Научная статья на тему 'ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ АГРОГОРОДКОВ'

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ АГРОГОРОДКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ / АГРОГОРОДКИ / КОМПЛЕКСНАЯ ЗАСТРОЙКА / ТЕРРИТОРИИ ПРИОРИТЕТНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалева Татьяна Николаевна, Муравьева Марина Владимировна

Система сельского расселения России отличается тем, значительная часть трудоспособного населения занята в сельскохозяйственном производстве и территория самих населенных пунктов находится на территории соответствующих предприятий. Поэтому без учета перспектив развития населенных мест, их границ и внутреннего устройства невозможно правильно разместить угодья и севообороты, проложить дороги, осуществить мелиоративные и природоохранные мероприятия, создать условия для правильной организации производства, труда и управления им. Современный Градостроительный кодекс РФ не имеет характерных обозначений сельских населенных пунктов, но в русской словесности в сохранены термины, из принятой ранее типизации: села, деревни, поселки, станицы, хутора, аулы и т.п. В Республике Белоруссия в настоящее время для обозначения современных сельских населенных мест государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 введено понятие «агрогородки». Мы так же предлагаем применить такое понятие и для России. Агрогородок, по нашему мнению, это поселение, совмещающие в себе современную экологически чистую агроиндустриальную зону с полным циклом традиционных и инновационных видов производства, высокоблагоустроенную селитебную зону с развитой социальной и инженерной инфраструктурой, культурно-реакционную зону. Он относиться к малым поселениям и может создаваться на следующих основаниях: реконструкция и модернизация существующего сельского населенного пункта; изменение статуса и специализации малых городов; строительство новых агрогородков. Только создание благоприятной социальноэкономической инфраструктуры и рабочих мест в сельской местности по программе государственного финансирования реализации проектов агрогородков на основе документов землеустройства в настоящее время способно в кратчайшие сроки решить проблему обеспечения сельскохозяйственной отрасли трудовыми ресурсами, и способствовать развитию агропромышленного комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAND MANAGEMENT ENSURING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TO RURAL AREAS ON BASED REALIZATION A PROJECTS OF AGRICULTURAL TOWNS

The system of rural settlements in Russia is characterized by the fact that much of the working population is engaged in agricultural production and the territory itself settlements located on the territory of the respective companies. Therefore, without taking into account future development of populated areas, their boundaries, and the internal device is unable to properly accommodate the land and crop rotation, to pave roads, to carry out reclamation and environmental activities, to create conditions for the proper organization of production, labor and management. Modern town-planning code of the Russian Federation has no characteristic signs of rural settlements, but in Russian literature saved in terms of the previously adopted typing: villages, towns, hamlets, etc. In the Republic of Belarus at the present time to refer to modern rural areas of the state program of rural development for 2005-2010 introduced the concept of «agro-towns». We also proposed to apply this concept for Russia. The agrotowns, in our opinion, this is settlement that combines modern eco-friendly agro-industrial area with a full cycle of traditional and innovative types of production, highly productive residential area with well-developed social and engineering infrastructure, cultural and reaction zone. It's can relate to small settlements and can be created for the following reasons: reconstruction and modernization of the existing rural settlement; adjustment of status and specialization of small cities; the construction of new agro-towns. Only the creation of favourable to socio-economic infrastructure and jobs in rural areas according on the program of public funding of projects an agro-towns on the basis documents of the land management at present able as soon as possible to solve the problem of providing workforce for agricultural sector, and a promote the development of agro-industrial complex of the country.

Текст научной работы на тему «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ АГРОГОРОДКОВ»

в

естник АПК

Экономика

315

УДК 332.1:711.1

Ковалева Т. Н., Муравьева М. В.

Kovaleva T. N., Muravyova M. V.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ АГРОГОРОДКОВ

THE LAND MANAGEMENT ENSURING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TO RURAL AREAS ON BASED REALIZATION A PROJECTS OF AGRICULTURAL TOWNS

Система сельского расселения России отличается тем, значительная часть трудоспособного населения занята в сельскохозяйственном производстве и территория самих населенных пунктов находится на территории соответствующих предприятий. Поэтому без учета перспектив развития населенных мест, их границ и внутреннего устройства невозможно правильно разместить угодья и севообороты, проложить дороги, осуществить мелиоративные и природоохранные мероприятия, создать условия для правильной организации производства, труда и управления им.

