92,4 тыс. га фонда перераспределения используются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными организациями без надлежащего оформления документов или не используются совсем;

— сельскохозяйственные организации не имею стимулов к сохранению и повышению уровня плодородия почв, так как 80% используемых ими земель они арендуют у собственников земельных долей и у государства.

Отсутствие эффективного организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений будет способствовать дальнейшему росту этих проблем, что повлечет за собой снижение уровня продовольственной безопасности страны. Чтобы этого избежать, необходимо провести в регионе комплекс землеустроительных работ [8].

Библиографический список

1. Юрченко, К. А. Регулирование земельных отношений при упорядочении земель, находящихся в долевой собственности (на примере Краснодарского края) : автореф. дисс. ... канд. экон. наук / К. А. Юрченко. — Краснодар, 2019. — 24 с.

2. Доклады о состоянии и использовании земель Краснодарского края в 2010-2018 гг. [Электронный ресурс] / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. - Режим доступа:

https://frskuban.ru/index.php7optioFcom content&view=article&id=10813&Itemid=287 (дата обращения: 13.08.2019).

3. Юрченко, К. А. Регулирование земельных отношений при упорядочении земель, находящихся в долевой собственности (на примере Краснодарского края) : дисс. ... канд. экон. наук / К. А. Юрченко. — Москва : ГУЗ,2019. — 186 с.

4. Юрченко, К. А. Земельные доли в аграрной экономике России / К. А. Юрченко // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 8-2 (85-2). — С. 1066-1072.

5. Барсукова, Г. Н. Нормативно-правовое регулирование и проблемы использования земельной долевой собственности / Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко // Векторы развития законодательного обеспечения государственной земельной политики: опыт XX века и современность : материалы междун. научно-практ. конф. — Краснодар, 2018. — С. 27-32.

6. Юрченко, К. А. Землеустроительное обеспечение развития земельных отношений в Краснодарском крае / К. А. Юрченко // Colloquium-journal. — 2018. — № 8 (19). — С. 71-73.

7. Барсукова, Г. Н. Землеустройство : учеб. пособие / Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко. — Краснодар : КубГАУ, 2014. — 199 с.

8. Юрченко, К. А. Упорядочение землевладений (землепользований) на основе проведения комплекса землеустроительных работ / К. А. Юрченко // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 9. — С. 36-41.

References

1. Yurchenko, K. A. Regulirovanie zemelnikh otnoshenii pri uporyadochenii zemel, na-khodyaschikhsya v dolevoi sobstvennosti.

[Regulation of land relations in the ordering of lands in common ownership (on the example of the Krasnodar Territory).] Krasnodar, 2019, 24 p. (in Russian).

2. Dokladi o sostoyanii I ispolzovanii zemel Krasnodarskogo kraya v 2010-2018 gg. [Reports on the state and use of land in Krasnodar regionin 2010-2018.] Portal of the Federal Service for State Registration, Cadaster and Cartography (in Russian).

3. Yurchenko, K.A. Regulirovanie zemelnikh otnoshenii pri uporyadochenii zemel, nakhodyaschihsya v dolevoi sobstvennosti. [Regulation of land relations in the ordering of lands in common ownership (on the example of Krasnodar region).] Moscow, GUZ, 2019, 186 p. (in Russian).

4. Yurchenko, K. А. Zemelnie doli v agrarnoi ekonomike Rossii. [ Land shares in the agrarian economy of Russia.] Economy and Entrepreneurship, 2017, № 8-2 (85-2), 1066-1072 pp. (in Russian).

5. Barsukova, G. N. Normativno-pravovoe regulirovanie I problem ispolzovaniya zemelnoi dolevoi sobstvennosti. [Normative-legal regulation and problems of using land share ownership.] Vectors of the development of legislative support of the state land policy: XX century experience and modernity: materials between. scientific and practical conf., 2018, 27-32 pp. (in Russian).

6. Yurchenko, K. A. Zemleustroitelnoe obespechenie razvitiya zemelnikh otnoshenii v Krasnodarskom krae. [Land management support for the development of land relations in Krasnodar region.] Colloquium-journal, 2018, № 8 (19), 67-69 pp.(in Russian).

7. Barsukova, G. N. Zemleustroistvo. [Land management: studies. Manual.] Krasnodar, 2014, 199 p. (in Russian).

8. Yurchenko, KA. Uporyadochenie zemlevladenii na osnove provedeniya kompleksa zem-leustroitelnikh rabot. [Streamlining of land tenure (land tenure) on the basis of conducting a complex of land management.] Land management, cadastre and monitoring of land, 2018, № 9, 36-41 pp. (in Russian)

Поступила в редакцию 01.07.2019 Сдана в редакцию 01.07.2019 Запланирована в номер 05.08.2019

Received 01.07.2019 Submitted 01.07.2019 Scheduled in the issue 05.08.2019

Об авторах:

Юрченко Ксения Александровна,

старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина (350044, РФ, г. Краснодар, ул. Калинина, 13) ivahno-ks@mail.ru

Authors:

Yurchenko, Kseniya A.

Senior Lecturer, Department of Land Management and Land Cadastre, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, (13, Kalinina, Krasnodar, 350044, RF) ivahno-ks@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.