Современный Градостроительный кодекс РФ не имеет характерных обозначений сельских населенных пунктов, но в русской словесности в сохранены термины, из принятой ранее типизации: села, деревни, поселки, станицы, хутора, аулы и т.п. В Республике Белоруссия в настоящее время для обозначения современных сельских населенных мест государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 введено понятие «агрогородки».

Мы так же предлагаем применить такое понятие и для России. Агрогородок, по нашему мнению, это поселение, совмещающие в себе современную экологически чистую агроиндустриальную зону с полным циклом традиционных и инновационных видов производства, высокоблагоустроенную селитебную зону с развитой социальной и инженерной инфраструктурой, культурно-реакционную зону. Он относиться к малым поселениям и может создаваться на следующих основаниях: реконструкция и модернизация существующего сельского населенного пункта; изменение статуса и специализации малых городов; строительство новых агрогородков.

Только создание благоприятной социально-экономической инфраструктуры и рабочих мест в сельской местности по программе государственного финансирования реализации проектов агрогородков на основе документов землеустройства в настоящее время способно в кратчайшие сроки решить проблему обеспечения сельскохозяйственной отрасли трудовыми ресурсами, и способствовать развитию агропромышленного комплекса страны.

Ключевые слова: государственная стратегия, концепция, управление, социальное экономическое развитие, сельские территории, агропромышленный комплекс, землеустройство, стратегическое и территориальное планирование, планировка территории, агрогородки, комплексная застройка, территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

The system of rural settlements in Russia is characterized by the fact that much of the working population is engaged in agricultural production and the territory itself settlements located on the territory of the respective companies. Therefore, without taking into account future development of populated areas, their boundaries, and the internal device is unable to properly accommodate the land and crop rotation, to pave roads, to carry out reclamation and environmental activities, to create conditions for the proper organization of production, labor and management.

Modern town-planning code of the Russian Federation has no characteristic signs of rural settlements, but in Russian literature saved in terms of the previously adopted typing: villages, towns, hamlets, etc. In the Republic of Belarus at the present time to refer to modern rural areas of the state program of rural development for 2005-2010 introduced the concept of «agro-towns».

We also proposed to apply this concept for Russia. The agro-towns, in our opinion, this is settlement that combines modern eco-friendly agro-industrial area with a full cycle of traditional and innovative types of production, highly productive residential area with well-developed social and engineering infrastructure, cultural and reaction zone. It's can relate to small settlements and can be created for the following reasons: reconstruction and modernization of the existing rural settlement; adjustment of status and specialization of small cities; the construction of new agro-towns.

Only the creation of favourable to socio-economic infrastructure and jobs in rural areas according on the program of public funding of projects an agro-towns on the basis documents of the land management at present able as soon as possible to solve the problem of providing workforce for agricultural sector, and a promote the development of agro-industrial complex of the country.

Keywords. state strategy, concept, governance, social economic development, rural areas, agriculture, agro-industrial complex, land management, strategic and territorial planning, territory planning, development, territories of priority human resources.

Ковалева Татьяна Николаевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землеустройство и кадастры»

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова», г. Саратов, Тел.: (8452)-23-32-92, Е-mail: tnk2003@list.ru

Муравьева Марина Владимировна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика агропромышленного комплекса»

Koveleva Tatjana Nikolaevna -

Ph.D in Economics, Docent of Department of «The land management and cadasters», Saratov State

Agrarian University, Saratov, Tel.: (8452)-23-32-92 E-mail: tnk2003@list.ru

Muravyova Marina Vladimirovna -

Ph.D in Economics, Docent of Department of «The economy of agro-industrial complex», Saratov

316

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова», директор ООО «ЦеСАин», г. Саратов, Тел.: (8452)-23-32-92, Е-mail: muravmar2007@yandex.ru

State Agrarian University,

Director of the limited liability company

"CeSain" Saratov

Tel.: (8452)-23-32-92

E-mail: muravmar2007@yandex.ru

Государственная политика последних десятилетий по привлечению иностранных инвестиций во все отрасли экономики, в том числе и агропромышленный комплекс, имеющиеся недостатки земельного и административного права, законодательное сведение значения землеустройства сугубо к межевым и кадастровым работам, вступление России в 2012 году во Всемирную торговую организацию (ВТО) с рамках глобализации экономики страны с другими государствами, по существу сложило благоприятные условия для экономической экспансии, современной форме колонизации России, захвату ее территорий, создало условия к потере ее национального суверенитета [10].

Локальный национальный конфликт в Украине, последовавшее в связи с этим обострение политической ситуации вокруг Российской Федерации, выявили необходимость отказа от импорта как промышленных, как и продовольственных товаров и принятие срочных мер по обеспечению быстрого и стабильного социального-экономического развития государства с целью сохранения статуса великой державы на мировой политической арене путем развития отечественного производства, и в первую очередь обеспечение продовольственной безопасности страны за счет местных продуктов питания [9, 10].

В результате проведенных с 1991 года реформ в Российской Федерации крупные государственные сельскохозяйственные предприятия были реорганизованы, а их бывшие работники наделены земельными и имущественными паями. В итоге ориентировочная численность собственников земельных долей составила более 12 млн. человек. К настоящему времени из них только 1,4 млн. осуществили государственную регистрацию своих прав на землю (11 %). В натуре выделено 18 млн га земель сельскохозяйственного назначения, или чуть более 16 % площади земель, находившихся в общей долевой собственности [8, 9].

Вместо создания крупного класса эффективно работающих собственников сельскохозяйственных земель, реформирование агропромышленного комплекса привело к прекращению деятельности большей части эффективно работавших сельскохозяйственных предприятий, вымиранию сельских населенных мест и необоснованному росту крупных городов в результате миграции населения. В результате проведенных реформ в настоящее время по оценкам как отечественных, так и иностранных экспертов (Alcantara, C., T. Kuemmerle, M. Baumann, E. V. Bragina, P. Griffiths, P. Hostert, J. Knorn, D. Müller, A. V. Prishchepov, F Schierhorn, A. Sieber, V. C. Radeloff A. J. Dolman, A. Shvidenko, D. Schepaschenko, P. Ciais, N. Tchebakova, T. Chen1, M. K. Van der Molen, L.

Рисунок 1 - Динамика распределения сельских населенных пунктов по данным переписи населения 1989 г

2002 г, 2010 г [13]

в

Экономика

317

Belelli Marchesinil, T. C. Maximov, S. Maksyutov, and E.-D. Schulze, de Beurs, K.M., G. loffe, and T. Nefedova, C. K. Wright, and G. M. Henebry, loffe, G., I. Zaslavsky, Katherine Leitzell, Dubinin, M., Stephen K. Wegren, Matthew Gorton, John White, Zvi Lerman, Heinrich Hockmann, Michael Kopsidis, Ulyana F. Korzhevych, Ivan Franko), у нас как минимум треть некогда возделанных полей зарастает бурьяном [10].

Согласно переписи населения 2010 года, населенных мест с количеством числом жителей до 6 человек возросло в 2,5 раза по сравнению с 1989 годом и составляет 27,68 % от общего числа малочисленных населенных пунктов (рис.1) [14]. Возрастают темпы роста количества заброшенных деревень, что создает большую угрозу национальной и территориальной безопасности страны, так как региональные власти вместо восстановление экономического, инженерного базиса упраздняют малочисленные сельские населенные пункты как экономически невыгодные территориальные структуры. Под угрозой по данным переписи 2010 года населения более 40 тыс. сельских населенных пунктов в России [12, 14].

Большая часть из 39000 брошенных деревень, поселков России и земель сельскохозяйственного назначения приходится на Центральный федеральный округ, Северо-Запад, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток [13]. Одним из путей исправления ситуация по мнению ряда авторов, являются программы финансирования сохранения сел [5, 9, 11, 12].

Система сельского расселения России отличается от систем городского и смешанного типа тем, значительная часть трудоспособного населения занята в сельскохозяйственном производстве и территория самих населенных пунктов находится на территории соответствующих предприятий. Поэтому без учета перспектив развития населенных мест, их границ и внутреннего устройства невозможно правильно разместить угодья и севообороты, проложить дороги, осуществить мелиоративные и природоохранные мероприятия, создать условия для правильной организации производства, труда и управления им.

На систему сельского расселения оказывают влияние природные, экономические и социальные факторы, в свою очередь, она оказывает на них обратное воздействие. К числу природных факторов относятся прежде всего климат, плодородие земель, рельеф местности, гидрография, растительность. Среди экономических факторов уровень интенсивности сельхозпро-изводства, его интеграции с промышленностью, близость рынков сбыта сельхозпродукции (промышленных и транспортных узлов), развитие сети межхозяйственных и внутрихозяйственных дорог и других объектов инфраструктуры.

Социальные факторы включают тип земельных отношений, формы собственности на землю и другие средства производства, уровень социального обеспечения и культурно-бытового

обслуживания населения. Кроме того сельское расселение в разных частях страны имеет также национально-культурные отличия, что связано с более традиционным образом жизни сельских жителей, при котором в большей мере сохраняются исторические традиции и обычаи, быстро нивелирующиеся в городах. На территории современной России выделяют семь зональных типов сельского расселения, а также один азональный тип.

1. В зоне тундры и лесотундры образовалось редкоочаговое постоянное расселение в дополнение с сезонными стоянками оленеводов (стойбищами). Сеть поселений в этом типе самая редкая. Крупные поселения расположены по берегам рек и морей, но расстояния между ними составляют десятки или даже сотни километров. Люди в них занимаются, как правило, не сельским хозяйством, а связаны с горнодобывающей промышленностью или транспортом. Более рассредоточено, но также на очень больших расстояниях друг от друга находятся летние (в тундре) и зимние (в лесотундре) стоянки оленеводов. Наиболее характерен данный тип расселения для Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Чукотского автономных округов.

2. В северной части лесной зоны (в тайге) расселение имеет очаговый характер. Очаги расселения привязаны к рекам, и внутри них расстояния между населенными пунктами сравнительно невелики. Междуречные пространства практически не заселены. Большинство поселении имеет небольшие размеры. Л юди в них занимаются в основном животноводством (используя заливные луга) и лесозаготовками. Наиболее характерен данный тип для Республики Карелия, Архангельской области-

3. В южной части лесной зоны (в смешанных и широколиственны лесах) расселение имеет выборочный характер - для земледелия выбраны лучшие по почвам и дренажу участки. Сеть поселений очень густая, но населенные пункты самые мелкие, так как небольшие поля с малоплодородными подзолистыми почвами могли прокормить только небольшое число жителей. Этот тип расселения характерен для Псковской, Смоленской, Тверской и большинства других областей российского Нечерноземья.

4. В зоне степей и лесостепей распространено сплошное земледельческое расселение. Населенные пункты здесь крупные, но расположены относительно далеко друг от друга. Люди в них занимаются в основном сельским хозяйством, но часто здесь же находятся учреждения сферы услуг и небольшие промышленные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Тип характерен для регионов Центрально-Черноземного района, Ростовской, Саратовской, Оренбургской и некоторых других областей юга России.

5. В зоне сухих степей и полупустынь постоянное расселение снова становится очаговым, дополняясь сезонными (летними) стоянками овцеводов. Очаги расселения привязаны к ре-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

кам или озерам, населенные пункты в них обычно крупные, а люди занимаются сельским хозяйством и его обслуживанием (строительством оросительных систем и др.). Такое расселение в России распространено лишь на Прикаспийской низменности: в Астраханской области, Республике Калмыкия.

6. В районах, наиболее благоприятных для растениеводства - с оптимальным сочетанием тепла и влаги, сельское расселение сплошное. При этом населенные пункты очень крупные (часто в них проживают десятки тысяч человек) и расположены близко друг от друга. В итоге получается очень большая плотность сельского населения, которое занимается выращиванием и первичной переработкой продукции наиболее трудоемких культур: фруктов, овощей, винограда, чая, табака. На территории России такое расселение встречается в предгорьях Кавказа.

7. В горных районах на юге страны сельское расселение имеет мозаичный характер, вызванный высотной поясностью. В долинах

расположены крупные населенные пункты, население которых занимается в основном земледелием. Чем выше в горы, тем населенные пункты мельче. В высокогорьях находятся только сезонные (зимние) стоянки овцеводов. В России такое расселение встречается в горной части Северного Кавказа, отчасти - на Южном Урале и в горах юга Сибири.

8. Азональным типом (не зависящим от природных зон) является пригородное сельское расселение. Оно распространено вокруг всех Крупных городов России, но особенно большие территории занимает вокруг Москвы и Санкт-Петербурга - фактически полностью Московскую и Ленинградскую области. В данном случае, чем ближе к городу, тем сельские населенные пункты крупнее и чаще расположены, а чем дальше от города - тем они мельче и дальше находятся друг от друга сельское население в этом типе наиболее урбанизированно, большинство жителей работают в близлежащих городах. Сельские поселения часто также имеют

Рисунок 2 - Схема размещения агрогородков Республики Белоруссии [11]

Рисунок 3 - Генеральный план агрогородка зона «Фундо ла Роана», штат Гуарико Боливарианской Республике Венесуэле, разработанный ЗАО «Белзарубежстрой» [4]

городской облик - застроены многоэтажными домами, имеют высокий уровень благоустройства и т.д.

Современный Градостроительный кодекс РФ [2] не имеет характерных обозначений сельских населенных пунктов, но в русской словесности в сохранены термины, из принятой ранее типизации: села, деревни, поселки, станицы, хутора, аулы и т.п. В Республике Белоруссия в настоящее время для обозначения современных сельских населенных мест государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 введено понятие «агрогородки». По итогам реализации госпрограммы в Белоруссии было сформировано 1481 агрогородков, 1449 из которых созданы на базе сельских поселений, 32 - на базе поселков городского типа (рис. 2), в которых расположены центральные усадьбы прилегающих сельскохозяйственных предприятий [7, 13]. Примечательным является то, что специалисты Республики Белоруссии используют свой опыт для зарубежного строительства новых агрогородков в Боливарианской Республике Венесуэле (рис. 3) [7].

Мы так же предлагаем применить такое понятие и для России. Агрогородок, по нашему мнению, это поселение, совмещающие в себе современную экологически чистую агроинду-стриальную зону с полным циклом традиционных и инновационных видов производства, высокоблагоустроенную селитебную зону с развитой социальной и инженерной инфраструктурой, культурно-реакционную зону. Он относиться к малым поселениям и может создаваться на следующих основаниях: реконструкция и модернизация существующего сельского населенного пункта; изменение статуса и специализации малых городов; строительство новых агрогородков.

Идея модернизации и реконструкции сельских населенных мест с сохранением их само-

бытности с целью пропаганды сельского образа жизни и привлечения трудовых ресурсов в сельскую местность не является чем-то новым. В странах Европейского союза давно озабочены ростом городских агломераций и оттоку населения из сельской местности, разрушением самобытной культуры отдельных народностей.

В Европейских странах предусмотрены различные программы обновления деревень с сохранением культурного наследия. Целью осуществления грантовой поддержки является обновление и развитие небольших сел для сохранения и пропаганды сельского образа жизни, в том числе для сохранения и дальнейшего развития современного села, для улучшения условий жизни сельского населения и для эффективных мер использования зданий сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий. В Германии современные программы модернизации сельских населенных мест во многом обязаны трудам немецкого архитектора, профессора Wilhelm Landzettel [15].

В Российской Федерации так же были разработаны меры по комплексной компактной застройке и благоустройству сельских поселений в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», при этом реализация проектов началась в 2009 году в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Целью явилось создание поселений нового типа с развитой производственной и инженерной инфраструктурой через реализацию проектов комплексной застройки с современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов агропромышленного производства. Реализация проектов началась в 2009 году и по итогом 2013 года и по данным федерального

320

,,„ „„„„, щ Ставрополья

научно-практическии журнал

Министерства сельского хозяйства было завершено 55 проектов из 81 из 31 субъекта России. Нужно отметить, что не все проекты подразумевали жилищную застройку и полное создание благоустроенного агрогородка, а были разработаны для модернизации существующей социальной сферы [11].

В связи с принятыми мерами по защите от экономических санкций зарубежных стран, настоящее время Правительством Российской Федерации срочно принимается нормативно-правовая база по созданию наилучших условий для развития сельского хозяйства, в числе которых и проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов». В проекте закона говориться о разработке и реализации органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления дополнительных мер, направленных на привлечение трудовых ресурсов [3].

Принятия еще в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства за счет улучшения и повышения продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; сохранения и улучшения традиционных агроландшафтов; улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель; обеспечения подъема племенного животноводства и повышения продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах [4, 5].

Как нам видится, первоочередным из государственных мероприятий по развитию агропромышленного комплекса страны должно являться создание максимально благоустроенных и инфраструктурно-оснащенных сельских поселений, как основного элемента решения производственных и социально-демографических проблем сельской местности многих регионов Российской Федерации. Для решения такой задачи на региональном уровне может служить реализация проектов агрогородков на основе документов землеустройства.

Кроме государственного финансирования для успешной реализации программ модернизации и реконструкции сельских населенных мест и создания агрогородков, как основы возрождения аграрного потенциала страны, необходимы так же и соответствующие проектные документы. В ходе реформирования социально-экономического строя России был утерян проектный опыт по планировке и застройке сельских населенных мест, инженерному обустройству и развитию сельских территорий.

Задачи совершенствования сельского расселения издавна решались в проектах землеустройства. С 1960 г. вопросы расселения стали рассматриваться и в схемах районной планировки, а с 70-х годов, кроме того, — в схемах землеустройства административных районов, в настоящее время считается, что данные вопросы рассматриваются в документах территориального планирования. Но в главе 3 Градостроительного кодекса четко сказано, что документы территориального планирования разрабатываются для принятия решений по предоставлению земель для государственных нужд и разрабатываются на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в областях: федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; оборона страны и безопасность государства; энергетика; высшее образование; здравоохранение.

Как видим, из данного определения, документы территориального планирования не отвечают вопросам ни планировки территории населенных мест, не, тем более, учету их сельскохозяйственной направленности и развитию территорий для нужд агропромышленного производства. В то же время, в ст. 1 ФЗ №78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» указывается на наличие таких документов, как генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель. Но в структуре документов стратегического планирования страны эти документы отсутствуют, так же, как и отсутствует расшифровка назначения и содержания этих документов в самом законе «О землеустройстве», как и в каких-либо других действующих нормативно-правовых документах.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо на законодательном уровне дать расшифровку понятиям «генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации», «схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации», «схема землеустройства муниципальных образований», «схемы использования и охраны земель» и вернуть им решение вопросов по: уточнению хозяйственного назначения населенных пунктов, развитию аг-рогородков; уточнению площади и местоположение земель, находящихся в ведении местных администраций населенных мест; определению площади, местоположению, выбору участков (площадок), необходимых для расширения хозяйственных центров, индивидуального жилищного и производственного строительства; созданию территориальных и социально-экономических условий, инженерной подготовке местности для развития агропромышленного производства и т.п.

в

Экономика

321

Таким образом, только создание благоприятной социально-экономической инфраструктуры и рабочих мест в сельской местности по программе государственного финансирования реализации проектов агрогородков на основе

документов землеустройства в настоящее время способно в кратчайшие сроки решить проблему обеспечения сельскохозяйственной отрасли трудовыми ресурсами, и способствовать развитию агропромышленного комплекса страны.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: [Фе-дер. закон № 136-Ф3: принят Гос. Думой 25 окт. 2001 г. по состоянию на 5 авг. 2013г.] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон № 190-ФЗ: принят Гос. Думой 29 дек. 2004 г. по состоянию на 5 авг. 2013г.] [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

3. Российская Федерация. Законы. «О землеустройстве»: [Федер. закон № 78-ФЗ: принят Гос. Думой 18 июня 2001 г. по состоянию на 5 авг. 2013г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

4. Российская Федерация. Законы. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. «Об утверждении концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru, свободный. -Загл. с экрана.

5. Российская Федерация. Законы. Стратегия социально-экономического развития Агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (Научные основы). Проект. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www. vniiesh.ru, свободный. - Загл. с экрана.

6. Российская Федерация. Законы. Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.

7. Аграрно-индустриальный городок ЗАО «Белзарубежстрой» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.bzs.by свободный. - Загл. с экрана.

8. Иванов, Н.И. Взаимосвязь документации по территориальному планированию с программами социально-экономического развития /Н.И. Иванов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -№ 10, 2008г. - С. 43-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Вершинин, В.В. Землеустройство как экономико-правовой базис реализации стратегии развития АПК России / В.В. Вер-

References:

1. The Russian Federation. Laws. The land code of the Russian Federation: [Feder. law No. 136-FZ: adopted State. The Duma on 25 Oct. 2001 as of 5 Aug. 2013] [The electronic resource]. Mode of access : http://www. consultant.ru free. - The title from the screen.

2. The Russian Federation. Laws. The town-planning code of the Russian Federation: [Feder. law No. 190-FZ: adopted State. Duma 29 Dec. 2004 as of 5 Aug. 2013] [The electronic resource]. Mode of access : http:// www.consultant.ru free. - The title from the screen.

3. The Russian Federation. Laws. "On land management": [Feder. law No. 78-FZ: adopted State. The Duma on June 18, 2001 as of 5 Aug. 2013] [The electronic resource]. Mode of access : http://www.consultant.ru free. - The title from the screen.

4. The Russian Federation. Laws. The decree of the Russian Government № 1662-R dated 17.11.2008, "On approving the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [The electronic resource]. Mode of access : http://www.consultant.ru free. -The title from the screen.

5. The Russian Federation. Laws. The strategy of socio-economic development of the Agroindustrial complex of the Russian Federation for the period up to 2020 (the Scientific basis). The project. [The electronic resource]. Mode of access : http://www. vniiesh.ru free. - The title from the screen.

6. The Russian Federation. Laws.The draft of the Federal law "On amendments to the Law of the Russian Federation "On employment in the Russian Federation [The electronic resource]. Mode of access : http://www. consultant.ru free. - The title from the screen.

7. Agro-industrial town of the Belzarubezhstroy" [The electronic resource]. Mode of access : http://www.bzs.by free. - The title from the screen.

8. Ivanov, N. I. The relationship of documentation on spatial planning with socio-economic development /N. I. Ivanov // The land management, cadastre and land monitoring. - No. 10, 2008. - S. 43-45.

9. Vershinin, V. V. The land management as an economic and legal basis of the implementation of the strategy to development of agroindustrial complex of Russia / V. V. Vershinin, T. N. Kovaleva //

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

шинин, Т.Н. Ковалева // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - № 11 (83), ноябрь 2011г. - С. 9-15.

10. Ковалева, Т.Н. Анализ возможных последствий глобализации земельной собственности для социально-экономического развития АПК России / Т.Н. Ковалева // Аграрный сектор России: пути взаимодействия в мировом пространстве: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. И.Ф. Сухановой, М.В. Муравьевой. - Саратов: ООО «ЦеСА-ин», 2014. - С. 51-59.

11. Крюкова Н. А. Пути совершенствования использования земельных ресурсов / Н. А. Крюкова // Развитие аграрного сектора экономики в условиях глобализации: Материалы международ. науч.-практ. конф. (Воронеж, 19-20 июня 2013 г) - Воронеж: Воронеж. гос. аграр. ун-т, 2013. - С. 81-87.

12. Муравьева, М.В. Государственное регулирование социальной инфраструктуры сельского хозяйства / М.В. Муравьева, С.И. Ткачев // Вестник саратовского государственного технического университета - № 1,том 2, 2012. - C. 195-200.

13. Назарук, В. Новые возможности развития сельских поселений. Опыт создания агро-городков [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.vasab.org, свободный. - Загл. с экрана.

14. Росстат. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www. gks.ru, свободный. - Загл. с экрана.

15. Wilhelm Landzettel. Das Dorf, in dem wir leben. Eine Sehhilfe für Landschaft und Siedlung. Eine Informationsschrift des Niedersächsischen Sozialministers / Wilhelm Landzettel, Christa Landzettel u. a. -Hannover: Hrsg «Der Niedersächsächsische Sozialminister», 1985. - 234 c.

The land management, cadastre and land monitoring. - No. 11 (83), November 2011. -S. 9-15.

10. Kovaleva, T. N. The analysis of the possible consequences of globalization land for socio-economic development of the Russian agricultural sector / T.N. Kovaleva // Agrarian sector of Russia: ways of interaction in the world: materials of international scientific-practical conference / Ed. by I. F. the Suhanova, M. C. Muravyova. - Saratov: OOO Asain", 2014. - S. 51-59.

11. Kryukova N. A. The ways of improve land use / N. A. Kryukova // The development to agrarian sector of economy in conditions of globalization: proceedings of the international. nauch.-practical use. proc. (Voronezh, June 19-20, 2013) - Voronezh: Voronezh. state agrarian. University, 2013. -S.81-87.

12. Muravyova, M. V. State regulation of social infrastructure agriculture / M. V. Muravyova, S. I. Tkachev // The bulletin of the Saratov state technical University, No. 1,volume 2, 2012. - C. 195-200.

13. Nazaruk, Century New opportunities for the development of rural settlements. Experience in the creation of agro-towns [The electronic resource]. Mode of access : http://www. vasab.org free. - The title from the screen.

14. Rosstat. The official website. [The electronic resource]. Mode of access : http://www.gks. ru free. - The title from the screen.

15. Wilhelm Landzettel. Das Dorf, in dem wir leben. Eine Sehhilfe für Landschaft und Siedlung. Eine Informationsschrift des Niedersächsischen Sozialministers / Wilhelm Landzettel, Christa Landzettel u. a. -Hannover: Hrsg «Der Niedersächsächsische Sozialminister», 1985. - 234 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.